Научная статья на тему 'Анализ статистики транспортных происшествий и отцепок вагонов по неисправностям буксовых узлов'

Анализ статистики транспортных происшествий и отцепок вагонов по неисправностям буксовых узлов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
589
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Петухов В. М.

В работе сделан анализ статистики транспортных происшествий и отцепок вагонов по неисправностям буксовых узлов за период с 2004-2006 г.г. Сделан вывод о необходимости качественного улучшения диагностики букс вагонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Петухов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аналіз статистики транспортних подій і відчеплень вагонів по несправностях буксових вузлів

У роботі зроблений аналіз статистики транспортних подій і відчеплень вагонів по несправностях буксових вузлів за період з 2004-2006 р.р. Зроблено висновок про необхідність якісного поліпшення діагностики букс вагонів.

Текст научной работы на тему «Анализ статистики транспортных происшествий и отцепок вагонов по неисправностям буксовых узлов»

Список лтератури

1 Нагорный Е.В., Хаба И.И. Совершенствование технического обслуживания вагонов на сортировочных станциях. -Киев.: Техника, 1987. -140с.

2 Сенько В.И. Совершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонта грузовых вагонов. -Гомель: БелГУТ, 2002. -187с.

3 Вагонное хозяйство: Учебник для вузов ж.-д. транспорта/ Под ред. П.А. Устича. -М.: Маршрут, 2003. - 560с.

4 Гнеденко Б.В., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового обслуживания. -М.: Наука, 1966. -431с.

УДК 629.4.027.11.004.63

Петухов В. М., аспирант (УкрГАЖТ)

АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ОТЦЕПОК ВАГОНОВ ПО НЕИСПРАВНОСТЯМ БУКСОВЫХ УЗЛОВ

Постановка проблемы. Важнейшим элементом вагона, влияющим на безопасность движения, является состояние буксового узла. Разрабатываемая технология непосредственного контроля и диагностики буксовых узлов с помощью бортовых диагностических станций призвана обеспечить раннее обнаружение и предупреждение о неисправностях букс[1]. Для разработки данной технологии очень важно знать о наиболее часто возникающих и наиболее опасных неисправностях букс в процессе их эксплуатации. Здесь выбор контролируемых параметров в значительной мере определяет сложность аппаратуры мониторинга букс, ее качественные показатели и, соответственно, её стоимость.

Основная часть. Как показывает статистика, в 2006 году в вагонном хозяйстве Укрзашзнищ произошло 243 транспортных происшествий, из них по неисправности роликовых букс — 120, т.е (49,4%). Рассмотрев динамику транспортных происшествий по неисправности буксовых узлов за 2002-2006 г.г. (рисунок 1) можно заметить тенденцию к их снижению.

Рисунок 1 — Диаграмма изменения количества транспортных происшествий по неисправности буксовых узлов за 2002-2006 г.г.

Однако это снижение происходит на фоне сокращения вагонного парка (рисунок 2). Начиная с 1991 и по 2005 год инвентарный парк грузовых вагонов, из-за причин вывода из эксплуатации подвижного состава, который отработал нормативный установленный срок службы, а также хронического недофинансирования закупки нового, сократился на 120 тысяч (45%). Ситуация усложняется тем, что износ подвижного состава, срок эксплуатации которого составляет 25-30 лет, составляет 65,8%. Это приводит к увеличению затрат на ремонт, а так же на обеспечение безопасности движения против нормативных более, чем в 2 раза.

Рисунок 2 — Динамика изменения инвентарного парка грузовых вагонов Укрзалiзницi за период 2002-2005 г.г.

В таблице 1 приведены причины отцепок грузовых вагонов по неисправностям роликовых букс на железных дорогах Украины, выявленными автоматическими устройствами контроля и

осмотрщиками вагонов.

Таблица 1— Отцепки вагонов по неисправностям роликовых букс за период 2004-2006 г.г. [2,3]

Наименование неисправности %

2004 2005 2006 среднее

Износ сепаратора 1,5 1,3 1,7 1,5

Разрушение сепаратора 2,6 1,2 1,1 1,6

Разрушение подшипника 1,2 1 0,6 0,9

Ослабление торцевого крепления шайбой 11,4 6,2 8,9 8,8

Надиры на торцах роликов, кольца типа "елочка" 16,7 15 14 15,3

Проворот внутреннего кольца 1,3 0,9 1,7 1,3

Недостаточное количество смазки 5,8 5,7 4,5 5,3

Несоответствие радиальных зазоров 1,3 0,9 1,2 1,1

Трещины,отколы, разрывы внутреннего и внешнего кольца 1,2 0,7 0,5 0,8

Излом, трещины упорного кольца 4,3 2,7 1,8 2,9

Раковины на поверхности качения колец, роликов 1,4 1,7 1,7 1,6

Неисправности лабиринтного кольца 1,3 1,5 0,4 1,1

Наличие воды в смазке 10,5 11,1 14,1 12,0

Смазки больше нормы 4,9 6,6 3,6 5,0

Излом стопорной планки (болтов М12) 4,2 3,3 3,5 3,7

Электроожог 0,5 0,6 0,4 0,5

Неисправности тележек и корпусов букс 7,7 8,6 3 6,4

Задиры лабиринтной части буксы 0,6 1,2 1,5 1,1

Причина не выявлена 12,9 10,6 11,6 11,8

Ослабление, разрушение крепления гайки М110 7,9 16,7 11,8 12,2

Неисправность колесных пар 0,8 1,4 2,1 1,4

Некачественное уплотнение буксы 0 0,1 0,3 0,1

Повреждения на подъездных путях 0 0,1 3,2 1,1

Другие (отсутствие болта смотр. крышки, деформация смотр. крышки, разворот буксы) 0 0,4 6 2,1

Вмешательство посторонних лиц 0 0,5 0,8 0,4

Диаграмма на рисунке 3 дает наглядное представление о приоритетах распределения неисправностей роликовых букс

%

16 14 12 10 8 6 4 2 0

1-Надиры на торцах роликов, кольца типа "елочка"; 2-Ослабление, разрушение крепления гайки М110; 3-Наличие воды в смазке; 4-Причина не выявлена; 5-Ослабление торцевого крепления шайбой; 6-Неисправности тележек и корпусов букс;7-Недостаточное количество смазки; 8-Смазки больше нормы; 9-Излом стопорной планки (болтов М12); 10-Излом, трещины упорного кольца; 11-Другие (отсутствие болта смотр. крышки, деформация смотр. крышки, разворот буксы); 12-Разрушение сепаратора; 13-Раковины на поверхности качения колец, роликов; 14-Износ сепаратора;15-Неисправность колесных пар; 16-Проворот внутреннего кольца; 17-Повреждения на подъездных путях; 18-Задиры лабиринтной части буксы; 19-Неисправности лабиринтного кольца; 20-Несоответствие радиальных зазоров; 21-Разрушение подшипника; 22-Трещины, отколы, разрывы внутреннего и внешнего кольца; 23-Электроожог; 24-Вмешательство посторонних лиц; 25-Некачественное уплотнение буксы.

Рисунок 3 — Диаграмма распределения причин отцепок вагонов по видам неисправностей буксового узла, %

Таким образом, основными неисправностями роликовых букс являются надиры на торцах роликов, кольца типа "елочка" — 15,2%, ослабление, разрушение крепления гайки М110 — 12,2%, наличие воды в смазке — 12,0%, ослабление торцевого крепления шайбой — 8,8%. Для разработки системы непосредственного контроля данного типа букс на ходу поезда эти показатели будут определять типы датчиков, входящих в состав бортовой диагностической станции (БДС), а также программное обеспечение для микроконтроллера БДС. К тому же наличие

15 ,3

12 2 „ 12,0

— — -| 11,8

8, 8

6, 4

5 ,3 5 3,7

2, 9 2, 1 1 ,6 1 ,6 1,5 1 _4 13 1,1 1,1 1,1 1,1 0,9 08 0,5 0,4 П П П П П П п 0,4 0:1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 - 2 1 3141 5 16171819 20 2122 23 2425

в буксовом узле интеллектуальных датчиков позволит определить причины нагрева букс, которые в данное время не определяются и составляют 11,8% отцепок по неисправностям буксовых узлов.

Анализ диаграммы на рисунке 4 свидетельствует о том, что при контроле букс все еще большую роль имеет человеческий фактор, долю которого в диагностике этого узла требуется всемерно снижать за счет повышения уровня автоматизации данного процесса.

70 60 50 40 30 20 10 0

Рисунок 4 — Диаграмма соотношения выявляемости неисправностей роликовых букс осмотрщиками вагонов и автоматическими средствами

контроля, %

Выводы. Как свидетельствует приведенная статистика, буксовый узел был и остается «ахиллесовой пятой» подвижного состава. К тому же выявляемость неисправностей букс автоматическими устройствами контроля составляет немногим более половины от общего числа обнаруженных дефектов. Все это требует не только более качественного изготовления и ремонта этого ответственного узла[4], но также коренного улучшения технологии его диагностики и контроля, особенно в процессе эксплуатации.

Список литературы

1. Поддубняк В.Й., Борзилов И.Д., Петухов В.М. Технология диагностики букс на ходу поезда с использованием радиодатчиков //Зб. наук. праць. - Донецьк: Дон1ЗТ. -2006. - Вып.7. - С.58-61.

59,7 55,5 54,6

40,3 44,5 45,4

1

2004 2005 2006

□ Осмотрщикиш Автоматические средства

2. Аналiз стану безпеки руху на залiзницях Украши у 2005 рощ/ Мшютерство транспорту та зв'язку Украши. Державна адмiнiстрацiя залiзничного транспорту. Головне управлiння безпеки руху та екологп.- Кшв-2006.-С.44-52.

3. Аналiз стану безпеки руху поiздiв на залiзницях Украши за 2006 р^ Державна адмiнiстрацiя залiзничного транспорту Украши «Укрзалiзниця». Головне управлiння вагонного господарства.- Кшв-2007.

4. Мартинов I.E., Труфанова А.В., Косован М.К. До питання пщвищення надiйностi роботи роликових букс//Зб. наук. праць/УкрДАЗТ, 2006. - Вып.99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.