Научная статья на тему 'Анализ статистики нарушений и отказов вертолётов по данным эксплуатационных предприятий'

Анализ статистики нарушений и отказов вертолётов по данным эксплуатационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
398
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СТАТИСТИКА / ВЕРТОЛЁТ / КОНСТРУКТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕНЫЙ НЕДОСТАТОК / OPERATIONAL STATISTICS / HELICOPTER / CONSTRUCTIVELY AND PRODUCTION FLAW

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Потылицын В.Л., Талапова Е.Г., Бойко О.Г.

Выполнен анализ данных по отказам и неисправностям по данным эксплуатационных предприятий подчиненных Красноярскому МТУ Росавиации в период с 2010 по 2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF VIOLATIONS AND FAILURES ACCORDING HELICOPTER MAINTENANCE COMPANIES

The paper analyzes the data on failures and malfunctions according to the maintenance companies subordinated to Krasnoyarsk MTU Rosaviation in the period from 2010 to 2015.

Текст научной работы на тему «Анализ статистики нарушений и отказов вертолётов по данным эксплуатационных предприятий»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

[Reliability of functional systems of civil aircraft]. Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2010.

2. Rukovodstvo po tekhnicheskoy ekspluatatsii samoleta Yak-42D [Guidelines for the technical operation of the Yak-42D].

3. Vorob'ev E.A. Chislennye metody: uchebnoe posobie dlya vuzov [Numerical methods: a manual for schools]. 2-e izdanie, ispr. M. : Nauka. Gl. red. fiz.-mat. lit., 1987.

4. Lukasov V. V., Katsura A. V. Nadezhnost' letatel'nykh apparatov i dvigateley [Reliability of aircrafts and engines]. Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2005.

5. Normy letnoy godnosti samoletov transportnoy kategorii [Standards of Airworthiness transport category airplanes]. 4-e izdanie s 1-7 popravkami. 2013.

© Попов Д. В., Мясников В. Э., Ачкасова Е. А., 2016

УДК 629.735.017.1

АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ НАРУШЕНИЙ И ОТКАЗОВ ВЕРТОЛЁТОВ ПО ДАННЫМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В. Л. Потылицын, Е. Г. Талапова, О. Г. Бойко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: potilicin-vl@yandex.ru

Выполнен анализ данных по отказам и неисправностям по данным эксплуатационных предприятий подчиненных Красноярскому МТУ Росавиации в период с 2010 по 2015 гг.

Ключевые слова: эксплуатационная статистика, вертолёт, конструктивно-производственый недостаток.

STATISTICAL ANALYSIS OF VIOLATIONS AND FAILURES ACCORDING HELICOPTER

MAINTENANCE COMPANIES

V. L. Potyilitsyin, E. G. Talapova, O. G. Boyko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: potilicin-vl@yandex.ru

The paper analyzes the data on failures and malfunctions according to the maintenance companies subordinated to Krasnoyarsk MTURosaviation in the period from 2010 to 2015.

Keywords: operational statistics, helicopter, constructively and production flaw.

Разработка мероприятий по снижению нарушений со стороны инженерно-авиационной службы (ИАС) для повышения безопасности полетов является актуальной задачей.

Целью данной работы является анализ эксплуатационной статистики для разработки мероприятий по снижению нарушений в техническом обслуживании вертолетов отечественного и импортного производства.

В работе собрана статистика по отказам и неисправностям вертолётов отечественного и импортного производства по данным эксплуатационных предприятий, подчиненных Красноярскому МТУ Росавиации в период с 2010 по 2015 гг. [1; 2].

Для классификации причин реализации событий, специалистами (экспертами) службы качества предприятий выполнялась группировка статистических данных по причинам: конструктивно-производственные недостатки (КПН); события по вине инженерно-авиационной службы (ИАС); события по вине эки-

пажа; события по неустановленным причинам (см. таблицу) [3].

Каждое авиационно-транспортное предприятие собирает информацию по отказам и неисправностям воздушных судов с целью анализа, классификации и улучшения качества технического обслуживания, контроля технического состояния, что в свою очередь влияет на безопасность и качество воздушных перевозок [1; 2]. Анализ статистических данных даёт возможность сделать вывод о том, что максимальное количество отказов и неисправностей происходит по причине конструктивно-производственных недостатков авиационной техники.

Причина таких результатов, на наш взгляд, с одной стороны, связана с климатическими особенностями региона и старением отечественной техники; с другой, стремлением большинства предприятий обслуживающих авиационную технику, списывать недостатки своей деятельности на конструктивно-производственные недостатки.

Эксплуатация и надежность авиационной техники.

Распределение причин реализации событий нарушений

№ Тип вертолёта Количество, шт. Причины реализации событий

КПН ИАС Вина экипажа Не установлено

1 Ми-2 6 52 0 0 0

2 Ми-8 29 218 1 0 1

3 Robinson 8 26 0 0 0

4 Eurocopter 5 27 0 1 0

5 Aw-119 2 7 3 0 0

Всего 50 330 4 1 1

Такое ведение отчетности на предприятиях искажает реальную картину и не позволяет формировать необходимые управляющие воздействия.

В дальнейшей работе планируется рассмотреть влияние человеческого фактора на формирование реальной картины эффективности процессов технического обслуживания в авиакомпаниях на территории Красноярского края [4; 5].

Библиографические ссылки

1. Анализ безопасности полетов в гражданской авиации Красноярского МТУ ВТ МТ РФ за первое полугодие 2006 года. Красноярск, 2006. 28 с.

2. Анализ влияния надежности авиационной техники на безопасность полетов за 2005 год. Приложе-ние.э Минтранс России. М., 2006. 86 с.

3. Утенков П. Г., Бойко О. Г., Шаймарданов Л. Г. Методологический подход к анализу рисков в гражданской авиации // Журнал ПБиЧС. М. : ВИНИТИ РАН. 2012. Вып. 5. С. 97-100.

4. Вертолеты / Л. М. Володко, М. П. Верхозин, В. А. Горшков ; под ред. А. М. Володко. М. : Военн-издат, 1992. 557 с.

5. Дедков В. К. Прогностика и косвенное прогнозирование надежности технических объектов // Надежность и качество : труды международного симпозиума. 2009. Т. 1. С. 108-110.

References

1. Analiz bezopasnosti poletov v grazhdanskoy aviatsii Krasnoyarskogo MTU VT MT RF za pervoe polugodie 2006 goda [Analysis of safety of civil aviation in Krasnoyarsk MTU BT MT RF for the first half of 2006]. Krasnoyarsk, 2006. 28 p.

2. Analiz vliyaniya nadezhnosti aviatsionnoy tehniki na bezopasnosti poletov za 2005 god [Analysis of the safety impact of aviation equipment reliability for 2005]. (Prilozhenie). Mintrans Rossii. M., 2006. 86 p.

3. Utenkov P. G., Boyko O. G., Shaymardanov L. G. Metodologicheskiy podhod k analizu riskov v grazhdanskoy aviatsii [The methodological approach to the analysis of risks in civil aviation]. Zhurnal PBiChS. M. : VINITI RAN. 2012. Iss. 5. P. 97-100.

4. L. M. Volodko, M. P. Verhozin, V. A. Gorshkov; Pod red. A. M. Volodko. Vertoletyi [Helicopters]. M. : Voennzdat, 1992. 557 p.

5. Dedkov V. K. Prognostika i kosvennoe prognozirovanie nadezhnosti tehnicheskih ob'ektov Trudyi mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost i kachestvo [Prognostics and indirect prediction of the reliability of technical objects]. 2009. Vol. 1. P. 108-110.

© Потылицын В. Л, Талапова Е. Г., Бойко О. Г., 2016

УДК 621.313.32

АВИАЦИОННЫЕ СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ, ИХ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Е. А. Туговиков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-таП: tugovikovevgen@gmail.com

Рассматривается актуальность использования авиационных электрических микромашин с постоянной частотой вращения ротора. Рассмотрены основные синхронные машины специального применения, используемые в самолетостроении.

Ключевые слова: шаговые двигатели, гистерезисные двигатели, реактивные двигатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.