Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольные образовательные организации / статистический анализ / Краснодарский край / preschool educational organizations / statistical analysis / Krasnodar krai

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.В. Батракова, И.С. Захарченко, О.Ю. Манилова, П.В. Нефёдов

Цель работы – оценка количественной наполняемости организаций, охвата воспитанников с учётом возраста и местности (сельская, городская), динамики численности дошкольных образовательных организаций по годам; разработка рекомендаций по снижению нагрузки на имеющуюся сеть. Проанализированы статистические данные по обеспеченности детей, проживающих в Краснодарском крае, дошкольными образовательными учреждениями, намечены основные мероприятия по снижению нагрузки на имеющуюся сеть. Материалы и методы исследования. В исследовании использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, касающиеся обеспеченности детей Краснодарского края дошкольными образовательными организациями. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение); методы теоретического исследования (анализ и синтез). Результаты и их обсуждение. Показана динамика численности таких организаций в Российской Федерации в целом, а также доли государственных и коммерческих учреждений в различных округах. Среди них подавляющее число – 46 тысяч (79,3%) – государственные детские дошкольные учреждения. Коммерческие сады составили 27,3% (12 тысяч объектов), часть из которых представляет собой детские развивающие центры. Обоснована актуальность анализа статистических данных по обеспеченности детей дошкольными образовательными организациями с учётом характеристик миграционной ситуации в Краснодарском крае. Изучены данные по учреждениям, находящимся в различных формах собственности (федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, смешанная форма собственности). Заключение. Повышенный спрос на дошкольное образование диктует необходимость постоянного наращивания темпов строительства и ввода в эксплуатацию новых зданий дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, на наш взгляд, может повыситься спрос и на альтернативные формы дошкольного образования и расширение их сети. Расширение сети и частичная разгрузка на действующую инфраструктуру можешь быть решена несколькими путями, среди них: расширение взаимодействия государства и частного сектора экономики, создание в школах групп дошкольной подготовки, проведение мониторинга потребности в дошкольном образовании и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL INDICATORS ANALYSIS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AVAILABILITY FOR CHILDREN LIVING IN KRASNODAR KRAI

The aim of the work is to assess the quantitative occupancy rate in organizations, the coverage of pupils regarding the age and locality (i. e. rural or urban), the number dynamics of preschool educational organizations by years and to develop recommendations for reducing the load on the existing network. Statistical data on the availability of preschool educational institutions for children living in the Krasnodar Region were analyzed, and the main measures to reduce the load on the existing network were outlined. Materials and methods of the research. The study used the materials of the Federal State Statistics Service concerning the supply of preschool educational organizations for the children in the Krasnodar region. The methods of the research included empirical research methods (i. e. observation and comparison), theoretical research methods (i. e. analysis and synthesis). Results and their discussion. The number dynamics of such organizations in the Russian Federation as a whole, as well as the share of state and commercial institutions in different districts have been shown. 46 thousand (79.3%) were state pre-school institutions, which is the overwhelming number among them. The share of commercial kindergartens was 27.3% (12 thousand facilities), some of them being children's development centers. The authors substantiate the relevance of analyzing statistical data on the number of preschool educational institutions for children, taking into account the characteristics of the migratory situation in Krasnodar Krai. The data on institutions in various forms of ownership (federal, regional, municipal, private, mixed ownership) have been studied. Conclusion. The increased demand for preschool education dictates the need to constantly increase the pace of construction and commissioning of new preschool educational institutions buildings. In addition, in our opinion, the demand for alternative forms of preschool education and expansion of their network might also increase. The network expansion and the existing infrastructure partial unloading can be solved in several ways, including expansion of interaction between the state and the private sector of the economy, creation of pre-school training groups in schools, monitoring the need for preschool education etc.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

УДК: 613.954:373.21470.620

DOI: 10.24412/2075-4094-2024-1-2-6 EDN EQNEBM **

АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Л.В. БАТРАКОВА, И.С. ЗАХАРЧЕНКО, О.Ю. МАНИЛОВА, П.В. НЕФЁДОВ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. им. Митрофана Седина, 4, г. Краснодар ,350063, Россия

Аннотация. Цель работы - оценка количественной наполняемости организаций, охвата воспитанников с учётом возраста и местности (сельская, городская), динамики численности дошкольных образовательных организаций по годам; разработка рекомендаций по снижению нагрузки на имеющуюся сеть. Проанализированы статистические данные по обеспеченности детей, проживающих в Краснодарском крае, дошкольными образовательными учреждениями, намечены основные мероприятия по снижению нагрузки на имеющуюся сеть. Материалы и методы исследования. В исследовании использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, касающиеся обеспеченности детей Краснодарского края дошкольными образовательными организациями. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение); методы теоретического исследования (анализ и синтез). Результаты и их обсуждение. Показана динамика численности таких организаций в Российской Федерации в целом, а также доли государственных и коммерческих учреждений в различных округах. Среди них подавляющее число - 46 тысяч (79,3%) - государственные детские дошкольные учреждения. Коммерческие сады составили 27,3% (12 тысяч объектов), часть из которых представляет собой детские развивающие центры. Обоснована актуальность анализа статистических данных по обеспеченности детей дошкольными образовательными организациями с учётом характеристик миграционной ситуации в Краснодарском крае. Изучены данные по учреждениям, находящимся в различных формах собственности (федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, смешанная форма собственности). Заключение. Повышенный спрос на дошкольное образование диктует необходимость постоянного наращивания темпов строительства и ввода в эксплуатацию новых зданий дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, на наш взгляд, может повыситься спрос и на альтернативные формы дошкольного образования и расширение их сети. Расширение сети и частичная разгрузка на действующую инфраструктуру можешь быть решена несколькими путями, среди них: расширение взаимодействия государства и частного сектора экономики, создание в школах групп дошкольной подготовки, проведение мониторинга потребности в дошкольном образовании и другие.

Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, статистический анализ, Краснодарский край.

STATISTICAL INDICATORS ANALYSIS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AVAILABILITY FOR CHILDREN LIVING IN KRASNODAR KRAI

L.V. BATRAKOVA, I.S. ZAKHARCHENKO, O.Yu. MANILOVA, P.V. NEFEDOV

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Medical University" of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 4 im. Mitrofana Sedina str., Krasnodar, 350063, Russia

Abstract. The aim of the work is to assess the quantitative occupancy rate in organizations, the coverage of pupils regarding the age and locality (i. e. rural or urban), the number dynamics of preschool educational organizations by years and to develop recommendations for reducing the load on the existing network. Statistical data on the availability of preschool educational institutions for children living in the Krasnodar Region were analyzed, and the main measures to reduce the load on the existing network were outlined. Materials and methods of the research. The study used the materials of the Federal State Statistics Service concerning the supply of preschool educational organizations for the children in the Krasnodar region. The methods of the research included empirical research methods (i. e. observation and comparison), theoretical research methods (i. e. analysis and synthesis). Results and their discussion. The number dynamics of such organizations in the Russian Federation as a whole, as well as the share of state and commercial institutions in different districts have been shown.

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. Электронное издание - 2024 - N 1 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

46 thousand (79.3%) were state pre-school institutions, which is the overwhelming number among them. The share of commercial kindergartens was 27.3% (12 thousand facilities), some of them being children's development centers. The authors substantiate the relevance of analyzing statistical data on the number of preschool educational institutions for children, taking into account the characteristics of the migratory situation in Krasnodar Krai. The data on institutions in various forms of ownership (federal, regional, municipal, private, mixed ownership) have been studied. Conclusion. The increased demand for preschool education dictates the need to constantly increase the pace of construction and commissioning of new preschool educational institutions buildings. In addition, in our opinion, the demand for alternative forms of preschool education and expansion of their network might also increase. The network expansion and the existing infrastructure partial unloading can be solved in several ways, including expansion of interaction between the state and the private sector of the economy, creation of pre-school training groups in schools, monitoring the need for preschool education etc.

Key words: preschool educational organizations, statistical analysis, Krasnodar krai.

Актуальность. Важнейшим показателем развития, благосостояния человеческой популяции в целом и национальной безопасности каждой страны в частности является состояние здоровья детей [1, 2, 5]. Существенным фактором в формировании здоровья, активного образа жизни, физического, психического развития, повышения навыков социальной коммуникации является доступное дошкольное образование, которое является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Кроме того, право на доступное и бесплатное образование законодательно закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [4, 6, 9].

Цель исследования. Дать оценку количественной наполняемости учреждений, охвата воспитанников с учётом возраста и местности (сельская, городская), динамике численности дошкольных образовательных организаций по годам. Разработать рекомендации по снижению нагрузки на имеющуюся сеть.

Материалы и методы исследования. В исследовании использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, касающиеся обеспеченности детей Краснодарского края дошкольными образовательными организациями (ДОО). Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение); методы теоретического исследования (анализ и синтез).

Результаты и их обсуждение. По данным Федеральной службы государственной статистики [8], в Российской Федерации в 2012 году по сравнению с 2003 годом сеть ДОО уменьшилась на 7,3%, а по сравнению с 2011 годом - на 558 единиц (1,2%) и включала на конец года 44,3 тысячи учреждений. Однако в дальнейшем отмечен рост количества ДОО и к концу 2018 года их общее количество составило уже 58 тысяч. Подавляющее их число - 46 тысяч (79,3%) - государственные детские дошкольные организации. Коммерческие сады составили 27,3% (12 тысяч объектов), часть из которых представляет собой детские развивающие центры (рис. 1).

Рис. 1. Доля государственных и коммерческих учреждений в различных округах Российской Федерации

Такие учреждения могут самостоятельно выбирать направления, по которым будет осуществляться работа с воспитанниками [3].

В целом, количество дошкольных образовательных учреждений за последние 6 лет выросло на 13,7 тысяч, при этом отношение числа государственных и коммерческих ДОО в различных округах Российской федерации распределено неравномерно.

Анализ обеспеченности ДОО в целом по России показал, что существует постоянная тенденция к расширению их сети.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

В Краснодарском крае за последние годы наметилась устойчивая тенденция к приросту населения, как видно в табл. 1, за последние два года не наблюдалось оттока населения [7].

Таблица 1

Характеристика миграционной ситуации в Краснодарском крае

Миграция 2022 г. 2021 г.

Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост Число прибывших Число выбывших Мигра-цион-ный прирост

143364 130605 +12759 163627 125739 +37888

В этой связи анализ обеспеченности дошкольным образованием детей, проживающих в Краснодарском крае, представляется своевременным и актуальным.

По данным статистического учёта, в 2016 году в Краснодарском крае подавляющее большинство ДОО (1502 единицы или 98,4%) находилось в собственности муниципалитетов. При этом значительная часть этих объектов располагается в крупных городах края. На долю частных учреждений приходится 1,3% (20 объектов) от всех действующих ДОО (табл. 2).

Таблица 2

Количество дошкольных образовательных учреждений Краснодарского края, находящихся

в различных формах собственности

2012 2013 2014 2015 2016

Федеральная собственность

14 10 8 4 3

Собственность субъектов Российской Федерации

1 1 1 1 1

Муниципальная собственность

1447 1452 1463 1489 1502

Частная собственность

18 18 17 17 20

Смешанная Российская собственность

- 1 1 1 -

В Краснодарском крае количество ДОО увеличивается: в 2010 году их было 1474, а в 2016 году -1526 единиц и с каждым годом их количество растёт.

По данным на 2018 год в Краснодарском крае осуществляли свою деятельность уже 1541 ДОО, в том числе: в городских поселениях - 675 детских садов; в сельской местности - 866 детских садов. Численность детей, посещающих эти дошкольные образовательные организации, составляет 280,8 тыс. человек, в том числе в городских поселениях - 172,4 тыс. человек, а в сельской местности - 108,4 тыс. человек.

Охват детей в Краснодарском крае дошкольными образовательными учреждениями по состоянию на конец 2018 года составил 65,0%, что выше показателя 2010 года на 12,0%. Анализ в городской местности показал, что распределение является неоднородным, наибольшие валовые показатели охвата наблюдались в 2018-2021 гг. у детей в возрасте от 3 до 6 лет (табл. 3).

Таблица 3

Охват детей дошкольным образованием в городской местности (разбивка по возрастам), %%

Краснодарский край 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021

Чистый Валовой

До 3-х лет 3-6 лет 1-6 лет

16,2 15,6 17,2 88,0 87,1 84,6 87,5 66,2 66,8 65,6 68,2

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

В сельской местности аналогичные показатели свидетельствуют о том, что охват ДОО детей до 3 лет, а также от 3 до 6 лет несколько выше. Тем не менее, в целом сельские дошкольники обеспечены ДОО несколько хуже, хотя прослеживается положительная динамика в увеличении сети.

Таблица 4

Охват детей дошкольным образованием в сельской местности (разбивка по возрастам), %%

Краснодарский край 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021

Чистый Валовой

До 3-х лет 3-6 лет 1-6 лет

23,1 21,7 22,9 73,1 75,7 75,5 78,1 60,8 62,9 62,2 65,1

При этом отмечается недостаточная ёмкость действующей сети ДОО, так как учреждения работают с перегрузкой, не хватает мест, группы зачастую переполнены (табл. 5).

Таблица 5

Динамика численности дошкольных образовательных учреждении в Краснодарском крае (количество на конец года)

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Число ДОО 1474 1487 1480 1482 1490 1512 1526 1534 1541

Численность детей в ДОО, тыс. человек 191,3 202,2 213,1 230,6 245,7 270,1 272,4 275,6 280,8

Численность детей, приходящихся на 100 мест в ДОО, человек 120 122 123 124 126 122 110 109 110

Охват детей ДОО, в процентах от численности детей в возрасте 1 -6 лет 57,2 59,0 60,1 61,9 63,4 67,1 65,3 64,0 65,0

Дошкольное образование в Краснодарском крае продолжает развиваться. Так, к концу 2019 г. в Краснодарском крае функционировало 1546 дошкольных образовательных учреждений, численность воспитанников в них достигла 281,3 тысяч человек. Из них в сельской местности находилось 871 ДОО, их посещали 107,8 тысяч человек. Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольное образование (услугу) составляла 64,8%. По данным на конец 2021 года в крае осуществляет свою деятельность уже 1797 ДОО с численностью посещающих их детей в 271,3 тысячи человек. Кроме того, стали появляться и развиваться различные формы альтернативного дошкольного образования - частные детские сады, группы кратковременного пребывания, семейные группы и т.д.

Заключение. Повышенный спрос на дошкольное образование диктует необходимость постоянного наращивания темпов строительства и ввода в эксплуатацию новых зданий дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, на наш взгляд, может повыситься спрос и на альтернативные формы дошкольного образования и расширение их сети.

Расширение сети и частичная разгрузка на действующую инфраструктуру можешь быть решена несколькими путями, среди них: расширение взаимодействия государства и частного сектора экономики, создание в школах групп дошкольной подготовки, проведение мониторинга потребности в дошкольном образовании и другие.

Литература

1. Абанкина И.В., Филатова Л.М. Доступность дошкольного образования // Вопросы образования. 2018. №3. С. 216-246.

2. Гаврилова Е.А., Булаева Н.А. Создание образовательных комплексов как способ обеспечения доступности дошкольного образования и соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Открытое образование. 2019. №6. С. 41-49.

3. Гаджиева Л.А. Об использовании возможностей негосударственного сектора для решения проблемы доступности дошкольного образования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. №4. С. 169-176.

4. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Доступность качественного дошкольного образования в России // Народное образование. 2018. №1-2. С. 1466.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

5. "Конституция Российской Федерации" (от 12.12.1993 г. с изменениями от 01.07.2020). Ст. 43. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 09.12.2022).

6. Леонидова Г.В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность // Проблемы развития территории. 2015. №5 (79). С. 7-17.

7. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея [Электронный ресурс] https://krsdstat.gks.ru/population_kk (Дата обращения 09.12.2019).

8. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (Дата обращения 09.09.2023).

9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 07.08.2023).

References

1. Abankina IV, Filatova LM. Dostupnost' doshkol'nogo obrazovanija [Accessibility of preschool education] Voprosy obrazovanija. 2018;3:216-46. Russian.

2. Gavrilova EA, Bulaeva NA. Sozdanie obrazovatel'nyh kompleksov kak sposob obespechenija dostupnosti doshkol'nogo obrazovanija i sootvetstvija trebovanijam federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija [Creation of educational complexes as a way to ensure accessibility of preschool education and compliance with the requirements of the federal state educational standard of preschool education]. Otkrytoe obrazovanie. 2019;6:41-9. Russian.

3. Gadzhieva LA, Ob ispol'zovanii vozmozhnostej negosudarstvennogo sektora dlja reshenija problemy dostupnosti doshkol'nogo obrazovanija [On using the opportunities of the non-governmental sector to solve the problem of accessibility of preschool education]. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. 2012;4:169-76. Russian.

4. Kljachko TL, Semionova EA, Tokareva GS. Dostupnost' kachestvennogo doshkol'nogo obrazovanija v Rossii [Accessibility of high-quality preschool education in Russia]. Narodnoe obrazovanie. 2018;1-2:1466. Russian.

5. "Konstitucija Rossijskoj Federacii" [The Constitution of the Russian Federation](ot 12.12.1993 g. s izmenenijami ot 01.07.2020). St. 43. [Jelektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/ (Data obrashhenija 09.12.2022). Russian.

6. Leonidova GV. Doshkol'noe obrazovanie v Rossii: obespechennost' i dostupnost' [Preschool education in Russia: security and accessibility]. Problemy razvitija territorii. 2015;5 (79):7-17. Russian.

7. Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Krasnodarskomu kraju i Respublike Adygeja [Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea] [Jelektronnyj resurs] https://krsdstat.gks.ru/population_kk (Data obrashhenija 09.12.2019). Russian.

8. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii [Federal State Statistics Service of the Russian Federation] [Jelektronnyj resurs] https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (Data obrashhenija 09.09.2023). Russian.

9. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [On Education in the Russian Federation] ot 29.12.2012. [Jelektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Data obrashhenija 07.08.2023). Russian.

Библиографическая ссылка:

Батракова Л.В., Захарченко И.С., Манилова О.Ю., Нефёдов П.В. Анализ статистических показателей обеспеченности дошкольными образовательными организациями детей, проживающих в Краснодарском крае // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2024. №1. Публикация 2-6. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2024-1/2-6.pdf (дата обращения: 21.02.2024). DOI: 10.24412/2075-40942024-1-2-6. EDN EQNEBM* Bibliographic reference:

Batrakova LV, Zakharchenko IS, Manilova OYu, Nefedov PV. Analiz statisticheskih pokazatelej obespechennosti doshkol'nymi obrazovatel'nymi organizacijami detej, prozhivajushhih v Krasnodarskom krae [Statistical indicators analysis of preschool educational organizations availability for children living in Krasnodar krai]. Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2024 [cited 2024 Feb 21];1 [about 5 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/ Bulletin/E2024-1/2-6.pdf. DOI: 10.24412/2075-4094-2024-1-2-6. EDN EQNEBM

* номера страниц смотреть после выхода полной версии журнала: URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2024-1/e2024-1.pdf

**идентификатор для научных публикаций EDN (eLIBRARY Document Number) будет активен после выгрузки полной версии журнала в eLIBRARY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.