Научная статья на тему 'Анализ становления правовых основ энергоснабжения в Росси и тен- денции их развития на современном этапе'

Анализ становления правовых основ энергоснабжения в Росси и тен- денции их развития на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ становления правовых основ энергоснабжения в Росси и тен- денции их развития на современном этапе»

г111031 ИЮЛЬ 2003

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГОСШЖЕШ В PICCM

АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В РОССИИ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

A.I. КАРПОВ,

доктор юридических наук, профессор Международная академия предпринимательства (Москва)

O.IO. ШУАЬГШ

Московская финаисяно иридическая академия

Становление Российской Федерации как самостоятельного государства в условиях одновременного перехода к рыночной экономике потребовало, кроме всего прочего, и разработки новой энергетической политики. Основная тому причина — Россия была, есть и будет одной из ведущих энергетических держав мира. Этому способствует не только огромный ресурсный потенциал, являющийся бесценным национальным достоянием России, хотя и он впечатляет: в ее недрах сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 23% угля, 14% урана, 13% нефти. Однако Россия вошла в число ведущих мировых энергетических держав, прежде всего благодаря созданию в стране трудом многих поколений уникального производственного, научно-технического и кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Эффективное использование этого потенциала (и ресурсного, и научно-производственного, и кадрового) является хорошей основой подъема российской экономики и благосостояния народа. Но чтобы на этой «основе» выросло «здание», чтобы грамотно распорядиться таким потенциалом, обеспечить энергетическую безопасность России в период болезненной смены социально-экономических формаций и заложить основы долгосрочного стабильного энергообеспечения общества и энергетической независимости государства, нужна научно обоснованная и общественно воспринятая государственная долгосрочная энергетическая политика.

1 Правила пользования электрической и тепловой энергией. 3-е изд. Мм 1982. С. 3, 78.

2 Садиков О.Н. Правовые вопросы газоснабжения. М., 1961. Шафир A.M. Энергоснабжение предприятий (правовые

вопросы). М., 1990. С. 8.

Впервые правила энергоснабжения были установлены на уровне закона в Основах гражданского законодательства 1991 года; тогда соответствующий договор имел название «Договор о снабжении энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть» (ст. 84 Основ).

Сложные правоотношения, связанные с подачей и использованием энергии, которые касаются практически всех организаций и граждан, ранее регулировались подзаконными, в основном ведомственными, нормативными актами. Из числа последних актов такого рода могут быть названы Правила пользования электрической энергией и Правила пользования тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.81 № 310'.

Использование электрической и тепловой энергии является необходимым условием деятельности любого предприятия. В связи с тем, что круг участников правоотношений потребления тепловой и электрической энергии чрезвычайно широк, а также с тем, что и объект и содержание этих правоотношений имеют существенные особенности, наиболее общие положения, относящиеся к потреблению энергии, законодательно урегулированы Гражданским кодексом России.

При этом, правовой основой энергоснабжения согласно ГК РФ, является договор энергоснабжения, который выступает в качестве одной из разновидностей договора купли-продажи. И это не случайно, так как в российской правовой доктрине договоры энергоснабжения издавна квалифицируются как договоры купли-продажи2.

Отметим, что правила о договоре энергоснабжения применяются также и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой, нефтью, нефтепродуктами и другие.

10

HBilPMMHIBHO АНАЛИТИЧЕСКИ! ЖУРШ ДАЙДЖЕСТ «ИНДЯСЬ!

7 (1031 ИЮЛЬ 2803 * ^ >Г'1МШЬ1Е ОСНОВЫ ЭНЕРГ0СВАБЖЕ1ИЯ Б'РОССМ

В настоящее время помимо ГК РФ правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере энергоснабжения, также определяют федеральные законы от 26.03.2003 N9 35-Ф3 «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № Зб-ФЗ, «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», «О естественных монополиях»3, «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»4, «Об энергосбережении»5, постановление Правительства РФ от 02.04.2002 N9 226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии»6, постановление Правительства от 11.07.2001 N9 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»7, а также ряд ведомственных нормативных актов.

Вместе с тем, прежде чем достичь современного переходного состояния от стадии естественной монополии к стадии конкурентного рынка, процесс создания и развития правовых основ энергоснабжения в Российской Федерации происходил в течение довольно длительного времени.

Формирование новой энергетической политики происходило в несколько этапов.

Первый этап. В 1992 году — была разработана «Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях», основные положения которой были одобрены на заседании Правительства РФ (протокол от 10.09.92 N9 26).

Концепция была выполнена на базе научных разработок коллективов академических и отраслевых институтов, рассмотрена 18 июня 1992 года на заседании коллегии Минтопэнерго РФ и представлена Минтопэнерго совместно с Минэкономики, Миннауки и Российской академии наук в Правительство РФ. В этом документе были сформулированы необходимость разработки новой энергетической политики страны, ее принципиальные отличия от прежних энергетических программ, создававшихся в рамках планово-административной системы управления, новое содержание и главные задачи.

Главными задачами новой энергетической политики явились следующие:

- формирование разумных энергетических потребностей общества и стимулирование энергоснабжения;

3 Собрание законодательства РФ. 1995. N9 34. Ст. 3426 (с изменениями от 26 марта 2003 года N9 39-Ф3).

4 Собрание законодательства РФ. 1995. N9 16. Ст. 1316 (с изменениями от 26 марта 2003 года № 38 Ф3).

5 Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1551

6 Собрание законодательства РФ. 2002. № 15. Ст. 1431

7 Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 3032

- надежное (в нормальных и чрезвычайных условиях) и безопасное (в экологическом и техническом плане) энергоснабжение потребителей с приоритетом потребностей населения;

- создание условий для комплексного развития энергодефицитных и энергоизбыточных регионов России при взаимовыгодном и эффективном использовании природных энергетических ресурсов;

- повышение научно-технического и ресурсосберегающего уровня промышленности, сельскохозяйственного производства и коммунально-бытовой сферы;

- поддержание на достаточном уровне экспортного потенциала ТЭК и совершенствование его структуры для содействия решению макроэкономических задач возрождения России.

Основными факторами, обусловившими необходимость разработки новой энергетической политики России, явились следующие:

- распад СССР и становление Российской Федерации как суверенного государства;

- коренные изменения социально-политического устройства, экономического и геополитического положения страны, принятый курс на ее интеграцию в мировую экономическую систему;

- принципиальное расширение прав субъектов Федерации - республик, краев и областей;

- коренные изменения отношений между органами государственного управления и хозяйственно самостоятельными предприятиями, быстрый рост независимых коммерческих структур;

- глубокий кризис экономики и энергетики страны, в преодолении которого энергетика может сыграть важную роль;

- переориентация топливно-энергетического комплекса на приоритетное решение социальных задач общества, возросшие требования охраны окружающей среды.

К содержанию новой энергетической политики и к ее основным структурным блокам относятся:

- энергетическое законодательство, определяющее права собственности на энергетические ресурсы и распределение функций между центральными и региональными органами власти, предприятиями и объединениями, а также принципы построения нового хозяйственного механизма;

- стратегия развития и технического перевооружения топливно-энергетического комплекса страны с ее конкретизацией в виде программ энергоснабжения и энергоснабжения регионов, развития топливных баз и энергетических комплексов;

- система цен, налогов, рентных платежей и других нормативов, обеспечивающих реализацию действием рыночных сил выбранной стратегии развития энергетики;

- система государственного регулирования и источники финансирования энергоснабжения, раз-

КНЫРМАЦШМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ «ИНАНСЫ

11

*>МШ1ШЛЬ 2003щ »Жав ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В РОССИИ

вития энергетики и осуществления мер защиты окружающей среды.

Второй этап. Формирование энергетической политики страны — «Энергетическая стратегия России», разработанная в 1993 - 1994 годах. К работе был привлечен большой коллектив ученых и специалистов из десятков ведущих научно-исследовательских институтов и организаций страны. Работа велась в соответствии с распоряжением Совета Министров — Правительства РФ (от 15.03.93 № 418), в котором Минтопэнерго, Минэкономики, Миннауки, Минприроды с участием Российской академии наук, других министерств и ведомств, администраций краев и областей было поручено разработать, руководствуясь концепцией энергетической политики России, Государственную комплексную топливно-энергетическую программу РФ на период до 2010 года «Энергетическая стратегия России». С этой целью была образована Межведомственная комиссия по разработке программы и ее исполнительная дирекция.

Сохраняя определенную преемственность с энергетическими программами бывшего Советского Союза, энергетическая стратегия России коренным образом отличалась от них, поскольку исходила из новой геополитической ситуации и развития рыночных отношений в экономике России, а также новых функций федеральных органов и субъектов Федерации в соответствии с Конституцией России.

Энергетическая стратегия России, опираясь на методы ситуационного анализа, определяла и ранжировала цели, приоритеты, направления и средства структурной, региональной и технологической политики развития топливно-энергетическо-го комплекса страны, исходя из общих интересов экономики и социальных приоритетов энергоснабжения потребителей. Она ставила целью обеспечить в перспективе достижение среднеевропейских по уровню потребления и экологической безопасности условий жизни населения, делая упор на комплексное решение проблем энергообеспечение регионов России и наполняя новым содержанием прогнозы развития отраслей ТЭК: определение объемов производства с учетом платежеспособности спроса на продукцию и его роста по мере выхода экономики страны из кризиса; инвестиционные программы с упором на источники финансирования; ценовая и налоговая политика; приватизация, разгосударствление, изменения в структуре управления; взаимоотношения между Россией и странами СНГ, с российскими и иностранными инвесторами; предложения по совершенствованию законодательства и другие.

Кроме того, в рамках Энергетической стратегии осуществлялась координация федеральных и региональных, общественных и хозяйственных интересов, связанных с развитием энергетики.

Таким образом, Энергетическая стратегия России фокусировала свое внимание не на определении параметров процесса развития ТЭК страны, а на формировании среды и условий, при которых этот процесс развивался бы в нужном направлении. В связи с этим предлагаемые в ней количественные оценки имели прогнозный характер.

После обсуждения Межведомственной комиссией и Коллегией Минтопэнерго РФ Основные положения Энергетической стратегии России были доработаны специальной комиссией с учетом замечаний и предложений, поступивших от отраслей, исполнительной власти республик, краев и областей РФ, научно-исследовательских организаций, а также на основе независимых экспертиз и публикаций в печати и внесены в Правительство РФ.

Эти материалы были одобрены вначале Комиссией Правительства РФ по оперативным вопросам (07.12.94), а затем и специальным постановлением Правительства (от 13.10.95 № 1006).

Третий этап. Вышел Указ Президента РФ от 07.05.95 № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года».

Важной частью формирования и реализации энергетической политики России стало совершенствование законодательной базы в энергетической сфере. Становление России как государства с рыночной экономикой потребовало создания практически заново всей нормативно-законодательной базы, регулирующей экономические отношения. К концу 1990-х годов основа нового законодательства, в том числе и регулирующего взаимоотношения в энергетической сфере, была уже сформирована на базе Конституции РФ и ряда основополагающих федеральных законов, относящихся к общественно-экономическому устройству государства («О недрах», «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об иностранных инвестициях», «Водный кодекс Российской Федерации», «О финансово-промышленных группах» и др.)

Важное значение для разделения полномочий центральных и региональных органов государственной власти (законодательных и исполнительных) имеет вытекающий из Конституции РФ и федерального закона «О недрах» принцип совместного ведения природными ресурсами. Из принципа совместного ведения вытекает возможность и необходимость разработки субъектами РФ собственного регионального законодательства по вопросам недропользования. Последнее во многом отражает общий характер взаимоотношений между Федерацией и отдельными регионами. При этом по мере перехода к практическому осуществлению нового механизма недропользования региональное законодательство становится все более прагматичным и лишенным

12

НИ*1РМА|И0ИЯВ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ «ШАНСЫ

7 11031 ИЮЛЬ 2003 № Ш; ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГВСНАБЖЕШ I РОССИИ

декларативности. Подобные законы в настоящее время имеют многие субъекты Федерации.

Региональные законы, развивающие отдельные положения федеральных актов или конкретизирующие отдельные положения их, исходя из специфики того или иного региона, имеются и по другим направлениям энергетической политики. Так, например, приняты и действуют региональные законы «Об энергоснабжении» в Тульской, Челябинской и других областях.

Кроме законов, взаимодействие в сфере энергетики регулируется указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативно-правовыми подзаконными актами министерств, ведомств и территорией.

Задачи энергетической политики и механизмы реализации - это развивающийся процесс, это система мониторинга энергетической ситуации в стране и в мире, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование природных топливно-энергетических ресурсов как главного национального достояния России в интересах нынешнего и будущих поколений. Поэтому работа над формированием энергетической политики идет дальше, причем, как и в любой работе, здесь не исключены ошибки, не исключены неверные шаги.

Сохраняющаяся социально-экономическая и политическая нестабильность в обществе требуют постоянного мониторинга и соответствующего уточнения энергетической политики, прогнозов развития энергетической сферы. Подобная работа фактически началась летом 1996 года разработкой специалистами Минтопэнерго России Прогноза социально-экономического развития ТЭК страны на 1996 - 2005 годы. В декабре 1996 года - начале января 1997 года группой специалистов Российской Академии наук и Министерства топлива и энергетики РФ .были подготовлены обосновывающие материалы к позиции Министерства по проектам прогнозов социально-экономического развития страны на период до 2000 - 2005 годов. В этих материалах были даны предложения по дальнейшему развитию курса рыночных преобразований, преодолению кризиса неплатежей, улучшению управления государственной собственностью, совершенствованию регулирования естественных монополий и другим мерам, относящимся к корректировке всей существующей макроэкономической политики, от которой в значительной мере зависит успешность реализации и энергетической стратегии России8.

' Энергетическая политика. 1997. № 7 С. 14.

Четвертый этап. Утверждены Указом Президента РФ от 28.04.97 № 426 «Основные положения структурной реформы в сфере естественных монополий», а постановлением Правительства от 07.08.97 № 987 «Программа мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий». Этими документами были определены основные направления структурной перестройки электроэнергетики и газовой промышленности на перспективу, приоритеты и механизмы их реализации.

Следует также подчеркнуть, что Энергетическая стратегия была принята в то время, когда стратегия развития экономики страны для этого же периода была сформулирована только в общих чертах, по ряду принципиальных путей развития экономики не было достигнуто согласия. В результате было невозможно правильно оценить масштаб и время появления тех проблем, источники которых лежат в общеэкономической ситуации в стране и в мире. В частности, в момент разработки Энергетической стратегии России неплатежи, которые представляют собой реакцию на инструменты, применяемые в ходе реформы экономики, еще не стали массовым широкомасштабным явлением, а их последствия не достигали сегодняшних критических размеров; не было достаточных оснований ожидать финансово-экономического кризиса в наиболее динамично развивающихся регионах мира и беспрецедентного падения мировых цен на нефть в 1997 — 1998 годах.

Именно поэтому в реальных условиях 1990-х годов Энергетическая стратегия не стала тем документом, с которым сверялись бы все практические действия в энергетической сфере и государственных органах власти, и хозяйствующих субъектов, хотя она и определила основные ориентиры при формировании задач и решений по управлению и реформированию ТЭК. При этом многие положения Энергетической стратегии России выполнить не удалось.

В условиях реформ ТЭК явился своеобразным «донором» бюджета и многих отраслей, но в результате и сам оказался «заложником» экономических проблем, которые в своей совокупности стали основной угрозой энергетической безопасности страны.

Достижение поставленных в Энергетической стратегии целей по-прежнему осталось актуальной задачей. Однако за последние семь лет в стране сложились иные, чем были в начале 1990-х годов, во многом новые социально-экономические условия. Соответственно потребовались и новые решения.

Именно этим была вызвана необходимость подготовки новой редакции Энергетической стратегии России, отражающей все те изменения, которые произошли и внутри страны, и за ее пределами.

1ШРММ10111Л1ШТИЕСМ1 ЖУРИМ ДАЙДЖЕСТ 9ИШСЫ

13

Щ ПШШЛЬ ШЗШУМт 1РД10ВЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ I РОССИИ

Пятый этап. Прошло шесть лет с момента принятия Основных положений структурной реформы в сферах естественных монополий9. В этом нормативном акте была провозглашена необходимость реструктуризации естественных монополий и определены меры, которые следует предпринять для ее осуществления.

К сожалению, 'несмотря на вступление названного документа в силу, в энергетике реальных изменений ни на практике, ни в правовом регулировании не последовало.

В 2001 году начался новый виток реформирования естественных монополий, и дальше всех в этом направлении продвинулась электроэнергетика - были приняты Основные направления реформирования электроэнергетики РФ10. В данном документе описана модель российского рынка электроэнергетики, которая должна быть реализована в результате проведения реформы.

Проводится структурное реформирование РАО «ЕЭС России»; основана федеральная Сетевая компания, которая оказывает услуги по передаче электроэнергии; создан Системный оператор, основной задачей которого в соответствии с постановлением N9 526м является «управление режимами работы Единой энергетической системы»; образован администратор торговой системы, в соответствии с постановлением N9 526 «выполняющий задачи по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии, обеспечению расчетов за поставляемую энергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка».

В настоящее время действует новое постановление Правительства РФ от 02.04.2002 N9 226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии»12, регулирующее вопрос установления и пересмотра тарифов.

Принят Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее Закон), который вступил в действие 1 апреля 2003 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Принятие Закона было вызвано необходимостью формирования правовых основ экономи-

9 Собрание законодательства РФ. 1997. N9 18. Ст. 2132

10 Утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ».

11 Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 3032.

12 Собрание законодательства РФ. 2002. № 15. Ст. 1431.

ческих и производственных отношений в электроэнергетике, в том числе в части определения полномочий органов государственной власти по регулированию этих отношений, основных прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе производства, передачи, сбыта и потребления электроэнергии.

Принятие Закона необходимо для формирования правовых основ функционирования электроэнергетики в новых экономических условиях. Предлагаемая в рамках закона модель организации отношений в отрасли основана на обеспечении безусловной реализации в электроэнергетике принципов, закрепленных п. 1 ст. 8 Конституции РФ в отношении всех сфер хозяйственной деятельности, — соблюдении гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности при условии поддержания технологического единства электроэнергетической системы страны, ее надежного и безопасного функционирования.

Распространение на электроэнергетику принципов, установленных п. 1 ст. 8 Конституции РФ, и законодательное их закрепление применительно к различным формам регулирования отношений в электроэнергетике, позволит сделать ее привлекательной для инвестиционного капитала и привлечь в отрасль средства, необходимые для финансирования простого и расширенного воспроизводства ее основных средств.

Следует отметить, что в течение последних 10 лет электроэнергетика, будучи потенциально привлекательной для инвестиционного капитала, практически не смогла привлечь заемных средств на модернизацию и производственное развитие, в результате чего текущее производственно-техническое состояние основных средств предприятий отрасли и его динамика являются угрожающими (выбытие энергетических мощностей, отрабатывающих парковый ресурс, устойчиво опережает вводы новых мощностей) и формируют потенциальную перспективу возникновения в РФ энергетического кризиса.

Закон призван определить понятие электроэнергетики как сферу экономики, включающую совокупность: 1) объектов производственно-тех-нологического назначения, непосредственно используемых в процессе производства, передачи и сбыта электроэнергии; 2) хозяйствующих субъектов, осуществляющих эти виды деятельности; 3) комплекса экономических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления этих видов деятельности.

Закон направлен на установление общих принципов организации хозяйственных отношений в электроэнергетике и государственного регулирования этих отношений, включая такие ос-

14

ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИ! КУРИМ ДАЙДКЕСТ ШИНАНСЫ

«7 (1ВЗ) ШЬ ШЗ шт 1!ПРАВОВЫЕ 1С10ВЫ ЭВЕРГОСШЖЕШ в РВССШ

новополагающие принципы, как технологическое единство электроэнергетической системы страны, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики для удовлетворения спроса на электроэнергию со стороны потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, свободу экономической деятельности и единство экономического пространства в сфере оборота электроэнергии, использовании рыночных отношений и конкуренции в качестве основного инструмента формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электроэнергию, обеспечения ее надлежащего качества и ее минимизации стоимости, обеспечение благоприятных, недискриминационных и стабильных условий предпринимательской деятельности, ограничение государственного вмешательства в деятельность субъектов электроэнергетики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон определяет, что электроэнергетика, являясь неотъемлемой частью федеральных энергетических систем, отнесенных в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации с учетом централизованного характера системы оперативно-диспетчерского управления и межрегиональной структуры Единой энергетической системы России, находится в ведении Российской Федерации, а принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики, государственное регулирование и контроль в электроэнергетике осуществляют федеральные органы государственной власти (Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти).

Закон закрепляет следующие общие положения правового регулирования отношений в электроэнергетике, призванные обеспечить баланс интересов всех субъектов отрасли, а также государства:

1. В общей структуре гражданского оборота обособляется оборот электрической энергии, в рамках которого могут заключаться договоры, как непосредственно связанные с процессом купли-продажи энергии (договоры купли-продажи, поставки и т.д.), так и содействующие торговым отношениям (договоры поручения, комиссии, агентирования и др.). Оборот электроэнергии осуществляется в рамках оптового рынка электроэнергии (сфера оборота электроэнергии в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и покупателей электроэнергии) и розничных рынков электрической энергии (сферы оборота электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электроэнергии).

2. Институционально выделяется технологическая инфраструктура электроэнергетики — единая национальная электрическая сеть и система

1ШРМА|11111 АМЛТМЕПН *УРШ ДАЙДЖЕСТ •ПАЙСЫ

оперативно-диспетчерского управления в отрасли, определяются ее понятие, правовой статус и назначение. Закрепляется право субъектов рынка на недискриминационный доступ к отраслевой инфраструктуре (то есть гарантируется недопустимость предоставления одним субъектам преимуществ перед другими в вопросах пользования инфраструктурой). Запрещается совмещение функций по управлению технологической инфраструктурой отрасли с участием в обороте энергии.

3. Ограничения свободы хозяйственной деятельности на рынках энергии допускаются лишь в случаях, когда это является необходимым для обеспечения: 1) баланса экономических интересов всех участников рынка и недопущения избыточного удовлетворения интересов отдельных групп; 2) стратегических интересов государства; 3) недопущения аварийных ситуаций в процессе производства, передачи и распределения энергии. Устанавливается, что указанные ограничения применяются как посредством государственного регулирования отрасли (там, где затруднено эффективное саморегулирование), так и посредством самоорганизации участников рынка (добровольное принятие ограничений).

4. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике полностью отделяется от участия в обороте энергии и хозяйственных интересов иных субъектов. Устанавливается принцип безусловного подчинения субъектов электроэнергетики оперативным диспетчерским командам системного оператора, а также принцип приоритетности обеспечения экономической эффективности решений, принимаемых системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления.

5. Регламентируется потенциальная модель взаимоотношений электроэнергетической отрасли в целом и отдельных ее субъектов с государством. Государство в лице Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти сохраняет определенную часть административных полномочий, однако в предлагаемой модели реализация этих полномочий допускается в основном в случае недостаточности механизмов саморегулирования рыночных отношений. Закон направлен на достижение четырех основных целей политики государства в отношении электроэнергетики:

а) максимального обеспечения электрической энергией потребителей, обеспечивающих полное и своевременное исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, как экономического (оплата принятой энергии), так и технического характера (соблюдение установленных норм, стандартов и правил потребления энергии);

б) обеспечения потребностей национальной экономики в энергии прежде всего за счет замены системы директивного утверждения государ-

15

1 11031 ИЮЛЬ 2003 wm w ПРАВОВЫЕ ВСВВВЫ ЭНЕРГОСВАБЖЕШ В РОССИИ

ством балансов электроэнергии и мощности, представляющей собой неэффективный и ущербный для инвестиционного климата в отрасли механизм, законсервированный со времен планово-распределительной экономики, эффективной системой долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на рынках электрической энергии и комплекса мер стимулирующего (экономического) характера, направленных на достижение объема производства энергии, необходимого для удовлетворения потребностей экономики страны;

в) обеспечения максимального привлечения в отрасль инвестиционного капитала за счет установления прозрачных, понятных и справедливых правил экономических и производственных отношений в отрасли, формирования исчерпывающего перечня форм и методов государственных воздействий в электроэнергетике (включая ценовое регулирование, технический надзор в отрасли и др.), ограничения административного нормотворчества в виде издания подзаконных актов, регулирующих отношения в электроэнергетике;

г) мер по защите прав граждан — потребителей электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.

6. Система функционирования оптового рынка электрической энергии в полном соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ будет основана на саморегулировании деятельности его участников посредством утверждения технологических и коммерческих правил оптового рынка соглашением этих субъектов и формирования постоянно действующей системы контроля за соблюдением указанных правил.

Установление в соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ обязательной для всех субъектов оптового рынка системы договоров, заключаемых на рынке, необходимо для обеспечения единообразия хозяйственных отношений на оптовом рынке в силу технологической специфики функционирования отрасли и максимального использования на оптовом рынке механизмов конкуренции.

На оптовом рынке будет сформирована постоянно действующая система государственного контроля за его функционированием.

В целях обеспечения поэтапного введения в действие предлагаемой модели правового регулирования отношений в электроэнергетике с учетом необходимости безусловного обеспечения надежной и бесперебойной работы отрасли для нормального функционирования всей экономики РФ, а также организационной, методологической и институциональной адаптации субъектов отрасли к работе в рамках модели, предусмотренной Законом, предусмотрено отложенное введение в действие отдельных положений законопроекта (глав и статей, регламентирующих функционирование оптового и розничных рынков энергии, систему государственного регулирования цен (тарифов). Реализация Закона будет осуществляться в порядке, устанавливаемом федеральным законом «О введении в действие Федерального закона «Об электроэнергетике», регулирующим также переходные положения по введению конкурентного рынка электрической энергии.

Принятие федерального закона «Об электроэнергетике» одновременно повлекло за собой признание утратившими силу:

с 1 июля 2004 года Федерального закона от 07.05.98 № 74-ФЗ «Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности»13;

с 1 июля 2005 года Федерального закона от 14.04.95 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»14.

Принятие федерального закона «Об электроэнергетике» потребовало:

внесения с 1 июля 2005 года изменений и дополнений в Федеральный закон от 24.06.99 № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»15;

внесения с 1 июля 2005 года изменений и дополнений в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»16.

13 Собрание законодательства РФ, 1998. N9 19. Ст. 2070.

14 Собрание законодательства РФ, 1995. № 16. Ст. 1316; 1999. № 7. Ст. 880.

15 Собрание законодательства РФ, 1999. № 26. Ст. 3179.

16 Собрание законодательства РФ, 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3430.

1S

1ШРМАЦШПЛШНИЕСШ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ «ИНДУСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.