Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТАДИЙ ЖИЗНИ КОЛЛЕКТИВА И ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

АНАЛИЗ СТАДИЙ ЖИЗНИ КОЛЛЕКТИВА И ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТИЛЬ / КОЛЛЕКТИВ / ГРУППА / СТАДИЯ / MANAGEMENT / STYLE / TEAM / GROUP / STAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомедова К.И.

Статья посвящена стадиям жизни коллектива. В статье рассмотрены основные характеристики каждой стадии. Указаны особенности всех стадий в зависимости от мнений авторов. Сделано обобщение возможных путей развития каждой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MANAGEMENT STYLES IN THE ORGANIZATION

The article is devoted to the stages of collective life. The article describes the main characteristics of each stage. Features of all stages depending on opinions of authors are specified. Generalization of possible ways of development of each group is made.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТАДИЙ ЖИЗНИ КОЛЛЕКТИВА И ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

УДК 334.021

Магомедова К.И. студент 4 курс кафедра «Экономика и менеджмент» Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Россия, г. Северодвинск Научный руководитель: Павлова А.Н., к. э. н.

доцент

АНАЛИЗ СТАДИЙ ЖИЗНИ КОЛЛЕКТИВА И ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация: Статья посвящена стадиям жизни коллектива. В статье рассмотрены основные характеристики каждой стадии. Указаны особенности всех стадий в зависимости от мнений авторов. Сделано обобщение возможных путей развития каждой группы.

Ключевые слова: управление, стиль, коллектив, группа, стадия.

Magomedov K. I.

student

4th year, Department of Economics and management» Northern (Arctic) Federal University. M. V. Lomonosov

Russia, Severodvinsk Supervisor: Pavlova A. N.

Ph. D., associate Professor ANALYSIS OF MANAGEMENT STYLES IN THE ORGANIZATION

Annotation: The article is devoted to the stages of collective life. The article describes the main characteristics of each stage. Features of all stages depending on opinions of authors are specified. Generalization of possible ways of development of each group is made.

Key words: management, style, team, group, stage.

Коллектив всегда очень изменчив. Он постоянно в развитии, в становлении. Наблюдая за работой коллектива, работодатель может понять, как грамотно работать с группой людей для достижения определённой миссии организации или исполнения конкретных функций.

Группы в своем развитии проходят через несколько стадий. Сначала поведение людей направлено на создание группы и постановку задач для будущей деятельности. Следующим этапом, как правило, идет период конфликтов. Далее идет стадия притирки и стабилизации деятельности. Если группа грамотно преодолевает все возникающие конфликты и проблемы, то она становится командой.

Не все группы доходят в своем развитии до последней стадии. В некоторых случаях члены группы не могут прийти к взаимопониманию, и она распадется на ранних стадиях развития. Другие группы могут долго существовать, раздираемые конфликтами, и так никогда и не достичь эффективности.

Стадии жизни коллектива изучал С. Д. Резник. Рассмотрим их подробнее:

1 стадия - притирка. Настоящие чувства и эмоции не показываются, идет единоличное повышение власти. Работники не общаются с коллегами, нет взаимодоверия.

2 стадия - ближний бой. Труд лидера дает результаты, образуются группировки единомышленников. Отношения между коллегами приобретают большое значение, становятся видны сильные и слабые стороны участников группы, поэтому разногласия выражаются более открыто.

3 стадия - экспериментирование. Так как коллектив уже знает свои сильные и слабые стороны, он может оценивать свои возможности и грамотно выстраивать работу. Появляются первые эксперименты, которые ведут к росту производительности труда.

4 стадия - эффективность. Члены группы уже научились выстраивать четкое распределение обязанностей, и теперь внимание обращено на грамотное использование ресурсов.

5 стадия - зрелость. Четкая работа полностью выстроена, каждый сотрудник выполняет свои обязанности. Взаимоотношения между людьми очень гармоничны и способствуют работе. Если возникают конфликты, то они разрешаются быстро.

6 стадия - старение. Внешняя среда слишком изменчива, и коллектив не всегда успевает под нее подстраиваться. В таких случаях некоторые коллективы теряют свою хватку и начинают показывать низкую работоспособность.

7 стадия - смерть. Когда коллектив становится неспособен выполнять задания, происходит его расформирование. [1, с. 136]

Другим автором, рассматривающим коллектив, был Б. Такмен. Он выделил следующим стадии:

1 стадия: формирование. В группе начинает выделяться лидер, который ведет за собой остальных участников. Работоспособность группы на этом этапе низкая, задания выполняются пассивно.

2 стадия: бурление. Для данной стадии характерны конфликты, которые происходят из-за желания каждого участника продвигать свою идею. В такой ситуации коллектив может потерять некоторых сотрудников.

3 стадия: нормирование. После конфликтов сотрудники осознают, что только вместе можно добиться результатов. Начинают появляться правила, которых все придерживаются для эффективной деятельности компании.

4 стадия: функционирование. На этой стадии коллектив наиболее эффективен, каждый сотрудник выполняет свои обязанности. Работа четко структурирована.

5 стадия: роспуск. В том случае, когда участники коллектива недовольны результатами деятельности и не хотят дальнейшего сотрудничества, коллектив распадается.

и! и

А

Модель Б. Такмена обладает большой популярностью, так как имеет четкую структуру и описание каждой стадии. Но данная модель также несовершенна, как и многие другие. Б. Такмен не учел, что каждый человек является самостоятельной личностью, которая не похожа на кого-то другого. Из-за такой неповторимости каждого индивида возникает множество вариантов развития каждой группы. Поэтому модель Такмена является лишь примерной характеристикой любой группы. [2, с. 54]

Мнения двух рассмотренных авторов различны между собой. Тем не менее, можно выделить схожие этапы жизни коллектива. Среди них: формирование (притирка), ближний бой (бурление), экспериментирование (нормирование), эффективность (функционирование) и роспуск (смерть).

Использованные источники:

1. Резник С. Д. Организационное поведение: Учебник / Резник С. Д., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 460 с.

2. Чанько А. Д. Команды в современных организациях: учебник / А. Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. - 408 с.

УДК 37.1174

Мазур Д.Н. студент 2 курса магистратуры направление подготовки: педагогическое образование, магистерская программа «Воспитательная деятельность с молодежью», Северный (Арктический) Федеральный Университет

имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Архангельск

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ

Аннотация: В настоящее время общество столкнулось с массой трудностей, обусловливающих деформацию и искажение ценностного отношения старшеклассников к семье. Причиной этому являются, в первую очередь, перемены в сфере семейных отношений, снижение авторитета семьи в глазах подрастающего поколения, метаморфозы в области ценностных установок, нравственности общества в целом.

Ключевые слова: семья, ценностное отношение, молодая семья, молодое поколение.

Mazur D.N.

2-year student of the master's program, training direction: pedagogical éducation, master's program "Educational

activities with youngpeople", Northern (Arctic) Federal University behalf of M. V. Lomonosov, Russia,

Arkhangelsk

Г\ л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.