Научная статья на тему 'Анализ стѐганых поверхностей в коллекциях дизайнеров женской одежды'

Анализ стѐганых поверхностей в коллекциях дизайнеров женской одежды Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
549
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стежка / исследование / поверхность материала / характер / динамика изменения. / stitch / research / surface of material / character / dynamics of change

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — В С. Захарчука, Л В. Попковская

Оригинальность и новизна коллекции обусловлена использованием научных данных и автор-ских приѐмов стѐжки. В ходе моделирования изделий стѐжка использовалась как фрагментарно, так и полно-стью. При этом она выполняла как формообразующую, так и декоративную функцию, повторяя конструктив-ные и декоративные линии изделий коллекции. Использование всех свойств формы одежды в их максимальной силе выразительности помогло создать очень неординарные силуэты, функция которых быть зрелищем. Наряд-ность при проектировании коллекции достигается активным звучанием выразительной формы, эффектных фактур и рисунка ткани, цветовым сочетанием чѐрных и золотых цветов, использованием авторской стѐжки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Quilted Surfaces in the Collections of Women's Clothing Designers

The originality and novelty of a collection is caused by use of scientific data and author's stitches. During modeling of products stitch was used both fragmentary and completely. At the same time it performs both form-building, and decorative functions, duplicating constructive and decorative lines of products in the collection. Use of all properties of clothes form in their maximum expressiveness has helped to create very extraordinary silhouettes which function is to be a pageant. The elegance in design of a collection is reached by active sounding of an expressive form, effective textures and designs, combination of black and golden colors, use of author's stitches.

Текст научной работы на тему «Анализ стѐганых поверхностей в коллекциях дизайнеров женской одежды»

УДК 687.016.6

Анализ стёганых поверхностей в коллекциях дизайнеров женской одежды

В. С. Захарчука, Л. В. Попковская Витебский государственный технологический университет, Республика Беларусь [email protected]

Аннотация. Оригинальность и новизна коллекции обусловлена использованием научных данных и авторских приёмов стёжки. В ходе моделирования изделий стёжка использовалась как фрагментарно, так и полностью. При этом она выполняла как формообразующую, так и декоративную функцию, повторяя конструктивные и декоративные линии изделий коллекции. Использование всех свойств формы одежды в их максимальной силе выразительности помогло создать очень неординарные силуэты, функция которых быть зрелищем. Нарядность при проектировании коллекции достигается активным звучанием выразительной формы, эффектных фактур и рисунка ткани, цветовым сочетанием чёрных и золотых цветов, использованием авторской стёжки.

Ключевые слова: стежка, исследование, поверхность материала, характер, динамика изменения.

Analysis of the Quilted Surfaces in the Collections of Women's Clothing Designers

V. Zaharchuk3, L. Popkovskaya Vitebsk State Technological University, Republic of Belarus [email protected]

Abstract. The originality and novelty of a collection is caused by use of scientific data and author's stitches. During modeling of products stitch was used both fragmentary and completely. At the same time it performs both formbuilding, and decorative functions, duplicating constructive and decorative lines of products in the collection. Use of all properties of clothes form in their maximum expressiveness has helped to create very extraordinary silhouettes which function is to be a pageant. The elegance in design of a collection is reached by active sounding of an expressive form, effective textures and designs, combination of black and golden colors, use of author's stitches.

Keywords: stitch, research, surface of material, character, dynamics of change.

Анализ современной научно-технической и искусствоведческой литературы свидетельствует, что всё большее влияние на облик как повседневной, нарядной, так и специальной одежды оказывают технологические инновации. Они проникают во все сегменты костюма, подчиняя его себе. Стёганый материал не стал исключением. В научных трудах рассмотрены история [1], стили и методы [2], и техника [3] выстегивания. Принимая во внимание потенциальную возможность техники выстегивания для придания объемной формы изделию целесообразно провести анализ стёганых поверхностей в коллекциях дизайнеров женской одежды и расширить возможности использования данного вида декора в современном проектировании коллекций женской одежды, что является актуальным для повышения конкурентоспособности продукции в современной индустрии моды.

Цель работы: формирование базы, создающей основу для дальнейшего исследования внедрения приё-

мов стёжки в качестве формообразования и декорирования одежды. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- проведение исследования зарождения стёганой одежды;

- выявление основных направлений технологической составляющей, по которым движется прогресс на примере работ известных дизайнеров костюма и передовых дизайнерских фирм;

- изучение особенностей изготовления фактур с помощью стёжки; выявление тенденций изменения влияния стёжки на внешний облик моделей.

Анализ развития стеганых изделий опирается на исследование данных исторического периода моды XV-XVI веков. Костюм эпохи Возрождения включает богатство разнообразия текстурированных поверхностей, помогающих усилить образ коллекции и подчеркнуть формообразующие свойства стеганых материалов (рис.1).

Рисунок 1 - Применение коллерета в костюме эпохи Возрождения и в авторской коллекции

Заимствование деталей периода раннего возрождения расширило представление о крое одежды и повлияло на развитие концепции научной работы, которая посвящена исследованию и анализу структур новых материалов, применяемых в простёгивании, динамике развития технологических тенденций и специфике композиционно-художественных приёмов.

В ходе работы был произведён анализ развития использования стёганой одежды за период модных сезонов с 2012 по 2018 года и выявлены основные направления её развития на базе изучения исторических предпосылок. Характерным признаком анализа является иллюстративный характер исследования. Апробация научных данных позволила создать авторскую дипломную коллекцию женской одежды сезона «FW-2017/18». При защите дипломного проекта был составлен авторский видеоряд.

Объекты исследования: стёжка и стёганые поверхности в коллекциях знаменитых домов моды; субъекты исследования - фотоснимки, видеозаписи, публикации луков и фрагментов авторских моделей высокотехнологичных поверхностных структур. Методы исследования - аналитический, литературно -обзорный, иллюстративно-обзорный.

Результаты исследования: структурированный характер работы проводился по двум направлениям в связи с разносторонним изучением процесс формооб-

разования костюма с помощью стёганых материалов:

- изучение исторических предпосылок развития стёганой одежды;

- исследование влияния стёганой поверхности на формообразование в одежде.

На примере работ известных дизайнеров костюма и передовых дизайнерских фирм была продемонстрирована интеграция технологических новшеств с морфологией современного костюма. После изучения каждого сезона в отдельности данные были обобщены. На первом этапе были составлены и построены общие 30 таблиц и диаграмм, отражающих динамику развития исследуемых позиций (в процентном соотношении) по различным показателям: силуэтная форма, размер стёжки, ассортиментные группы, длина изделия, характер мотива стёжки, подбор тканей в стёганых изделиях.

Второй этап исследования - сравнительный анализ использования стёжки в различных ассортиментах современной одежды [4]. Для исследования были собраны иллюстрации, фотографии и видеоматериалы по последним лукам сезонов 2012/13, 2013/14, 2014/15, 2016/17, 2017/18 проведен их подробный анализ и систематизация данных. Пример процентного соотношения размера стёжки в изделиях коллекций сезона «Осень-Зима 2013/14-2017/18» представлен на рисунке 2.

«Осень-Зима 2013/14» ■ Крупная ■ Мелкая

«Осень-Зима 2014/15» ■ Крупная ■ Мелкая

Размер стёжки

37%

0% 20% 40% 60% 80%

Размер стёжки

48%

46% 48% 50% 52% 54%

«Осень-Зима 2015/16» ■ Крупная ■ Мелкая

«Осень-Зима 2016/17» ■ Крупная ■ Мелкая

Размер стёжки

38%

62%

Размер стёжки

57%

43%

0% 20% 40% 60% 80%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

«Осень-Зима 2017/18» ■ Крупная ■ Мелкая

Размер стёжки

25%

75%

0%

20%

40%

60%

80%

Рисунок 2 - Процентное соотношение размера стёжки в изделиях коллекций сезона

«Осень-Зима 2013/14-2017/18»

Впоследствии выбраны критерии для анализа. На основании систематизированных результатов составлены авторские таблицы в количестве штук по каждому сравнительному сегменту. Результативность отмечена в соответствующих шести графиках. Дина-

мика развития стёганого полотна и роста интереса к декору «стёжка» наглядно подтверждают новизну и актуальность исследования [5]. Динамику изменения размера стёжки за исследуемый период отражает рисунок 3.

Рисунок 3 - Динамика изменения размера стёжки за исследуемый период

Результаты исследования теоретически обоснова- образование костюма и поверхности материала; ин-ли следующие позиции: новые разработки в отрасли новационный текстиль и 3D-технологии все чаще стёганых материалов внесли весомый вклад в формо- становятся образующим звеном при создании новых

форм на мировых подиумах, способствуют воплощению идеи коллекции [6]. На основе показов авторских коллекций DKNY, Celine, Balenciaga, Givenchy, Comme des Garcons, Chanel, Dior и др., данных научных публикаций была выявлена основная динамика в области использования стёганых изделий на подиумах; проанализированы предпосылки интенсивного поиска новых способов формообразования, создания отделки и декора костюма с помощью современного оборудования. Обработка данных позволила выявить основные пути развития стёганой одежды с целью прогнозирования определенных составляющих моды и создать авторские коллекции мужской и женской одежды. Рассматривая введение стёганых изделий в

процесс проектирования, можно говорить о том, что данный путь развития моды является весьма своевременным и перспективным, учитывая ускоренные темпы научно-технологического прогресса и возможности инновационных технологий на уровне промышленного производства предприятий лёгкой промышленности Республики Беларусь. На основе полученных данных был сделан вывод: конкуренция в современной индустрии моды велика, поэтому дизайнеры ведут поиск новых способов формообразования, отделки и декора костюма и материалов, все чаще изобретая новые способы создания фактур поверхностей с помощью стёжки, её внедрения в различные ассортименты одежды [7].

Рисунок 4 - Эскизы авторской коллекции под девизом «Renaissance» с применением стёжки

Практическая значимость исследования подтверждена созданием авторской коллекции Захарчук Вероники (эскизная часть представлена на рис. 4, графическая часть представлена на рис. 5). Данные, полученные в ходе научно-исследовательской части, выявили грамотное обращение к способу простёгивания авторских изделий и послужили ориентиром для создания авторской стёжки деталей и всего изделия в целом. В результате модели, выполненные в материале, имеют сложные и новаторски выстроенные конструктивные решения [8].

Изготовление 6 комплектов женской одежды обосновано разнообразием ассортимента, представленным тремя женскими жакетами, тремя брюками, шортами, платьем, юбкой, двумя блузками, выполненными самостоятельно на предприятии торговой марки Burvin (г. Брест). Материалы для изготовления изделий - парчовая ткань с металлическим блеском двух цветов: чёрного и золотого; прозрачная органза с рисунком (полоса), трикотажная сетка двух видов, двуслойное трикотажное полотно золотого цвета, синтепон, подкладочная ткань двух видов [9].

В ходе моделирования 6 луков, состоящих из 11 изделий, стёжка использовалась как фрагментарно (детали кармана юбки, край изделия и рукавов в жакете), так и полностью (утеплённый жакет). При этом

она выполняла как формообразующую, так и декоративную функцию, повторяя конструктивные и декоративные линии изделий коллекции. Формообразующая функция заключается в создании аркообразной линии плечевого пояса и полукруглой линии рукавов в жакетах и полукруглой линии карманов юбки. При фрагментарном простёгивании изделий использовалась техника неполного заполнения конструкции для исключения нежелательного объёма на уровне линии бёдер (в юбке), на уровне линии груди и по линии спинки в жакете [10, 11].

Данное исследование будет актуально для дальнейшего использования в практической деятельности студентов и художников-модельеров, поможет по-другому взглянуть на образование костюма и подбор материалов для коллекций.

Научное исследование работы и авторская коллекция моделей представлены научным докладом и публикацией «Стёганые поверхности как основа дизайна одежды» в рамках 50-й научно-технической конференции УО «ВГТУ», а также тезисами на тему «Применение стёганой поверхности в коллекции женской одежды» на Международной научной конференции по искусствоведению (Херсонский национальный технический университет, Херсон, Украина).

Рисунок 5 - Фотоснимки авторской коллекции с применением стёжки

В результате проведенной работы авторами были ной одежды, виды стёганых материалов, а также спо-выявлены исторические признаки появления стега- собы их изготовления и приемы внедрения 3Б-

технологий для создания эффекта стёганой одежды. Проведен сравнительный анализ использования стёжки в различных ассортиментах одежды на примере куртки, жилета и платья. Также исследованию подвергались структура ткани однотонной и с рисунком флорального и геометрического видов. Особое внимание в работе уделялось развитию силуэтной формы, изменению размеров стежки (крупной и мелкой) и длины изделия (до и ниже колена).

Материалы научной работы по созданию авторской коллекции женской одежды под девизом «Renaissance» представлены на Республиканский конкурс научных работ студентов и внедрены в учебный процесс УО «ВГТУ» кафедры «Дизайн и мода» по курсам «Дизайн-проектирование швейных изделий» и «Работа в материалы».

Список литературы

1. Johnson, J. History of Quilting [Electronic resource] / J. Johnson. - Access mode : https://www.emporia.edu/cgps/tales/quilte~1.html. - 05.04.2018.

2. Anderson, A. All Things Quilting with Alex Andersonhttps [Electronic resource] / A. Anderson. - Access mode : http//en.wikipedia.org/wiki/Quilting#cite_ref-29. - 05.04.2018.

3. Completing Quilt: Finishing Quilt Guide [Electronic resource]. - Access mode : http://bestsewingmachinereviewspot.com/completing-quilt-finishing-quit-guide/. - 05.04.2018.

4. Андреева, Р. П. Энциклопедия моды / Р. П. Андреева. - Санкт-Петербург : Литера, 1997. - 416 с.

5. Тенденции подиумных коллекций 2017-2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.buro247.ru. - 30.03.2017.

6. Тараканова, Л. Ставка на авангард : интервью с дизайнером Людмилой Таракановой / Л. Тараканова ; беседовал корреспондент FK // Fashion Collection. - 2017. - № 5. - С. 34-37.

7. Тренды весны-лета 2017: как носить 80-e в новом сезоне [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ladyindress.com.ua/trendy-vesny-leta-2017-kak-nosit-80-e-v-novom-sezone/. - 05.04.2018.

8. Попковская, Л. В. Анализ влияния новых материалов на формообразование одежды / Л. В. Попковская, В. С. Захарчук // Тезисы докладов 49-й международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. - Витебск, 2016. - С. 163-164.

9. Попковская, Л. В. Применение стеганой поверхности в коллекции женской одежды / Л. В. Попковская, В. С. Захарчук // Материалы докладов 50-й международной научно-технической конференции преподавателей и студентов, посвященной Году науки : в 2 т. / УО «ВГТУ». - Витебск, 2017. - Т. 2. - С. 53-56.

10. Казарновская, Г. В. Исследование и разработка методов построения и визуализации заправочного рисунка тканей с использованием современных информационных технологий / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович, Н. Н. Самутина // Вестник Витебского государственного технологического университета. -2011. - № 20. - С. 44.

11. Самутина, Н. Н. Проектирование костюмной ткани с эффектом продольной полосы / Н. Н. Самутина, Г. В. Казарновская // Вестник УО «ВГТУ». - 2009. - № 16. - С. 90-93.

References

1. Johnson, J. History of Quilting [Electronic resource] / J. Johnson. - Access mode : https://www.emporia.edu/cgps/tales/quilte~1.html. - 05.04.2018.

2. Anderson, A. All Things Quilting with Alex Andersonhttps [Electronic resource] / A. Anderson. - Access mode : http//en.wikipedia.org/wiki/Quilting#cite_ref-29. - 05.04.2018.

3. Completing Quilt: Finishing Quilt Guide [Electronic resource]. - Access mode : http://bestsewingmachinereviewspot.com/completing-quilt-finishing-quit-guide/. - 05.04.2018.

4. Andreeva, R. Encyclopedia of fashion / R. Andreeva - Saint-Petersburg : Litera, 1997. - 416 p.

5. Trends year 2017-2018 [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.buro247.ru. - 30.03.2017.

6. Tarakanova, L. Bet on the avant-garde: interview with designer Lyudmila Tarakanova / L. Tarakanova; talked correspondent FK / Fashion Collection. - 2017. - № 5. - P. 34-37.

7. Trends spring-summer 2017: how to wear 80s in the new season [Electronic resource]. - Mode of access : http://ladyindress.com.ua/trendy-vesny-leta-2017-kak-nosit-80-e-v-novom-sezone/. - 05.04.2018.

8. Papkovsky, L. The Analysis of influence of new materials on the shaping garment / L. Popovska, S. Zakharchuk // Abstracts of the 49-th international scientific-technical conference of teachers and students. - Vitebsk, 2016. -P. 163-164.

9. Popovska, L. Application of a quilted surface into women's clothing / L. Popovska, S. Zakharchuk // Proceedings of 50th international scientific-technical conference of teachers and students dedicated to the Year of science : in 2 vols / EI «VSTU». - Vitebsk, 2017. - Vol. 2. - P. 53-56.

10. Kazarnovskaya G. Investigation and development of methods to build and visualize the filling pattern of the fabrics with the use of modern information technologies / G. Kazarnovsky, N. Abramovich, N. Samutina // Vestnik of Vitebsk state technological University. - 2011. - № 20. - P. 44.

11. Samutina, N. Design suiting with the effect of the longitudinal strips / N. Samutina, G. Kazarnovskaya // Vestnik of Vitebsk state technological University. - 2009. - № 16. - P. 90-93.

Spisok literatury

1. Johnson, J. History of Quilting [Electronic resource] / J. Johnson. - Access mode : https://www.emporia.edu/cgps/tales/quilte~1.html. - 05.04.2018.

2. Anderson, A. All Things Quilting with Alex Andersonhttps [Electronic resource] / A. Anderson. - Access mode : http//en.wikipedia.org/wiki/Quilting#cite_ref-29. - 05.04.2018.

3. Completing Quilt: Finishing Quilt Guide [Electronic resource]. - Access mode : http://bestsewingmachinereviewspot.com/completing-quilt-finishing-quit-guide/. - 05.04.2018.

4. Andreeva, R. P. 'Entsiklopedija mody / R. P. Andreeva. - Sankt-Peterburg : Litera, 1997. - 416 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tendentsii podiumnyh kollektsij 2017-2018 ['Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.buro247.ru. - 30.03.2017.

6. Tarakanova, L. Stavka na avangard : interv'ju s dizajnerom Ljudmiloj Tarakanovoj / L. Tarakanova ; besedoval correspondent FK // Fashion Collection. - 2017. - № 5. - S. 34-37.

7. Trendy vesny-leta 2017: kak nosit' 80-e v novom sezone ['Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://ladyindress.com.ua/trendy-vesny-leta-2017-kak-nosit-80-e-v-novom-sezone/. - 05.04.2018.

8. Popkovskaja, L. V. Analiz vlijanija novyh materialov na formoobrazovanie odezhdy / L. V. Popkovskaja, V. S. Zaharchuk // Tezisy dokladov 49-j mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferentsii prepodavatelej i studen-tov. - Vitebsk, 2016. - S. 163-164.

9. Popkovskaja, L. V. Primenenie steganoj poverhnosti v kollektsii zhenskoj odezhdy / L. V. Popkovskaja, V. S. Zaharchuk // Materialy dokladov 50-j mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferentsii prepodavatelej i studentov, posvjaschennoj Godu nauki : v 2 t. / UO «VGTU». - Vitebsk, 2017. - T. 2. - S. 53-56.

10. Kazarnovskaya, G. V. Issledovanie i razrabotka metodov postroeniya i vizualizatsii zapravochnogo risunka tkaney s ispolzovaniem sovremennyih informatsionnyih tehnologiy / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich, N. N. Samutina // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. - 2011. - № 20. -S. 44.

11. Samutina, N. N. Proektirovanie kostyumnoy tkani s effektom prodolnoy polosyi / N. N. Samutina, G. V. Kazarnovskaya // Vestnik UO «VGTU». - 2009. - № 16. - S. 90-93.

Статья поступила в редакцию 15.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.