Научная статья на тему 'Анализ среды как важный компонент системы стратегического управления'

Анализ среды как важный компонент системы стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1067
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ среды как важный компонент системы стратегического управления»

АНАЛИЗ СРЕДЫ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Н.М. Дудин, старший преподаватель, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Практика показывает, что систему стратегического управления можно рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов (в некоторых научных кругах термин «система» заменяется на термин «структура») [1]. Эти процессы логически вытекают или следуют один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления.

Анализ среды или стратегический анализ обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление [2].

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их

достижении. «Цель моя состояла в том, - отмечает «отец» автомобильной промышленности США Г. Форд, - чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли, я полагался на размеры сбыта» [3].

Анализ среды, как отмечают исследователи, предполагает изучение трех ее частей [4]:

1. макроокружение - его анализ включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как: состояние экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура и т.п.;

2. непосредственное окружение - анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы;

3. внутренняя среда - ее анализ вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. При этом важно помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п.

Анализируя внутреннюю среду, профессор Цветков А.Н. выделяет следующие направления [5]:

- персонал фирмы, его потенциал, квалификация, ценности, нравственные установки, жизненные интересы;

- организацию управления, научные исследования и разработки, производство, включающее организационные, операционные, технические и технологические характеристики (финансы фирмы, логистику, маркетинг, организационную культуру).

Таким образом:

a) анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. С этой целью и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении;

b) анализ среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

c) в системе стратегического управления детальный, обстоятельный анализ среды является хорошей базой для определения миссии и постановки долгосрочных целей, а также для анализа, выбора и выработки стратегии фирмы.

Список использованной литературы

1. Менеджмент. Друкер П., Макьярелло Дж.А. - М.: 2010. - 704 с.

2. Латфуллин Г.Р., Лялин А. М. Теория менеджмента: Учеб. для вузов. Стандарт 3-го поколения. - СПб.: Питер, 2010 г. - 464 с. - Эл. издание.

3. Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения. - Л.: Время, 1924. (пер. под ред. инж.-техн. В.А. Зоргенфрея). - 132 с.

4. Менеджмент. Теория и практика, 4-е изд., пер. и доп. Учеб. для вузов (Отв. ред. Шапкин И.Н.) Шапкин И.Н., Алексеев А.Н., Бурыкин Е.С., Горелов О.И., Горелова С.И. и др. М.: Изд-во Юрайт 2014. - 692 с.

5. Цветков А.Н. Менеджмент: Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2010г. -528 с. - Эл. изд.

6. Стратегический менеджмент. Фонд. лекц. Сост. Дудин Н.М., Шмырева М.Б. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2015. - 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.