Научная статья на тему 'Анализ спроса на зарубежные туры в России'

Анализ спроса на зарубежные туры в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / ЗАРУБЕЖНЫЕ ТУРЫ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ИССЛЕДОВАНИЕ / DEMAND / FOREIGN TOURS / TOURISM / TOURIST MARKET / CONTENT ANALYSIS / RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крючкова Юлия Рудольфовна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Лазутина Антонина Леонардовна

Статья содержит исследование спроса на зарубежные туры в России а основе проведенного контент-анализа статистических агригаторов. Авторами установлена страна лидер рейтинга зарубежных стран, которые пользовались наибольшей популярностью у россиян для туристического отдыха, по итогу 2018 года Турция. Установлены причины оживления спроса на зарубежные туры. Доказано формирование новая тенденция снижение стоимости услуг в сегменте зарубежного туризма при удорожании внутрироссийского продукта. Проведен анализ изменения динамики цен и в целом ценовой политики туристических компаний, выделены особенности деятельности туроператора на рынке ценообразования. Проведен срезовый анализ по спросу на туристские услугу по регионам России. На основе данных Ростуризма авторами подтверждены результаты исследования различных туристских агрегаторов. Проведена корреляция по годам и направлениям отдыха, традиционным для россиян. Полученные результаты проранжированы и подведены под данные официальной статистики. Результаты исследования доказали для российских туристов прогноз негативный, а именно большинство тех, кто планируют съездить в 2019-2020 годы отдохнуть, нужную сумму для этих целей наберут с большим трудом. Полученные выводы могут являться основой при формировании концепции развития туристского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEMAND FOR FOREIGN TOURS IN RUSSIA

The article contains a study of the demand for foreign tours in Russia based on the content analysis of statistical agrigators. The authors set the country the leader of the rating of foreign countries that were most popular among Russians for tourist recreation, by the end of 2018 Turkey. The reasons for the revival of demand for overseas tours are established. The formation of a new trend has been proven a reduction in the cost of services in the segment of foreign tourism with the rise in prices of the domestic Russian product. The analysis of changes in the dynamics of prices and the overall pricing policy of travel companies, highlighted the features of the tour operator in the pricing market. A slice analysis of the demand for tourist services in the regions of Russia was carried out. Based on the data of Rostourism, the authors confirmed the results of a study of various tourist aggregators. A correlation was made for the years and areas of recreation that are traditional for Russians. The results obtained are ranked and summarized under official statistics. The results of the study proved for the Russian tourists the forecast is negative, namely the majority of those who plan to go in the years 2019-2020 to rest, the required amount for these purposes will be gathered with great difficulty. The findings can be the basis for the formation of the concept of development of the tourist market.

Текст научной работы на тему «Анализ спроса на зарубежные туры в России»

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF EXITTING TOURISM IN NIZHNY NOVGOROD

Abstract. The article contains a study of the state of the outbound tourism market in Nizhny Novgorod. The first stage of the study was a content analysis of tourist firms. The authors analyzed the types of tourism offered by 40 leading companies of the Nizhny Novgorod market, and revealed the most popular ones: beach, sightseeing. The price range of offers on the market is determined, the duration of trips is determined.

The article presents the results of a survey of Nizhny Novgorod residents and their preferences in outbound tourism. Clarified the factors of choice of the tourist product: the cost of travel, its safety, the location of accommodation facilities. The most preferred sources of information. The deciding factors on holiday with most respondents were - living conditions and safety, food, entertainment, rehabilitation. The frequency of purchase of tourist services has been established.

The results of the study proved that the tourist market does not have a high level of customer commitment, since most of the customers will buy a ticket where a better offer will be offered.

The findings can be the basis for the formation of the concept of development of the outbound tourism market in the market of Nizhny Novgorod.

Keywords: outbound tourism, Nizhny Novgorod tourist market, content analysis, survey, research.

УДК 338.48

АНАЛИЗ СПРОСА НА ЗАРУБЕЖНЫЕ ТУРЫ В РОССИИ Крючкова Юлия Рудольфовна,

МБУК "Мемориальный музей В.П. Чкалова"

(e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected]) Лазутина Антонина Леонардовна, к.э.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

Статья содержит исследование спроса на зарубежные туры в России а основе проведенного контент-анализа статистических агригаторов.

Авторами установлена страна - лидер рейтинга зарубежных стран, которые пользовались наибольшей популярностью у россиян для туристического отдыха, по итогу 2018 года - Турция.

Установлены причины оживления спроса на зарубежные туры. Доказано формирование новая тенденция - снижение стоимости услуг в сегменте зарубежного туризма при удорожании внутрироссийского продукта.

Проведен анализ изменения динамики цен и в целом ценовой политики туристических компаний, выделены особенности деятельности туроператора на рынке ценообразования.

Проведен срезовый анализ по спросу на туристские услугу по регионам России.

На основе данных Ростуризма авторами подтверждены результаты исследования различных туристских агрегаторов. Проведена корреляция по годам и направлениям отдыха, традиционным для россиян. Полученные результаты проранжированы и подведены под данные официальной статистики.

Результаты исследования доказали для российских туристов - прогноз негативный, а именно - большинство тех, кто планируют съездить в 2019-2020 годы отдохнуть, нужную сумму для этих целей наберут с большим трудом. Полученные выводы могут являться основой при формировании концепции развития туристского рынка.

Ключевые слова: спрос, зарубежные туры, туризм, туристский рынок, контент-анализ, исследование.

Введение. Стабилизация национальной валюты постепенно реанимирует спрос наших граждан на отдых за рубежом. Тенденция стабилизации ситуации в выездном туризме заметна накануне предстоящих летник каникул. Люди бронируют туры больше в Азию, где тепло и курс доллара, который ниже, чем евро, позволяет еще сэкономить при покупке тура.

Цель работы: проанализировать спрос на зарубежные туры в России. Задачи исследования: изучить особенности динамики туризма и путешествий за рубеж, определить особенности спроса на зарубежные туры.

Материалы и методы исследования. Было проведено исследование методом контент-анализа статистических агрегаторов. Основу исследования составили исследования таких ученых как: М.В. Данилина, Н.В. Зиня-кова, Д.Н. Золотухин, Н.И. Кабушкин, Т.М. Коченюк, В. А. Квартальный, Е.В. Малышева и других, которые раскрывали особенности туристического спроса.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный контент-анализ данных на различных туристических агрегаторах выявил, что лидером рейтинга зарубежных стран, которые пользовались наибольшей популярностью у россиян для туристического отдыха, по итогу 2018 года оказалась Турция с приростом по количеству поездок туда в размере 467%, хотя по итогу 2017 года Турция занимала только 11-ое место [1,4].

Также пять первых мест после Турции в порядке убывания занимают следующие направления: Абхазия (прирост к 2018 г. - 2%), Финляндия (прирост составил 15,2%), Казахстан (прирост - 4,5%), Китай (к 2016 прирост - 19,5%). Отметим также те страны, по которым увеличение потока по количеству поездок составило более 20% (кроме Турции): ОАЭ, Грузия, Вьетнам, Таиланд и Италия.

По разным оценкам объем рынка туристических услуг в России колеблется от 160 до 500 млрд. рублей в год. По мнению же аналитиков российский рынок туристических услуг (без учета сегмента гостиничных услуг)

по состоянию на 2017-2018 гг. составляет не более 200 млрд. рублей в годовом исчислении [5].

Оживление спроса россиян на туризм, тем более выездной, обусловлено, например, возобновлением чартерного авиасообщения с Турцией, а также развитие рынка авиаперевозок внутри России. Как и раньше, к числу наиболее посещаемых мест на карте можно отнести: Турцию, Таиланд, Болгарию, Кипр. На туристическом рынке на 2018-2019 годы формируется новая тенденция - снижение стоимости услуг в сегменте зарубежного туризма при удорожании внутрироссийского.

По оценкам туристских агрегаторов средние цены на туристические поездки за границу для россиян на протяжении последних трех лет, начиная с 2015 года, несильно меняются из года в год. Динамика цен на туристические услуги в России укладывается в рамки официальной инфляции - не более 5-7% в расчете за год. При этом, на начало 2018 года объем туристских услуг в России снизился на 30% относительно начала 2014 года. В I квартале 2018 г. объем туристских услуг в России достиг локального минимума и перешел к быстрому восстановительному росту - в сентябре 2018 г. рынок вышел на уровень сентября 2015 г.

По объемам оказанных туристических услуг населению в 2018 году является Москва, ее доля от общероссийского объема составляет 14%. В тройку лидеров по туризму регионов входя еще Свердловская и Нижегородская области, их доли составляют 8,4% и 4,6%, соответственно. Четвертую и пятую позицию занимают Московская область и Краснодарский край - по 4,5%. На 6 месте Крым - 4,2% [6].

При этом стоимость поездок за границу, включая экскурсионные поездки, согласно данным аналитического портала groupmarketing.ru (со ссылкой на Росстат) в значительной степени отличаются от вышеприведенных показателей, так как средняя цена для россиян на турпоездки за границу составила 50 тыс. и 53 тыс., в 2017 и 2018 годах, соответственно.

Среднестатистические цены на поездки за рубеж по наиболее популярным направлениям за последние три года несильно изменились, поскольку цена в 2018 году снизилась к прошлому - 2017 г. на 3,3%, а в 2017 г. она немного подросла на 6% к показателю 2018 года. Так что в целом, согласно данным Росстата, цены на поездки за границу несильно изменились.

Рассмотрим динамику по странам, согласно данным Ростуризма [2].

За период 2018 года наибольшее количество граждан России выехало в Турцию. Число туристов из России, посетивших заново открытую для выезда страну, составило 3 944 000. Таким образом, Турция прочно заняла первое место в статистике Росстата.

В 2017 году, за аналогичный период, в силу ограничений, наложенных со стороны российских властей, в Турцию выехали только 483 000 россиян. Таким образом, прирост составил 816%. По крайней мере, таковы данные Росстата. Турецкая сторона дает несколько другие данные, но вероятная причина этого кроется в различии систем подсчета как за сам 2017-й

год, так и в предыдущие годы. Российская статистика не может учитывать прибытие в Турцию россиян, обошедших ограничения через транзитные страны. Однако, в любом случае формальный результат прироста является очень значительным, не имеющих статистических аналогов.

За сравнительный период 2016 года Турцию посетило 3 123 000 россиян. Таким образом, если сравнивать результаты 2016 года и 2018 года, то прирост составил 26,3%. Однако, и этот показатель нельзя считать абсолютно чистым, так как на него повлияло ограничение на авиасообщение России с пляжными курортами Египта.

Даже если открытие египетских курортов для российских чартеров произойдет в ближайшей перспективе, значительная часть российских «пляжных» туристов, в эконом-сегменте, прочно закрепила свои симпатии за Турцией. Характерно, что эпидемия вируса Коксаки на турецких курортах не смогла снизить поток российских туристов в эту страну.

Второе место заняла Финляндия. За указанный период эту страну посетило 2 481 000 россиян, значительную часть из которых составили жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Помимо экскурсионного туризма, Финляндия популярна для участников шопинг-туров из прилегающих к ней российских регионов. За тот же период 2017-го года ее посетили 2 115 000. Таким образом, прирост туристического потока в финском направлении составил 17,3%.

Третье место занимает Казахстан: число выехавших в этом направлении россиян в январе- сентябре 2018 года составило 2 326 000. Однако, следует учитывать, что значительная часть из них совершили поездку с целью ведения бизнеса или по семейным обстоятельствам. Но поскольку статистические данные не содержат цели поездки, разграничить данные показатели не представляется возможным. Поток посетивших его россиян за период вырос с 2 248 000 до 2 326 000, то есть на 3,5%. Впрочем, причина потери лидерства - в открытии Турции и возрастании спроса на Финляндию.

1 478 000 россиян посетило Китай. Значительную часть из них составили жители сибирских и дальневосточных регионов России, наиболее близких к Китаю. Существенным фактором, обеспечивающим популярность Китая, являются шопинг-туры и поездки, а также деловые поездки. Популярность китайского направления выросла с 1 183 000 в 2017 году на 295 000, или на 25%.

Шестое место в статистике Росстата уверенно заняла Эстония с 1 285

000 посетившими ее россиянами. Данный показатель можно считать достаточно чистым в туристическом отношении, так как сравнительно небольшая часть российских туристов посещает Эстонию для шопинга или транзита. Присутствует корректировка на родственные визиты.

В январе- сентябре 2017 года Эстонию посетило 1 122 000. В 2018 году эстонское направление показало рост 14,5%. 2014 году Эстонию посетило

1 337 000 россиян. А в 2015 году показатель просел до 1 109 000.

Таким образом, показатель 2018 года составил 96,1% от уровня 2014 года.

929 000 россиян посетило Польшу. Успех польского направления во многом объясним популярностью Польши как транзитной страны и привлекательным направлением для шопинг-туров. Хотя свою роль играют и ее туристические достопримечательности.

Следующее место заняла Германия с 918 000 россиян, посетивших ее за указанный период. Туристическая привлекательность Германии частично умаляется высоким показателем деловых поездок и популярностью таких транзитных точек как аэропорт Франкфурт-на-Майне и другие. Но данная корректировка едва ли носит значительный характер. Германия показала более уверенный рост туристического потока из России. Текущий показатель выше на 18,7% чем в предыдущем году, когда он составил 773 000. Уровень посещаемости Германии россиянами в 2018 году сравнительно с докризисным 2014 годом составил 83,6%.

Германия останется стабильным туристическим направлением для россиян. Слишком значимы культурные и деловые связи, объединяющие обе страны. Но имеющиеся показатели туристического потока не дают особого повода для оптимизма при инвестициях в расширение данного туристического направления. Вместе с тем, инвестиции в закрепление позиций на уже сложившемся рынке и расширение ассортимента услуг вполне могут себя оправдать.

Далее уверенно идет Грузия, которую посетили 802 000 граждан России. Не считая небольшой корректировки на семейные визиты, данный результат можно считать чистым, так как Грузия не привлекает ни шопингом, ни транзитом. Туристическая привлекательность Грузии растет за счет пляжного туризма на курортах Аджарии, а также экскурсионного, горнолыжного, винного и гастрономического туризма. В сравнении с 2017 годом, Грузия продемонстрировала чудеса роста популярности среди россиян. Она вырвалась с 11-й строчки в статистическом отчете на девятую, обогнав Грецию, Кипр и Испанию, за которыми следовала ранее.

Турецкий фактор, вопреки ожиданиям, не снизил ее позиции в списке популярных среди россиян стран, но и более того - не смог помешать росту ее популяризации. Рост ее популярности у россиян составил 34,7%, а сам турпоток, составлявший в 1-3 кварталах 2016 года 595 000, вырос в численном выражении на 207 000.

При этом показательно, что если рост популярности Турции обязан снятию ограничения россиян на посещение этой страны, то рост популярности Грузии носит более естественный характер и никак не связан с внешним воздействием.

Испания заняла десятое место после Грузии, получив в этот период 2018 года 794 000 российских туристов. Данный результат также можно считать чистым, так как доля транзитных туристов, пересаживающихся в Мадриде и Барселоне на самолеты в страны Карибского бассейна, невелика.

Испания, в сравнении с 2017 годом, проиграв в популярности вырвавшимся в первую десятку Турции и Грузии, тем не менее, сохранила за собой 10-е место. Ей удалось обогнать Грецию и Кипр, опередивших ее в предыдущем году. Впрочем, данный успех обязан не столько повышению популярности Испании, сколько турецкому фактору. В 2017 году многие туристы, лишившись традиционной возможности отдыха в Турции, выбрали в качестве альтернативы Грецию и Кипр, что нарастило их популярность. А в 2018 году снятие санкций с Турции вернуло прежний порядок вещей.

Но и прирост туристов, выбравших для турпоездки Испанию, в 2017 году составил 129 000 (в 2018 году за аналогичный период турпоток в Испанию составлял 665 000), или 19,4%.

В 2014 году Испанию страну посетил 1 019 000 туристов из России.

А в 2015 году этот показатель снизился почти вдвое - 592 000.

Несмотря на рост в 2018 году, его показатель составил лишь 77,9% от докризисного уровня 2014 года.

792 000 российских туристов посетило Грецию, обеспечив ей 11-е место рейтинга. Результат может считаться чистым. Греция в сравнении с 2017 годом проиграла в позиции, спустившись с 8- го места на 11-е, но благодаря росту общего показателя выездного туризма из России, выиграла в конкретных цифрах. В 2017 году показатель был 723 000.

Прирост составил 69 000 туристов или 9,5%. Учитывая возросшую конкуренцию с Турцией, этот показатель вполне можно считать приемлемым для турфирм, работающих с греческим направлением.

Не сильно отстал от Греции традиционный Кипр, который за данный период посетило 738 000 россиян. Как и Греция, в сравнении с показателями 2016-го года, Кипр проиграл в позиции, спустившись с 9-й строчки вниз, но выиграл в количестве российских туристов. Их число возросло с 692 000 на 46 000, или на 6,6%.

Это показатель стабильности и удовлетворительной ситуации. Однако поводов для повышенного оптимизма он не дает.

Уже традиционно популярная Италия заняла 13-место с 713 000 туристов. Италия поднялась по сравнению с 2017-м годом на одну строчку в статистическом рейтинге, обогнав Таиланд и Тунис. В тот же период 2018 года туристический трафик в Италию из России составил 557 000. Таким образом, пророст составил 156 000 или 28%.

Экзотический Таиланд получил 14-е место и 706 000 российских туристов. Впрочем, пик туристического сезона приходится в Таиланде на осень и зиму, которые (кроме сентября) пока не отражены в статистике.

Заключение. Таким образом, рынок туристических услуг противоречив по своей сути, а главное его рост или снижение напрямую обусловлено ростом или снижением экономикой в России, следовательно, доходами домохозяйств. Для совокупной массы российского населения на ближайшую пятилетку рост доходов не ожидается, скорее наоборот - ждем их

дальнейшего снижения, это по прогнозу аналитиков groupmarketing.ru, причем даже положительная динамика цен на нефть не улучшит доходную составляющую простого населения.

Прогноз по курсу рубль-доллар - это тоже большой вопрос, но, по-видимому, рубль на ближайшие два года сильно не пострадает. В целом же для российских туристов у нас прогноз негативный, а именно - большинство тех, кто планируют съездить в 2019-2020 годы отдохнуть, нужную сумму для этих целей наберут с большим трудом. Несмотря на негативные прогнозы по отдыху российских туристов, объем российского рынка туристических услуг может быть скомпенсирован за счет турпотока из других стран.

Кроме сказанного выше, на рынке туризма прослеживается неявная тенденция, которая указывает на то, что в 2019-2020 гг. зарубежные туристические поездки для россиян будут дешеветь относительно роста стоимости отдыха в внутри России.

Заключение. Таким образом, можно утверждать, что большинство респондентов отдает предпочтение выездному туризму, акцентируя свое внимание на странах "без виз". Предпочтения в отношении отдыха граждан и должны определять стратегию развития туризма на государственном и региональном уровнях. Список литературы

1. Аналитические обзоры рынка, маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - URL: https://groupmarketing.ru/

2. Федеральное агентство по туризму. Статистика [Электронный ресурс]. - URL: https://www.russiatourism.ru/search/?q=%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D 1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

3. Макеева Д.Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок //Вопросы региональной экономики.

2015. № 1 (22). С. 39-48.

4. Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 16.

5. Шкунова А. А., Прохорова М.П. Маркетинговые исследования на туристические услуги Турции// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 386-392.

6. Яковенко А.Е., Лепешев Д.И. Анализ эффективности международного туристического бизнеса//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.

2016. № 1 (11). С. 324-329.

Kryuchkova Julia Rudolfovna, (e-mail: [email protected]) MBUK "MemorialMuseum of V.P. Chkalov"

Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lazutina Antonina Leonardovna, Cand.Econ.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

ANALYSIS OF DEMAND FOR FOREIGN TOURS IN RUSSIA

Abstract. The article contains a study of the demand for foreign tours in Russia based on the content analysis of statistical agrigators.

The authors set the country - the leader of the rating of foreign countries that were most popular among Russians for tourist recreation, by the end of 2018 - Turkey. The reasons for the revival of demand for overseas tours are established. The formation of a new trend has been proven - a reduction in the cost of services in the segment of foreign tourism with the rise in prices of the domestic Russian product.

The analysis of changes in the dynamics of prices and the overall pricing policy of travel companies, highlighted the features of the tour operator in the pricing market. A slice analysis of the demand for tourist services in the regions of Russia was carried out. Based on the data of Rostourism, the authors confirmed the results of a study of various tourist aggregators. A correlation was made for the years and areas of recreation that are traditional for Russians. The results obtained are ranked and summarized under official statistics. The results of the study proved for the Russian tourists - the forecast is negative, namely - the majority of those who plan to go in the years 2019-2020 to rest, the required amount for these purposes will be gathered with great difficulty. The findings can be the basis for the formation of the concept of development of the tourist market.

Keywords: demand, foreign tours, tourism, tourist market, content analysis, research.

УДК 338

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Кудинова Анастасия Васильевна, студент (e-mail: [email protected]) г.Самара, Россия. Чертопятов Дмитрий Александрович, аспирант Самарский государственный экономический университет (e-mail: [email protected])

В статье исследуются проблемы развития инновационной среды в условиях цифровой экономики. Учитывая теоретический и практический опыт, предложено авторское определение региональной инновационной среды (РИС). Определены элементы региональной инновационной среды.

Ключевые слова: инновационная экосистема, цифровая экономика, элементы региональной инновационной среды.

ВВЕДЕНИЕ

Цифровая экономика активно ворвалась в современную реальность, став предметом многочисленных дебатов в органах государственной власти и обществе. В 1971 году на Всемирном экономическом форуме профессор К. Шваб поднял тему грядущего глобального социального кризиса. Развитие технологий, согласно его теории, должно было оставить без работы миллионы людей. Четвертая промышленная революция - это смешение технологий физического, цифрового и биологического мира, которое создает новые возможности и воздействует на политические, социальные и экономические системы15.

15 Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Издательство «Э», 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.