Научная статья на тему 'Анализ спроса на продукцию отечественных производителей электронных компонентов'

Анализ спроса на продукцию отечественных производителей электронных компонентов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
475
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Славгородский Алексей

Статья базируется на статистических данных поисковой системы eFind.ru. Эта публикация продолжает цикл работ, посвященных анализу россий- ского рынка электронных компонентов с помощью статистики поисковой системы eFind.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ спроса на продукцию отечественных производителей электронных компонентов»

Анализ спроса на продукцию

отечественных производителей электронных компонентов

Алексей СлАвгородекиИ, к. ф.-м. н.

alexey@efind.ru

Статья базируется на статистических данных поисковой системы eFind.ru. Эта публикация продолжает цикл работ, посвященных анализу российского рынка электронных компонентов с помощью статистики поисковой системы eFind.ru.

Введение

С результатами предыдущих исследований можно ознакомиться как в предыдущих номерах журнала «Компоненты и технологии» [1, 2], так и на нашем сайте [3]. В них мы, в частности, пытались систематизировать интересы посетителей сайта www.efind.ru, которые используют его для поиска электронных компонентов на складах российских поставщиков. На основе анализа их поисковых запросов мы определяли самых запрашиваемых производителей электронных компонентов, самые популярные типы продукции, отслеживали изменение предпочтений аудитории в период с 2008 по 2010 год.

Согласно полученным результатам, подавляющая доля посетителей сайта интересуется продукцией зарубежных производителей. Российские предприятия находятся далеко за пределами десятки наиболее популярных производителей электронных компонентов (ЭК), поэтому в предыдущих статьях мы о них не упоминали.

Эта статья посвящена анализу запросов продукции именно российских производителей электронных компонентов (или, точнее, производителей ЭК из бывшего СССР).

Предмет исследования

Мы поставили себе задачу выделить запросы, касающиеся ЭК отечественного производства, по возможности определить производителя и тип компонентов. Мы также попытаемся найти особенности в спросе на отечественные ЭК в сравнении со спросом на компоненты зарубежного производства.

При решении аналогичной задачи для ЭК зарубежного производства мы использовали каталог такого крупного глобального дистрибьютора, как Digikey. С помощью этого каталога мы смогли определить производителя и тип для подавляющего числа корректных запросов (под корректностью подразумевает-

ся, что запрос представляет собой партномер какого-то ЭК, а не нечто абстрактное типа Bluetooth). Тех же производителей, которые не были представлены в каталоге (например, Aimtec), мы учитывали с помощью информации, изложенной на их (производителей) сайтах.

Если рассматривать отечественные ЭК, то такого общедоступного и достаточно полного рубрикатора нет. Кроме того, у некоторых российских производителей нет даже собственного интернет-сайта, а у многих на сайте нет списка выпускаемой продукции. Поэтому для классификации запрашиваемых компонентов в основном использовались прайс-листы поставщиков ЭК, работающих с отечественными производителями, а также ряд интернет-ресурсов, посвященных отечественной микроэлектронике (например, [4, 5]). Следствием этого может стать заметная погрешность у изложенных ниже количественных результатов. Тем не менее мы считаем, что качественная картина не изменится.

Количество запросов

На рис. 1 показана динамика количества запросов отечественных ЭК и количества пользователей, которые делали эти запросы. Для сравнения на рис. 2 показана динамика полного количества запросов и пользователей. Отметим, что спрос на отечественные ЭК не показал ничего похожего на тот устойчивый рост, который продемонстрировало полное число запросов и который начался в конце 2009-го — начале 2010 года. То есть рост полного числа запросов определяется запросами ЭК зарубежного производства. Ранее [1, 2] мы высказывали предположение, что этот рост связан с проблемой увеличения сроков поставки у зарубежных производителей, в связи с чем потребители ЭК ищут любую возможность найти новых поставщиков. Судя по всему, проблема allocation не коснулась отечественных компаний.

20 000 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8000 6000 4000 2000 0

— Уникальных пользователей — Поисков

Рис. 1. Количество уникальных пользователей, ищущих ЭК российского производства, и число производимых ими поисков (по месяцам)

Интересная картина наблюдается для среднего числа поисков, которые осуществляет уникальный посетитель eFind.ru (точнее, среднего числа поисков, происходящих с одного уникального ^-адреса). На рис. 3 показана

Уникальных пользователей Поисков

Рис. 2. Полное количество уникальных пользователей

и поисков на eFind.ru (по месяцам)

*

х yvA/^v

I I I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—i—

MNt(De0OrJCN^(D«O

О О ч- Ч-

о о *—

ООО

оооооооо

CMCNCNJCNCNCNCMCNCMNCNCN

Рис. 3. Среднее количество поисков, производимых уникальным пользователем eFind.ru, ищущим отечественные ЭК (по месяцам)

Рис. 4. Среднее количество поисков, производимых уникальным пользователем eFind.ru, ищущим зарубежные ЭК (по месяцам)

динамика среднего числа поисков, касающихся отечественной продукции, а на рис. 4 — та же динамика, но только для запросов, касающихся зарубежных компонентов.

Для начала отметим сам порядок величин. В среднем уникальный пользователь, ищущий отечественные ЭК, делает не более 3-5 запросов, причем за последние 2,5 года есть тенденция к уменьшению этого количества. В то же время уникальный пользователь, интересующийся зарубежными компонентами, делает 6-8 запросов, причем с начала 2010 года эта величина постоянно увеличивается.

Такую ситуацию относительно среднего числа поисков на один ІР можно объяснить с помощью наших представлений об аудитории eFind.ru. Основные наши посетители — это закупщики ЭК и разработчики РЭА. Первые пользуются сайтом с целью найти поставщиков требуемой продукции и вполне могут оперировать списком из десятков наименова-

ний. Вторые, как правило, приходят на eFind. ги, чтобы узнать среднюю цену на тот компонент, который они хотят использовать в своем устройстве, а также оценить возможность его поставки. Такие пользователи вполне могут сделать один запрос, получить требуемую информацию и покинуть сайт.

Основываясь на таких предположениях, можно сделать вывод, что среди интересующихся отечественной продукцией процент разработчиков выше, чем среди пользователей, ищущих зарубежные ЭК, где преобладают закупщики. И если обратить внимание на динамику среднего числа запросов, то можно заключить, что либо закупщиков среди интересующихся отечественными компонентами становится все меньше, либо этот интерес становится эпизодическим (то есть потребность в закупках отечественных компонентов возникает все реже).

Тем не менее отметим, что, судя по рис. 1 («уникальные пользователи»), аудитория сай-

та растет, в том числе и за счет тех, кому нужна продукция российских производителей.

Самые популярные отечественные производители ЭК

Примерно треть всех запросов приходятся на «абстрактного российского производителя». Это запросы компонентов, которые мы не смогли «привязать» к определенному бренду в силу массовости их производства. Речь идет, например, о таких запросах, как Д703 (микровыключатель), РНЕ66 (реле), К500ЛП (микросхемы логики).

Остальные запросы удалось связать с конкретным производителем. Результаты показаны в таблице 1. Как видим, десятка самых популярных на eFind.ru отечественных производителей практически не меняется на протяжении последних 2,5 лет, причем первые 2 места прочно удерживают за собой «ВЗПП-Микрон» и группа «Кремний».

Самые популярные типы ЭК отечественного производства

Мы постарались определить наиболее популярные типы электронных компонентов отечественного производства. В таблице 2 приведены данные о долях различных типов ЭК за последние 4 полугодия и 4 месяца этого года — с июля по октябрь.

Отметим, что за 2,5 года гораздо чаще стали запрашивать отечественные интегральные микросхемы. Особенно интересен всплеск в первом полугодии 2010 года. Возможно, в это время разработчики (на фоне проблем с поставкой зарубежных ИС) активнее рассматривали возможность использования отечественных аналогов требуемых компонентов. Что касается доли пассивных компонентов, то хотим заметить, что считаем эти данные заниженными. Конденсаторы и резисторы часто запрашивают по их характеристикам, а не по партномерам (то есть «169 кОм», а не «С2-29в»), а такие запросы выпадают из нашего анализа.

Таблица 1. Самые популярные отечественные производителя ЭК (по полугодиям)

II полугодие 2008 г. I полугодие 2009 г. II полугодие 2009 г. I полугодие 2010 г. Июль-октябрь 2010 г.

«ВЗПП-Микрон» «ВЗПП-Микрон» «ВЗПП-Микрон» «ВЗПП-Микрон» «ВЗПП-Микрон»

Группа «Кремний» Группа «Кремний» Группа «Кремний» Группа «Кремний» Группа «Кремний»

«Саранский завод точных приборов» «Орбита» «Орбита» НПО «Интеграл» НПО «Интеграл»

НПО «Интеграл» «Саранский завод точных приборов» НПО «Интеграл» «Орбита» «Саранский завод точных приборов»

«Орбита» НПО «Интеграл» «Саранский завод точных приборов» «Саранский завод точных приборов» НЗПП

НЗПП НЗПП НЗПП ЗАО «Резистор-НН» «Орбита»

ОКБ «Фотон» НПП «Старт» НПП «Старт» НЗПП Завод «Транзистор»

ООО «Элемент-Преобразователь» ОКБ «Фотон» «Протон» «Протон» ЗАО «Резистор-НН»

НПП «Старт» «Протон» ОКБ «Фотон» Завод «Транзистор» ОКБ «Фотон»

«Протон» Завод «Транзистор» «Радиодеталь» (Зубова Поляна) ОКБ «Фотон» «Протон»

Таблица 2. Самые популярные типы ЭК отечественного производства (по полугодиям)

II полугодие 2008 г. I полугодие 2009 г. II полугодие 2009 г. I полугодие 2010 г. Июль-октябрь 2010 г.

Дискретные полупроводниковые устройства — 26% Дискретные полупроводниковые устройства — 31% Дискретные полупроводниковые устройства — 28% Интегральные микросхемы — 32% Дискретные полупроводниковые устройства — 29%

Переключатели, разъемы, соединители — 20% Интегральные микросхемы — 24% Интегральные микросхемы — 26% Пассивные компоненты — 24% Интегральные микросхемы— 26%

Пассивные компоненты — 18% Переключатели, разъемы, соединители — 14% Переключатели, разъемы, соединители — 16% Дискретные полупроводниковые устройства — 20% Пассивные компоненты — 20%

Интегральные микросхемы — 15% Пассивные компоненты — 12% Пассивные компоненты — 12% Переключатели, разъемы, соединители — 10% Переключатели, разъемы, соединители — 13%

Сравнение популярности отечественных ЭК с их зарубежными аналогами

Судя по рис. 1 и 2, отечественные компоненты составляют около 5% от всех запросов, сделанных на eFind.ru. То есть, по сути, отечественная компонентная база в 20 раз менее популярна, чем зарубежная. Мы решили немного углубиться в исследование этого печального факта и для ряда ЭК отечественного производства сравнить их запрашиваемость с запрашиваемостью компонентов-аналогов зарубежного производства. Выяснилось, что для конкретных компонентов не только зачастую нет двадцатикратного разрыва, так еще и некоторые наши компоненты заметно популярнее своих аналогов.

Несколько наиболее характерных результатов приведены в таблице 3. Количество запросов было подсчитано за период с начала 2007 года по текущий момент.

Глядя на эти данные, можно сделать предположение, что одна из главных при-

Таблица 3. Результаты поисков некоторых отечественных ЭК в сравнении с их зарубежными аналогами

Отечественный ЭК / количество запросов Зарубежный аналог/ количество запросов Тип компонента

5518АП1ТБМ / 24 ADM705AR / 722 Супервизор питания

1893ВЕ1Т / 25 AT90S2333 / 325 8-разрядный микроконтроллер

КТ315А / 277 BFP719 / 33 Биполярный транзистор

КТ827А / 812 BDX63 / 48 Биполярный транзистор

КТ819ГМ / 605 BD183 / 25 Биполярный транзистор

К561ЛА7 / 1301 CD4011A / 137 Микросхема логики

чин небольшого числа запросов по отечественной продукции — это узкая номенклатура выпускаемых электронных компонентов. Это также подтверждается тем, что собранная нами база отечественных ЭК насчитывает всего несколько десятков тысяч наименований, в то время как в базе зарубежных компонентов несколько миллионов позиций. Даже если учесть, что наша база отечественных ЭК вряд ли является полной, то подобную разницу нельзя компенсировать самой тщательной проработкой базы. Аналогичный разрыв наблюдается и в числе производителей ЭК. Отечественных производителей — десятки (например, [6]), зарубежных — сотни (а может, и тысячи, особенно с учетом множества мелких производителей, чья линейка продукции насчитывает несколько десятков наименований).

Заключение

Как отмечается в обзоре [7], развитие производства электронных компонентов является весьма инвестиционно-емким. С этим может быть связан тот факт, что те российские производители ЭК, которые пытаются идти в ногу со временем и привлекают существенные средства в разработку новых технологий, делают это с оглядкой не на широкий круг российских производителей РЭА, а на ряд конкретных крупных потребителей (в том числе и на проекты с государственным финансированием). То есть, по сути, производитель ЭК (особенно полупроводников) предпочитает развивать производство только в том случае, если есть неплохие шансы стать монополистом в каком-то сегменте российского рынка

с гарантированными заказами. При этом распространение продукции через сеть дистрибьюторов (а следовательно, и через eFind.ru) для него, скорее всего, вторично. Этим, вероятно, и определяется относительно низкий интерес пользователей eFind.ru к отечественной продукции.

Однако выше мы говорили о росте числа запросов, связанных с интегральными микросхемами отечественного производства. Это означает, что, возможно, российские производители могут предложить широкому потребителю уже не только компоненты, производство которых основано на технологиях 10-20-летней давности, но и какие-то новые разработки.

Мы продолжим следить за той частью российского рынка электронных компонентов, которая видна на eFind.ru, и публиковать результаты наших наблюдений. ■

Литература

1. Славгородский А. Российский рынок электронных компонентов: как его видит eFind.ru // Компоненты и технологии. 2010. № 7.

2. Славгородский А. Анализ спроса на электронные компоненты с помощью статистики поисков на eFind.ru // Компоненты и технологии. 2010. № 10.

3. http://www.efind.ru/stats/

4. http://www.inp.nsk.su/~kozak/adv/advh0.htm

5. http://www.chipinfo.ru

6. http://www.russianelectronics.ru/leader-r/14984/ index.phtml

7. Покровский И. Развитие производства электроники в России // Новая электроника России. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.