Научная статья на тему 'Анализ спроса на электронные компоненты с помощью статистики поисков на efind. Ru'

Анализ спроса на электронные компоненты с помощью статистики поисков на efind. Ru Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
244
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Славгородский Алексей

Статья базируется на статистических данных поисковой системы eFind.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ спроса на электронные компоненты с помощью статистики поисков на efind. Ru»

Алексей СЛАВГОРОДСКИЙ, к. ф.-м. н.

alexey@efind.ru

Анализ спроса на электронные компоненты

с помощью статистики поисков на eFind.ru

Статья базируется на статистических данных поисковой системы eFind.ru.

Введение

В предыдущей статье [1] был проведен анализ посещаемости сайта eFind.ru. В частности, было высказано предположение, что рост числа поисков, начавшийся в конце

2009 года, связан с ростом активности на российском рынке ЭК, который происходит на фоне дефицита (allocation) компонентов на складах производителей и крупных дистрибьюторов. Сложившиеся цепочки поставок нарушаются, и в подобной ситуации потребители ЭК, ранее работавшие с какими-то определенными поставщиками, начинают искать новые каналы поставок.

В этой статье мы решили исследовать количество поисков отдельных наименований электронных компонентов («партномеров»). В частности, мы решили выделить партно-мера, запрашиваемость которых с 2008 г. по 2010 г. претерпела существенные изменения, а также партномера, которые искали более-менее равномерно на протяжении всего рассматриваемого периода.

Далее мы приведем примеры компонентов с наиболее характерным поведением количества поисков.

Компоненты, которые стали искать чаще

Явный рост количества поисков наблюдался примерно для 10% исследованных партномеров, но есть ряд компонентов, запрашиваемость которых выросла существеннее всего. В первую очередь это запросы, начинающиеся на at45db и atmega8, с помощью которых пользователи ищут модули памяти и микропроцессоры (соответственно) производства АШе1 (рис. 1). Обе группы партномеров демонстрируют рост, начавшийся в феврале-марте 2010 года. Причем если в количестве поисков atmega8 в июле наступил некоторый спад, возможная причина которого — летнее снижение активности на рынке, то у at45db рост продолжается до сих пор.

Если проследить запрашиваемость всей продукции АШе1 на eFind.ru, то, судя по графику на рис. 2, с начала года его стали чаще запрашивать не только в абсолютном (что может быть связано с увеличением аудитории сайта), но и в относительном отношении. В настоящее время А^е1 является одним из самых популярных у пользователей

eFind.ru производителей электронных компонентов (таблица) и, в частности, самым популярным производителем микропроцессоров и модулей памяти [2]. С другой стороны, согласно данным интернет-ресурса Electronic Components: Allocation, Lead Times & Shortages [3] Atmel является одним из наиболее проблемных в отношении allocation производителей. Это и может служить объяснением того, что потребители продукции Atmel вынуждены искать (в том числе и через eFind.ru) новых поставщиков.

Другая компания, для которой мы выделили партномера с явно растущей запрашивае-мостью, — Toshiba, которая также упоминается на сайте Electronic Components: Allocation, Lead Times & Shortages как проблемная. Для

Таблица. Наиболее часто запрашиваемые на eFind.ru производители ЭК

Производитель Доля от всех поисков на eFind.ru, %

Texas Instruments 5,3

Atmel 4,73

STMicroelectronics 4,34

Analog Devices 4,07

ON Semiconductor 3,74

Рис. 1. Количество поисковых запросов, связанных с at45db и atmega8 (по месяцам)

Рис. 2. Количество поисков продукции Atmel и их доля среди всех поисков на eFind.ru (по месяцам)

Рис. 3. Количество поисковых запросов, связанных с tlp* и tb6560 (по месяцам)

Рис. 4. Количество поисковых запросов, связанных с компонентами SIM900 и N^30000 (по месяцам)

этого производителя наблюдается всплеск интереса по запросам, начинающимся с tlp (характерное для продукции Toshiba начало партномеров), по запросу tb6560 и по ряду других (рис. 3). Рост с начала 2010 года составляет почти 100%, что значительно превышает рост общего числа поисков на eFind.ru.

Менее выраженный рост наблюдается для запросов, начинающихся с stp (продукция STMicroelectronics), uc (Texas Instruments), fan (Fairchild) и ряда других.

К группе «растущих» можно отнести и те компоненты, которые были выпущены на рынок в рассматриваемом промежутке времени. Наиболее ярким примером является GSM/GPRS-модуль SIM900 компании SIMCOM. SIM900 был анонсирован в декабре 2009 года. С тех пор его запрашиваемость выросла с 38 поисков в январе

2010 г. до 139 поисков в августе 2010 г. (рис. 4). В качестве другого примера можно взять светодиодный драйвер NCL30000 компании On Semiconductor. Его тоже начали выпускать в декабре 2009 года, и его запрашиваемость также растет.

Компоненты, которые стали искать реже

Такие партномера выделить труднее на фоне общего роста числа поисков, но для ряда компонентов запрашиваемость явно снизилась. Наиболее очевиден спад у модулей памяти at29c256 и at29c512 производства Atmel (рис. 5). Возможная причина такого падения — постепенное устаревание этих модулей. Интересной особенностью является некоторый рост числа запросов в 2010 году, происходящий на фоне общего спада. Возможно, это также связано с проблемой allocation.

Стабильно запрашиваемые компоненты

Наряду с компонентами, спрос на которые существенно менялся на протяжении последних трех лет, существуют и такие ЭК, спрос на которые был весьма стабилен. Причем доля таких партномеров велика и составляет более половины от рассматриваемого списка поисковых запросов. Мы выделили ряд наиболее часто запрашиваемых компонентов. К ним относятся микроконтроллеры pic16, pic18 (Microchip), at91sam (Atmel), регуляторы напряжения bzx84, lm317, lm257, транзисторы irf73 (рис. 6). Все колебания поисков этих компонентов носят сезонный характер (то есть наблюдается снижение летом и в районе Нового года), а некоторый рост в 2010 году не превышает общего роста числа поисков на eFind.ru

Заключение

Анализ поисковых запросов интернет-пользователей уже давно превратился в популярный инструмент исследования рынков. Причем запросы, сделанные на специализированных ресурсах, скажут о ситуации на рынке намного больше, чем запросы к поисковикам общей направленности. Рынок электронных компонентов не является исключением. Его характерная особенность в том, что большинство обращений к отраслевым поисковикам (http://efind.ru, http://einfo.ru, http://chipfind.ru и др.) представляют собой более-менее точные наименования компонентов. В то время как на Yandex люди чаще всего ищут такие абстрактные вещи, как «транзистор», «резистор», «конденсатор», большинство запросов к eFind.ru или Einfo.ru являются партномерами конкретных

80

70

60

50

40

30

20

10

• at29c512 ■ at29c256

500

400

200 100

ріс 16 ріс 18 at91 sam bzx84 Im317 Im257 irf 73

0 “i—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і—і *- p) in і— o> *— 4— соті'-

00000^-00000^-0000 coaocooocoooo>did>o)d)0)oooo

000000000000*--«-'-4-

oooooooooooooooo

(NCMCMCMfMCMCMCNOJCMCMCMNCMCNCM

Рис. 5. Количество поисковых запросов, связанных с at29c512 и at29c256 (по месяцам)

Рис. 6. Примеры компонентов, которые стабильно запрашивают на протяжении последних 3 лет

устройств. Исследуя эти запросы, можно выявить интересные тенденции в изменении спроса на рынке ЭК.

В некоторых случаях эти изменения очевидны и без анализа поисковых запросов. Так, например, о трудностях с поставками продукции А^е1 участники рынка знают не понаслышке, о чем неоднократно было сказано, в том числе и на нашем форуме [4]. Однако колебания спроса определяются не только ростом сроков поставок продукции определенных производителей. Развитие новых технологий, выход на российский рынок

ранее не представленных на нем производителей ЭК, появление новых устройств также приводит к качественным и количественным изменениям спроса. В этом случае исследование поисковых запросов позволит выявить интерес российской аудитории к новинкам рынка, прояснит «расстановку сил» среди производителей какой-то группы электронных компонентов, поможет в формировании склада и т. д.

eFind.ru планирует и дальше проводить исследования видимой ему части российского рынка электронных компонентов.

Результаты этих исследований можно увидеть у нас на сайте [2]. Мы также приглашаем всех принять участие в обсуждении полученных результатов. ■

Литература

1. Славгородский А. Российский рынок электронных компонентов: как его видит eFind.ru // Компоненты и технологии. 2010. № 7.

2. http://efind.ru/stats/

3. http://allocationcomponents.blogspot.com/

4. http://efind.ru/forum/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.