УДК 338.484.6 JEL L83
Галенко Елена Васильевна
канд. ист. наук, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4758-9089 e-mail: galenko_tgey@mail.ru
Овчаренко Наталья Петровна
канд. техн. наук, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-5353-4714 e-mail: ovcharenko.np@dvfu.ru
DOI 10.26425/1816-4277-2021-5-54-59
АНАЛИЗ СПРОСА НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСТИНИЦАХ
Аннотация. Представлена концепция экологической гостиницы, обосновывающая необходимость развития с учетом экологической грамотности потребителей услуг и решения экологических проблем. Проанализированы понятия «эко-отель», «эко-технологии», содержание которых ориентировано на бережное отношение к природным ресурсам, инновационные «зеленые» технологии, функционирующие по принципу экологической ответственности. Рассмотрены два вида экологических гостиниц в России и за рубежом, расположенных в природной (сельской) местности и городской среде, даны их характеристики. Полученные результаты исследования рассмотрены применительно к выбору потребителями эко-технологий в гостиницах. Подтверждены сформулированные гипотезы. Прослежена связь между экологической грамотностью потребителей услуг и выбором эко-технологий в гостиницах.
Ключевые слова: экологическая гостиница, эко-технологии, экологическая грамотность, экологический туризм, природоохранные стратегии, эко-сертифицированные отели, программа «Зеленый ключ», потребители экологических услуг.
Для цитирования: Галенко Е.В., Овчаренко Н.П. Анализ спроса на экологические технологии в гостиницах//Вестник университета. 2021. № 5. С. 54-59.
Elena V. Galenko
Cand. Sci. (Hist.), Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia ORCID: 0000-0003-4758-9089 e-mail: galenko_tgey@mail.ru
Natalia P. Ovcharenko
Cand. Sci. (Tech.), Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia ORCID: 0000-0002-5353-4714 e-mail: ovcharenko.np@dvfu.ru
ANALYSIS OF THE DEMAND FOR ENVIRONMENTAL TECHNOLOGIES IN HOTELS
Abstract. The article presents the concept of an ecological hotel, which justifies the need for development taking into account the environmental literacy of service consumers and solving environmental problems. The authors analyse the concepts of "eco-hotel", "eco-technologies", the content of which is focused on the careful attitude to natural resources, innovative "green " technologies that operate on the principle of environmental responsibility. The paper considers two types of ecological hotels in Russia and abroad, located in natural (rural) areas and urban environment and gives their characteristics. The authors consider the results of the study obtained in relation to the choice of eco-technologies in hotels by consumers. The paper confirms the formulated hypotheses. The article traces the relationship between the environmental awareness of service consumers and the choice of eco-technologies in hotels. Keywords: eco-friendly hotel, eco-technologies, environmental literacy, eco-tourism, environmental strategies, eco-certified hotels, Green Key program, consumers of environmental services
For citation: Galenko E.V., Ovcharenko N.P. (2021) Analysis of the demand for environmental technologies in hotels. Vestnik universiteta, no. 5, pp. 54-59. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-5-54-59
Введение
Современные подходы к развитию экологических отелей и туризма в целом ориентированы на экономический рост территории и контроль за воздействием на окружающую среду. Ежегодное увеличение спроса на энергоснабжение, загрязнение водоемов, почвы и воздуха относятся к числу наиболее негативных экологических последствий в гостиничном секторе туристской индустрии [8].
Экологические гостиницы, или эко-отели, в настоящее время развиваются вместе с инновационными «зелеными» технологиями и функционируют по принципу экологической ответственности [7]. Зеленый отель, можно рассматривать как устойчивый отель или эко-отель, деятельность которого направлена на устойчивую стратегию развития.
© Галенко Е.В., Овчаренко Н.П., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Galenko E.V., Ovcharenko N.P., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
В рамках данного определения необходимо отметить разные подходы к формированию эко-отеля. Некоторые отели могут позиционировать себя зелеными уже на стадии формирования концепции проекта для строительства. В таких проектах уже на начальных этапах предусматривают минимум воздействия на окружающую среду, современное оборудование и технологии, способствующие управлению отходами, экономии энергии и сохранению воды. Другие отели построены давно, и сегодня, присоединяясь к устойчивому развитию, они соблюдают на своих предприятиях такие принципы, как сбор и повторное использование дождевой воды, разделение мусора, внедрение ресурсосберегающих технологий, а также разрабатывают программы поощрения гостей, которые солидарны с их стратегией. Экологическое поведение клиентов приносит гостиничным предприятиям экономические выгоды и обеспечивает устойчивое развитие окружающей среды. В настоящее время зеленая экономика и стратегия имеют решающее значение в гостиничной системе управления.
Для удовлетворения потребности потребителей и инициатив по защите окружающей среды, зеленый отель разрабатывает и предлагает экологически чистые гостиничные продукты. Зеленые гостиничные продукты можно рассматривать как продукты, которые сводят к минимуму воздействие их потребления на окружающую среду.
Однако, несмотря на быстрое развитие «экологичного» позиционирования и растущей озабоченности по поводу создания такого «зеленого» отеля, который удовлетворял бы своими экологически чистыми продуктами и услугами клиентов, в настоящее время мало авторов уделяют внимание определению спроса потребителей на эко-технологии на российском гостиничном рынке. В связи с этим очень важно понимать, есть ли потребность у внутреннего и въездного турпотока в эко-отелях и их технологиях? Является ли спрос на эко-отели и их технологии одинаковым для всех потребителей? В этом и состоит цель данной работы - определить на примере Приморского края, основные направления спроса потребителями экологических услуг в гостиницах.
В исследовании использован комплекс научных методов: экономико-статистический и сравнительный анализ (при изучении тенденций и закономерностей развития экологического содержания индустрии гостеприимства и туристской отрасли региона, определении ключевых ограничений ее развития), а также экспертная оценка и анкетный опрос.
Формулирование гипотез исследования
Экологические отели появились как следствие повышенного спроса на естественный природный отдых, который сформировался на гостиничном рынке в последние два десятка лет. Он стал для туристов престижным и привлекательным, но если его популярность будет продолжать расти, то предприятия средств размещения с экологической стратегией развития будет намного больше.
Проведенный анализ статистических данных определил преимущество в развитии средств размещения по Приморскому краю (24,8 %) среди российских регионов Дальневосточного федерального округа. Республика Бурятия (18,8 %) и Хабаровский край (11,7 %) сегодня также имеют большой туристский потенциал и занимают по количеству средств размещения соответственно 2 и 3 место [5].
Геополитическое положение Приморского края, его уникальная природа содержащая видовое многообразие флоры и фауны, огромное количество природных достопримечательностей сформировали все условия для развития экотуризма [4].
В крае в последние годы усилилась тенденция перехода к устойчивым и экологически ответственным туристическим направлениям. Некоторые отели, также предпринимают шаги, чтобы сделать свою работу более экологичной, тем самым сокращая энергопотребление, в гостиничных номерах, прачечных, кухнях, бассейнах и спа-салонах отели применяют меры по снижению потребления воды и, химикатов, которые используются для очистки систем водоснабжения. Усилиями гостиничных предприятий разрабатываются программы от установки смесителей с низким расходом, насадок для душа и других приспособлений до направлений по переработке отходов и их сортировки. Многие гостиницы Приморского края переходят к местной, более экологически чистой и здоровой кухне. Предлагают путешественникам уникальные возможности для более тесной связи с местами, которые они посещают, попробовать морские деликатесы Местные продукты, свежие сезонные продукты и другие ингредиенты становятся важным направлением программ гостиничного питания и напитков.
Полностью соответствующих всем критериям эко-гостиниц в Приморском крае не выявлено, однако есть гостиницы, применяющие отдельные эко-технологии: «Лотте», «Азимут Отель Владивосток», «Экватор», «Аврора Парк», «Отель Стори», «Акфес-Сейо».
Анализ экологических гостиниц в России и за рубежом показывает, что все экологические гостиницы, в зависимости от месторасположения, бывают двух видов: расположенные в природной (сельской) местности и городские. Хотя и сельские, и городские гостиницы используют в своей деятельности экологические технологии, позиционируют себя как экологически-чистые средства размещения, у них есть некоторые отличия [2].
Гостиницы, расположенные в сельской местности в основном небольшие. Такие гостиницы имеют на своей территории собственные фермы и огороды, тем самым они обеспечивают своих гостей натуральными продуктами питания. Гостиницы такого типа предлагают своим гостям экологические средства передвижения, например, велосипеды и лошадей. Чаще всего номера в экологических гостиницах оборудованы только самыми необходимыми предметами, во многих сельских экологических гостиницах в номерах нет даже телевизора, а подача электроэнергии и воды может осуществляться до определенного времени. Гостям в сельских экологических отелях предлагается экологическое просвещение, в процессе которого гости знакомятся с традициями и бытом местного населения, получают опыт от занятий животноводством и садоводством, познают местную природу. Как правило, постояльцами экологических сельских гостиниц являются люди, желающие абстрагироваться от повседневной городской жизни и побыть в окружении природы [1].
В отличие от сельских экологических гостиниц, городские экологические гостиницы не могут предложить своим клиентам чистую окружающую природу, однако данные гостиницы используют в своей деятельности самое современное экологическое оборудование, тем самым экологически-чистая атмосфера создается внутри гостиницы. Экологические гостиницы, расположенные в городах, могут достигать размеров больших гостиничных комплексов. Данные предприятия не будут ограничивать гостей в использовании современной техники, так как она работает по принципу ресурсосбережения. Гости городских экологических гостиниц принимают участие в поддержании экологической политики отеля. Например, гостям предоставляется право решать, когда следует заменить постельное белье, также гости могут посещать различные семинары по экологии, проводимые в гостинице, которые формируют экологическое сознание и призывают к экономичному использованию электроэнергии и водоснабжения, гигиенических принадлежностей, а также к раздельной сортировке мусора. Большинство всех мер экологической политики в отеле с удовольствием соблюдаются ответственными постояльцами [3].
Концепция экологической гостиницы тесно связана с ответственностью перед обществом. Гостиницы, называющие себя экологическими, должны заботиться о своих клиентах, одновременно стремясь к тому, чтобы эта деятельность приносила пользу окружению гостиницы, широкой общественности, а также как можно меньше обременяла окружающую среду.
Основные отличия эко-отелей от прочих гостиниц состоят в том, что экологические отели в большинстве своем находятся в местах, близко расположенных к заповедным природным зонам. Эко-отели функционируют по принципу гармоничного соседства с природой, не загрязняя окружающую среду продуктами жизнедеятельности туристов. Экологические технологии, используемые отелями, не только помогают бережнее использовать природные ресурсы, но и предоставляют гостиницам, использующим данные технологии, конкурентные преимущества перед другими средствами размещения [6]. В отношении отходов экологические гостиницы применяют политику, основанную на шести основных направлениях утилизации и регулирования количества отходов:
- Reduce (снижение использования);
- Refill (перезаправка);
- Replace (замена);
- Reuse (повторное использование);
- Recycle (переработка);
- Repair (ремонт, поддержание в рабочем состоянии).
Однако экологические отели - это не только безотходное производство и экологически чистые продукты питания. По сути, это гостиницы будущего, применяющие новейшие технологии экономии и регенерации воды и электроэнергии. В развитых странах гостиницы, вносящие вклад в сохранение и поддержание
уровня защиты окружающей среды, обычно имеют эко-маркировку - знак, по которому постояльцы при выборе могут определить, является ли гостиница экологически ориентированной. В центральных городах России есть отели, например, компании Rezidor, которые стали обладателями международных экологических сертификатов «Зеленый ключ» [9]. Можно сделать предположение, что средний уровень экологической грамотности будет влиять на выбор эко-технологий.
Таким образом, сформулируем две гипотезы.
1. Гости которые имеют опыт проживания в эко-отелях, то есть экологически грамотны, будут отличаться выбором эко-технологий среди других проживающих.
2. Гости которые имеют средний или высокий уровень экологической грамотности выбрали бы сертифицированный эко-отель для проживания.
Методы исследования
Для изучения спроса на внедрение эко-технологий в гостиницах была проведена экспертная оценка среди 6 представителей индустрии гостеприимства. Менеджеры гостиниц Приморского края, в возрасте от 26 до 47 лет, со стажем работы в индустрии гостеприимства от 2 до 15 лет.
Для выявления спроса на внедрение эко-технологий в гостиницах Приморского края среди потребителей было проведено анкетирование. Всего в анкетирование приняли участие 130 человек, из них 80 % женщин и 20 % мужчин, 40 % из всех анкетируемых - студенты, столько же - служащих, 14,6 % - руководители и 5,4 % - пенсионеры. У большинства из них доход - от 16 до 40 тыс. руб. в месяц.
Методом экспертной оценки и анкетного опроса были получены основные результаты, подтверждающие гипотезы о существующих различиях между потребителями при выборе эко-технологий в гостиницах.
Результаты анализа
Все критерии, такие как забота отелей об экологии, внедрение эко-технологий, эко-сертификация, получение эко-лейблов, а также просветительская деятельность отелей в области экологии были экспертами в среднем оценены от 3,4 до 3,8 баллов. Это означает, что по мнению менеджеров индустрии гостеприимства, все критерии имеют средне позитивное значение для внедрения эко-технологий на предприятиях гостиничного рынка Приморского края.
Проведенный анкетный опрос потребителей выявил, что около 60 % человек имеют представление о том, что такое эко-сертифицированные и эко-отели, данный критерий показал большинство ответов положительных, но нельзя отрицать необходимость продвижения данного вида отелей в России. Однако с эко-лейблом «Зеленый ключ» знакомы всего 3 % респондентов, что говорит о малой известности данной программы. Это требует от руководства и представителей программы «Зеленый ключ» принятия и усиления мер по рекламе, РЯ и продвижению данной программы, а также повышению ее популярности и улучшению ее имиджа в глазах общества на российском рынке гостиничных услуг.
Снижение негативного влияния отелей на окружающую среду считают важным и значимым 91,5 % опрашиваемых, что свидетельствует об одобрении деятельности эко-сертифицированных отелей подавляющим большинством потребителей. Около половины респондентов, которые знакомы с технологиями эко-гости-ниц, признались, что выбрали бы сертифицированный эко-отель.
Другая половина потенциальных потребителей предпочитает выбирать место размещения по другим параметрам. У каждого человека есть определенный лимит денежных средств, который он готов потратить на гостиничные услуги. Существует вероятность, что эко-сертификация отеля потребует увеличения цены за номер на 5-10 %, в соответствии с изучением зарубежного и российского опыта отелей, для того чтобы скорее окупить вложенные средства во внедренные эко-технологии и процедуру сертификации. Поэтому был задан вопрос о том, готовы ли потенциальные потребители заплатить на 5-10 % больше средней стоимости за номер. В соответствии с представленными в анкете ответами, примерно половина респондентов готова заплатить на 5-10 % больше средней стоимости за номер, что подтверждает спрос на эко-сертифицированные отели.
В таблице 1 представлены критерии выбора потребителями, которые уже имеют опыт использования эко-технологий в гостиницах и потенциальными клиентами.
Таблица 1
Выбор эко-технологий имеющими опыт проживания в эко-отелях потребителями
и потенциальными клиентами
Критерий Наличие опыта
Есть Нет
Таблички с просьбой менять постельное белье и полотенца по требованию 9 % 27 %
Применение системы контроля отопления и кондиционирования в неиспользуемых номерах 4 % 13 %
Гипоаллергенные постельные принадлежности 9 % 16 %
Водосберегающие насадки на кран 6 % 3 %
Блюда из органических, экологических продуктов 36 % 20 %
Корзины для раздельного сбора мусора в номере 24 % 19 %
Предоставление туалетных принадлежностей в упаковках с дозаторами 12 % 2 %
Cоставлено автором по материалам исследования
При выборе эко-технологий в гостиницах, наибольшее совпадение по предпочтениям определено потребителями при использовании в эко-отелях блюда из органических, экологических продуктов - 36 % и 20 %, корзины для раздельного сбора мусора в номере 24 % и 19 %. Остальные критерии в полученных ответах резко отличаются, тем самым подтверждая выдвинутые гипотезы о существовании разницы между потребителями, уже имеющими опыт использования эко-технологий в гостиницах и потенциальными клиентами.
Заключение
Таким образом, экологические гостиницы - это перспективный бизнес, который предполагает при активном переходе на экологически чистые методы, бережное отношение к природным ресурсам, использование возобновляемых источников энергии и утилизацию отходов, что со временем будет способствовать увеличению доходов.
Обсуждая полученные результаты, можно сказать, что для Приморского края характерно слабое развитие гостиничных комплексов в области экологии. Позиционирование отеля как экологически чистого требует от службы маркетинга разработки и продвижения особенностей работы предприятия. С каждым годом число гостиниц с экологической направленностью в нашей стране увеличивается. Приморский край, имеет все необходимые природные ресурсы и инфраструктуру для создания экологической гостиницы. Исследование экологических технологий, применяемых в средствах размещения Приморского края, показало, что большинство гостиниц практически не используют эко-технологии в своей деятельности. Среди применяющихся в гостиницах эко-технологий самой распространенной является использование энергосберегающих ламп. В то же время было доказано, что спрос на внедрение эко-технологий в гостиницы Приморского края существует, даже у тех потребителей, которые раньше не слышали, но хотели попробовать данные экологические услуги.
Проведенное исследование спроса на экологические услуги в гостиницах Приморского края позволило сделать вывод о том, что жители нашего города озабочены проблемами экологии, заинтересованы новейшими экологическими разработками, которые могут применяться в различных сферах бизнеса, в частности в гостиничной сфере. Также респонденты имеют хорошее представление о том, какие преимущества от использования экологических технологий получают сами люди, гостиницы, и окружающая среда.
Библиографический список
1. Галенко, Е. В., Криворучка, П. О. Предпочтения туриста при выборе экологической гостиницы // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7, № 2 (23). - С. 110-113.
2. Овчаренко, Н. П., Галенко, Е. В. Значение экологических технологий в устойчивом развитии гостиниц и других средств размещения // Третий Тихоокеанский туристский форум: сборник материалов. Владивосток, 18-21 мая 2017 г. - Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2017. - С. 195-205.
3. Пережогина, О. Н., Прокопьева, Д. И. Экологические средства размещения как фактор устойчивого развития туристских территорий (на примере гостиничного рынка г. Казани) // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2017. - Т. 11, № 1. - С. 82-88. https://doi.org/10.22412/1995-0411-2017-11-1-82-88
4. Приморье лидирует по популярности экотуризма среди российских регионов // PrimaMedia. - 2017. - 27 февраля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news/571901/ (дата обращения: 20.03.2021).
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: статистический сборник. - М.: Росстат, 2019. - 231 с.
6. Chen, M., Tung, P. Developing an extended Theory of Planned Behavior model to predict consumers' intention to visit green hotels // International Journal of Hospitality Management. - 2014. - V. 36. - Pp. 221-230. https://doi.org/10.1016/j. ijhm.2013.09.006
7. Hays, D. Greening hotels - building green values into hotel services // Tourism and Hospitality Management. - 2014. - V. 20, No. 1. - Pp. 85-102. http://dx.doi.org/10.20867/thm.20.L7
8. Kelly, J., Wolfgang, H., Peter, W., Krista, E. Stated preferences of tourists for eco-efficient destination planning options // Tourism Management. - 2007. - V 28, No. 2. - Pp. 377-390. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2006.04.015
9. Tzschentke, N., Kirk, D., Lynch, P. A. Reasons for going green in services accommodation establishments // International Journal of Contemporary Hospitality Management. - 2004. - V. 16, No. 2. - Pp. 116-124. https://doi.org/10.1108/09596110410520007
References
1. Galenko E. V, Krivoruchka P. O. Tourist preferences when choosing an ecological hotel, Azimuth of scientific research: economics and administration, 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 110-113. (In Russian).
2. Ovcharenko N. P., Galenko E. V. The importance of environmental technologies in the sustainable development of hotels and other accommodation facilities, The Third Pacific Tourism Forum: Collection of Proceedings. Vladivostok, May 18-21, 2017, Vladivostok, Far Eastern Federal University, 2017, pp. 195-205. (In Russian).
3. Perezhogina O. N., Prokop'eva D. I. Ecological means of accommodation, as a factor of sustainable development of tourist territories (on the example of the hotel market of Kazan), Service and Tourism: Current Challenges, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 82-88. (In Russian). https://doi.org/10.22412/1995-0411-2017-11-1-82-88
4. Primorye is the leader in the popularity of ecotourism among Russian regions, PrimaMedia, 2017, February 27. Available at: http://primamedia.ru/news/571901/(accessed 20.03.2021). (In Russian).
5. Regions ofRussia. Socio-economic indicators. 2019: Statistical collection, Moscow, Rosstat, 2019, 231 p. (In Russian).
6. Chen M., Tung P. Developing an extended Theory of Planned Behavior model to predict consumers' intention to visit green hotels, International Journal of Hospitality Management, 2014, vol. 36, pp. 221-230. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2013.09.006
7. Hays D. Greening hotels - building green values into hotel services, Tourism and Hospitality Management, 2014, vol. 20, no. 1, pp. 85-90. http://dx.doi.org/10.20867/thm.20.L7
8. Kelly J., Wolfgang H., Peter W., Krista E. Stated preferences of tourists for eco-efficient destination planning options, Tourism Management, 2007, vol. 28, no. 2, pp. 377-390. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2006.04.015
9. Tzschentke N., Kirk D. Lynch P. A. Reasons for going green in services accommodation establishments, International Journal of Contemporary Hospitality Management, 2004, vol. 16, no. 2, pp. 116-124. https://doi.org/10.1108/09596110410520007