Научная статья на тему 'Анализ спроса и предложений минерального сырья на мировом рынке'

Анализ спроса и предложений минерального сырья на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
743
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ спроса и предложений минерального сырья на мировом рынке»

1. Галасюк В.В. Проблемы теории принятия экономических решений: Монография.- Днепропетровск: Новая идеология, 2002. - 304 стр.

2. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие/ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2000.-656 с.:ил.

3. Основы банковского дела /Под ред. д-ра экон. наук А.Н. Мороза.-К.:«Издательство Либра» МП, 1994.-330с.

4. Карлин Т.Р. Макмин А.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе СААР): Учебник - М.: ИНФРА-М, 1999.-448с.

5. Техника финансового анализа/Пер. с англ. Под ред. Л.П. Белых. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.-663с.

6. Словарь-справочник финансового менеджера.-К.:«Ника-Центр», 1998.-480с.-(Серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып 1).

7. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Под общей редакцией проф., д.э.н. А.П. Градова и проф., д.э.н. Б.И. Кузина.-Санкт-Петербург:Специальная литература, 1996.-510с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

8. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. -М.: Финансы и статистика, 2000. - 496 с.: ил.

9. Галасюк В.В., Галасюк В.В. Оцінка кредитоспроможності позичальників: що оцінюємо?//Вісник НБУ. - 2001. -№5. - С. 54-56.

10. Галасюк В.В, Галасюк В.В. Проблеми оцінки кредитоспроможності позичальників//Вісник НБУ. - 2001. - №9. -С.54-57.

11. Галасюк Валерій, Галасюк Віктор Методика оцінки кредитоспроможності позичальників//Вісник НБУ. - 2002. -№2.-С. 39-45.

12. Галасюк Валерій, Галасюк Віктор Методика оцінки кредитоспроможності позичальників (аналіз здатності позичальника генерувати 8С-потоки)//Вісник НБУ. - 2002. - №7. - С. 38-44.

13. Галасюк Валерій, Галасюк Віктор Оцінка

кредитоспроможності позичальника (зіставлення умов кредитування і здатності позичальника генерувати Р8С-потоки)//Вісник НБУ. - 2002. -№11. - . 42-46.

14. Галасюк В.В, Галасюк В.В. Кредитование под залог и ликвидационная стоимость. Под ред. Губенко С.Н.-Днепропетровск: Новая идеология, 2001. - 89 с.

Галасюк Виктор - бакалавр экономики, Институт экономики Национального горного университета Украины.

© С.И. Бурыкин, 2003

УЛК 553.042

С.И. Бурыкин

АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕЛЛОЖЕНИЙ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

В соответствии с работой [1] рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров и услуг, а в нашем случае минерального сырья. Рынки играют роль в распределении МС во всякой экономике - командной и рыночной (смешанной и свободной). В командной экономике все решения о производстве и потреблении ресурсов принимаются государством, при рыночной - ресурсы распределяются на основе децентрализованных решений, принимаемых множеством фирм и стран в процессе их взаимодействия на рынке МС. Фирмы и страны взаимодействуют на рын-

ке и принимают решения о купле-продаже МС на основе информации о ценах и производственной и государственной заинтересованности.

По первому мнению успехи рыночной экономики могут вызвать недоумение, так как децентрализация принятия решений множеством стран и фирм, может привести к хаосу. Но оказалось, что рынок МС эффективно организует экономическую деятельность и удовлетворяет интересы покупателей и продавцов.

Примером командной экономики являлся б. СССР, смешанной являются США и свободной - Гонконг.

Адам Смит в своей книге «Богатство народов» (1776 г.) отмечал, что взаимодействуя на рынке

покупатели и продавцы направляются как бы «невидимой рукой», которая приводит к желаемому результату и что основным инструментом управления рынком -это рыночные цены. Цена отражает как стоимость МС для промышленности, так и общественные издержки его производства. Страны и фирмы, принимая решение о покупках и продаже МС, ориентируются прежде всего на цены и сами того не зная, оценивают издержки и те выгоды, которые общество получит впоследствии.

Спрос минерального сырья -это поведение фактических и потенциальных покупателей - импортеров МС. Одним из основных показателей, определяющих функционирование рынка, является объем спроса.

Объем спроса МС - это количество МС, которое покупатели хотят приобрести за некоторый период времени. Объем спроса зависит от цены МС и других факторов, включающих цены прочего МС, а также доходы импортеров и их потребность в МС. При этом необходимо различать между собой объем спроса и

объем фактической покупки. Если некая страна-экспортер устанавливает очень низкую цену, например, на медь, то объем спроса, очевидно, будет очень высоким. Но так как другие страны-экспортеры меди отказались бы продавать свою продукцию по такой низкой цене, то фактически купленный объем меди был бы невелик, так как покупатели не смогли бы найти такой объем меди, который они хотели бы приобрести. Следовательно, объем спроса МС определяется только импортером, тогда как объем покупки определяется импортерами и экспортерами

Цена МС играет ведущую роль в модели «спрос-предложение». При прочих равных условиях объем спроса на МС увеличивается, если уменьшается его цена и сокращается, когда цена МС растет. Это объясняется следующим: чем меньше цена МС, тем больше число стран-импортеров, желающих приобрести это МС и чем ниже цена, тем выше у потребителя желание купить его в пределах любого определенного периода времени. Кривая спроса показывает в графическом виде объем спроса на МС при каждом значении цены при неизменных прочих факторах, влияющих на объем спроса. Кривая спроса 1 обычно является убывающей (см. рисунок).

Объем предложения МС - это количество МС, которое продавцы (страны-экспортеры) желают продать за некоторый период времени (день или год). Объем предложения зависит от цены МС и других факторов, прежде всего от цен, используемых в производстве ресурсов (финансовых, материальных, человеческих) и имеющихся в распоряжении экспортеров производственных технологий. «Желание продать» здесь означает, что продавцы действительно хотели и могли бы поставить на рынок предлагаемое количество МС при наличии достаточного числа поку-пателей-импортеров.

Здесь также важно различать объем предложения от объема

Зависимость цены минерального сырья от спроса и предложения: а -железная руда, б- уголь, в-медь, г-алюминий; 1 - спрос, 2 - предложение, 3 - избыточное предложение, 4 - избыточный спрос

продаж. Если на медь была бы установлена максимальная цена, то тогда объем предложения со стороны стран-экспортеров был бы большим. Но так как лишь немногие страны-импортеры согласились бы купить медь по такой цене, то фактический объем продаж был бы, по-видимому, значительно меньше объема предложения. Следовательно, объем предложения определяется только поведением стран-экспортеров, тогда как объем продаж определяют как экспортеры, так и импортеры МС.

Объем предложения всегда увеличивается с ростом цены МС. Чем выше цена, по которой может быть продано МС, тем больше ресурсов - материалов, горнотранспортного оборудования, рабочих будет использовано при добыче МР и производстве МС. По мере роста цены на МС горные и перерабатывающие предприятия используют более интенсивно оборудование, вводятся резервные мощности, строятся новые карьеры, фабрики. Если же цена уменьшается, то уменьшаются возможности и желание стран-продуцентов МС нести эти издержки и наращивать производственные мощности предприятий, следствием чего является сокращение объема предложений.

На рисунке кривая 2 представляет собой кривую предложения и показывает, какое количество МС предлагается при соответствующей цене. Остальные факторы,

влияющие на объем предложения при этом, остаются неизменными. Кривая предложения обычно является возрастающей.

Положение и угол наклона кривой предложения определяется издержками производства МС. Страны-экспортеры не намерены продавать МС, пока цена не перекроет затраты на его производство. Возрастающий характер кривой свидетельствует о том, что для увеличения объема предложения должно быть использовано больше ресурсов, а это в целом увеличивает издержки. При сравнении между собой кривых предложения железной руды, угля, меди и алюминия можно отметить, что более крутой угол наклона кривой предложения соответствует алюминию и меди, более пологий - углю, что объясняется меньшими затратами на производство угля по сравнению с затратами на производство алюминия и меди.

Реальная цена на рынке МС и фактический объем купли и продажи определяется в результате взаимодействия спроса и предложения. В таблице при объединении показателей спроса и предложения на примере железной руды можно заметить, как это происходит. При низких ценах на железную руду объем спроса превышает объем предложения на 141,0; 90,0;

60,0 и 27,0 млн т, то есть импортеры хотят купить больше, чем предложили экспортеры. При высоких ценах экспортеры имеют желание

СПРОС, ПРЕЛЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Цена 1 т, долл. Объем спроса, млн т Объем пред-ло-жения, млн т Избыточный спрос, млн т (2-3) Направление изменения цены железной руды

18,00 510,0 369,0 141,0 увеличивается

18,75 480,0 390,0 90,0 увеличивается

19,50 465,0 405,0 60,0 увеличивается

20,75 447,0 420,0 27,0 увеличивается

21,45 436,5 436,5 0 постоянная

22,50 426,0 450,0 -24,0 уменьшается

23,70 411,0 465,0 -54,0 уменьшается

24,75 408,0 475,5 -67,5 уменьшается

продать как можно больше железной руды, но импортеры не хотят покупать ее в больших количествах по высокой цене. Из данных таблицы видно, что столбец 4 представляет собой разность между спросом и предложением. Эту разность будем называть избыточным спросом на железную руду. Если избыточный спрос положителен при низких ценах, то это означает, что спрос превышает предложение. Если цену 1 т железной руды зафиксировать на уровне от 18,0-20,75 долл., то имел бы место дефицит железной руды на рынке - импортеры не нашли бы на рынке такое количество железной руды, которое они хотели бы купить. Когда избыточный спрос отрицателен, то можно констатировать избыточное предложение железной руды. И если бы цену 1 т железной руды зафиксировать на уровне 22,5-24,75 долл., то наблюдался бы излишек железной руды, и экспортеры не в состоянии были бы найти достаточное количество покупателей для реализации всей своей продукции. Данные таблицы также свидетельствуют о том, что при цене 1 т железной руды, равной 21,45 долл., не существует ни избыточного спроса, ни предложения на железорудную продукцию. В этом случае цена, равная 21,45 долл. за 1 т называется равновесной ценой.

Равновесная цена - это такая цена, при которой объем спроса на МС равен объему предложения, и этот объем называется равновесным объемом. Из графиков рисун-

ка (б, в и г) также видно, что для угля, меди и алюминия, равновесная цена и равновесный объем соответственно составляют 44,1

долл. и 464,8 млн т; 2285 долл. и 4,95 млн. т; 1355 долл. и 34,1 млн. т.

Анализируя совместно кривые спроса и предложения, можно отметить, что кривая спроса 1 расположена правее кривой предложения 2 при ценах, меньше 21,45 долл. за 1 т и свидетельствует об избыточном спросе на МС. При ценах, превышающих 21,45 долл. за 1 т, кривая предложения 2 расположена правее кривой спроса, что указывает на наличие избыточного предложения минерального сырья. Используя проведенный анализ совместного спроса и предложения МС, можно было бы предсказать, что цена 1 т железной руды будет 21,45 долл. и объем ее, равный 436,5 млн т, будет куплен и продан. Причиной этому служит действие рыночных сил («невидимая рука»), которое приведет к тому, что цена будет равняться 21,45 долл., если она была до этого больше или меньше указанной величины.

Для того, чтобы проследить, как это происходит, предположим сначала, что цена 1 т железной руды составляет 18 долл. Как показано на рисунке (а) при данной цене будет существовать избы-ный спрос, объем которого со-вит 141 млн т. когда объем спроса превышает объем предложения, то на рынке отсутствует МС. Им-теры хотят купить железную руду, но не могут. Экспортеры начинают

понимать, что можно поднять цену и при этом могут продать железной руды столько, сколько они могут предложить по новой, более высокой цене. Поэтому, когда существует избыточный спрос, цена на МС будет расти. Направленная вертикально вверх стрелка указывает на то, что цена будет увеличиваться, если имеется избыточный спрос, то есть как только цена 1 т железной руды опускается ниже 21,45 долл.

Предположим, что цена выше равновесного значения и составляет 22,5 долл. за 1 т. В этом случае возникает избыточное предложение железной руды, равное

24,0 млн т. Экспортеры хотят реализовать 450 млн. т по этой цене, но объем спроса составляет 426 млн т. В связи с этим экспортеры вынуждены уменьшить цену, чтобы сбыть излишек железной руды, и цена будет иметь тенденцию к падению, как только возникнет избыточный объем предложения, что и отмечено на графике рисунка (а) стрелкой, направленной вертикально вниз. Следовательно, если рыночная цена не равна равновесной, то действия экспортеров и импортеров МС двигают ее в направлении равновесной. В точке равновесия факторы, склонные к осуществлению ценовых изменений, взаимно уравновешивают друг друга - это основные средства производства, имеющиеся технологии, цены переменных производственных ресурсов.

В заключение следует отметить, что кривые спроса и предложения строятся из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены МС, остаются неизменными. Если изменяются факторы, влияющие на объемы спроса и предложения, то изменяются и сами объемы спроса и предложения при каждом значении цены. При этом равновесная цена и равновесный объем также изменяются

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макконелл. К.Р., Брю С.Л.. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го анг. Изд. - М.: ИНФРА-М, 1999-XXXIV, 974 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Бурыкин Сергей Иванович- кандидат технических наук, ст. научный сотрудник, зав. лабораторией геоэкономиче-ских проблем комплексного освоения недр, Институт горного дела УрО PAH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.