Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ХОРЕОГРАФЫ / РАБОТОДАТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанцева Татьяна Виталиевна

В статье рассматривается проблема специфики организации образовательного процесса студентов-хореографов в современном вузе, анализируется содержательный компонент образовательной программы по направлению подготовки «Хореографическое искусство», с учетом требований и предложений работодателей, как одного из показателей качества подготовки будущего выпускника. Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения современных образовательных методик в хореографическом образовании, а также с использованием различных диагностических методик - беседа, опрос, анкетирование и методы математической статистики для обработки результатов. Автор предпринял попытку определить основные профессиональные характеристики современного педагога-хореографа, выявить основные компоненты индивидуального стиля педагогической деятельности хореографа. С помощью выявленных профессиональных характеристик предложен алгоритм учета требований работодателей и выделены периоды формирования профессиональных навыков студентов-бакалавров по направлению «Хореографическое искусство», определены задачи, средства и их результат. Исследование позволило обосновать значимость постоянного совершенствования основной образовательной программы бакалавриата (подбор линейки курсов по выбору, ряда факультативных дисциплин), а также расширения межпредметных связей и подбора учебно-методического материала для подготовки востребованного студента-хореографа на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабанцева Татьяна Виталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MODERN EMPLOYER’S REQUIREMENTS FOR THE PROFESSIONAL SKILLS OF A BA IN CHOREOGRAPHIC ART

The article deals with the problem of the specifics of the organization of the educational process of choreographer students in a modern university, analyzes the content component of the educational program in the direction of training “Choreographic Art”, taking into account the requirements and proposals of employers, as one of the indicators of the quality of training of a future graduate. The research is carried out on the basis of methods of analysis of scientific and methodological literature and generalization of modern educational methods in choreographic education, as well as the use of various diagnostic methods - a conversation, a survey, a questionnaire and methods of mathematical statistics for processing the results. The author of the article has made an attempt to determine the main professional characteristics of a modern teacher-choreographer, to identify the main components of the individual style of the choreographer’s pedagogical activity. With the help of the identified professional characteristics, an algorithm for taking into account the requirements of employers is proposed and the periods of formation of professional skills of bachelor students in the direction of “Choreographic Art” are identified, tasks, means and their result are determined. Based on the results obtained, the algorithm of work on the preparation of a modern choreographer student is presented, which is universal for a university teacher when teaching professional disciplines of the training course. Such an algorithm will allow combining both the indicators of the formation of competencies of a university graduate and the requirements of employers in the field of art. The conducted research allowed us to substantiate the importance of continuous improvement of the basic educational program of the bachelor’s degree directly (selection of a line of elective courses, a number of elective academic disciplines), as well as expanding the analysis of interdisciplinary connections and the selection of educational and methodological mainly material for the preparation of a sought-after choreographer student in the labor market.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 793.3: 37.02

DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.2.18

Научная статья

Анализ современных требований работодателя к профессиональным навыкам бакалавра по направлению подготовки «Хореографическое искусство»

Аннотация: В статье рассматривается проблема специфики организации образовательного процесса студентов-хореографов в современном вузе, анализируется содержательный компонент образовательной программы по направлению подготовки «Хореографическое искусство», с учетом требований и предложений работодателей, как одного из показателей качества подготовки будущего выпускника. Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения современных образовательных методик в хореографическом образовании, а также с использованием различных диагностических методик — беседа, опрос, анкетирование и методы математической статистики для обработки результатов. Автор предпринял попытку определить основные профессиональные характеристики современного педагога-хореографа, выявить основные компоненты индивидуального стиля педагогической деятельности хореографа. С помощью выявленных профессиональных характеристик предложен алгоритм учета требований работодателей и выделены периоды формирования профессиональных навыков студентов-бакалавров по направлению «Хореографическое искусство», определены задачи, средства и их результат. Исследование позволило обосновать значимость постоянного совершенствования основной образовательной программы бакалавриата (подбор линейки курсов по выбору, ряда факультативных дисциплин), а также расширения межпредметных связей и подбора учебно-методического материала для подготовки востребованного студента-хореографа на рынке труда.

Ключевые слова: студенты-хореографы, работодатели, профессиональные знания, умения и навыки, образовательная программа.

Дата поступления статьи: 19 сентября 2021 г.

Для цитирования: Сабанцева Т. В. (2022) Анализ современных требований работодателя к профессиональным навыкам бакалавра по направлению подготовки «Хореографическое искусство». Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 2, с. 165-173. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.2022л6.2л8.

Analysis of the modern employer's requirements for the professional

skills of a BA in Choreographic Art

Abstract: The article deals with the problem of the specifics of the organization of the educational process of choreographer students in a modern university, analyzes the content component of the educational program in the direction of training "Choreographic Art", taking into account the requirements and proposals of employers, as one of the indicators of the quality of training of a future graduate. The research is carried out on the basis of methods of analysis of scientific and methodological literature and generalization of modern educational methods in choreographic education, as well as the use of various diagnostic methods - a conversation, a survey, a questionnaire and methods of mathematical statistics for processing the results. The author of the article has made an attempt to determine the main professional characteristics of a modern teacher-choreographer, to identify the main components of the individual style of the choreographer's pedagogical activity. With the help of the identified professional characteristics, an algorithm for taking into account the requirements of employers is proposed and the periods of formation of professional skills of bachelor students in the direction of "Choreographic Art" are identified, tasks, means and their result are determined. Based on the results obtained, the algorithm of work on the

Scientific article

T. V. Sabantseva1

К sabtv@mail.ru 'Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russian Federation

© Т. В. Сабанцева, 2022

preparation of a modern choreographer student is presented, which is universal for a university teacher when teaching professional disciplines of the training course. Such an algorithm will allow combining both the indicators of the formation of competencies of a university graduate and the requirements of employers in the field of art. The conducted research allowed us to substantiate the importance of continuous improvement of the basic educational program of the bachelor's degree directly (selection of a line of elective courses, a number of elective academic disciplines), as well as expanding the analysis of interdisciplinary connections and the selection of educational and methodological mainly material for the preparation of a sought-after choreographer student in the labor market.

Keywords: students-choreographers, employers, professional knowledge, skills and abilities, educational program.

Paper submitted: September 19, 2021.

For citation: Sabantseva T. V. (2022) Analysis of the modern employer's requirements for the professional skills of a BA in Choreographic Art. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 2, pp. 165-173. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2022.16.2.18.

Введение

Сегодня главным ориентиром для разработки образовательных программ служат не только требования, предъявляемые ФГОС, но и учет профессиональных показателей работодателей как основных требований для разработки учебных курсов дисциплин. При этом необходимо разработать алгоритм взаимодействия и взаимовлияния двух главных критериев организации образовательного процесса, чтобы они не противоречили друг другу, а являлись дополнением к развитию и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков студентов — бакалавров по направлению подготовки «Хореографическое искусство». Как известно, одним из главных критериев оценки деятельности современного вуза является анализ трудоустроенности выпускников по специальности, а следовательно, программа подготовки должна постоянно модифицироваться, с учетом показателей рынка труда.

Выпускники высших учебных заведений на рынке труда представляют собой особую социальную группу, главным вопросом для которой является поиск первого места работы. Ведь от успешности первого рабочего места во многом зависит дальнейшая карьера. Основные проблемы трудоустройства молодых специалистов связаны с их низкой конкурентоспособностью (Гарькин, Медведева, Клюев, 2017, с. 65).

Е. П. Мельникова в своих исследованиях указывает на то, что «...на протяжении нескольких столетий, хореографическое образование сформировалось в устоявшийся комплекс, в котором логически структурирован и обоснован ступенчатый характер профессионального образования с учетом возрастных, психофизических и физиологических возможностей» (Мельникова, 2019, с. 91).

Кроме того, анализ современных научных исследований (Тихонова, 2017, с. 28; Карпенко, 2015, с. 144; Сергеева, Моисеенко, 2017, с. 160) и опыт педагогического наблюдения состояния системы обучения хореографическому искусству в вузах сегодня позволяет отметить прежде всего неизменную традиционную форму, складывающуюся годами и обладающую отсутствием авторских педагогических методик и программ, оригинальных образовательных проектов, ориентированных на развитие креативности студента-бакалавра по направлению подготовки «Хореографическое искусство».

Все вышеотмеченные факты указывают на актуальность исследования, на необходимость корректировки учебных курсов дисциплин образовательной программы с целью соответствия получаемых знаний, умений и навыков требуемым как работодателем, так и образовательной организацией.

Таким образом, мы предполагаем провести анализ профессиональных требований работодателей к выпускникам по направлению подготовки «Хореографическое искусство», конкретизировать характеристику личностных и профессиональных качеств, требуемых для успешности на рынке труда, что составляет основную цель исследования.

Для последовательности и достижения сформулированной цели необходимо провести поэтапное исследование и решение некоторых задач:

1) произвести оценку профессиональной деятельности педагога-хореографа на сегодняшний день;

2) конкретизировать личностные и профессиональные качества педагога-хореографа, как залог успеха у современного работодателя;

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

3) разработать алгоритм действий, обеспечивающих готовность студента к будущей трудовой деятельности;

4) представить модель личности педагога-хореографа XXI века.

Следовательно, можно предположить, что если современная образовательная система подготовки педагогов-хореографов будет учитывать разработанную нами модель личности педагога-хореографа XXI века, то востребованность и успешность выпускников у работодателя на рынке труда будет находиться в постоянной активной позиции.

Методы

Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения современных методик в хореографическом образовании, а также с использованием различных диагностических методик: беседа, опрос, анкетирование и методы математической статистики для обработки результатов.

Результаты

Для достижения результатов исследования необходимо конкретизировать ряд важных моментов: профессиональная деятельность студента-хореографа включает в себя творческую (исполнительскую) и педагогическую деятельности. Оба вида деятельности требуют сформи-рованности профессиональных навыков и личностных качеств. Но прежде всего нами предполагается непосредственно изучить сферу педагогической деятельности студента-хореографа, выпускника вуза, так как согласно требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки «Хореографическое искусство» одним из основных видов деятельности является педагогическая.

Сначала проанализируем современные исследования в интересующей нас области, опыт ведущих педагогов-практиков по хореографии, выявим основные признаки профессии педагога-хореографа (РоЬ]о1а et а1., 2019, р. 150; Gorelova, НПко, 2018, р. 127).

1. Уникальность, неповторимость и общедоступность.

2. Глубокое знание своего предмета в соответствии с требованием времени.

3. Оптимизация результатов профессиональной деятельности.

4. Сочетание индивидуального и коллективного в работе.

5. Признание обучаемого непосредственным субъектом педагогического процесса.

6. Высокая культура и образованность во всех областях знаний.

Из анализа профессиональных характеристик педагога-хореографа можно выделить основную составляющую успеха творческо-педагогической деятельности — это индивидуальный стиль хореографа, который образуют следующие компоненты (РоЬ]о1а et а1., 2019, р. 151; Анисимов, Гусев, Рыжаков, 2021, с. 19; Кобурнеева, 2010, с. 45; Алферов, Седракян, 2017, с. 69):

— личный смысл профессии;

— характер и темперамент педагога;

— специфика педагогического процесса;

— опыт практической деятельности;

— физические данные;

— отношение к публике, зрителям (концерт, показ).

По нашему мнению, предпосылками для того, чтобы сформировать в себе качества педагога-хореографа, являются:

1) понимание сущности профессии педагога (это трудно понять до работы по специальности или до практики);

2) наличие качеств (способностей), помогающих стать педагогом-профессионалом;

3) проявление интереса к профессии;

4) профессионально-педагогическая направленность (родители-педагоги, работа по специальности до поступления в вуз);

5) нравственные искания личности (что есть добро, смысл жизни и др.).

Профессиональная педагогическая деятельность хореографа характеризуется следующими признаками:

• занимаются люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере хореографического творчества;

• для реализации этой деятельности существуют определенные формы: занятия, «классы», концерты;

• она преследует определенные цели: научить искусству танца, передать определенную систему знаний, развить танцевальные способности;

• обучаемые так же понимают «особый» характер данной деятельности, включаются в педагогические отношения (деловые, регламентированные);

• результаты этой деятельности, особенно в обучающей части, могут быть проверены (экзамены, показы, концерты) (Атитанова, 2011, с. 143; Бадмаева, 2010, с. 84).

В ходе теоретического анализа литературных источников (Мельникова, 2019, с. 92; Алферов, Седракян, 2017, с. 68; Марченков, Марченкова, 2013, с. 252) и опыта педагогической деятельности нами выявлены основные профессиональные навыки и качества личности выпускника бакалавра по направлению подготовки «Хореографическое искусство»:

— отличные профессиональные знания;

— коммуникабельность;

— личностная зрелость;

— обладание практическим опытом, готовность к постоянному овладению новыми знаниями и навыками;

— наличие реальных целей, способность решать производственные проблемы предприятия (организации) с позиции всей системы, а не только с узкопрофессиональной точки зрения;

— готовность в начале карьеры работать за невысокую зарплату;

— наличие индивидуальной профессиональной стратегии;

— творческий подход к решению текущих задач, самостоятельность и инициативность;

— высокая работоспособность;

— дисциплинированность, умение работать в коллективе, в том числе во временном;

— высокий уровень общего развития.

В ходе исследования была проведена беседа и подготовлена анкета с обращением к работодателю для оценки значимости качеств личности выпускника, а в дальнейшем будущего работника в области хореографического творчества. Всем респондентам было предложено распределить по значимости личностные и профессиональные качества предполагаемого специалиста.

Остановимся на основных характеристиках выборки. В исследовании приняли участие 43 респондента, из них 32 — женского пола и 11 — мужского пола. Участниками исследования были представители руководящего аппарата организаций культуры и искусств Западно-Сибирского региона.

Средний возрастной диапазон составил преимущественно 38,5 ± 4,3 года. Стаж педагогической работы составляет соответственно 12,4 ± 3,3 года. Данные сведения показывают, что респонденты в период исследования находятся в наиболее результативном работоспособном возрасте, обладающем определенным опытом профессиональной деятельности, а также имеют современный взгляд на состояние развития хореографического искусства.

Подсчет средних показателей по оценкам опрошенных респондентов (работодателей) показал, что среди основных критериев личностных качеств выпускника на первом месте стоят дисциплинированность и ответственность, второе место занимают коммуникабельность и доброжелательность, третья позиция — уравновешенность и самообладание, грамотная речь, и далее выделены такие качества, как внешний вид, терпимость, вежливость (рис. 1).

Вторым компонентом при опросе респондентов (работодателей) нами было выделено приоритетное соотношение профессиональных качеств будущего выпускника вуза по направлению подготовки «Хореографическое искусство».

Результаты показали, что современный работодатель в первую очередь оценивает профессионализм или основные навыки владения профессией будущего специалиста, второе место отве-

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

дено оценке требовательности ведения занятий, на третьей позиции - уровень и соответствие физической профессиональной подготовленности, четвертое место занимают желание и способности к саморазвитию и самообразованию, и пятое место - креативность профессиональной деятельности или творческий потенциал (рис.2).

В процессе исследования также был проведен устный опрос работодателей. Всем респондентам был задан вопрос: «Какие другие внешние факторы вы учитываете при приеме на работу

Рис. 1. Соотношение личностных качеств выпускника направления подготовки «Хореографическое искусство» по мнению работодателей

Fig. 1. The ratio of personal qualities of a graduate of the direction of training "Choreographic Art" according to employers

Рис. 2. Соотношение профессиональных качеств выпускника направления подготовки «Хореографическое искусство» по мнению работодателей

Fig. 2. The ratio of professional qualities of a graduate of the direction of training "Choreographic Art" according to employers

молодого специалиста?». Нами были обработаны полученные ответы и выделены основные факторы, которые могут оказать положительное влияние на становление профессиональной деятельности студента-выпускника:

— личное впечатление от кандидата;

— имеющийся опыт работы (с учетом практик);

— наличие профильного образования;

— рекомендации от учебного заведения;

— успеваемость;

— требования выпускника в отношении зарплаты, должности, режима рабочего дня и т.п.;

— репутация (рейтинг) вуза.

Из выделенных факторов следует, что работодатель отмечает у потенциального работника наличие опыта работы, а в творческой сфере, тем более сегодня, студент может уже на старших курсах не только проявлять свои педагогические навыки при прохождении различных видов практики, но и быть трудоустроенным в хореографических коллективах и студиях различного уровня подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующий фактор, который в нашем исследовании представляется значимым, — это рейтинг вуза, а именно рейтинг или репутация подготовки студентов-хореографов в конкретном учебном заведении.

Все вышеуказанные моменты, выделенные в ходе исследования, являются основанием для постоянной корректировки образовательной программы по направлению подготовки «Хореографическое искусство», а также ее составляющих — рабочих программ дисциплин и практик.

Для определения готовности к будущей профессиональной деятельности мы предложили студентам выпускного курса пройти анкетирование, по результатам которого мы попытаемся оценить уровень готовности и сформированности личностных и профессиональных качеств.

В ходе анкетирования студентов-бакалавров выпускного курса (п=23) мы получили следующие результаты:

• 83% опрошенных планируют после получения диплома о высшем образовании работать по специальности, причем 61% уже имеет предполагаемое место работы, 17% — сомневаются в ответе;

• 89% опрошенных уверены в сформированности личностных качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, 11% — затрудняются с ответом;

• 67% опрошенных уверены в сформированности профессиональных качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, 33% — затрудняются с ответом.

Из полученных результатов требований работодателей и состояния готовности студентов-выпускников можно вывести алгоритм работы над готовностью студента к будущей трудовой деятельности, который должен состоять из нескольких периодов (рис. 3).

Выводы

Следуя представленному алгоритму работы над готовностью студента-хореографа к трудовой деятельности в образовательном процессе, мы предполагаем воспитание профессионала в области хореографического искусства, соответствующее «модели» личности педагога-хореографа XXI века.

Основная характеристика «модели» заключается в соотношении развития и совершенствования как личностных, так и профессиональных характеристик студента-хореографа. Невозможно представить сегодня востребованного педагога-хореографа без развитого грамотного речевого аппарата, без дисциплинированности и уравновешенности. Сегодня мало владеть только знаниями профессиональной терминологии хореографической педагогики, необходимо вносить творческую инициативу в образовательный процесс, при этом владея всеми инновациями и передовыми идеями системы хореографической педагогики.

Таким образом, для оптимизации подготовки конкурентоспособного специалиста на рынке труда по направлению подготовки «Хореографическое искусство» можно учитывать полученные

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Средства: блок общегуманитарных и профессиональных дисциплин базовой и вариативной части образовательной программы, прохождение учебной, производственной и преддипломной практик

Результат: воспитание личности, обладающей совокупностью знаний, умений, способностей, различных свойств и качеств, которые необходимы выпускнику при реализации

разнообразных профессиональных задач

---

результаты при проектировании и совершенствовании основной образовательной программы бакалавриата (подбор линейки курсов по выбору, ряда факультативных дисциплин), а также при расширении межпредметных связей и подборе учебно-методического материала.

Современный преподаватель вуза должен стремиться создать из каждого студента-хореографа «модель» личности педагога-хореографа XXI века, тем самым учитывая особенности алгоритма подготовки к трудовой деятельности в своей педагогической работе.

Таким образом, постоянный мониторинг качества выпускаемых студентов-бакалавров по направлению «Хореографическое искусство» посредством различных диагностических методик потенциальных работодателей позволит повысить качество образовательного процесса в вузе и определить те профессиональные компетенции выпускника вуза, которые должны быть сформированы.

Источники

Алферов А. А., Седракян Т. Г. (2017) О подготовке будущих артистов балета (к вопросу системы хореографического образования). Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование, № 2 (44), с. 66-70.

Анисимов В. В., Гусев Г. К., Рыжаков И. М. (2021) Методика преподавания дуэтно-классического танца: обучение основам. Academia: Танец, Музыка, Театр, Образование, № 2 (52), с. 18-22. Атитанова Н. В. (2000) Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов : автореф. дис. ... канд. философ. наук : 24.00.01 / Мордовск. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск, 18 с.

Бадмаева Т. Б. (1980) Калмыцкие народные танцы : особенности формирования и основные этапы развития : автореф. дис. ... канд. искусств-я : 17.00.01. Москва, 16 с.

Гарькин И. Н., Медведева Л. М., Клюев С. В. (2017) Уровень занятости населения в строительной отрасли: региональный аспект. Успехи современной науки, № 1, том 3, с. 63-67.

Карпенко В. Н. (2015) Хореографическое искусство и балетмейстер / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, Ж. Багана. М., НИЦ ИНФРА-М, 200 с.

Педагогические науки

Кобурнеева Е. О. (2010) Традиции и новаторство в хореографическом образовании. Сборник статей Московской академии хореографии о театре, балете и музыке, № 20, с. 41-46.

Марченков А. Л., Марченкова А. И. (2013) Профессиональные и личностные качества преподавателя хореографических дисциплин в процессе формирования рефлексивной культуры личности. Проблемы и перспективы развития образования в России, № 18, с. 249-257.

Мельникова Е. П. (2019) Требования к педагогической деятельности педагога-хореографа на современном этапе образования в высших учебных заведениях культуры и искусств [Электронный ресурс]. Международный научно-исследовательский журнал, № 1 (79) Часть 2. URL: https://research-journal.org/pedagogy/trebovaniya-k-pedagogicheskoj-deyatelnosti-pedagoga-xoreografa-na-sovremennom-etape-obrazovaniya-v-vysshix-uchebnyx-zavedeniyax-kultury-i-iskusstva/

Сергеева Е. Ф., Моисеенко Р. Н. (2017) Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов по направлению «Хореографическое искусство». Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, № 44, с.155-161.

Тихонова Е. В. (2017) Психодиагностика в профессиональной подготовке бакалавров художественного образования. Педагогическая статистика, № 1, том 3, с. 26-29.

Gorelova J., Hilko N. (2018) Models of pedagogic guidance in the system of additional media education. Media Education, no. 1, pp. 124-128.

Pohjola H., Ratinen M. K., Hanninen V., Kauhanen J., Lehto S. M. (2019) Contemporary dance intervention in mild-to-moderate depression a pilot study. Journal of Dance & Somatic Practices, vol. 11, no. 2, pp. 143-156 (14). DOI: https:// doi.org/10.1386/jdsp_00002_1

References

Alferov A. A., Sedrakyan T. G. (2017) O podgotovke budushchikh artistov baleta (k voprosu sistemy khoreograficheskogo obrazovaniya) [On the training of future ballet dancers (to the question of the system of choreographic education)]. Academia: Tanets. Muzyka. Teatr. Obrazovaniye - Academia: Dance. Music. Theatre. Education, no. 2 (44), pp. 66-70 (In Russian).

Anisimov V. V., Gusev G. K., Ryzhakov I. M. (2021) Metodika prepodavaniya duetno-klassicheskogo tantsa: obucheniye osnovam [Methods of teaching duet-classical dance: learning the basics]. Academia: Tanets. Muzyka. Teatr. Obrazovaniye - Academia: Dance. Music. Theatre. Education, no. 2. pp. 18-22 (In Russian).

Atitanova N. V. (2000) Tanets kak smyslovaya universaliya: ot vyrazitel'nogo dvizheniya k "dvizheniyu" smyslov : avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk [Dance as a semantic universal: from expressive movement to the "movement" of meanings] Abstr. dis. ... candidate of philosophical sciences. N. P. Ogarev Mordovsk State University. Saransk, 18 p. (In Russian).

Badmaeva T. B. (1980) Kalmytskiye narodnyye tantsy : osobennosti formirovaniya i osnovnyye etapy razvitiya : avtoref. dis. ... kand. iskusstv. [Kalmyk folk dances: features of formation and main stages of development] Abstr. dis. ... cand. arts: 17.00.01. Moscow, 16 p. (In Russian).

Gar'kin I. N., Medvedeva L. M., Klyuyev S. V. (2017) Uroven' zanyatosti naseleniya v stroitel'noy otrasli: regiona'nyy aspect [The level of employment in the construction industry: a regional aspect] Uspekhi sovremennoy nauki - Successes of modern science, no. 1, vol. 3, pp. 63-67 (In Russian).

Gorelova J., Hilko N. (2018) Models of pedagogic guidance in the system of additional media education. Media Education, no. 1, pp. 124-128.

Karpenko V. N. (2015) Khoreograficheskoye iskusstvo i baletmeyster [Choreographic art and choreographer]. V. N. Karpenko, I. A. Karpenko, Zh. Bagana. Moscow, NITs INFRA-M Publ., 200 p. (In Russian).

Koburneeva E. O. (2010) Traditsii i novatorstvo v khoreograficheskom obrazovanii [Traditions and innovation in choreographic education]. Sbornik statey Moskovskoy akademii khoreografii o teatre, balete i muzyke - Collection of articles of the Moscow Academy of Choreography about theatre, ballet and music, no. 20, pp. 41-46 (In Russian).

Marchenkov A. L., Marchenkova A. I. (2013) Professional'nyye i lichnostnyye kachestva prepodavatelya khoreograficheskikh distsiplin v protsesse formirovaniya refleksivnoy kul'tury lichnosti [Professional and personal qualities of a teacher of choreographic disciplines in the process of forming a reflective culture of a person]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii - Problems and prospects for the development of education in Russia, no. 18, pp. 249-257 (In Russian).

Melnikova E. P. (2019) Trebovaniya k pedagogicheskoy deyatel'nosti pedagoga-khoreografa na sovremennom etape obrazovaniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh kul'tury i iskusstv [Requirements for the pedagogical activity of a teacher-choreographer at the present stage of education in higher educational institutions of culture and arts]. International Research Journal, no. 1 (79), part 2. Available at: https://research-journal.org/pedagogy/trebovaniya-k-pedagogicheskoj-deyatelnosti-pedagoga-xoreografa-na-sovremennom-etape-obrazovaniya-v-vysshix-uchebnyx-zavedeniyax-kultury-i-iskusstva (In Russian).

Pohjola H., Ratinen M. K., Hanninen V., Kauhanen J., Lehto S. M. (2019) Contemporary dance intervention in mild-to-moderate depression a pilot study. Journal of Dance & Somatic Practices, vol. 11, no. 2, pp. 143-156 (14). DOI: https:// doi.org/10.1386/jdsp_00002_1

Sergeeva E. F., Moiseenko R. N. (2017) Praktiko-oriyentirovannoye obucheniye pri podgotovke spetsialistov po napravleniyu "Khoreograficheskoye iskusstvo" [Practice-oriented training in the preparation of specialists in the direction of "Choreographic Art"]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, no. 44, pp. 155-161 (In Russian).

Tikhonova E. V. (2017) Psikhodiagnostika v professional'noy podgotovke bakalavrov khudozhestvennogo obrazovaniya [Psychodiagnostics in the professional training of bachelors of art education]. Pedagogicheskaya statistika -Pedagogical Statistics, no. 1, vol. 3, pp. 26-29 (In Russian).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Информация об авторе

Сабанцева Татьяна Виталиевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры и хореографии. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (644077, РФ, г. Омск, пр. Мира, 55а). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0001-5464-3253. SPIN-код: 7824-2081, AuthorlD: 777788. E-mail: sabtv@mail.ru

Author's information

Tatyana V. Sabantseva

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Directing and Choreography. Dostoevsky Omsk State University (55a Mira Ave., Omsk, 644077, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5464-3253. SPIN: 7824-2081. AuthorlD: 777788. E-mail: sabtv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.