Научная статья на тему 'Анализ современных российско-саудовских отношений'

Анализ современных российско-саудовских отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2246
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нейматов Азад Ягутович

В настоящее время Россия рассматривает Саудовскую Аравию как одно из ключевых государств в арабо-мусульманском мире. Заинтересованность в расширении связей проявляется с обеих сторон, но в то же время существует определенная взаимная настороженность и недопонимание основ внешнеполитической деятельности каждой из сторон. Среди наиболее перспективных областей для российско-саудовского сотрудничества можно выделить сферы энергетики, недвижимости, образования, медицины, финансов и нефтехимии. Существуют и другие направления для развития двусторонних отношений, которые также рассматриваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современных российско-саудовских отношений»

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

Анализ современных

российско-саудовских

отношений

А.Я. Нейматов

В настоящее время Россия рассматривает Саудовскую Аравию как одно из ключевых государств в арабо-мусульманском мире. Заинтересованность в расширении связей проявляется с обеих сторон, но в то же время существует определенная взаимная настороженность и недопонимание основ внешнеполитической деятельности каждой из сторон. Среди наиболее перспективных областей для российско-саудовского сотрудничества можно выделить сферы энергетики, недвижимости, образования, медицины, финансов и нефтехимии. Существуют и другие направления для развития двусторонних отношений, которые также рассматриваются в данной статье.

Как верно отмечает саудовский политолог Маджид Бен Абдель Азиз Аль-Турки, «сегодня и Саудовская Аравия, и Россия стоят перед существенными вызовами их национальной безопасности, способными не только изменить складывавшиеся между ними после крушения двухполюсного мира отношения, но и создать новые основы для их более успешного взаимодействия в политической и экономической области»1.

Начало нового тысячелетия внесло серьезные изменения в российско-саудовские отношения. Фоном для этих изменений стали новые вызовы стабильности системы международных отношений (наиболее ярким показателем которых стали сентябрьские события 2001 г. в США), как и внутренние изменения в обеих странах. Если в России эти изменения были связаны с приходом к власти президента В.В. Путина и началом действий в интересах укрепления «властной вертикали», то в Саудовской Аравии - с новым этапом реформирования государства и общества.

В целом можно отметить существенную активизацию двусторонних связей с 2002 г. Это во многом было вызвано резким ухудшением связей стран ССАГПЗ с США - их основным экономическим партнером, - в результате террористических актов 11 сентября 2001 г., 15 из 19 исполнителей

которых были выходцами из Саудовской Аравии. Американская администрация не случайно обвинила страны Персидского залива в финансировании международного терроризма. В результате государства аравийской шестерки взяли курс на диверсификацию своих внешнеэкономических связей, и в качестве одного из ее приоритетных направлений была выбрана Россия.

В результате участился обмен высокопоставленными делегациями между Российской Федерацией и странами ССАГПЗ, а в сентябре 2003 г. в Россию впервые с официальным визитом прибыл наследный принц Саудовской Аравии Абдалла Бен Абдель Азиз. Этот визит, в ходе которого ведущий представитель саудовского «правящего класса» подтвердил позицию Королевства, согласно которой чеченский вопрос является «внутренним делом России», во многом стимулировал связи между обеими сторонами. Отныне они, кроме традиционной экономической, включали в себя и важную политическую составляющую: Саудовская Аравия поддержала желание России стать членом ОИК.

Выдвигая идею установления прямых связей с ОИК, российский политический истеблишмент стремился закрепить достигнутый на переговорах с принцем Абдаллой успех. Однако идея вступления России в ОИК имела и более широкий

Нейматов Азад Ягутович -соискатель кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

контекст, - российский истеблишмент приходил к выводу, что связи с Саудовской Аравией минимизируют угрозу «с Юга» как, собственно, российскому государству, так и всему постсоветскому геополитическому пространству.

В октябре 2002 г. была реанимирована деятельность совместной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому, научнотехническому и культурному сотрудничеству. Был создан Российско-Саудовский Совет как механизм развития отношений между обеими странами. В октябре 2003 г. президент РФ В.В. Путин участвовал состоявшемся в малазийской Путраджае саммите ОИК, а в декабре 2005 г. уже как полноправная участница российская делегация официально приняла участие в работе Мек-канского саммита этой организации.

Принципиально важным шагом в дальнейшем развитии российско-саудовских контактов стал состоявшийся в феврале 2007 г. официальный визит В.В. Путина в Эр-Рияд, в ходе которого было подписан ряд соглашений, стимулировавших хозяйственные культурные связи между обоими государствами. Состоявшиеся официальные переговоры с королем Абдаллой Бен Абдель Азизом содействовали дальнейшему углублению взаимопонимания по вопросам, касающихся:

— российско-саудовских взаимодействий в сфере совместной борьбы против международного терроризма:

— сотрудничества в решении ближневосточного конфликта;

— выработки совместной позиции по палестинскому и иракскому вопросам2.

Важность установления партнерского взаимодействия между Россией и Саудовской Аравией в сфере мировой политики рассматривалась представителями обеих стран, как свидетельство их важной роли, которую две страны играют во всей системы международных отношений, в существенном воздействии на решение актуальных проблем мирового развития.

В подходах саудовских руководителей к оценке российско-саудовских связей усматривается понимание нового качества, присущего современному этапу в развитии системы международных отношений. Этот этап характеризуется не стремлением государств к созданию новых блоков или противоборствующих группировок, а осознанием общности стоящих перед всем мировым сообществом проблем, которые должны решаться при тесном взаимодействии всех акторов мировой политики.

Новое качество отношениям между Россией и Саудовской Аравией придает участие в них бизнес-сообществ двух стран. В частности, на этапе формирования доверия между странами роль катализатора взял на себя Российско-Арабский деловой совет, который превратился в удобный инструмент организации двустороннего сотрудничества. РАДС заметно усилил роль частного сектора в разработке инвестиционных проектов, укреплении и развитии сотрудничества между

странами.

Стремительно развивающаяся экономика государств Персидского залива привлекает российских инвесторов возможностью выйти на рынок, занимающий серьезные позиции в мировой иерархии. Число компаний, желающих работать на ближневосточном рынке, увеличивается с каждым годом. В свою очередь, арабские страны стали с готовностью принимать у себя российских бизнесменов и инвесторов. По словам президента Генерального союза торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран Аднана Кассара, «создание Большой Арабской Экономической Зоны открывает широкие горизонты для торговли и инвестиций. Возможности капиталовложений в страны арабского мира достаточно велики. Россия имеет возможность участвовать в совместных проектах в условиях расширяющегося рынка. Арабские страны нуждаются в современных технологиях, которые соответствовали бы уровню их экономического развития. Россия могла бы стать основным поставщиком таких технологий».

Способствовать развитию контактов может принятие межправительственного соглашения об установлении прямого воздушного и морского сообщения между Россией и Саудовской Аравией, принятое в ходе визита российской делегации в Королевство. Кроме того, подписана межправительственная конвенция об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Все эти документы в будущем позволят российским инвесторам беспрепятственно и безопасно выходить на арабский рынок.

Российские бизнесмены проявляют интерес к таким сферам, как финансы и страхование, нефтегазовый сектор, туризм, медицина, строительство и строительные материалы. Особенно активно российские инвесторы вкладывают деньги в недвижимость. На сегодня крупными российскими инвесторами на Ближнем Востоке являются президент группы компаний «Рустар» Рафик Губаев и президент корпорации «Росса» Евгений Тёмкин. Причем, если в компании «Рустар» основной объем инвестиций приходится на Дубай, то компания «Росса» активно осуществляет инвестиционную деятельность не только в Арабских Эмиратах, но и в Африке, Анголе, Мозамбике, Иордании, а также в Европейских странах - Германии, Испании, Франции.

В современных международных отношениях вопросы безопасности занимают приоритетное положение. Поддержание безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровне, является актуальной задачей, решением которой занимаются все ведущие центры мировой политики. Не случайно эти вопросы занимают центральное место и в контактах между официальными представителями России и Саудовской Аравии. Особое внимание уделяется проблеме международного терроризма, которая в современных условиях представляет собой основную угрозу

глобальной безопасности. По этому вопросу позиции двух стран совпадают. Они осуждают терроризм во всех его формах и проявлениях и выражают решимость наращивать борьбу с терроризмом в соответствии с Уставом ООН и международным правом, включая коллективные усилия, являющиеся эффективным средством противодействия и искоренения терроризма.

Как внутренние, так и внешние обстоятельства содействуют тому, что сегодня и Россия, и Саудовская Аравия, взаимодействуя между собой, участвуют в созидании полицентричного мира, опираясь на процессы развития региональных и международных отношений. Обе страны ни в коей мере не считают свое сближение некоей альтернативой основной внешнеполитической ориентации обеих стран - линии на сотрудничество с Западом, включая, прежде всего, Соединенные Штаты. Напротив, это сближение не более чем вклад обеих стран в процесс гармонизации системы международных отношений, в процесс укрепления международной стабильности и мира.

Ныне действующая договорно-правовая база, регламентирующая предпринимательские отношения Москвы и Эр-Рияда, весьма ограничена, что в определенной степени затормаживает поступательное развитие плотных и обоюдовыгодных двусторонних связей. Пожалуй, в этой связи можно назвать лишь документ с довольно длинным названием - Генеральное соглашение о торгово-экономическом, инвестиционном, научно-техническом, культурном, спортивном и молодежном сотрудничестве между правительствами Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия 1994 г., и Конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и капитала 2007 г.

В сентябре 2003 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа, предусматривавшее участие в совместных бизнес-проектах на территории обеих стран. На его основании сторонами был запущен масштабный проект по освоению саудовских недр. 26 января 2004 г. компания «Лукойл Оверзиз» выиграла тендер по разведке и разработке месторождений природного газа на Блоке А, расположенном в центральной части пустыни Руб Аль-Хали. Российская компания получила право заключить с правительством Саудовской Аравии соответствующий контракт на 40 лет, который, помимо прочего, предусматривал создание совместного предприятия с государственной нефтяной компанией «Saudi Aramco», в котором «Лукойл Оверсиз» станет оператором проекта.

В феврале 2007 г. учрежденный «LUKSAR» («Лукойл Оверсиз» (80%) и «Saudi Aramco» (20%) объявил об открытии месторождения углеводородного сырья по результатам глубокого разведочного бурения на структуре Тухман. Через месяц в саудовском городе Дахран был заключен контракт на сумму более 100 млн. долларов между «Стройтрансгазом» и «Saudi Aramco» на строительство нефтепровода «Шейба-Абкайк» протяженностью более 200 км. Диалог по вопросам

экономического сотрудничества был продолжен в рамках российско-саудовского бизнес-форума и выставки «Новые возможности для торговопромышленного сотрудничества», состоявшихся в Джидде в 2009 г.

По итогам прошедшего летом 2010 г. очередного заседания совместной Межправительственной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству министр энергетики С.И. Шматко заявил, что не только «Лукойл», но и другие российские компании будут иметь возможность в честной конкурентной борьбе принять участие в реализации крупных инфраструктурных проектов, которые планируются реализовать на территории Саудовской Аравии. Ее правительство объявило о масштабные программах, рассчитанных до 2020 г. с объемом вложений порядка 300 млрд. долларов в различные проекты в сфере энергетики.

Кроме того, С.И. Шматко сообщил, что в ближайшее время будет доработано и подписано двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - проект Соглашения), по подготовке которого Минэкономразвития России активно ведет консультации с саудовской стороной. На одном из раундов переговоров, состоявшемся в 2008 г. в Эр-Рияде, экспертам двух стран удалось существенно улучшить текст документа по сравнению с вариантом, обсуждавшимся в рамках предыдущих встреч.

Какие же положения проекта Соглашения принципиально не устраивают стороны? Среди них нормы, касающиеся режима инвестиций, экспроприации, перевода платежей, применения соглашения во времени, порядка урегулирования споров между инвестором и государством, принимающим инвестиции. В частности, саудовская сторона предлагает прописать в проекте Соглашения положения, гарантирующие полный и безусловный национальный режим инвесторам в отношении осуществления любых видов деятельности в связи с их капиталовложениями. Российская сторона считает данный подход неприемлемым, поскольку он не учитывает существующие в российском законодательстве ограничения на деятельность иностранных инвесторов на территории России. В этой связи каждой из сторон предлагается предоставлять национальный режим иностранным инвесторам с учетом тех изъятий, которые зафиксированы в их законодательстве.

Еще одним примером положения проекта Соглашения, по которому эксперты двух стран никак не могут окончательно снять разногласия, является статья об экспроприации капиталовложений инвесторов. В чем причина? Саудовские специалисты настаивают на предоставлении инвесторам режима наибольшего благоприятствования в отношении всех вопросов, связанных с возможной экспроприацией их капиталовложений (порядок и размер компенсации при экспроприации капиталовложений, расчет процентов

в случае задержки выплаты компенсации и т.д.). Российские эксперты считают более обоснованным в данном случае применение в отношении иностранных инвесторов такого порядка возмещения ущерба, причиненного их капиталовложениям вследствие экспроприации, который бы гарантировал полную компенсацию такого ущерба и не зависел от сумм компенсаций, выплачиваемых инвесторам других стран (с учетом того, что такая компенсация может быть ниже реальной рыночной стоимости экспроприированного имущества). Со своей стороны заметим, что позиция России базируется на подходах, принятых в мировой практике.

Таким образом, проанализировав эволюцию коммерческих отношений Москвы и Эр-Рияда в топливно-энергетическом секторе на современном этапе, становится совершенно очевидным, что она обнаруживает не только декларативную положительную тенденцию, но и подкреплена реальными сделками, за которыми неминуемо последуют еще более крупные проекты. Как только сторонами будет подписан документ, предоставляющий правовые гарантии потенциальным иностранным инвесторам, поток российских денежных средств в ведущие сферы экономики Саудовской Аравии может существенно возрасти.

Представляется, что упрочение российско-аравийского диалога в нефтяной сфере должно существенно стимулировать развитие всего комплекса торгово-экономических связей сторон. Для более эффективного использования предоставляющихся возможностей, вероятно, имеет смысл предпринять следующие шаги:

— добиться более тесной кооперации со странами ССАГПЗ в сфере определения взаимовыгодных объемов нефтедобычи. В качестве рычагов контроля над добычей и экспортом нефти Россией могут быть использованы меры экономического характера как, например, налоговые стимулы и препятствия;

— осуществлять координацию распределения сфер влияния на рынках сбыта для обеспечения необходимого уровня диверсификации географической структуры нефтяного экспорта;

— использовать новые возможности по взаимному инвестированию в сферу нефтедобычи. Так, наличие межгосударственных соглашений о контроле над мировыми ценами путем регулирования предложения может открыть дорогу обоюдным инвестициям в нефтедобычу. В настоящее время Россия, как и страны ССАГПЗ, проводит политику упрочения государственного влияния на нефтедобывающую отрасль, что выражается, в частности, в ограничениях на деятельность международных нефтяных компаний на ее территории. Наличие же обязательств инвесторов следовать интересам принимающей стороны, которые закреплены в рамках соответствующих межправительственных договоров и отвечают совместной позиции обеих сторон,

ставит компании из стран-участниц договора в предпочтительное положение по сравнению с нефтяными корпорациями из других государств. Подобное соглашение между Россией и странами ССАГПЗ потенциально может, с одной стороны, открыть для инвестирования нефтедобычу в Российской Федерации аравийским компаниям, а с другой

- способствовать выработке специальных механизмов осуществления российских капиталовложений непосредственно в добычу этого сырья в таких странах, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт.

координировать совместные российско-аравийские усилия по выработке единой позиции в сфере наращивания объема добычи нефти. Эта деятельность может оказать существенное стабилизирующее влияние на мировой рынок этого сырья, что весьма важно в условиях текущих системных изменений на этом рынке;

усиливать политику кооперирования в нефтяной сфере, что потенциально может стимулировать укрепление двусторонних связей в сфере обеспечения безопасности в регионе Персидского залива. Данное направление может осуществляться при участии Йемена, который, хотя и не является членом ССА-ГПЗ, но вместе с тем не имеет столь существенной зависимости от США. Он может более свободно прибегать к российскому содействию в обеспечении безопасности, а его географическое положение способствует распространению этого содействия на весь регион Персидского залива в целом. Так, к примеру, открытие йеменских портов для российского военного флота (прецедент, уже имевший место в российско-йеменских отношениях) может потенциально послужить укреплению безопасности основных путей экспорта нефти из стран ССАГПЗ, которая в настоящее время подвергается существенным сомнениям в виду угроз террористов парализовать эти пути. В дальнейшем подобное сотрудничество в сфере безопасности способно существенно укрепить российские геополитические позиции в регионе Ближнего Востока;

полнее использовать информационный аспект нефтяного сотрудничества. Так, одним из факторов резкого роста цен на нефть стало недоверие потребителей к данным о разведанных запасах черного золота, установленных мощностях по его добыче и т.д. в результате выявления существенных ошибок в оценке описанных выше показателей. Совместная работа в сфере обмена такого рода информацией, стандартизация методов расчетов, регулярная публикация базовых индикаторов призваны увеличить транспарентность мировой нефтедобывающей сферы и тем самым внести вклад в стабилизацию мирового рынка нефти.

Определенный интерес могут представлять совместные российско-аравийские проекты в третьих странах. Совместное участие возможно в нефтехимических, нефтеперерабатывающих, газодобывающих предприятиях, в строительстве трубопроводов и т.п. в странах Азии и Африки. Эта тенденция уже обрела воплощение в стратегическом альянсе «Стройтрансгаза» и «Сауди Оже» на рынках Ближнего Востока. Представляется, что подобные проекты могут быть также интересны российским «Газпрому», «Лукойлу», «Роснефти», стремящимся в перспективе стать транснациональными корпорациями, а также саудовским «САБИК», «Сауди Арамко», кувейтскому «КУФПЕК» и другим компаниям.

Научно-техническое сотрудничество с государствами аравийской шестерки является, пожалуй, одним из наиболее перспективных направлений двусторонних отношений. Для стран ССАГПЗ может представлять существенный интерес использование научного потенциала России в сфере добычи и переработки нефти, что в перспективе может способствовать снижению себестоимости добываемой нефти, увеличению извле-каемости запасов, повышению рентабельности добычи в труднодоступных регионах с суровыми климатическими условиями, реанимации уже выработанных скважин и т.д. Так, в настоящее время, по оценкам кувейтских экспертов, стоимость добычи одного барреля нефти для международных нефтяных компаний в Кувейте может составлять 1,5 доллара, тогда как аналогичный показатель для государственной нефтедобывающей компании достигает 2,5 доллара из-за использования устаревших технологий.

Аравийские монархии могут быть также заинтересованы в научных разработках в области химического производства, охраны окружающей среды, опреснения морской воды, электроэнергетики, использования альтернативных источников энергии, информационных технологий, сельского хозяйства. Сотрудничество в научно-технической сфере может быть налажено как путем совместных разработок, так и выполнения российскими научными учреждениями НИОКР на заказ.

Страны ССАГПЗ проявляют значительный интерес к сотрудничеству с Россией в сфере освоения космоса. Так, в период с 2000 по 2005 гг. Россией было запущено в космос шесть саудовских спутников. По итогам второго заседания Российско-Саудовской межправительственной комиссии, состоявшегося в мае 2005 г., была достигнута договоренность о запуске еще шести саудовских спутников различного назначения при помощи российских ракетоносителей. В рамках этого заседания стороны также подписали Меморандум о взаимопонимании в космической сфере и подготовили проект двустороннего соглашения о сотрудничестве в этой области.

Саудовская Аравия также планирует активное развитие сети железных дорог, в том числе строительство веток Джидда-Эр-Рияд и Даммам-Джубайл. Россия, вероятно, могла бы принять

участие в указанных проектах отдельно либо в консорциуме с другими компаниями и предоставлять как консультационные услуги, так и осуществлять весь комплекс операций по реализации данного проекта.

Двадцатилетие возобновления дипломатических отношений между Россией и Саудовской Аравии было отмечено 24 ноября. 2010 г. в Москве проведением научной конференции в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). В ней приняли участие известные российские политики, ученые, представители экспертного сообщества руководители дипмиссий иностранных государств. Как заявил заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, специальный представитель Президента России по Ближнему Востоку Александр Салтанов, российско-саудовские отношения являются стержневым элементом в решении глобальных проблем, таких, как ближневосточное урегулирование, обеспечение международной безопасности, в том числе в сфере энергетики. Будучи членами «Большой двадцатки», РФ и КСА играют также большую роль в решении проблем безопасности финансовой.

По мнению первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по международным делам Ильяса Умаханова, российско-саудовские отношения носят характер стратегического партнерства, благодаря политической воле руководства и усилиям дипломатии обеих стран.

Известный исследователь и историк Алексей Васильев, посвятивший несколько своих книг Саудовской Аравии, напомнил об искусственном происхождении и конъюнктурности таких понятий как «фундаментализм» и «ваххабизм», которые, так или иначе, связывают с Саудовским Королевством. Васильев отметил, что его последняя книга «Король Фейсал. Личность, эпоха, вера» повествует о том, что во время визита в СССР в качестве главы внешнеполитического ведомства Фейсал был принят всем высшим руководством страны, кроме Сталина. Тогда в официальных советских публикациях движение мусульманского ученого Мухаммеда Абдель Ваххаба, выступавшее за созданием Саудовской Аравии, было названо национально-освободительным движением.

Эту мысль продолжил глава Института востоковедения РАН Виталий Наумкин. По его словам, советские дипломаты в КСА в своих отчетах в Москву неоднократно отмечали, что преобладающее среди саудовцев религиозное направление в наибольшей степени способствует развитию страны и консолидации общества. В свою очередь в одном из докладов офицера английской разведки отмечался высокий антиколониальный потенциал «ваххабизма».

О важности российско-саудовского торгово-экономического сотрудничества напомнил начальник Управления международных связей аппарата Совета Федерации Андрей Бакланов. Важнейшим вопросом для наших стран является цена на нефть. По оценкам специалистов, ожи-

дание хороших отношений между крупнейшими странами-экспортерами (каковыми являются РФ и КСА), их способность договориться, добавляет несколько процентов к цене на нефть. Бакланов подчеркнул, что этот фактор с 2003 года обеспечил прибавку в 15-17 млрд. долларов к бюджету каждой из двух стран.

Посол Саудовской Аравии в Москве Али Хасан Джафар подчеркнул, что Россия и Саудовская Аравия заинтересованы в укреплении международной безопасности на основе решений ООН, а также в построении эффективной системы многополярного мира. Помимо этого, к общим интересам стран, по словам посла, относятся борьба с терроризмом во всех его проявлениях и урегулирование конфликта на Ближнем Востоке.

В настоящее время в отношениях между Россией и Саудовской Аравией встал вопрос с обострившей обстановкой в Ливии. Обе стороны обсуждают вызвавший неоднозначную реакцию ввод войск Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов в Бахрейн 14 марта и общую ситуацию в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Говоря о войсках в районе Персидского залива, принц Сауд «объяснил, что это действие было предпринято по просьбе законного руководства Бахрейна», — сообщается в заявлении Кремля3. Россия, со своей стороны, «выразила надежду, что усилия, предпринимаемые войсками (Сау-

----------- Ключевые слова -------------------

Ближний Восток, российско-саудовские отношения, КСА, внешнеполитические приоритеты, безопасность, перспективы.

довской Аравии и ОАЭ), будут способствовать стабилизации ситуации», — говорится в заявлении4. Саудовский принц также «подтвердил принципиальное намерение» короля Саудовской Аравии Абдаллы развивать связи «во всех областях» между двумя сторонами.

Таким образом, в целом, между Россией и Саудовской Аравией сложились непростые взаимоотношения. Опыт контактов между Королевством и Советским Союзом, несомненно, накладывает на них отпечаток. Существует определенная взаимная настороженность и недопонимание основ внешнеполитической деятельности каждой из сторон. Но, несмотря на это, обе стороны заинтересованы в развитии взаимотношений.

Neymatov A.Y. Analysis of Modern Russian-Saudi Relations.

Summary: Currently, Russia considers Saudi Arabia as one of the key states in the Arab-Muslim world. Both sides manifest their interest in expanding relations, but at the same time, there is some mutual suspicion and misunderstanding of the foreign policy basis of each party. Infrastructure, energy, real estate, education, medicine, banking and petrochemicals are among the most promising areas of Russian-Saudi cooperation. Besides, there are other ways to develop relations between Russia and KSA, which are detailed in this article.

------------- Keywords ------------

Middle East, Russian-Saudi relations, KSA, foreign policy priorities, security, prospects.

Примечания

1. Ат-Турки Маджид Бен Абдель Азиз «Эволюция саудовско-советских и саудовско-российских отношений в контексте мировой

политики (1926-2007 гг.)»: Автореферат дис.д-ра полит. наук. - М., 2007. - С.6.

2. Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. Новые тенденции в саудовско-российских отношениях. - «Обозреватель - Observer» М., «РАУ-Университет», № 4, апрель 2007.

3. Saudi Arabia hands Medvedev message from king// http://www.alarabiya.net/articles/2011/03/26/143047.html

4. Саудовская Аравия: Медведеву передано «послание короля»// http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/56679/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.