мировая и гражданская война отбросили ее далеко назад.
В это время, в конце 20-х и в начале 30-х годов ХХ века, в советской России начался процесс индустриализации, быстрого роста промышленности, развития высшего образования. Возникли грандиозные стройки: Днепрогэс, Магнитка, Донбасс и др. И понадобились инженеры, которых готовили массово и быстро. Привлекались к работе иностранные специалисты, которые, кстати, очень хорошо отзывались о наших инженерах. Начался период подъема, развития, успехов, достижений, и страна за короткое время превратилась в индустриальную, с передовой техникой, транспортом, авиацией, с армией, вооруженной современной техникой, страну, где аграрное производство обросло тракторами и комбайнами.
Это было время, когда раскрылись талант и способности нашего народа, был создан инженерный корпус, корпус ученых-исследователей, расцвело высшее образование. И в это время инженер был на высоте, ценился, уважался. Конечно, описывая все это в таких ярких красках, нельзя умалчивать о сталинских репрессиях, ГУЛАГе, нанесших нашей стране чудовищный удар. Но инженерный корпус развивался, рос, креп, пользовался уважением, поддерживался. Нас ведь интересует этот аспект!
Нападение фашистской Германии на СССР в 1941 г. вновь отбросило нашу страну назад. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., когда советский народ ценой огромных человеческих жертв привел к краху гитлеризм, означала огромную, неоценимую победу, но одновременно и разрушение всего достигнутого до этого в годы индустриализации на европейской территории СССР. Все было уничтожено, превращено в прах. Потребовались годы на восстановление и городов, и сел, и промышленности. И советский народ совершил и этот, очередной подвиг, поднял Россию, весь СССР на еще большую высоту в экономическом и культурном отношениях.
Шло время, Советский Союз жил, но в недрах его появились моменты, которые привели его в 90-х годах к распаду. Но до этого были 70-е и 80-е годы, которые можно назвать годами застоя. Именно в это время, на наш взгляд, и померкло то, что называлось инженером. Эта категория специалистов постепенно, год от года, из творцов превращалась в чистых эксплуатационников, исполнителей, а не создателей. Инженеры появились даже в домоуправлениях, в любых местах, где надо было быть грамотным человеком для исполнения каких-то обязанностей, но не исследовательского и изобретательского характера, а чисто обслуживающего, эксплуатационного характера. Облик «инженера» поблек! И исчезло к инженерам уважение, их стало очень много, они работали везде и исчезли их ос-
новные черты, конечно, исключая тех, кто работал на предприятиях ВПК. Хотя все было подчинено одной цели - развитию оборонной промышленности, но это ведь не вся страна. А в стране роль, значение, важность инженеров упала, что не могло не повлиять на подготовку новых кадров. Инженеров в доперестроечном периоде в СССР было уже очень и очень много, но удивительно мало среди них было настоящих инженеров. И в этом состоянии мы пришли к перестройке, прожили перестроечный и по-слеперестроечный периоды, находимся в этом состоянии и сейчас.
И вот именно сейчас, оказывается, нам нужны инженеры, которые не пишут бумаги, а инженеры-творцы. Их то очень мало или вообще нет!
Значит, их надо готовить, причем не массово, а почти штучно, готовить иначе, чем это делается сейчас, внести существенные изменения в систему подготовки инженеров. В частности, необходимо:
- решить проблему содержания вводного курса физики в тех вузах, где готовят инженеров;
- готовить инженеров-творцов с инженерным мышлением не массово, всеми средствами повышать престиж данной профессии;
- учить их использовать известные новые технологии и готовить их создавать еще более новые, современные технологии;
- в процессе их подготовки широко применять информационные технологии и добиться мастерского овладения ими будущих инженеров;
- как можно быстрее включать готовящихся стать инженерами в производственную обстановку, учить их не только в аудиториях и лабораториях, но и в исследовательских заведениях, на передовых производствах;
- искать одаренных абитуриентов, так как не всякий даже при максимальных усилиях может стать творцом, надо учить тех, кто имеет нужные наклонности, способности, а может быть и талант.
Нам нужны действительно инженерные вузы, выпускающие специалистов со стилем творческого (инженерного) мышления. Настало время не только совершенствовать, но и создавать новое на месте, которое богато своими традициями, но новое не помешает, а добавит к этим традициям то, что нам именно сейчас и нужно. И пусть эти вузы называются по-прежнему - техническими. Но при этом готовят творческих специалистов технического профиля. Переименовывать институты в плане их направления не следует. Дело не в названии, а в сути.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.И. Охремчук,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры тактики Челябинского высшего военного командного училища
В условиях командно-административной системы управления военным образованием можно с уверенностью утверждать, что в скором времени России придется столкнуться с проблемой качества подготовки офицерского корпуса. Образование - составная часть и одновременно продукт социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения - в целенаправленном развитии способностей человека благодаря педагогически организованной деятельности. Современное состояние военного образования, в отличие от гражданского, характеризуется как раз процессами спонтанного научения.
Мы имеем постоянные эксперименты в области военного
образования, в процессе которых, так и не создав за более чем десятилетнюю эпоху реформирования ничего нового, мы практически разрушили то, что было создано при Советской власти. Впадание в крайность присуще русскому народу. Но не надо забывать о том, что все новое - это забытое старое.
В настоящее время обучение курсантов в высшей военной школе осуществляется в рамках Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), ориентированного в первую очередь на подготовку специалиста по определенной гражданской специальности. Об этом свидетельствует количество учебных
часов, выделяемых на изучение военно-профессиональных дисциплин и составляющих не более 50% от общего бюджета времени, включая стажировки и практики.
Обязательная подготовка курсантов военных вузов по двум специальностям (военной и близкой ей по профилю гражданской) создает условия для психологического раздвоения личности выпускника, его постоянной моральной готовности к увольнению из Вооруженных Сил, в том числе сразу после завершения обучения и получения диплома о высшем образовании.
О неэффективности проводимых реформ военного образования свидетельствует такой факт, что в первый год службы подают рапорта об увольнении около 30% выпускников. Фактическая убыль офицерского состава в настоящее время практически в два раза превысила нормативную [6, с. 19].
Кроме того, обучение в военных вузах по гражданским и военным специальностям ведет к нерациональному и неэффективному расходованию государственных средств (на подготовку офицера ежегодно тратится в среднем около 100 тыс. рублей), размыванию целенаправленности военной подготовки, ее нацеленности на формирование командных и организаторских качеств будущих офицеров. Содержание обучения и воинского воспитания не соответствует современным условиям и задачам военной службы, а реальные военно-профессиональные и моральные качества выпускников не соответствуют потребностям Вооруженных Сил.
Заслуживает внимания такой факт, что по мнению лишь
27,63% всех выпускников, профессия офицера представляет собой ценность с точки зрения общественной полезности. То есть только один из 3-4 курсантов считает, что деятельность, которой он посвятит себя в будущем, действительно приносит пользу обществу [6, с. 23]. Сложившаяся обстановка диктует переход от обязательной подготовки курсантов по двум специальностям к одной - военной. Следует также ввести материальную ответственность курсантов при отчислении из военно-учебного заведения по нежеланию учиться и недисциплинированности. Наряду с указанными требованиями необходимо улучшать отбор и качество абитуриентов, поступающих в военно-учебные заведения, ужесточить условия приема, что представляет собой наиболее проблематичное мероприятие. В условиях криминализации общества, снижения воспитательной роли семьи военные вузы вынуждены взять на себя и многие социальные функции, которые не выполняют другие ведомства. Об этом свидетельствует количество самоубийств, которое упрямо доказывает, что в армейской среде их в 1,7 раза меньше, чем в гражданском обществе [2].
Военное образование, как и гражданское, превратилось из отрасли в широкую социальную сферу. Основываясь на реальной обстановке военных проблем необходимо говорить о том, что снижается конкурс в военные училища. Следствием этого является снижение образовательного уровня абитуриентов. Не за горами время, когда российскую армию вновь будем переименовывать в рабоче-крестьянскую.
Таблица 1
Социальные группы курсантов, поступивших на первый курс ЧВВКУ( в процентах)
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Из рабочих 49,5 51,04 44,51 51,41 62,4
Из крестьян 3,0 5,72 2,91 2,0 4,6
Из служащих 24,5 20,24 26,62 25,1 21,0
Из военнослужа- 30,0 20,68 23,3 20,24 8,5
щих
Из других 3,0 2,32 2,66 1,2 3,5
профессию офицера, а реально увидели все «прелести» военной службы.
Ежегодно снижается и количество абитуриентов из числа военнослужащих срочной службы, которые не со слов друзей и товарищей узнали про «легкую» и «достаточную»
Таблица 2
Количество абитуриентов из числа военнослужащих срочной службы, поступивших на первый курс ЧВВКУ
2001 2002 2003 2004 2005
6,5 4,4 3,75 3,6 1,5
Исследования этой категории военнослужащих показывают следующие причины нежелания связать свою судьбу с Вооруженными Силами:
1. Падение престижа военной службы.
2. Несоответствие денежного содержания ратному труду офицерского корпуса (должностной оклад лейтенанта-выпускника училища составляет около 1700 рублей).
3. Бытовая неустроенность офицеров.
4. Социальная, правовая и юридическая незащищенность военнослужащих.
Исследования абитуриентов показывают, что определенная часть молодежи поступает в военно-учебные заведения с целью уклониться от военной службы по призыву и получить за счет Министерства обороны высшее образование (в разные годы от 20% до 35%).
Реформаторы военного образования не учитывают современное состояние молодежи и контингент абитуриентов, поступающих в военные вузы. Стереотипами являются: социально-педагогическая иллюзия о содержании воинского воспитания, пригодного для всех категорий военнослужащих; безграничная вера во всесилие, безусловность педагогического воздействия форм, методов и средств на военнослужащего. Темпы демократизации военного образования опережают интеллектуальные способности обучающихся курсантов.
Исследования, проведенные под руководством
В.Н. Кузнецова, среди различных категорий молодых людей свидетельствуют о неблагополучном положении дел с уровнем правовой культуры. Демонстрируемый молодежью правовой нигилизм отражает ее отношение к власти и законодательству, способность которых навести порядок в стране находиться под большим сомнением [3, с. 229].
Все сказанное требует коренной переработки учебных программ, изменения системы воинского воспитания, внедрение не коллективных форм обучения, а индивидуальных.
Одним из путей повышения эффективности военно-педагогического процесса является качественный преподавательский состав, который является центральной фигурой вуза. Преподавать в высшем военном учебном заведении всегда было сложно и почетно. Педагоги всегда чувствовали заботу и опеку со стороны государства по отношению к ним. Отношение к военному образованию, а конкретно к педагогическому корпусу по «остаточному принципу» в ближайшие пять лет приведет к серьезному сокращению такой специальности, как военный педагог. Согласно руководящим документам, на одного преподавателя приходиться 7,8 курсанта. Это число не соответствует динамике развития Вооруженных сил. Его необходимо пересмотреть в сторону уменьшения. Так, например, на кафедрах тактики, устройства вооружения и эксплуатации есть занятия, на которые привлекаются по два и более преподавателя. Согласно при-
казу Министра обороны РФ № 319 «Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ» от 2 августа 2005 г. фактический объем годовой учебной, методической и научной работы профессорско-преподавательского состава в 1,5-1,8 раза превышает планируемый.
В современной России утверждается личностно-ориентированная модель образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. У руководства военного образования эта модель так и осталась на уровне лозунга, а человеческий фактор занимает одно из последних мест. Без предварительного предупреждения принимается решение о сокращении вузов вооруженных сил. А что теперь делать профессорско-преподавательскому составу с исследованиями? Курсантов заменить на студентов? Получается так, что преподавателей учат правильному обучению и воспитанию те, кто совершенно не понимает процесса обучения, так как сами никогда не были преподавателями.
В основе любого метода познания лежит определенная логика. Какая логика преследуется проводимыми реформами военного образования, не ясно большинству профессорско-преподавательского состава военных вузов. Может, целью проводимой реформы является повышение качества военного образования путем укрупнения вузов?
В настоящее время только два вуза готовят офицеров-танкистов. Сокращая один вуз, планируется укрупнение другого. В чем смысл этого реформирования? Переезд части курсантов в другое училище потребует их переучивания на другой вид боевой техники и увеличения штата профессорско-преподавательского состава. В период оснащения вооруженных сил РФ новыми образцами вооружения и техники принято решение о закупке танков Т-90, профилирующего вида вооружения, изучаемого только в Челябинском танковом училище. Зачем их закупать, если через 2-3 года в войска прекратится поток специалистов, знающих эту боевую дорогостоящую машину. В ходе исследования, проведенного на военных кафедрах Челябинского высшего военного командного училища, только 2,8 % из числа опрошенных преподавателей изъявили желание сменить место службы, а 6,2 % - дослужить до срока, гарантирующего назначение пенсии и вернуться на прежнее место жительства (срок, как правило, составляет от одного года до двух лет). Кадровые органы решили и постановили, что в высшем военном училище преподаватель, окончивший военную академию (которая не дает категории преподавателя высшей школы), стоит по уровню образования выше, чем преподаватель, окончивший педагогический университет. Какая уж тут педагогика, когда есть устав и от него ни на шаг.
Понятие «качества знаний» и его оценивание так и не получило в педагогике четкого определения. Оно чаще понимается как освоенность знаний, свободное владение ими и осознанность применения (аргументации). Челышкова М. В. отмечает, что качество знаний следует привязывать к уровню подготовки обучающегося [4, с. 126]. Выбранное направление по объединению и укрупнению военных вузов негативно скажется на качестве образования в недалеком будущем. Об этом свидетельствует вся история военного образования. Соответствующее духу времени (по итогам Крымской войны) реформирование системы военно-учебных заведений военным министром Д.А. Милютиным доказало свою эффективность уже в ходе русско-турецкой
(1877-1878) войны (с 1863 года пехотное училище было рассчитано на 300 юнкеров, а кавалерийское - на 250) [1, с. 5456]. Коллективизм в образовании, культивируемый в военных учебных заведениях, предполагает, что лучшие курсанты могут и должны помогать и позитивно влиять на других, что не соответствует духу времени и состоянию качества образования.
Любой вид деятельности требует от человека наличия специфических качеств, например профессиональных знаний, умений и навыков, а также определенных психологических данных. Воинская деятельность характеризуется своими специфическими особенностями и требует специальной подготовки от ее исполнителей [1, с. 72]. У каждого военного заведения своя система и технология обучения, которая нарабатывается десятилетиями.
Например, одним из основных направлений обеспечения качества образования в Челябинском высшем военном командном училище является превращение личностно-ориентированной парадигмы в образовательную систему или технологию. Начиная с первого курса происходит переход от задачно-целевой организации деятельности к процессу регуляции через смыслообразование и открытие новых для себя горизонтов, в училище разработана деятельностно-смысловая система обучения, основной целью которой является организация понимающего усвоения военных предметов. Она апробирована и показывает свою состоятельность на протяжении более 5 лет.
Созданная в Челябинском танковом училище система обучения и воспитания курсантов обеспечивает готовность большинства выпускников переносить тяготы и лишения воинской службы. Каждый год все больше и больше выпускников психологически подготовлены к службе в районах с неблагоприятным климатом.
Военное образование - это фундаментальная часть педагогической науки. Его практическая направленность изначально предполагает существенные затраты на обучение и воспитание. Попытки экономии на нем всегда приводили к ухудшению состояния обороноспособности страны и снижению статуса России как великой державы.
Реальность состояния военного образования предполагает остановиться в субъективной и не до конца продуманной гонке реформы военного образования, детально проанализировать ее результаты, провести глубокие социологические исследования, а не поверхностные. И уже после детального экономического и социологического анализов, а не политического решать вопросы: где, кого, как и чему учить.
Литература
1. Воинское воспитание курсантов военно-учебных заведений // Учебное пособие под ред. А.В.Омеличева -М.:ВУ, 2003.
2. Елков И. Армия самоубийц / Российская газета, от 3.02.2006г.
3. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н.Кузнецова. - М.:Гардарики, 2005.
4. Рудакова И.А. Дидактика. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
5. Чучалин А., Герасимчук И. Качество высшего образования как общественно значимый результат // Альма Матер. - 2004, №11.
6. Шалупенко В., Юрченко Ю. Военно-профессиональная готовность выпускников вузов МО РФ / Ориентир - 2006, №1.