Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПОЛУЧЕНИЯ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ МОНИТОРИНГЕ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПОЛУЧЕНИЯ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ МОНИТОРИНГЕ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / ГЕОПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ / 3D ЛАЗЕРНОЕ СКАНИРОВАНИЕ / ТАХЕОМЕТР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Куштин В.И., Турчик С.Е., Глинская О.С.

В работе проведен анализ точности получения геопространственной информации при мониторинге объектов железнодорожной инфраструктуры различными методами: геодезическими, фотограмметрическими и дистанционного зондирования. В качестве геодезических методов применяются тахеометры и глобальные навигационные спутниковые системы. К фотограмметрическим методам относится аэрофотосъемка с применением беспилотных летательных аппаратов. Дистанционное зондирование проводилось с помощью технологий 3D лазерного сканирования. Точность выполненных измерений рассмотрена для масштаба 1:500.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Куштин В.И., Турчик С.Е., Глинская О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MODERN METHODS OF OBTAINING GEOSPACE INFORMATION FOR RAILWAY INFRASTRUCTURE OBJECTS MONITORING

The analysis of accuracy in obtaining geospace information while monitoring railway infrastructure objects by different methods such as geodesic, photogrammetric and remote sensing is carried out in the article. Tachymeter and global navigation satellite systems are used as geodesic methods. Aerial photography by means of unmanned aerial vehicles are referred to photogrammetric methods. Remote sensing was carried out on the basis of 3 D laser scanning technologies. The accuracy of performed measurements is considered for the scale 1:500.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПОЛУЧЕНИЯ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ МОНИТОРИНГЕ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

М Инженерный вестник Дона, №11 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nlly2022/8004

Анализ современных методов получения геопространственной информации при мониторинге объектов железнодорожной инфраструктуры

В.И. Куштин, С.Е. Турчик, О.С. Глинская Ростовский государственный университет путей сообщения

Аннотация: В работе проведен анализ точности получения геопространственной информации при мониторинге объектов железнодорожной инфраструктуры различными методами: геодезическими, фотограмметрическими и дистанционного зондирования. В качестве геодезических методов применяются тахеометры и глобальные навигационные спутниковые системы. К фотограмметрическим методам относится аэрофотосъемка с применением беспилотных летательных аппаратов. Дистанционное зондирование выполняется с помощью технологий 3D лазерного сканирования. Точность выполненных измерений рассмотрена для масштаба 1:500.

Ключевые слова: глобальные навигационные спутниковые системы, беспилотные летательные аппараты, геопространственная информация, точность измерений, 3D лазерное сканирование, тахеометр.

Железнодорожный транспорт является ключевым звеном экономики страны. Безопасность на объектах железнодорожной инфраструктуры - это надёжность всех объектов и миллионов сотрудников и пассажиров. На надёжность объектов влияет резкая смена погодных условий, перемена времён года, неравномерность трафика железнодорожного транспорта, растущий пассажиропоток, неравномерное развитие инфраструктуры. Поэтому эксплуатационный контроль объектов железнодорожной инфраструктуры является важнейшим элементом в процессе работы железнодорожного транспорта.

По результатам диагностики и мониторинга инфраструктуры обеспечивается комплексное наблюдение за естественным расстройством элементов инфраструктуры в течение всего срока службы, прогнозируется их состояние, готовятся предложения по изменению технических условий, норм

и инструкций для оптимизации финансовых расходов на содержание инфраструктуры.

Важная задача - переход к координатным методам содержания пути на основе высокоточной координатной системы и проведения работ с применением разработанных инновационных технологий [1]. А для решения этой задачи необходима достоверная геопространственная информация.

В настоящее время существуют различные методы получения геопространственной информации [2]. На выбор метода влияет множество факторов. Во-первых, конфигурация и месторасположение объекта съемки. Во-вторых, постановка задачи для мониторинга. В-третьих, экономические затраты, человеческие ресурсы, привлекаемые для этой работы. Немаловажную роль играют и погодные условия.

Цель исследования - анализ и совершенствование методов сбора и обработки геопространственной информации при мониторинге объектов железнодорожной инфраструктуры.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучены методы сбора и обработки геопространственной информации;

- была оценена точность каждого из методов.

Точность выполненных измерений будет рассмотрена для масштаба

1:500.

Объектом исследования является геопространственная информация.

К геодезическим методам получения геопространтсвенных данных можно отнести выполнение съемки с помощью тахеометра или глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), возможно их совмещение. Эти методы являются одними из основных при проведении топографической съемки [3].

Электронный тахеометр позволяет решать широкий ряд задач благодаря различным функциям, например, расчет горизонтальных расстояний самостоятельно или в автоматическом режиме, съемка в отражательном или безотражательном режимах, выполнение высокоточных измерений. Однако, для работы с прибором необходим высококвалифицированный специалист и продолжительное время измерений.

Выходными данными служат топографические карты и планы масштабов 1:500 и мельче, цифровые модели рельефа, продольные и поперечные профили.

Геопространственные данные получены с точностью в плане 0,05 метра, по высоте 0,1 метра.

ГНСС позволяют работать в одиночку, практически независимо от погодных условий. Измерения можно выполнять в двух режимах: статики и реального времени для кинематических измерений, поэтому существует диапазон точностей [4]. Одним из главных достоинств данного метода является отсутствие необходимости видимости между смежными пунктами.

Топографические карты и планы масштабов 1:500 и мельче, цифровые модели рельефа, продольные и поперечные профили - результаты выполненных работ.

Точность измерений зависит от выбранного режима. Для измерений в режиме статики: в плане 2,5 мм+0,5мм/км, по высоте 5 мм+0,5мм/км. Для кинематических измерений в режиме реального времени точность составляет: в плане 8 мм+1мм/км, по высоте 15мм+1мм/км.

В качестве фотограмметрических методов получения геопространственной информации рассмотрим аэрофотосъемку. Основным результатом применения данного метода является получение

ортофотопланов местности с целью мониторинга объектов инфраструктуры. В качестве инструментальной базы в последнее время активно внедряются беспилотные летательные аппараты. Их использование позволяет получить снимки объекта высокого разрешения, панорамные снимки, выполнять перспективную съемку (под углом к горизонту) и детальную съемку небольших объектов. К немаловажным достоинствам данного метода можно отнести оперативность, относительно невысокие затраты на выполнение работ, экологическую безопасность и возможность работы в одиночку. Нестабильный запуск и зависимость от погодных условий усложняют применение беспилотных летательных аппаратов.

В результате выполнения работ можно получить топографические карты и планы масштабов 1:500 и мельче, ортофотопланы и цифровые модели рельефа, продольные и поперечные профили [5].

Точность полученных данных в плане составляет 0,2 метра, по высоте 0,16 метра.

3D-лазерное сканирование - востребованный метод дистанционного зондирования местности [6]. Его применяют для картографирования и моделирования объектов со сложной структурой и высокой детальностью, что делает его незаменимым при мониторинге объектов транспортной инфраструктуры - мостовых переходов, транспортных тоннелей, путепроводов и т.п. Процесс обработки геопространственной информации автоматизирован, что позволяет выполнять работу в одиночку и экономить трудозатраты. При этом методе для съемки не доступны крыши объектов, а заборы и кусты, находящиеся рядом, могут создавать препятствия для корректной съемки [7].

После завершения процесса лазерного сканирования можно получить 3D-модели, профили, разрезы и сечения объекта, топографические планы и

геоинформационные слои, высокоточные цифровые модели рельефа и местности [8].

Точность сканирования составляет 2-5 см.

В современном мире огромную роль приобретают цифровые модели [9]. Для их корректного построения требуется достоверная информация. Поэтому от качества и точности полученной геопространственной информации и будет зависеть дальнейшая правильность построения цифровой модели [10]. Использование рассмотренных методов, как основных источников геоинформации, возможно как раздельно, так и в различных комбинациях, в зависимости от объекта мониторинга, его местоположения, конфигурации.

Литература

1. Опацких, А.Н., Ревякин А.А. Анализ современных методов моделирования при проектировании и реконструкции железных дорог. Сборник научных трудов «Транспорт: наука, образование, производство» (Транспорт-2019): Т.3. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2019. -С.128-131.

2. Булка В.Ю., Романчук В.О., Степанова К.Э., Соболева О.Н. Современные технологии геодезических измерений при кадастровых работах. Сборник научных трудов «Инновационные технологии в строительстве и управление техническим состоянием инфраструктуры»: Т.2. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2019. - С.109-111.

3. Ознамец В.В. Геодезическое обеспечение железнодорожных трасс. Наука и технологии железных дорог. 2019. Т.3. №3 (11). С. 50-60.

4. Kushtin V.I., Dobrynin N.F., Ermakov V.M., Suvorova T.V., Novakovich V.I. Increasing the accuracy of autonomous satellite coordinate determination of

the objects of transport infrastructure / International Journal of Applied Engineering Research. 2016. Т. 11. № 23. pp. 11439-11441.

5. Соболева, О.Н. Применение результатов аэросъемки для проведения кадастровых работ // Сборник научных трудов «Транспорт: наука, образование, производство» (Транспорт-2018): Т.2. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2018. - С.334-337.

6. Ознамец В.В. Геодезическое обеспечение мобильного лазерного сканирования железных дорог. Наука и технологии железных дорог. 2019. Т.3. № 2 (10). С. 64-76.

7. Gerald F. Marshall Handbook of Optical and Laser Scanning, Marcel Dekker, Inc., 2004. URL: academia.edu/5716700/Handbook_of_Optical_and_Laser_Scanning

8. Писковец О.В., Минина Т.А., Хамидуллина Н.В. Мобильное лазерное сканирование. Сборник научных трудов «Транспорт: наука, образование, производство» (Транспорт-2018): Т.2. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2018. - С.321-323.

9. Колошина Г.В., Панкова Е.А., Мирзоян А.Э. Современные технические средства обработки картографической и геодезической информации. Сборник научных трудов «Транспорт: наука, образование, производство» (Транспорт-2020): Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2020. -С.288-291.

10. Куштин В.И., Пимшина Т.М., Петренко А.И., Хатламаджиян Ю.Ю. Исследование методов создания цифровой модели местности для решения инженерно-геодезических задач в дорожном строительстве. Сборник научных трудов «Транспорт: наука, образование, производство» («Транспорт-2018»). Т. 2. Технические науки. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. - С. 289-293.

References

1. Opatskikh A.N., Revyakin A.A. Sbornik nauchnykh trudov «Transport: nauka, obrazovaniye, proizvodstvo» (Transport 2019), Tom 3. Rost. gos. un. putey soobshcheniya. Rostov- na - Donu, 2019. pp.128-131.

2. Bulka V. JU., Romanchuk V.O., Stepanova K. E., Soboleva O.N. Sbornik nauchnykh trudov «Innovazionnye tekhnologii v stroitelstve i ypravlenii tekhnicheskim sostojaniem infrastruktury»: Tom.2. Rost. gos. un. putey soobshcheniya. Rostov- na - Donu, 2019. pp.109-111.

3. Oznamets V.V. Nauka i tekhnologii zheleznykh dorog. 2019. T.3. №3 (11). pp. 50-60.

4. Kushtin V.I., Dobrynin N.F., Ermakov V.M., Suvorova T.V., Novakovich V.I. International Journal of Applied Engineering Research. 2016. V. 11. № 23. pp.

11439-11441.

5. Soboleva O.N. Primenenie rexultatov aerofotosjemki dlya provedeniya kadastrovikh rabot. Sbornik nauchnykh trudov «Transport: nauka, obrazovaniye, proizvodstvo» (Transport 2018), Tom 2. Rost. gos. un. putey soobshcheniya. Rostov- na - Donu, 2018. pp.334-337.

6. Oznamets V.V. Nauka i tekhnologii zheleznykh dorog. 2019. V.3. № 2 (10). pp. 64-76.

7. Gerald F. Marshall Handbook of Optical and Laser Scanning, Marcel Dekker, Inc., 2004. URL: academia.edu/5716700/Handbook_of_Optical_and_Laser_Scanning

8. Piskovesk O.V., Minina T.A., Khamidulina N.V. Mobilnoe lazernoe skanirovanie. Sbornik nauchnykh trudov «Transport: nauka, obrazovaniye, proizvodstvo» (Transport 2018), Tom 2. Rost. gos. un. putey soobshcheniya. Rostov- na - Donu, 2018. pp.321-323.

9. Koloshina G.V., Pankova E.A., Mirzoyan A.E. Sbornik nauchnykh trudov «Transport: nauka, obrazovaniye, proizvodstvo» (Transport 2020), Tom 2. Rost. gos. un. putey soobshcheniya. Rostov- na - Donu, 2020. pp. 288-291.

10. Kushtin V.I., Pimshina T.M., Petrenko A.I., Khatlamadgian U.U. Sbornik nauchnykh trudov «Transport: nauka, obrazovaniye, proizvodstvo» (Transport 2018), Tom 2. Rost. gos. un. putey soobshcheniya. Rostov- na - Donu, 2018. pp. 289-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.