Научная статья на тему 'Анализ современных информационно-аналитических систем'

Анализ современных информационно-аналитических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-аналитическая система / большие данные / цифровизация / BI-системы / технологии

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котанджян Ася Валентиновна, Биндзяр Диана Алексеевна

Актуальность статьи заключается в том, что при постоянной цифровой трансформации постоянно появляются новые информационные технологии, важность которых необходимо оценить. Цель статьи: рассмотреть особенности российского рынка информационно-аналитических систем. Для этого необходимо решить следующие задачи: проанализировать популярные отечественные сервисы и сравнить их с зарубежными. В процессе решения задач использованы методы анализа и сравнения. Объектом исследования являются отечественные и зарубежные информационно-аналитические системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современных информационно-аналитических систем»

Студент. Наука. Регион

Б01: 10.24412/с1-37131-2023-1-65-69

Анализ современных информационно-аналитических систем

Котанджян Ася Валентиновна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Биндзяр Диана Алексеевна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: актуальность статьи заключается в том, что при постоянной цифровой трансформации постоянно появляются новые информационные технологии, важность которых необходимо оценить. Цель статьи: рассмотреть особенности российского рынка информационно-аналитических систем. Для этого необходимо решить следующие задачи: проанализировать популярные отечественные сервисы и сравнить их с зарубежными. В процессе решения задач использованы методы анализа и сравнения. Объектом исследования являются отечественные и зарубежные информационно-аналитические системы.

Ключевые слова: информационно-аналитическая система, большие данные, цифровизация, В1-системы, технологии.

Современный бизнес находится на этапе активной цифровизации. Консервативные методы заменяются активным введением технологий. Гонка фирм за лидирующее место на рынке постоянно порождает инновации, одной из которых стало создание информационно-аналитических систем (В1-систем).

Информационно-аналитические системы - это совокупность программ или устройств, принимающих большой объем данных, обрабатывающих их, а затем преобразующих в удобный и понятный для пользователя вид для принятия на основе этой информации управленческих решений [2]. Из этого определения

Студент. Наука. Регион

можно выделить особенности или преимущества информационно-аналитических систем:

• такие системы могут принимать информацию из любого источника данных, начиная с обычного файла Excel и заканчивая подключением ODBC;

• системы предназначены для пользователя любого уровня: можно запросить как построение простых отчетов в виде графиков и таблиц, так и парамет-ризированных с комбинированной структурой;

• аналитические системы, как правило, работают с большими объемами данных, которые уже не подвластны обработке через Excel;

• отчет можно вывести в любой удобной для пользователя форме: PDF-файл, документ Excel, HTML-страница и т. д. [2].

Таким образом, удобство аналитических систем по сравнению с ручной обработкой данных в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка становится очевидным.

Рынок информационно-аналитических систем в России берет свое начало в 1990 годах. В развитии BI-систем был пройден большой путь от отсутствия среди пользователей осознания потребности в аналитическом продукте до сегодняшнего постоянно увеличивающегося спроса на информационно-аналитические и прогнозные услуги, связанного с существованием множества рисков. Если раньше к BI-системам выдвигались требования по переносу презентаций из PowerPoint в таком же формате, то сейчас запрос изменился в сторону глубокой обработки данных и дальнейшем интерактивной визуализации [1].

Рынок больших данных в России с 2015 года постоянно увеличивается на 12-15%. По оценкам Ассоциации больших данных, в которую входят крупные IT-компании: Яндекс, Сбербанк, Ростелеком, Мегафон и др., на 2022 год объем рынка big data составлял от 10 до 30 млрд руб. К 2024 году прогнозируется объем в 300 млрд руб., однако его развитие тормозится недостаточностью государственного управления в этой сфере.

В своем развитии рынок информационно-аналитических систем в России сталкивается с рядом проблем [1]:

Студент. Наука. Регион

1) высокой стоимостью научных исследований и создания инновационных решений, следовательно, рынок информационно-аналитических систем поделен между крупными IT-компаниями, а выход средних фирм на него затруднен;

2) нехваткой квалифицированных кадров: многие специалисты переезжают в более перспективные страны, где выше уровень заработной платы, научные исследования активно финансируются и т. д.

3) неточностью исходных данных, из-за чего невозможен качественный анализ;

4) заметное отставание некоторых сфер жизни в использовании информационно-аналитических систем, что обусловлено дифференциацией регионов в их социально-экономическом развитии.

Решение этих проблем и представляет возможности для развития рынка больших данных в России. Для этого важно опираться на опыт тех стран, которые в развитии указанных технологий находятся на ступень выше, но при этом вносить коррективы с учетом потребностей наших пользователей. Сейчас актуальность развития отечественных информационно-аналитических систем возросла ввиду ограничения доступа к ряду зарубежных продуктов, например продуктам Microsoft, и возможностью ограничения других сервисов по обработке данных. Востребованные зарубежные информационно-аналитические системы нацелены на простоту (разобраться сможет любой пользователь), комплексность (решение целого спектра задач по обработке данных), удобство хранения (использование облачных сервисов). Российские же системы значительно ниже по стоимости продукта, не так активно используют облачные сервисы для хранения данных из-за возможности утечки информации и пока что не могут составить конкуренцию зарубежным решениям ввиду узкой специализации.

Далее проведем анализ лидирующих компаний, занимающихся информационно-аналитическими системами в России. Рейтинговое агентство RAEX представило свою картину российского рынка рассматриваемых услуг. В качестве факторов для отбора были использованы следующие:

• полнота информации в системах (вес фактора - 30%);

Студент. Наука. Регион

• функционал системы (вес - 30%);

• доверие и признание пользователей (вес -20%);

• оценки экспертов (вес - 20%).

По первому фактору лидируют следующие системы: СПАРК-Интерфакс, Глобас, Дельта Безопасность, БИР Аналитик и Seldon.Basis. Отличными функциональными и сервисными возможностями обладают: СПАРК-Интерфакс, Контур.Фокус, Глобас, Дельта Безопасность и CaseBook. Самыми популярными среди пользователей являются: СПАРК-Интерфакс, Контур.Фокус, RUSPROFILE, СБИС и ЗаЧестныйБизнес. Эксперты выделили следующий топ систем: СПАРК-Интерфакс, Контур.Фокус, Глобас, Дельта Безопасность и Коммерсант картотека [3].

Рассмотрим детально возможности лидирующих систем. СПАРК-Интерфакс - система по сбору и хранению данных о различных контрагентах для снижения рисков и эффективной работы бизнеса. В сфере маркетинга и продаж система поможет управлять комплаенс-рисками, провести анализ и сегментацию рынка, найти потенциальных клиентов, найти информацию об интеллектуальной собственности, сравнить компании по множеству показателей. В сфере управления рисками система проводит экспресс-диагностику рисков компании, анализирует деловую репутацию контрагентов в СМИ, в делах о банкротстве и исполнительных производствах, а также позволяет отследить кредитную историю. В сфере финансов система способна сформировать подробный графический и табличный финансовый анализ, предоставляет отчетность компаний и проводит комплексную оценку рисков по финансовым взаимоотношениям с контрагентами. Система также отслеживает юридическую практику: анализ арбитражных дел, выборки из судебной практики и т. д. Стоит отметить, что на сайте есть удобная визуализация основных статистических показателей.

Контур.Фокус отличается от СПАРК-Интерфакс тем, что более глубоко проверяет как отечественных, так и иностранных контрагентов. Функционал программы и возможности схожи с системой СПАРК. Среди новых функций можно отметить наличие скоринговой проверки, возможность заказать бизнес-

Студент. Наука. Регион

справку об иностранной компании, которая включает все важные сведения, также можно выгрузить отчеты по физическим лицам.

Анализ системы Глобас показал, что возможности и функции схожи с теми, которые предлагают конкуренты (новая возможность - аналитика закупок). Сервис значительно уступает в удобстве интерфейса. На сайте представлено небольшой объем информации о функционале и описание сервиса, остальную же информацию можно получить, если оставить заявку.

Таким образом, обзор российского рынка информационно-аналитических систем подтвердил их узкую направленность: они предназначены для эффективного ведения бизнеса. Из этого вытекает важность развития таких систем во всех сферах: государственном управлении и бюджетировании, экологии, здравоохранении и т. д.

Библиографический список

1. Гаджиев Н. К., Муртазалиева Н. Обзор российского рынка информационно-аналитических систем // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2014. - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014006287 (дата обращения: 15.11.2023).

2. Пьянков О.В. Информационно-аналитическая система: назначение, роль, свойства // Информационная безопасность регионов. - 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-analiticheskaya-sistema-naznachenie-rol-svoystva (Дата обращения: 15.11.2023).

3. Рейтинг информационно-аналитических систем - Текст электронный // RAEX: [сайт]. - 2023. - URL: https://raex-rr.com/methods/90/ (Дата обращения: 14.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.