Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вариативные учебно-методические комплексы / письменной связной речь / современный учебник / личность ученика / субъектный опыт жизни. / variable educational and methodological complexes / written coherent speech / modern textbook / student’s personality / subjective life experience.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Шильникова О. В., Костенко А. А.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Шильникова О. В., Костенко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF A MODERN PRIMARY SCHOOL TEXTBOOK IN THE RUSSIAN LANGUAGE

The study of spelling in elementary school is aimed at helping children realize the importance of correct language not only in oral speech, but also in writing, to show that a necessary component of written speech is spelling skill.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Шильникова О.В. ГБОУ школа №334 учитель начальных классов Костенко А.А., к. псх.н.

доцент кафедра психологии ФГБОУ ВО «АГПУ»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.

Ключевые слова: вариативные учебно-методические комплексы, письменной связной речь, современный учебник, личность ученика, субъектный опыт жизни.

Shilnikova O.V. primary school teacher State budgetary educational institution school No. 334 Kostenko A.A., Ph.D. in Psychology Associate Professor Department of Psychology FSBEI HE "ASPU"

ANALYSIS OF A MODERN PRIMARY SCHOOL TEXTBOOK IN THE

RUSSIAN LANGUAGE

Abstract. The study of spelling in elementary school is aimed at helping children realize the importance of correct language not only in oral speech, but also in writing, to show that a necessary component of written speech is spelling skill.

Key words: variable educational and methodological complexes, written coherent speech, modern textbook, student's personality, subjective life experience.

Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные

материалы. Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов.

Современный учебник как основа учебного процесса, представляет собой комплекс упражнений по грамматике, орфографии, орфоэпии, синтаксису, пунктуации и развитию речи. Он используется на всех этапах урока: при повторении, для справок по языковой теории, правописанию и развитию речи.

В процессе обучения современный учебник выполняет определенные функции:

- воспитательную (воспитание ума, формирование умений видеть явления языка в их взаимосвязях, прививание любви к родному языку, самовыражение самих учащихся в речи и т.п.);

- познавательную (передача определенного объема информации и знаний по предмету);

- развитие интеллекта (умственных способностей и речи).

Все эти три функции выступают как единое целое и носят определяющий характер по предмету. В связи с этим к учебнику предъявляется ряд требований: содержательные: он дает обучающимся языковой материал, адаптированный к детскому восприятию, в соответствии с программой и государственным стандартом; интегративные: учебник объединяет в систему различные области языка, в нем в единстве выступают и литературный текст, и материал грамматики, лексики, орфографии, графики и развития речи; методические: учебник организует познавательную деятельность обучающихся, предлагает методически подготовленный языковой материал различного назначения (упражнения, литературные образцы, отобранную лексику и др.).

Овладение огромного запаса не проходить неосознанно. из задач речи в начальной является словарной работы, основных ее направлений и их обоснование, процессами словаря школьников. В настоящее существует между словами и словами омонимами, т.к. не легко установить, ли два слова настолько, что их уже считать словами, т.е. омонимами, или эти значения еще что-то общее, и это полисемии.

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования речевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление

деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность обучающихся).

Современное образование характеризуется вариативностью программ обучения, а, следовательно, и учебников по русскому языку. Из истории методики обучения русскому языку известно, что в XIX в. использовались учебники русского языка в вопросо-ответной форме - «Новая российская грамматика в вопросах и ответах» М. Меморского (1801г.), «Задачник письменных упражнений в родном языке» И.И. Паульсона (1875г.), «300 письменных работ. Задачи для самостоятельного упражнения в письме учеников всех трех отделений начальной школы» Н. А. Корфа (1882г.), «хрестоматия для изучения образцов русской словесности» Н.Ф. Бунакова (1877г.) и др.

Учебники прошлого можно классифицировать по следующим типам:

- вопросо-ответный учебник;

- учебник типа хрестоматии;

- «задачник» практического типа;

- учебник письменных упражнений.

В 20-е гг. ХХ в. появились учебники типа «рабочих книг» с практической направленностью для самостоятельной работы обучающихся. Особым основанием для типологии учебников являются научно -лингвистические концепции, лежащие в основе учебника. Современные учебники предусматривают структурное, семантическое, функциональное и коммуникативное направления. Все больше внимания при создании учебника уделяется теории речевой деятельности, появились отдельные пособии по риторике.

В современной методике различают следующие типы учебников по:

-принципу составления материала: концентрические, ступенчатые, линейные;

- методу, реализованному в учебнике

-статусу: (одобренные Министерством образования и науки РФ); пробные, экспериментальные.

Неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты не только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают определённое воздействие на эмоциональное состояние и субъектный опыт жизни. Это создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими конструкциями образцовых текстов. Выполняя подобные упражнения, учащиеся соотносят предметы, изображённые на рисунке, с их названиями и делают вывод, что все предметы похожи по какому-то признаку и названы одинаково, хотя обозначают разные предметы. Также в 1-м классе дети знакомятся с

синонимами и антонимами. Во 2-м - 4-м классах в процессе выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, синонимах и антонимах. Так дети в стихотворных упражнениях-текстах находят синонимы, наблюдают, одинаково или по-разному они произносятся и пишутся. Выполняя упражнения, учащиеся подбирают самостоятельно к словам синонимы или пользуются словарём синонимов, составляют предложения с любой парой синонимов

Аналогичная работа проводится и с антонимами. По наблюдениям, дети находят такие упражнения интересными, их занимает и радует процесс подбора точного и выразительного слова, и одновременно они учатся умелому использованию в речи этих слов. Большое значение автор учебников уделяет правильности речи младших школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением слов («что», «скучно»), с нормами ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи («магазин», «свёкла», «шофёр», «поняла»), учатся правильному употреблению в речи слов «одел», «надел», «оделся» и других.

Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения строить связные тексты. Положительным является то, что в учебнике представлено большое количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны, помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой - используются для обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. Помощь в работе учителю оказывают помещённые в конце учебника словари. При изучении любой темы внимание учащихся может быть привлечено к работе со словарём. Таким образом, учебный комплект по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) способствует и повышению языкового образования, и развитию речевой деятельности младших школьников.

Учебник из серии «Свободный ум» - составная часть комплекта учебников и предметных программ непрерывных курсов, реализующих образовательную программу «Школа 2100». Органичное сочетание принципов научности, систематичности, перспективности, а вместе с тем доступности и увлекательности, которые заложены в учебных пособиях авторской серии, формирует у ребенка особый стиль учебной деятельности: Побуждает его задавать вопросы, размышлять, вызывать потребность учиться.

Одна из особенностей новых учебников по русскому языку для начальной школы состоит в том, что ведущим направлением учебной деятельности является овладение не просто письменной речью, а культурой письменного общения. Поэтому в ряд основных разделов, изучаемых в

каждом классе, выделяются разделы «Предложение», «Текст» и «Слово». Помимо названных разделов, в учебниках присутствует «Развитие речи», необозначенный как специальный раздел, но, безусловно, являющийся сквозной линией всего русского языка.

Пособие «Русский язык» предназначено для обучающихся (1-4). Цели этих уроков авторы определили таким образом:

1) формировать элементарные лингвистические умения;

2) овладеть письменной речью, культурой письменного общения (естественно наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания);

3) закрепить признаки предложения, текста; уметь правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложение на текст; на письме; читать, конструировать предложение из слов, а текст из грамотно построенных предложений;

4) заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.

Таким образом, изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь - залог успешного общения в письменной форме.

Использованные источники:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник 1 - 2 ч. -М.: Просвещение, 2017. - 144с.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. - М.: Просвещение, 2014. - 143с.

3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. Учебник 1 - 2 ч.

- М.: Просвещение, 2014. - 159с.

4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Учебник 1 - 2 ч.

- М.: Просвещение, 2014. - 127с.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. Учебник для 1 класса. -М.: Ассоциация XXI века, 2015. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.