Научная статья на тему 'Анализ современного состояния рынка туристских услуг'

Анализ современного состояния рынка туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Н. Б.

В данной статье рассматриваются основные этапы развития российского туристского рынка, анализируется современное состояние рынка внутреннего и международного (въездного и выездного) туризма, их взаимосвязь, отражается динамика развития за ряд пет, проводится анализ туристских потоков в Нижегородском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MODERN STATE OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES

In the given article the basic stages of the development of Russian tourist market are considered, the modern state of the market of internal and international (entrance and departure) tourism, their interrelation is analyzed, dynamics of the development for a number of years is reflected, the analysis of tourist streams in the Nizhnij Novgorod region is carried out.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния рынка туристских услуг»

Вместе с тем, при всех своих достоинствах методика ранжирования бизнес-процессов Робсона и Уллаха не лишена недостатков. Одним из основных недостатков является, на мой взгляд, субъективность при выставлении оценок работоспособности процессов. Авторы сами отмечают отсутствие объективных данных для проведения подобных оценок как негативный фактор. Поэтому одним из перспективных направлений исследований в области реинжиниринга является разработка и внедрение количественных методов оценки эффективности бизнес-процессов. Использование полученных с помощью этих методов нормативов при составлении матрицы Робсона и Уллаха позволит значительно сократить количество ошибочных решений при проведении реинжиниринга, что в свою очередь положительно скажется на эффективности деятельности организации.

Список литературы

[1] Робсон, М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / М. Робсон, Ф Уллах. Перевод под редакцией Н.Д. Эриашвили. (http://www.vemikov.ru/material 16.html).

[2] Hammer, М. Reengineering Work: Don't Automate, Obliterate / M. Hammer - Harvard Business Review, July-August 1990. (http://www.hbsp.harvard.edu/hbr/).

[3] Харрингтон, Дж., Оптимизация бизнес-процессов / Дж. Харрингтон, Э. Эсселинг, X. ван Нимвеген. (http://www.bmicro.ru/).

REVEALING OF INEFFICIENTLY FUNCTIONING BUSINESS-PROCESSES, REQUIRING TO BE REDESIGNED

A. A. Agafonov

The opportunity of the application of a technique of ranging of business-processes of M. Robson and F. Ullaha for revealing the inefficient business-processes requiring to be redesigned is considered. The attention is stressed on advantages and the basic lacks of the given technique.

УДК 339

H. Б. Беляева, специалист, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

В данной статье рассматриваются основные этапы развития российского туристского рынка, анализируется современное состояние рынка внутреннего и международного (въездного и выездного) туризма, их взаимосвязь, отражается динамика развития за ряд лет, проводится анализ туристских потоков в Нижегородском регионе.

Самостоятельным сегментом рынка товаров и услуг является туристский рынок. Туристский рынок - это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг. В отличие от обычных товаров услуги носят нематериальный характер, они производятся и потребляются одновременно.

Известно, что рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена. Предметом обмена на туристском рынке являются туристские услуги, которые представляют собой деятельность различных предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов, перевозчиков, предприятий досуга, организаторов путешест-

вий и др.) по удовлетворению различного рода потребностей путешественников. Обладая свойствами товара, тем не менее, услуги выделяются в специфический вид товара.

Одним из важных субъектов туристского рынка являются туристические фирмы, которые как организаторы путешествий и обслуживания туристов представляют собой стержневое звено в системе рыночных экономических отношений в туристской индустрии.

В период перехода к рыночному хозяйству российский туристский рынок пережил кардинальные изменения. Переход российского туристского сектора на рыночные условия хозяйствования совершался на основе преемственности туристских традиций и связей. В советский период туризм строился на плановой основе. Активно развивался внутренний туризм, поддерживались прочные международные туристские связи.

Изменения в туристской индустрии коснулись прежде всего внутреннего туризма в России, который ранее был прерогативой профсоюзной системы, построенной на плановой основе и не похожей на современный коммерческий туризм. По данным Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ ВЦСПС), в 1989г. в сферу внутреннего туризма в СССР было вовлечено 42,5 млн туристов и 226 млн экскурсантов. Известно, что после распада Советского Союза за годы перестройки объемы внутреннего туризма значительно снизились.

Однако к настоящему времени почти приблизились к уровню 90-х гг., в 2002 г. численность российских граждан, путешествующих по России, составила 46,9 млн, из них 22,3 млн поездок было совершено с проживанием в гостиницах и аналогичных средствах размещения. Российские граждане совершили в 2002 г. 20,3 млн поездок за рубеж. В 2003 г. Россию посетило 22,5 млн иностранных граждан, российские граждане совершили 20,5 млн поездок за рубеж. К 2010 г. Всемирная туристская организация (ВТО) прогнозирует вхождение России в десятку наиболее посещаемых стран мира.

Основные этапы развития российского туристического бизнеса демонстрируют путь, пройденный за короткий исторический период, измеряемый десятилетием. За этот период сформировался рынок предложения туристских услуг, основанный на частной собственности. Первые частные туристические фирмы появились в России в 1989г., среди них «Роза ветров», «Содис», «Турбюро Москва» и др. Государственные туристические компании - Госкоминтурист СССР, ЦСТЭ ВЦСПС, Бюро международного молодежного туризма «Спутник» - провели акционирование в начале 90-х гг.

Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности» позволил российским предприятиям самостоятельно выходить на внешний рынок. Начиная с 1991 г. российские туристические фирмы устанавливают прямые деловые отношения с зарубежными партнерами и осуществляют деятельность по организации как внутреннего, так и международного туризма.

В 1993 г. образована Национальная туристская ассоциация, учредителями которой стали ЦСТЭ-Интур и др. В этом же году стала издаваться профессиональная туристская газета «Туринфо», вокруг которой объединились туристические фирмы, создавшие Российскую ассоциацию туристических агентств - PATA. В настоящее время PATA преобразована в Российский союз туристской индустрии, куда вошли предприятия транспортного, гостиничного, страхового, юридического, банковского, образовательного и других секторов туристской индустрии, представители СМИ, региональных туристических администраций.

Начиная с 1994 г. осуществление международной туристской деятельности разрешается только по лицензии, выдаваемой уполномоченными государственными организациями по лицензированию. В 1996 г. в Государственной Думе РФ образован Комитет по туризму и спорту и в 1996 г. Государственная Дума РФ приняла Закон «Об основах туристской деятельности», действующий до настоящего времени.

В апреле 2000 г. Госкомстат России впервые обследовал туристические фирмы. Обследование проводилось по результатам работы за 1999 г.: в туристском бизнесе

насчитывалось 11339 турфирм, однако действовало на данный момент всего лишь 4828 фирм (42,6 %). Следует отметить, что данное обследование проводилось после финансово-экономического кризиса 1998 г., который поставил под угрозу существование не только отдельных компаний, но и всей туристской индустрии в целом. Поэтому причиной низкого показателя функционирования турфирм было банкротство. Однако российский туристический бизнес выстоял в напряженной конкурентной борьбе с иностранными компаниями и занял прочные позиции на туристском рынке, сумел консолидироваться с отечественными авиакомпаниями, создал успешные чартерные программы, учредил и поддержал свою профессиональную ассоциацию, объединившую предприятия ключевых секторов туристской индустрии.

Из всех видов организованного туризма наиболее распространенным для России по числу туристов является внутренний туризм, по обороту (общая стоимость проданных путевок) - выездной (табл. 1).

Таблица 1

Стоимость проданных путевок и численность туристов по видам туризма в 2002 г.

Обшее число проданных путевок, тыс. Общая стоимость проданных путевок, млн. руб. Число обслуженных туристов, тыс. чел. В % к итогу

стоимость проданных путевок число туристов

Всего 1638,7 15510,6 2820,3 100 100

В том числе: внутренний туризм (туры по России, проданные гражданам России) 661,4 4210,6 1182,3 27,2 41,9

въездной туризм (туры по России, проданные иностранным гражданам) 202,6 2794,2 532,8 18,0 18,9

выездной туризм (туры по зарубежным странам, проданные гражданам России) 774,7 8505,8 1405.2 54,8 39,2

Анализируя российский рынок международного туризма, необходимо рассматривать совокупный спрос резидентов на путешествия внутри страны и за рубеж и спрос нерезидентов на туристские услуги внутри страны. Спрос резидентов на путешествия внутри страны и за рубеж обладает особой подвижностью, что приводит к возрастанию объемов внутреннего туризма за счет сокращения туристских потоков за рубеж, и наоборот. Данная тенденция проявляется особенно ярко в период кризисов, либо в период экономического роста.

В связи с существующей взаимной значимостью в динамике внутреннего, выездного и въездного туризма целесообразно рассмотреть некоторые аспекты развития международного туризма в России (табл. 2).

Среди субъектов Российской Федерации наибольший приток зарубежных туристов традиционно отмечается в приграничных регионах (за счет однодневных посетителей), а также в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Приморском крае, Краснодарском крае, Ленинградской, Калининградской областях, куда иностранцы приезжают на более длительный срок и останавливаются в коллективных средствах размещения (по численности иностранных граждан, обслуженных в России в коллективных средствах размещения, удельный вес этих регионов в 2003 г. составил почти 70 %).

Таблица 2

Характеристика международных туристских потоков

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2003 г. в % к

2000 г. 2002 г

Посетило Россию иностранных граждан, тыс. чел. 21169 21570 23296 22514 106,4 96,6

В том числе: из государств - участников СНГ 13759 14491 15415 14366 104,4 93,2

из стран вне СНГ 7410 7079 7881 8148 110,0 103,4

Посетило зарубежные страны граждан России, тыс. чел. 18371 17939 20343 20468 111,4 100,6

В том числе: государства - участники СНГ 8552 7537 8907 8823 103,2 99,1

страны вне СНГ 9819 10402 11436 11645 118,6 101,8

Среди целей международных поездок в 2003 г. первенство принадлежит частным посещениям (50,5 % среди выехавших туристов и 65,4 % среди въехавших туристов), туризм как средство рекреации и отдыха занимает второе место (в выездном туризме - 27,6 %, во въездном туризме - 14,0 %).

На основании статистических данных за 2002 г., на долю организованного туризма по числу обслуженных турфирмами туристов приходится только 3,1 % российских и иностранных туристов. Наибольшее число туристов обращается в турфирмы по выездному туризму (5,4 %). По внутреннему и въездному туризму доля организованного туризма составляет соответственно 2,5 % и 2,3 % (табл. 3).

Таблица 3

Распределение числа туристов по видам туризма в 2002 г.

Число организованных туристов, тыс. чел. Итого туристов, тыс. чел. Доля организованных туристов к итогу, %

Всего 2820,3 90539 3,1

В том числе: внутренний туризм 1182,3 46900 ? 5 —1''

въездной туризм 532,8 23296 2,3

выездной туризм 1105,2 20343 5,4

Анализ туристских потоков согласно данным Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Нижнего Новгорода показал, что в 2000 г. число выехавших за рубеж туристов превысило число туристов, посетивших Нижегородский регион, в 3,7 раза (на 14841 чел.) (табл. 4).

Приезжают в Нижегородскую область в основном из других городов России -91 % от общего количества. Из стран дальнего зарубежья въездной поток составил лишь 7 %, из стран СНГ - 2 %. Выезжают в основном в другие регионы России и страны дальнего зарубежья (данный показатель составил, соответственно, 58 % и 37 % от общего числа выехавших туристов).

При этом число туристов, выезжающих из Нижегородского региона в Россию, превышает количество туристов, въезжающих в Нижегородский регион из России, в 2,4 раза (на 6814 чел.). Показатель общего количества туристов, въезжающих из стран дальнего зарубежья и СНГ в Нижегородский регион, составляет всего лишь 6 % (509 чел.) от числа нижегородских туристов, выезжающих в аналогичные страны.

Таблица 4

Характеристика туристских потоков в Нижегородском регионе по направлениям в 2000 г.

Направление туристических потоков Количество туристов

Чел. %

1. Прием туристов - всего 5514 100

в том числе:

из России 5005 91

из стран дальнего зарубежья 406 7

из стран СНГ 103 2

2. Выезд туристов - всего 20355 100

в том числе:

в другие регионы России 11819 58

из стран дальнего зарубежья 7496 37

в страны СНГ 1040 5

Результаты анализа структуры въездного туристического потока по целям поездки показывают, что наибольшее количество туристов из России посещают Нижегородский регион в целях отдыха (табл. 5). При этом большой популярностью пользуются речные круизы. Иностранные граждане в основном приезжают с деловыми и профессиональными целями, на втором месте - с целью лечения.

Таблица 5

Структура въездных туристских потоков в Нижегородский регион по целям поездки в 2000 г.

Количество туристов, чел.

Цель поездки Из России Из стран дальнего зарубежья и СНГ

1. Отдых 4697 30

в том числе речные круизы 2450 -

2. Деловые и профессиональные 15 376

3. Лечение - 103

4. Религия и паломничество - -

5. Прочие 293 -

Всего 5005 509

Из анализа структуры выездного потока нижегородских туристов по России следует, что первое место здесь занимают поездки на отдых, второе - с целью лечения, третье - круизный туризм (табл. 6). При выезде в другие страны лидируют туры на отдых, преимущественно в Турцию, ОАЭ, Кипр, Египет, Испанию. Однако число нижегородских туристов, выехавших в регионы России, превышает число туристов, посетивших другие страны, на 27,8 % (3283 чел.).

В настоящее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. Во внутреннем туризме лидерство по посещаемости принадлежит Москве, Краснодарскому краю, Московской области, Санкт-Петербургу, Свердловской, Тюменской областям, республикам Татарстан и Башкортостан, Ставропольскому краю, Челябинской, Нижегородской и Ростовской областям, на долю которых приходилось более половины численности отечественных туристов, воспользовавшихся в 2003г. услугами коллективных средств размещения. Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные гуры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха.

Таблица б

Структура выездного потока Нижегородских туристов по целям поездки в 2000 г

Цель поездки Количество туристов, чел.

в Россию в страны дальнего зарубежья и СНГ

1. Отдых 10195 7662

в том числе речные круизы 1316 -

2. Деловые и профессиональные 34 175

3. Лечение 1590 667

4. Религия и паломничество - 2

5. Прочие - 30 .

Всего 11819 8536

Однако развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам (фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными турами). Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортабельности и т. д. Для развития внутреннего туризма, как и въездного, необходимо инвестирование материально-технической базы туризма и прежде всего средств приема и размещения туристов, реконструкции и строительства автодорог, сферы развлечений, учреждений культуры и памятников истории.

Причиной низкого уровня развития туризма в России является и то, что по сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с невысокой платежеспособностью - лишь 21 % населения России совершают путешествия (для сравнения: в Германии и Японии путешествуют 80 % населения, в Великобритании - 70 %). Повышение уровня платежеспособного спроса на туристские услуги является одним из ключевых факторов внешней среды, способных обеспечить дальнейший рост туристского оборота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в настоящее время туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента, которая в ряде случаев ведется организациями с использованием недобросовестных методов. Особенно острыми проблемами у них являются нестабильность налоговой политики, высокая конкуренция на рынке туристских услуг и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки организаций индустрии туризма.

Список литературы

[1] Ефремова М.В. Изучение услуг на нижегородском туристическом рынке // Маркетинг в России и за рубежом. - Г2004. ISSN 1028-5849

[2] Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 200 с.: ил. JSBN 5-279-02632-8

[3] Менеджмент туризма: Экономика туризма / Под ред. Квартальнова В.А., Зорина И.В. и др. -М.: Финансы и статистика, 2004 - 320 с.: ил. ISBN 5-279-02445-7

THE ANALYSIS OF THE MODERN STATE OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES

N. B. Beljaeva

In the given article the basic stages of the development of Russian tourist market are considered, the modern state of the market of internal and international (entrance and departure) tourism, their interrelation is analyzed, dynamics of the development for a number ofyears is reflected, the analysis of tourist streams in the Nizhnij Novgorod region is carried out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.