УДК 614
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЦФО
© А.В. Чернышев
Ключевые слова: Центральный федеральный округ Российской Федерации; ресурсы здравоохранения; пространственные различия; финансирование здравоохранения; стационарная медицинская помощь; скорая помощь; заработная плата медицинских работников.
Рассматриваются территориальные различия регионов ЦФО по ряду параметров: ресурсному обеспечению здравоохранения, финансированию и инвестиционным параметрам, заработной плате медицинских работников и др. Отмечены выраженные различия по многим параметрам, определены подходы к изучению проблемы эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
Современный подход к анализу состояния и развития региональных социально-экономических систем в основном предлагает расчет ограниченного множества различных показателей и коэффициентов, причем динамика изменения этих показателей индивидуальна для каждой системы (или подсистемы). На основании подсчета (суммирования) рангов можно составить рейтинг для определения пространственных различий, в т. ч. показателей ресурсного обеспечения и финансирования регионов. Выбранные для ранжирования компоненты отражают, по сути, степень изменчивости множества исходных индикативных показателей и определяют процессы формирования территориальной асимметрии. Все данные взяты из официальной статистики за 2010 г.
Наименьший рейтинг присваивался региону с более высокими цифрами обеспеченности койками. При оценке показателей обеспеченности регионов койками взяты для анализа 7 показателей (табл. 1, 2).
Составление и анализ рейтинга регионов по ресурсному обеспечению позволяет сравнивать регионы по уровню доступности медицинских услуг населению, как платных, так и бесплатных, по уровню их эффективности (в привязке к показателям здоровья населения). Межрегиональные различия весьма значительны и определяются разными условиями финансового обеспечения. Разрыв между самыми бедными и самыми богатыми регионами по уровню государственного финансирования здравоохранения на душу населения составляет 10-12 раз (с учетом объективно обусловленных различий в зарплате медицинских работников и расходов на коммунальные расходы - в 4-5 раз). Причем за последние десять лет территориальное неравенство в значении этого показателя не изменилось [1-2].
Проведен анализ обеспеченности стационарными койками населения регионов. Среди регионов с наибольшим числом коек на 10 тыс. человек Тверская, Ярославская и Смоленская области. Те же регионы имеют и наибольшее число вызовов скорой помощи на одного жителя.
Ярославская область в итоговом рейтинге занимает первое место (сумма рейтинговых баллов 25). Во втором кластере несколько регионов с суммой баллов от 39 и 49: Ивановская, Тверская области, г. Москва, Смоленская область. Тамбовская область занимает в данном сводном рейтинге 9 место. Низкое значение обеспеченности койками отмечается по двум социально-значимым направлениям - онкологии и психиатрии (рж. 1).
Таблица 1
Рейтинг обеспеченности больничными койками (на 10 тыс. человек) регионов ЦФО
Регион Ранг Обеспеченность на 10 тыс. человек
Центральный федеральный округ 92,2
Ярославская область 1 115,2
Смоленская область 2 110,3
Тверская область 3 108,4
Тульская область 4 106,2
Ивановская область 5 103,9
Орловская область 6 102,0
Тамбовская область 7 100,3
Липецкая область 8 100,0
Калужская область 9 99,7
Рязанская область 10 99,2
Костромская область 11 96,6
Курская область 12 94,0
г. Москва 13 93,3
Брянская область 14 92,2
Воронежская область 15 91,1
Белгородская область 16 81,3
Владимирская область 17 77,2
Московская область 18 75,2
Таблица 2
Рейтинг регионов ЦФО по обеспеченности населения койками стационаров (на 10 тыс. человек)
№ на карте Регион Число стационарных коек Число терапевтических коек ¿- § уи & ^ ио х р кп ° 2 * о ок лс лс е £ 1 Число онкологических коек Число коек туберкулезного профиля Число коек для психических больных Число коек для наркологических больных Сумма рангов Итоговый рейтинг
18 Ярославская область 1 1 1 5 7 4 6 25 1
5 Ивановская область 5 4 13 3 2 11 1 39 2
16 Тверская область 3 9 5 4 4 6 13 44 3
10 г. Москва 13 13 2 2 11 5 2 48 4
14 Смоленская область 2 3 7 9 13 3 12 49 5
9 Липецкая область 8 5 3 8 9 13 5 51 6
17 Тульская область 4 8 6 12 3 9 10 52 7
6 Калужская область 9 7 11 1 8 14 7 57 8
15 Тамбовская область 7 6 8 14 6 16 3 60 9
12 Орловская область 6 14 15 7 14 2 4 62 10
13 Рязанская область 10 2 14 6 12 7 11 62 11
2 Брянская область 14 11 4 13 10 15 9 76 12
8 Курская область 12 12 9 15 5 8 15 76 13
7 Костромская область 11 16 12 17 16 1 8 81 14
4 Воронежская область 15 10 10 18 1 18 17 89 15
3 Владимирская область 17 17 17 10 17 12 16 106 16
1 Белгородская область 16 15 16 11 15 17 18 108 17
11 Московская область 18 18 18 16 18 10 14 112 18
СРЕДНЕЕ 66,5
Таблица 3
Рейтинг мощности амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений в смену на 10 тыс. человек)
№ на карте Регион Рейтинг Мощность на 10 тыс. человек
10 г. Москва 1 372,1
11 Московская область 2 156,2
4 Воронежская область 3 56,3
3 Владимирская область 4 45,4
17 Тульская область 5 37,9
9 Липецкая область 6 37,6
1 Белгородская область 7 35,6
18 Ярославская область 8 34,7
2 Брянская область 9 31,0
5 Ивановская область 10 29,5
16 Тверская область 11 28,3
15 Тамбовская область 12 27,3
8 Курская область 13 27,2
13 Рязанская область 14 27,2
6 Калужская область 15 26,0
14 Смоленская область 16 25,8
12 Орловская область 17 20,0
7 Костромская область 18 15,6
СРЕДНЕЕ 57,4
По мощности амбулаторно-поликлинических учреждений (посещений на 10 тыс. человек) лидирует г. Москва, высокий уровень обеспеченности также демонстрирует Московская область. Наихудшее состояние данного показателя у Костромской области (табл. 3). Обращает внимание выраженный разброс показателей от 371,1 до 15,6 (в 23,8 раза).
Несмотря на реализацию мероприятий в рамках национального проекта «Здоровье», за период 20062010 гг. уровень укомплектованности с учетом совместительства врачами и средним медицинским персоналом остается недостаточным (72,1 + 6,8 % по ЦФО); сокращение численности врачей происходит за счет оттока молодых кадров. При этом в регионах с высокой заболеваемостью, смертностью и распространенностью социально-значимых заболеваний наблюдается наибольшее число вызовов скорой помощи на 1 жителя. К таким регионам относятся Смоленская, Ярославская и Тверская области (табл. 4).
При анализе средней заработной платы медицинских работников по регионам ЦФО выделены три кластера. К первому кластеру, где заработная плата более высокая, чем в среднем по ЦФО, отнесены г. Москва и Московская область, к третьему кластеру - регионы с заработной платой менее 10 тыс. руб.: Курская, Орловская, Тамбовская и Брянская области. Остальные регионы отнесены ко 2 кластеру и занимают промежуточное значение (от 10154 до 13499 руб. в мес.) (табл. 5, рис. 2).
Проведенный анализ объемов оказания различных форм медицинской помощи (скорой, стационарной,
амбулаторной, дневных стационаров) продемонстрировал существенные различия в регионах ЦФО.
Некоторые показатели имеют сопряженное значение: регионы с высокими цифрами числа посещений амбулаторно-поликлинических учреждений показывают низкие значения стационарной помощи на 1 жителя и числа вызовов скорой помощи. Так, г. Москва имеет наибольшее значение по ЦФО числа посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя (13,307 при нормативе 9,5) (табл. 6).
Таблица 4
Рейтинг числа вызовов скорой помощи на 1 жителя
Рис. 1. Регионы ЦФО с низким (серый цвет) и высоким (белый цвет) рейтингом обеспеченности койками стационаров
Регион Рейтинг
Смоленская область 1
Тверская область 2
Ярославская область 3
Рязанская область 4
Ивановская область 5
Орловская область 6
Курская область 7
Липецкая область 8
Тульская область 9
Калужская область 10
Костромская область 11
Брянская область 12
Владимирская область 13
Белгородская область 14
Воронежская область 15
г. Москва 16
Московская область 17
Тамбовская область 18
Рис. 2. Распределение регионов ЦФО по кластерам в отношении средней заработной платы медицинских работников: 1-й кластер - белый цвет; 2-й - более темный; 3-й - самый темный
Таблица 5
Средняя заработная плата медицинских работников в регионах ЦФО (данные 2010 г.)
№ на карте Регион Рейтинг Заработная плата, руб.
Российская Федерация 15723,8
Центральный федеральный округ 20895,7
10 г. Москва 1 39969,1
11 Московская область 2 22093,7
6 Калужская область 3 13449,3
3 Владимирская область 4 12801,6
17 Тульская область 5 12726,8
16 Тверская область 6 12327,8
18 Ярославская область 7 11174,3
14 Смоленская область 8 10740,5
7 Костромская область 9 10484,7
9 Липецкая область 10 10438,4
5 Ивановская область 11 10412,6
4 Воронежская область 12 10320,0
1 Белгородская область 13 10274,6
13 Рязанская область 14 10154,9
8 Курская область 15 9369,0
12 Орловская область 16 9009,1
15 Тамбовская область 17 8740,3
2 Брянская область 18 8738,2
Таблица 6
Рейтинг регионов ЦФО по объемам оказания медицинской помощи на 1 жителя
Регион Объем медицинской помощи на одного жителя Сумма рангов Итоговый рейтинг
Вызовы скорой медицинской помощи Ранг Посещения амбулаторно- поликлинических учреждений Ранг Койко-дни в больницах Ранг Пациенто-дни в дневных стационарах Ранг
Расчетный норматив по Российской Федерации 0,318 9,500 2,780 0,590
Российская Федерация 0,336 9,312 2,733 0,523
Центральный федеральный округ 0,320 10,192 2,699 0,443
Ивановская область 0,341 5 9,643 5 3,002 5 0,810 1 16 1
Липецкая область 0,330 8 10,182 3 3,309 1 0,693 4 16 2
Ярославская область 0,362 3 8,959 8 3,072 4 0,603 8 23 3
Костромская область 0,326 11 10,550 2 2,910 6 0,616 5 24 4
Тверская область 0,371 2 8,386 14 2,892 8 0,611 7 31 5
Рязанская область 0,359 4 8,893 9 3,193 2 0,433 16 31 6
Смоленская область 0,377 1 7,491 17 3,138 3 0,521 12 33 7
Белгородская область 0,317 14 9,807 4 2,660 15 0,765 2 35 8
Брянская область 0,320 12 8,752 11 2,879 10 0,696 3 36 9
Курская область 0,331 7 8,687 12 2,773 13 0,559 9 41 10
Воронежская область 0,311 15 9,275 6 2,798 12 0,555 10 43 11
Тульская область 0,328 9 7,705 16 2,903 7 0,512 14 46 12
Тамбовская область 0,304 18 8,302 15 2,812 11 0,614 6 50 13
Калужская область 0,327 10 8,427 13 2,555 16 0,548 11 50 14
Владимирская область 0,318 13 9,248 7 2,441 17 0,517 13 50 15
Орловская область 0,339 6 7,364 18 2,889 9 0,423 17 50 16
г. Москва 0,307 17 13,307 1 2,385 18 0,178 18 54 17
Московская область 0,307 16 8,853 10 2,715 14 0,447 15 55 18
Рис. 3. Распределение регионов по кластерам по показателю изменений продаж в розничной сети фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров: 1 -й кластер - белый цвет; 2-й - более темный; 3-й - самый темный
При анализе изменений продаж в розничной сети фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров отмечено, что 16 из 18 регионов продемонстрировали рост показателя. Два региона - Тамбовская и
Московская области - имеют отрицательный показатель (уменьшение розничных продаж). Более чем в 1,5 раза отмечен рост розничных продаж в Ивановской области, хотя показатель в регионе остается достаточно низким (3219 руб. на 1 человека в год при среднем значении по ЦФО - 3994) (табл. 7).
Регионы ЦФО можно разделить по изучаемому показателю на 3 кластера: к 1-му кластеру отнесены регионы с ростом показателя выше среднего по ЦФО (10 регионов), ко 2-му кластеру отнесены 6 регионов, имеющих положительный рост показателя, не превосходящий среднее значение, в 3-м кластере - 2 региона с отрицательным показателем (рис. 3).
Для расчета и дальнейшего анализа итогового рейтинга ресурсного обеспечения взяты 34 показателя (число стационарных коек на 10 тыс. человек, число коек терапевтического профиля на 10 тыс. человек, число коек хирургического профиля на 10 тыс. человек, число онкологических коек на 10 тыс. человек, число туберкулезных коек на 10 тыс. человек, число коек для психических больных на 10 тыс. человек, число коек для наркологических больных на 10 тыс. человек, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 тыс. человек, среднемесячная заработная
Таблица 7
Розничная продажа фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров по субъектам ЦФО (млн руб.)
№ на карте Регион 2009 г. 2010 г. 2010 к 2009 г., в % Ранг 2010
на душу населения, тыс. руб.
Российская Федерация 523962 560392 106,7 3921
Центральный федеральный округ 143255,1 153579,2 107,0 3994
5 Ивановская область 2166,7 3428,7 155,5 1 3219
12 Орловская область 3023,9 4221,0 138,4 2 5352
18 Ярославская область 4741,5 6545,4 132,9 3 5138
10 г. Москва 26415,1 30755,5 117,0 4 2672
13 Рязанская область 7915,8 9235,5 115,7 5 7986
6 Калужская область 1935,8 2193,1 113,1 6 2166
8 Курская область 3755,8 4088,7 111,9 7 3624
1 Белгородская область 5445,2 6101,2 109,1 8 3982
14 Смоленская область 2815,9 3010,4 108,0 9 3048
9 Липецкая область 4475,9 4841,8 107,0 10 4124
2 Брянская область 4416,4 4477,7 106,2 11 3497
16 Тверская область 3879,5 4111,5 105,8 12 3031
7 Костромская область 2022,1 2183,1 105,2 13 3264
17 Тульская область 5785,9 6049,0 104,7 14 3883
3 Владимирская область 3956,5 3999,7 101,0 15 2764
4 Воронежская область 6881,3 7179,0 100,5 16 3069
15 Тамбовская область 4291,7 4251,8 99,4 17 3883
11 Московская область 49330,2 46906,2 95,2 18 6624
Таблица 8
Сводный итоговый рейтинг регионов ЦФО по ресурсному обеспечению системы здравоохранения
Кластер Регион Сумма рангов Итоговый рейтинг
1 Владимирская область 460 1
1 Брянская область 417 2
1 Калужская область 397 3
2 Тверская область 381 4
2 Московская область 368 5
2 Костромская область 364 6
2 Смоленская область 358 7
2 Курская область 352 8
2 Тамбовская область 344 9
2 Воронежская область 342 10
2 Рязанская область 334 11
2 Ивановская область 320 12
2 Тульская область 295 13
2 Липецкая область 294 14
2 Белгородская область 277 15
2 г. Москва 268 16
3 Орловская область 240 17
3 Ярославская область 183 18
плата медицинских работников, численность врачей на 10 тыс. человек, численность среднего медицинского персонала на 10 тыс. человек, соотношение числа врачей к среднему медперсоналу, численность младшего
медперсонала, число вызовов скорой помощи на одного жителя в год, число посещений амбулаторнополиклинических учреждений на жителя в год, число койко-дней в стационарах на одного жителя в год, число пациенто-дней в дневных стационарах на одного жителя в год, стоимость одного вызова скорой помощи, стоимость одного посещения амбулаторно-поликлинического учреждения, стоимость одного койко-дня в больнице, стоимость одного койко-дня в дневном стационаре, подушевое финансирование скорой медицинской помощи на одного человека, подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи на одного человека, подушевое финансирование стационарной помощи на одного человека, подушевое финансирование дневных стационаров на одного человека, подушевое финансирование прочих медицинских услуг на одного человека, расходы на ТПГГ на одного человека, расходы из средств ОМС на ТПГГ на одного человека, инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения (млн руб.), ввод в действие стационарных учреждений, коек, ввод в действие коек в сельской местности, ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену, розничная продажа фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров на 1 человека, рост платных медицинских услуг и оздоровительных услуг (2010 г. к 2009 г., %) (табл. 8).
Среднее по суммам рангов - 333, стандартное отклонение - 66,2. При анализе сводного рейтинга выделены три кластера. В первый кластер вошли регионы с наибольшей суммой рангов, отражающей наибольшие цифры проанализированных показателей (> 333 + 66,2 =
Рис. 4. Распределение регионов по кластерам ресурсного обеспечения системы здравоохранения: 1-й кластер - белый цвет; 2-й - более темный; 3-й - самый темный
= 399,2), в третий - с наименьшей суммой рангов, т. е. с худшим ресурсным обеспечением (< 333 - 66,2 = = 266,8). Во второй кластер вошло наибольшее число регионов (13) - со значениями промежуточного порядка (рис. 4).
Проведенный анализ демонстрирует ярко выраженные различия в ресурсном обеспечении регионов ЦФО, различия в финансировании и инвестировании отрасли здравоохранения с формированием кластеров по итоговому рейтингу.
Итоговый рейтинг не является показателем качества оказания медицинской помощи, он отражает ресурсную насыщенность здравоохранения регионов и работу этих ресурсов. Он может быть использован для отслеживания динамики изменений ресурсного обеспечения регионов. При сопоставлении с показателями заболеваемости, демографическими индикаторами, уровнем удовлетворенности населения можно судить об эффективности использования ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ различий в доступности медицинской помощи для населения России. М., 2007. 52 с.
2. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения / под ред. О.П. Щепина. М., 2010. 384 с.
Поступила в редакцию 14 октября 2012 г.
Chernyshev A.V. ANALYSIS OF CURRENT CONDITIONS AND SPATIAL DISTINGUISH RESOURCES TO FULLY ENSURE AND INDICATORS OF HEALTH SYSTEMS IN CENTRAL FEDERAL DISTRICT
Spatial differences in the regions considered CFO for several parameters: resource support health care, finance and investment options, salaries of medical workers and others are considered. Difference in many ways, defined approaches to the problem of efficient use of resources in health care is marked.
Key words: Central Federal District of RF; health resources; spatial differences; financing health inpatient care; first aid; salaries of medical workers.