ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ ECONOMICS OF EDUCATION
УДК 330:373 ББК 65.497.4 А 86
А.Е. Арутюнова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного технологического университета, г.Краснодар. Тел.: +7 (918) 418-94-09, е-mail: [email protected]
Е.А. Горлова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: +7 (961) 829-57-58, е-mail: [email protected]
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСХОДНОГО УРОВНЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. В условиях современной системы образования дошкольные образовательные организации становятся все более свободными в выборе содержания, методов и средств развития детей. Сегодня важно посмотреть на образовательную среду с точки зрения ее эффективности и развивающего потенциала и попытаться спрогнозировать ее влияние на различные категории участников образовательного процесса.
Ключевые слова: дошкольное образование, потенциал, креативность, образовательный стандарт, услуги, развитие.
A.E. Arutyunova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: + 7 (918) 418-94-09, е-mail: [email protected]
E.A. Gorlova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: + 7 (961) 829-57-58, е-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A STARTING POINT IN THE FORMATION OF THE CREATIVE PO TENTIAL OF THE INDIVIDUAL
Abstract. In the conditions of the modern education system, pre-school educational organizations are becoming increasingly free in choosing the content, methods
and means of children's development. Today it is important to look at the educational environment in terms of its effectiveness and development potential and try to predict its impact on various categories of participants in the educational process.
Keywords: pre-school education, potential, creativity, educational standard, services, development.
Устойчивое развитие любой страны зависит от того, на каком качественном уровне находится система образования.
Во многих экономически развитых странах первостепенной задачей системы образования является поиск и обучение талантливых людей с целью формирования интеллектуальной элиты, которая призвана, в значительной мере, обеспечить культурное, научно-экономическое, техническое и экономическое развитие страны.
Сферу образования следует рассматривать с точки зрения системного подхода - относительно самостоятельные компоненты (уровни образования) исследуются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
В данной работе мы исследуем состояние исходного уровня в России (дошкольное образование), то есть уровня закладывания основ формирования креативного потенциала личности в отрасли образовательных услуг. Развитие системы дошкольного образования России направлено на реализацию мер, способствующих повышению его качества и доступности.
Дошкольное образование - первая ступень общего образования
- сегодня характеризуется периодом интенсивного развития и качественного изменения, что, в первую очередь, обусловлено завершением поэтапного внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В табл. 1, на основе данных Единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации [1], представлена динамика числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в период 2014-2016 гг. в Российской Федерации.
Из данных, представленных в табл. 1, следует, что количество организаций в вышеупомянутом периоде уменьшается.
В настоящее время, по итогам 2017 года, более 6 млн детей (6 млн 90 тыс. 303 ребенка) в возрасте от 3 до 7 лет охвачены различными формами дошкольного образования. Вместе с тем ожидают места в дошкольные образовательные организации еще 75 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Таблица 1
Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество организаций -всего, тыс. 51,0 50,1 49,4
в том числе:
- в городах и поселках городского типа 27,1 26,6 26,3
- в сельской местности 23,8 23,5 23,1
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в Российской Федерации
В семи регионах обеспеченность местами в детских садах для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет менее 95%, в данных регионах продолжается работа по ликвидации очередности и вводу мест для данной возрастной группы: в республиках Дагестан (82,98%), Ингушетия (55,22%), Крым (74,48%), Северная Осетия - Алания (93,72%), Тыва (86,44%) и Забайкальском крае (90,84%); г. Севастополе (94,81%).
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет по Российской Федерации на 1 января 2017 г. составляет 76,59% (для сравнения: на 1 января 2016 г. - 71,75%, на 1 января 2015 г. - 51,86%).
В таблице 2 представлены показатели численности воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам
дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Несмотря на уменьшение количе -ства дошкольных образовательных учреждений в период 2014-2015 гг., численность воспитанников возрастает - на 338 единиц.
Положительная динамика наблюдается по всем показателям, представленным в таблице 2. Аналогичная картина наблюдается и по показателям, представленным в табл. 3.
На сегодняшний день по результатам отчета Министерством совместно с субъектами Российской Федерации осуществляется работа по обеспечению доступности дошкольного образования. С этой целью в рамках полномочий субъектов Российской Федерации созданы и функционируют 9,5 тысячи консультационных центров, оказывающих родителям
Таблица 2
Численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в России в 2014-2015 гг.
Показатели 2014 г. 2015 г.
Численность воспитанников в организациях -всего, тыс. человек 6813,6 7151,6
в том числе:
-в городах и поселках городского типа 5415,6 5693,8
- в сельской местности 1398,0 1457,7
Из общей численности воспитанников -воспитанники-инвалиды 54,7 60,5
в том числе:
- в городах и поселках городского типа 47,1 51,9
- в сельской местности 7,6 8,6
Охват детей дошкольным образованием, % 64,6 66,2
в том числе:
- в городах и поселках городского типа 72,1 73,6
- в сельской местности 46,1 47,7
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, количество мест на 1000 детей 612 626
Таблица 3
Численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в России в 2016 г.
Показатели 2016 г.
Численность воспитанников в организациях - всего, тыс. человек 7342,9
в том числе:
- в городах и поселках городского типа 5856,3
- в сельской местности 1486,6
бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь и консультации без взимания платы. Их услугами охвачено 893 тыс. родителей и почти 395 тыс. детей.
Созданы 2032 семейные дошкольные группы, а также:
- 297 групп, где осуществляется только присмотр и уход;
- в 27 вузах на территории 14 субъектов Российской Федерации функционируют дошкольные группы;
- более 6,8 млн детей (94,9% от общего числа воспитанников по образовательным программам дошкольного образования) обучаются по образовательным программам, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [2];
- в 41 784 образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования (или 83,18%), создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями ФГОС ДО;
- 98,6% педагогических и руководящих работников дошкольного образования прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
В табл. 4 нами представлены данные по численности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, за 2014-2016 гг. в России.
По результатам данных, представленных в таблице 4, мы наблюдаем в период 2014-2016 гг. увеличение количественного состава педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в масштабах страны. Наличие высшего образования у педагогических работников колеблется от 45% до 98,7%, если говорить о наличии педагогического образования - наблюдается аналогичная картина.
Характер финансирования дошкольного образования в России в последние годы неразрывно связан с происходящими изменениями в этой системе и поставленными перед ней целями на будущее.
При росте номинальных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на дошкольное образование с 2007 по 2015 год реальные расходы (в сопоставимых ценах) росли до 2014 года и в дальнейшем стали сокращаться (рис. 1).
Из федерального бюджета на реализацию проекта модернизации региональных систем дошкольного образования (МРСДО) в 2013-2014 гг. было предусмотрено выделение по 50 млрд рублей, в 2015 году - 10 млрд рублей, что позволило вводить ежегодно около 400 тыс. дополнительных мест в детских садах. Развитие сети дошкольных учреждений в 2013-2015 гг. (в рамках МРСДО) привело к резкому увеличению доли федерального бюджета в расходах на дошкольное
Таблица 4
Численность педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, за 2014-2016 гг. в России [3]
Показатели Численность педагогических работников, тыс. человек из них имеют образование, %
высшее проф. из них педагог. среднее проф. из них педагог.
2014 г.
Педагогические работники - всего 630,3 48,7 45,5 49,5 45,3
из них:
воспитатели (включая старших воспитателей) 510,9 44,1 41,0 53,9 49,5
музыкальные руководители 43,3 43,0 38,9 55,7 49,4
инструкторы по физической культуре 20,3 56,5 52,2 42,0 38,6
учителя-логопеды 27,4 98,0 96,8 1,7 1,5
учителя-дефектологи 4,5 98,6 97,8 1,1 1,0
педагоги-психологи 14,4 96,4 92,6 3,2 2,7
2015 г.
Педагогические работники - всего 642,8 50,7 47,7 47,7 44,2
из них:
воспитатели (включая старших воспитателей) 521,4 46,2 43,4 52,0 48,4
музыкальные руководители 44,0 44,6 40,5 54,3 48,3
инструкторы по физической культуре 20,8 58,8 54,6 39,9 37,0
учителя-логопеды 28,2 98,2 96,8 1,5 1,3
учителя-дефектологи 4,5 98,6 97,9 1,2 1,1
педагоги-психологи 14,7 96,9 93,5 2,7 2,3
2016 г.
Педагогические работники - всего 656,2 52,6 49,9 46,3 43,5
из них:
воспитатели (включая старших воспитателей) 530,1 48,2 45,6 50,6 47,8
музыкальные руководители 44,5 46,1 42,1 53,1 47,9
инструкторы по физической культуре 21,7 60,5 56,6 38,8 36,4
учителя-логопеды 29,5 98,5 97,7 1,4 1,3
учителя-дефектологи 4,8 98,7 97,7 1,1 1,0
педагоги-психологи 15,4 97,3 94,4 2,5 2,3
SÜO-, 700
еао-
500400-
зоо-£00 100-о-
6SS
692
'224 225 239
2007 200& 2000 20Ю 2011 2012 2013 2014 2015
Дошкольное образование, иоминальные расходы, млрд руб. ■— Дошкшманое ийинзс'гзгши-н, рен. идньь; |>а.-Снч'эды (цены 2007 I ■: у^н !■. млрд рув
Рис. 1. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на дошкольное образование [4]
образование: с 1,3-1,5%в 2007-2012 гг.до С^ЗовбОЮ^Иб (табл.5).
Прресод ic сзогшаннос модели финансирования дошкольного
о брзеоваоия подавиржзазтсяростом внебюджсзн7-х дооодоз иегеких садов в тесониз 2007-20Г1 зо3 в вом числе за счет родительской платы.
Таблица 5
Доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на образование и на его отдельные уровни, % [3]
Урони образования Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Образование, всего 21,9 21,1 23,4 23,4 24,8 23,6 23,3 21,0 20,1
Дошкольное образование 1,4 1,4 1,4 1,3 1,4 1,5 9,7 8,5 5,0
Общее образование 0,6 0,6 0,6 0,7 5,7 7,6 5,0 2,1 2,6
Начальное и среднее профессиональное образование 53,1 53,0 56,5 36,4 36,8 12,4 12,3 5,0 5,0
Высшее и послевузовское профессиональное образование 95,0 93,9 96,4 96,5 9,5 96,6 96,7 95,9 96,4
При масштабном увеличении сети ДОО и соответствующем увеличении бюджетных расходов на ее содержание темпы роста внебюджетных доходов организаций не отставали от темпов роста бюджетных доходов (рис. 2).
Дифференциация в стоимости услуг по присмотру и уходу в государственных (муниципальных) и частных детских садах значительна:
5 раз в 2016 году и 7 раз в 2014 (рис. 3). Выравнивание условий платы идет по линии увеличения родительской платы в государственных садиках и ее снижения в частных; однако пока эти меры не приносят заметных результатов.
Это ставит родителей в неравные условия: ведь столь значимое расхождение объясняется вовсе не разницей в качестве ухода за детьми,
3,002,502.001,50 1.000,50 0,00-
2007 г 200Д ' 2009 ' 2010 ' 20П Бюджетные средства ДОО -
' 2012 ' 2013 ' 2014 ' 2А15 ' 13 н ебю джетн ые ни редсте&ДОО
Рис. 2. Базовый темп роста бюджетных и внебюджетных доходов дошкольных образователъныхорганизацийпоотношениюк 2007г.,раз [4]
СрСЛМСийСнчиаи плЭта присмотр и улиц
государственные (МуНициПЭП^муе) доа
4000 —|—
I
1 'Б&4
1 ав& а 1за
&Ü0Ü 12 ООО —|-1
ЧЗСТМЫС Д0ПКН6
Q 4 ООО 0 ООО I2Ü00 -1-1-1
и эзе Ii гэ?
1С 164
I'
Средний размер ЙПЛЙТЬ« ocf-Д'?:.: I ЙЛв11Ж приСмОтра И 13 Möt-я Li
4000 О ООО 12 ООО
_I_I_I
4 ООО е ООО 12 ООО
II
1 694
aas
2 193
■ 2014
2015 □ 2016
.
"Ш
11 237
Ю 16*
Рис. 3. Среднемесячная плата за присмотр и уход в государственных и частных ДОО (родительская плата), руб. [4]
а разными услопиямос работы ДОО вгосуоарственном и (аорном оек-торе дошкопеносо об(азепония, не-аавнонодоступом то бюожетнвлм ресу с , м и высокими расходами, в первую очередь, на оплату аренды в частном секторе.
В(014г.всфере дошкотьнего то-щзовааияпртрпов общих объемгш составил со,3%, ириэтов[врмпросаавнегюджетнвсх
лредств толеителсно оп(о>едиес ^ен-ивл роста (юожетньк средств _ 12М,С% ^отив 016,3%. РОст внЛ-бюджетнв1х средв-с обусловлпн увеличением поступлений от населения, в частности именно за счет родительской платы, доля которой во внебюджетных доходах детских садбв дветисла в2015 году96% (для оравнг(ио: о в007 ^онвсоосселялт 9С%;) (таВл. 6).
Таблица 6
Распределение средств дошкольных образовательных учреждений по отношению к 2007 году по источникам финансирования, млн руб. [1, 6]
Показатели Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Объем средств - 245201,3* 281575,7 327851,5 338043,9 411416,6 480342,1 557518,7 653956,6 672498,3
всего
в том числе:
бюджетные средства 211393,2 245789,6 277949,1 293930,0 362071,8 424905,1 492821,0 573147,3 574588,3
внебюджетные средства 30697,6 35786,1 49902,3 44113,9 49344,8 55437,0 64697,8 80809,3 97910,0
из них средства:
организаций 5575,2 4888,1 4597,6 4806,8 5321,2 5766,7 5560,5 5114,6 4968,9
населения 19137,6 29146,3 43592,1 37323,0 41663,3 47493,5 56498,5 73026,4 90192,6
из них -родитель- - 27194,7 41 844,6 35 437,9 39 532,1 44 958,3 53 690,7 69 823,6 86 461,6
ская плата
внебюджетных фондов 2 249,2 379,6 388,6 387,5 452,4 525,9 544,0 649,9 690,9
иностранных источ- 16,5 3,2 1,0 1,6 0,1 2,1 3,7 0,2 3,8
ников
другие внебюджетные 3 719,1 1 368,9 1 323,0 1 595,0 1 907,8 1 648,8 2 091,0 2 018,2 2 053,8
средства
* Включая собственные средства
Еще одним важным изменением в принципах финансирования дошкольного образования последних лет, наряду с ростом федеральных инвестиций в обеспечение его доступности и переходом к смешанной модели финансирования, является перемещение полномочий по финансовому обеспечению этой ступени образования с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. Это касается расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
Соответствующие региональные субсидии рассчитываются на основании нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация в дошкольном образовании Федерального закона ФЗ-83 от 8 мая 2010 г. [5] привела к появлению детских садов в форме автономных и бюджетных организаций, получающих бюджетные средства в виде субсидии на реализацию государственного (муниципального) задания и имеющих право самостоятельного планирования расходов в рамках выделенных им по подушевому принципу бюджетных средств.
По данным за 2016 год, доля средств на субсидии автономным, бюджетным и иным некоммерческим организациям, предоставляющим услуги в сфере дошкольного образования, составляла 80% от общих расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской
Рис. 4. Структура кассовых расходов консолидированных бюджетов субъектов РоссийскойФедерациинадошколъноеобразование [7]
Федерации на дошкольное образование, причем доля этих средств неуклонно увеличивалась в течение 2013-2016 гг. (рис. 4).
Это означает, что все большее количество детских садов переходят на финансово-хозяйственную самостоятельность и управление на основании ответственного финансового менеджмента.
Новые механизмы финансирования в дошкольном образовании - это не только введение нормативного подушевого финансирования и усиление финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений, но и задействование механизма связи заработной платы с качеством и результативностью труда.
Тем самым создается здоровая конкурентная образовательная среда - как в рамках муниципальной образовательной сети, так и внутри самих учреждений, когда качество образования и работы педагогов и образовательных учреждений, с одной стороны, ложится в основу экономического механизма, с другой - выступает как экономически стимулируемая конечная цель этой работы.
Объемы средств на оплату труда в дошкольном образовании были
сущ ественно изменены: в номинальном выражении в течение пяти лет (с 2010 по 2014 годы) они выросли в два раза (рис. 5).
Максимальные темпы роста расходов на оплату труда отмечаются в 2012 и 2013 годах: прирост составил 21,3%. После 2012 года доля оплаты труда с начислениями в общих расходах дошкольного образования стабильно составляла 68%, при этом доля средств на оплату труда педагогических работников в общем фонде оплаты труда (ФОТ) выросла с 47% в 2009 году до 55,3% в 2015 году.
Это свидетельствует о соответствующем сокращении доли средств на оплату труда иных категорий работников - административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
Средняя заработная плата педагогических работников дошкольного образования постепенно увеличивалась, причем с темпом роста большим, чем средняя заработная плата по экономике (рис. 6).
Важнейшим фактором обеспечения развития детей в соответствии с ФГОС ДО является качественная развивающая предметно-пространственная среда. В табл. 7 и 8
-
47 430
HSSSS
53 70-7
248 т73
131319
700 ООО 600 000 500 ООО 400 000300 DOQ-
zooooo-
100DÜÜ 0
59 271
3;i 776
933
Зб&Ю;
luí 5Ü
137 fl??
2009 2010
2011 2012 2013 2014
2015
□ Инвестиции, направленные на приобретение основных фондов
■ Прочие затраты
■ Услуги по содержанию имущества
□ Коммунальные услуги
■ Питании
■ Оплата I руда и начисления на оплату труда
Рис. 5. Динамика расходов ДОО, млн руб. [7]
140135" 130125120115110105100954
' nV1 О 1 1 Ч" 1 1 Ч" 1 L^ 1 Hl 1 [Л 1 Lfj 1 Щ I « ' Щ 1
О О С- 5 О о о 55оо5555 &
(М ÍM Л1 И W Sj М сч
■ ■■■■■ ■ ■■ ■■■■■■ ■
(J CJ О -¡J ÍJ О (J U U U LJ. Г_П iU rj, LJ
О щ щ ф А ф Ü o Iii -iL rLi £1 ф '
5 33333 33S3S3£S2f
^ rt OS ÍVJ i-j '■£} СП-
(M
m <D
С-"
Среднемесячная здрплэгв педрабОТНИКОВ ДО Среднемесячная зарплата гиэ РФ
гч
Рис. б.Базовый темпростасреднемесячнойзаработнойплатывэкономике ипедагогическихработниковдошколъного образования, % к уровню начала 2013 г. [7]
представлены данные по оснащенности дошкольных образовательных организаций материально-технической базой и обеспеченности электронными средствами обучения, соответственно.
Показатели, представленные в табл. 7, демонстрируют отрицательную динамику, в частности: число организаций, имеющих все виды благоустройства, уменьшается и в 2015годусоставило 90,5%.
Таблица 7
Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций [8]
Показатели 2014 г. 2015 г.
всего в процентах к общему числу организаций всего в процентах к общему числу организаций
Число организаций, имеющих: - все виды благоустройства 40122 91,1 38568 90,5
- музыкальный зал 32027 72,7 31367 73,6
- физкультурный зал 18040 41,0 17867 41,9
- закрытый плавательный бассейн 3474 7,9 3539 8,3
- зимний сад 2730 6,2 2693 6,3
Число организаций, требующих капитального ремонта 3791 8,6 3552 8,3
Число организаций, находящихся в аварийном состоянии 127 0,3 150 0,4
Увеличилось число организаций, находящихся в аварийном состоянии, но следует отметить, что количество организаций, требующих капитального ремонта, уменьшается и в 215 году составило 0,4% от общего числа организаций.
дошкольного образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность
Динамика показателей, представленных в табл. 8, демонстрирует улучшение обеспечения электронными средствами дошкольных образовательных учреждений.
Результаты анализа современного состояния российского
развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии реализации комплексного подхода к процессу развития. Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной «хорошей» категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей.
Таблица 8
Электронные средства обучения в дошкольных образовательных организациях [8]
Показатели 2014 г. 2015 г.
Число персональных компьютеров, единиц 185338 205547
из них:
- доступные для использования детьми, единиц 26077 30956
Число компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет, единиц 100496 115472
Число персональных компьютеров, доступных для использования детьми, в расчете на 1000 воспитанников, единиц 4 4
Примечания:
1. Единая информационная система обеспечения деятельности Минобрнау-ки России (ЕИС Минобрнауки России): формы дошкольного образования. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/Дошкольное_формы.aspx.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) // КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ 1ad1a834f2604827f926f8d-5cce7251 c500a26cd/.
3. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
5. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/.
6. Платное обслуживание населения в России: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/pub-lications/catalog /doc_1260453359625.
7. Аналитический компонент комплексного управления финансами Минобрнауки РФ (АК КСУФ). URL: https://www.ibs.ru/projects/minobrnauki-rf-anali-ticheskiy-komponent-kompleksnoy-sistemy-upravleniya-finansami/.
8. Единый портал информационного взаимодействия с учреждениями, подведомственными Минобрнауки РФ. URL: http://www.cbias.ru/.
References:
1. The Unified Information System for Ensuring the Activities of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation: forms of pre-school education. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/Дошкольное_формы.aspx.
2. Federal State Educational Standard for Pre-School Education (Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155) // ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/.
3. Russian statistical yearbook. 2017: Statistical compendium / Rosstat. M., 2017. 686 p.
4. Official site of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru.
5. Federal Law of 8 May, 2010 No. 83-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the legal status of state (municipal) institutions" // ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_100193/.
6. Paid public services in Russia: Statistical compendium / Rosstat. M., 2013. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications /catalog/doc_1260453359625.
7. Analytical component of integrated financial management of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. URL: https://www.ibs.ru/projects/ minobrnauki-rf-analiticheskiy-komponent-kompleksnoy-sistemy-upravleniya-finansami/.
8. Single portal of information interaction with institutions under the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. URL: http://www.cbias.ru/.