Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АГРОТУРИЗМА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АГРОТУРИЗМА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
395
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / АГРОХОЗЯЙСТВА / ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / AGROTOURISM / RURAL TOURISM / AGRICULTURAL ENTERPRISES / VLADIMIR REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гужова Л.Г., Суханова К.А., Казурова О.А.

Сельскохозяйственный туризм (агротуризм) в настоящее время получает всё большее развитие. На основе мирового опыта в России появляются агрохозяйства, ориентированные на туризм. В статье рассмотрены основные тенденции развития агротуризма во Владимирской области; дана общая характеристика размещения агрохозяйств области, интересных для турбизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF AGROTOURISM IN THE VLADIMIR REGION

Agricultural tourism (agrotourism) is currently being developed industry. On the basis of world experience some agricultural tourism-oriented enterprises appear in Russia. This article describes the main trends in the development of agrotourism in the Vladimir region. Moreover, it gives general characteristics and information about the location of agricultural enterprises that are attractive for doing tourist business.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АГРОТУРИЗМА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

■ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

я

УДК 338.48-53:63 Л.Г. ГУЖОВА, К.А. СУХАНОВА, О.А. КАЗУРОВА

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АГРОТУРИЗМА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сельскохозяйственный туризм (агротуризм) в настоящее время получает всё большее развитие. На основе мирового опыта в России появляются агрохозяйства, ориентированные на туризм. В статье рассмотрены основные тенденции развития агротуризма во Владимирской области; дана общая характеристика размещения агрохозяйств области, интересных для турбизнеса.

Ключевые слова: агротуризм, сельский туризм, агрохозяйства, Владимирская область.

Agricultural tourism (agrotourism) is currently being developed industry. On the basis of world experience some agricultural tourism-oriented enterprises appear in Russia. This article describes the main trends in the development of agrotourism in the Vladimir region. Moreover, it gives general characteristics and information about the location of agricultural enterprises that are attractive for doing tourist business.

Key words: agrotourism, rural tourism, agricultural enterprises, the Vladimir region.

Современный туризм - это одна из устойчивых и динамично развивающихся отраслей хозяйства. Разнообразие направлений представляет возможности для полного использования потенциала рекреационных ресурсов.

Потребители туристских услуг предпочитают экологически чистые регионы, подверженные минимальному антропогенному воздействию на окружающую среду. Многие клиенты выбирают уголки, удаленные от суеты мегаполисов. Россияне чаще всего предпочитают сельский туризм, который является не только экологически привлекательным, но и бюджетным.

Именно поэтому объектом нашего внимания будет выступать агротуризм как активно развивающееся явление на туристском рынке России. Нас интересует региональный опыт продвижения агротуризма - перспективного

© Гужова Л.Г., Суханова К.А., Казурова О.А., 2019

направления в туристском бизнесе Владимирской области.

Видовое разнообразие туризма раскрывается во многих публикациях и научных трудах современных авторов. Проведем краткий тематический обзор проблематики, связанной с изучением специфики развития сельского туризма в России: выделим публикации, которые составили теоретическую (в отношении терминологического базиса) и методологическую основу представленного исследования. Проблемам и перспективам развития агротуризма (сельского туризма) в регионах России посвящены исследования отечественных ученых -Д.А. Уланова, С.К. Волкова, В.К. Крутикова и др. Проблемы развития профильного туризма на сельских территориях РФ раскрываются в диссертационных работах Е.Б. Казьминой, В.Ц. Петуши-новой и др. Специалисты поднимают вопросы специфики организации, продвижения и закрепления агротуризма в экономическом сегменте России.

Для нас первостепенный интерес представляет раскрытие терминологической проблематики в аспекте трактовки сельского (аграрного) туризма. Как правило, агротуризм определяется как путешествия граждан в сельскую местность с туристскими целями для ознакомления с сельским хозяйством, традициями, обычаями и культурой местных жителей.

Исследователь Д.А. Уланов видит данное явление более полно: «Сельский туризм (агротуризм) - это путешествия граждан с постоянного места жительства в сельскую местность с размещением в сельских гостевых домах, сельских усадьбах и на фермах с туристскими целями и без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания» [11].

Методологическую основу изучения агротуризма в современных условиях составляют анализ и синтез материалов статистки, которые позволяют проследить динамические процессы в развитии сельского туризма в мире в целом и в России в частности. При изучении регионального опыта базисом выступали аналитические и информационные материалы профильных административных учреждений, например Комитета по туризму Владимирской области.

В странах Западной Европы более ста лет успешно развиваются фермы и гостевые дома, которые вовлекают гостей в процесс сельскохозяйственного производства. Часто туристы являются пассивными созерцателями, открывая для себя совсем иной мир не только природы, но и культуры, традиций и обычаев народа, проживающего в данной местности. А иногда активно внедряются в процесс производства

сельскохозяйственной продукции, принимают участие в праздничных мероприятиях, ощущая себя частью местного сообщества [4].

Статистические исследования показывают, что предпочтение отпуску в сельской местности отдают 35% горожан в ЕС. В Голландии их доля особенно высока - 49% [11]. Как указывает исследователь В.К. Крутиков, «обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки». Так, большая часть жителей Франции отдыхает в муниципалитетах численностью менее 2 тыс. жителей, которые составляют 80% территории страны [6].

Мы отмечаем, что с развитием общества, изменением социальных условий кардинально преобразуется облик сельских территорий. И как бы быстро процессы урбанизации не распространялись на удаленные от мегаполисов территории - «дух» провинции там остается жить.

Анализируя опыт зарубежных стран, можно отметить, что создание территориальных сельскохозяйственных комплексов и условий для формирования туристского продукта в разных странах очень отличается друг от друга, что связано с множеством факторов. К их числу относятся исторически сложившийся характер поселений, климатические характеристики, условия формирования деятельности человека, социальные отношения и многое другое. Но большая часть зарубежных моделей агрохозяйств создана на базе частного жилья и приусадебного хозяйства и имеет при этом самую разнообразную специализацию: от мини-фермы до ипподрома [1].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 23 ^ш

В нашей стране агротуризм получает всё большее развитие. Во многих регионах России есть примеры успешно функционирующих аграрных предприятий. Лучший опыт по приему и обслуживанию туристов сосредоточен в Новгородской, Псковской, Московской, Ленинградской, Воронежской, Орловской областях, а также в Алтайском, Краснодарском краях, Республике Карелия [11].

Статистика показывает, что эти регионы принимают пока очень незначительный процент от общего числа туристов, путешествующих по внутренним маршрутам. Нас заинтересовало то, что не все регионы, представленные в списке, имеют хорошо развитое сельское хозяйство. Значит, главный подход к созданию агрохозяйств, это заинтересованность в получении прибыли не только от реализации сельскохозяйственной продукции, но и от освоения неаграрных видов деятельности, т. е. организации комплекса по обслуживанию туристов. Таким образом, мы отмечаем формирование альтернативного вида трудовой занятости и предпринимательства в сельской местности. По мнению исследователей, развитие туризма на сельских территориях является социально значимым видом предпринимательской деятельности, который способствует устойчивому развитию сельских территорий: развитию инфраструктуры, улучшению качества жизни, увеличению доходов местного населения, созданию рабочих мест, поддержке и сохранению традиций и культуры, сохранению экологии [3].

Владимирская область в силу своего расположения в Центральной России обладает огромными возможностями для развития сельскохозяй-

ственного туризма. Агропромышленный комплекс Владимирской области многопрофильный: от выращивания сельскохозяйственных культур до полной переработки и реализации продукции. Большая часть крупных хозяйств обслуживает себя полностью. Здесь имеется обширный парк сельскохозяйственной техники, развитая инфраструктура, производится переработка и хранение выращенной продукции. Небольшие частные хозяйства не могут конкурировать и начинают «выплывать» за счет непрофильной деятельности: предлагают туристские услуги. Это отражено на картосхеме «Агротуристские хозяйства Владимирской области» (см. рис. 1).

Цифрами на ней отмечено количество хозяйств, специализирующихся на сельском хозяйстве и туризме. Очевидно, что распространение объектов сельского туризма по территории Владимирской области сложилось неравномерно. Большая часть находится в Суздальском (8), Ковровском (7) и Пе-тушинском (7), Юрьев-Польском (6) районах. Это свидетельствует о том, что там сложились благоприятные условия в плане выделения муниципалитетами земельных участков, осуществляется поддержка в области кредитования. Территории Суздальского и Юрьев-Польского районов расположены в знаменитом Владимирском Ополье - регионе плодородных земель и успешного ведения сельского хозяйства.

Самыми малочисленными оказались Камешковский (2), Судогод-ский (2), Меленковский (2) и Коль-чугинский (2), Гусь-Хрустальный (1), Гороховецкий (1), Собинский (1) и Муромский (1) районы, а в Селива-новском (0) их вовсе нет.

Рис. 1. Агротуристские хозя

Анализируя картосхему, мы отмечаем, что большая часть предприятий (46%) сосредоточена в северо-западной части территории, что связано с близостью к основному потребителю услуг -Московской области (расстояние от 100 до 150 км). Развитая инфраструктура северной части региона на 33% состоит из ферм, гостиничных комплексов, усадеб, которые находятся в знаменитом Ополье Юрьев-Польского и Суздальского районов, славящихся своими плодородными землями и традиционной плотностью заселения.

Александровский, Киржачский и Петушинский районы обладают богатыми природными рекреационными ресурсами: вековые леса, разветвленная водная сеть, холмистый рельеф привлекают внимание туристов. В XVII-XIX вв. здесь находилось ядро знаменитых дворянских усадеб (Воронцовых-Дашковых, Калошиных, Крузенштернов, Грибоедовых, Пер-

ства Владимирской области вушиных и др.), часть которых сохранилась и сегодня. Неброская красота Центральной России вдохновляла Исаака Левитана на создание серии художественных полотен. Расположенные вдоль автотрассы Москва - Нижний Новгород (М-7) 32% агрохозяйств имеют не только хорошую логистику сбыта продукции, но и удобные подъезды для туристов. Крупнейшими являются национальный парк «Мещера» и клуб-отель «Велес», «Богдарня», предоставляющие обширный комплекс услуг.

Около 64% учреждений агротуризма Владимирской области сформировали полный пакет туристских услуг [2]. Особый интерес представляют охот-ничье-рыболовные хозяйства (8 шт.), страусиные фермы (2 шт.), конноспортивные комплексы (16 шт.), животноводческие комплексы (29 шт.), музеи-усадьбы (4 шт.), пасеки (2 шт.). Большая часть объектов агротуризма

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 25

представлена личными подсобными хозяйствами и коллективными фермерскими хозяйствами.

Объекты агротуризма мы классифицировали следующим образом: комплексные агротуристские хозяйства, конноспортивные комплексы (клубы, заводы), рыболовно-промысловые комплексы, охотничьи хозяйства, пасеки, страусиные фермы, музейные комплексы (музеи-усадьбы), биологические вегетарии. На основании справочных данных Комитета по туризму администрации Владимирской области [2] мы составили диаграмму (см. рис. 2), отражающую состояние сельского туризма области, согласно нашей классификации.

Для нас особенно ценно, что около половины усадеб (48,6%) - это ком-

плексные агрохозяйства, в которых присутствует несколько видов услуг: мини-фермы, садово-огородные площадки, гастрономические услуги по приготовлению блюд русской кухни, анимационные программы и подобные виды деятельности. Неотъемлемой частью усадеб является наличие банного комплекса. Что может быть лучше в условиях сельской местности как не традиционная русская баня, с организацией чаепития? Туристы знакомятся с особенностями местной национальной культуры, кухни и традиционного образа жизни. Более 30% комплексов предлагают занятия местными ремеслами и некоторыми видами предпринимательской деятельности, основанными на контакте с окружающей природной средой.

1 Музейные комплексы и музеи-усадьбы

Рис. 2. Предприятия агротуризма Владимирской области

Второе место (14,4%) занимают ры- лых рек, озер, а также неброское при-

боловно-промысловые комплексы, родное очарование смешенных лесов

востребованные у большей части пред- Центральной России привлекает тури-

ставителей сильного пола. Обилие ма- стов для спокойного уединения и отды-

ха. Предпринимателями организуются сопутствующие услуги: мастер-классы по подготовке снасти, подкормке и вылову рыбы, по приготовлению блюд из рыбной продукции и прочее.

Третье место (12,6%) занимают конноспортивные комплексы. Издавна Владимирская губерния славилась разведением лошадей. Порода владимирских тяжеловозов, выведенная в колхозах Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской области и Гаврилово-Посадского района Ивановской области, - достояние России. Сегодня тяжеловозы и другие породы лошадей украшают хозяйства нашей области и привлекают туристов. Особенно популярны конноспортивный клуб «Мономах» в поселке Бого-любово (Суздальский район), племенной конный завод «Монастырское подворье» в селе Касинское (Юрьев-Польский район), военно-патриотический казачий военный клуб «Алир» в городе Меленки (Меленковский район), конноспортивная школа «Высоково» в деревне Высоково (Ковровский район).

Особый интерес для туристов (7,2%) представляют музеи-усадьбы, музейные комплексы и парки, расположенные в сельской местности и занимающие четвертое место в нашей области по количеству предприятий. Как специфичную черту мы отмечаем сочетание классического экспозиционно-выста-вочного блока с культурно-досуговы-ми мероприятиями, охватывающими, как правило, весь ландшафт усадьбы (интерьерные площади и парковые зоны). Подобные анимационные музейные программы ярко представлены в усадьбе Н.Е. Жуковского (деревня Орехово Собинского района). Разработанная там программа «Мир садово-паркового искусства» способствовала

восстановлению огорода, цветников, аптекарского огорода в имении по чертежам того периода. Сейчас там выращиваются плодовые и овощные культуры, проводятся разнообразные мастер-классы [8]. В усадьбе Танеевых (село Маринино Ковровского района) восстановлен старинный усадебный парк, где проходят различные анимационные мероприятия: игры, выставки, ярмарки и др.

Одним из объектов сельского туризма мы считаем национальный парк «Мещера», который предлагает огромное количество пешеходных маршрутов для разновозрастных групп туристов, площадки для разбивки бивуаков. Парк пронизывают экологические тропы различной протяженности, дающие возможность общения с природой, проведения исследований и мо-ниторингов для студентов и школьников Владимирской области. Здесь же находится музейный комплекс под открытым небом, реконструирующий повседневно-бытовую жизнь крестьян прошлых столетий [9].

Совсем небольшую часть (5,4%) в нашей области представляют охотничьи хозяйства, несмотря на то, что на Руси охота всегда вызывала интерес и была не только занятием привилегированных особ, но и уделом крестьян, проживающих в лесных районах. Сегодня охота вызывает интерес, но трудности получения разрешения на охоту не позволяют предпринимателям активно предлагать этот вид услуг туристам.

Пасеки (3,6%) расположены в экологически чистом Юрьев-Польском районе (сёла Малолучинское и Шихо-балово). Стеклянный улей позволяет наблюдать за работой пчел, что дает представление туристам о пчелиной семье и сборе меда. Для начинающих

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 27 ^ш

пасечников проводятся мастер-классы по устройству улья и приготовлению медовухи. У гостей есть возможность приобретения меда и других продуктов пчеловодства.

Две страусиные фермы (3,6%) являются диковинкой для туристов области. Школьные группы и родители с детьми часто посещают удивительных гигантских птиц.

Солнечный биологический веге-тарий «Агрофирма "Грин-ПИКъ"» (1,8%) находится в городе Коврове в экопромпарке «Грин-ПИКъ» и представляет собой теплицу нового поколения, позволяющую выращивать овощи, фрукты, ягоды и зелень круглый год. Экологически чистая продукция, получение максимального урожая, использование солнечной энергии, поддержание микроклимата и другие технологии позволяют назвать веге-тарий инновационным предприятием, что, безусловно, привлекает туристов. Здесь проводятся экскурсии, мастер-классы, семинары, продажа продукции и др.

Анализируя работу агрофирм, которые оказывают услуги в области туризма и гостеприимства, мы отмечаем развитие по двум траекториям.

Для первой характерно предоставление разнообразных услуг (питание, проживание, объекты показа, мероприятия и развлечения, экскурсионные и транспортные услуги и пр.). Выполнение владельцами большей части функций вызвано ограниченностью поставщиков услуг при формировании турпродукта в сельской местности.

Вторая траектория развития направлена на предоставление моноуслуг (разведение страусов, пчел, функционирование биологических вегетариев). Как правило, это личные подсобные

или коллективные фермерские хозяйства, которые не оказывают полный пакет услуг, и, как следствие, основной экономический эффект приносит продажа производимой продукции.

Для нас особенно важно, что современные объекты агротуризма располагают достаточно развитой инфраструктурой. Так, 92% объектов имеют дороги с твердым покрытием. Многие фермы, подворья, агробазы, промысловые комплексы представляют гастрономические услуги, основанные на рецептах русской кухни, приготовление которых осуществляется из экологически чистых продуктов, выращенных в коллективных или индивидуальных хозяйствах [5].

Постоянно совершенствуясь, сельский туризм с каждым годом становится более популярным направлением и на данный момент занимает значимую позицию в туризме области. Сегодня неаграрная занятость жителей села дает положительные результаты в установлении благоприятной социальной обстановки. Произошли коренные сдвиги в культурной жизни населенных пунктов: проводятся событийные мероприятия, разрабатываются планы по благоустройству, ведется строительство новых гостевых домов, оказывается поддержка восстановлению церквей [7].

Большое влияние на развитие туризма в регионе оказала экс-губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова, привлекшая в сельскую местность инвестиционные программы [10]. При поддержке администрации разработаны новые маршруты, включающие посещение агрофирм. Областным Комитетом по туризму были изданы информационные справочники «Агро-туризм Владимирской области» и «Га-

строномическая карта Владимирской области», которые интенсивно используются туроператорами при разработке туров по городам Золотого кольца Владимирской области.

Агротуризм рассматривается нами как часть стратегии развития сельских территорий: закрепление на-

селения в сельской местности, создание новых рабочих мест. Развитие сельского туризма в России является довольно перспективным направлением, позволяющим улучшить уровень жизни жителей села и повысить экономический потенциал сельских территорий.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Агаларова Е.Г., Косинова Е.А. Особенности формирования агротуристического рынка в России // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 140-143.

2. Аграрный туризм Владимирской области // Комитет по туризму администрации Владимирской области: справочное издание. Владимир, 2017.

3. Александрова Е.В., Семешина Н.И., Клыбанская Е.Ю. и др. Агротуризм: проблемы и перспективы (на примере Орловской области)//Молодой ученый. 2016. № 63. С. 3-7.

4. Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 24-38.

5. Гастрономическая карта Владимирской области//Комитет по туризму администрации Владимирской области: справочное издание. Владимир, 2017.

6. Крутиков В.К., Федорова О.В., Гворыс В. Развитие сельского туризма: преодоление инерции торможения (анализ отечественного и зарубежного опыта) // Российское предпринимательство. 2013. № 23. С. 96-103.

7. Официальный сайт Ассоциации развития агротуризма. URL: http://www.agritourism.ru (дата обращения: 10.10.2018).

8. Официальный сайт мемориального дома-музея-усадьбы Н.Е. Жуковского. URL: http:// www.zhukovskyne.ru (дата обращения: 13.10.2018).

9. Официальный сайт ФГБУ «Национальный парк «Мещера». URL: http://www.park-meshera. ru (дата обращения: 15.10.2018).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 «О Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг."» // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации: URL: http://www.russiatourism.ru/ rubriki/-1124140245 (дата обращения: 10.10.2018).

11. Уланов Д.А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы//Экономика и управление. Молодой ученый. 2013. № 6 (53). С. 455-460.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.