Научная статья на тему 'Анализ современного опыта развития сферы туризма и гостеприимства на примере Испании'

Анализ современного опыта развития сферы туризма и гостеприимства на примере Испании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2204
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНИЯ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГОВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ушакова Александра Олеговна

В статье рассматривается опыт развития сферы туризма в Испании. Особое внимание уделено маркетинговой программе, ее постепенной реализации на международном туристическом рынке. Мероприятия маркетинговой программы Испании направлены на привлечение туристов в страну и повышение имиджа государства, как ведущей туристической дестинации в Европе. Используя широкий комплекс маркетинговых инструментов для завоевания новой аудитории и реализуя различные мероприятия по маркетинговой программе, можно явно повысить имидж любого туристического региона и увеличить спрос туристов со всего мира на товары и услуги, предлагаемы в этом регионе. Опыт, рассматриваемый в статье, может стать полезным для развития сферы туризма в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современного опыта развития сферы туризма и гостеприимства на примере Испании»

УДК 338

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА НА ПРИМЕРЕ ИСПАНИИ

Ушакова Александра Олеговна

Студент Высшей школы туризма и гостеприимства,

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

Sasha. ushakova.95@mail. т

Научный руководитель:

Лагусев Юрий Михайлович

Д.пед. наук, профессор Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается опыт развития сферы туризма в Испании. Особое внимание уделено маркетинговой программе, ее постепенной реализации на международном туристическом рынке. Мероприятия маркетинговой программы Испании направлены на привлечение туристов в страну и повышение имиджа государства, как ведущей туристической дестинации в Европе. Используя широкий комплекс маркетинговых инструментов для завоевания новой аудитории и реализуя различные мероприятия по маркетинговой программе, можно явно повысить имидж любого туристического региона и увеличить спрос туристов со всего мира на товары и услуги, предлагаемы в этом регионе. Опыт, рассматриваемый в статье, может стать полезным для развития сферы туризма в РФ.

Ключевые слова: Испания, туризм, туристические услуги, туристическая деятельность, маркетинговая программа

Развитие сферы туризма и гостеприимства не стоит на месте, с каждым годом появляются новые законы, туристские центры, средства размещения, в целом можно сказать, что государство направляет свою деятельность на то, чтобы привлечь максимум туристов в свой регион, область, страну.

Тем не менее, по статистике ЮНВТО каждый пятый турист путешествует вне пределов своей страны [2, с.15], а по статистике за 2018 год РФ не вошла даже в ТОП 10 стран по туристским прибытиям, оказавшись на 15 месте во всемирном рейтинге стран.

Для увеличения туристского потока можно использовать опыт развития сферы туризма и гостеприимства других зарубежных стран. В своей статье я рассмотрю данный опыт на примере Испании, так как она входит в ТОП 10 стран по туристским прибытиям и находится на второй позиции во всемирном рейтинге.

Современный туризм — глобальное явление XXI века, являющееся не только формой отдыха и проведения досуга, но и одной из наиболее активных форм общения людей, освоения новых территорий и ключевым сектором экономики. Туризм характеризуется избирательностью пространств, зависящей от особенностей и свойств

территории, так и от современных мотивов туристско-рекреационной деятельности. Современные потребности туристов лежат в основе формирования специализированных территориальных туристско-рекреационных систем, видоизменяющихся в пространстве и во времени. [1, с.5]

По данным Всемирной Туристической Организации (ЮНВТО), несмотря на проблемы глобальной экономики, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества туристов в мире. [1, с.202] Испания играет важную геополитическую роль, в частности, является членом многих международных организаций: ООН, НАТО, ЕС. Туризм в Испании является одним из самых развитых секторов народной экономики. Своим богатым историческим и культурным наследием Испания ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира, здесь есть всё: пляжи и курорты, новые отели, благоприятный климат и интересная гастрономия.

За последние десять лет Испания совершила огромный прорыв в области туризма. Почти все города и поселки, которые расположены на побережье, имеют огромное количество отелей, I туристических! апартаментов и! других ! средств! размещения,! развлекательные комплексы и развитую инфраструктуру. Появляются новые направления туризма: сельский туризм (или агротуризм), энотуризм и спортивный туризм.

Говоря о туризме в Испании , нужно отметить, что по числу туристских прибытий она уступает лишь Франции.[3, с.9] Тем не менее, туристский поток увеличивается с каждым годом, что позволяет предполагать, что у данной страны есть все шансы занять первую строчку во всемирном рейтинге.

Анализ современного опыта развития сферы туризма и гостеприимства в Испании является актуальным. Страна на протяжении нескольких последних лет входит в ТОП 5 стран по показателям количества прибывших туристов и полученного дохода от туристической деятельности (по данным Барометра, выпущенном в 2019г., Испания

получила доход от туристских прибытий в размере 73,8 млн долларов США).

The top 10 destinations receive 40% of worldwide arrivals

million Arrivals in top destinations % change

6 9 Franc©

& 1'

f ^^^^^^^^^^^ United States of America H4

Ctw Н "

Italy

Tufltey

Mexico ^Л5

3' ^ Germany H <

38 ^^^^^ Thailand н в

36 United Kingdom -4 ■

Top len destination« by international tourist arrival«, 2018

Рис.1. ТОП 10 стран по количеству туристских прибытий в 2018г.

Для привлечения туристского потока в свою страну государство Испании использует инструменты маркетинга, так, например, была создана своя маркетинговая программа для привлечения туристов и повышения имиджа страны, по мере реализации которой начал повышаться спрос среди туристов и тем самым начал расти их приток.

Управлением туристическим маркетингом в мировой практике, как правило, занимаются специально созданные для этой цели организации, которые способны эффективно решать наиболее широкий спектр задач и комплексно подходить к решению проблем. В Испании Генеральный секретарь по делам туризма отвечает перед Министром по торговле и туризму и является генеральным директором.

Государственный контроль в сфере туризма осуществляется Министерством промышленности, энергетики и туризма. Этому министерству подчиняется генеральный секретарь по туризму, который в свою очередь сотрудничает с Turespana - Институтом туризма Испании и органом по продвижению туризма Испании за границей. Каждые три года институтом разрабатывается стратегический план, на основании которого государство стимулирует продвижение наиболее важных программ. На текущий момент в мире работают 33 офиса Turespana, в том числе и в России.5

Turespana, активно продвигает и отдельные регионы Испании [2, с. 102].

Например, в Барселоне с 1993 г. была основана « Tourisme de Barcelona» -организация по продвижению города, |как туристской дестинации в форме консорциума, т. е. объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности. В рамках «Tourisme de Barcelona» созданы различные программы деятельности, бизнес-туризм «Barcelona Convention Bureau», рестораны «I Barcelona I Gastronomia», I спорт « Barcelona I Sport», I программа I позиционирующая Барселону как роскошную дестинацию «Barcelona Premium» [6, с. 184].

«I need Spain» - «Я нуждаюсь в Испании» - лозунг «Tourisme de Barcelona», который I отображает I положительное I отношение I туристов к I Испании I за I счёт I благоприятного климата, разнообразной средиземноморской кухни и огромного выбора курортов.

В Испании существуют такие популярные программы для привлечения туристов как карта «Madrid City Pass» и «Barcelona City Pass». В «Madrid City Pass» и «Barcelona City Pass» включены все основные достопримечательности, скидки на отели и рестораны, можно отследить наличие доступных билетов, 1но самое главное отличие 1от прежних карт « Madrid/Bsrcelona Card» в том, что все билеты приходят по электронной почте и нет

5 Ассоциация туроператоров (АТОР): официальный сайт. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/40503.html Дата обращения: 27.11.19

необходимости забирать их в специализированных центрах Мадрида и Барселоны.6 Существует 1еще множество туристских карт с различными функциями, но те, что указаны выше, являются самыми распространёнными, стоимость их варьируется от 4-12 тыс. рублей и зависит от срока действия карты.

Предложение по городским картам гостя для больших городов является важным инструментом и каналом сбыта для туристской индустрии и удобным вариантом для туристов города, которые приехали с культурными или деловыми целями. Спрос на карты гостя Испании достаточно высок.

Используются средства мобильного маркетинга рассылка SMS сообщений, установка QR-кодов на памятники и туристские объекты, создание и распространение мобильных приложений, включая бесплатные, в Барселоне в туристических автобусах предоставляется бесплатный wi-fi и разработана серия QR-кодов для смартфонов, когда пассажиры туристических автобусов на остановках могут получить информацию об объектах, сервисе, специальные предложениях [4, с. 89].

На официальном сайте Tourism Barcelona можно найти бесплатные мобильные приложения, которые пользуются спросом у туристов, такие как официальный путеводитель по городу, рестораны, «Барселона Гауди», «Средневековая Барселона», « Метро Барселоны», «Галереи Барселоны» и другие.7

За последнее время значение социальных сетей в жизни людей заметно возросло, поэтому Консорциум «Tourisme de Barcelona» активно (работает с целевыми аудиториями в интернете, так как это является мощным инструментом рекламы и продвижения туристической дестинации8. Здесь постоянно проводятся различные фотоконкурсы, после которых заметно возрастает количество подписчиков, размещаются публикации с красивыми местами и их описанием, факты из жизни коренного населения и особенностях местной кухни, отзывы и видео об отдыхе в Испании, тем самым вызывая желание посетить страну впервые или снова вернуться в неё.

По данным туристического офиса Испании, в этой стране больше всего возвращающихся туристов. 85% туристов, посетивших Испанию, делают это уже не в первый раз, при этом более 38% из них побывали здесь свыше 10 раз.

6 Online city Pass: официальный сайт по продаже туристических карт. URL: https://onlinecitypass.com/en/city-pass/madrid-city-pass-/ Дата обращения: 27.11.19

7Visit Barcelona: официальный туристический портал г. Барселоны. URL: https://www.barcelonaturisme.com/wv3/en/page/1464/mobile-apps.html Дата обращения: 27.11.19

8 Tourisme de Barcelona: официальный сайт. URL: http://www.barcelonaturisme.com/wv3/en/ Дата обращения: 27.11.19 г.

Испания позиционирует себя на туристическом рынке как страна для пляжного отдыха, I культурно- познавательного ( архитектура I Гауди), I круизного и I событийного ( различные фестивали) видов туризма, поэтому и упор делает на крупные национальные рынки, которым к привлекательны данные направления. Главная целевая . аудитория Испании - граждане РФ и стран Азии.

Важным условием успеха маркетинговой программы является использование комплексного подхода к продвижению туристической дестинации. По объему расходов на маркетинговые программы Испания занимает лидирующие позиции, например, в 2016 году на реализацию программы было выделено около 30 млн. евро, что больше на 35%, чем в 2015 году.

Туристское представительство Испании принимает участие в планировании рекламной кампании, далее отслеживает объемы реализации туристского продукта и оценивает результаты рекламной кампании.

Особенное внимание в популяризации отдыха в Испании было уделено России. Также проводилась " работа" и среди граждан Китая, для которых Испания ведущим туристическим направлением пока не является.9

Работа по продвижению страны направлена не только на туристов, но и на профессионалов в I областиI туризмаI через I различныеI средстваI распространения! информации: телевидение, интернет, факс, электронная почта и почтовые рассылки. В качестве обратной связи в рамках данной функции служит проведение анкетирования в целях анализа спроса.

Контакты и совместные мероприятия со средствами массовой информации способствуют увеличению числа позитивных публикаций и репортажей о стране как туристском направлении, в то время как количество негативных новостей, связанных с катастрофами, терроризмом и др. уменьшается.

Методы связи с общественностью включают: информационную поддержку и аудиовизуальных материалов журналистам; фам-трипы для прессы; анализ и мониторинг публикаций и репортажей СМИ, относящихся к туризму.

Очень близка по целям к функции продвижения туристского продукта функция стимулирования] сбыта,| которую I также I реализуютИ испанские I туристские I представительства.

Функцией стимулирования сбыта туристского продукта является совокупность действий, которые направлены на прямое или косвенное увеличение продаж испанского

9 Catalunya.ru: интернет-ресурс про Каталонию. URL: catalunya.ru/ Дата обращения: 28.11.19 г.

туристского I продукта. I Основными I мероприятиями, I которые I увеличивают I сбыт I туристского I продукта, I являются I фам- трипы и I workshops ( небольшие I выставочно-консультативные I мероприятия, I подразумевающие I прямые I контакты I между I представителями спроса и предложения).

Существует два вида workshops - «прямые» и «обратные». «Прямые» - это поездки представителей от испанских турфирм на рынки, которые поставляют туристов, с целью ознакомления [местных туроператоров и турагентов со своим продуктом и 1его реализация. В ходе такой поездки проводится несколько деловых переговоров на территории каждого рынка. «Обратные» workshops - это поездки представителей иностранных туристских фирм в Испанию, где они знакомятся с предприятиями испанского туристского сектора и проводят деловые встречи с их руководством. При планировании workshops учитываются предложения членов Совета по продвижению туризма и рекомендации Turespania, которые готовятся отделом по стимулированию сбыта, а также предложения самих туристских представительств. За финансирование workshop также отвечает Испанский институт Turespania.

Фам-трипы организовываются как для специалистов туристского сервиса, так и для журналистов, которые осуществляют свою профессиональную деятельность на рынке, поставляющем туристов. Иногда туристское представительство или центральная администрация могут частично или полностью финансировать фам-трипы, но чаще всего они обращаются за финансовой поддержкой к Автономным сообществам (регионам), провинциальным Патронатам по туризму и другим местным организациям с целью покрытия I расходов I на I размещение, I содержание, I транспортировку и I туристское I сопровождение гостей. Перелет, как правило, осуществляется за счет сотрудничающей с администрацией авиакомпании.

Организация фам- трипов становится эффективной при условии выполнения следующих требований: правильный подбор приглашенных гостей; качественная подготовка фам-трипа; последующее отслеживание результатов работы приглашенных специалистов.

На этом государственная поддержка не заканчивается и внушительные результаты в области туризма достигнуты именно благодаря ней.

Самые известные туркомпании, которые работают на рынке Испании это: Club de Vacaciones, Iberojet, Tiempo Libre, Travelplan, Ultramar Express, Viajes Ecuador, Viajes El Corte Ingles, Viajes Insular, Viajes Marsans, Viajes Melia, Viajes Iberia, Viajes Halcon. Ежегодно в январе в Мадриде проводится международная выставка по туризму ФИТУР.

На сегодняшний день в Испании разработан план развития в стране к 2020 году под названием Plan del Turismo Horizonte 2020. Для того, чтобы туристской отрасли Испании оставаться конкурентоспособной долгое (время, в стране будут развиваться новые бизнес-модели. Цели плана: регулировать туризм, расширив высокий сезон и развивая путешествия в малоизвестные не туристском рынке (районы, развивать туризм, используя, в том числе, иностранную рабочую силу, и продолжать вводить инновационные технологии в индустрию, которая приносит 10 % от всего дохода казны.

Нельзя не упомянуть такой важный фактор, который способствует посещению туристами Испании, - это (развитая транспортная (инфраструктура, в (стране (насчитывается 152 аэропорта, на которых работает одна государственная авиакомпания - «Иберия» и ряд частных авиакомпаний, осуществляющих рейсы в Латинскую Америку, США, Канаду, Турцию, Россию, Японию, Северную Африку и страны Европы. Наиболее крупные аэропорты находятся в Мадриде, Барселоне, Балахасе, Эль-Прате, Лас-Пальмасе, на о. Гран-Канария, в Малаге, Севилье и на о. Тенерифе.

В Испании также функционируют морские порты. Благодаря тому, что у Испании длинная береговая линия, здесь хорошо развит водный транспорт. Морской флот Испании насчитывает более чем 1800 судов. Испанские порты также имеют большое значение для испанского туризма. Крупнейшими портами Испании являются: Картахена, Барселона, Бильбао, Санта-Крусде-Тенерифе, Таррагона, Валенсия, Ла-Корунья, Малага, Хихон, Пальма-де-Майорка и Лас-Пальмас. Автомобильный и скоростной железнодорожный транспорт также хорошо развиты, что способствует увеличению притока туристов в Испанию [6, с.34].

В целом, Испания может послужить ярким примером со своей маркетинговой компанией, с помощью правильно выстроенной стратегии она заметно увеличила приток туристов в страну и стабильный ежегодный их рост, а также получила большой доход от туристического сектора. Как было указано выше за 2018 год Испания получила 73,8 млн долларов США, для сравнения РФ получила 11,8 млн долларов США.

Используя широкий комплекс маркетинговых инструментов для завоевания новой аудитории и реализуя различные мероприятия по маркетинговой программе, можно явно повысить имидж любого туристического региона и увеличить спрос туристов со всего мира на товары и услуги, предлагаемы в этом регионе.

Литература

1. Кружалин В., Мироненко Н., Зигерн-Корн Н., Шабалина Н. География туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014 - 336 с.

2. ЮНВТО. International Tourism Highlights. - Мадрид, Испания. - 30 августа 2019 г. 23 с.

3. ЮНВТО. Барометр международного туризма. - Мадрид, Испания ISSN 2223-3164 . -январь 2018 г. - С.16.

4. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. Модели туризма в ведущих туристских странах и регионах мира. // Вестник. 2012. № 1. С. 55-56

5. Цапук Д.А. Маркетинговые программы и продвижения глобальных городов на международном туристическом рынке. Современные проблемы сервиса и туризма. // Известия 5. 2015. № 2. С. 23-25

6. ЮНВТО. Слово туризма. Барометр и Статистическое приложение.- Мадрид, Испания ISSN 1728-9246 . -14 (2) марта 2016 г. - С.3.

7.1Ассоциация туроператоров ( АТОР): официальный сайт. URL: https://www. atorus. ru/ news/press-centre/new/40503.html Дата обращения: 27.11.19

8.1 Online I city I Pass: I официальный I сайт I по I продаже I туристических I карт. URL: https://onlinecitypass.com/en/city-pass/madrid-city-pass-/ Дата обращения: 27.11.19

9. Visit Barcelona: официальный туристический портал г. Барселоны. URL: https://www.barcelonaturisme.com/wv3/en/page/1464/mobile-apps.html/ Дата обращения: 27.11.19

10. Tourisme de Barcelona: официальный сайт. URL: http://www.barcelonaturisme.com/wv3/en/ Дата обращения: 27.11.19 г.

11. Catalunya.ru: интернет-ресурс про Каталонию. URL: catalunya.ru/ Дата обращения: 28.11.19 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.