Научная статья на тему 'Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на примере российского мультфильма «Маша и медведь»)'

Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на примере российского мультфильма «Маша и медведь») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
21057
951
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Араптанова О. А.

В статье дается анализ нескольких серий современного мультфильма «Маша и медведь», включая аспекты структурного, сюжетного анализа, анализа медийных стереотипов, анализа культурной мифологии, анализа персонажей медиатекстов, автобиографического, семиотического, идеологического и философского, этического, эстетического и герменевтического анализа. Данный анализ медиатекстов тесно связан с актуальной проблемой демонстрации на телеэкранах мультфильмов, которые не только не способствуют развитию детского воображения, формированию представлений ребёнка о нравственных ценностях, окружающем мире, но и наносят непоправимый вред неокрепшей детской психике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на примере российского мультфильма «Маша и медведь»)»

ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

The practice of media education

Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на примере российского мультфильма «Маша и медведь»)

Аннотация. В статье дается анализ нескольких серий современного мультфильма «Маша и медведь», включая аспекты структурного, сюжетного анализа, анализа медийных стереотипов, анализа культурной мифологии, анализа персонажей медиатекстов, автобиографического, семиотического, идеологического и философского, этического, эстетического и герменевтического анализа. Данный анализ медиатекстов тесно связан с актуальной проблемой демонстрации на телеэкранах мультфильмов, которые не только не способствуют развитию детского воображения, формированию представлений ребёнка о нравственных ценностях, окружающем мире, но и наносят непоправимый вред неокрепшей детской психике.

Ключевые слова. Медиаобразование, анализ, текст, критическое мышление, мультфильм, медиатекст, медийная информация.

The analysis of a modern children's cartoon film as audiovisual media text with educational potential (on an example of the Russian cartoon film «Masha and a Bear») Abstract. Attempt to carry out the analysis of several series of a modern Russian cartoon film "Masha and a Bear", having included in consideration aspects of the structural, subject analysis, the analysis of media stereotypes, the analysis of cultural mythology, characters; autobiographical, semiotics, ideological and philosophical, ethical, esthetic analysis of media texts. It is closely connected with an actual problem of presence on TV screens of some cartoon films which not only don't promote development of children's imagination, formation of representations of the child about moral values, world around, but also put irreparable harm to not strong children's mentality.

Keywords: media formation, analysis, text, critical thinking, cartoon film, media text, media information.

О.А. Араптанова, кандидат филологических наук, МУ «Управление образования», г. Сатка

Dr. O.A. Araptanova,

Satka, Russia

«Мультипликация - один из излюбленных видов аудиовизуальных медиатекстов аудитории самых разных возрастов, уровней медиавосп-риятия и эстетических вкусов» [Челы-шева, 2010, с.27]. Дети смотрят мультфильмы, потому что они «яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой; мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению» [Козачёк, 2007]. Мультфильм - продукт медиа. А медиа способны формировать определенные этические/ моральные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Речь идёт об этическом медиаобразовании, главная цель которого приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения, педагогическая стратегия здесь базируется на изучении этических аспектов медиа и этического анализа медиатекстов [Пензин, 1987, с.47].

В качестве примера проанализируем несколько серий современного мультфильма «Маша и медведь», включая аспекты структурного, сюжетного анализа, анализа медийных стереотипов, анализа культурной мифологии, анализа персонажей медиатекстов, автобиографического, семиотического, идеологического и философского, этического, эстетического и герменевтического анализа. Данный анализ медиатекстов тесно связан с актуальной проблемой демонстрации на телеэкранах мультфильмов, которые не только не способствуют развитию детского воображения, формированию представлений ребёнка о нравственных ценностях,

окружающем мире, но и наносят непоправимый вред неокрепшей детской психике.

Российский мультфильм «Маша и медведь» студии «Анимаккорд» впервые вышел на экраны в 2009 году С тех пор снято уже 21 серия «Маши...», сериал пользуется популярностью среди детей и взрослых. В чём его популярность, какие примеры поведения могут перенять дети, просматривая серию за серией, и в чём заложен воспитательный потенциал данного аудиовизуального медиатекста, мы рассмотрим в данной статье.

Первая серия мультсериала носит название «Первая встреча». Крупным планом в кадре показан дом, где живёт главная героиня Маша. Её появление сопровождается диссонансными относительно появления пятилетней девочки звуками битого стекла, или ружейного выстрела. Распахивается тяжёлая дверь, и на пороге возникает весёлая Маша в помятом жестяном ведре. Грохоча в нём, она спрыгивает с каждой ступеньки крыльца. Животные, которые до этого мирно отдыхают во дворе, не пугаясь пронёсшегося скорого поезда, в ужасе прячутся, когда видят свою хозяйку -ребёнка. Маша глядит исподлобья и спрашивает: «Вы где тут все?». «Все» в ужасе совершают невероятное: коза на задних копытах сливается с деревом, у которого только что паслась; пёс спиной вжимается в крышу своей конуры; поросёнок с головой скрывается в единственной луже. Естественно, все действия животных преувеличены сценаристом и режиссером. Но что из этой почти немой сцены должен

вынести юный зритель возрастом от 3-х до 9-ти лет? Ведь именно на такую целевую аудиторию и ориентирован мультсериал.

Советские мультфильмы чётко разграничивали героев на добрых и злых, учили, что добро в любом случае будет сильнее зла, что главное -быть добрым, что дело не в силе, а в воспитанности и порядочности, желании приходить на помощь друзьям и тем, кто в беде. В современных мультфильмах понятия «добро» и «зло», порой, совмещены, а красивый герой может быть и невоспитанным, и жестоким, и агрессивным. Дети ещё не умеют фильтровать медийную информацию правильно, и если они смотрят мультфильмы без комментариев родителей хотя бы в первый раз, то вполне возможно, могут подвергнуться психической атаке на разных уровнях восприятия: ядовитые цвета, агрессивная громкая музыка, безнравственное поведение героев, жестокость или цинизм их поступков. «Испокон веку детей учили на положительных примерах. Отрицательные же старались не демонстрировать, а главное, всегда сопровождали моральной оценкой. Это азы педагогики» [Шишова, 2009]. В мультфильме «Маша и медведь», как и во многих мультфильмах «новой волны», неправильное поведение героев «изображается достаточно часто и без оценочных комментариев» [Шишова, 2009].

Если внимательно прочитать русскую народную сказку «Маша и медведь» и посмотреть одноимённый современный мультсериал, можно легко заметить, что от старой доброй сказки создатели оставляют совсем немного. И новая уже

в корне другая сказка. Автор идеи, сценарист и продюсер детского комедийного сериала, российского проекта «Маша и медведь», снятого для детей от 3-х до 9-ти лет, - Олег Кузовков, за плечами которого 20-летний опыт работы с мультипликацией. Как уверяют создатели, в основу сериала была положена знакомая всем с детства сказка о Маше и Медведе, «но существенно обыгранная, с эффектом новизны» [http://mashaimed.3dn.ru/publ/ ¡8Ьгуа_эс^апуа_дегсе_тиШта_ masha_i_medved/1-1-0-5].

В народной сказке, которая может быть отнесена к волшебным [Пропп, 1998, с.23] по своей структуре: отлучка Маши в лес за ягодами, запрет не отставать от подружек, нарушение запрета, беда (медведь может съесть), спасение Маши, наказание медведя (собаки погнали в лес без оглядки), согласно В.Я. Проппу есть «некоторая исходная ситуация», за которой следуют перечисленные «функции» [Пропп, 1998, с.22]. В мультсериале «Маша и медведь» исходная ситуация всегда одна и та же: Маша уходит в лес в поисках приключений и всё время попадает к медведю. Поэтому в отличие от русской сказки, читая которую ребёнок переживает за героиню, сериал просто констатирует действия Маши. Донимать медведя - ключевое её занятие (принёс ли медведь из лесу рояль играть в своё удовольствие, она внезапно появляется и просит научить играть, при этом она сначала в обуви ходит по клавишам (серия 19 -«Репетиция оркестра»); углубляется ли медведь в свой любимый кроссворд, Маша буквально заставляет

его играть с ней в прятки (серия 13 -«Кто не спрятался, я не виноват!»); встречает ли медведь дальнего родственника, она появляется и буквально не отходит от гостя, дерётся с ним, не давая медведю и парой слов с ним обмолвиться (серия 17-«Дальний родственник»). Переживать за героиню (как обычно переживают за добрых героев) здесь в общем-то не за чем. А если не быть на стороне доброго героя и не учиться у него добрым поступкам, тогда для чего в мультфильме или сказке нужен этот герой?

Сериальную Машу героем злым полностью назвать нельзя (по идее создателей, у неё милое детское личико и яркий сарафанчик). Дети интуитивно угадывают в Маше добрую героиню, но, к сожалению, она агрессивна и эгоистична. Дети понимают: сочувствовать нечему, переживать незачем - нужно повторять за ней. И остаются правы. Русская народная сказка заканчивается возвращением находчивой внучки к бабушке с дедушкой в коробе за спиной медведя, который никак не желал отпускать домой добрую хозяйку В современном мультсериале медведь то и дело пытается, напротив, выставить навязчивую Машу за порог Но, несмотря на уверенность создателей в том, что дети поймут основную идею о доброте героини: «Медведь любит разнообразие, которое Маша внесла в ее жизнь, с ней ему тяжело, а без нее скучно» [http://www.rusactors.ru/film/ т/т^Иач-тескесШтЗех^^т!], весь сериал иллюстрирует обратное: Маша медведю надоедает. Такова основная сюжетная линия всех серий. Все изобретения и действия

героини - это отзеркаливание того, что и так могло произойти и без неё, но она вмешивается, сбивая естественный ход и порядок событий (Дед Мороз в серии 3 вёз подарки зверям, Маша переводит стрелки на ж/д путях и буквально делает его недееспособным, но, превращаясь в Снегурочку, сама развозит эти подарки; в серии 20 из-за Маши у медведя пропадает целый день общения с другом тигром, потому что и другу присутствие девочки не нравится; кому понравится ребёнок, который под столом съел 10 бутербродов с колбасой, которые предназначались гостю и мешает взрослым вести разговор?; в серии 16 Маша зачем-то варит собственную розовую кашу, переводя абсолютно все продукты в чужом доме, хотя изначально медведь ей предлагает свою кашу; в итоге каши получается гиперболически огромное количество; в серии 9 Маша, испортив своим поведением медведю целый день, который он посвятил варению варенья из малины, варит своё варенье из шишек и моркови). Чему учат эти серии?

Серий, где героиня что-то созидает и приносит в мир добро, крайне мало, в основном, она разрушает. В серии 5 - «Ловись, рыбка!» Маша от безделья мешает ловить рыбу медведю: играет на берегу в мяч, закидывает его в воду, распугивает рыбу, прыгает в жестяном вед -ре, забирает у медведя в нужную минуту сачок, путает леску его удочки и, наконец, выпускает из банки всех червей, лишая терпеливого рыбака последней надежды улов. И всё это с улыбкой! Медведь в ужасе, Маша - в восторге. Вдобавок ко все-

му в финале, как насмешка над пониманием добра и зла у юного зрителя, создатели мультфильма награждают Машу-разрушителя подарком в виде настоящей золотой рыбки на её «крючке» (не медведю-трудяге она достаётся, а ведь именно он накапывал червей, готовил удочки, упорно сидел у пруда). И именно от загаданного Машей желания теперь зависит, будет ли у медведя улов. А ведь улов и так мог бы быть неплохой, не мешай ему Маша и не причиняй столько хлопот и волнений! Какой урок вынесут юные зрители из этой серии? А ведь можно было здесь показать, что Маша рядом играет с куклой или, читает, или просто наблюдает. Ведь кроме активных разрушительных игр в мире детей есть ещё и спокойные.

Герою медведю в сериале отведена роль робкого и терпеливого Машиного наставника. Медведь чуток, очень умён, тактичен. Но для такой гиперактивной девочки, которая не понимает только покачиваний головы своего «учителя», элементарно не способна видеть ситуации, когда можно громко кричать, а когда стоит посидеть тихо, примитивной в психологической организации, нужен и наставник соответствующий. Медведя она не слушает. На неё никак не действует, к примеру то, что она часто доводит его до нервного срыва, что часто она ему мешает. Маша плачет до тех пор, пока не отдадут мяч, она не понимает, что в данной ситуации с такой игрой можно подождать. Она просто невоспитанна. Не имея способностей занять себя сама, включает программу разрушения, называемую «игрой». Всё просто. Она

ребёнок: ломает и делает, как ей нравится. Она не исправляет своих ошибок! Она не видит, что она их делает - вот в чём проблема! Это в первую очередь и видят дети, наблюдая за действиями героини, -безнаказанность. Для неё совершенно естественно приехать в дом медведя с поросёнком (куклой) в коляске и без разрешения залезть в холодильник, опрокинуть на себя молоко, надеть на голову банку (серия 18 - «Большая стирка»). Даже после того, как медведь баррикадирует холодильник и грозит ей пальцем, Маша настойчиво продолжает заходить в его дом в поисках еды: она за несколько минут успевает опрокинуть на себя варенье, измазаться в машинном масле, каше, малине, грязи. Ведь у Маши, по задумке создателей фильма, в этой серии высокая цель - она задумала накормить свою свинью, как куклу Медведь из последних сил (потому что всё это время он моет Машу и шьёт на неё новые сарафаны) пытается избавиться от непрошеной гостьи и сам везёт её домой. Но Маша по дороге снова пачкается. При этом за кадром звучит весёлая песня «О чистоте». Медведь возвращается и снова её моет, вдобавок безропотно чинит кукольную коляску. Когда у медведя заканчивается материал для новых сарафанов, он меняет девочку местами с её поросёнком-куклой и поросёнок везёт домой неуёмную Машу в коляске. Завершается серия истошным криком героини: «Ох! А наряды-то мои! Наряды мои! За-бы-ли!».

Она не выносит никакого урока. Не выносят его и юные зрители. Они посмеялись от души, над чем

предлагали авторы. Хотя и смеяться в общем-то было не над чем. А ведь стоило медведю один раз показать Маше, что врываться в чужой дом некрасиво и неправильно, стоило ему сказать ей, что для кукольной еды подойдут понарошечные продукты и кормить можно понарошку раз это игра, стоило заставить Машу хоть раз саму постирать испачканную ей же по глупости одежду (потому что то, что она делала, нельзя назвать игрой - это была идея фикс попасть в холодильник). Её кругозор узок, взор направлен на себя и свои потребности: она играла, ей было нужно! А всё, что её волновало в итоге, - это не уставшая нянька-медведь, который до внезапного появления Маши мирно стирал, который на её сарафаны израсходовал все свои ткани, не благодарность ему за отремонтированную коляску (с этим понятием героиня не знакома), не извинения за своё наглое поведение, а наряды, которые она забыла.

Круг увлечений Маши, а также знание ей детских игр ограничено катанием на трёхколёсном велосипеде (причём как на улице, так и в комнате), бросанием резинового мячика (причём также как на улице, так и в помещении) ловлей бабочек (в двух сериях) сачком. Несмотря на это, она каким-то образом взрослыми инструментами за ночь мастерит парусник в настоящую величину(серия 11 - «Первый раз в первый класс»).

Она ни в одной серии не может себя занять так, чтобы это было не проблемно для окружающего её мира. Маша не рисует, не лепит, не шьёт (если она выходит на лёд, ей

нужен медведь, чтобы научить её кататься, она его будит среди зимы (серия 10); если она захотела пойти в школу, значит, медведь должен сделать ей школу, а сама она при этом даже не предпринимает попыток научиться читать и считать, прежде чем требовать внешние формальные условия (серия 11), если она видит снегоход, она обязательно на него садится и катается, разбивая машину вдребезги (серия 14). Здесь не показана добрая положительная героиня, к которой прибегают поиграть звери, прилетают птицы, приходит из глубин леса хозяин-медведь, потому что им весело и интересно просто быть с ней рядом, потому что она многое умеет и знает много игр. Здесь всё наоборот: животные от Маши разбегаются, медведь до того, как впасть в спячку, прячет от неё все свои награды (Маша неаккуратная, может сломать, уронить - она без спросу это делает), в довершение (очень наглядная гипербола!) он ЗАКОЛАЧИВАЕТ от неё входную дверь. Если бы её не было в лесу, все (как логически следует из мультфильма) вздохнули бы свободнее.

Глядя на безмолвного медведя в мультфильме, юный зритель, безусловно, видит больше полезной информации, поскольку действия медведя - это сплошь пример для подражания: медведь трудолюбив (копает грядки, обрабатывает свой земельный участок, держит пчёл, выращивает морковь, помидоры, ёлку в кадушке), он - мастер на все руки (мастерит парту и стулья для Машиной школы, делает себе самолёт, снегоход, чинит велосипед, коляску), медведь чистоплотен и ак-

куратен, ведёт здоровый образ жизни (делает зарядку с пробежкой, отжимается, для встречи с медведицей надевает бабочку, стирает), он продолжает обучаться (медведь читает книгу о шашках «Наука побеждать»), разбирает сложные чертежи по конструированию «снегохода многоцелевого»), медведь не теряет опыт своей цирковой профессии и по Машиной просьбе всегда жонглирует даже подручными предметами, медведь очень запасливый, практичный (у него всегда полный холодильник различной еды: чтобы мыши не погрызли коробки с крупами, перед спячкой он прячет их на самые верхние полки и тщательно закрывает, ульи с пчёлами заносит на зиму в дом), умеет кататься на лыжах, коньках, варить варенье, у медведя есть свои увлечения (разгадывает кроссворды, играет на рояле и гитаре, любит футбол, рыбалку), он очень гостеприимен, к нему приезжает родственник панда, цирковой друг тигр, свежей морковкой на его участке любит лакомиться заяц. Вдобавок в нём скрыты отличные педагогические задатки. Наблюдая за активностью Маши по отношению к приехавшему в гости родственнику, за проявляющейся между ними нездоровой конкуренцией (кто больше выпьет чая и съест конфет) медведь даёт в руки гостю и Маше поочерёдно веник, ковёр для выбивания, ведро с краской, кузовки для малины. Из бесцельной активности он извлекает практическую пользу Пока панда и Маша бегают друг за другом в деревянном колесе, медведь наслаждается яркой иллюминацией на своём участке. В

серии 13 - «Кто не спрятался, я не виноват» - медведь сначала играет с Машей в прятки дома, потом, понимая, что она может опять уронить все его кубки или шкаф, предлагает играть на улице. Это очень добрый положительный герой, но в мультфильме он не главный. Ведь детям ближе по возрасту и духу героиня Маша, а не зануда-медведь. К тому же в мультфильме по «идейным соображениям» создателей он создан немым. В названии сериала имя главной героини стоит на первом месте.

А ведь если бы мультфильм был поучительным, медведь, к примеру, объяснил бы любопытной девочке, что его спячка - не просто сон, а необходимое состояние пониженной жизнедеятельности, рассказал бы, что так делают все лесные медведи. Поняла бы Маша и не пришла к нему не замечая очевидного, повторять наивно: «Миш, ты спишь?» и не стала бы многократно требовать: «Поиграй со мной!». Ведь «через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Мультфильм - это эффективное средство воспитания ребёнка» [Козачёк, 2007].

Исследования Д.В. Андрющен-ко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой позволяют выделить несколько признаков «вредного мультика», который ребёнку лучше не смотреть: 1) главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персо-

нажей, причём подробности жёсто-кого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются»; 2) де-виантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения; 3) демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами; 4) распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя [Козачёк, 2007].

Перед первой встречей с медведем Маша успевает в лесу напугать белку и схватить за шею зайца, бесцеремонно протащив по тропинке. Не очень хороший пример демонстрирует юным зрителям Маша, когда залезает на высокую лесную

яблоню, прыгает на каждую ветку. Надкусанные яблоки падают вниз, а за ними с самой вершины Маша. Если ребёнок захочет повторить такой трюк в реальности, не всегда тот, кто поймает, может оказаться рядом. А моментов, которые могут подтолкнуть ребёнка повторить за гиперактивной героиней её действия в мультфильме немало. Единственное, чего боится Маша, это пчёл. От них она бегает по территории медвежьего сада, потому что перед этим сама роняет все ульи. Спровоцировала вылет пчёл сама, хотя понимала, что пчёлы - это опасно.

Чему учит ребёнка этот алогизм в поведении Маши? В интерпретации получается, что маленькая Маша врывается в громадный мир, жизнь которого до неё протекает размерено и в целом прекрасно. С приходом этого маленького человека в жизнь большого мира приходят и огромные проблемы, тревога. По признанию автора сериала О.Кузовкова: « Идея сделать анимационный сериал «Маша и медведь» зародилась у него в голове 14 лет назад после отдыха в Крыму» [http://kstati.by/news/view/ 6826.htm]: на пляже «была маленькая, но очень активная девочка «без комплексов», которая через пару дней заставила всех взрослых зарываться в гальку и заплывать за буйки. Так что у непоседы Маши есть реальный прототип» [http://kstati.by/ news/view/6826.html].

Может быть, это мультфильм исключительно для взрослых? Смешной мультфильм о непутёвой девочке, которая смешно чудит, имеет маленький лексический запас, но это не мешает ей вполне по-

взрослому рассуждать, например, о любви (серия 4 - «Весна пришла!»). Многие сайты пестрят комментариями именно такого плана: «Мультик не для детей, а для взрослых, которые тешатся над жестокостью» [martynova_victoria, 30.112011] [http://www.irecommend.ru]. В серии 7 «С волками жить...» только взрослый может правильно понять циничный смех медведя, когда он читает текст записки от волков, вык-равших Машу: «Вернём Машу за холодильник!». Детям с нормальной психикой такой смех (а они ощущают себя на месте пойманной героини) в опасной ситуации вряд ли бы показался добрым. Дети могут понять это по-другому: взрослый мир будет смеяться в тот момент, когда ты попадёшь в подобную ситуацию. Отсюда как реакция родится новый цинизм, детский.

Какие черты Машиного характера из мультфильма ребёнок должен взять за образец? Навязчивость? Наглость? Истеричность? Чему он должен научиться: волочить зайца за горло, залезать на высокие деревья, играть с пчёлами, грубить, есть под столом бутерброды, показывать язык, пачкаться в машинном масле; отказываться от каши, которую сварили взрослые. В первой серии Маша, впервые оказавшись в доме у медведя, роняет (зачем вообще она к ним прикасается?) все награды и кубки, не получая ни наказания, ни замечания. Знакомство Маши и медведя вообще комично: медведь замечает девочку, которая прыгает у него на кровати, поднимая пух и перья, а вместо слова «здравствуйте», героиня изрекает: «Ты кто та-

кой?». «Проследив за приключениями героев и посмеявшись над комичными ситуациями, в которые попадают персонажи, в особенности мохнатый Мишка, ребёнок усвоит урок, потому что история не только смешная, но и поучительная» [http://veselaya-karusel.ru/istoriya-sozdaniya-multfilma-masha-i-medved/]. Если то, что Маша без разрешения залезает в дом медведя и вместо того, чтобы убрать следы разрушений, которые она учинила (в советском мультике она хоть печь затопила и робко легла на лавочку), она прыгает на его кровати, можно считать уроком, то есть образцовым поведением (ведь наказания Маши за эти поступки не следует), страшно подумать, что же, по мнению создателей, является отрицательным примером поведения.

В советском мультфильме «Девочка и медведь» («Союзмультфильм», 1980) заблудившаяся в лесу девочка, боязливо заглянув в чужое жилище и увидев там медведя, тут же бросается вон. Медведь её останавливает словами: «Что же ты, и не поздоровалась!». Воспитательный момент. Девочка исправляется: «Здравствуй, дедушка Медведь!». На что медведь интересуется, кто к нему пришёл, и получает ответ: «Маша». Так происходит диалог Неужели за тридцать один год концепция воспитания изменилась? Как следует из примера поведения героини современного мультфильма, «здравствуйте» взрослым можно не только не говорить, но и обращаться к ним на «ты», вести себя неподобающим образом в чужом доме и входить без разрешения. На первую и последнюю уг-

розу (медведь в первой серии, зажав в лапах, страшно зарычал на Машу что вполне логично и соответствует и статусу хозяина дома, и зверю) девочка цинично шутит: «Ещё-ё-ё!». Пять раз выставляет медведь навязчивую гостью за дверь, пять раз она возвращается, страшной силой открывая дубовую дверь и припечатывая хозяина к стене. Заканчивается серия тем, что медведь решает сам попрыгать на своей кровати. Взрослый, может, и поймёт глубинную мысль создателей, но дети поймут отсюда единственное: что не запрещено - разрешено.

Во второй серии, которая называется «До весны не будить!», Маша снова появляется в доме впавшего в спячку медведя и кричит ему в ухо: «Поиграй со мною! Поиграй со мною!», открывает ему глаза, тыкает в нос и прыгает на нём. Безобидная фраза «Ты спишь, что ли?» характеризует её эгоизм. На естественное молчание Маша отвечает тем, что идёт в чулан, где зимуют у аккуратного медведя ульи с пчёлами, бьёт палкой по всем ульям и выпускает пчёл, при этом с её лица не сходит лукавая улыбка. Возникает вопрос: если в первой серии было показано, что Маша боится пчёл, зачем, понимая, что они несут опасность, во второй серии она их будит? Естественно, она опять бегает от них по всему дому Вновь с её приходом у медведя разгром. Вдобавок от грохота и пчёл, залетевших под одеяло, просыпается сам медведь. Вместо извинения за беспорядок девочка нагло спрашивает: «Может, уже поужинаем уже?». На что от медведя снова нет ни сердитого взгляда, ни призыва

всё убрать. Медведь безропотно начинает готовить, а Маша всячески мешать. Одно из часто повторяемых ею действий - надевать на голову банки, кастрюли, вёдра. Она вообще, согласно идее создателей, любит всё, что гремит и ломается. Во второй серии мультфильма впервые возникает мотив «дети и огонь». Спички появляются в руках у Маши, как только медведь не доглядел. Медведь грозит ей пальцем, но она успевает зажечь огонь. За эту игру медведь первый (из двух раз) ставит Машу в угол, из которого она нагло показывает язык.

В третьей серии «Раз, два, три! Ёлочка, гори!» предусмотрительный медведь просыпается за несколько часов до прихода Нового Года. Поливает припасённую заранее елочку и украшает гирляндами с шарами из коробки. Внезапно появившись, Маша дарит медведю поздравительную (собственного изготовления) открытку и бежит к ёлке. Она тянет что есть силы за нижний золотой шар, так, что ёлочка чуть не падает, срывает его. Интересный факт: медведь украшал (созидал) ёлку один, появляется Маша и начинается процесс разрушения созданного. При попытке забрать у неё шар, Маша устраивает истерику с криками и плачем. Один её открытый глаз свидетельствует о том, что всё это - лишь театральное дей ство. Она следит за поведением медведя, который все игрушки перевешивает наверх. В тот момент, когда верхушку украшает остроконечная звезда, Маша исторически требует: «А мне, мне! Дай мне!», тянет медведя за ногу и плачет. Не слишком ли много беспричинного плача за две ми-

нуты? Отвлечь её медведю удаётся жонглированием шарами. Он удаляет Машу на высокий шкаф, устраняет беспорядок в комнате. Маша на шкафу находит коробку с петардами (как они тут кстати, в кадре). Мотив «дети и огонь» возникает во второй раз. Только если в прошлый раз за зажжённую спичку Маша понесла наказание, то в этот раз за сорванный запал с петарды, Маша получила настоящее цирковое представление. Потому что медведь, летая на петарде по комнате, являл чудесное зрелище. За кадром звучит традиционный для цирковых представлений «Марш для клоунов». Происходящее в комнате медведя юные зрители воспринимают, с подачи создателей фильма, как весёлую клоунаду но не как опасность пожара. Финалом клоунады является сгоревшая от огня ёлка. Для любого ребёнка чёрное дымящееся дерево посреди комнаты, которое ещё секунды назад сияло и переливалось, представляло бы неприятную картину, наводило бы на определённые мысли. Но в сериале всё иначе. Медведь, который полными от ужаса глазами глядит на бывшую, с такой заботой украшенную ёлку разводит от бессилья руками. А та, по чьей вине это случилось, кажется, вообще ничего не понимая, сидит на петарде и весело кричит: «Мишка! И я, я тоже хочу полетать!». Маша опять не увидела того, что сделала. И опять урок не усвоен. А что увидят юные зрители? В сердцах медведь забирает опасную пиротехнику у Маши и выбрасывает в сугроб неподалёку от дома.

Третья серия приносит три победы авторам и создателям на раз-

личных анимационных конкурсах. Но именно эту серию пронизывает мысль об огне как о безопасном и доступном для детей средстве игры. Медведь оправляется в лес за новой ёлкой (спрашивается: к чему, для чего и почему вся эта канитель? Ответ: Маша играет). Девочка сидит на пиле, переваленной через плечо медведя. При этом внизу экрана не написано об опасности повторения такого трюка в реальности. Как только медведь отвлекается, Маша отлучается побаловаться с маршрутно-конт-рольным устройством механического перевода стрелок на железнодорожном пути. Совершенно случайно в глубоком лесу появляется железная дорога и это устройство. Маша качается на рычаге и (мы видим, сколько силы, оказывается скрыто в Маше) усилием переводит стрелки, создавая аварийную ситуацию. Сила и умения Маши направлены на разрушение. Ощущение такое, что в одну серию хотели вложить максимум действий, запрещённых для повторения пятилетнему ребёнку и вообще для повторения (не только детям). Юные зрители извлекают новую информацию о том, для чего действительно нужны такие устройства.

В созданную Машей аварийную ситуацию попадает добрый Дед Мороз, который, ничего не подозревая, напевая, в этот момент катится на дрезине по соседнему пути. В итоге на страшной скорости его дрезина въезжает в тупик и переворачивается. Дед Мороз, мешок, посох - всё отлетает на несколько метров и падает в сугроб. Маша не видит и не понимает, что она - причина такого

крушения, с улыбкой, сидя у медведя на лапах говорит: «Это был Дед Мороз. Да-да!». Это ли не верх детского цинизма? Старенького Дедушку Мороза медведь вынимает из сугроба за ногу. При таком ударе он без сознания. Пока медведь держит его за одну ногу вниз головой над сугробом, Маша спрыгивает на снег и весело кричит: «Ура! Дед Мороз пришёл!». Что это - действительно насмешка над старостью и беспомощностью человека или крайняя степень неадекватности? В доме Маша опустошает мешок с подарками и выносит за порог все коробки. Жадный ребёнок, который пытается вынести единовременно восемь огромных коробок. Медведь преграждает ей путь, сообщая, что эти подарки - зверям и птицам в лесу Тогда Маша разочарованно спрашивает: «Это что, всё не мне? Не дам!». Она ложится на подарки и злобно исподлобья смотрит на медведя. Дети видят и жадность, и эгоизм. Наконец, Машу превращают в Снегурочку и только в таком образе она делится подарками с лесными жителями. Здесь тоже нет созидания и исправления ошибок: если бы она не вмешалась с переводом стрелок, эти бы подарки великолепно раздал бы сам Дед Мороз, перед которым, кстати, она так и не извиняется. В финале мультфильма возникают и выброшенные в сугроб медведем петарды. Их поджигает Маша бенгальским огнём (мотив «дети и спички» в сериале возникает в третий раз). Она верна себе, предыдущие ситуации ничему её не научили. Медведь, правда, успевает отнести её на безопасное расстояние. Очень показательно то, что, когда Маша на

весь лес кричит «Ура!», а небо над лесом озаряется новогодним салютом, лесные звери сидят далеко на пригорке (на всякий случай от неадекватной героини) и наблюдают за этим действом.

Есть в этом фильме и несколько положительных примеров, которые подаёт Маша. Но такое поведение - скорее исключение, чем правило. В серии 15 «Будьте здоровы!» медведь увлечённо конструирует игрушечный самолёт. Открывает дверь, чтобы апробировать своё устройство и видит Машу, которая с мячом идёт к нему. Он начинает метаться по комнате, прячет игрушку в камин, из него сыплется сажа, заставляя медведя чихнуть. В этот момент появляется Маша, видит, что он чихает и задаёт логичный, но очень неоднозначный с точки зрения русского языка детский вопрос: «Миш, ты что, больной?». Обычно в такой ситуации используется составное именное сказуемое не с полным прилагательным «больной», а его краткой формой «болен». Неоднозначное ироничное прочтение, безусловно, появляется в вопросе Маши не просто так. Это ещё один способ показать юным зрителям, как можно посмеяться над взрослыми в неподходящий момент. Медведь понимая, что это действительно способ отделаться от Маши хотя бы на этот день, утвердительно качает головой. Маша, не задумываясь, ставит его перед фактом: «Тогда я доктор!». С её слов: «Лежим, голубчик, лежим!» у медведя начинается другая жизнь, окруженная заботой Маши. Она сама (и опять, откуда столько силы?; в серии 6 «Следы

невиданных зверей » она даже не могла поднять детскую лопаточку со снегом) раздвигает для медведя диван, кладёт ему подушки под голову и под ноги, придвигает самовар, поит его чаем с малиной. И так - на протяжении всей серии: Маша приносит медведю указанные книги, поит горячим чаем, приносит горшок, сушки - только бы больной не вставал. Когда заканчивается в самоваре кипяток, медведь хватается за горло, показывая, как необходим для него чай-лекарство. Первый и единственный раз Маша глядит на него жалостливо. И сама идёт с ведром за водой. Потом следует новый плановый осмотр и: «Срочно, постельный лежим!».

Так в серии 15 (одной из 21-ой) Маша оставляет медведя в покое (он может и на гитаре поиграть, и телевизор посмотреть, и заняться всеми хобби, от которых раньше всё время она отвлекала) и действительно заботится о нём. Хотя привыкший к её проказам глаз юного зрителя каждую минуту ждёт здесь подвоха. Маша очень честно ходит несколько раз с вёдрами за водой, наполняя самовар медведя. Играя со своим самолётом в минуту отлучки Маши, медведь поскальзывается, падает и действительно ушибает поясницу Не имея возможности разогнуться, в таком виде он встречает Машу Она ставит ему болезненный укол, бежит к скорой помощи. А вот и долгожданные проказы. Волки на носилках заносят медведя в свою старую машину «Скорая помощь», потом нечаянно отпускают её с горки: медведя в такой поездке сильно трясёт. Выходит он оттуда совсем здоровый, делает

колесо. В финале от пыли он вновь чихает, Маша со шприцем в руке говорит: «А я знаю, как лечить!». Примитивные фразы Маши из сериала стали популярными у детей. Но в мультфильме их произносит пятилетняя девочка, а в жизни ими пользуются школьники [http:// tsitaty. o rg/tsitaty-iz- multfilma-masha-i-medved/]: Ничего-то ты, Мишка, не знаешь... Сейчас меня покормят, сейчас я буду кушать. А я знаю, как лечить! Это не медведь. Это лось какой-то! Поделись с ребенком. Вот это здооорово! Мишка! А ты че не спишь?! Вкусновато, но маловато! Пять минут - полет нормальный. Во, заколотился! и т.д.

Чтобы сделать объективный вывод о наличии в мультфильме воспитательного потенциала, о соотношении количества отрицательных и положительных примеров, которые видит здесь юный зритель, мы провели подсчёт положительных и отрицательных примеров (единиц) во всём сериале (таб.1).

В целом, общее количество (отрицательных и положительных) примеров поведения Маши 165. Из них 37 (22%) - это примеры положительного характера, то есть те, которые действительно учат и воспитывают ребёнка: доброта, стремление учиться, познавать мир, взаимовыручка, помощь взрослым, послушание. А 128 (78%) - это примеры отрицательного характера. А ведь «еще в 1970-е годы психологи установили, что модели поведения, которые демонстрируют обаятельные герои экрана, обладают огромной притягательностью. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформи-

Таб.1 Положительный и отрицательный потенциал действий главной героини мультфильма «Маша и Медведь»

Положительные примеры и действия Маши Отрицательные примеры и действия Маши

1 серия. 1. Ставит разбросанные ей кубки на полки. 1. Прыгает в ведре по ступенькам. 2. Волочит зайца за шею. 3. Залезает на высокую яблоню. 4. Надкусывает и кидает яблоки. 5. Срывается и падает с дерева. 6. Роняет ульи с пчёлами, выпускает чужих пчёл. 7. Учиняет беспорядок в доме медведя и вокруг дома. 8. Показывает язык. 9. Роняет кубки в чужом доме. 10. Прыгает на кровати в чужом доме. 11. Дверью припечатывает медведя к стене. 12. Пять раз возвращается в чужой дом, после того, как её выставляют за порог, чтобы прыгать на кровати.

2 серия. 2. Протягивает медведю руку, чтобы помочь ему подняться из погреба. 13. Отбирает у зайца морковку. 14. Входит в чужой дом без стука. 15. Пристаёт с вопросами и просьбами к спящему медведю. 16. Прыгает на спящем медведе. 17. Бьёт палкой по ульям с пчёлами, провоцируя их вылет. 18. Бегает от пчёл, загоняет их медведю под одеяло. 19. Мешает медведю готовить еду. 20. Надевает на голову кастрюлю и бегает. 21. Играет со спичками. 22. Показывает медведю язык. 23. Бьёт в нетерпении ложкой по столу и кричит: «Кашу! Кашу!»

ровавшейся системой ценностей. Если хулиганское поведение на экране никак не наказывается, очень высока вероятность, что дети будут ему подражать» [Шишова, 2009].

Воспитательный потенциал в мультфильме «Маша и медведь» есть. Если рассматривать его на примере поведения главной героини, которую стараются копировать дети, то он составляет всего 22%. Остальные воспитательные моменты в данном аудивизуальном меди-атексте если и есть, то остаются глу-

боко вне поле зрения ребёнка. Всё, ради чего дети смотрят этот мультфильм, это чтобы почерпнуть для себя примеры, наиболее выпуклые, яркие и комичные. Именно таких, отрицательных, примеров поведения Маши здесь 78%. Приходим к выводу, что для детей неконтролируемый и некомментируемый взрослыми просмотр современных мультфильмов крайне вреден. Современный российский мультфильм перестал быть «трогательным», «душевным», «забавным»,

3 серия. 3. Поздравляет медведя с Новым Годом поздравительной открыткой собственного изготовления. 4. Принимает участие в лечении Деда Мороза. 5.Поздравляет животных леса с Новым Годом и дарит подарки. 1. Тянет за ёлочное украшение. 2. Подбрасывает стеклянный шар, как резиновый мячик. 3. Устраивает истерику. 4. Тянет медведя за ногу в тот момент, когда у него в руках коробка со стеклянными игрушками. 5. Устраивает истерику. 6. Вынимает из коробки все шары для жонглирования, кидает медведю под лапу. 7. Скидывает со шкафа коробку с петардами, срывает с одной запал. 8. Не прибирает дом после взрыва петарды, просит «покатать» её на петарде. 9. Сидит на пиле. 10. Катается на рукояти маршрутно-контрольного устройства, переводящего стрелки железнодорожных путей. 11. Переводит стрелку, создавая аварийную ситуацию. 12. Не извиняется перед Дедом Морозом. 13. Присваивает себе все подарки из мешка Деда мороза. 14. Не хочет делиться подарками со зверями. 15. Поджигает своим бенгальским огнём петарды.

4 серия. 16. Выпрашивает у медведя конфеты, которые он несёт медведице. 17. Съедает все конфеты, мусорит в лесу фантиками. 18. Облизывает пальца после еды. 19. К незнакомому взрослому обращается: «А это ещё кто?» 20. Вмешивается во взрослые разговоры.

5 серия. 6. Играет в мяч. 21. Бросает мяч в морду медведю. 22. Играет в мяч на берегу, где медведь ловит рыбу. 23. Устраивает истерику. 24. Бросает мяч в поплавок медведя. 25. Прыгает в ведре. 26. Забирает у медведя сачок. 27. Распускает из банки накопанных медведем для рыбалки червей. 28. Играет с удочкой, запутывает леску.

6 серия. 7. Катает снежки. 8. Изучает следы животных. 29. Катает ком снега, запускает в окно медведя. 30. Отказывается убирать лопаткой снег. 31. Кидает снег в медведя.

7 серия. 1. Играет с наградами медведя, отказывается возвращать их. 2. Прыгает в клоунской шляпе вокруг медведя. 3. Выпрашивает конфету словами: «Хочу! Хочу!» 4. Трогает руками незнакомый предмет у двери. 5. Садится за руль сломанного автомобиля, катится с горы.

8 серия. 9. Просит медведя достать с высокого дерева яблоко, а не лезет сама. 10. Благодарит медведя за сорванное яблоко. 6. Садится на чужое место, отказывается покинуть его. 7. Отбирает пульт от ТВ у медведя. 8. В помещении играет в мяч. 9. На приглашение медведя играть отвечает: «Да ну тебя!» 10. Выпрашивает мобильный телефон у медведя словами: «Хочу! Хочу! Хочу!» 11. Постоянно звонит и тревожит медведя по пустякам. 12. Надкусывает выпрошенное у медведя яблоко и выбрасывает.

9 серия. 11. Дует на ложку, прежде чем попробовать горячее варенье. 12.Проявляет организаторские способности, поручая зверям задания по сбору овощей и шишек. 13. Приглашает уставшего медведя к столу и наливает ему чай. 14. Снимает с лапы медведя банку. 13. Съедает малину, которую медведь собирал для варенья. 14. Съедает корзину яблок, мусорит огрызками. 15. Пачкает малиной своё лицо и одежду. 16. Надевает на голову банку. 17. Залезает на пирамиду из 18-ти банок и помещается там вниз головой. 18. Провоцирует попадание медвежьей лапы в банку. 19. Варит варенье в кастрюле на раскалённой плите.

10 серия. 15. Учится кататься на коньках сама. 20. Повторяет за взрослыми сложный прыжок на коньках. 21. Идёт будить медведя посреди зимы, чтобы он научил её кататься на коньках. 22. Спящего медведя ставит на ролики и ведёт на лёд. 23. Привлекает внимание взрослых ложными действиями: «Ой, падаю, падаю, падаю!».

11 серия. 16. Проявляет желание учиться. 17. Поздравляет медведя с Первым сентября и дарит ему букет цветов. 18. Быстро учится читать. 19. Делает парусник. 24. Катается на велосипеде в помещении. 25. Не здоровается со старшими. 26. Задевает колесом велосипеда столик медведя, от чего ломается его парусник. 27. Не благодарит медведя за то, что он сделал по её просьбе «школу». 28. Портит тетрадь. 29. Стучит партой, громко кричит. 30. На уроке арифметики не считает яблоки, а ест их. 31. Берёт в руки взрослый молоток.

12 серия. 20. Охраняет морковку медведя от зайца. 1. На просьбу помочь отвечает: «Неа, я лучше бабочку поймаю!». 2. Ловя зайца, учиняет беспорядок в доме медведя. 3. Ходит по грядкам, которые возделывает медведь, когда ловит бабочку.

13 серия. 4. Заставляет медведя играть с ней в прятки. 5. Прыгает на кровати. 6. Надевает на голову банку.

14 серия. 21. Просит у медведя прощения за разгром. 22. Бежит на помощь медведю. 23. Видит свою вину, встаёт в угол. 7. Прыгает в ведре в сугроб. 8. Надевает ласты, чтобы прыгать по снегу. 9. Садится за руль взрослого снегохода без разрешения, разбивает его.

15 серия. 24. Искренне беспокоится за здоровье медведя. 25. Заботится о медведе: кипятит самовар, поит его чаем, ходит за водой. 10. Играет мячиком в помещении.

16 серия. 26. Отмывает помещение от остатков каши. 27. Осознаёт, что «кашу заварила она». 11. Мешает медведю играть в шашки, забирая их. 12. Играет шайбой в помещении, попадает в голову медведю. 13. Отказываясь от каши, говорит: «Фу!». 14. Пользуется электрической плиткой без присмотра взрослых. 15. Устраивает дома взрыв розовой кашей.

17 серия. 30. Исполняет для гостя роль экскурсовода. 31. Помогает медведю убраться в дому, пилит дрова, собирает малину. 16. Окликает медведя и его родственника свистом. 17. Не умеет себя занять в одиночестве: «Ох, и скукотень!». 18. Спускается на велосипеде по ступенькам. 19. Навязывает своё знакомство. 20. Едет на велосипеде на голове. 21. Садит Панду без его согласия на свой велосипед и везёт по кочкам. 22. Ссорится и дерётся с гостем, не уступая ему пространство кресла. 23. Шалит, а потом лицемерно улыбается медведю, как будто это не она. 24. Надевает банку на голову. 25. Отбирает у гостя карандаши и ручки. 26. Показывает гостю язык.

18 серия. 32. Моется под душем. 1. Разливает молоко. 2. Не смотрит под ноги, когда идёт, обливается кашей. 3. Падает в камин, пачкается. 4. Пытается выломать дверь в дом медведя. 5. Трясёт куст с малиной и пачкается в малине. 6. В пруду залезает в тину, чтобы поймать рыбу. 7. Пачкается, играя с машинным маслом.

19 серия. 33. Хочет научиться играть на рояле. 34. Проявляет успехи в обучении игре на рояле. 8. Ходит ногами по клавишам рояля. 9. Раскручивает и закручивает стульчик у рояля. 10. Стучит по клавишам.

20 серия. 35. Принимает участие в поисках тигра. 36. Обучается у тигра отдельным посильным цирковым трюкам. 11. Съедает под столом 10 бутербродов, предназначенных для гостя. 12. Не уступает взрослому гостю альбом с фотографиями. 13. Прыгает на дорожном чемодане гостя. Смеётся над взрослыми. 14. Гостю вместо «здравствуйте!» говорит: «Ты кто такой?». 15. Возвращается семь раз в дом, из которого её выставляют за плохое поведение.

21 серия. 37. Приходит в гости ко всем лесным зверям и дарит всем подарки из волшебного цилиндра. 16. Продолжает стучать в дверь после того, как её открыли. 17. Открывает шкафы в доме медведя без его разрешения.

«милым», наиболее значимым здесь «становится не столько внешняя оболочка медиатекста, сколько его внутреннее содержание» [Че-лышева, 2010, с.27]. Созданные на манер западных, многие яркие российские мультфильмы полны агрессии. А главные герои, порой не воспитывают добрыми поступками, а подают ломающие психику детей отрицательные примеры. На наш взгляд, современные мультфильмы

отнюдь не формируют этические/ моральные нормы поведения ребёнка в социуме, а учат его недопустимым для нашей культуры и воспитания жестокости, цинизму, стремлению к разрушению. Мультфильм как аудиовизуальный медиатекст, оставаясь эффективным средством решения благородных задач воспитания ребёнка, в настоящее время становится орудием манипулирования сознанием детей.

Литература Козачёк, О.В. Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка // Здоровье и экология. 2007. 3 апреля. [Электронный ресурс] http://www.volgograd.ru/ theme/info/zozh/95911 .pub

Пензин, С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. унта, 1987. 176 с.

Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.

Федоров, А.В. Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты, тесты, контрольные задания. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 136 с.

Челышева, И.В. Анализ медиа-текстов на занятиях в студенческой аудитории в рамках деятельности научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетент-ность» при Таганрогском государственном педагогическом институте // Ме-диаобразование. 2010. № 3. С. 25-77. http://edu.of.ru/attach/17/82350.PDF

Шишова, Т. Меня воспитал телевизор // Толк и польза. 2009. № 6. http:/ /www.tolk-i-polza.ru/show/ 6653?mode=full

References Chelysheva, I.V. Analys of media texts on employment in student's audience within the limits of activity of the scientifically-educational center «Media Education and Media Competence» at the Taganrog State Pedagogical Institute // Media Education. 2010. N 3, p.25-77. http:/ /ed u.of. ru/attach/17/82350.PDF

Fedorov, A.V. Media education and media competence: questionnaires, tests, control tasks. Taganrog: Publishing house Taganrog State Pedagogical Institute, 2009. 136 p.

Kozachyok, O.V. Cartoons: their influence on mentality the child // Health and ecology. 2007. April, 3rd. http:// www.volgograd.ru/theme/info/zozh/ 95911.pub

Penzin, S.N. Cinema and esthetic education: methodological problems. Voronezh: Publishing house of Voronezh State Universit, 1987. 176 p.

Propp, V.J. Morfologija of a Farry Tale. Historical roots of a magic fairy tale. Moscow: Labyrinth, 1998. 512 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shishova, T. I was brought up by the TV // Sense and advantage. 2009. N 6. http://www.tolk-i-polza.ru/show/ 6653?mode=full</magic>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.