Научная статья на тему 'Анализ социологических подходов к феномену спорт'

Анализ социологических подходов к феномену спорт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Спорт / социология спорта / Торстейн Веблен / Гюнтер Люшен / Пьер Бурдье / парадигмы. / Sport / sociology of sport / Thorstein Veblen / Gunther Luchen / Pierre Bourdieu / paradigms.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брыкова Светлана Сергеевна

В статье анализируются исторические подходы к изучению социологами феномена спорт. Рассматриваются основные парадигмы и концепции, в том числе и ныне существующие. Анализируются взгляды отдельных социологов на спорт, оценивается их актуальность сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of sociological approaches to the phenomenon of sport

The article analyzes historical approaches to the study of the phenomenon of sport by sociologists. The main paradigms and concepts, including those currently existing, are considered. The views of different sociologists on sports and their relevance is analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ социологических подходов к феномену спорт»

Анализ социологических подходов к феномену спорт Analysis of sociological approaches to the phenomenon of sport

Брыкова Светлана Сергеевна

Аспирант 2 года обучения Бурятский государственный университет Имени Доржи Банзарова Россия, г. Улан-Удэ e-mail.ru: s8yckova@yandex.ru

Brykova Svetlana Sergeevna

The 2nd year postgraduate student Dorzhy Banzarov Buryat State University Russia, Ulan-Ude e-mail: s8yckova@yandex.ru

Аннотация.

В статье анализируются исторические подходы к изучению социологами феномена спорт. Рассматриваются основные парадигмы и концепции, в том числе и ныне существующие. Анализируются взгляды отдельных социологов на спорт, оценивается их актуальность сегодня.

Annotation.

The article analyzes historical approaches to the study of the phenomenon of sport by sociologists. The main paradigms and concepts, including those currently existing, are considered. The views of different sociologists on sports and their relevance is analyzed .

Ключевые слова: Спорт, социология спорта, Торстейн Веблен, Гюнтер Люшен, Пьер Бурдье, парадигмы.

Key words: Sport, sociology of sport, Thorstein Veblen, Gunther Luchen, Pierre Bourdieu, paradigms.

До приобретения спортом массового характера социологи его специально не изучали, только вместе с другими интересовавшими их явлениями были совершены некоторые умозаключения или наблюдения, касающиеся спорта. Достижения здесь были связаны с именами классиков социологии. Например, в «Теории праздного класса» Торстейн Веблен трактовал спорт как социальный феномен, появление и распространение которого связано с образом жизни праздного класса, которому некуда девать время, деньги и физические силы.

Иллюстрирует отношение к спорту, по крайней мере, к одному из его популярных видов, высказывание Веблена: «Плодами культуры, реализуемыми в футболе, являются экзотическая дикость и коварство. В футболе восстанавливается в своих правах темперамент раннего варварства и вместе с тем происходит подавление как раз тех нравственных качеств, которые полезны для общества и экономики». Данное наблюдение актуально и сейчас. В азарте спортивной борьбы за мяч в контактных видах спорта со спортсменов эпизодами слетает человечность, проявляются животные инстинкты, однако с этим борются.

Несмотря на такую оценку футбола, Веблен всё-таки отмечал и полезные функции спорта, но только для индивида и отдельных групп, а не общества в целом. «Уверенность в своих силах и чувство товарищества замечательны, но такое обозначение соответствующих качеств является несколько вольным, разговорным. С иной точки зрения их можно было бы назвать свирепостью и приверженностью своему клану».

Таким образом, можно отметить, что Веблен видел в спорте ещё один механизм для формирования раскола и вражды. Можно сказать, что, отчасти, это верное наблюдение. Свидетельством этого могут служить околоспортивные фанатские стычки. Помимо этого, Веблен отмечал в спортивных состязаниях и такие негативные явления, как запугивание, обман, фальшь. В современном мире на крупных состязаниях данные негативные явления ограниченны усовершенствованными техническими средствами, делающими спортивные

состязания чище. Однако у технического прогресса оказалась и обратная сторона - появление допинга.

Так, Веблен утверждал, что занятия спортом содействовали воспитанию мошеннических наклонностей. Развивая идеи о классовой обусловленности спорта, его подчинении интересам праздного класса, тот отмечал, что для пролетариата и крестьянства увлечение спортом не является значимым и их пристрастие к спорту имеет развлекательный и эпизодический характер. Отметим, что к массовому спорту всё это не относится, так как даже в самой его сути нет места элитарности. Да, возможно, фехтование и сохранило такой подтекст, но большая часть видов спорта сейчас доступна каждому. Перечисленные негативные последствия спорта, выделяемые Вебленом, в профессиональном спорте стараются преодолеть - совершенствуют антидопинговую систему, со спортсменами работает целый штаб профессионалов: от тренеров до психологов.

Таким образом, уже в трудах Веблена намечается настороженное отношение западных социологов к спорту, понимание его возможностей для развития индивида и общества как в положительном ключе, так и в отрицательном. В дальнейшем данное направление только разовьётся.

Трансформация отношения научного сообщества к социологии спорта проходила вместе с изменениями, которые претерпевала как сама социология, так и спорт, и общество, в котором тот развивался. В ХХ веке не только у привилегированных классов появилось время на досуг и развлечения. Прошла эпоха революций, и труд с единственным перерывом на сон и еду постепенно стал исчезать. И вот тогда произошло «подтопление традиционных ценностей культуры». Потому что условное «погонять в мяч во дворе» неожиданно для многих людей оказалось занятием более интересным, чем сходить в картинную галерею. Именно после данного «переворота» спорт стали исследовать отдельно, а не только в связке с основным исследованием, как то делали Т. Веблен, М. Вебер, Й. Хёйзинга.

А так как социология спорта не может существовать в отрыве от классической социологии, то она была увязана со следующими парадигмами и концепциями:

- структурно-функциональная;

- конфликтологическая;

- феноменологическая;

- символический интеракционизм;

- постмодернизм.

1. Структурно-функциональная парадигма получила своё развитие во второй половине ХХ в. Толкотт Парсонс рассматривал её для социологии в целом, но та оказалась применима и к социологии спорта. В центре внимания оказались социальные функции спорта. Из числа представителей структурно-функциональной парадигмы в социологии спорта можно выделить Чарльза Лесли Стивенсона, который в основном известен как философ-метаэтик, но отметившегося и в социологии спорта. В частности, он выделял интегративную функцию спорта, которую понимал, как вовлечение в коллектив, включенный в общую социальную структуру. Данный процесс он охарактеризовал, как интеграцию второго уровня. Стивенсон считал спорт «институционализированным механизмом» для удовлетворения интегративной потребности человека.

В рамках данной парадигмы спорт можно рассматривать как социальную систему, производящую особые отношения, воспроизводимые специфическими социальными действиями. При применении методологии данной парадигмы исследуются «новые функций и дисфункций современного спорта, соотношения социальной системы и системы личности, статусно-ролевого комплекса акторов спортивной деятельности». Функции и дисфункции вновь отсылают к диалектической природе спорта. Ещё одной проблематикой выступает взаимодействие личности и социума. А так как в спорте отрабатываются все виды данных взаимодействий, то данный предмет изучения естественен.

Функции спорта рассматривались исследователями задолго до выделения структурно-функциональной парадигмы. К примеру, Макс Вебер исследовал пуритан, чей уклад жизни был аскетичен. Вебер отмечал, что такой образ жизни не совместим с развлечениями и досугом. Однако пуритане спортом занимались. Только цель этого занятия у них была другая - рациональная: «отдых, необходимый для сохранения физической работоспособности». А в труде «Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии» Вебер изучал различные социальные рычаги поддержания порядка в обществе, где одним из средств воспитания дисциплины он указывает муштру (военную) и различные виды физической активности, в том числе и соревновательной. Само же соревнование Вебер представил как особый социальный институт, которому отвёл существенную роль в физической и психической готовности личности.

В свою очередь структурный анализ прослеживается у Пьера Бурдье. Бурдье оказался одним из тех именитых социологов, кто придал спорту достаточное социокультурное значение, чтобы о нём активно заговорили в научных кругах - он многое сделал для популяризации данной отрасли.

Бурдье был близок к диалектическому пониманию социологии спорта, ведь он видел её в исследовании практик социальных агентов, производящих и воспроизводящих социальные различия, и в то же время способствующих формированию социальной интеграции. Помимо этого, в его трудах прослеживается и то, что подмечал Торстейн Веблен. Например, мысль Бурдье о том, что выбор определенного вида спорта для занятий не всегда является результатом свободного решения человека. Потому как то может свидетельствовать о принадлежности к какому-либо классу, возможно, даже профессиональному, отражая паттерны поведения конкретной социальной группы, возможно, даже профессиональной.

Сам Бурдье видел одной из задач социолога «выявить социально существенные свойства для установления родства между отдельным спортом и интересами, вкусами, предпочтениями определенной социальной категории». Если данные закономерности удастся выявить, то спорт сможет послужить в качестве механизма для отражения социальной структуры общества, а также оказаться полезен в создании условий для одновременного старта двух процессов: и социальной внутригрупповой интеграции, и воспроизводства социального неравенства. В этом и проявляется диалектика социологии спорта.

Также исследователь не обошёл вниманием и моду на здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ). Бурдье рассматривал её как классовое явление, потому что возможность придерживаться ЗОЖ доступна не всем. Человек небольшого достатка зачастую имеет доступ только к «дешевым углеродам». В то время как ЗОЖ предусматривает рацион питания, в котором обязательно присутствуют в большом количестве овощи, фрукты, морепродукты. Помимо этого, для занятий, пусть даже и массовым спортом, необходимы, по меньшей мере, кроссовки. Да, бег - доступен всем, и существуют открытые спортплощадки и стадионы, однако некоторым людям занятие бегом может просто не нравиться. Кому-то нужны другие возможности для тренировок. В свою очередь доступ в фитнес-клубы, тренажерные залы, бассейны, более того - сами услуги тренера - удовольствие недешевое. В отдельных видах спорта амуниция весьма дорога. Например, в хоккее, особенно, для вратарей.

2. Конфликтологическая парадигма также представлена в социологии спорта. Как и структурно-функциональное направление, данная теория базировалась на трудах классиков социологии - Л. Козера и Р. Дарендорфа. В социологии спорта это направление нашло отражение в работах Г. Люшена, Д. Лоя, С. Гульденпфеннига и др. Согласно этой парадигме, спорт может служить источником конфликта, однако он может и помочь его преодолеть. Парадигма конфликтологии в социологии спорта породила ряд практических исследований, направленных на то, чтобы улучшить эмоциональный фон в командах, добиться положительного синергетического эффекта. По-прежнему исследователям не дает покоя использование спорта как инструмента для урегулирования конфликтов, однако вместе с тем необходимо и научиться преодолевать конфликты,

образующиеся вследствие спорта.

Одним из наиболее ярких представителей данной парадигмы, а также популязаторов социологии спорта, можно считать немецкого социолога Гюнтера Люшена. Одной из самых интересных его мыслей является та, что спорт - это источник социальных конфликтов. Люшен объяснял свою позицию так: поскольку спорт по своей природе содержит конфликт, способный привести к «разрушению и насилию, то есть потенциально в спорте существует насилие». Отметим слово «потенциально» - исследователь ничего не утверждал, а лишь указал на такую возможность.

Также Люшен выделял в спортивном состязании элемент, названный автором «ассоциацией», которому он отводил определяющую результат соревнования роль. Понятие «ассоциация» Люшен использует для обозначения связи людей друг с другом посредством взаимных интересов, основанной скорее на их «функциональной зависимости», нежели на общих ценностях. В этом и состоит противоречие - с одной стороны соревнование состоит из конфликта, а с другой - из взаимоисключающего понятия - ассоциации или по-другому интеграции. Так, «диалектика ассоциации и диссоциации отражает структуру спорта, для которой в равной мере характерна как тенденция к единству, так и к раздробленности». Это зависит и от вида спорта, и от типа личности спортсмена. Рассмотрим командные виды спорта: там без интеграции, ассоциации никуда. Всегда найдётся суперзвезда, выделяющаяся в команде - некий супернападающий или вратарь. Несмотря на то, что волейбол, хоккей, футбол, регби, водное поло - игры командные, приносить очки хотят все, или почти все. И данный баланс между стремлением личного прорыва, достижения лидерства и слаженной работой на командный результат - это уже забота тренера, от верности подходов которого зависит очень многое. По-хорошему тренеру нужно быть, кроме как профессионалом в своем виде спорта и стратегом, так ещё и неплохим психологом и социологом.

Люшен изучил роль спорта в разрешении конфликтов. Но если сторонники мнения о том, что спорт в данном плане воздействует позитивно, опираются на отдельные примеры, в которых спорт, действительно, помог, то немецкий исследователь призывает относиться к этому более критически и заглядывать и на обратную сторону медали. Да, случалось, что спорт способствовал установлению контактов между странами, в отношениях которых имелась напряженность. К примеру, Олимпийские игры 2018 г. в Пхёнчхане породили множество толкований у политологов на тему наметившегося сближения Северной и Южной Кореи. Несмотря на мнение некоторых экспертов, что то была лишь иллюзия, уже само участие сборной КНДР - позитивный сдвиг на фоне СССР и США, принимавших у себя по очереди эстафету Олимпийского огня, но бойкотировавших и не выславших свои делегации друг к другу.

В качестве отрицательных примеров воздействия спорта на конфликты, Люшен приводит войну между Гондурасом и Сальвадором в 1969 году, получившую название футбольная. То был скоротечный шестидневный военный конфликт, а непосредственным поводом стал проигрыш команды Гондураса команде Сальвадора в матчах плей-офф отборочного этапа чемпионата мира по футболу, прошедшего в 1970 г. В Мексике. Помимо человеческих жертв (до 6 тысяч человек, включая гражданских) данный конфликт похоронил региональный проект Центральноамериканского общего рынка, который мог бы улучшить экономическую обстановку развивающихся стран Центральной Америки: Гватемалы, Коста-Рики, Никарагуа и участниц конфликта. Конечно, тот конфликт имел давние корни, в том числе и пограничные споры, и торговые преимущества Сальвадора, раздражавшие Гондурас, но футбольный проигрыш переполнил чащу терпения.

Таким образом, Гюнтер Люшен неоднозначно относился к роли спорта в конфликтах. С одной стороны, он неоднократно подчеркивает, что посредством спорта можно регулировать социальные конфликты, спорт содействует миру, спорт - это благоприятная система коммуникации. Однако не забывал тот и о негативной роли: «Мы располагаем данными, которые свидетельствуют о том, что спортсмены зачастую проявляют гораздо

больше агрессивности после соревнования, чем до него. То же самое касается и зрителей: часто после игры они более агрессивны... Далее, на международном уровне отношения настолько сложны, что оценить результаты весьма и весьма трудно. Нельзя ожидать, что целые нации примутся обнимать друг друга после спортивного соревнования. Напротив, спорт может быть источником насилия».

Об актуальности данных суждений можно судить по текущей геополитической ситуации, когда международный спорт превратился в один из инструментов для наказания. В данном случае международные спортивные объединения попрали принцип «Спорт вне политики», а также лишили возможности ассоциативной функции спорта оказывать своё благотворное влияние на страны. Однако и говорить о том, что в современном мире война может вспыхнуть из-за одного проигранного матча, тоже нельзя. Да, тот может послужить спусковым крючком давнего конфликта, но не главной причиной. Не стоит преувеличивать роль спорта.

Сам немецкий исследователь пришел к выводу: «спорт как система конфликтов, внутри которой контролируемое насилие стало ценностью, является одной из форм обмена. Спорт не только дает нам возможность разрешить конфликты и упрочить мир, но одновременно несет в себе отрицательный заряд». Контролируемое насилие - очень емкое выражение. Действительно, через спорт можно цивилизованно выпустить лишнюю энергию и эмоции. Вместо реального боя - сыграть в футбол. Однако следует помнить о том, что и сам спорт может породить новый виток эмоций, от которых и пришли избавляться на арену.

Также во взглядах Гюнтера Люшена можно отметить следующие интересные аспекты. Например, ученый отмечал: тот факт, что спортивные игры и соревнования присутствуют во всех культурах мира, свидетельствует, что спорт представляет собой фундаментальную потребность человека и общества в целом. Люшен отдает спорту в социальном мире достаточно весомую роль, а также отсылает к тому, что агрессивность заложена в природе человека. И спорт может как помочь её контролируемо выпускать, так и ещё больше вырабатывать.

3. Существует и феноменологическая парадигма в социологии спорта. Так же, как и остальные, та сначала взошла, как звезда в классической социологии, а затем нашла применение и в социологии спорта. Основателем классической феноменологии был Альфред Щюц, социолог и философ. По Хансу Ленку, спорт -это культурный феномен, построенный на естественной биологической основе. Помимо этого, в его трудах прослеживается символизм и символический язык спорта. По мнению данного исследователя, спорт - один из важнейший ключей к самопониманию и самореализации: «Соревновательный спорт может служить средством разрешения социальных проблем путем создания мифа о деятельности, связанной с наслаждением жизнью, мифа, который как бы заменяет жажду приключений, в котором мы видим также символическое выражение «войны ролей», такой характерной для нашей социальной жизни». То есть миф о действительности может помочь реализоваться тем желаниям, которым не место в повседневной жизни, выплеснуться и жить в мире с самим собой.

Феноменологический подход в социологии спорта позволяет изучить пристально какой-то процесс на микроуровне, то, что упускается в ходе масштабных количественных исследований, соцопросов. Исследовательский круг обширен: это и изучение отношения к разным видам спортивной деятельности, и межличностного общения спортсменов, и взаимоотношений с тренерскими штабами и командами сервисменов и менеджеров, вплоть до системы взаимодействия между государством и всеми вовлеченными в спорт; также могут изучаться и внутренние мотивы, и различные побуждения всех субъектов спортивной деятельности.

4. Нашли своё отражение в социологии спорта и идеи символического интеракционизма, классиком которого являлся чикагский исследователь Джордж Мид. А американец Джон Масионис в рамках данного подхода отмечал, что «на микроуровне спортивное событие является сложной драмой, развивается при

непосредственном общении людей... Вооруженные парадигмой символического интеракционизма, мы склонны рассматривать спорт не столько как систему, сколько как непрерывный процесс». Несомненно, спортивное событие - это всегда взаимодействие и прямой контакт людей, однако сложная драма развивается далеко не всегда.

Закрадываются сомнения и в самом рассмотрении спорта как непрерывного процесса. Как показала пандемия «ковид-2019», данный процесс вполне может прерваться под влиянием столь значимого фактора -даже Олимпийские игры в Токио пришлось перенести на год. Спорт высших достижений зависит от множества внешних факторов, в том числе и политических. Спорт же массовый, в трактовке «больше для себя», менее зависим и, действительно, может рассматриваться как непрерывный процесс, который находит свой естественный конец со смертью спортсмена-любителя.

В целом же, по В. Лукащуку, «парадигма символического интеракционизма позволяет изучать спорт как знаково-символическую систему, транслирующую социально значимую информацию и систему ценностей, глубже разобраться в особенностях спортивной коммуникации, понять механизмы самореализации и самовыражения её участников».

Данное утверждение оставляет задел для дальнейших научных изысканий, так как необходимо понять, в том числе, и механизм самореализации через массовый спорт и самовыражения учащейся молодежи. Это важно, в том числе и для развития государства, потому что вопросы молодежной политики сейчас получают приоритет, так как это вопрос будущего страны - формирование здоровой, идеологически правильно настроенной молодежи.

Помимо парадигм в социологии спорта, распространены также и различные теории, которые нашли своё отражение не только в классической социологии. Развитие получили и постмодернисткие теории, которые основаны на трудах Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, Р. Барта, З. Баумана, Э. Гидденса. Изначально постмодернизм проявился в моде, культуре, искусстве, а затем проник во все сферы жизнедеятельности. В результате постмодернизм оставил своё влияние на самом спорте как на объекте изучения социологами и на социологии в целом.

В первом случае постмодернизм проявился в диверсификации: возросло количество соревновательных видов и спортивных программ. Одна из характеристик постмодерна - взаимопроникновение элитарной и массовой культуры. В спорте это проявилось в том, что, к примеру, приобрели юридическое закрепление программы таких видов как стритбол и футзал, пляжный волейбол. В данные виды раньше играли неофициально, «дворово», а в рамках постмодерна они получили отдельное место в официальных видах. Спровоцированный постмодерном интерес к пограничным отношениям в какой-либо социальной общности в своеобразной позитивной форме отразился в организации спортивных соревнований для лиц с ограниченными возможностями. К примеру, Паралимпийские игры впервые провели в 1960 г. Помимо веяния постмодерна, нацеленного на получение эстетического удовольствия, в спорте прослеживаются появление таких гедонистических практик, как бодибилдинг и шейпинг.

Теория Жана Бодрийяра избегает рамок кодификации, прибегает к ускользанию и ратует за деконструкцию. У Бодрийяра достаточно радикальная социальная теория. Исследователь отмечал, что человечество живёт в эпоху симуляций, что отличить реальное от нереального становится сложнее. Если вписать в эту теорию спорт, особенно, кибер, то это тоже своего рода обман, симуляция, где реальность расплывается и подменяется на время, проведенное в симуляции.

Теория Гидденса отличается тематической концептуальностью. Это уже не Бодрийяр, что радикально ниспровергал устои, выдвигая смелые теории. Так, Гидденс считал основным продуктом постмодерна -

глобализацию. Внимания заслуживает и его теория структурирования. Красной нитью в этой теории выделяется «идея имманентности институциональных порядков повседневным практикам, закрепленная в постулате «дуальности структуры», в соответствии с которым структуры являются как объективированным продуктом социальных практик, так и медиумом, организующим повседневную жизнь людей». Данное умозаключение может быть применено и в социологии спорта, потому что спорт и занятия физической культурой как вид человеческой деятельности относятся к повседневной жизни человека.

Следовательно, социология спорта развивается в лоне характерных для общей социологии парадигм и теорий. Развитие происходит за счет отдельных личностей-энтузиастов, интересующихся в равной мере и спортом, и социологией. Популярны и эмпирические исследования по госзаказу, а также заказам представителей бизнес-сегмента. Так как спорт - это важный управленческий рычаг, а также индустрия в экономике.

Список используемой литературы:

1. Бурдье П. Программа для социологии спорта // Бурдье П. Начала. Москва, 1994. - 259 с.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер ; [пер. М. И. Левиной]. - [3-е изд., доп. и испр.]. - Москва : Центр гуманитарных инициатив, 2012. - С. 572-574.

3. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии / М. Вебер : В 4 т. Т. I . Социология / Сост. , общ. ред. и предисл. Л . Г. Ионина. Москва , 2016. - 444 с.

4. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен ; перевод с английского В. Желнинова. - Москва : АСТ, 2021. - 382 с. - (Философия - Neoclassic) (Philosophy). - С. 256

5. Германское общество по социологии. - URL: https://soziologie.de/aktuell (проверено: 25.08.2023).

6. Ленк Х. Отчуждение и манипуляция личностью спортсмена / Х. Ленк // Спорт и образ жизни . - С.

123.

7. Лукащук В. И. Социология спорта: обзор традиционных зарубежных социологических парадигм и теорий / В.И. Лукащук // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, вып. 26, № 2, 2020. - С. 49-69.

8. Лукащук В. И. Социология спорта: обзор традиционных зарубежных социологических парадигм и теорий / В.И. Лукащук // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, вып. 26, № 2, 2020. - С. 49-69.

9. Люшен Г. К структурному анализу в спорте / Г. Люшен // Спорт в со времен ном об -ществе : Всемирный научный конгресс : сб. науч. материалов. — Москва : ФиС, 1974. — С. 27.

10. Люшен Г. Спорт, конфликты и мир / Г. Люшен // Сборник итоговых научных материалов Всемирного научного конгресса "Спорт в современном обществе", Тбилиси, 1980 г. - Москва : ФиС., 1982, с. 28-37.

11. Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис // СПб, 2004. - С. 49 .

12. Нитобург Э. Л. «Футбольная война» // «Вопросы истории»: журнал. — 1978. — № 7. — С. 214—

220.

13. Политические итоги 0лимпиады-2018: эксперт назвал иллюзией сближение двух Корей . -URL : https://www.mk.ru/politics/2018/02/25/politicheskie-itogi-olimpiady2018-ekspert-nazval-illyuziey-sblizhenie-dvukh-korey.html (проверено: 25.08.2023)

14. Столяров, В.И. Спорт и культура (методологический и теоретический аспекты проблемы) // Спорт, дух. ценности, культура. - Москва, 1997. - Вып. 1. - С. 84-209.

15. Фурс В. Н. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденса Социологический журнал, no. 1, 2001, pp. 44-73.

16. Чудова И. А. Типология постмодернистских теорий в социологии: критерии, общая композиция и описание типов // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 191-200.

17. International sociology of sport : contemporary issues ; Festschrift in honor of Günther Lüschen / ed. by Karl-Heinrich Bette and Alfred Rütten. - URL: https://www.goodreads.com/book/show/4499666-international-sociology -of-sport(проверено : 25.08.2023).

18. Luschen G. Hadbook of Social Science of Sport / G. Luschen, G. Sage. — Stipes ; Champaign ; Illinois : Human Kinetics Publishers Ins, 1981. - 298 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.