Научная статья на тему 'Анализ социальных проблем предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Анализ социальных проблем предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бояркина С. И., Сердюков Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ социальных проблем предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

УДК 316.014 ББК 60.5

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОМ АНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

С.И. Бояркина

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит. А

Б.В. Сердюков ООО «Агентство "СФЕРА "» 193231, Санкт-Петербург, Российский пр., 14, лит. А, пом. 57-Н

На современном этапе развития российского общества одной из основных проблем является повышение качества жизни населения за счет улучшения условий его существования [4]. На это направлен ряд политических, экономических, социальных преобразований в различных сферах жизнедеятельности государства. В результате преобразований, проводимых в России, начиная с перехода экономики на рыночную основу, сформировалось большое пространство для активного развития предпринимательства.

Становление предпринимательства как устойчивого экономического института имеет важнейшее значение для современного этапа развития нашей страны. В общем виде под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, инициативная деятельность лиц, направленная на производство товаров, предоставление услуг, выполнение работ ради получения прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность [1].

Важнейшей сферой развития является предпринимательство в одной из наиболее значимых областей общественных отношений - в области жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ). Жи-лищно-комм^альное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий

удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищнокоммунальных услуг [5]. Это отрасль сферы услуг и важнейшая часть территориальной инфраструктуры, определяющая условия жизнедеятельности человека. Оно (ЖКХ) является наиболее сложной и разветвленной отраслью городского хозяйства, формирует качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-

экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность [3].

Жилшцно-комм^альное хозяйство как экономический и социальный институт переживает трансформацию, принципиально отличающуюся от преобразования классических экономических институтов. Это связано прежде всего со спецификой данной отрасли, обусловленной, с одной стороны, высокой социальной значимостью жилья и сферы коммунальных услуг, их тесной связью с экономикой домашних хозяйств, а с другой — зависимостью субъектов предпринимательства в этой области от крупных поставщиков коммунальных услуг, обладающих естественным монопольным положением. Важно также понимать, что потребители услуг или работ - это собственники и их объединения, защищенные Жилищным кодексом и Конституцией РФ. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орга-

ны государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище [2].

Противоречия интересов субъектов предпринимательской деятельности, возникающие в процессе постоянного реформирования системы жилищнокоммунального хозяйства, оказываются мощным препятствием для развития форм самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах и свободной конкуренции на этом рынке. Суть большинства проводимых реформ состоит, как правило, в переходе от советского планового и государственного жилищного хозяйства к частному рыночному. Первое представляет бесплатно жилье, а жилищно-комм^альные услуги по твердым низким ценам. Оплата труда тоже была низкой, реальная стоимость жилья и ЖКУ не входила в оплачиваемую зарплатой стоимость рабочей силы. Символическая плата за жилье, электричество, газ, тепло дополнялась бюджетными дотациями, а также тем, что значительная часть жилого фонда и коммунальной инфраструктуры находилась на содержании промышленных и иных предприятий. Результат — низкое качество обслуживания, крайне медленные темпы улучшения обеспеченности населения жильем. Естественное стремление человека к улучшению своих жилищных условий, один из самых сильных стимулов к труду и предприимчивости, наталкивалось на препятствия, чаще всего непреодолимые.

Рыночное хозяйство устроено по-другому. Семья должна платить за все, но и ее доходы должны быть на уровне, обеспечивающем все элементы стоимости рабочей силы. Чтобы дом и его содержание были по силам средней семье, на рынке должна быть конкуренция, вынуждающая строителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг предлагать свой товар с высоким качеством и по доступной цене, разумеется, дифференцированной для групп домохозяйств раз-

ной доходности. Для этого нужно достаточное число поставщиков и их свободный вход на рынок. В то же время уровень цен должен стимулировать и приток инвестиций в сектор, необходимый для развития мощностей и для удовлетворения спроса. Равновесие достигается, если цены свободные.

Однако область предоставления жи-лищно-комм^альных услуг (ЖКУ) значительно сложнее. Здесь главные акторы

— жильцы (домохозяйства) и их коллек-

тивы (кондоминиумы или товарищества собственников жилья - ТСЖ, а так же жилищно-с^оительные комитеты -

ЖСК). Или же - владельцы недвижимости, риэлтеры и девелоперы, приобретающие дома с целью сдачи их в аренду. Они - покупатели услуг. Продавцы ЖКУ

— частные, государственные или муниципальные компании, из которых основные

— естественные монополии. Стоимость газа и электроэнергии составляет львиную долю стоимости ЖКУ, и они поставляются монополистами, значит, регулирование цен и детальная регламентация этих рынков делаются неизбежными. А значит, и участие государства обязательно.

Однако при всей сложности социальных и экономических взаимосвязей в сфере ЖКХ это участие и реформирование осуществляется государством без проведения должной аналитической обоснованности принимаемых решений и обеспечения необходимой согласованности в действиях государственных и муниципальных органов. Такие действия, непосредственно влияющие на повседневный быт человека, провоцируют появление различного рода социальных конфликтов среди малообеспеченных слоев населения или групп, находящихся в зоне риска. Показательной в этом случае является проблема оплаты коммунальных услуг. «Переход к рыночному образованию тарифов и полной их оплате конечным потребителем ставит проблему финансирования капитального ремонта аварийных сетей. Эта проблема носит не

только экономический характер, но имеет глубокую социальную подоплеку и предполагает вполне прогнозируемые социальные последствия» [6]. Рост коммунальных тарифов оказывает более широкое влияние на социальноэкономическую ситуацию в стране. А.Д. Эпштейн пишет, что повышение тарифов и коммунальных платежей ведет к значительному сокращению оборотных средств предприятий, а в условиях отсутствия инвестиций в обновление основных фондов - к снижению качества продукции при возрастании индивидуальных издержек. Социальное следствие - рост безработицы и увеличение числа семей, нуждающихся в социальной защите за счет бюджета [7].

Преобразования жилищно-

коммунальной отрасли - важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя.

В целом анализ актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких, как состояние жилищного фонда, обновление производственнотехнической базы предприятий коммунального хозяйства, экономия теплоэнер-горесурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения, свидетельствует о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению.

Поэтому исследование актуальных проблем и социальных аспектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства является, несомненно, актуальным и практически значимым.

В мае 2012 года авторами было проведено социологическое исследование,

посвященное изучению социальных проблем предпринимательства в сфере ЖКХ.

Цель исследования - раскрыть наиболее актуальные проблемы и социальные аспекты предпринимательской деятельности в области жилищнокоммунального хозяйства на примере обслуживающих организаций, действующих на территории МО «Пороховые».

Объект исследования - управляющие и ремонтно-эксплуатационные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области жилищнокоммунального хозяйства на территории МО «Пороховые».

Предмет исследования — актуальные проблемы и социальные аспекты предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проведенного сплошного исследования были проведены экспертные интервью с 12 руководителями и начальниками отделов управляющих и ре-монтно-эксп^атационных организаций, действующих на территории МО «Пороховые» Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

Респондентами выступали представители следующих организаций:

1. Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №2 Красногвардейского района»;

2. Муниципальное унитарное ре-монтно-эксп^атационное предприятие «Пороховые»;

3. Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания "Невский ГУРЭП"».

Условно вопросы интервью были разделены на три тематических блока:

1. Характеристика и факторы становления организации.

2. Общий круг и специфика клиентов организаций.

3. Актуальные социальные проблемы, возникающие в процессе обслуживания многоквартирных домов.

В первом блоке вопросов (характеристика и факторы становления организа-

ции) респондентам задавались вопросы относительно правовой формы и года создания организации, об их образовании, опыте работы и повышении квалификации в сфере ЖКХ, о численности персонала и видах предоставляемых организацией услуг, об источниках профессиональной информации и конкурентах организации.

Из ответов респондентов на эти вопросы мы получили следующую информацию. Две из трех обследованных организаций имеют статус общества с ограниченной ответственностью, а одна носит статус муниципального предприятия. Все предприятия были созданы в период 2001-2005 гг. Большинство руководящего состава имеют высшее техническое либо военное техническое образование. Мастера участков имеют как среднее, так и высшее образование, преимущественно техническое. Что касается опыта предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, то большинство руководителей и начальников отделов управляющих компаний и ремонтно-эксплуатационных организаций — выходцы из сферы ЖКХ. Случаи, когда сфера ЖКХ для руководителей организации становится новой, являются исключением. Опрошенные руководители предпочитают не заниматься никакой другой предпринимательской деятельностью. Что касается мастеров участка, то можно сказать, что их трудовой опыт, как правило, не ограничивается этой сферой.

Неотъемлемой частью деятельности на руководящих и исполнительных постах в организациях сферы ЖКХ является повышение квалификации. Это связано в первую очередь с тем, что дома - это сложные инженерно-технические сооружения, поэтому все руководители занимаются изучением специальной литературы. Наиболее востребованными в этом качестве оказались газеты «Консьерж», «Деловой Петербург» и «Фонтанка.ру». Так же среди настольных материалов руководителей организаций в сфере ЖКХ

находятся нормагивно-пргаовые акты и различные постановления правительства.

Размеры штата сотрудников в организации зависит от количества обслуживаемых домов и типа предоставляемых услуг. Так, организации, выступающие в роли управляющей компании, содержат приблизительно по 1,25 единицы персонала на дом, в то время как организации, специализирующиеся на ремонтноэксплуатационных услугах, содержат от 1,65 до 2,4 единицы персонала на дом. Возможно, что различие в численности связано с политикой заключения договоров с субподрядными организациями, когда выполнение работ частично передается другим организациям.

В спектр предоставляемых услуг и работ, оказываемых всеми обследованными организациями, входят ремонтноэксплуатационные услуги, которые респонденты оценили как экономически выгодные. Менее интересными для предпринимателей с точки зрения экономической эффективности являются услуги по управлению домом, необходимость оказания которых воспринимается руководителями с неохотой, хотя статус управляющей компании открывает широкие правовые возможности и является желанным. Эксперты говорили о том, что рентабельность деятельности по управлению домом низкая. На вопрос о том, собираются ли руководители организаций расширять спектр услуг и работ в будущем, все респонденты ответили утвердительно.

Мы интересовались характером взаимоотношений между организациями, оказывающими схожие услуги. Респонденты утверждают, что отношения между такого рода организациями (работающими в социальной сфере) нельзя характеризовать как конкурентные. В процессе взаимодействия они часто помогают друг другу и сотрудничают. Обслуживание района разделено на зоны, в каждой из которых ведущей является одна организация, а другие выступают как вспомогательные.

Во втором блоке вопросов (общий круг и специфика клиентов организаций) экспертам задавались вопросы об участии организации в конкурсах или выставках, круге и специфике обслуживаемых клиентов, а так же о предпочтениях предпринимателей во взаимодействии с предприятиями, имеющими различные организационные формы.

В целом организациями обслуживается от 80 до 400 домов (МУРЭП «Пороховые» - 80, ГУРЭП «Невский» - 100, «ЖКС №2 Красногвардейского района» -400). Правовая форма клиентуры опрашиваемых организаций сферы ЖКХ весьма неоднородна и различается в зависимости от предлагаемых услуг. У единственной обследованной компании, оказывающей услуги по управлению домом, 70% клиентов - это общества собственников жилья (далее - ОСЖ), то есть находятся под управлением. Доля домов с формой самоуправления ТСЖ и ЖСК у таких организаций составила 30%. В случае, если организация специализируется на ремонтно-эксп^атационных услугах, то доля домов ТСЖ составляет 30% и ЖСК 70%.

Большинство опрошенных руководителей и мастеров участков отметили, что с ЖСК работать легче. По мнению опрошенных, это, прежде всего, связано с социальной ответственностью граждан, проживающих в таких домах. Дело в том, что часть квартир в ТСЖ находятся во владении государственных учреждений «Жилищное агентство» (далее - ГУЖА), то есть их жители не являются собственниками своих квартир. Именно в таких квартирах, как правило, проживают должники. Проведение общих собраний и принятие согласованных решений в таких домах становится затруднительным. В ЖСК же все жители являются собственниками с момента строительства дома, и культура управления общедолевым имуществом в них формируется с момента строительства дома. Проблемными также представляются дома с организо-

ванными ОСЖ, то есть дома, полностью находящиеся в ведении управляющей компании.

Оценивая перспективы развития сферы, эксперты отметили, что выход на новые рынки в сфере ЖКХ представляется затруднительным. Это связано, прежде всего, с тем, что в жилищном фонде Санкт-Петербурга все дома находятся под управлением (либо по тендеру, либо по выбору ОСЖ) или в них созданы ТСЖ, ЖСК, заключившие договора на обслуживание. То есть, со слов респондентов, все зоны уже поделены. Однако конкуренция и расширение в таких условиях респондентам представляется возможными в случае выбора жителями другой обслуживающей организации. Поэтому требуется постоянное повышение качества предоставляемых услуг и работ.

В третьем блоке (актуальные социальные проблемы, возникающие в процессе обслуживания многоквартирных домов) задавались вопросы относительно проблем, возникающих во взаимоотношениях между ремонтно-

эксплуатационными организациями и органами местного самоуправления, государственной властью, а так же с монополистами.

Организации, специализирующиеся в основном на предоставлении ремонтноэксплуатационных услуг и работ, утверждают, что прямых или сильно значимых проблем в отношениях с монополистами у них нет. Однако такие проблемы имеются у организации, выступающей в качестве управляющей компании, так как она обязана заключать все договора, в том числе с монополистами, вести бухгалтерский учет. Руководитель такой организации утверждает, что есть некоторая несогласованность законодательных актов, по которым рассчитываются тарифы для оплаты коммунальных услуг.

Имеется такая же несогласованность документов, регулирующих деятельность ЖКХ, издаваемых разными органами государственной власти. Руководителями и

начальниками участков также отмечается полное отсутствие поддержки со стороны власти. Среди органов государственной власти основные жалобы приходятся на ГУЖА. Часть опрошенных утверждает, что существует особое отношение органов государственной власти к организации «ЖКС №2 Красногвардейского района».

Из перечисленных респондентами трудностей, с которыми приходится сталкиваться в процессе обслуживания многоквартирного дома, чаще всего упоминалось отрицательное отношение, давление со стороны СМИ. Со слов опрошенных руководителей и мастеров участков, в головах у жителей домов создается мощнейший негативный образ предприятий в сфере ЖКХ, что в значительной степени затрудняет работу в этой области. Дело в том, что зачастую люди не пускают сотрудников обслуживающей организации к стоякам холодного и горячего водоснабжения, что вызывает трудности в обслуживании дома. Проблемой является полное отсутствие рычагов воздействия в таких ситуациях, вследствие чего страдают невинные люди.

Наиболее негативную оценку получили проводимые государством реформы в области ЖКХ. В городе сложилась противоречивая ситуация, связанная с государственной политикой по отношению к предприятиям и жителям многоквартирных домов, имеющим большую задолженность по коммунальным платежам, а так же с отсутствием нормативноправовых актов, принимаемых для разрешения имеющихся проблем.

Отсутствие административно-

контрольных инструментов воздействия, дефицит внутренних финансовых активов с совокупностью с заниженным уровнем тарифов на обслуживание дома по отношению к тарифам на оплату коммунальных услуг создают предпосылки к снижению эффективности и привлекательности предпринимательской деятельности в секторе.

Немаловажной социальной проблемой является острая нехватка молодых квалифицированных кадров. Системная подготовка специалистов для ЖКХ в Санкт-Петербурге практически полностью прекращена.

Особенность предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ заключается в том, что клиентами обслуживающих организаций, как правило, являются ТСЖ, ЖСК или ОСЖ. Председатели этих объединений не являются профессионалами, и освоение должностных навыков проходит в процессе обслуживания дома. Председатель такого объединения выбирается на общем собрании и является представителем интересов жильцов дома. От того, как складываются отношения внутри дома, зависит характер отношений с обслуживающей организацией, так как работа по жалобам от жильцов осуществляется напрямую с потребителями услуг через аварийную службу. Многоквартирный дом по количеству жителей равен небольшой деревне с общей численностью сельчан в 600 человек. И социальные отношения, формирующиеся среди жителей и внутри самой структуры объединений ТСЖ, ОСЖ, и ЖСК, играют важнейшую роль как социального, так и экономического характера.

Итак, по результатам проведенного экспертного интервьюирования основными социальными проблемами предпринимательства в сфере жилищнокоммунального хозяйства были названы следующие.

1. Реформы, проводимые государством в сфере ЖКХ, отличаются несогласованностью и низкой эффективностью. В городе сложилась противоречивая ситуация, связанная с государственной политикой по отношению к предприятиям и жителям многоквартирных домов, имеющим большую задолженность по коммунальным платежам, а так же с отсутствием необходимых регулирующих нормагивно-пргаовых актов.

2. Трудности, связанные с накоплением долга управляющих компаний пе-

хозяйства

ред жилищными агентствами и поставщиками коммунальных услуг, обладающими монопольным положением, препятствуют проведению своевременного ремонта жилищного фонда и инженернотехнических систем в многоквартирном доме.

3. Проблемы, обусловленные сезонным характером потребления энергоемких коммунальных услуг, в сочетании с большим уровнем долгов части жителей по коммунальным платежам, особенно у нанимателей муниципального жилья. Это приводит к тому, что управляющие компании и обслуживающие организации вынуждены иметь большой уровень оборотных средств для поддержания своей платежеспособности.

4. Острая нехватка в сфере ЖКХ молодых квалифицированных кадров. По мнению респондентов, профессиональное обучение кадров для сферы ЖКХ в городе практически полностью прекращено.

5. Председатели ТСЖ и ЖСК не являются профессионалами, и освоение должностных навыков проходит у них по мере накопления опыта, что может вызывать некоторые затруднения и неудобства в работе обслуживающей организации.

6. Мощный отрицательный информационный фон в отношении сферы ЖКХ, а также деятельности ЖСК и ТСЖ, практически постоянно создаваемый в СМИ.

7. Социальные конфликты, что негативно отражается на целесообразности и согласованности решений, принимаемых на общих собраниях членов ЖСК, ТСЖ либо общих собраниях собственников помещений в МКД.

Решение перечисленных выше проблем чрезвычайно важно, поскольку предприниматели в сфере жилищнокоммунального хозяйства активно занимаются освоением новых видов услуг и выполняемых работ, что позволяет повысить качество обслуживания многоквартирных домов, а соответственно и качество жизни населения. Позитивные изменения в этой области помогут снять социальное напряжение, вызванное неудовлетворенностью состоянием жилищнокоммунального фонда, и отчасти разрешить социальные конфликты, возникающие в процессе управления многоквартирными домами.

Выявленные в результате исследования проблемы предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ носят ярко выраженный социально-экономический характер. Авторы статьи делали акцент на социальной составляющей, однако представляется, что экономические проблемы, которые были обозначены в ходе исследования, требуют отдельной аналитической работы специалистов в области экономики.

1.

2.

З.

4.

5.

б.

7.

ЛИТЕРАТУРА

Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд-е. М.,2007.

Конституция Российской Федерации (в последней редакции от 19 января 2009 г.) // Российская газета. 2009. 21 января. №7.

Магомедов P.M., Карягин Б.А. Коммерциализация деятельности естественных локальных монополий в системе ЖКХ // Современный менеджмент: состояние и перспективы развития: сб. науч. тр. Махачкала: ДГТУ, 2009. С. 123-128

Сарбаева И.Ю. Изучение жилищного и коммунального хозяйства как теоретическая проблема социологии // Психология, социология и педагогика. 2011, ноябрь [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2011/11/60(дата обращения 03.04.12).

Цыбин А.В. Система управления жилшцно-ко^^альным хозяйством нуждается в совершенствовании // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2008. №8. С.15.

Чумаков С. В., Алексеев С. В. Проектирование социальных последствий модернизации ЖКХ: анализ результатов и экспертных оценок // Экономическая социология. Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2011. № 1. С. 171.

Эпштейн А. Д. Классификация инноваций в ЖКХ. Особенности инноваций в коммунальном и в жилищном хозяйстве / А. Д. Эпштейн // Экономические науки. 2007.№ 2. С. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.