Научная статья на тему 'Анализ социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту'

Анализ социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2809
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ПОКАЗАТЕЛИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / QUESTIONNAIRE / SOCIAL GROUP / INDICATORS OF SATISFACTION / SOCIAL DEVELOPMENT / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинин Максим Александрович

Актуальность и цели. На современном этапе развитие Вооруженных сил Российской Федерации нацелено на повышение качественных показателей боевой готовности и обеспечение обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов. Это не представляется возможным без эффективной работы в сфере социальной защиты самих военнослужащих и членов их семей, поскольку модернизация основных элементов формирования и функционирования Вооруженных сил Российской Федерации обусловливает выполнение новых требований к военно-социальной сфере. Поэтому цель данной работы предусматривает выявление социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту. Материалы и методы. В целях изучения социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту было проведено социологическое исследование в Западном военном округе Вооруженных сил Российской Федерации, на основе которого были получены материалы (297 анкет), послужившие базой для данного научного изыскания. Результаты. Результаты анкетного опроса позволили выявить неудовлетворенные потребности военнослужащих, привлекательные моменты военной службы для опрошенных, а также установить корреляцию между материальной заинтересованностью респондентов и уровнями удовлетворенности соответствующим параметром военнослужащих по социальным группам, что свидетельствует о корректности проведенного исследования. Выводы. Исследование группы социальных индикаторов, выделенных в статье, позволило оценить действенность и эффективность организационных мероприятий, предусмотренных в Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации. Необходимо, чтобы в качестве источника исходной информации для мониторинга реализации Стратегии использовались результаты социологического опроса военнослужащих и членов их семей для фиксации удовлетворенностей ключевыми условиями их жизнедеятельности, тем самым качественно дополняя социальными индикаторами «социальный портрет гарнизона». Для этого необходимо регулярно, не реже одного раза в год, проводить опросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIAL PROBLEMS AND NEEDS OF CONTRACT SERVICEMEN

Background. At the modern stage, the development of the Armed Forces of the Russian Federation is aimed at improvement of qualitative indicators of combat readiness and national defense, protection of its political and economic interests. All of that is impossible without efficient social protection of servicemen themselves their families, as the modernization of basic elements of formation and functioning of the Armed Forces of the Russian Federation stipulates the implementation of new requirements for the military social sphere. Therefore, the aim of this work is to identify social problems and needs of contract servicemen. Materials and methods. In order to investigate the social problems and needs of contract servicemen a sociological research was conducted in the Western Military District of the Russian Federation Armed Forces, resulting in obtaining materials (297 profiles) that served as the basis for this scientific research. Results. The results of the questionnaire have revealed the unmet needs of servicemen, attractive aspects of the military service, as well as allowed to establish a correlation between the material interest of the respondents and the levels of satisfaction with the corresponding parameter of servicemen in social groups, proving correctness of the study. Conclusions. The research of social indicator groups, identified in the article, has made it possible to evaluate the efficiency of organizational measures set out in the Strategy for Social Development of the Russian Armed Forces. It is imperative to use the results of the poll of servicemen and their families as the initial information source for the strategy realization monitoring to secure key satisfaction conditions of their life, thus complementing the qualitative social indicators of “garrison’s social portrait”. For this purpose it is necessary to conduct such surveys on a regular basis at least once a year.

Текст научной работы на тему «Анализ социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту»

УДК 316.662

DOI: 10.21685/2072-3016-2017-2-15

М. А. Калинин

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ

Аннотация.

Актуальность и цели. На современном этапе развитие Вооруженных сил Российской Федерации нацелено на повышение качественных показателей боевой готовности и обеспечение обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов. Это не представляется возможным без эффективной работы в сфере социальной защиты самих военнослужащих и членов их семей, поскольку модернизация основных элементов формирования и функционирования Вооруженных сил Российской Федерации обусловливает выполнение новых требований к военно-социальной сфере. Поэтому цель данной работы предусматривает выявление социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту.

Материалы и методы. В целях изучения социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту было проведено социологическое исследование в Западном военном округе Вооруженных сил Российской Федерации, на основе которого были получены материалы (297 анкет), послужившие базой для данного научного изыскания.

Результаты. Результаты анкетного опроса позволили выявить неудовлетворенные потребности военнослужащих, привлекательные моменты военной службы для опрошенных, а также установить корреляцию между материальной заинтересованностью респондентов и уровнями удовлетворенности соответствующим параметром военнослужащих по социальным группам, что свидетельствует о корректности проведенного исследования.

Выводы. Исследование группы социальных индикаторов, выделенных в статье, позволило оценить действенность и эффективность организационных мероприятий, предусмотренных в Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации. Необходимо, чтобы в качестве источника исходной информации для мониторинга реализации Стратегии использовались результаты социологического опроса военнослужащих и членов их семей для фиксации удовлетворенностей ключевыми условиями их жизнедеятельности, тем самым качественно дополняя социальными индикаторами «социальный портрет гарнизона». Для этого необходимо регулярно, не реже одного раза в год, проводить опросы.

Ключевые слова: социальная группа военнослужащих, социальная защита военнослужащих, показатели удовлетворенности.

M. A. Kalinin

ANALYSIS OF SOCIAL PROBLEMS AND NEEDS OF CONTRACT SERVICEMEN

Abstract.

Background. At the modern stage, the development of the Armed Forces of the Russian Federation is aimed at improvement of qualitative indicators of combat readiness and national defense, protection of its political and economic interests. All of that is impossible without efficient social protection of servicemen themselves their

families, as the modernization of basic elements of formation and functioning of the Armed Forces of the Russian Federation stipulates the implementation of new requirements for the military social sphere. Therefore, the aim of this work is to identify social problems and needs of contract servicemen.

Materials and methods. In order to investigate the social problems and needs of contract servicemen a sociological research was conducted in the Western Military District of the Russian Federation Armed Forces, resulting in obtaining materials (297 profiles) that served as the basis for this scientific research.

Results. The results of the questionnaire have revealed the unmet needs of servicemen, attractive aspects of the military service, as well as allowed to establish a correlation between the material interest of the respondents and the levels of satisfaction with the corresponding parameter of servicemen in social groups, proving correctness of the study.

Conclusions. The research of social indicator groups, identified in the article, has made it possible to evaluate the efficiency of organizational measures set out in the Strategy for Social Development of the Russian Armed Forces. It is imperative to use the results of the poll of servicemen and their families as the initial information source for the strategy realization monitoring to secure key satisfaction conditions of their life, thus complementing the qualitative social indicators of "garrison's social portrait". For this purpose it is necessary to conduct such surveys on a regular basis at least once a year.

Key words: questionnaire, social group, indicators of satisfaction, social development, content analysis.

Введение

Специфика военной службы как вида профессиональной деятельности предопределяет тот факт, что в управлении воинскими коллективами традиционно преобладает использование административного ресурса, который подчас входит в противоречие с объективной реальностью. Игнорирование существующих проблем жизнедеятельности военнослужащих, незнание их социальных потребностей может приводить к выработке неадекватных и неэффективных управленческих решений. Необходимо отметить, что процесс социального развития воинских коллективов протекает в постоянном разрешении внутpенних пpотивоpечий. С одной стороны, существует тенденция к все более полному удовлетвоpению потpебностей военнослужащих во всех сферах жизнедеятельности - в труде, в быту, в общении; с дpугой стоpоны, возможность удовлетвоpения этих потpебностей объективно ограничена имеющимися ресурсами - ^^одными, финансовыми, матеpиальными, развитием культуры, образования и т.д. Вероятно, именно в постоянном разрешении этих пpотивоположностей - в стремлении к удовлетворению возникающих потpебностей в условиях объективно существующих о^аничений, в оптимизации их взаимосвязей - заключается одна из главных задач социально-экономических исследований. Вследствие о^аниченности pесуpсов очевидно, что одновременное максимальное удовлетвоpение всех потpебно-стей ^а^^ески невозможно. Однако необходимая и достаточная степень удовлетворения социальных потребностей военнослужащих позволяет обеспечить гомеостазис функционирования воинских подразделений для решения возложенных на них задач. Без объективной информации о социальных проблемах и потребностях военнослужащих на местах невозможно выстроить грамотную политику социального развития.

Первый вопрос в анкете - «Какая из жизненных проблем в настоящее время является для вас наиболее острой?». Это вопрос комбинированный, характеризующий неудовлетворенные потребности военнослужащих. Помимо готовых альтернатив ответов в нем предлагалось дать самостоятельные свободные высказывания.

В табл. 1 представлено распределение жизненных проблем по социальным группам военнослужащих.

Основными проблемами для респондентов являются следующие: нехватка денег, слабое обеспечение вещевым имуществом и получение жилья. При этом слабое обеспечение вещевым имуществом не является острой проблемой для военнослужащих с низким уровнем образования и небольшой выслугой лет. Вероятно, для выполнения служебных функций их требования в этом аспекте не очень высокие. И, наоборот, эта проблема выходит на первое место у военнослужащих до 30 лет с высшим образованием. Это самая активная и креативная часть контингента, требующая для выполнения своих профессиональных обязанностей высокого уровня материально-техническую базу.

Проблему получения жилья острее всего ощущают семейные военнослужащие с высшим образованием и в более зрелом возрасте. Это вполне объяснимо. В собственных квартирах проживают 18 % респондентов, у родственников - 10 %, арендуют жилье 28 %, и служебными квартирами обеспечены 43 %. При этом средняя площадь на человека составляет 15 кв. м.

К числу значимых проблем относятся также «восстановление, сохранение здоровья», «плохие условия для досуга, отдыха» и «беспокойство за будущее детей».

Помимо предложенных в вопросе альтернатив, свободные высказывания респондентов выявили следующие жизненные проблемы:

- в социально-бытовом плане: достаточно высокая плата за ЖКУ (7000 руб./мес.) и электроэнергию (700 руб./мес.) при среднем денежном довольствии по результатам нашего исследования в 47 000 руб. и среднем доходе на члена семьи в 26 000 руб.; для аренды жилья требуется в среднем 15 000 руб./мес. Для сравнения: по результатам исследования, проведенного центром «Демоскоп» и экспертами Высшей школы экономики (ВШЭ), среднемесячный доход российской семьи в 2015 г. составлял 43 800 руб., или 18 100 руб. на человека [1];

- в сфере осуществления служебной деятельности: «отсутствие штатно-должностного порядка», «большая загруженность на службе», «отсутствие выходных», «неудовлетворение заявок», «необходимость "скидываться" из зарплаты на нужды части», «отсутствие свободного времени», «низкая укомплектованность офицерами», «проблема перевода к новому месту службы». Также беспокойство вызывает «политическая и международная обстановка».

Второй вопрос в анкете - «Чем вас привлекает служба именно в вашей воинской части?». Это также комбинированный вопрос. Он характеризует удовлетворенные потребности. Помимо готовых альтернатив ответов в нем предлагалось дать самостоятельные свободные высказывания.

В табл. 2 представлено распределение привлекательных моментов службы по социальным группам военнослужащих.

м

Таблица 1

Распределение жизненных проблем по социальным группам, %

Социальная группа Нехватка денег Слабое обеспечение вещевым имуществом Получение жилья Восстановление, сохранение здоровья Конфликты в семье Опасение увольнения со службы Плохие отношения на службе Плохие условия для досуга, отдыха Поднятие авторитета, служебный рост Беспокойство за будущее детей Неуверенность в будущем Криминальная обстановка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1. Весь массив 18,7 13,8 17,3 9,4 3,7 1,2 1,6 9,0 7,9 9,4 6,1 1,8

2. Возраст до 30 лет 19,2 14,6 16,2 8,9 4,0 1,3 2,0 9,6 8,6 7,9 5,0 2,6

3. Возраст от 31 до 50 лет 18,0 12,7 19,0 10,1 3,2 1,1 1Д 7,9 6,9 11,6 7,9 0,5

4. Командир отделения, взвода 19,6 14,0 19,2 7,5 2,3 0,4 1Д 9,1 10,6 7,9 6,0 2,3

5. Командир роты, части 17,7 13,7 15,0 11,5 5,3 1,3 3,1 8,8 4,9 11,1 6,2 1,3

6. Незаконченное среднее, среднее техническое образование 31,8 4,5 15,9 8,0 1,1 1,1 0,0 8,0 9,1 10,2 6,8 3,4

7. Высшее образование 15,9 15,9 17,6 9,7 4,2 1,2 2,0 9,2 7,7 9,2 6,0 1,5

8. Высшее образование до 30 лет 15,5 18,1 16,4 9,2 4,6 1,3 2,5 10,1 7,6 7,1 5,5 2,1

9. Высшее образование от 30 до 50 лет 16,4 12,7 19,4 10,3 3,6 1,2 1,2 7,9 7,9 12,1 6,7 0,6

10. Женат 17,1 14,6 18,0 9,1 4,3 0,9 2,0 9,1 6,9 10,6 6,0 1,4

11. Холост 22,4 12,7 15,7 9,7 2,2 2,2 0,7 9,0 10,4 6,0 6,7 2,2

12. Выслуга от 1 до 5 лет 23,1 7,4 19,8 5,0 2,5 0,8 0,8 11,6 10,7 9,9 5,8 2,5

13. Выслуга до 10 лет 21,7 12,1 20,2 6,1 3,0 1,5 1,5 9,6 9Д 7,6 4,5 3,0

14. Выслуга более 10 лет 16,7 15,0 15,4 11,6 4Д 1,0 1,7 8,5 7,2 10,6 7,2 1,0

15. Квартира собственная, родственников, служебная 17,6 13,9 15,1 10,8 3,4 1,7 1,4 9,7 7,1 11,1 6,0 2,3

16. Квартира собственная, родственников 19,5 12,0 9,0 9,0 3,0 3,0 1,5 10,5 9,8 12,8 6,0 3,8

17. Служебное жилье 16,4 15,1 18,7 11,9 3,7 0,9 1,4 9,1 5,5 10,0 5,9 1,4

5

п> о

3 §

о;

0

Е

§

■с

П> 0\

1 о-й (и

0 <»

П> О, П>

1 С Сс

О <»

§ N

о з;

С Сс ТЗ П> со С

0

1

п>

тз

о

о п>

П>

о. §

<5" о

-ч П>

о'

3

го OO o" о о о о о о

<N oo *o <4 VO (N 1П

- CO IV-T - <N - ш (N (N о

О 10,5 со <N Ln (Ч in" 1П ■Ч-"

Ol t> <N со" со" "О

oo со (N - <N - со о" (N со

o'o о о о - in

vo ■Ч-" <N О - со о" 1П

yn ro u-T со ^r CO и-Г со со

■4- 22,6 ЧЭ 0\ 18,9 14,6 со ■Ч-" со" 1—1 ci

14,3 ЧЭ 18,9 <N 14,8 23,2 L'ZZ

<N 20,3 in 44,2 оо" ■=1-(N Ln 41,5 44,1

- 18. Квартира арендуемая 19. Денежное довольствие в месяц до 45 ООО руб. 20. Денежное довольствие в месяц свыше 45 ООО руб. 21. Доход на члена семьи в месяц до 20 ООО руб. 22. Доход на члена семьи в месяц до 25 ООО руб. 23. Доход на члена семьи в месяц от 20 000 до 60 000 руб. 24. Доход на члена семьи в месяц от 25 000 до 60 000 руб.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение привлекательных моментов службы по социальным группам, %

Социальная группа Материальная заинтересованность Удобно добираться до службы Благоприятные и безопасные условия службы Хорошие взаимоотношения в коллективе Сложно попасть служить в другую военную часть Меньше, чем в других местах, перегрузок в службе Возможность решения жилищной проблемы Хорошие условия для отдыха и досуга Интеллектуальный рост, самореализация, интересная работа Карьерный рост Удобный регламент служебного времени Семейная традиция Гордость принадлежать ВС РФ и воинские традиции Ничем служба здесь не привлекает

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1. Весь массив 7,3 10,0 7,3 20,2 5,7 0,5 4,6 2,4 4,0 8,9 2,4 2,7 12,7 11,3

2. Возраст до 30 лет 5,7 8,9 8,1 20,7 6,1 0,4 3,3 3,7 4,5 11,0 2,4 2,4 11,0 11,8

3. Возраст от 31 до 50 лет 10,4 12,0 5,6 19,2 4,8 0,8 7,2 0,0 3,2 4,8 2,4 3,2 16,0 10,4

4. Командир отделения, взвода 5,4 9,1 8,1 26,9 7,0 0,0 1,6 1,6 3,2 9,1 1,6 2,7 9,7 14,0

5. Командир роты, части 9,2 10,8 6,5 13,5 4,3 1,1 7,6 3,2 4,9 8,6 3,2 2,7 15,7 8,6

6. Незаконченное среднее, среднее техническое образование 5,3 4,0 8,0 25,3 2,7 0,0 4,0 2,7 4,0 20,0 1,3 2,7 13,3 6,7

7. Высшее образование 7,8 11,5 7,1 18,9 6,4 0,7 4,7 2,4 4,1 6,1 2,7 2,7 12,5 12,5

8. Высшее образование до 30 лет 6,5 10,8 7,5 18,8 7,5 0,5 3,2 3,8 4,3 6,5 2,7 2,7 11,8 13,4

9. Высшее образование от 30 до 50 лет 10,0 12,7 6,4 19,1 4,5 0,9 7,3 0,0 3,6 5,5 2,7 2,7 13,6 10,9

10. Женат 8,5 12,0 7,0 19,0 5,8 0,8 5,8 1,9 3,9 6,6 2,7 1,9 13,2 10,9

11. Холост 3,6 5,4 8,1 23,4 5,4 0,0 1,8 3,6 4,5 13,5 1,8 4,5 11,7 12,6

12. Выслуга от 1 до 5 лет 4,1 7,1 9,2 22,4 5,1 0,0 2,0 4,1 6,1 17,3 1,0 3,1 8,2 10,2

13. Выслуга до 10 лет 5,4 6,0 9,5 19,6 4,8 0,6 3,0 4,2 4,8 13,7 2,4 4,2 10,7 11,3

14. Выслуга более 10 лет 8,9 13,3 5,4 20,7 6,4 0,5 5,9 1,0 3,4 4,9 2,5 1,5 14,3 11,3

15. Квартира собственная, родственников, служебная 8,0 10,6 7,2 19,7 5,3 0,8 5,7 1,1 3,0 9,5 2,3 3,0 13,6 10,2

16. Квартира собственная, родственников 4,1 9,3 8,2 21,6 6,2 1,0 3,1 1,0 0,0 16,5 2,1 4,1 12,4 10,3

17. Служебное жилье 10,2 11,4 6,6 18,6 4,8 0,6 7,2 1,2 4,8 5,4 2,4 2,4 14,4 10,2

5

п> о

3 §

о;

0

Е

§

■с п> о\

1 о-й (и

0 <»

П> О, п>

1 с Сс

О <»

§ N

о *

с Сс ТЗ П> со С

0

1

п>

тз

о

о п>

П>

о. §

<5" о

-ч П>

о'

3

'-П ю ^f ■о 18,9 14,9 16,8 19,8 со со"

г- cC m г-' in" 0\ ю" со in"

см" гГ m сч (N с^ (N

Г| ON CI о о о о" о О о

- CO к Tf К о тГ <Г)" in ■ч- тг

о ю о гГ оо о" -

0\ CO 1лГ о О о" о - тг

оо <N С1 СП - г- m ^г"

о о4 О о о о" о о о

ю оо ю тг мэ" -ГГ К4 с^ VO т" VO г-- со"

1П о" п г- со" <N 12,6 24,1 23,5 16,8 ш

оо к ■о оС СЛ аС со" 0\ ю" «М К

<т> оо [> со <N CI Ш аС 18,5 14,9 ш Tf

CI оо >-П 1П аС 18,9 9'Zl со оо in 0\

- 118. Квартира арендуемая 19. Денежное довольствие в месяц до 45 ООО руб. 20. Денежное довольствие в месяц свыше 45 ООО руб. 21. Доход на члена семьи в месяц до 20 ООО руб. 22. Доход на члена семьи в месяц до 25 ООО руб. 23. Доход на члена семьи в месяц от 20 ООО до 60 ООО руб. 24. Доход на члена семьи в месяц от 25 ООО до 60 000 руб.

Основными привлекательными моментами службы в части являются: «хорошие взаимоотношения в коллективе», «удобно добираться до службы», «гордость от принадлежности к Вооруженным силам и воинская традиция».

В качестве негативного и настораживающего обстоятельства следует отметить тот факт, что от 11 до 19 % опрошенных (в зависимости от выборки) отметили, что «ничем служба здесь не привлекает». Это довольно высокая доля опрошенных по сравнению с гражданскими видами занятости. Для последних этот показатель не превышает 3 %. Традиционно для вооруженных сил характерна более сильная зарегламентированность исполнительских функций по сравнению с гражданским сектором. Сменить место работы для военнослужащего более проблематично, чем для гражданского лица.

Таким образом, большое количество респондентов, которых ничем не привлекает служба, частично объясняется отсутствием условий в армейской среде для свободной ротации кадров.

«Материальную заинтересованность» в качестве основного привлекательного момента службы обозначили только респонденты с самым высоким денежным довольствием и самым высоким доходом на члена семьи. Это корреспондируется в нашем исследовании с уровнями удовлетворенности соответствующими параметрами по социальным группам 24 и 20 (табл. 3) и свидетельствует о достоверности проведенного исследования.

Таблица 3

Отношение военнослужащих к службе в зависимости от материального положения (в процентах к опрошенным)

Социальные группы

19 20 21 22 23 24

Варианты ответов Денежное довольствие в месяц до 45 000 руб. Денежное довольствие в месяц свыше 45 000 руб. Доход на члена семьи в месяц до 20 000 руб. Доход на члена семьи в месяц до 25 000 руб. Доход на члена семьи в месяц от 20 000 до 60 000 руб. Доход на члена семьи в месяц от 25 000 до 60 000 руб.

Служба привлекает материальной 9,5 18,9 12,9 11,8 15,8 19,1

заинтересованностью

Удовлетворенность денежным 47,9 49,5 46,7 46,8 50 51,4

довольствием

Среди привлекательных моментов военной службы следует отметить высокий рейтинг варианта ответа «гордость от принадлежности к Вооруженным силам и воинским традициям». Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, в части ведется грамотная политико-воспитательная работа и, с другой стороны, что свой профессиональный выбор военнослужащие по контракту сделали осознанно и не ошиблись в выборе профессии. Данную позицию респонденты также отмечают в свободных высказываниях: «есть такая профессия», «защита Отечества от супостата», «внести максимальный вклад в боеготовность части», «служу Отечеству».

Следующие вопросы открытого типа («Что бы Вы хотели улучшить в воинской части?», «Что бы Вы хотели получить от Министерства обороны?», «Что мешает Вам выполнять Ваши задачи более качественно, оптимально, в более сжатые сроки?») касались неудовлетворенных потребностей. Всего было высказано около 300 пожеланий, в том числе 45 по жилищной проблеме, по медицинскому обслуживанию пять, по транспортному обслуживанию восемь, по бытовому обслуживанию девять, по системе профобразования девять, по организации службы 17 и 45, по совершенствованию материального обеспечения 40, по межличностным отношениям 13, по системе оплаты труда 28, по совершенствованию регламента службы 13, по кадровой политике 12.

Все высказанные предложения можно разделить на две группы. Первая требует значительных денежных затрат, это касается объектов социальной инфраструктуры, материального обеспечения, оплаты труда. Для реализации второй группы предложений необходимо проведение организационных мероприятий, не требующих больших материальных вложений. Это организация службы, кадровые вопросы, регламент, межличностные отношения.

Более полное удовлетворение потребностей военнослужащих по социальному обустройству и материальному обеспечению может быть реализовано только с помощью глобальной социальной политики государства и Министерства обороны РФ. Этой цели служит Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная решением Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г. [2]. Третий этап ее реализации (2018-2020 гг.) предусматривает повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 90 % и более.

В целом необходимо отметить, что респонденты положительно оценивают происходящие в части изменения. Более 50 % по всем социальным группам оценили происходящие в части изменения к лучшему, не замечают никаких изменений около 35 % опрошенных, и только 15 % оценивают происходящие изменения как изменения «в худшую сторону». Таким образом, ожидания военнослужащих в их социально-бытовом обустройстве имеют положительную направленность. В значительной степени это является следствием того, что в последние годы государство уделяет большое внимание вопросам социального развития Вооруженных сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере [3, 4].

Роль руководства воинской части в данном случае заключается в обосновании потребностей развития социальных параметров, корреспондирующихся с первой группой и в выработке предложений по реализации Стратегии в части сбора информации на местах. Инструментом, аккумулирующим такую информацию, является «Социальный портрет гарнизона» по каждой воинской части.

Кроме социальных индикаторов, измеряемых в натуральном выражении, анкетные опросы дают картину состояния удовлетворенностей респондентов «нематериальными условиями» жизнедеятельности - от межличностных отношений до психологических установок. Мониторинг этой группы социальных индикаторов позволил оценить действенность и эффективность

организационных мероприятий, не требующих больших материальных вложений. Выше они были обозначены как предложения второй группы, осуществление которых полностью находится в компетенции руководства части.

На наш взгляд, такой источник исходной информации для мониторинга реализации Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации, как «Социальный портрет гарнизона», целесообразно дополнить социальными индикаторами. А для этого необходимо регулярно, не реже одного раза в год, проводить социологические опросы военнослужащих и членов их семей для фиксации удовлетворенностей ключевыми условиями их жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Эксперты назвали средний заработок российской семьи в 2015 году. - URL: http:// finance.rambler.ru (дата обращения: 12.07.2016).

2. Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года. - URL: http://sc.mil.ru/social/strategy.htm#txt (дата обращения: 13.07.2016).

3. Смелик, Р. Г. Воинский труд в системе рыночных отношений : моногр. / Р. Г. Смелик. - Новосибирск, 2004.

4. Горгола, Е. В. Основы социально-экономической политики государства в Вооруженных силах современной России / Е. В. Горгола. - М. : ВУМО РФ ; Ярославль : ВФЭИ, 2004.

References

1. Eksperty nazvali sredniy zarabotok rossiyskoy sem'i v 2015 godu [Experts announced average income of a Russian family in 2015]. Available at: http://finance.rambler.ru (accessed July 12, 2016).

2. Strategiya sotsial'nogo razvitiya Vooruzhennykh sil Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Strategy ofsocial development of the Armed Forces of the Russian Federation till 2020]. Available at: http://sc.mil.ru/social/strategy.htm#txt (accessed July 13, 2016).

3. Smelik R. G. Voinskiy trud v sisteme rynochnykh otnosheniy: monogr. [Military labor in the system of market relations: monograph]. Novosibirsk, 2004.

4. Gorgola E. V. Osnovy sotsial'no-ekonomicheskoy politiki gosudarstva v Vooruzhennykh silakh sovremennoy Rossii [Foundations of the state socioeconomic policy in the Armed Forces of modern Russia]. Moscow: VUMO RF; Yaroslavl: VFEI, 2004.

Калинин Максим Александрович

заместитель командира части по работе с личным составом, войсковая часть 84680 (Россия, г. Ковылкино)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Kalinin Maksim Aleksandrovich Deрuty commander for staff relations, Military unit 84680 (Kovylkino, Russia)

УДК 316.662 Калинин, М. А.

Анализ социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту / М. А. Калинин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 2 (42). - С. 149-158. Б01: 10.21685/2072-3016-2017-2-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.