Вевюрко Валерия Александровна
студент Факультета «Социологии и политологии» ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
г. Москва (valeriavevyurko@ gmail .com) Vevyurko V.A.,
student of 1 undergraduate courses Faculty of sociology and political science FGIBU VO "Financial University under the Government of the Russian
Federation", Moscow, (e-mail: valeriavevyurko@gmail. com
Телепченкова Ирина Анатольевна
студент Факультета «Социологии и политологии» ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» г.
Москва ([email protected]) Telepchenkova I.A Student Faculty of sociology and political science FGIBU VO "Financial University under the Government of the Russian Federation", Moscow,
(e-mail: [email protected])
Бондалетов Валерий Викторович,
кандидат социологических наук, доцент, доцент Департамента социологии, истории и философии, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» г. Москва, (e-mail:) - научный
руководитель
Bondaletov V.V.,
Candidate of Sociology, Docent, Associate Professor of the Department of Sociology, Sociology, History and Philosophy FGIBU VO Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, (e-mail: [email protected]) - scientific adviser
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ TELEGRAM КАК СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
Analysis of telegram as a media method of communication
Аннотация: В статье рассматривается и анализируется социальная сеть «Telegram», принадлежность его к средству массовой информации, источники финансирования, характеристика и структура данной социальной сети, целевая аудитория, география, а также цели и причины использования именно данного месенджера. На основе анализа делается вывод о том, что такой кроссплатформенный месенджер как телеграмм становится еще более популярным и чаще используемым.
Ключевые слова: социальная сеть, Телеграм, средства массовой коммуникации, вид СМИ
Abstract: The article discusses and analyzes the social network "Telegram", its affiliation with the media, sources of funding, the characteristics and structure of this social network, target audience, geography, as well as the goals and reasons for using this messenger. Based on the analysis, it is concluded that such a cross-platform messenger as a telegram becomes even more popular and more often used.
Keywords: social network, mass media, type of media
Telegram на сегодняшний день является одним из самых популярных и активно развивающимся кроссплатформенным месенджером, первый выпуск которого произошел 6 сентября 2013 года. Он поддерживает 12 языков: английский, испанский, немецкий, нидерландский, итальянский, арабский, португальский, корейский, русский, французский, украинский и каталанский, что делает данную социальную сеть еще более универсальной и все чаще используемым по всему миру, что подтверждает статистика. Количество ежемесячных активных пользователей социальной сети на март 2018 составило более 200 млн человек. Поимо этого,
• Около 500 тыс. новых пользователей присоединяются к мессенджеру каждый день;
• 70 млрд сообщений ежедневно отправляют пользователи Telegram;
• 52 млн человек регулярно используют около 800 000 активных ботов;
• Насчитывается примерно 30 млрд просмотров ежемесячно в каналах, общая аудитория которых насчитывает около 80 млрд человек [4].
На сегодняшний день по рейтингу наиболее популярных социальных сетей Telegram входит в 10-ку часто используемых (См. приложение 1).
Most popular social network and messenger applications in Russia in 2019, by
downloads share*
Other 7%
• Facebook Messenger 3% Facebook 4%
■ Snapchat 5% • Telegram 6%
Odnoklassniki 7%
■ Viber 9%
WhatsApp 25%
■ Instagram 13%
• TikTok 9%
Vkontakte (VK) 12%
Sources
Vedomosti: Mediascope: UBS © Statista 2020
Additional Information:
Russia; Mediascope: UBS: 2019"
Рисунок 1 Наиболее популярные социальные сети в России за 2019 год
По данным исследовательской компании Mediascope, в РФ ежемесячная аудитория Telegram на октябрь 2018 года составляла около 9,3 млн человек.
Почему именно Telegram?
На сегодняшний день прослеживается тенденция перехода с других месенджеров именно на Telegram. На это есть свои причины:
1. Безопасность данных - мессенджер надёжно защищён сложным шифрованием данных.
2. Отсутствие встроенной рекламы - вы найдёте рекламу только в каналах и чатах, которую публикуют подписчики или администрация.
3. Более платёжеспособная аудитория - многие используют Telegram преимущественно для рабочего общения и заработка.
4. Люди заходят каждый день - если правильно работать с аудиторией, можно стабильно собирать заявки на ваши услуги.
5. Конкуренция в 10 раз меньше - пока ещё крупные компании не заняли Telegram, как контекстную или таргетированную рекламу [6].
Именно благодаря вышеописанным характеристикам по данным на 24 апреля 2020 года Telegram достиг 400 миллионов активных пользователей.
Структура Telegram
Telegram довольно многогранная социальная сеть и помимо стандартного набора функций как обмен сообщениями в группах и диалогах, мессенджер дает возможность сохранять неограниченное количество файлов и документов, создавать и вести свои каналы (микроблоги), разрабатывать и использовать ботов.
Каналы в Telegram как правило используют в качестве: новостных лент, продвижения своего канала (блога), группы, продажи или обзора различных услуг и/или товаров, оповещения о скидках и акциях, а также ботов.
К использованию ботов начинают прибегать многие пользователи, блогеры, а также большие компании. Это помогает качественно и быстро собирать статистику, взаимодействовать с подписчиками и в целом вести канал. Боты облегчают некоторые рутинные задачи и помогают практически полностью автоматизировать ведение своего канала, запланировав, например, авопостинг, создать опрос на любую тему или же отправлять сообщения подписчикам. Боты также помогают скачивать разные аудио, видео файлы и даже конвертировать видео из YouTube в аудиосообщение в Telegram.
По данным Romir на февраль 2018 года, в среднем пользователи Telegram в России тратят на него 10—11 минут в день.
Целевая аудитория
Целевая аудитория Telegram варьируется от 18 д 64 лет, что говорит о том, что данная социальная сеть вне определённого возраста. По статистике мужчин среди пользователей Telegram в два раза больше, чем женщин, — 67% против 33%. Говоря о возрастном распределении пользователей, то
наиболее многочисленной и доминирующей группой являются пользователи в возрасте от 25 до 34 (38%) и от 18 до 24 (27%). Помимо этого, по сравнению с 2017 годом возрастная категория с 35-44 и 45-64 стала еще более широко представлена среди пользователей [4] [1]. На основе этого можно сказать, что по сравнению с другими мессенджерами Telegram охватывает новые возрастные группы, не остается чисто молодежным.
Также у по данным статистики 60% пользователей мессенджера есть высшее образование, и еще 14% учатся. У каждого десятого - неоконченное высшее, а у 8% - только среднее образование.
Помимо вышесказанного, хочется добавить, что каждый четвертый пользователь задействован в сфере IT. На втором месте по популярности среди сфер деятельности стоит производство, на третьем - маркетинг и PR. Однако, несмотря на то что Telegram хорошо известен в контексте политических каналов, в сфере политики задействован только 1% опрошенных [4].
Цели использования
Говоря о целях использования месенджера, по статистике в русскоязычном Telegram более 87 тысяч каналов и почти каждый третий опрошенный читает меньше 10 каналов. 43% пользователей читают от 11 до 25 каналов, а больше 25 подписок только у 26% пользователей [4].
Анализируя данные статистки, можно сказать, что более четверти опрошенных используют Telegram для рабочей переписки (85%). В качестве бизнес-переписки - 28%, групповые чаты (до 50 человек) - 43%, групповые чаты (от 50 человек) - 30%, каналы (как автор) - 18%, боты 42% и игры (встроенные) - 4% [4] [1].
Также по статистике 70 % пользователей привлекает сам формат телеграм-каналов - они нравятся больше, чем группы в Facebook и VK. Для 43% пользователей «Телеграм» является главным мессенджером для общения. Примерно четверть использует его для скачивания музыки, фильмов, книг. Для около половины пользователей Telegram будет предпочтительней еще и потому, что он безопасен, а также приблизительно каждый третий стал использовать мессенджер из-за политики других соцсетей по выдаче персональных данных.
География аудитории.
Основном аудитория данной социальной сети собрана в больших городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург (в этих двух точках самое большое скопление аудитории), далее идут следующие города -миллионники: Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Краснодар, Нижний Новгород и др. Проникновении Телеграмма в маленькие города и регионы РФ маленькое [1].
Каналы.
Помимо личных чатов, где два человека могут вести переписку, в телеграмме также существуют каналы. В каналах люди могут как переписываться друг с другом, так и просто читать посты своего любимого
блоггера. Каналы могут быть как открытыми, то есть доступными для всех, так и закрытыми, в такие каналы участники могут вступить лишь по ссылке -приглашению.
По состоянию на 2020 год в TGstat насчитывается более 220 тысяч каналов, 133 тысячи из которых являются русскоязычными.
Сегодня в Телеграмме есть каналы на любую тему, кроме того, можно отметить тренд на заполнение менее популярных ниш, которые узкоспециализированы. В 2019 году выросла доля каналов в категориях «Для взрослых» и «Продажи». В основном каналы категории продажи распространяют скидочные купоны, информацию об акции и промокод от магазинов и брендов [4].
В Телеграмм также активно приходят блоггеры с других платформ, таких, как YouTube, Instagram и других. Как правило в телеграмм каналах блогеров набирается намного меньше подписчиков, чем на их основной платформе, поэтому именно в телеграмм канале публикуются различные личные посты, рассуждения блогера, какая то более приватная информация, которую блогер не хочет рассказывать на слишком большую аудиторию.
Цитирование.
Когда речь идёт о телеграмм канале, невозможно не упомянуть индекс цитирования. С помощью индекса цитирования определяется популярность и рейтинг канала: рассчитывается упоминание канала в других каналах, а также репосты. Чем больше таких упоминаний - тем выше индекс цитирования. Самым высоким индексом цитирования в прошлом году обладал канал Незыгарь (ИЦ 701). В данный момент первенство держит канал Mash (ИЦ 1329) [4].
Монетизация.
Одной из целей создания телеграмм канала может быть заработок. Для этого нужно знать способы монетизации. Мы обозначили основные способы монетизации канала ниже.
1. Реклама.
Возможно зарабатывать на покупке и публикации рекламы или продавать рекламу в своём канале. Для того, чтобы продавать рекламу в своём канале, нужно поставить перед собой набрать как можно больше подписчиков, так как от их числа напрямую зависит цена рекламы. Сегодня это очень популярный вид монетизации. Каждый месяц телеграмм вырастает примерно на 700 000 пользователей, соответственно, каналы масштабируются [6].
2. Чат - боты.
В данный момент один их самых популярных вариантов заработка в телеграмме. Для того, чтобы зарабатывать на этом, нужно уметь создавать чат-ботов с разными полезными функциями.
3. Канал, созданный для продвижения своего товара или услуги.
С помощью такого способа монетизации увеличивается база целевой аудитории и совершаются продажи продукта/товара.
4. Монетизация через партнерскую сеть.
Монетизация чех партнерскую сеть, это когда рекламодатель платит за действия пользователей, которых владелец телеграмм канал должен привести на сайт. Владелец телеграмм канала получает процент от суммы покупки, которую совершил пользователь, посетивший сайт рекламодателях с телеграмм канала. В данном способе монетизации телеграмм служит такой площадкой для размещения партнерской ссылки.
В заключение хотелось бы отметить, что социальная сеть Телеграмм довольно молодая и продолжает набирать обороты. Телеграмм растёт с каждым днём все больше и больше, появляется много новых способов монетизации, а аудитория становиться более межвозрастной. Данная социальная сеть, как СМИ является очень перспективной, в телеграмме можно найти свежие новости и информацию по всем интересующим нишам.
Список литературы
1. Аудитория Telegram 2019: результаты исследования 82 000 анкет [Электронный ресурс]. URL: https://texterra.ru/blog/auditoriya-telegram-rezultaty-issledovaniya-anket.html
2. Как заработать на канале в Telegram? [Электронный ресурс]. URL: https://admitad.academy/kak-zarabotat-na-kanale-v-tele gram/
3. Как я зарабатываю в Телеграме. Как создать канал и продвинуть его [Электронный ресурс]. URL: https://iournal.tinkoff.ru/telegram-kanal/
4. Телеграм 2020: аудитория и каналы [Электронный ресурс]. URL: https://exlibris.ru/news/telegram-2020-auditoriya-i-kanaly/
5. Телеграмм как бизнес: сколько зарабатывает на мессенджере Павел Дуров [Электронный ресурс]. URL: https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/skolko-zarabatyivayut-na-telegramm/
6. 4 метода монетизации Telegram. Как создать в мессенджере свой основной или дополнительный источник дохода? [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/life/70057-4-metoda-monetizacii-telegram-kak-sozdat-v-messendzhere-svoy-osnovnoy-ili-dopolnitelnyy-istochnik-dohoda