Научная статья на тему 'Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного сознания'

Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного сознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9393
1015
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОТСУТСТВИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ / SOCIAL NETWORK / SOCIAL CONSCIOUSNESS / LACK OF RATIONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грахова И. А., Дрынь Я. А.

Рассматривается социальная сеть Instagram как развивающаяся площадка для рекламной и маркетинговой деятельности. Выбранный Интернет-сервис анализируется как инструмент формирования общественного сознания. Приводится вывод по результатам исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SOCIAL NETWORK INSTAGRAM AS THE TOOL FOR FORMING PUBLIC CONSCIOUSNESS

This article considers the social network Instagram as the developing platform for advertising and marketing activities. The selected Internet service analyzes as the tool for shaping public consciousness. The statement presents the result of the study.

Текст научной работы на тему «Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного сознания»

УДК 316.472.45

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

И. А. Грахова, Я. А. Дрынь

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: drynyana@mail.ru

Рассматривается социальная сеть Instagram как развивающаяся площадка для рекламной и маркетинговой деятельности. Выбранный Интернет-сервис анализируется как инструмент формирования общественного сознания. Приводится вывод по результатам исследования.

Ключевые слова: социальная сеть, общественное сознание, отсутствие рациональности.

ANALYSIS OF THE SOCIAL NETWORK INSTAGRAM AS THE TOOL FOR FORMING PUBLIC CONSCIOUSNESS

I. А. Grakhova, Y. А. Dryn

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: drynyana@mail.ru

This article considers the social network Instagram as the developing platform for advertising and marketing activities. The selected Internet service analyzes as the tool for shaping public consciousness. The statement presents the result of the study.

Keywords: social network, social consciousness, lack of rationality.

Придумывая самые популярные на данный момент социальные сети их создатели, вряд ли, предполагали, что именно там мы будем «сидеть» с утра до вечера, назначать встречи, вести проекты и «проживать» в некотором смысле жизнь, отличающуюся от реальной. Виртуальное общение встроилось в нашу повседневность как влитое. Соцсети диктуют новые правила, но какие они - мы, кажется, пока не разобрались.

Инстаграм (Instagram) - это социальная фотосеть. Она наиболее популярна среди пользователей за счёт своей простоты. Инстаграм - это что-то среднее между социальной сетью и микро-блогом, то есть вы «выкладываете» фотографии и даёте им краткое описание. Благодаря этой программе, вы можете не просто складировать свои фотографии в памяти своего мобильного устройства, но и демонстрировать их всему миру, создавая вокруг себя огромное сообщество, которыми являются ваши подписчики [4].

Instagram полнится аккаунтами художников, артистов, спортсменов и множества других публичных людей. С помощью соцсети они держат в курсе жизни своих фанатов и зачастую становятся ньюсмейкерами, вызывая обширный резонанс с помощью собственных снимков или текстов к ним. Значимую роль фотосервиса поняли и политики. Для них это, безусловно, возможность стать ближе к электорату, показав себя с лучшей стороны. В России известными политиками - пользователями Instagram являются, например, Дмитрий Медведев, Рамзан Кадыров и Владимир Жириновский.

Instagram можно считать большим каналом СМИ, но он чуть эффективнее, чем остальные, поскольку, в этой Сети все фото и тексты к ним публикуются, как бы, от первого лица, известные люди лично высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

Итак, главным и основным признаком, которым Инстаграм обладает как инструмент формирования общественного мнения, это то, что:

Люди в этой фотосети формируются в человеческую совокупность, обладающая психологической общностью [1].

Люди формируются в группы по совпадению интересов. Например, существует группа, которой интересна жизнь какого-либо публичного человека и они «следят за ней» через эту фотосеть, то есть эти люди имеют общий объект переживания, внимания. Или, например, существует общность, которой интересна мода или кулинария.

Следующий выявленный признак, это:

Индивид действует, как и масса, но первый - сознательно, а вторая - неосознанно. Поскольку сознание индивидуально, а бессознательное - коллективно [1].

Уже с самим появлением Instagram прослеживается то, что у людей отключается индивидуальное сознание, рациональное мышление. Выражается это в том, что, как только, человек регистрируется в этой фотосети, у него возникает желание много фотографировать и вообще буквально фиксировать всё, что происходит у него в жизни или в его пространстве. У некоторых людей появляется некая «ломка» по поводу того, что нужно срочно выложить какую-либо фотографию.

Также Instagram является площадкой для зарождения множества трендов, за которыми люди бессознательно следуют. Примеры таких трендов могут быть: селфи (разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру), фотографии еды, фотографии в спортзале, фотографии маникюра и т.п.

Очень интересным является следующий признак:

Общность, в которые формируются люди, каковы бы ни были их культура, доктрина или социальное положение, нуждаются в поддержке вождя. Он не убеждает их с помощью доводов рассудка, не добивается подчинения силой, он пленяет их своим авторитетом [1].

В Instagram в роли вождя часто выступает публичный человек, ведущий свою собственную страничку. Каждый хочет увидеть в себе какую-либо черту его сильного, уверенного характера или обладать каким-либо качеством его превосходной личности. Приведём пример, у Рамзана Кадырова - главы Чеченской республики, тоже есть страничка в Instagram, причём, его страница одна из самых популярных среди всех политических деятелей, из-за чего в Интернете его постоянно обсуждают.

Наиболее занимательным является такой признак:

Пропаганда (или коммуникация) имеет иррациональную основу, коллективные убеждения и инструмент - внушение на небольшом расстоянии или на отдалении. Большая часть наших действий является следствием убеждений [1].

Пример пропаганды в Instagram: сейчас распространены в обществе разные течения жизни и Инстаграм их живо подхватывает и несёт в массы. Например, особенно выделяются феминизм и бодипозитив (движение, направленное на принятие собственного тела и разрушение негативных стереотипов общества по отношению к людям, чья внешность отличается от общепринятого стандарта).

Из психологической составляющей данной соцсети можно выявить активное использование в маркетинге. Если же, изначально, это приложение создавалось для того, чтобы люди делились своими событиями с другими, то теперь же - это является местом, где «продаётся», можно сказать, всё: какие-то продукты, предметы, а что главное - образ жизни. Таким образом, Instagram стал важным инструментом в руках маркетологов. Сейчас ведётся даже множество тренингов, в которых учат, как получить много подписчиков и продать какой-либо продукт.

Возможность использовать Сеть в рекламе товара или услуги, брендинге, акциях и конкурсах, называется маркетингом в Инстаграме и сотни тысяч пользователей и компаний каждый день работают над его улучшением, придумывая новые, интересные материалы. Маркетинг в Инстаграме - это возможность создать витрину, вашего товара, позиционировать свою компанию, магазин, ресторан и любой продукт или услугу, востребованную людьми. В современном мире нет, практически, ни одной компании, которая не вела бы свою страницу в Инстаграме, причём, имеется в виду как российский рынок, так и зарубежный [2].

Instagram работает с визуальными образами, и в этом его сила и слабость.

По статистике, наиболее «продаваемые» ниши в Instagram - это:

• косметика, одежда, аксессуары

• бутики, ТЦ, шоурумы

• эксклюзивные товары

• хенд-мейд товары

• кафе, рестораны

• отели, гостиницы, хостелы

• доставка (пицца, суши)

• услуги (косметология, стоматология).

Также ещё одной популярной вещью в Инстаграме являются хэштеги. Моду на хэштеги в Нужно помнить, что люди часто ищут картинки не только по подпискам, но и по интересам. Соответственно, чем больше хэштегов, тем больше посетителей заметят рекламный пост. Для увеличения аудитории их, как правило, добавляют не менее десяти. Важно, чтобы они все относились к теме фотографии [3].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Инстаграм является одним из главных инструментов формирования общественного мнения в современном мире и, что это площадка, где главное правило маркетинга - это быстрота. Пост должен получиться таким, чтобы его поняли сразу. Как рекламный щит на дороге: минимум слов, максимум информации. В Инстаграме пользователи интернета просматривают посты быстро. Важно, чтобы он был красивым и впечатляющим, чтобы потенциальный клиент его запомнил и поставил лайк. Привлечение клиентов через Инстаграм работает хорошо, поэтому стоит взять во внимание эту площадку для рекламы.

Библиографические ссылки

1. Московичи С. М Век толп. Исторический трактат по психологии масс./ Пер. с фр. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 480 с.

2. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://markapon.ru/blog/marketing-instagrame/ (дата обращения: 10.02.2017).

3. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.ads-gram.ru/2015/10/marketing-instagrame.html (дата обращения: 26.01.2017).

4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.timelady.ru/557-chto-takoe-instagram.html (дата обращения: 06.02.2017).

© Грахова И. А., Дрынь Я. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.