Научная статья на тему 'Анализ социально-психологических исследований по проблеме табакокурения'

Анализ социально-психологических исследований по проблеме табакокурения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2109
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ТАБАКОКУРЕНИЕ / ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ / ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ / НОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / SOCIAL PSYCHOLOGY / SMOKING / SMOKING CESSATION / PSYCHOLOGICAL RELATIONS / FAMILY INFLUENCE / PEER INFLUENCE / REGULATIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Позняков Владимир Петрович, Решетко Светлана Альбертовна

Статья представляет теоретический обзор социально-психологических исследований проблемы табакокурения на микросоциальном и личностном уровнях: рассмотрены вопросы влияния ближайшего социального окружения, а также индивидуально-психологических особенностей человека на приобщение или отказ от табакокурения. Такими исследователями, как В. В. Барцалкина, Н. Дарлин, П. Камсилле, семья определяется в качестве ведущего фактора приобщения или отвержения табакокурения. Активное участие родителей в жизни детей, высокий уровень родительского контроля зарубежные исследователи (Н. Дарлин, П. Камсилле, К. Г. Хилл) считают значимыми при формировании у ребенка установки на отвержение курения. Нарушенные внутрисемейные отношения, напротив, могут стать причиной начала курения среди детей (А. Я. Варга, Б. Г. Саймонс-Мортон, Т. Фархэт). Особое внимание зарубежные исследователи (К. Эндерсон, С. Т. Эннетт, К. Е. Баумэн, В. Хэнсэн) уделяют социальным нормам того образовательного учреждения, в котором ребенок обучается, а также отношениям со сверстниками. М. Никтэр, Н. Вукович, Б. Б. Борсари, К. Б. Кэри, С. Т. Эннетт, К. Е. Баумэн и другие ученые связывают начало курения с желанием быть популярным среди сверстников. Психологи К. Коубэс, К. А. Урберг, С. М. Дегирменциоглу, К. Пилгрэм отмечают связь между наличием курящего лучшего друга и началом курения среди мальчиков-подростков, однако данная тенденция не прослеживается в отношении девочек. Рассматривая личностный уровень изучения проблемы табакокурения, такие авторы как М. Г. Гитинова, Е. И. Дубровинская, подчеркивают, что курящие подростки обладают неадекватной самооценкой, которая может быть связана с неуверенностью в себе; в иерархии ценностей у некурящих молодых людей ценность здорового образа жизни является значимой. В рамках концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности (А. Л. Журавлев, В. П. Позняков) рассмотрены различия между компонентами психологических отношений по отношению к курению. Сравнительный анализ (В. П. Позняков, В. Л. Хромова) представлений курящих и некурящих людей о курении показал, что некурящие люди склонны преувеличивать вред курения для здоровья. При сравнительном анализе отношения к курению мужчин и женщин была отмечена более выраженная тенденция к внешнегрупповой дискриминации по половому признаку со стороны мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Позняков Владимир Петрович, Решетко Светлана Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Psychological Research on Tobacco Smoking: A Review Article

The article presents a theoretical overview of the socio-psychological research of smoking as a problem at the micro-social and personal levels, focusing on the impact of immediate social environment, as well as individual psychological characteristics of a man who starts or quits smoking. Such researchers as V. V. Bartsalkina, N. Darling, P. Cumsille name family a leading factor in initiation or rejection of smoking. Family characteristics such as active involvement of parents in the lives of their children, a high level of parental control are determined by foreign researchers (N. Darling, P. Cumsille, K. G. Hill) as significant for the child's attitudes to smoking. On the other hand, disturbed family relations can help children pick up the bad habit (A. Ya. Varga, B. G. Simons-Morton, T. Farhat). Foreign researchers (C. Anderson, S. T. Ennett, K. E. Bauman, W. Hansen) pay special attention to social norms of the educational institution the child attends, and his/her relationships with peers. Such scholars as M. Nichter, N. Vuckovic, B. B. Borsari, K. B. Carey, S. T. Ennett, K. E. Bauman associated starting smoking with the desire to be popular among peers. Psychologists such as K. Kobus, K. A. Urberg, S. M. Degirmencioglu, C. Pilgrim noted the correlation between the smoking commencement and the presence of a smoking friend among adolescent boys, but this trend is not observed in girls. On the personality level of research into smoking, such authors as M. G. Gitinova, E. I. Dubrovinskaya emphasize that adolescent smokers have inadequate self-esteem, which may be associated with self-doubt; the value of a healthy lifestyle stands high in the hierarchy of life values among non-smoking youth. The concept of psychological relations among individual and collective subjects (A. L. Zhuravlev, V. P. Poznyakov) addressed the differences between the components of psychological attitudes to smoking. Comparative analysis (V. P. Poznyakov, V. L. Khromova) of smokers and non-smokers has shown that non-smokers tend to exaggerate the harm of smoking to health. Comparative analysis of male and female smokers revealed a more marked trend towards gender discrimination among men.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-психологических исследований по проблеме табакокурения»

DOI: 10.17805/zpu.2015.1.22

Анализ социально-психологических исследований по проблеме табакокурения*

В. П. Позняков (Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет),

С. А. Решетко (Институт психологии РАН)

Статья представляет теоретический обзор социально-психологических исследований проблемы табакокурения на микросоциальном и личностном уровнях: рассмотрены вопросы влияния ближайшего социального окружения, а также индивидуально-психологических особенностей человека на приобщение или отказ от табакокурения.

Такими исследователями, как В. В. Барцалкина, Н. Дарлин, П. Камсилле, семья определяется в качестве ведущего фактора приобщения или отвержения табакокурения. Активное участие родителей в жизни детей, высокий уровень родительского контроля зарубежные исследователи (Н. Дарлин, П. Камсилле, К. Г. Хилл) считают значимыми при формировании у ребенка установки на отвержение курения. Нарушенные внутрисемейные отношения, напротив, могут стать причиной начала курения среди детей (А. Я. Варга, Б. Г. Саймонс-Мортон, Т. Фархэт). Особое внимание зарубежные исследователи (К. Эн-дерсон, С. Т. Эннетт, К. Е. Баумэн, В. Хэнсэн) уделяют социальным нормам того образовательного учреждения, в котором ребенок обучается, а также отношениям со сверстниками. М. Никтэр, Н. Вукович, Б. Б. Борсари, К. Б. Кэри, С. Т. Эннетт, К. Е. Баумэн и другие ученые связывают начало курения с желанием быть популярным среди сверстников. Психологи К. Коубэс, К. А. Урберг, С. М. Дегирменциоглу, К. Пилгрэм отмечают связь между наличием курящего лучшего друга и началом курения среди мальчиков-подростков, однако данная тенденция не прослеживается в отношении девочек.

Рассматривая личностный уровень изучения проблемы табакокурения, такие авторы как М. Г. Гитинова, Е. И. Дубровинская, подчеркивают, что курящие подростки обладают неадекватной самооценкой, которая может быть связана с неуверенностью в себе; в иерархии ценностей у некурящих молодых людей ценность здорового образа жизни является значимой.

В рамках концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности (А. Л. Журавлев, В. П. Позняков) рассмотрены различия между компонентами психологических отношений по отношению к курению. Сравнительный анализ (В. П. Позняков, В. Л. Хромова) представлений курящих и некурящихлю-дей о курении показал, что некурящие люди склонны преувеличивать вред курения для здоровья. При сравнительном анализе отношения к курению мужчин и женщин была отмечена более выраженная тенденция к внешнегрупповой дискриминации по половому признаку со стороны мужчин.

Ключевые слова: социальная психология, табакокурение, отказ от курения, психологические отношения, влияние семьи, влияние сверстников, нормы образовательного учреждения, индивидуальные особенности.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время табакокурение является одной из главных причин смертности в мире. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, табакокурение стало причиной смерти 100 млн человек в XX в. (Табак, 2014: Электр. ресурс). Подчас курящие люди мало информированы о последствиях табакокурения. Опрос, проведенный в 2009 г. в Китае, показал, что только 38% курильщиков знали, что куре-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант №15-06-10231, «Социально-психологические факторы успешного отказа от курения»).

The article was prepared with financial support from the Russian Foundation for the Humanities (grant No. 15-06-10231, "Socio-psychological Factors of Successful Smoking Cessation").

ние вызывает ишемическую болезнь сердца, только 27% — что это вызывает инсульт. Несмотря на активные профилактические меры, курение остается распространенной причиной заболеваний среди взрослого населения и подростков.

Рассмотрение проблемы табакокурения происходит на нескольких уровнях: макро-социальном (политика государства в отношении курения, влияние рекламы и СМИ), микросоциальном (особенности семейного воспитания и внутрисемейного взаимодействия, отношения со сверстниками, влияние социальных норм образовательной среды) и личностном (индивидуальные особенности человека). С общих позиций комплексного подхода (Методология комплексного человекознания ... , 2008) в статье представлен обзор исследований микросоциального и личностного уровней: рассмотрены влияния ближайшего социального окружения, а также индивидуально-психологических особенностей человека на приобщение или отказ от табакокурения.

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ИНИЦИАЦИИ ТАБАКОКУРЕНИЯ Семейный фактор часто определяют как ведущий при инициации табакокурения (Барцалкина, 2012; Darling, Cumsille, 2003). Семья является одним из главных источников передачи социальных и культурных норм ребенку (Психологические проблемы семьи . , 2012). Исследования о влиянии семейного фактора на приобщение к курению можно условно разделить на две группы: исследования на генетическом уровне и изучение факторов внутрисемейного взаимодействия. Такие факторы, как высокий уровень родительского контроля, активное участие родителей в жизни детей, их неодобрение курения, играют важную роль при формировании у ребенка установки на отвержение курения (Darling, Cumsille, 2003; Hill et al., 2005). Однако семейное окружение может и способствовать началу курения у детей (Simons-Morton, Farhat, 2010): в семьях, характеризующихся низким уровнем сплоченности и поддержки членами семьи друг друга, отмечается более высокий уровень потребления табака (Amato, 2000). Наличие неполной семьи или разведенных родителей является одним из серьезных факторов начала курения среди детей (там же).

Особое внимание уделяют влиянию матери на формирование личности ребенка (Варга, 1986). Существуют определенные типы искаженного материнского отношения к ребенку: отношения матери к ребенку по замещающему принципу, симбиотическая связь ребенка с матерью, формирование у ребенка чувства вины. В результате нарушения детско-родительских отношений ребенок долгое время пребывает в состоянии высокой тревожности, что может привести к приобщению к табакокурению.

ВЛИЯНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ НА ИНИЦИАЦИЮ ТАБАКОКУРЕНИЯ В подростковом возрасте большое значение приобретает влияние ближайшего окружения, причем оказывают влияние не только близкие друзья, но и социальные нормы образовательного учреждения, в котором обучается подросток. Школьная среда посредством социальных норм и правил может стать фактором как начала, так и предотвращения курения (Anderson, 1982). Тесные контакты между учащимися в рамках образовательного учреждения могут способствовать распространению употребления психоактивных веществ среди учащихся (Ennett, Bauman, 1993). Курение популярных учащихся влияет на приобщение к курению среди сверстников (Hansen, 1992). Популярные учащиеся в силу своих многочисленных контактов внутри школы являются носителями социальных норм, в рамках которых курение может как отвергаться, так и поощряться (Go et al., 2010). Учащиеся, которые считаются аутсайдерами в учениче-

ском коллективе, более подвержены раннему началу курения. Курение таких учащихся может быть интерпретировано как отвержение социальных норм образовательного учреждения.

В подростковом возрасте из-за желания принадлежать к референтной группе у подростка возникает чувство, что он должен курить, если вокруг курят (Nichter et al., 1997). Нередко молодые люди курят, чтобы «вписываться» в ту группу, к которой они принадлежат, и облегчить взаимодействие со сверстниками. Влияние сверстников зависит от норм той среды, в которой происходит общение. Согласно теории социального научения человек усваивает новое поведение через наблюдение и имитацию чужого поведения (Borsari, Carey, 2001). Для того чтобы учащийся добился статуса популярного в своей группе, ему необходимо принять социальные нормы той группы, к которой он принадлежит (Becker, 1970). Таким образом, если в школьной среде табакокурение является популярным и социально приемлемым, то популярному учащемуся также необходимо начать курить для поддержания своего статуса. Современные программы рекомендуют привлекать к участию в профилактических акциях популярных учащихся, которые своим поведением будут показывать эталон просоциального поведения.

Согласно сложившимся представлениям о социальном влиянии групповые нормы выступают в качестве фактора объяснения индивидуального поведения (Журавлев, Соснин, Красников, 2011; Социальная психология ... , 2002; Kobus, 2003). Желание подростка принадлежать референтной группе может отражаться на принятии им норм данной группы и вследствие этого сказываться на индивидуальном поведении самого подростка. Если социальной нормой в школе является курение сигарет, то популярность и статус учащихся среди сверстников будут тесно связаны с данной пагубной привычкой. Чтобы добиться популярности, учащемуся необходимо соответствовать нормам группы. Таким образом, популярные учащиеся в большинстве своем демонстрируют высокий уровень конформизма по отношению к социальным нормам группы (Alexander et al., 2001).

Распространенность курения среди сверстников способствует началу курения среди подростков (Simons-Morton, Farhat, 2010). У учащихся, имеющих в своем окружении одного курящего друга, риск начала курения возрастает в 2,7 раза. В ситуации если у подростка два и более друга курят, вероятность начала курения возрастает примерно в 9,5 раза. Кроме того, наблюдается связь между выбором друзей и фактом курения: курящие подростки склонны выбирать друзей среди курящих сверстников, в то время как некурящие придерживаются другой стратегии поведения (Kobus, 2003). Хотя и сверстники, и внутрисемейные отношения оказывают сильное воздействие на инициацию или отвержение курения, отмечается, что большим влиянием на выбор стратегии поведения подростка в отношении табакокурения пользуются сверстники (Simons-Morton, Farhat, 2010).

Наличие курящего друга в большей степени влияет на мальчиков, чем на девочек (Urberg, Degirmencioglu, Pilgrim, 1997). Обратная тенденция наблюдается в отношении наличия курящего партнера: девочки подросткового возраста склонны начинать курить, если их партнер курит, в то время как мальчики не демонстрируют такой тип поведения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР ИНИЦИАЦИИ КУРЕНИЯ

Наряду с такими факторами, как семейное окружение и влияние сверстников, немаловажным являются индивидуально-психологические особенности человека (Гити-

нова, 2003; Дубровинская, 2012). Неадекватная самооценка в комплексе с другими психологическими характеристиками человека может влиять на инициацию курения (Гитинова, 2003). В подростковом возрасте самооценка ребенка зависит от мнения сверстников. С высокой вероятностью неадекватная самооценка подростка может быть связана с неуверенностью в себе как человека, поведение которого не соответствует ожиданиям курящих друзей. Некурящие же подростки отличаются более адекватной самооценкой и способностью налаживать дружеские отношения со сверстниками. Некурящие молодые люди имеют более высокие баллы по таким показателям, как независимость, эмоциональная гибкость и индивидуализм. В иерархии жиизнен-ных ценностей у некурящих молодых людей наиболее значимой оказывается ценность здорового образа жизни (Дубровинская, 2012).

Существуют гендерные различия в отношении к табакокурению (Позняков, Хромова, 2008; 2009; 2010). Исследование гендерных различий проводилось в рамках концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности (Журавлев, Позняков, 2012; Позняков, 2000; 2012). Было выявлено, что женщины склонны выше оценивать вред пассивного курения, в то время как мужчины выше оценивают вред активного курения. Сравнительный анализ представлений курящих и некурящих людей о курении показал, что некурящие люди склонны преувеличивать вред курения для здоровья. Курящие же отличаются более критичным отношением к информации о вреде табака.

При сравнительном анализе отношения к курению мужчин и женщин была отмечена более выраженная тенденция к внешнегрупповой дискриминации по половому признаку со стороны мужчин. Мужчины в большей степени, чем женщины, воспринимают курение как атрибут мужского поведения и склонны дискриминировать курящих вообще и курящих женщин в особенности, отказывая им в привлекательности (Позняков, Хромова, 2013). Курящие женщины не показали негативного отношения к курящим мужчинам. Напротив, курящие женщины воспринимали окружающих курящих людей как более открытых и готовых к коммуникации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема табакокурения рассматривается на разных уровнях — от макросоциаль-ного до личностного. Особое внимание уделяется изучению влияния семьи и сверстников, а также индивидуальных особенностей человека на приобщение к табакокурению. Семья, являясь важнейшим источником передачи социальных норм ребенку, выступает одним из ведущих факторов инициации или отвержения табакокурения. Однако в подростковом возрасте становится важным влияние сверстников и норм образовательного учреждения. Желание быть популярным учащимся может стать стимулом приобщения к табакокурению. Немаловажными оказываются и индивидуальные особенности человека: так, неадекватная самооценка, выраженная конформность способствуют началу курения.

В настоящее время наблюдается дефицит комплексных исследований, осуществляющих изучение данной пагубной привычки на всех уровнях. При исследовании данного феномена и разработке профилактических мер необходимо реализовывать комплексный подход.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барцалкина, В. В. (2012) Родительская созависимость как фактор риска формирования ад-дикций у детей // Психологическая наука и образование. № 4. С. 18-25.

Варга, А. Я. (1986) Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук. М. 206 с.

Гитинова, М. Г. (2003) Соотношение самооценки и склонности к девиантному поведению у подростков : дис. ... канд. психол. наук. М. 175 с.

Дубровинская, Е. И. (2012) Социально-психологические условия формирования мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи : дис. ... канд. психол. наук. М. 156 с.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений. М. : Институт психологии РАН. 480 с.

Журавлев, А. Л., Соснин, В. А., Красников, М. А. (2011) Социальная психология : учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Форум. 496 с.

Методология комплексного человекознания и современная психология (2008) / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М. : Институт психологии РАН. 603 с.

Позняков, В. П. (2000) Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М. : Институт психологии РАН. 220 с.

Позняков, В. П. (2012) Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. Т. 33. № 5. С. 5-15.

Позняков, В. П., Хромова, В. Л. (2008) Социально-психологические особенности отношения к табакокурению у курящих и некурящих мужчин и женщин (начало) // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 193-198.

Позняков, В. П., Хромова, В. Л. (2009) Социально-психологические особенности отношения к табакокурению у курящих и некурящих мужчин и женщин (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 196-200.

Позняков, В. П., Хромова, В. Л. (2010) Социально-психологическое исследование отношения к табакокурению. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 178 с.

Позняков, В. П., Хромова, В. Л. (2013) Различия в отношении к табакокурению у групп курящих и некурящих мужчин и женщин // Психологические исследования проблем современного российского общества / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН. 502 с. С. 132-156.

Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе (2012) / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. И. Ляшенко, В. Е. Иноземцева, Д. В. Ушаков. М. : Институт психологии РАН. 341 с.

Социальная психология : учеб. пособие для вузов (2002) / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Пер Сэ. 351 с.

Табак. Информационный бюллетень №339. (2014) Всемирная организация здравоохранения. Май. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs339/ru/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.09.2014).

Alexander, C., Piazza, M., Mekos, D., Valente, T. (2001) Peers, schools, and adolescent cigarette smoking // Journal of Adolescent Health. Vol. 29. No. 1. Р. 22-30.

Amato, P. R. (2000) The consequences of divorce for adults and children // Journal of Marriage and Family. Vol. 62. Issue 4. Р. 1269-1287.

Anderson, C. S. (1982) The search for school climate: A review of the research // Review of Educational Research. Vol. 52. No. 3. Р. 368-420.

Becker, M. H. (1970) Sociometric location and innovativeness: reformulation and extension of the diffusion model // American Sociological Review. Vol. 35. No. 2. P. 267-282.

Borsari, B., Carey, K. B. (2001) Peer influences on college drinking: A review of the research // Journal of Substance Abuse. Vol. 13. Issue 4. Р. 391-424.

Darling, N., Cumsille, P. (2003) Theory, measurement, and methods in the study of family influences on adolescent smoking // Addiction. Vol. 98 (Suppl. 1). Р. 21-36.

Ennett, S. T., Bauman, K. E. (1993) Peer group structure and adolescent cigarette smoking: A social network analysis // Journal of Health and Social Behavior. Vol. 34. No. 3. Р. 226-236.

Go, M. H., Green, H. D., Kennedy, D. P., Pollard, M., Tucker, J. S. (2010) Peer influence and selection effects on adolescent smoking // Drug and Alcohol Dependence. Vol. 109. No. 1-3. Р. 239-242.

Hansen, W. B. (1992) School-based substance abuse prevention: A review of the state of the art in curriculum 1980-1990 // Health Education Research. Vol. 7. Issue 3. Р. 403-430.

Hill, K. G., Hawkins, J. D., Catalano, R. F., Abbott, R. D., Guo, J. (2005) Family influences on the risk daily smoking initiation // Journal of Adolescent Health. Vol. 37. No. 3. Р. 202-210.

Kobus, K. (2003) Peers and adolescent smoking // Addiction. Vol. 98 (Suppl. 1). Р. 37-55.

Nichter, M., Nichter, M., Vuckovic, N., Quintero, G. and Ritenbaugh, C. (1997) Smoking experimentation and initiation among adolescent girls: qualitative and quantitative findings // Tobacco Control. Vol. 6. No. 4. P. 285-295.

Simons-Morton, B. G., Farhat, T. (2010) Recent findings on peer group influences on adolescent smoking // Journal of Primary Prevention. Vol. 31. No. 4. Р. 191-208.

Urberg, K. A., Degirmencioglu, S. M., Pilgrim, C. (1997) Close friend and group influence on adolescent cigarette smoking and alcohol use // Developmental Psychology. Vol. 33. No. 5. Р. 834-844.

Дата поступления: 10.12.2014 г.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH ON TOBACCO SMOKING: A REVIEW ARTICLE

V. P. Poznyakov (The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow University for the Humanities), S. A. Reshetko

(The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences)

The article presents a theoretical overview of the socio-psychological research of smoking as a problem at the micro-social and personal levels, focusing on the impact of immediate social environment, as well as individual psychological characteristics of a man who starts or quits smoking.

Such researchers as V. V. Bartsalkina, N. Darling, P. Cumsille name family a leading factor in initiation or rejection of smoking. Family characteristics such as active involvement of parents in the lives of their children, a high level ofparental control are determined by foreign researchers (N. Darling, P. Cum-sille, K. G. Hill) as significant for the child's attitudes to smoking. On the other hand, disturbed family relations can help children pick up the bad habit (A. Ya. Varga, B. G. Simons-Morton, T. Farhat).

Foreign researchers (C. Anderson, S. T. Ennett, K. E. Bauman, W. Hansen) pay special attention to social norms ofthe educational institution the child attends, and his/her relationships with peers. Such scholars as M. Nichter, N. Vuckovic, B. B. Borsari, K. B. Carey, S. T. Ennett, K. E. Bauman associated starting smoking with the desire to be popular among peers.

Psychologists such as K. Kobus, K. A. Urberg, S. M. Degirmencioglu, C. Pilgrim noted the correlation between the smoking commencement and the presence of a smoking friend among adolescent boys, but this trend is not observed in girls.

On the personality level of research into smoking, such authors as M. G. Gitinova, E. I. Dubrovin-skaya emphasize that adolescent smokers have inadequate self-esteem, which may be associated with self-doubt; the value of a healthy lifestyle stands high in the hierarchy of life values among non-smoking youth.

The concept of psychological relations among individual and collective subjects (A. L. Zhuravlev, V. P. Poznyakov) addressed the differences between the components of psychological attitudes to smoking. Comparative analysis (V. P. Poznyakov, V. L. Khromova) of smokers and non-smokers has shown that non-smokers tend to exaggerate the harm of smoking to health. Comparative analysis of male and female smokers revealed a more marked trend towards gender discrimination among men.

Keywords: social psychology, smoking, smoking cessation, psychological relations, family influence, peer influence, regulations of educational institution, individual characteristics.

REFERENCES

Bartsalkina, V. V. (2012) Roditel'skaia sozavisimost' kak faktor riska formirovaniia addiktsii u detei [Parental codependency as a risk factor of forming addictions in children]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, no. 4, pp. 18-25. (In Russ.).

Varga, A. Ya. (1986) Struktura i tipy roditel'skogo otnosheniia [The structure and types of parental attitudes]: diss. ... Candidate of Psychology. Moscow. 206 p. (In Russ.).

Gitinova, M. G. (2003) Sootnoshenie samootsenki i sklonnosti k deviantnomu povedeniiu u pod-rostkov [Self-esteem and tendency to deviant behavior in adolescents] : diss. ... Candidate of Psychology. Moscow. 175 p. (In Russ.).

Dubrovinskaya, E. I. (2012) Sotsial'no-psikhologicheskie usloviia formirovaniia motivatsii per-vichnogo otkaza ot tabakokureniia sredi studencheskoi molodezhi [Social and psychological conditions of developing motivation for primary smoking cessation among student youth] : diss. . Candidate of Psychology. Moscow. 156 p. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. and Poznyakov, V. P. (2012) Sotsial'naia psikhologiia rossiiskogo predprini-matel'stva: kontseptsiia psikhologicheskikh otnoshenii [Social psychology of Russian entrepreneur-ship: The conception of psychological relations]. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology of the RAS. 480 p. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L., Sosnin, V. A. and Krasnikov, M. A. (2011) Sotsial'naia psikhologiia: [Social psychology] : A textbook for university students]. 2nd edn., revised and enlarged. Moscow, FORUM Publ. 496 p. (In Russ.).

Metodologiia kompleksnogo chelovekoznaniia i sovremennaia psikhologiia [The methodology of complex human studies and contemporary psychology] (2008) / ed. by A. L. Zhuravlev and V. A. Kol'tsova. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology of the RAS. 603 p. (In Russ.).

Poznyakov, V. P. (2000) Psikhologicheskie otnosheniia subektov ekonomicheskoi deiatel'nosti [Psychological relations among the subjects of economic activity]. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology of the RAS. 220 p. (In Russ.).

Poznyakov, V. P. (2012) Psikhologicheskie otnosheniia individual'nykh i gruppovykh subektov sovmestnoi zhiznedeiatel'nosti [Psychological relations among individual and collective subjects of joint activities]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 33, no. 5, pp. 5-15. (In Russ.).

Poznyakov, V. P. and Khromova, V. L. (2008) Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti otnosheniia k tabakokureniiu u kuriashchikh i nekuriashchikh muzhchin i zhenshchin (nachalo) [Social and psychological features of attitudes toward tobacco smoking among smoking and nonsmoking men and women (beginning)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 193-198. (In Russ.).

Poznyakov, V. P. and Khromova, V. L. (2009) Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti otnoshe-niia k tabakokureniiu u kuriashchikh i nekuriashchikh muzhchin i zhenshchin (okonchanie) [Social and psychological features of attitudes toward tobacco smoking among smoking and nonsmoking men and women (ending)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 196-200. (In Russ.).

Pozniakov, V. P. and Khromova, V. L. (2010) Sotsial'no-psikhologicheskoe issledovanie otnoshe-niia k tabakokureniiu [Socio-psychological research of attitudes to tobacco smoking]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 178 p. (In Russ.).

Poznyakov, V. P. and Khromova, V. L. (2013) Razlichiia v otnoshenii k tabakokureniiu u grupp kuriashchikh i nekuriashchikh muzhchin i zhenshchin [Differences in attitudes to smoking among groups of male and female smokers and non-smokers]. In: Psikhologicheskie issledovaniia problem sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Psychological research into problems of contemporary Russian society] / ed. by A. L. Zhuravlev and E. A. Sergienko. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology of the RAS. 502 p. Pp. 132-156. (In Russ.).

Psikhologicheskie problemy sem'i i lichnosti v megapolise [Psychological problems of the family and the person in the city] (2012) / ed. by A. L. Zhuravlev, A. I. Liashenko, V. E. Inozem-tseva and D. V. Ushakov. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology of the RAS. 341 p. (In Russ.).

Sotsial'naia psikhologiia [Social psychology] (2002) : A textbook for university students / ed. by A. L. Zhuravlev. Moscow, Per Se Publ. 351 p. (In Russ.).

Tabak. Informatsionnyi biulleten' №339 [Tobacco. Fact sheet No.339]. (2014) Vsemirnaia or-ganizatsiia zdravookhraneniia [World Health Organization]. May. [online] Available at: http:// www. who.int/mediacentre/factsheets/fs339/ru/ [archived in WebCite] (accessed 12.09.2014). (In Russ.).

Alexander, C., Piazza, M., Mekos, D. and Valente, T. (2001) Peers, schools, and adolescent cigarette smoking. Journal of Adolescent Health, vol. 29, no. 1, рр. 22-30.

Amato, P. R. (2000) The consequences of divorce for adults and children. Journal of Marriage and Family, vol. 62, issue 4, рр. 1269-1287.

Anderson, C. S. (1982) The search for school climate: A review of the research. Review of Educational Research, vol. 52, no. 3, pp. 368-420.

Becker, M. H. (1970) Sociometric location and innovativeness: reformulation and extension of the diffusion model. American Sociological Review, vol. 35, no. 2, рр. 267-282.

Borsari, B. and Carey, K. B. (2001) Peer influences on college drinking: A review of the research. Journal of Substance Abuse, vol. 13, issue 4, pp. 391-424.

Darling, N. and Cumsille, P. (2003) Theory, measurement, and methods in the study of family influences on adolescent smoking. Addiction, vol. 98 (Suppl. 1), pp. 21-36.

Ennett, S. T. and Bauman, K. E. (1993) Peer group structure and adolescent cigarette smoking: A social network analysis. Journal of Health and Social Behavior, vol. 34, no. 3, рp. 226-236.

Go, M. H., Green, H.D., Kennedy, D. P., Pollard, M. and Tucker, J. S. (2010) Peer influence and selection effects on adolescent smoking. Drug and Alcohol Dependence, vol. 109, no. 1-3, рp. 239-242.

Hansen, W. B. (1992) School-based substance abuse prevention: A review of the state of the art in curriculum 1980-1990. Health Education Research, vol. 7, issue 3, рp. 403-430.

Hill, K. G., Hawkins, J. D., Catalano, R. F., Abbott, R. D. and Guo, J. (2005) Family influences on the risk daily smoking initiation. Journal of Adolescent Health, vol. 37, no. 3, рp. 202-210.

Kobus, K. (2003) Peers and adolescent smoking. Addiction, vol. 98 (Suppl. 1), рp. 37-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nichter, M., Nichter, M., Vuckovic, N., Quintero, G. and Ritenbaugh, C. (1997) Smoking experimentation and initiation among adolescent girls: qualitative and quantitative findings. Tobacco Control, vol. 6, no. 4, рр. 285-295.

Simons-Morton, B. G. and Farhat, T. (2010) Recent findings on peer group influences on adolescent smoking. Journal of Primary Prevention, vol. 31, no. 4, рp. 191-208.

Urberg, K. A., Degirmencioglu, S. M., Pilgrim, C. (1997) Close friend and group influence on adolescent cigarette smoking and alcohol use. Developmental Psychology, vol. 33, no. 5, рp. 834-844.

Submission date: 10.12.2014.

Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, член-корреспондент Международной академии психологических наук. Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел./факс: +7 (495) 682-72-70; +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: pozn_v@mail.ru

Решетко Светлана Альбертовна — аспирант лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел.: +7 (495) 682-72-70. Эл. адрес: swetlana.reshetko@yandex.ru. Научный руководитель — д-р психол. наук, проф. В. П. Позняков.

Poznyakov Vladimir Petrovich, Doctor of Psychology, Leading research fellow, Laboratory of social and economic psychology, Institute ofPsychology ofthe Russian Academy ofSciences; Professor, Department of Social and Ethnic Psychology, Moscow University for the Humanities; Corresponding member, International Academy of Psychological Science (IAPS). Postal address: 13 Yaroslav-skaya St., Moscow, Russian Federation, 129366. Tel./fax: +7 (495) 682-72-70; +7 (499) 374-56-11. E-mail: pozn_v@mail.ru

Reshetko Svetlana Albertovna, Postgraduate student, Laboratory ofSocial and Economic Psychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Postal address: 13 Yaroslavskaya St., Moscow, Russian Federation, 129366. Tel./fax: +7 (495) 682-72-70. E-mail: swetlana.reshetko@yan-dex.ru. Research adviser: V. P. Poznyakov, Doctor of Psychology, Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.