Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1079
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / AGRICULTURAL LAND / LAND RESOURCES / LAND USE / LAND POLICY / FORMS OF OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кабаненко Михаил Николаевич, Дуброва Людмила Ивановна

В статье проведен анализ состояния сельскохозяйственных земель Краснодарского края, рассмотрен их состав и структура. Выявлены тенденции и причины перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель и обратно. Исследовано распределение сельскохозяйственных земель Краснодарского края по формам собственности и хозяйствования. Проведенный анализ современного состояния земель сельскохозяйственного назначения позволил выявить основные проблемы в использовании земельных ресурсов, в том числе проблему отсутствия актуальной информации о наличии и распределении земель по землепользователям, собственникам, арендаторам, формам хозяйствования и угодьям. Еще одной выявленной проблемой в землепользовании региона является проблема нерационального использования сельскохозяйственных земель, которая заключатся в самовольном переводе ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные, использование угодий способами, приводящими к снижению плодородия почв, необеспечение выполнения севооборотов. Анализ проводился за период с 2014 года до 2018 года на основе официальных данных региональных Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). По результатам анализа разработаны предложения, которые будут способствовать улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края и выработке эффективной земельной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кабаненко Михаил Николаевич, Дуброва Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF AGRICULTURAL LAND IN THE KRASNODAR REGION

The article analyzes the state of agricultural land in the Krasnodar region, considers its composition and structure. Trends and reasons for transferring agricultural land to other land categories and back are identified. The distribution of agricultural land in the Krasnodar region by ownership and management forms is studied. The analysis of the current state of agricultural land has revealed the main problems in the use of land resources, including the lack of up-to-date information on the availability and distribution of land by land users, owners, tenants, forms of management and land. Another problem observed in land use in the region is the problem of irrational use of agricultural land, which is the unauthorized transfer of valuable farmlands into less valuable use of land ways, leading to decreased soil fertility, the failure to perform the rotation. The analysis was carried out for the period from 2014 to 2018 on the basis of official data from the regional Federal State Statistic Service, Ministry of Agriculture of the Russian Federation, The Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr). Based on the results of the analysis, proposals have been developed that will help improve the use of agricultural land in the Krasnodar region and develop an effective land policy in the region.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

При реализации концессионных соглашений существенное влияние на эффективность использования средств инвесторов и гаран-тиюих возврата с установленной доходностью оказывают влияние технические, технологические, экологические, маркетинговые и коммуникационные вопросы, которые являются нефинансовой стороной реализации концессионных проектов. Поэтому для улучшения климата на рынке долгосрочных инвестиций в инфраструктуру на основе концессионной модели необходимо обеспечить практическое применение следующих инструментов фондового рынка: институционализация предостав-ляемыхспециализированныхуспупсгандарти-зациядеятельностиюридических.финансовых, технических советников;построение системы экспертизы концессионных проектов; формирование культуры и традиций долгосрочного инвестирования в соответствии с требованиями публичной среды; практическое применение лучших практик привлечения инвестиций и информационно-аналитического сопровождения проектов в процессе их разработки и реализации [1].

Отрицательное влияние на ход реализации концессионных проектов на рынке инвестиций в инфраструктуру оказывают влияние риски, с которыми связываются концессионеры. Согласно соглашения, концессионер обязан приступить к реализации программы с первого для после подписания соглашения, а в некоторых случаях получение разрешения на строительство занимает много времени, что становится причиной неисполнения обязательств. Занимает много времени и процедура получения лицензий. Такое положение дел приводит к тому, что в результате того, что концессионер обязан ежегодно составлять акт концедента об исполнении своих обязательств, то он лишается реального легитимного инструмента выражения своей позиции в отношении исполнения обязательств, так как концессия - это двустороннее соглашение, одной из сторон которого выступает государство. 8 ре-

зультате этого происходит обострение проблем привлечения инвестиций, так как не у всех есть возможность привлечь крупных институциональных инвесторов в лице негосударственных пенсионных фондов. Большинство потенциальных концессионеров идут в банки, которые, осознавая перечисленные проблемы, не дают своего согласия. Обостряет ситуацию то, что концессионер, приступая к резлизации инвестиционного проекта, чзс-то сталкивается с тем, что финансово-экономическая модель зачастую строится на информации не соответствующей действительности. Следует помнить, что инвесторы, оценивая инвестиционную привлекательность той или иной отрасли, руководствуются множеством факторов, основными из которых являются понятность, полнота и актуальность законодательства, наличие компетентных игроков и зрелость правоприменительной практики, г Таким образом, оценивая потребности России в инфраструктурных инвестициях, обеспечивающих опережающее, а не догоняющее развитие, необходимо ориентироваться на опыт, доказанный эффективностью в данной сфере, соответствующий потребностям развития современной экономики и позволяющий создать новые качественные условия для жизни людей.

Примечания:

1.Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру // Электронный ресурс / https://investinfra.ru/ пааопа1пзуа-а55оааауа-колсе$51опегоу-!-сЫдо$госЬпуЬ-туе51огоу-у-Ыга5иикШги/

2.Базы данных ИНВЕСТИНфРА / Экспертный журнал "Концессии и инфраструктурные инвестиции" // Электронный ресурс / ЬПр$://сЬ. investinfra.ru

3.Методики НА^ДИ / Экспертный журнал "Концессии и инфраструкгурмые инвестиции" // Электронный ресурс /

паксП/

4.Информационно-аналитические продукты НАКДИ / Экспертный журнал "Концессии и инфраструктурные инвестиции" // Электронный ресурс / https://investinfra.ru/monitoringi-nakdi/

О СИ о OJ

-О X

я

со си Z

S

35

ANALYSIS OF THE STATE OF AGRICULTURAL LAND IN THE KRASNODAR REGION

Kabanenko Mikhail Nikolaevich, PhD of Economics, leading researcher, Federal State budget scientific institution "Federal Rostov Agrarian Scientific Centre" All-Russian Research Institute of Economics and Standards, Rostov-on Don

Dubrova Lyudmila Ivanovna, Senior lecturer, Department of Economics and Management, Don State Technical University, Rostov-on-Don

The article analyzes the state of agricultural land in the Krasnodar region, considers its composition and struc ture. Trends and reasons for transferring agricultural land to other land categories and back are identified. The distribution

of agricultural land in the Krasnodar region by ownership and management forms is studied. The analysis of the current state of agricultural land has revealed the main problems in the use of land resources, including the lack of up-to-date information on the availability and distribution of land by land users, owners, tenants, forms of management and land. Another problem observed in land use in the region is the problem of Irrational use of agricultural land, which is the unauthorized transfer of valuable farmlands into less valuable use of land ways, leading to decreased soil fertility, the failure to perform the rotation. The analysis was carried out for the period from 2014 to 2018 on the basis of official data from the regional Federal State Statistic Service, Ministry of Agriculture of the Russian Federation, The Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr). Based on the results of the analysis, proposals have been developed that will help improve the use of agricultural land in the Krasnodar region and develop an effective land policy in the region.

Keywords: agricultural land; land resources; land use; land policy; forms of ownership.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.6

УДК 332.334.4 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ

ВАК РФ 08.00.05 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНА ЧЕНИЯ

КРА СНОДАРСКОГО КРАЯ

£> Кабаненка М.Н., 2020 в статье проведен анализ состояния сельскохозяйственных земель Красно-

О Дуброва Л.И., 2020 дареного края, рассмотрен их состав и структура. Выявлены тенденции и при-

чины перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель и обратно. Исследовано распределение сельскохозяйственных земель Краснодарского края по формам собственности и хозяйствования. Проведенный анализ современного состояния земель сельскохозяйственно го назначения позволил выявить основные проблемы в использовании земельных ресурсов, в том числе проблему отсутствия актуальной информации о наличии и распределении земель по землепользователям, собственникам, аренда торам, формам хозяйствования и угодьям. Еще одной выявленной Проблемой в землепользовании региона является проблема нерационального использования сельскохозяйственных земель, которая заключатся в самоволь ном переводе ценных сел^кохозяйственных угодий в менее ценные, исполь зование угодий способами, приводящими к снижению плодородия почв, необеспечение выполнения севооборотов. Анализ проводился за период с 2014 года до 2018 года на основе официальных данных региональных Федералы ной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). По результатам анализа разработаны предложения, которые будут способствовать улучшению использования земель сельскохозяйс твенного назначения Краснодарского края и выработке эффективной земельной политики региона.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения; земельные ресурсы; землепользование; земельная политика; формы хозяйствования.

КАБАНЕНКО Михаил Николаевич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, ВНИИ Экономики и нормативов - филиал ФГБНУ "Федеральный Ростовский аграрный научный центр" Рост о в-на -Дону

ДУБРОВА Людмила Ивановна, старший преподаватель кафедры "Экономика и менеджмент", Донской государственный технический университет, Рос тов -на -Дону

Земельные ресурсы Краснодарского края являются важной составляющей богатства региона и охраняются государством. Поскольку земля является основой экосистемы в целом, ее состояние влияет на общее состояние окружающей среды. Учитывая это, возникла необходимость изучения земельных отношений и их субъектов -государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Рациональное использование земли невозможно без эффективной земельной политики, которая является составной частью всей системы производственных отношений. Земельная политика развивается и изменяется под непосредственным воздействием производительных сил и достижений научно-технического прогресса [1].

Проблемы, связанные с анализом состоянии земель сельскохозяйственного назначения и формированием земельной политики, рассматриваются в трудах известных отечественных и зарубежных ученых. Ряд публикаций содержат важные и принципиальные рекомендации, заслуживающие особого внимания и непосредственно

Земли запаса

касающиеся выбора путей дальнейшего развития земельной политики страны. Выделяя наиболее весомые и резонансные публикации, стоит отметить таких отечественных ученых, как П.В. Афанасьев, Я.8. Воронина, И.С. Делов, А.Д. Косьмин, Е.А. Косьмина, Б.В. Миляев, Е.В. Михайлова, И.8. Репников, A.A. Самохвалова, В.Н. Семоч-кин, МЛ. Смирнов, A.A. Тит-ков, В, В, Цынгуева, Н,В, Черно-ножкина, В.М. Шарапова.

Однако в настоящее время требуется продолжение исследований в этом направлении с учетом изменений, произошедших в развитии земельных отношений за последние годы.

Целью исследования является изучение состояния земель и земельной политики Российской Федерации, выявления как положительных результатов, так и нежелательных явлений, которые возникли в процессе развития земельных отношений в стране, обоснование предложений по дальнейшему совершенствованию земельной политики страны.

Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению состояния земель сельскохозяйственного назначения и земельной политики страны, а также разработкой предложений по повышениюэф-фективности землепользования.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что неэффективное использование земельных ресурсов в стране отчасти связано с проблемами их учета и несовершенством существующей земельной политики.

Краснодарский край относится к числу важнейших сельскохозяйственных регионов страны (7% валовой продукции сельского хозяйства России, 1-е место в России}. Регион обладает огромными земельными ресурсами, занимая 41 место по площади из 85 регионов страны. По данным Росреестра на 1 января 2019 г. площадь всех земель Краснодарского края составила 7548,5 тыс, га, из них к сельскохозяйственным землям относятся 4706,5 тыс. га [2] (рис. 1).

Согласно статье 77 Земельного кодекса России, к сельскохозяйственным землям относятся земли, которые находятся вне населенных пунктов и используются для производства сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения раз-

деляются на сельскохозяйственные (пастбища, сенокосы, залежи, пашня, многолетние насаждения) и несельскохозяйственные (коммуникации, дороги, лесонасаждения, водные объекты, земли под зданиями, строениями, сооружения) угодья [3].

О

си о OJ

-О X

я

m со

си Z

Рисунок 1 - Структура земельного фонда Краснодарского края по категориям земель

на 01.01.2019 г., тыс. га* •Источник: составлено авторами на основе Р, 41

По данным государственной статистической отчетности, площадь сельскохозяйственных угодий Краснодарского края к 01.01.2019 г, составила большую часть земельного фонда региона 4706,5 тыс. га (62,35%), из них 3985,5 тыс га (84,70%) пашни, сенокосов - 63,3 тыс га (1,35%), многолетних насаждений - 125,4 тыс. га (2,66%), пастбищ - 531,1 тыс. га (11,29%), залежи 0,3 тыс. га (0,01 %) (рис. 2) [4, 5].

Все сельскохозяйственные угодья Краснодарского края распределены по 37 муниципальным районам, крупнейшие из которых Кущевский (193639,2 га сельхозугодий или 4,61%), Каневской (183948,5 га или 4,38 %), Но-вопокровский (181315,4 га или 4,32%), Отрад-ненский (175056,3 га или 4,17%) и Ейский (158343,5 га или 3,77%) районы.

V

i

37

з an ежь

0.3 0.01%

пастбища 531.1

11.25%_;

сенокосы 63.3 1 35%

многолетние насаждения

125.4 2.66%

пашня .3986 6 34 70%

Рисунок 2 - Структура сельскохозяйственных угодий в Краснодарском крае на 01.01.2019 г., тыс. га

Источник: составлено авторами на основе [4, 5]

Динамика площадей и структуры земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика площадей сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае в 2014-201S гг., тыс. га

Источник: составлено авторами на основе [41

За период с 2014 г. по 2018 г. в Краснодарском крае общая площадь сельскохозяйственных земель уменьшилась на 27,6 тыс га. Подобное сокращение происходило на протяжении всего анализируемого периода с большинством видов угодий.

В Краснодарском крае, согласно Федеральному закону от 21.12.2004 г. № 172 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Земельному кодексу Российской Федерации, Указам Президента РФ, Постановлениям Правительства РФ, а также законам и постановлениям органов власти края, ежегодно происходит перевод земель из одной категории в другую и это двусторонний процесс [6].

з№ога

2500 0 2000 0 1500 0 1000 0 500,0

0.0

Рисунок 3 - Динамика распределения сельскохозяйственных земель Краснодарского края по формам собственности, тыс. га* 'Источник: составлено авторами на основе ¡4,5]

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется с целью приведения всех категорий земель в соответствие с действую-

щим законодательством и для повышения эффективности использования земли при различных формах собственности и хозяйствования на земле |7].

Распределение сельскохозяйственных земель по формам собственности в динамике представлено на рисунке 3, Необходимо отметить, что к 2018 г. по сравнению с 2014 г. произошло уменьшение площади сельскохозяйственных земель, находящейся в собственности граждан, на 98,7 тыс га (на 3,43%) при одновременном росте на 142,1 тыс. га (на 28,01%) площади земель юридических лиц.

По состоянию на 01.01.2019 г. из 4706,5 тыс га сельскохозяйственных земель 649,5 тыс. га (13,8%) приходится на юридических лиц, 2775,0 тыс. га (58,96%) принадлежит гражданам, в государственной и муниципальной собственности используется 1282,0 тыс. га (27,24%) [8|.

Распределение сельскохозяйственных земель по формам хозяйствования представлено на рисунке 4,

За анализируемый период в структуре сельскохозяйственных земель Краснодарского края наблюдается увеличение доли фермерских хозяйств с 22,65% (1072,0 тыс га) до 24,3% (1143,6 тыс. га). Непосредственно крестьянскими (фермерскими) хозяйствами используется 805,8тыс. га, индивидуальными предпринимателями, не образовавшими крестьянское (фермерское) хозяйство, используется 337,8 тыс. га.

Из всех земель фермерских хозяйств 44,3% (357,4 тыс. га) принадлежат на правах собственности физическим лицам, 3,9% (30,3 тыс. га) - юридическим лицам и 22,3% (179,5 тыс га) находятся в государственной и муниципальной собственности. Остальная часть - 29,5% (238,6 тыс. га) предоставлена фермерам в пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Доля земель хозяйств населения изменилась незначительно, увеличившись с 3,71% (175,7 тыс. га) в 2014 г. до 3,74% (176,0 тыс. га).

Земли сельскохозяйственных организаций имели наибольшую долю в структуре сельскохозяйственных земель Краснодарского края, но она имела отрицательную тенденцию и уменьшилась с 73,64% до 71,96%.

Показатель Годы Изменение 2014-2018 гг.

2014 2015 2016 2017 2018 абс. изм. отн. изм., %

Земли сельскохозяйственного назначения, в т.ч.: 4734,1 4727,9 4720,8 4715,0 4706,5 -27,6 -0,58

сельскохозяйственные угодья, в т.ч.: 4708,1 4707,0 4706,2 4705,0 4705,6 -2,5 -0,05

пашня 3988,7 3988,2 3987,4 3985,4 3985,6 -3,1 -0,08

залежь 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,1 50,00

многолетние насаждения 125,7 125,4 125,4 125,2 125,4 -0,3 -0,24

сенокосы 62,2 62,2 62,1 63,1 63,2 1,0 1,61

пастбища 531,3 531,0 531,1 531,1 531,1 -0,2 -0,04

2873,7 2809 5 2794,0 2785.3 2775,0

1353.0 1343.4 1320.3 1313,3 1282.0 о-о-о-о_

507.4 X-

575 0 598 5 616,4 649 5

-){-х-к-х

2014 2015 2016 2017 201Э

—о— в государственной »муниципальной собственности —в сооственносш граждан —У— в собственности юртщических лиц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80.00 73.64 73 1В 72,67 72,17 71,96

60.00

40.00 22,65 23.11 23.60 24,10 24.30

20 00 3.71 3,72 3.72 3,73 3,74

0,00

2014 2015 2016 2017 2018

—°-Сельск о хозяйственные организации —Крестьянские (фермерские) хозяйства —^Хозяйства населения

Рисунок 4 Распределение сельскохозяйственных земель по формам хозяйствования в Краснодарском крае, %* * Источник: составлено авторами на основе [4]

О

си о си

-О X

я

т со

си г

Ё

Рисунок 5 - Факторы рационального использования сельскохозяйственных земель* * Источник: составлено автора ми.

Сельскохозяйственные организации Краснодарского края включают [9]:

- 1399 хозяйственных товариществ и обществ, которые используют 2485 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения;

- 231 производственный кооператив с 396,2 тыс. га;

- 115 научно-исследовательских и учебных учреждений и заведений, обрабатывающие 92,4 тыс. га;

- 67 государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий, использующих 145,6 тыс, га.

С целью обеспечения рационального использования сельскохозяйственных земель региона необходимо определить его факторы,

которые как основные составляющие будут формировать комплекс мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства (рис. 5, см. выше}.

Только с учетом факторов рационального использования сельскохозяйственных земель возможно сохранение и эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, которое заключается вг - внедрении в производство современных достижений в области земледелия и землеустройства с учетом перспектив изменения земель сельскохозяйственного назначения;

- осуществлении гидромелиоративных и противо-эрозионных мероприятий;--^ и работ по восстановле--"^' нию нарушенных земель; кдг

- реализации комплекса агрохимических мероприятий с целью повышения эффективности применения удобрений и химикатов в сельском хозяйстве;

- выполнении фитоме-лиоративных и агролесомелиоративных мероприятий [10].

Таким образом, решение вопроса рационального использования сельскохозяйственных земель Краснодарского края, э следовательно, и устойчивого развития всего агропромышленного комплекса региона, необходимо проводить с учетом экологического, экономического, социального факторов при активном применении нормативных и административных рычагов управления. Анализ современного состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края показал, что в регионе необходимо проведение комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению земель, обеспечению повышения плодородия почв, а также улучшению экологической обстановки.

Примечания:

Т. Косьмин А.Д., Черноножкина Н.В.Досьмина Е.А. Проблемы реализации земельной политики е аграрном секторе экономики России // Российское предпринимательство. - 2017. - N"4. - С 581 ■ 392.

39

2. Сельское хозяйство в России. 2019 : Стат. сб. I Рос стат. - М., 2019. - 91 с.

3. Кабаненко М.Н., Андреева H.A. Анализ состояния земель сельскохозяйственного назначения России И Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10, - № 4. - С, 1035-1050.

4. Доклад о состоянии и использовании земель Краснодарского края в 2019 году: региональный доклад. - Краснодар, 2019. - 148 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Рос-стат, - М., 2019. -1204 с

6. Басова И.Д., Иватанова Н.П. Государственный мониторинг земель как фактор обеспечения рационального природопользования // Известия ТулГУ. Науки о Земле, 2011. - №2. - С. 3-9.

7. Миляев Б.6., Михайлова Е.В. Перспективы применения сельскохозяйственных ресурсов в Российской Федерации // Интерэкспо Гео-Сибирь. -2019. - №2.- С. 147-153.

8. Воробьев A.B., Ахмедов А.Д. Создание, хранение и использование землеустроительной документации в период земельных преобразований / /Известия НВАУК.-2017,; - №4 (48).-С. 303 310.

9. Мамонтова И.Ю. Рациональное использование и охрана земель сельскохозяйственного назна чения// IACJ, - 2020. -т.-С. 20. Ю.Захарова Н.И. Мониторинг почв земель сельскохозяйственного назначения: сущность, цели и задач и // Вестник П АГС. -2012, - №2. ■ С. 117 -121.

MANAGING THE PROCESSES OF INTERNATIONAL COOPERATION AND INTEGRATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE STA VROPOL TERRITORY FOR THE IMPLEMENTATION OF EXPORT ACTIVITIES Ostrovskiy Vladislav Igorevich, Postgraduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don

The internationalization of business activities and economic growth in the global environment have recently been largely supported by small and medium-sized businesses. The purpose of this article is to study small and medium-sized enterprise activities related to international cooperation and integration. Analysis of management practice shows that small and medium sized businesses are focused on independent production and promotion of products to foreign markets, and do not seek production cooperation and integrative cooperation with foreign partners. But the use of international cooperation and integration tools is one of the drivers of growth in foreign economic activity for small and medium-sized businesses, a trigger In international entrepteneurship. in this regard, the creation of institutional and financial conditions for the activation of exports, providing infrastructure and methodological support for foreign economic activities will contribute to the expansion of cooperation and integration ties between economic entities in the field of small and medium-sized businesses.

Keywords: international cooperation; international integration; internationalization; small and medium-sized businesses; cooperation.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.7

УДК 339 ВАК РФ 08.00.05

> Островский В.И., 2020

ОСТРОВСКИЙ Владислав Игоревич, аспирант. Южный федеральный университет, Ростов на-Дону

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

Интернационализация деятельности бизнеса, экономический рост в глобаль ной среде в последнее время во многом поддерживаются субъектами малого и среднего бизнеса. Целью статьи является изучение деятельности малых и средних предприятий, связанной с международной кооперацией и интеграцией. Анализ практики управления показывает, что малый и средний бизнес сосредоточен на самостоятельном производстве продукции и продвижении его на зарубежные рынки, и не стремится к производственному кооперированию и интегративному сотрудничеству с зарубежными партнерами, Но именно использование инструментов международной кооперации и интеграции представляется одним из драйверов роста внешнеэкономической деятельно стидля субъектов малого и среднего предпринимательства, триггером в международном предпринимательстве. В этой связи создание институциональных и финансовых условий активизации экспортной деятельности, обеспечение инфраструктурного и методического сопровождения внешнеэкономической деятельности будут способствовать расширению кооперационных и интеграционных связей хозяйствующих субъектов в сфере малого и среднего предпринимательства.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-310-90078. Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 19-310-90078.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.