Научная статья на тему 'Анализ состояния здоровья подростков'

Анализ состояния здоровья подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
228
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЗДОРОВЬЕ / УЧЕНИКИ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Наталья Митрофановна, Исхакова Марьям Камильевна, Рустамов Машариф Арслонович, Закирова Айгуль Айдаровна, Баязитов Роберт Рашитович

Здоровье главная ценность в жизни человека. В статье проводится анализ состояния здоровья учеников сельских и городских школ выпускных классов. Изучению подверглись 188 подростков различных классов в нескольких школах с использованием анкеты, составленной нами под руководством доктора медицинских наук, профессора Н.М. Поповой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Наталья Митрофановна, Исхакова Марьям Камильевна, Рустамов Машариф Арслонович, Закирова Айгуль Айдаровна, Баязитов Роберт Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния здоровья подростков»

Список литературы

1. Стяжкина С.Н., Ситников В.А., Леднева А.В., Коробейников В.И. Острый деструктивный панкреатит: диагностика и лечение // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2011. № 5. С. 110-112.

2. Ситников В.А., Стяжкина С.Н., Коробейников В.И., Кобелев А.В., Белоусов А.Н., Трошина Н.Е. / Диагностика и лечебная тактика при остром панкреатите (информационное письмо). Ижевск, 2002. с. 11.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ Попова Н.М.1, Исхакова М.К.2, Рустамов М.А.3, Закирова А.А.4,

Баязитов Р.Р.5

'Попова Наталья Митрофановна - доктор медицинских наук, профессор;

2Исхакова Марьям Камильевна - аспирант, кафедра общественного здоровья и здравоохранения;

3Рустамов Машариф Арслонович — студент;

4Закирова Айгуль Айдаровна - студент;

5Баязитов Роберт Рашитович — студент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, педиатрический факультет, Федеральное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ижевск

Аннотация: здоровье - главная ценность в жизни человека. В статье проводится анализ состояния здоровья учеников сельских и городских школ выпускных классов. Изучению подверглись 188 подростков различных классов в нескольких школах с использованием анкеты, составленной нами под руководством доктора медицинских наук, профессора Н.М. Поповой. Ключевые слова: подростки, здоровье, ученики, школа.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Ю.П. Лисицын (1998, 2002), В.Ю. Альбицкий (1986); В.В. Марков (2001), и другие достоверно установили, что в ряду воздействий, обуславливающих состояние здоровья и нездоровья, то есть факторов риска, первое место занимает образ жизни [1]. Изменяющееся состояние факторов риска, характеризующих образ жизни подростков, требует построения соответствующей системы слежения за ними, что наиболее целесообразно решать с позиции мониторингового наблюдения [3, 4].

Значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье подрастающего поколения, обуславливается мотивами, никак не связанными с ним. Поведение в сфере здоровья является главным образом результатом общепринятой деятельности, обусловленной существующим в обществе социальными нормами. И именно такое поведение имеет более устойчивый характер по сравнению с моделями поведения, в основе которых лежит сознательная мотивация человека. Все это существенно осложняет изучение поведенческих показателей здоровья и факторов, их обуславливающих. Тем не менее, существует набор ставших уже традиционными показателей, характеризующих отношение индивида к своему здоровью - это самооценка здоровья, медицинская информированность, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие у индивида привычек, связанных с курением, употреблением алкоголя и наркотиков, экологические установки, наличие стрессов [2]. Нами был проведен социологический опрос 188 подростков, среди которых 50 учеников 11 класса, 138 учеников 9 класса. В 11 классе 46% юношей, 54 % девушек, в 9 классе 43,5% учеников, 56,5 % учениц.

По 5,1 % юношей 9 класса оценили свое здоровье на 5 и 6 баллов соответственно; 16,9% на 7 баллов, 25,4% на 8 баллов, 27,1% на 9 баллов, 20,3% на 10 баллов. Немного более критично свое здоровье оценили девушки 9 класса: по 1,6% на 3 и 4 балла, 9,4% на 5 баллов, 9,4% на 6 баллов, 17,2% на 7 баллов, 23,4% на 8 баллов, 14,1% на 9 баллов, 23,4% на 10 баллов. 4,3% учеников 11 класса считают, что их здоровье равно 4 баллам, 8,7% 5 баллам, 13,0% 6 баллам,

30,4% 7 баллам, 21,7% 8 баллам, 8,7% 9 баллам, 13,0% 10 баллам. Ниже всего оценили свое здоровье ученицы 11 класса: 7,1% девушек оценивают свое здоровье на 2 балла, 14,3% на 3 балла, 7,1% на 4 балла, 10,7% на 5 баллов, 7,1% на 6 баллов, 21,4% на 7 баллов, 10,7% на 8 баллов, 3,6% на 9 баллов, 14,3% на 10 баллов. Зарядку по утрам делают больше всего юношей в 9 классе 32,2%, меньше всего девушки 11 класса 7,1%. Половина девушек 9 класса считают, что школа не оказывает влияние на их здоровье, 37,5% девушек ответили, что школа неудовлетворительно влияет на их здоровье и 10,9% девушек решили, что школа оказывает хорошее влияние на их здоровье. Половина учениц 11 класса решили, что школа оказывает неудовлетворительное воздействие на их здоровье, 39,3% девушек ответили, что школа не влияет на их здоровье и лишь 10,7% что школа хорошо влияет на их здоровье. 47,5% юношей 9 класса и 43,5% юношей 11 класса считают, что школа не оказывает влияния на их здоровье, 33,9% учеников 9 класса и 39,1% учеников 11 класса думают, что школа плохо влияет на их здоровье, 18,6% и 17,4% учеников решили, что школа благоприятно влияет на их здоровье. Спортом занимается 91,5% юношей 9 класса, 71,9% девушек 9 класса, 69,6% учеников 11 класса, 64,3% учениц 11 класса. Наиболее благоприятное четырехразовое питание получают 40,7% учеников 9 класса, 35,9% учениц 9 класса, 8,7% юношей 11 класса, 25,0% девушек 11 класса. О своем здоровье больше всего заботятся ученики 9 класса, а именно 86,4%, далее идут ученицы 9 класса 82,8%, 78,3% юношей 11 класса, 53,6% девушек 9 класса. Одними из наиболее распространенных вредных привычек является употребление алкоголя и курение. Среди учеников 9 класса 1,7% юношей и 1,6% девушек ответили, что употребляют алкоголь ежедневно, 11,9% и 6,3% соответственно 1-2 раза в месяц, 22,0% и 17,2% пьют алкогольные напитки 1-2 раза в год и 64,4% и 75% соответственно ответили, что не пьют алкоголь вообще. В 11 классе немного иная ситуация, а именно: 13,0% юношей и 7,1% девушек пьют алкогольные напитки ежедневно, 17,4% и 7,1% респондентов соответственно употребляют алкоголь 1 -2 раза в месяц, 1-2 раза в год пьют 8,7% юношей и 32,1% девушек и 60,9% юношей и половина девушек ответили, что не употребляют алкоголь. 74,6% юношей 9 класса, 90,6% девушек 9 класса, 52,2% учеников 11 класса, 50,0% учениц 11 класса пишут, что не курят.

Выводы: проведя данное исследование, мы выявили, что наиболее здоровый образ жизни ведут юноши 9 класса, не привержены здоровому образу жизни девушки 11 класса. Нужно отметить, что в 11 классе девушки более привержены нездоровому образу жизни. Возможно, это связано с тем, что девушки, обучающиеся в 11 классе, чувствуют себя более взрослыми, хотят выйти из-под родительской опеки и таким образом пытаются, продемонстрировать родителям, свою самостоятельность.

Список литературы

1. Попова Н.М., Попов А.В. Социологическое исследование образа жизни школьников. // Объединенный международный журнал. М., 2005. № 2. С. 18-21.

2. Попова Н.М. Характеристика факторов, влияющих на состояние здоровья подростков в процессе обучения // Объединенный медицинский журнал. М., 2005. № 2. С. 34-35.

3. Попова Н.М. Особенности жизни и поведения городских и сельских подростков. // Тезисы международного семинара «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения». Ижевск, 2005. С. 97-105.

4. Попова Н.М. Комплексная характеристика здоровья подростков (на модели Удмуртской Республики). // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук.// Москва, 2006. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.