Научная статья на тему 'Анализ состояния занятости на рынке труда Омской области'

Анализ состояния занятости на рынке труда Омской области Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
306
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТЫЕ / КРИВАЯ ЛОРЕНЦА / КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ / КОЭФФИЦИЕНТ ЛОРЕНЦА / LORENZ CURVE) / MANPOWER RESOURCES / MARKET ARE CALCULATED / GINI COEFFICIENT / COEFFICIENT LORENZ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Стаурский Евгений Станиславович

В статье автором проведено исследование занятости на рынке труда Омской области. Сделан расчет определенных статистических показателей, которые дают характеристику состояния занятости на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of art of manpower resources of labour market in Omsk region

In the article the author analyzes manpower resources of the labour market in Omsk region. Statistical indicators giving description of condition manpower resources of market are calculated.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния занятости на рынке труда Омской области»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

формационный указатель стандартов «Государственные стандарты». — 1994. — № 2 — 3. — С. 3 — 6.

11. Иванова, Л. А. О разработке и внедрении межгосударственных стандартов в области туризма в странах СНГ / Л. А. Иванова, Д. Е. Самойленко // Сертификация. — 1996. — № 2. - С. 31.

СМАГУЛОВ Болат Кудайбергенович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.

КАРАСЁВ Игорь Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.

Адрес для переписки: Bolat_alemdar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2013 г. © Б. К. Смагулов, И. Е. Карасёв

УДК 338.465.2 Е. С. СТАУРСКИЙ

Омская академия МВД России

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье автором проведено исследование занятости на рынке труда Омской области. Сделан расчет определенных статистических показателей, которые дают характеристику состояния занятости на рынке труда.

Ключевые слова: рынок труда, занятые, кривая Лоренца, коэффициент Джини, коэффициент Лоренца.

В предыдущих своих работах «Исследование занятости на рынке труда Омской области» и «Занятость на рынке труда Омской области» автор сделал анализ занятости на рынке труда Омской области. В изложенной статье автор продолжает исследование занятости на рынке труда Омской области.

Для определения удельных показателей воспользуемся данными о численности населения по отдельным группам (табл. 1). Результаты вычислений представим в табл. 2.

Анализ полученных результатов (табл. 2) показывает, что преобладающей как по числу входящих в нее районов, так и по численности занятых является вторая группа.

Для построения кривой Лоренца, характеризующей неравномерность распределения, требуется вычислить как кумулятивные итоги (накопленные частоты) по удельному весу по числу районов по формуле (1) [1],

Р, , (1)

3 =1

Накопленные частоты по числу

так и кумулятивные итоги по удельному весу численности занятых по формуле (2)

ч, ='Еа] ■ (2)

3=1

Результаты расчетов приведены в табл. 3.

Не очень большая вогнутость построенной кривой (рис. 1) позволяет сделать вывод о незначительной концентрации численности занятых в отдельных группах районов.

Для количественного измерения степени концентрации наиболее часто используют коэффициенты Джини, Лоренца и Г ерфиндаля.

Числовое значение коэффициента Джини определим с помощью формулы (3)

к-1 к-1

X Р• • Ч,+1 -Х Р,+1 • Ч,

а = ^-------- (3)

10000

Результаты расчетов приведены в табл. 4.

Таблица 1

районов Омской области [2]

№ гр. Интервал численности занятых, человек Число районов (частота), Ъ Средняя численность занятых района для группы, человек, Хі Численность занятых группы, человек, Х*і Накопленная частота

по числу районов, Б % % к итогу

1 2917-7277 13 5097 66258,83 13 40,63

2 7277-11636 14 9457 132391 27 84,38

3 11636-15996 1 13816 13816,17 28 87,50

4 15996-20356 3 18176 54527,5 31 96,88

5 20356-24715 0 22536 0 31 96,88

6 24715-29075 1 26895 26895,17 32 100

ИТОГО 32 - 293888,67 - -

Удельный вес по числу районов, удельный вес по численности занятых

№ гр. Интервал численности занятых, человек Число районов (частота), [1 Средняя численность занятых района для группы, человек, X; Численность занятых группы, человек, Х^Ъ Удельный вес по числу районов, ^ , % 2 7 7=1 Удельный вес по численности занятых, X; ■ Ъ

щ к ,% 2 Х) ■ Ъ 7=1

1 2917-7277 13 5097 66258,83 40,63 22,55

2 7277-11636 14 9457 132391 43,75 45,05

3 11636- 15996 1 13816 13816,17 3,13 4,7

4 15996-20356 3 18176 54527,5 9,38 18,55

5 20356-24715 0 22536 0 0 0

6 24715-29075 1 26895 26895,17 3,13 9,15

ИТОГО 32 - 293888,67 - -

Таблица 3

Кумулятивные итоги по удельному весу числа районов и численности занятых

№ гр. Интервал численности занятых, человек Удельный вес по числу районов, Щ, % Удельный вес по численности занятых, Щ;, % Кумулятивные итоги, %

По числу районов, Рi По численности занятых,

1 2917-7277 40,63 22,55 40,63 22,55

2 7277-11636 43,75 45,05 84,38 67,59

3 11636-15996 3,13 4,7 87,50 72,29

4 15996-20356 9,38 18,55 96,88 90,85

5 20356-24715 0 0 96,88 90,85

6 24715-29075 3,13 9,15 100 100

Таблица 4

Кумулятивные итоги по числу районов и по численности занятых

№ гр. Интервал численности занятых, человек Кумулятивные итоги Рі *Ф+1 Рі+1*Яі

По числу районов, Р; По численности занятых,

1 2917-7277 40,63 22,55 0,27 0,19

2 7277- 11636 84,38 67,59 0,61 0,59

3 11636- 15996 87,50 72,29 0,79 0,70

4 15996-20356 96,88 90,85 0,88 0,88

5 20356-24715 96,88 90,85 0,97 0,91

6 24715-29075 100 100 - -

ИТОГО - - 3,52 3,27

Таблица 5

Накопленные частоты по числу районов Омской области

№ гр. Интервал численности занятых, человек Число районов (частота), Ъ Средняя численность занятых района для группы, человек, X; Численность занятых группы, человек х3*£ Накопленная частота

по числу районов, Б % к итогу

1 2917-7277 13 5097 66258,83 13 40,63

2 7277-11636 14 9457 132391 27 84,38

3 11636-15996 1 13816 13816,17 28 87,50

4 15996-20356 3 18176 54527,5 31 96,88

5 20356-24715 0 22536 0 31 96,88

6 24715-29075 1 26895 26895,17 32 100

ИТОГО 32 - 293888,67 - -

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

&

Кумулятивный итог по числу районов р1, %

Рис. 1. Кривая Лоренца

Таблица 6

Равнонаполненный вариационный ряд

№ гр. Интервал численности населения, человек Размер интервала Количество районов, % к итогу

1 2917-5600 5600-2917 = 2683 25

2 5600-8211 8211-5600=2611 25

3 8211- 10703 10703-8211 = 2492 25

4 10703-15996 15996-10703=5293 25

Подставляя данные из табл. 4 в формулу 3, получаем значение коэффициента Джини

„ 35283,55161 - 32706,07187

О =--------------------------= 0,258 .

10000

Числовое значение коэффициента Лоренца определим с помощью формулы (4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 к-

{=1_________

200

(4)

С учетом известных значений коэффициентов w¡ и Щ коэффициент Лоренца имеет следующее значение

| 40,63 - 22,55 | + | 43,75 - 45,05 | + | 3,13 - 4,7 | + + | 9,38-18,55 | + | 3,13-9,15 |

200

36,159

0,181.

200

Полученные значения коэффициентов концентрации свидетельствуют о незначительной неравномерности распределения.

Для образования четырех равнонаполненных групп необходимо разделить всю статистическую совокупность на группы, содержащие 25 % от общего количества наблюдений. Такое деление можно произвести после расчета первого 01 и третьего 03 квартилей (второй квартиль 02 равен медиане Ме).

Для расчета первого квартиля 01 необходимо установить, на какой интервал вариационного ряда (табл. 5) приходится 25 % накопленной частоты по числу районов. Поскольку в первом интервале накопленная частота впервые превышает 25 % от общего итога, то данный интервал содержит первый квартиль (левая граница интервала: х0 = 2917; размер интервала: Л = 4360; частота в интервале: /д; = 13; накопленная частота в предыдущем интервале: Бд;-1=0;

к

сумма частот по всем интервалам: 2 / = 32).

.=1

Первый квартиль рассчитываем по формуле (6)

Числовое значение коэффициента Герфиндаля рассчитаем по формуле (5)

д1 = х 0 + Л-

д1 -1

(6)

2

н = -¡=—

10000

(5)

Подставляя известные значения коэффициента Щ из табл. 3 в формулу 5, рассчитываем значение коэффициента Герфиндаля

Н =

22,552 + 45,052 + 4,72 +18,552 + 9,152

10000

2987,719

10000

=0,299

Подставив необходимые значения в формулу 6, получим значение первого квартиля

д1 =2917 + 4360-

- =5600 человек.

13

Для расчета третьего квартиля д3 необходимо установить, на какой интервал вариационного ряда (табл. 5) приходится 75 % накопленной частоты по числу районов. Поскольку во втором интервале накопленная частота впервые превышает 75 % от

L

д1

4

общего итога, то данный интервал содержит третий квартиль (левая граница интервала: х0 = 7277; размер интервала: Л = 4360; частота в интервале: /д3=14; накопленная частота в предыдущем интервале: 5д3-1 = 13; сумма частот по всем интервалам:

2 { = 32).

Третий квартиль рассчитываем по формуле (7)

к

3-Е и

О3 = *о + л-

Оз-1

и

(7)

Оз

Подставив необходимые значения формулу 7, получим значение третьего квартиля

О3 =7277 +4360-

3 - 32

4

13

=10703 человека.

приходится на третью, вторую и первую группу. В пятой группе концентрация наблюдений выше.

Полученный в результате группировки интервальный вариационный ряд обладает правосторонней асимметрией и у него присутствует эксцесс. Кроме этого, присутствует неравномерность распределения численности занятых по отдельным районам.

Таким образом, в результате анализа было проведено подробное исследование состояния занятости на рынке труда Омской области.

Библиографический список

1. Елисеева, И. Общая теория статистики : учеб. для вузов / И. Елисеева. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 655 с.

2. Статистические данные по уровню безработицы по количеству занятых в Омской области [Электронный ресурс]. -иИЬ: http://www.demoscope.ru/center/fmcenter/florin.html (дата обращения: 03.05.2012).

14

С учетом значения второго квартиля д2 = М, = = 8211 человек получаем равнонаполненный вариационный ряд, приведенный в табл. 6.

Из представленных в табл. 6 данных следует, что наименьший размер интервала и, следовательно, наибольшая концентрация наблюдений (районов)

СТАУРСКИЙ Евгений Станиславович, кандидат технических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права.

Адрес для переписки: Ses-qq@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 15.02.2013 г.

© Е. С. Стаурский

і=1

4

УДК 331.522:330.12 т. Н. КАНАЩУК

Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЫНОК

ОМСКОГО РЕГИОНА

КАК СЕГМЕНТ АРТ-РЫНКА________________________________

Представлены результаты исследования театрального рынка Омского региона. Рассмотрены особенности арт-рынка и культурных услуг. Проанализированы показатели деятельности омских профессиональных театральных учреждений государственного и муниципального подчинения.

Ключевые слова: маркетинг, арт-рынок, спрос, предложение культурных услуг.

Современная «цивилизация досуга» предполагает опережающее развитие сферы культуры, где сосредотачивается огромный рыночный потенциал. При увеличении темпа общественных перемен роль культуры возрастает: она перемещается с периферии в центр социальных интересов и общественного внимания. Так же как отклик на мировой финансовый кризис, меняется отношение к понятию культура — по мнению Абанкиной Т.В., культуру начинают рассматривать как ресурс новой экономики, действующий агент развития или источник нового мышления [1, с. 47].

Усиливается влияние мотивов социального поведения на спрос в сфере культуры, значительно смещаются потребительские акценты: конкретные товары и услуги в данной области превращаются в символические компоненты жизненного стиля. Тем самым формируется устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги.

Культурные услуги традиционно относят к сфере услуг. Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг — продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи услуг [2].

Одной из составляющих рынка услуг является арт-рынок. Арт-рынком принято называть совокупность производственно-торговых отношений в сфере культуры. Основными участниками данного рынка являются представители производства и продажи/предоставления продуктов/услуг, а также их потребители. К представителям производства относят всех авторов и коллективы разработчиков культурного продукта: художников, музыкантов, артистов, режиссеров и т.д. К представителям продажи продуктов и предоставления услуг относятся меценаты, спонсоры, продюсеры и продюсерские центры, тиражирующие компании, галереи, салоны и другие учреждения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.