Научная статья на тему 'Анализ состояния смешанных перевозок'

Анализ состояния смешанных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА / THE INTERACTION OF DIFFERENT TYPES OF TRANSPORT / СМЕШАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / MULTIMODAL TRANSPORT / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА / TECHNICAL MEANS OF THE INTERACTION OF DIFFERENT MODES OF TRANSPORT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА / INTERACTION OF DIFFERENT MODES OF TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свинина А.Р.

Данная статья посвящена разбору и анализу состояния смешанных перевозок в настоящее время. Выявлению достоинств и недостатков действующей системы, а также возможным способам ее улучшения.This article focuses on assessment and analysis of the status of multimodal transport at the moment. Identification of the strengths and weaknesses of the current system, as well as possible ways to improve it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния смешанных перевозок»

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК

Свинина А.Р. ©

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ)

Аннотация

Данная статья посвящена разбору и анализу состояния смешанных перевозок в настоящее время. Выявлению достоинств и недостатков действующей системы, а также возможным способам ее улучшения.

Ключевые слова: Транспортная инфраструктура, Взаимодействие различных видов транспорта, Смешанные перевозки, Технические средства при взаимодействии разных видов транспорта, Взаимодействие разных видов транспорта.

ANALYSIS OF THE MULTIMODAL TRANSPORT

A.R. Svinina

Saint Petersburg State University of Economics

Summary

This article focuses on assessment and analysis of the status of multimodal transport at the moment. Identification of the strengths and weaknesses of the current system, as well as possible ways to improve it.

Keywords: Transport infrastructure, Interaction of different modes of transport, Multimodal transport, Technical means of the interaction of different modes of transport, The interaction of different types of transport.

Введение

В современном мире мы, люди, и все нас окружающее, стали очень зависимы от времени. Оно влияет на ритм и стиль жизни, подстраивая под себя все сферы человеческой жизни. Растут темпы производства, увеличивается скорость работы различных гаджетов и систем. Проблема сокращения времени затрагивает так же и транспортную сферу жизни общества. Наряду с тем, что успешно создаются все новые и новые высокоскоростные средства передвижения, так же повсеместно используется смешанное транспортное сообщение, позволяющее наиболее быстро и экономически выгодно перевозить как грузы, так и пассажиров [1, 97; 2,89].

Основная часть

Что же представляет из себя смешанное сообщение? Это термин, характеризующий перевозку транзитных грузов с привлечением автомобильного, воздушного и других видов транспорта, чаще всего используется лишь две разновидности. Груз доставляют в пункт перевалки, называемый также грузовым терминалом, где его уже распределяют на следующее транспортное средство. Данный способ транспортировки грузов успешно применяется, как в пределах страны, так и за рубежом [3, 97; 4,89].

© Свинина А.Р., 2016 г.

Смешанное сообщение

Юнимодальн ые

(одновидовые) лихтерная фидерная

Комбинированные

пакетная

контейнерная

фрейджерная (паромная)

контрейлерная

трейлерная

Бимодальные река - море смена колеи роудрейлерная

Рис. 1

Из таблицы, представленной на рисунке 1 видно, что смешанные перевозки разделяют по следующим критериям: 1) По технологии осуществления смешанной перевозки; 2) По мере ответственности (юнимодальные, бимодальные, комбинированные); 3) По типу грузовой тары.

В комбинированных перевозках с использованием водного и сухопутного видов транспорта преимущество имеют смешанные автомобильно-железнодорожные перевозки, но также используется сочетание водного и железнодорожного транспорта.

В настоящее время процесс планирования перевозок грузов осуществляется непрерывно, т.е. в соответствии со статьей 11 ФЗ №18 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации». План перевозок составляется на 45 дней, в том числе по дням погрузки в тоннах и вагонах по видам сообщений, дорогам отправлений и номенклатуре грузов. Утвержденный сводный заказ по календарным датам формируются на основе принятых заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 с использованием АСУ ЭТРАН и АСУ МР [1, 71; 5,73;6,77].

Юнимодальными или же одновидовыми, называются перевозки с использованием одного вида транспорта, чаще всего автомобильного для мелкопартийных грузов на небольшое расстояние и железнодорожного для крупнопартийных грузов на большие расстояния. Такие перевозки могут осуществляться как с перегрузкой, так и без неё. Критериями отбора при таких перевозках служат вид груза, его объем, время доставки и затраты на осуществление перевозки.

Бимодальные перевозки основаны на использовании полуприцепов, оснащенных как автомобильными, так и железнодорожными колесными парами, благодаря этому принципу такие перевозки универсальны. При движении по рельсам автомобильные колесные пары приподнимаются, а рельсовые опускаются, при движении по трассе - наоборот.

Кроме того, в понятие смешанных перевозок входят мультимодальные и интермодальные перевозки. Их отличия можно проанализировать согласно следующим критериям: 1. По договору: в случае мультимодальных перевозок составляется договор

между заказчиком и оператором перевозки. Согласно этому договору всю ответственность за транспортировку груза несет на себе оператор. В свою очередь оператор заключает договора со своими подрядчиками, которыми служат авиа/авто/морские/железнодорожные перевозчики. В интермодальных перевозках отличие заключается в отсутствии оператора. Заказчик заключает договора напрямую с перевозчиками. В этом случае ответственность за перевозку ложится на самого заказчика. 2. Относительно грузовых терминалов (перевалочных пунктов): в мультимодальных перевозках предусмотрены два или более перевалочных пунктов для перегрузки. В интермодальных же перевозках нет прямой обработки грузов при смене транспортных средств.

Каковы же в целом плюсы и минусы смешанных перевозок? Одним из главных плюсов смешанных перевозок является то, что при этом идет существенное снижение себестоимости каждого из транспортных средств, по сравнению с унимодальной перевозкой. Помимо этого достоинством является доступность. Смешанные перевозки позволяют доставить груз в практически любой пункт назначения. Это делает их очень востребованными. Экономическое использование топливных ресурсов: в зависимости от типа транспортного средства необходимо различное количество горючего. Это ведет к незначительному снижению издержек.

Недостатками служат более низкая скорость доставки, связанная с тем, что необходимо согласовывать время с транспортом другого типа, кроме того, ее нельзя начать в кратчайшие сроки по аналогичной причине. Операторами таких перевозок зачастую выступают экспедиторские фирмы и крупные транспортные компании, поэтому им требуется более сложная организационная структура в связи с широкой сферой обслуживания и большим комплексом предоставляемых услуг. Кроме того, требуется высокая согласованность в действии и времени между всеми участниками перевозки. Функция планирования перевозок грузов возложена на Центр фирменного транспортного обслуживания [1, 31; 7,69; 8,73; 9,43]. Важно определить наиболее короткий, из всех возможных, путь следования груза, что поможет сократить транспортные издержки.

Для грузоотправителя перевозка грузов с использованием смешанного сообщения имеет следующие плюсы. Во-первых, это конкретность. Ответственность за целостность груза и всю перевозку в целом берет на себя конкретное лицо. Во-вторых, при перевозке с использованием контейнеров, создаются условия для транспортировки мелких партий груза. Благодаря этому, повышается сохранность и целостность груза, что ведет к отсутствию страховых выплат, сокращается общее время его доставки, а также уменьшается количество грузовых терминалов.

Рис. 2

Для грузополучателя плюсами являются время. Товар будет доставлен в кратчайшие сроки, а также сохранность груза. Алгоритм смешанных перевозок можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Выводы

Таким образом, для России перевозки грузов смешанным сообщением важны в стратегическом плане. Они влияют на экономический сектор страны, увеличивая государственный бюджет, поддерживают внешнеэкономические связи,

конкурентоспособность отечественных товаров на международном рынке сбыта, обеспечивают товарообмен.

Географическое расположение Санкт-Петербурга позволяет использовать не только унимодальные, но и смешанные перевозки грузов и пассажиров. Последнее особенно важно для поддержания культурной значимости Северной столицы и повышения бюджета города.

Литература

1. Лазарев Ю.Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография - LAP LAMBERT, Германия: 2015. 173 с.

2. Лазарев Ю.Г. Тенденции развития сервиса «Ассистанс» на автомобильных дорогах северозападного региона / Ю.Г.Лазарев, Ю.А. Григорьева/ Технико - технологические проблемы сервиса. СПб.: 2014. № 2(28). С. 87-90.

3. Лазарев Ю.Г., Громов В.А. Современные требования к обеспечению потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог // В сборнике: Инновационные технологии в мостостроении и дорожной инфраструктуре. Материалы межвузовской научно- практической конференции.2014. С.102-109.

4. Лазарев Ю.Г., Новик А.Н., и др., Изыскания и проектирование транспортных сооружений: Учебное пособие /Ю.Г. Лазарев, А.Н. Новик, А.А. Шибко, В.Г. Терентьев, С.А. Сидоров, С.А. Уколов, В.А. Трепалин / СПб.: ВАТТ, 2008. 392 с.

5. Лазарев Ю.Г., Логистика сервиса ассистанс на основе формирования эффективной организационной структуры предприятий / Ю.Г. Лазарев, Д.Л. Симонов, Ю.А. Григорьева // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 1(31). C.70-75.

6. Морозов А.Г., Лазарев Ю.Г., Логистика придорожного сервиса / А.Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 4(34). C.77-82.

7. Рустенбек С.Д. Формирование базы данных для тестирования дорожных одежд/ С.Д. Рустенбек, Д.Ю. Кириллова, Ю.Г. Лазарев// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-2. С. 68- 72.

8. Лазарев Ю.Г., Синицына Е.Б. Современное состояние проблемы совершенствования транспортной инфраструктуры / Ю.Г. Лазарев, Е.Б. Синицына //Технико - технологические проблемы сервиса. - СПб.: 2013.№ 4(26), С. 71-74.

9. Лазарев Ю.Г. Формирование потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог / Ю.Г.Лазарев, Д.Л. Симонов, А.Н. Новик/ Технико - технологические проблемы сервиса. СПб.: 2016. № 1(35). С. 43-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.