Анализ состояния сферы интеллектуальной собственности в регионах России
О.В. КОЗЛОВСКАЯ, доктор экономических наук, председатель Законодательной думы Томской области, председатель комитета по законодательству АИРР, Томский политехнический университет. E-mail: [email protected] Е.Н. АКЕРМАН, доктор экономических наук, Законодательная дума Томской области, Томский политехнический университет. E-mail: [email protected] Ю.С. БУРЕЦ, Законодательная дума Томской области, Томский политехнический университет. E-mail: [email protected]
В статье проанализированы показатели состояния сферы интеллектуальной собственности и нормативно-правовой базы развития данного института в регионах России. Представлены основные формы правового регулирования в этой области, направления государственной поддержки хозяйствующих субъектов, создающих и использующих объекты интеллектуальной собственности. Даны рекомендации по совершенствованию управления в сфере интеллектуальной собственности в регионах.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, государственная
поддержка, регионы России, законодательство, АИРР
Патентная активность регионов АИРР1
Статистические показатели патентной активности являются одними из основных при анализе инновационной деятельности и технологического развития регионов.
По абсолютному показателю выдачи патентов по заявкам, поданным в патентное ведомство, в которых изобретения (полезная модель или промышленный образец) соответствуют критериям охраноспособности, наблюдается достаточно сильная дифференциация среди регионов АИРР (в 2013 г Республика Татарстан - 1267, Мордовия - 88); значения этого показателя сильно колеблются и по годам. Доля регионов АИРР в общем объеме патентов по РФ (2010 г - 19,8, 2013 г - 19,6%) остается относительно стабильной. Однако сравнивать регионы по показателю абсолютного количества патентов некорректно в связи с разным масштабом региональных экономик, лучше использовать в этих целях относительный
1 АИРР - Ассоциация инновационных регионов России.
ЭКО. - 2015. - №6 КОЗЛОВСКАЯ О.В., АКЕРМАН Е.Н., БУРЕЦ Ю.С.
показатель - коэффициент изобретательской активности (Киа) -количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретение и полезную модель на 10 000 человек населения (табл. 1).
Таблица 1. Коэффициент изобретательской активности в регионах АИРР за 2011-2013 гг.
Регион 2011 2012 2013
Томская обл. 6,01 5,71 5,36
Респ. Татарстан 3,49 4,23 3,72
Ульяновская обл. 3,91 4,29 3,47
Самарская обл. 3,3 3,44 3,07
Новосибирская обл. 2,63 2,94 3,00
Пермский кр. 2,41 2,38 2,51
Респ. Башкортостан 1,96 2,02 2,3
Красноярский кр. 2,26 2,16 1,89
Калужская обл. 1,72 1,74 1,85
Иркутская обл. 1,18 1,5 1,34
Алтайский кр. 1,22 1,22 1,31
Респ. Мордовия 1,32 1,03 1,25
Липецкая обл. 0,91 0,98 0,98
В среднем по АИРР 2,49 2,59 2,47
В среднем по РФ 2,75 2,94 2,95
Источник табл. 1, 2: Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
Здесь лидируют регионы, занимающие средние места в рейтинге по абсолютному показателю - Томская (5,36) и Ульяновская области (3,47).
По уровню изобретательской активности регионы делятся на четыре условные группы: высокий (Киа > 3); средний (2 < Киа < 3); низкий (1 < Киа < 2); критически низкий (Киа < 1). Пять регионов попадают в группу с высокой изобретательской активностью (38,4% всех регионов АИРР), два - со средней и шесть - с низкой.
Несмотря на ежегодную2 стабильность и даже рост количества выданных патентов в регионах, данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности говорят о крайне низкой вовлеченности в хозяйственный оборот патентов в сравнении с показателями их выдачи (табл. 2).
2 По данным Роспатента с 2006 г.
Таблица 2. Выдача и использование патентов
в регионах АИРР за 2011-2013 гг., ед.
Регион 2011 2012 2013
выдано использовано выдано использовано выдано использовано
Респ. Татарстан 950 1023 1247 1017 1267 1283
Пермский кр. 500 965 586 1029 556 1015
Красноярский кр. 474 597 529 593 499 825
Самарская обл. 720 436 843 639 921 512
Респ. Башкортостан 582 313 758 345 689 358
Тюменская обл. 248 151 289 271 206 222
Ульяновская обл. 380 176 446 182 351 196
Новосибирская обл. 636 117 639 140 659 178
Алтайский кр. 241 105 269 136 240 172
Калужская обл. 126 115 133 92 155 152
Томская обл. 478 62 552 133 539 144
Липецкая обл. 70 146 92 153 102 134
Иркутская обл. 256 330 269 149 314 129
Респ. Мордовия 107 36 66 51 88 33
Всего по АИРР 5768 4572 6718 4930 6586 5353
Всего по РФ 30910 17137 33633 18247 33532 19529
Доля АИРР в РФ,% 18,7 26,7 20,0 27,0 19,6 27,4
Если соотнести число патентов, выданных за 2005-2013 гг. (на основе сведений о сроках действия патентов в России от 10 до 20 лет), с количеством используемых патентов в регионе, можно получить показатели степени коммерциализации патентов в региональных экономиках: от 3,3% и 3,5% в Новосибирской и Томской областях до 21,1% и 21,8% в Красноярском и Пермском краях. Оставшиеся изобретения не востребованы на рынке. Средняя по АИРР степень коммерциализации патентов составляет 10,4%, а по России - 7,7%.
Передовые производственные технологии
За 2010-2013 гг. отмечается устойчивая динамика роста созданных передовых производственных технологий3 как в целом по России (165,4%), так и по регионам АИРР (180,4%).
3 В соответствии с методологией Росстата, созданные передовые производственные технологии - это технологии и технологические процессы (включая необходимое для их реализации оборудование), управляемые с помощью компьютера или основанные на микроэлектронике и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции (товаров и услуг).
Лидеры по количеству созданных передовых производственных технологий в 2013 г - Калужская (65), Иркутская (41) и Ульяновская (32) области, а в таких регионах, как Республика Мордовия и Алтайский край, отмечается отрицательная динамика этого показателя.
В соответствии с методологией Росстата, технология считается используемой лишь при производственной эксплуатации, результатом которой является выпуск продукции или оказание услуг. Данный показатель в регионах АИРР и в целом по России за рассматриваемый период не имеет устойчивой тенденции, при этом доля регионов АИРР в РФ по количеству используемых передовых производственных технологий устойчиво растет: в 2010 г. - 20,18%, 2011 г. - 20,96%, 2012 г. - 21,43%, 2013 г. - 22,30%.
Доля созданных передовых производственных технологий в числе используемых позволяет определить технологическую самообеспеченность региона (технологические возможности в отношении к технологическим потребностям региона) (табл. 3).
Таблица 3. Доля созданных передовых производственных
технологий в числе используемых в регионах АИРР за 2011-2013 гг., %
Регион 2011 2012 2013
Иркутская обл. 0,71 5,42 3,7
Калужская обл. 1,47 2,01 3,16
Красноярский кр. 1,67 1,68 1,01
Ульяновская обл. 0,95 1,39 1,86
Новосибирская обл. 2,16 1,22 0,99
Респ. Татарстан 0,33 0,89 0,45
Пермский кр. 0,55 0,41 0,32
Самарская обл. 0,38 0,28 0,29
Респ. Мордовия 0,27 0,23 0,18
Томская обл. 0,32 0,16 0,44
Респ. Башкортостан 0,13 0,09 н.д.
Липецкая обл. 0,09 0,04 н.д.
Алтайский кр. 0 0 н.д.
Среднее по АИРР 0,69 1,06 1,24
Среднее по РФ 0,59 0,69 0,74
Источник: рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики.
Показатель отношения созданных передовых производственных технологий к используемым в среднем по регионам АИРР имеет устойчивую тенденцию к росту и опережает данный показатель по РФ. Но и в целом по России, и по регионам АИРР значение данного показателя остается на крайне низком уровне, что свидетельствует о технологической зависимости от импорта технологий и услуг технического характера.
Экспорт, импорт и обмен технологиями и услугами технического характера
Торговля технологиями с зарубежными странами охватывает все коммерческие сделки по экспорту и импорту технологий и услуг технического характера, включая сделки филиалов, представительств подразделений, действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, имеющих самостоятельно заключенные контракты с иностранными партнерами (нерезидентами) по обмену технологиями (табл. 4).
Таблица 4. Экспорт и импорт технологий и услуг технического характера в регионах АИРР за 2013 г., тыс. долл.
Регион Экспорт Импорт
число соглашений стоимость поступление средств число соглашений стоимость поступление средств
Иркутская обл. 47 8338,1 6819,1 56 62148,9 41965,9
Калужская обл. 75 14084,8 4668,2 166 283564,8 275618,9
Красноярский кр. 24 24796,3 8941 37 530481,7 136678,1
Липецкая обл. 1 341,9 355,9 43 102112,9 28827,4
Новосибирская обл. 174 55049,1 17297 33 3958,5 959,2
Пермский кр. 74 22951,2 12541,8 160 109268,1 39205,8
Респ. Башкортостан 11 637 617,7 21 96239,9 38781,7
Респ. Мордовия 11 1549,5 1549,4
Респ. Татарстан 64 22873,3 34797,6 208 808687,7 312176,1
Самарская обл. 39 158198,5 13761,8 91 543588,9 133445,7
Томская обл. 23 505,4 505,4 3 539,2 76,6
Ульяновская обл. 15 53878 2673,7 15 6039,4 3389
Алтайский кр. Нет данных
Тюменская обл. 3 2349,7 6760 62 315182,3 35192,5
Всего по АИРР 509 307270,2 99800,1 844 2548179,5 1012673,8
Всего по РФ 1914 4701205 770585 2637 6876953 2463626
Доля АИРР в РФ, % 26,59 6,54 12,95 32,01 37,05 41,11
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
В 13 регионах АИРР чистый экспорт отрицателен, что говорит о зависимости от иностранных технологий и услуг технического характера. Лишь в Новосибирской области экспорт превышает импорт, как по стоимости предметов соглашения, так и по фактическим поступлениям за год. Фактические поступления по экспорту превышают поступления по импорту и в Томской области. Чистый экспорт технологий по АИРР в 2013 г. равен -2 240 909,5 тыс. долл. по стоимости предмета соглашения и -912 873,7 тыс. долл. по фактическим поступлениям за год. Доля регионов АИРР в экспорте всех технологий и услуг технического характера в России составила 6,5%, в импорте - 37%, что свидетельствует о финансировании Россией зарубежных исследований и разработок, притом весомая доля в этом принадлежит регионам АИРР.
Относительно активный экспорт технологий наблюдается в Самарской, Новосибирской и Ульяновской областях, по импорту технологий лидируют Республика Татарстан, Красноярский край и Самарская область.
О состоянии рынка интеллектуальной собственности, степени защиты интеллектуальных прав косвенно свидетельствует технологический обмен в организациях (удельный вес организаций, приобретавших и передавших новые технологии, в общем числе осуществляющих технологические инновации). Он характеризует применение подхода «открытых инноваций», в котором инновационные процессы нацелены на поиск идей и технологий и реализацию собственных во внешней среде, если для самостоятельной их коммерциализации недостаточно ресурсов. Высока доля организаций, которые осуществляют технологический обмен, в региональных системах с развитым информационным полем, консультационной поддержкой, наличием объектов инновационной инфраструктуры и т.д. (табл. 5).
Как видно из таблицы, наибольшая доля организаций, приобретавших новые технологии, была у Иркутской области, Красноярского края, республик Татарстан и Мордовия. А показатели в регионах АИРР в среднем выше, чем по России. Доля же организаций, передавших новые технологии, низка -региональные организации преимущественно приобретают технологии со стороны и не реализуют свои (из-за их отсутствия либо недостаточной степени защиты интеллектуальных прав).
Наибольшая доля передавших технологии организаций - в Том -ской области (2012 г), у остальных регионов - значительно меньше. В среднем по АИРР доля организаций, способных реализовывать свои технологии, ниже, чем по России.
Таблица 5. Удельный вес предприятий в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации, и обмен ими за 2011-2012 гг., %
Регион Приобретали новые технологии Передавали новые технологии
2011 2012 2011 2012
Иркутская обл. 54,8 60,6 3,2 9,1
Калужская обл. 34,3 37,5 11,4 10
Красноярский кр. 47,5 43 1,3 4,7
Липецкая обл. 27,3 31,3 н.д. н.д.
Новосибирская обл. 25 27,4 15 8,3
Пермский кр. 37,6 33,7 10,6 9
Респ. Башкортостан 27,4 20,6 8,5 6,5
Респ. Мордовия 40,6 37,8 н.д. н.д.
Респ. Татарстан 34 37,9 6,5 7,6
Самарская обл. 35,5 28,2 5,3 1,4
Томская обл. 25 36,8 8,3 21,1
Ульяновская обл. 25,9 19,2 3,7 3,8
Алтайский кр. 33,9 31,7 9,7 5
Среднее по АИРР 34,52 34,28 6,42 6,65
Всего по РФ 34,7 31,9 7 7,1
Источник: Федеральная служба государственной статистики совместно с Высшей школой экономики.
Следствием недостаточно развитого рынка интеллектуальной собственности и системы защиты интеллектуальных прав при высоких показателях изобретательской активности становится низкая степень вовлечения в хозоборот объектов интеллектуальной собственности (в среднем по АИРР - 10,4%), зависимость регионов от импорта технологий и услуг технологического характера, финансирование сектора исследований и разработок за рубежом (в форме активного импорта технологий), низкая степень технологического обмена: в приобретении технологий участвуют не более половины инновационных компаний, в передаче - не более 20%.
Роль регионов в развитии института интеллектуальной собственности
Как показал первичный обзор региональных нормативных правовых актов, только в половине всех субъектов РФ существуют
отдельные акты, посвященные вопросам интеллектуальной собственности. В частности, из регионов-членов АИРР - в республиках Башкортостан и Татарстан, Алтайском, Пермском краях, Иркутской, Калужской, Новосибирской, Самарской и Томской областях.
Анализ нормативных правовых актов в сфере интеллектуальной собственности4 в регионах РФ позволил сделать следующие выводы. Согласно Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению Российской Федерации, и в настоящий момент его основой является ч. IV Гражданского кодекса РФ. Полномочия регионов в этой области ограничены созданием условий и стимулированием развития сферы интеллектуальной собственности за счет различных инструментов, находящихся в компетенции субъектов РФ.
Единичным опытом принятия регионального закона с целью эффективного управления интеллектуальной собственностью субъекта РФ является закон Пермского края №569-ПК от 25.12.2009 г. «Об управлении и распоряжении интеллектуальной собственностью Пермского краж». Им устанавливаются полномочия органов государственной власти края в сфере управления и распоряжения интеллектуальной собственностью, приобретенной (созданной) за счет средств бюджета Пермского края.
В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ должен быть установлен законом этого субъекта. Анализ таких законов позволяет сделать вывод об отсутствии в них особого порядка управления и распоряжения интеллектуальной собственностью, находящейся
4 По ст. 1226 ГК РФ интеллектуальной собственностью являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для ЭВМ; 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. Поскольку в статье идет речь об инновационной деятельности, из обзора исключены аспекты в области авторского права и смежных прав в сфере культуры.
в ведении субъекта РФ, результаты интеллектуальной деятельности рассматриваются как одна из категорий имущественных прав в собственности региона. Более того, в большинстве регионов интеллектуальная собственность вообще не идентифицирована в перечне объектов госсобственности.
Аналогичная практика регулирования данных вопросов учета результатов интеллектуальной деятельности имеется во многих субъектах РФ и представлена в нормативно-правовых актах более низкой правовой иерархии (постановления, распоряжения и т. д.), в большинстве регионов эти объекты подлежат учету в реестре государственного имущества в общем порядке.
Опыт программно-целевого управления представлен в трех регионах РФ: Республике Татарстан, Санкт-Петербурге и Москве. Долгосрочная целевая программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 гг.» является составной частью Стратегии развития научной и инновационной деятельности в республике до 2020 г. Она носит комплексный характер (в рамках полномочий субъектов РФ) и увязывает кадровую, образовательную, организационно-консультационную составляющие, а также управление и распоряжение интеллектуальной собственностью, принадлежащей республике. В частности, для формирования системы стратегического анализа и планирования научно-технической деятельности предусмотрено создание институтов: Центр интеллектуальной собственности и банк данных «Интеллектуальный потенциал» Республики Татарстан - единый реестр результатов интеллектуальной деятельности.
Программа Санкт-Петербурга «Охрана результатов интеллектуальной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства» входит в состав Программы развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг. Она определяет порядок господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем оказания мер консультационно-организационного характера, и ее реализация ограничена этой сферой.
Концепция вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в Москве ограничивается государственной сферой. Она содержит приоритетные задачи, направленные на создание, коммерциализацию и использование
объектов интеллектуальной собственности, осуществленных только за счет бюджетных средств.
В целях управления и координации взаимодействия участников отношений в сфере интеллектуальной собственности целесообразно создание экспертно-аналитических структур. Обзор регионального законодательства показал, что такие структуры в России немногочисленны и разнородны по своим целям, составу и роли в органах исполнительной власти регионов (межведомственная комиссия, экспертный совет, городской штаб, рабочая группа и т.д.). Кроме того, в 30 субъектах РФ заключены соглашения с Роспатентом, направленные на оказание всесторонней помощи в организации патентно-лицензионной деятельности на местах.
Государственная поддержка развития
сферы интеллектуальной собственности
Господдержка представлена двумя группами мер: финансовые (в форме субсидий) и организационные. Отдельные нормативные правовые акты, устанавливающие субсидии хозяйствующим субъектам, деятельность которых связана с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности (ИС), предусмотрены в девяти регионах. Проанализируем направления субсидирования хозяйствующих субъектов.
• Патентование, регистрация и поддержание интеллектуальных прав (компенсация расходов на оплату патентных и иных госпошлин): Ханты-Мансийский АО (2010), Тамбовская (2013), Иркутская обл. (2012), Санкт-Петербург (2011), Пензенская (2010), Московская (2009), Калужская обл.(2014), Татарстан (1994, 2007), Новосибирская (2012, 2013), Самарская обл. (2011), Мордовия (2011).
• Правовая охрана интеллектуальной собственности (защита прав): Санкт-Петербург (2011), Пензенская (2010), Московская обл. (2009).
• Консультации по вопросам ИС: Ханты-Мансийский АО (2010), Воронежская обл. (2014).
• Оснащение современным оборудованием, необходимым для практического применения результатов интеллектуальной деятельности (РИД): Воронежская (2013), Новосибирская обл. (2012, 2013).
• Лицензирование и сертификация: Воронежская (2013), Тамбовская обл. (2013).
• Аренда помещений, необходимых для практического внедрения РИД: Воронежская обл. (2013).
• Приобретение новых технологий, программных средств: Тамбовская (2013), Самарская обл. (2011), Мордовия (2011).
• Развитие системы научно-технической информации: Татарстан (2011).
• Развитие рынка ИС, изобретательства и рационализаторства: Татарстан (2011).
• Повышение квалификации кадров в области управления правами на ИС и коммерциализации технологий: Санкт-Петербург (2012), Воронежская (2014), Самарская обл. (2014), Татарстан (2013, 2014).
• Инвентаризация и оценка ИС: Москва (2001).
• Обеспечение доступа к базам данных Федерального института промышленной собственности, пользование подпиской на платные базы данных института: Воронежская обл. (2014).
Получатели поддержки в регионах - это субъекты инновационной деятельности (Пензенская, Новосибирская области); субъекты малого и среднего предпринимательства (Санкт-Петербург, Московская, Новосибирская области); субъекты промышленной деятельности (Санкт-Петербург); субъекты научной и научно-технической деятельности (Санкт-Петербург); малые инновационные компании, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (Томская, Тамбовская, Воронежская, Новосибирская области); субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность (Иркутская, Калужская, Новосибирская, Самарская области, Республика Мордовия); юридические лица, осуществляющие образовательную, научно-исследовательскую, научно-техническую, научно-информационную деятельность, создавшие центр поддержки технологий и инноваций с целью распространения знаний по вопросам правовой охраны и использования РИД и проведения патентных исследований (Воронежская область, Республика Татарстан); образовательные учреждения по подготовке специалистов в сфере инновационной деятельности (Новосибирская область).
В регионах поддержка направлена на узкий круг лиц и, как правило, связана со стимулированием субъектов инновационной деятельности и малого и среднего предпринимательства. Во многих регионах сфера интеллектуальной собственности не регулируется как самостоятельная область экономики.
Развитие рынка и защита прав интеллектуальной собственности
Среди отдельных региональных нормативных правовых актов, посвященных мерам по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению объектов ИС в хозяйственный оборот, в основном представлены акты, регулирующие управление объектами, принадлежащими субъекту РФ и созданными за счет средств бюджета этого субъекта.
Но есть два исключения. Это план мероприятий по развитию сферы ИС в Республике Башкортостан на 2011-2013 гг., в котором реализован комплексный подход к формированию мероприятий на регулярной основе (планы обновляются каждые три года, реализованы планы за 2003-2005 гг. и 2008-2010 гг.). А также Постановление губернатора Белгородской области №47 от 22 марта 2007 г. «О мерах по повышению эффективности функционирования рынка интеллектуальной собственности на территории Белгородской области», в котором изложены все меры по развитию данного рынка в области. Это - проведение паспортизации ИС предприятий; создание регионального банка данных объектов ИС на базе регионального центра интеллектуальной собственности; разработка перечня технологий и оборудования, востребованных на рынке ИС предприятиями, организациями и физическими лицами; создание группы независимых экспертов-специалистов по оценке ИС; организация постоянно действующей выставки «Предлагаем изобретения».
Широкое распространение в регионах получили документы по развитию рационализаторства и изобретательства, которые, как правило, носят рекомендательный характер для органов власти и руководителей организаций.
Оригинальностью отличается Постановление Кабинета министров Республики Татарстан №36 от 26 января 2004 г. «Об утверждении положения по определению годового экономического эффекта от использования изобретений и рационализаторских
предложений в Республике Татарстан», в котором сформулированы основные принципы определения экономического эффекта от новаций. А также Постановление главы г. Тулы №1171 от 08.08.2003 «О мерах по развитию изобретательства и рационализаторства в городе Туле», где разработана «Комплексная система мероприятий возрождения изобретательства и рационализации на предприятиях, организациях всех форм собственности города Тулы», включающая, помимо рекомендаций различным субъектам управления, систему мер по развитию ИС.
Нормативные правовые акты, посвященные защите интеллектуальных прав, есть только в Санкт-Петербурге [2] и Астраханской области [3], при этом все документы приняты в 2001-2002 гг В Санкт-Петербурге правообладателям даны рекомендации по обращению в органы исполнительной власти города в случае нарушения интеллектуальных прав, а исполнительным органам - соблюдать права правообладателей на РИД при размещении госзаказа, раскрыты вопросы защиты прав на объекты ИС при подготовке инвестиционно-тендерной документации. В Астраханской области в акте по защите интеллектуальных прав представлены мероприятия по оказанию помощи ученым, творческой молодежи и изобретателям по защите их авторских прав.
Ведение реестров результатов интеллектуальной деятельности в регионах, как правило, предусмотрено только в отношении объектов ИС, принадлежащих субъекту РФ и созданных с участием или полностью за счет средств бюджета этого субъекта. Во всех регионах ведется учет таких объектов в порядке управления и распоряжения государственным имуществом субъекта РФ. Однако в трех регионах приняты решения о создании реестров всей интеллектуальной собственности региона, включая собственность организаций. Например, в распоряжении губернатора [4] Белгородскому госуниверситету рекомендуется создать региональный банк данных объектов ИС на базе регионального центра ИС. В постановлении Кабинета министров Чувашии [5] предусмотрено формирование банка данных объектов ИС организаций в республике. Постановление Кабинета министров Татарстана [6] предусматривает создание государственной информационной системы, содержащей сведения о государственном заказчике, исполнителе работ, номере и дате государственного контракта, названии исследования, сумме финансирования, сроках начала и
завершения работ, а также иные сведения, идентифицирующие объект учета. Однако учету в данном реестре подлежат не сами объекты ИС, а научно-технические отчеты, регистрационная и информационная карты.
В долгосрочной целевой программе «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 20132020 годы» отмечена невозможность эффективного развития патентно-лицензионной деятельности в республике без создания интегрированной площадки информационного обмена в сфере интеллектуальной собственности - автоматизированной информационно-аналитической системы «Банк данных "Интеллектуальный потенциал Республики Татарстан"». Регионы начали формировать базы данных РИД относительно недавно: Белгородская область - с 2007 г., Республика Татарстан - с 2013 г., Чувашия - с 2014 г.
Рекомендации по совершенствованию управления интеллектуальной собственностью
Процесс управления интеллектуальной собственностью в регионе целесообразно разделить на два блока: формирование условий для ее создания и использования хозяйствующими субъектами и управление ИС, созданной за счет средств бюджета субъекта РФ. Первый блок представлен созданием следующих институтов развития сферы ИС.
1. Интегрированная региональная площадка информационного обмена в сфере интеллектуальной собственности (в соответствии с опытом Республики Татарстан). Этот единый реестр результатов интеллектуальной деятельности должен включать следующие сведения:
• о зарегистрированных в Роспатенте результатах интеллектуальной деятельности заявителей из субъекта РФ;
• о зарегистрированных за рубежом результатах интеллектуальной деятельности заявителей из субъекта РФ;
• об изобретателях субъекта РФ;
• база данных «открытых инноваций»: инновационные и инвестиционные проекты субъекта РФ;
• нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, стран дальнего зарубежья и СНГ в сфере инноваций и интеллектуальной собственности;
• сведения о предприятиях и организациях субъекта РФ, занимающихся инновационной деятельностью;
• завершенные научно-технические работы, в том числе отчеты о НИОКР и диссертации;
• нерешенные научно-технические проблемы;
• сведения об экспертах и авторах научных исследований и разработок;
• методические и справочные материалы, в том числе по вопросам охраны интеллектуальной собственности и защиты прав на нее, научные публикации и периодические научно-технические издания;
• тематические электронные сборники документов, базы промышленных каталогов;
• депонированные научные работы.
2. Сеть центров поддержки технологий и инноваций (далее ЦПТИ) в соответствии с Приказом Роспатента [7]. Заключение соглашения о создании ЦПТИ между Федеральным институтом промышленной собственности и хозяйствующими субъектами, осуществляющими образовательную, научно-исследовательскую, научно-техническую, научно-информационную деятельность в рамках региональных торгово-промышленных палат или иную деятельность, направленную на распространение знаний по вопросам правовой охраны и использования РИД и проведения патентных исследований.
3. Совокупность мер финансово-экономического и организационно-информационного характера должна быть представлена в документах стратегического (концепции, стратегии) и программно-целевого управления (государственные программы) субъекта РФ в сфере ИС. Это государственная поддержка хозяйствующих субъектов, создающих и использующих РИД, необходимая для субсидирования части расходов, связанных с правовой охраной интеллектуальной собственности (защита прав); консультациями по вопросам ИС; лицензированием и сертификацией; оснащением современным оборудованием и арендой помещений, необходимыми для получения и практического применения РИД; приобретением новых технологий, программных средств; регистрацией юрлица и началом предпринимательской деятельности организаций, занимающихся практическим применением (внедрением) РИД; повышением
квалификации кадров в области защиты ИС; обеспечением доступа к патентным и непатентным базам данных Федерального института промышленной собственности, пользованием подпиской на его платные базы данных.
Также необходимы и налоговые льготы для организаций, осуществляющих создание и практическое применение РИД (по региональным и федеральным налогам в части зачисляемых в бюджет субъекта Федерации).
Организационно-информационные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, создающих и использующих РИД, включают в себя:
• организацию и проведение конференций и симпозиумов, олимпиад, школ для ученых и студентов по вопросам ИС;
• конкурсы инновационных проектов, лучших технических решений и изобретений, а также рационализаторов и изобретателей;
• освещение в СМИ мероприятий в сфере ИС, выступления с пропагандой достижений изобретателей, рационализаторов;
• включение в образовательные программы вузов обязательной учебной дисциплины «Управление интеллектуальной собственностью»;
• торговые выставки и ярмарки для продвижения товаров на мировые рынки.
Анализ состояния сферы ИС в регионах РФ свидетельствует о необходимости формирования системного подхода к управлению интеллектуальной собственностью во взаимосвязи с основными направлениями инновационной, промышленной, культурной и другими видами государственной политики. Прежде всего, это обусловлено тем, что сфера интеллектуальной собственности не может выступать самостоятельным направлением государственной политики, она интегрируется в другие ее направления, так как объекты интеллектуальной собственности создаются и используются во всех областях жизнедеятельности. Кроме того, в долгосрочной стратегии в области ИС, разрабатываемой Министерством образования и науки РФ, необходимо предусмотреть региональный аспект, в котором раскрываются как политика Российской Федерации в отношении регионов в сфере интеллектуальной собственности, так и направления деятельности регионов в пределах своих полномочий.
Литература
1. Касаев Т. Т. Интеллектуальный капитал как фактор инновационного развития экономики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2007. -№ 3. - С. 40.
2. Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга №669-ра от 16 августа 2001 г. «О мерах по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - М., 2014. - URL: http://www.con8uitant.ru (дата обращения: 04.12.2014); Приказ Администрации Санкт-Петербурга №133-п от 30 октября 2002 г. «О вопросах защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при подготовке инвестиционно-тендерной документации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - М., 2014. - URL: http://www.consuitant.ru (дата обращения: 04.12.2014).
3. Распоряжение главы Администрации Астраханской области №983-р от 16 сентября 2002 г. «О работе по защите и использованию интеллектуальной собственности, создаваемой в научной сфере» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - М., 2014. URL: http://www.consuitant.ru (дата обращения: 03.12.2014).
4. Распоряжение губернатора Белгородской области №47 от 22 марта 2007 г. «О мерах по повышению эффективности функционирования рынка интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - М., 2014. URL: http://www.consuitant.ru (дата обращения: 03.12.2014).
5. Постановление Кабинета министров Чувашской Республики №176 от 23.05.2014 «О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 - 2020 годы» и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета министров Чувашской Республики» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - М., 2013. URL: http://www.consuitant.ru (дата обращения: 04.12.2014).
6. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 133 от 12.03.2010 «Об утверждении Положения о Единой системе государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Республике Татарстан» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - М., 2014. URL: http://www. consuitant.ru (дата обращения: 04.12.2014).
7. Приказ Роспатента №161 от 27.12.2013 г. «Об утверждении Концепции развития сети центров поддержки технологий и инноваций в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - М., 2013. URL: http://www.consuitant. ru (дата обращения: 03.12.2014).