Научная статья на тему 'Анализ состояния сферы дополнительного профессионального образования'

Анализ состояния сферы дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
778
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / FURTHER VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMMES / RETRAINING PROGRAMMES / SHORT-TERM TRAINING PROGRAMMES / LONG-TERM TRAINING PROGRAMMES / PACKAGE OF FVE PROGRAMMES / LEARNING STRATEGIES / FINANCIAL POLICY OF FVE INSTITUTIONS / PRICE POLICY OF FVE INSTITUTIONS / EDUCATIONAL ECONOMY MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Представлен анализ статистических показателей, характеризующих один из сегментов рынка образовательных услуг — дополнительное профессиональное образование, а также финансовые стратегии руководителей образовательных организаций. На базе данных федерального статистического наблюдения по форме № 1-кадры «Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях» (последние отчетные данные за 2010 г.) приводятся сведения о численности прошедших обучение, о возрастной и половой структуре данного контингента, а также о численности обучающихся среди работников разных категорий, о предпочитаемых формах обучения (с отрывом или без отрыва от производства) и длительности обучения. По данным комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом в сентябре 2011 г., проанализировано участие населения в дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of further vocational education in public life is determined by its influence on economic competitiveness, intellectual potential reproduction and social security system. All branches of government, an educational community, employers and employees recognize the impor tance and need for de velopment and improvement of the FVE sphere. In order to efficiently develop this segment of the educational services market, there should be some indicators which would make it possible to analyze the current state of the further vocational education system and its development, to defend key economic and policy decisions of all related participants/agents, to compare national indicators with results of further vocational education development in other countries, to search for, to generalize and to apply the best experience. The authors give an analysis of statistical indicators which characterize further vocational education as a segment of the educational services market, as well as financing strategies used by heads of educational institutions in this sphere. On the basis of federal statistical survey data on form No. 1 (personnel) “Information about further vocational education of workers in organizations” developed once every three or four years (the latest reported data are for 2010), the following indicators are given in the article: a number of those who received training, their age and sex patterns, educational enrollment rates distinguished by worker groups, by modes of study (off-job or on-job training) and by duration of training programmes. Learning strategies are analyzed depending on a worker group and an age group. On the basis of an integrated survey of living conditions of the public carried out by the Russian Federal State Statistics Service (Rosstat) in September of 2011, the public participation in further vocational education is analyzed by age groups, employment situations, labour market status and further education types. The authors also give results of a special poll of heads of educational establishments and institutions where adult further education programmes are fulfilled. The poll was taken in 2012, as part of the Educational Economy Monitoring. Some financial development trends in further education institutions are considered, as well as their price strategies and discounting policy.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния сферы дополнительного профессионального образования»

Анализ состояния сферы дополнительного профессионального образования

Статья поступила в редакцию в сентябре 2013 г.

Материал подготовлен заведующей отделом статистики образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ О. К. Озеровой и старшим научным сотрудником Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ кандидатом экономических наук Д. Р. Бородиной

Аннотация. Представлен анализ статистических показателей, характеризующих один из сегментов рынка образовательных услуг — дополнительное профессиональное образование, а также финансовые стратегии руководителей образовательных организаций. На базе данных федерального статистического наблюдения по форме № 1-кадры «Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организа-

циях» (последние отчетные данные за 2010 г.) приводятся сведения о численности прошедших обучение, о возрастной и половой структуре данного контингента, а также о численности обучающихся среди работников разных категорий, о предпочитаемых формах обучения (с отрывом или без отрыва от производства) и длительности обучения. По данным комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом в сентябре 2011 г., проанализировано участие населения в дополнительном образовании.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, стратегии обучения, финансовая политика образовательных организаций, ценовая политика образовательных организаций.

Дополнительное профессиональное обучение направлено на своевременную профессиональную ориентацию, а также на создание возможностей для работников приобрести новые профессии и специальности, получить дополнительные квалификации и повысить уровень необходимых компетенций.

Содержание основных понятий, использованных в обследовании, соответствует ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно этому закону дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалифи-

300

Вопросы образования. 2013. № 4

Анализ состояния сферы дополнительного профессионального образования

а

кации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

В 2010 г. в Российской Федерации около 5 млн работников организаций прошли дополнительное профессиональное обучение. Из них по программам повышения квалификации — 1,9 млн человек, по программам профессиональной переподготовки — 176,3 тыс. человек, стажировались почти 51 тыс. работников организаций. Около 10 тыс. работников прошли обучение по программам ДПО за рубежом. Профессиональную и/или дополнительную профессиональную подготовку прошли 1,2 млн человек, в том числе непосредственно в организации 757,2 тыс. работников, их них 222,7 тыс. человек обучались в форме наставничества. Обучение на курсах целевого назначения прошли 1,8 млн работников.

На программах дополнительного профессионального образования обучались 2,16 млн работников категории «служащие», в основном это специалисты (71,7%, более 1,5 млн человек), 22,7% (около 500 тыс. человек) составляют руководители, доля других служащих—5,6% (более 120 тыс. человек).

В 2010 г. почти две трети руководителей получили дополнительное профессиональное образование, и треть обучалась на курсах целевого назначения (рис. 1). Что касается специалистов, то пакет программ дополнительного профессионального обучения этой категории работников на три четверти состоит из программ дополнительного образования, на 20% — из курсов целевого назначения, на 4% — из циклов профессиональной подготовки или дополнительной профессиональной подготовки. Работники, относящиеся к категории «другие служащие», в половине случаев получили дополнительное профессиональное образование, около трети прошли профессиональную подготовку или дополнительную профессиональную подготовку, пятая часть обучалась на курсах целевого назначения. В пакете программ, пройденных работниками категории «рабочие», половину составляют программы профессиональной подготовки и половину — курсы целевого назначения.

Дополнительное профессиональное образование работников в организациях

http://vo.hse.ru

301

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

□ Получили дополнительное профобразование

□ Прошли профподготовку или дополнительную профподготовку

□ Обучены

на курсах целевого назначения

□ Получили дополнительное профобразование

□ Прошли профподготовку или дополнительную профподготовку

□ Обучены

на курсах целевого назначения

Рис. 1. Структура пройденных программ дополнительного профессионального обучения для различных категорий персонала в 2010 г.

Руководители

62,6 3,1 34,2

Специалисты

76,1 СО СО 20,1

Другие служащие

51,6 28,6 19,8

Рабочие

49,9 50,1

0 100%

Источник: Расчеты ИСИЭЗ на основе данных Росстата.

Рис. 2. Структура дополнительного профессионального обучения у работников организаций разных возрастных категорий

До 25 лет

26,4 39,9 33,6

25-30 лет

СО СО со со со 33,3

31-45 лет

44,8 21,7 33,5

Старше 45 лет

45,1 18,3 36,6

0 100%

Наиболее активны в прохождении дополнительного профессионального обучения работники старше 30 лет, их численность составила 3,6 млн человек, или 71,4% всех обученных работников. В возрасте 25-30 лет прошли обучение 940 тыс. человек, 19% всех обученных. Доля обучавшихся работников моложе 25 лет составила 9,7%, почти 0,5 млн человек.

Стратегии дополнительного профессионального обучения с возрастом работника изменяются. Так, дополнительное профессиональное образование получают около четверти работников в возрасте до 25 лет, у работников старше 45 лет доля таких программ составляет 45% (рис. 2). Доля программ профессиональной подготовки и дополнительной профессиональной подготовки составляет 40% среди программ дополнительного профессионального обучения у работников в возрасте до 25 лет, а в группе работников старше 45 лет распространенность дан-

302

Вопросы образования. 2013. № 4

Анализ состояния сферы дополнительного профессионального образования

а

ного вида программ сокращается до 18%. Курсы целевого назначения занимают приблизительно одинаковую долю в структуре обучения работников разного возраста и составляют около одной трети всех программ, у работников старше 45 лет она несколько выше и составляет около 37%.

Мужчин среди прошедших дополнительное профессиональное обучение в 2010 г. было в 1,3 раза больше, чем женщин (2,8 млн и 2,2 млн соответственно).

Численность обучавшихся без отрыва и с отрывом от работы приблизительно равна — 40 и 38,5%, пятая часть обученных (1,1 млн человек) получали образование с частичным отрывом от работы. К группе риска увольнения с работы относились 54,3 тыс. прошедших обучение.

Численность работников организаций, получивших дополнительное образование, в 2010 г. составила около 2,2 млн человек. Наибольшим спросом пользовались образовательные программы в объеме от 72 до 300 учебных часов, по этим программам обучались около 1,9 млн человек, что составило 86% всех обученных. Обучение на более длительных программах — от 300 до 500 и от 500 до 1000 часов — прошли 124 и 181 тыс. работников соответственно. На программах объемом свыше 1000 учебных часов обучались почти 10 тыс. человек. По программам длительностью менее 72 учебных часов обучены 1,8 млн человек, что составляет 34,5% от всех программ дополнительного профессионального обучения1.

Более 182 тыс. человек получили дополнительное профессиональное образование с использованием дистанционных образовательных технологий.

Как свидетельствуют итоги комплексного наблюдения условий жизни населения, в сентябре 2011 г. 3% опрошенных респондентов в возрасте 15 лет и старше проходили дополнительное обучение, из них 45% обучались на курсах повышения квалификации, 15% — на курсах для получения новой профессии. 5% участвующих в дополнительном обучении составили лица в возрасте 25-29 лет.

Основной причиной отказа от посещения каких-либо курсов и участия в других видах дополнительного обучения на момент

Участие населения в дополнительном образовании

1 В соответствии с методологией Росстата данные о работнике, который в течение года проходил обучение по нескольким программам (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка, курсы целевого назначения или профессиональная подготовка и дополнительная профессиональная подготовка), отражены по каждому виду обучения. Если в течение года работник несколько раз проходил обучение по одному и тому же виду программ, то данные о нем учтены только один раз.

http://vo.hse.ru

303

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 1. Участие населения в дополнительном обучении по возрастным группам, сентябрь 2011 г, %

Всего респон- дентов Возраст, лет

15- 19 20- 24 25- 29 30- 34 35- 44 45- 54 55- 59 60- 69 70 и старше

100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Посещают какие-либо курсы или участвуют в других видах дополнительного обучения 3,0 2,4 3,6 5,1 4,3 4,1 3,3 2,1 1,5 0,3

Не посещают никаких курсов и не участвуют в других видах дополнительного обучения 97,0 97,6 96,4 94,9 95,7 95,9 96,7 97,9 98,5 99,7

Из них: Не испытывают такой необходимости 75,6 37,5 40,7 56,3 63,0 71,1 85,1 91,7 94,7 98,5

Не видят такой возможности (нехватка средств, отсутствие времени) 10,2 11,0 14,6 22,5 19,5 15,9 6,9 3,0 1,9 0,2

Ищут такую возможность 5,1 11,7 12,2 10,7 8,8 5,3 2,8 2,0 0,8 0,5

Затруднились ответить 6,0 37,6 28,9 5,4 4,5 3,5 1,9 1,2 1,1 0,6

* За исключением учащихся общеобразовательных учреждений.

обследования было отсутствие, по словам респондентов, такой необходимости (76%). 10% опрошенных не видят для себя такой возможности, ссылаясь на нехватку средств, отсутствие времени (табл. 1).

Активнее в дополнительном обучении участвовали занятые в экономике (4% в сентябре 2011 г.). Высокий процент участия в дополнительном обучении был отмечен также среди искавших на момент обследования работу (безработных) — 3% (табл. 2).

Примерно половина (51%) населения, занятого в экономике, обучались на курсах повышения квалификации, 17% посещали различные любительские курсы, 12% — курсы для получения новой профессии, 10% — курсы иностранных языков. Почти в половине случаев (46%) посещение различных курсов дополнительного обучения оплачивалось за счет средств работодателя. Среди не занятых в экономике наибольшей популярностью пользовались любительские курсы (35%) и курсы по получению новой профессии (29%) (рис. 3).

304

http://vo.hse.ru

Вопросы образования. 2013304

Анализ состояния сферы дополнительного профессионального образования

а

Таблица 2. Участие населения в дополнительном обучении по положению в занятости, сентябрь 2011 г, %

Респонденты (лица в возрасте 15 лет и старше*)

Занятые в экономике Не занятые в экономике

Всего Всего Неработающие пенсионеры Ищущие работу (безработные) Студенты/ учащиеся очной формы обучения

100 100 100 100 100 100

Посещают какие-либо курсы или участвуют в других видах дополнительного обучения 3,0 4,3 1,2 0,4 3,0 2,9

Не посещают никаких курсов и не участвуют в других видах дополнительного обучения 97,0 95,7 98,8 99,6 97,0 97,1

* За исключением учащихся общеобразовательных учреждений.

Рис. 3. Участие населения в дополнительном обучении по положению на рынке труда и видам дополнительного обучения,

сентябрь 2011 г (лица в возрасте 15 лет и старше*), %

Курсы повышения квалификации

I 44,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| 51,3

I 10,7

Любительские курсы (вкл. водительские)

| 20,2

Профессиональные семинары,тренинги I 15,9

I 18,0

I 5,1

Профессиональные курсы (для получения новой профессии) I 14,8

I 12,0____________________

| 28,8

Единовременные (разовые)профессиональные лекции (конференции, семинары,тренинги)

2,3

11,3

~I 13,1

Курсы по изучению иностранных языков 10,2

________________ 10,2

10,3

□ Всего

□ Занятые

в экономике

□ Не занятые в экономике

* За исключением учащихся общеобразовательных учреждений.

http://vo.hse.ru

305

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Опрос руководителей образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дополнительного образования для взрослых

В 2012 г. тематика Мониторинга экономики образования была расширена — в обследования включена сфера дополнительного профессионального образования. В связи с этим проведен специальный опрос руководителей образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дополнительного образования для взрослых. Целью обследования стала оценка их поведения и стратегий как участников рынка образовательных услуг.

Прежде всего организаторов опроса интересовали представления руководителей о рынке программ дополнительного образования для взрослых, их видение современного состояния и перспектив развития их учреждений (они выступают как эксперты и как лица, принимающие ответственные решения в области профессионального образования). Целевой группой в данном обследовании являлись ректоры, проректоры академий, университетов, научно-исследовательских институтов, корпоративных университетов, директора, заместители директоров по учебной работе техникумов, колледжей, училищ, лицеев и других организаций, реализующих программы ДПО взрослых.

Результаты опроса свидетельствуют о высокой востребованности дополнительного профессионального обучения. Наблюдается устойчивая тенденция расширения этого сегмента на рынке образования. Так, по данным опроса, за период 2009-2012 гг. более половины (54%) опрошенных руководителей отметили увеличение доходов от реализации программ ДПО, 17% организаций имели постоянный уровень дохода, 15% респондентов отметили снижение объемов финансовых потоков (рис. 4).

Рис. 4. Оценка руководителями образовательных учреждений и организаций динамики доходов от программ ДПО за период 2009-2012 гг. и их ожидания в отношении изменения доходов от программ ДПО в 2013 г., %

306

Вопросы образования. 2013. № 4

Анализ состояния сферы дополнительного профессионального образования

а

Оценки ожидаемых доходов за 2013 г. вполне оптимистичны, однако более умеренны в сравнении с динамикой прошлых лет. Роста доходов ожидают 45% опрошенных, 13%, напротив, полагают, что они снизятся. Пятая часть руководителей считают, что объем доходов не изменится, четверть опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.

Основные факторы, обусловливающие динамику доходов, — стоимость обучения и численность слушателей.

В ходе опроса 43% руководителей заявили, что стоимость обучения в их образовательном учреждении будет повышаться, половина опрошенных организаций планирует оставить цены на прежнем уровне. 60% руководителей считают, что стоимость обучения на программах ДПО в их учреждениях находится на среднерыночном уровне. Четверть опрошенных полагают, что стоимость их программ «несколько ниже» среднерыночных, 7% — что она «несколько выше». Никто из опрошенных руководителей не устанавливает стоимость обучения существенно выше аналогов, «демпингом» занимаются 7% учреждений. Уникальными по совокупности различных аспектов программы свои образовательные продукты ДПО считают 5% руководителей.

За последние три года численность слушателей программ ДПО в 53% организаций увеличилась, 15% отмечают снижение, еще 30% считают численность обучающихся на программах ДПО неизменной. Увеличения соответствующего показателя в 2012/2013 учебном году ожидают 41% респондентов, треть опрошенных считают, что слушателей будет столько же, сколько в прошлые годы, пессимистичные оценки дали около 13% экспертов.

Лояльность клиентов и гибкость ценовой политики образовательных учреждений ДПО обеспечивает система скидок. Наиболее распространены скидки постоянным клиентам — как частным лицам, так и организациям, оплачивающим обучение своих сотрудников. Так, для организаций-работодателей, регулярно направляющих своих специалистов на обучение, предусмотрены скидки до 30%. Доля слушателей, получающих такую скидку, в среднем достигает 40%. Аналогичный вид скидки предусмотрен и для частных слушателей: при повторной покупке образовательного продукта (другой программы) она достигает 25% и предоставляется 20% клиентов. В рамках рекламных акций («Приведи друга», сезонные скидки, «... лет организации» и др.) 10%-ную скидку получают 20% клиентов (табл. 3).

Оптимальной систему скидок в своем учреждении считают 70% респондентов: она позволяет привлекать новых клиентов и обеспечивает повторные покупки образовательных программ (как известно, удерживать клиента гораздо сложнее, чем привлечь нового). Именно поэтому в ближайшее время эти учреждения не планируют вводить изменения в политику скидок. 30% руководителей испытывают необходимость в изменениях,

http://vo.hse.ru

307

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 3. Условия предоставления скидок, их размер и доля слушателей, их получающих, %

Условия предоставления скидок Доля организаций ДПО Максимальный размер скидки Доля слушателей

Неоднократное обучение 53,3 25 20

Социальные льготы 46,7 20 10

Работникам организаций, являющихся постоянным клиентом 45 30 40

В рамках акций для привлечения слушателей 20 10 20

В других случаях 33,3 30 15

но конкретные решения большинство (75% планирующих изменения) будет принимать «по ситуации».

Финансовым состоянием своей организации довольны 95% респондентов, недовольны — 5%.

Текущее состояние информационного обеспечения дополнительного образования взрослых не удовлетворяет спрос на количественные и качественные данные об этой сфере деятельности. Сложившаяся практика статистической отчетности пока не обеспечивает всестороннего представления о состоянии, структуре и тенденциях развития непрерывного образования во всем его многообразии и в едином комплексе. В связи с этим в 2013 г. в рамках Мониторинга экономики образования проводится еще одно специальное обследование: опрос потребителей соответствующих услуг — слушателей программ/курсов дополнительного образования, участников внутрифирменного обучения и слушателей любительских курсов, в том числе по обучению вождению автомобиля. Также в 2013 г. будет продолжено обследование организаций, оказывающих услуги дополнительного обучения взрослых. Основной его целью является формирование более детального представления об их стратегиях.

308

Вопросы образования. 2013. № 4

EDUCATION STATISTICS AND SOCIOLOGY

En

Analysis of a State of the Further Vocational Education Sphere

Prepared on the Basis of Federal Statistical Survey

Olga Ozerova

Department Head, Department for Statistics of Education, Institute for Statistical Studies and the Economics of Knowledge, National Research University Higher School of Economics. Address: National Research University Higher School of Economics, 11 Pokrovka str., Moscow, 101000, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Dinara Borodina

Senior Research Fellow, Centre for Statistics and Monitoring of Education, Institute for Statistical Studies and the Economics of Knowledge, National Research University Higher School of Economics. Address: National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya str., Moscow, 101000,

Russian Federation. E-mail: [email protected]

Significance of further vocational education in public life is determined by its Abstract influence on economic competitiveness, intellectual potential reproduction and social security system. All branches of government, an educational community, employers and employees recognize the importance and need for development and improvement of the FVE sphere. In order to efficiently develop this segment of the educational services market, there should be some indicators which would make it possible to analyze the current state of the further vocational education system and its development, to defend key economic and policy decisions of all related participants/agents, to compare national indicators with results of further vocational education development in other countries, to search for, to generalize and to apply the best experience. The authors give an analysis of statistical indicators which characterize further vocational education as a segment of the educational services market, as well as financing strategies used by heads of educational institutions in this sphere.

On the basis of federal statistical survey data on form No. 1 (personnel) “Information about further vocational education of workers in organizations” developed once every three or four years (the latest reported data are for 2010), the following indicators are given in the article: a number of those who received training, their age and sex patterns, educational enrollment rates distinguished by worker groups, by modes of study (off-job or on-job training) and by duration of training programmes. Learning strategies are analyzed depending on a worker group and an age group. On the basis of an integrated survey of living conditions of the public carried out by the Russian Federal State Statistics Service (Rosstat) in September of 2011, the public participation in further vocational education is analyzed by age groups, employment situations, labour market status and further education types. The authors also give results of a special poll of heads of educational establishments and institutions where adult further education programmes are fulfilled. The poll was taken in 2012, as part of the Educational Economy Monitoring. Some financial development trends in further education institutions are considered, as well as their price strategies and discounting policy.

further vocational education, professional development programmes, retraining Key words programmes, short-term training programmes, long-term training programmes, package of FVE programmes, learning strategies, financial policy of FVE institutions, price policy of FVE institutions, Educational Economy Monitoring.

http://vo.hse.ru

309

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.