УДК 368.042
Смотрова Алина Юрьевна, студентка третьего курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: [email protected]
Криулин Виктор Александрович, декан факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ
e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ОСАГО В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ
Аннотация: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из важнейших видов страхования на финансовом рынке Российской Федерации. В данной статье рассмотрены текущее состояние рынка ОСАГО, его основные показатели, представлена сравнительная база для анализа, доля данного сегмента на российском страховом рынке, текущие проблемы и предложены их прогнозные решения.
Ключевые слова: рынок страхования, ОСАГО, полис, численность автопарка, средняя страховая премия, коэффициент убыточности, тяжесть ущерба, средняя страховая выплата.
Smotrova Alina, third-year student of the Faculty of Economics and Management, Kursk State University e-mail: [email protected]
Kriulin Viktor Aleksandrovich, the dean of faculty of economy and management FGBOU IN KGU
e-mail: [email protected]
ANALYSIS THE STATE OF THE CTP MARKET IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE INSURANCE MARKET OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Annotation: compulsory insurance of civil liability of vehicle owners is one of the biggest types of insurance in the financial market of the Russian Federation. Moreover, this type of insurance has a very important social value, which is why it is regulated by the State through the adoption of a federal law. This article describes the current state of the MTPL market, its main indicators, provides a comparative basis for the analysis, the share of this segment in the Russian insurance market, the current problems and their proposed solutions forward.
Keywords: insurance market, insurance, MTPL policy, the number of the fleet, the average premium, loss ratio, the severity of the damage, the average insurance payment.
Понятие «ОСАГО» хорошо известно в современном мире, особенно владельцам транспортных средств. ОСАГО является обязательным видом страхования, регламентируемым деятельностью государства в РФ и одним из важнейших сегментов рынка страхования РФ. Данные положения и являются подтверждением актуальности данной темы.
Анализ данного сегмента российского страхового рынка позволит нам установить складывающиеся тенденции в области автострахования и, соответственно, оценить общую ситуация на страховом рынке РФ. Исследование и анализ состояния ОСАГО проводилось на основе следующих показателей: сумма страховых премий, сумма страховых выплат, скользящий коэффициент выплат, количество страховых договоров, а также доля ОСАГО на страховом рынке РФ.
Рассмотрим абсолютные значения ключевых показателей рынка ОСАГО согласно данным отчета РСА и на их основе проведем анализ.
Данные за анализируемый период 2013-2015 года показатели рынка ОСАГО приведены в таблице 1[3].
Таблица 1 - Показатели рынка ОСАГО
Год Кол-во Получено Заявлено Урегулировано Осуществлено
заключенных страховых требований о страховых страховых выплат
договоров (млн. шт.) премий (млрд. руб) возмещении вреда (млн. шт.) случаев (млн. шт.) (млрд. руб.)
2015 39,8 220,2 2,53 2,47 122
2014 42,6 150,37 2,5 2,49 89,08
2013 42,7 135,1 2,75 2,70 78,1
Источник: Российский союз автостраховщиков [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.autoins.ru.
По представленным данным мы можем сделать вывод о сокращении числа заключенных договоров на 6,5 % в 2015 году, т.е. уменьшения числа застрахованных транспортных средств.
Для выявления причины данного сокращения необходимо рассмотреть динамику показателя численности парка транспортных средств. Данные за период 2013- 2015 года представлены в таблице 2 [3].
Таблица 2 - Численность автопарка, млн. шт.
Год Численность автопарка (млн. шт.) Прирост (млн.) Прирост (%)
2015 56,6 0,9 1,6
2014 55,7 2,4 4,5
2013 53,3 2,8 5,6
2012 50,5 - -
Источник: Российский союз автостраховщиков [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.autoins.ru.
По данным таблицы мы видим рост числа автомобилей на протяжении всего исследуемого периода. Однако нельзя не отметить снижение темпа прироста, который в 2015 году относительно к 2014 году составил 1,6 %. Данная ситуация несомненно была обусловлено затруднительным положением в экономике РФ, а соответственно и нежеланием населения приобретать автомобили в нестабильных условиях.
Таким образом, складывается следующая ситуация: численность автопарка растет, а количество договоров по ОСАГО сокращается. В количественном выражении это значит, что 80 % авто застраховано в 2013 году,76 % в 2014 году и лишь 70 % в 2015 году (рисунок 1). Данное явление может быть обусловлено использованием фальшивого полиса ОСАГО и иные спекуляции владельцев автомобилей, например с доверенностями или договорами купли-продажи.
2014 : ; Численность
2015 , ,
автопарка(млн)
Рисунок 1. Сравнение численности автопарка и числа договоров по
ОСАГО, млн. шт.
Источник: Российский союз автостраховщиков [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.autoins.ru
Суммарный объем собранных страховых премий по итогам 2015 года достиг 220,2 млрд рублей, что на 46,4 % больше аналогичного показателя 2014 года. Средняя страховая премия при этом составила 5,5 тыс. рублей, т.е. на 75 % больше чем в 2013 году и 56,7 %, чем в 2014 году (рисунок 2). Рост средней величины премии был обусловлен увеличением тарифов вслед за увеличением лимитов по ущербу, нанесенному имуществу, жизни и здоровью [2].
Источник: Российский союз автостраховщиков [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.autoins.ru
Увеличение суммы страховых премий параллельно сопровождалось и ростом суммы осуществленных страховых выплат. Выплаты по обязательной автогражданке увеличились на 56 % по сравнению с 2013 годов, на 37 % относительно 2014 года и на отчетный год составили 122 млрд. руб (таблица 1). При этом увеличилась средняя величина страховой выплаты по ОСАГО на 38 % в 2015 году и составила 49 386 рублей (рисунок 3) [3]. Данное явление было обусловлено повышением лимитов по ущербу, нанесенному имуществу, жизни и здоровью. Кроме того, снижение курса российского рубля по отношению к основным мировым валютам привело к увеличению стоимости деталей и материалов, необходимых для ремонта транспортных средств, а также стоимости соответствующих работ, что повлекло изменение справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ для определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.
50000 40000 30000 20000 10000 0
28892
35770
49386
* Средняя сумма страховых выплат(руб)
Рисунок 3. Средняя сумма страховых выплат за 2012-2015 гг., руб.
Источник: Российский союз автостраховщиков [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.autoins.ru
Ввиду имеющихся данных можно говорить о сокращении скользящего коэффициента выплат в 2015 году до 55% относительно 2014 года - 60 % и 2013 года - 58 % (рисунок 4). Это обусловлено превышением темпов роста суммы страховых премий по сравнению с ростом страховых выплат на 9,4 %, также сокращением на 20 тыс. урегулированных страховых случаев.
НЯЯ
150,37 Щ
150 -_-ШИШ
ИЯ I 58% I |_%_\
™"78Д | 89,08
I I I
I Страховые премии (млрд) Страховы выплаты(млдр)
ним
тли
Рисунок 4. Сравнение суммы страховых премий и страховых выплат за
2013-2015 гг., млрд. руб.
Источник: Российский союз автостраховщиков [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.autoins.ru
Несмотря на то, что впервые за несколько лет темпы роста взносов обогнали рост выплат, по итогам года комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО (без управленческих расходов) вырос на 8,6 п.п. до 101,7 %. В случае, если бы тарифы не были повышены вслед за увеличением лимитов, значение показателя превысило бы 140 %, последовал бы неконтролируемый распад рынка [2].
ОСАГО занимает значительную долю в структуре российского рынка страхования, а именно по сумме страховых премий 21,5 % общего рынка страхования, т.е. от 1023,8 млрд. руб., и по сумме страховых возмещений -24 % от 509,2 млрд. руб. [3].
Поэтому дальнейшее состояние функционирования данного сегмента рынка является одним из приоритетных направлений регулирования российского рынка страхования. Согласно прогнозу рейтингового агентства ЯЛЕХ, для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать. Необходимость повышения тарифов и уровень их повышения зависит от следующих факторов[3]:
- изменение средней стоимости запчастей, материалов и ремонта в справочнике.
- изменение судебной практики (развитие ситуации с переуступкой пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юристам).
- изменение реальной убыточности ОСАГО за счет изменения других ключевых параметров рынка.
Развитие ситуации на рынке также зависит от результатов введения электронного полиса ОСАГО. В случае, если удастся избежать мошеннических действий, убыточность в 2016 году останется на прогнозном уровне 100-102 %. При этом в будущем стоит ожидать сокращения убыточности за счет оптимизации расходов страховщиков по заключению договоров ОСАГО. Если же число полисов, оформленных с нарушениями, возрастет, то убыточность ОСАГО вырастет уже в 2016 году. Кроме того, за счет появления сайтов-агрегаторов растет риск перераспределения долей рынка ОСАГО от крупных и надежных компаний к страховщикам, чья финансовая устойчивость находится на невысоком уровне. Доступность полисов таких компаний повысится за счет реализации их через сеть Интернет. При этом привлекательность для клиентов будет высока за счет предложения такими компаниями минимальных тарифов.
[3]
Таким образом, рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств претерпевает некоторые затруднения на данном этапе. Так, комбинированный коэффициент убыточности составляет 101,7 %, т.е. несмотря на увеличение тарифов и сокращение расходов, страховщикам не удалось избежать роста убыточности в результате ослабления рубля и замедления рынка. Однако есть возможные резервы стабилизации нестабильного положения страховых компаний данного сегмента, это подтверждает рост суммы страховых премий в размере 46,4 %, что превышает рост страховых возмещений на 9,4 %. В итоге, что
немаловажно, данный вид страхования является одним из инструментов социального регулирования государства, поэтому ОСАГО изначально имеет привилегии над другими сегментам рынка, а значит ситуация способна к стабилизации текущем порядке.
Список литературы:
1. Новосельский С.О. Политика и механизм управления персоналом в страховом секторе/ С.О. Новосельский, Э.В. Сукманов // Наука и практика регионов. - 2016. - №1.- С.48-54
2. Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://raexpert.ru.
3. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.
4. Российский союз автостраховщиков [Электронный ресурс]: сайт. -Режим доступа: http://www.autoins.ru.