Научная статья на тему 'Анализ состояния розничной торговли на примере универсама "Магнит"'

Анализ состояния розничной торговли на примере универсама "Магнит" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1107
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ДИСКАУНТЕР / DISCOUNTER / УНИВЕРСАМ / SUPERMARKET / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / "МАГНИТ" / "MAGNIT"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Татьяна Фёдоровна, Клопова Анастасия Андреевна

В статье анализируется состояние розничной торговли на примере универсама «Магнит», изучается история возникновения дисканеров, перечисляются крупнейшие дискаунтеры мира. Также рассматриваются причины, по которым классический вид дискаунтеров не прижился в России. Единственная распространённая форма в РФ универсамы. Далее проводится изучение конкурентной среды, сильных и слабых сторон российских универсамов. Актуальность данной статьи предопределена тем, что на сегодняшний день потребительская активность населения падает, и покупатель старается совершить более выгодную покупку. Как следствие, уместным было бы открытие магазинов низких цен. Однако, этот формат плохо знаком сегодняшним потребителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния розничной торговли на примере универсама "Магнит"»

- для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в РФ через постоянные представительства, - находящееся в России недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности;

- для иностранных организаций - недвижимое и движимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Не являются объектами обложения:

- имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти;

- объекты природопользования, земельные участки, водные объекты и иные природные ресурсы.

Налоговым периодом считают календарный год, отчетным периодом - первый квартал, полугодие, девять месяцев.

База налогообложения - среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества организации. Имущество учитывают по его остаточной стоимости. В случае когда для отдельных объектов основных средств не предусмотрено начисление амортизации, стоимость указанных объектов определяют как разницу между величиной их износа и первоначальной стоимостью [4].

Обложению данным налогом подлежит фактически всё имущество, учитываемое на соответствующих счетах бухгалтерского учета в активе баланса, за исключением дебиторской задолженности, ценных бумаг и денежных средств. Поэтому для цели исчисления и уплаты налогов на имущество организации учитывают именно балансовую стоимость имущества, в том числе остаточную стоимость основных средств, не материальных активов.

Таким образом, в современных условиях существования налоговой системы абсолютное большинство населения стран мира платит те или иные имущественные налоги, а предприятия и организации платят и налог на имущество. В Российской Федерации налог на имущество организаций является прямым и относится к категории региональных налогов.

Список литературы / References

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1-я от (31.07.98 г. № 146-ФЗ) и часть 2-я (5.08.2000 г. № 117-ФЗ) в ред. от 03.07.2017 г. СПб.: Питер, 2017. 672 с.

2. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства: краткий курс // Е.Н. Евстигнеев, Н.В. Викторова. СПб.: Питер, 2017. 256 с.

3. Макаренко Т.Н. Налоговый процесс и налоговое производство / Т.Н. Макаренко // Финансовое право, 2016. № 3. С. 25-29.

4. ЧерникД.Г. Налоги и налогообложение // Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадашев и др.М.: ИНФРА-М, 2015. 415 с.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСАМА «МАГНИТ» Мельникова Т.Ф.1, Клопова А.А.2 Email: Melnikova636@scientifictext.ru

'Мельникова Татьяна Фёдоровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, коммерции и рекламы; 2Клопова Анастасия Андреевна — студент, финансово-экономический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в статье анализируется состояние розничной торговли на примере универсама «Магнит», изучается история возникновения дисканеров, перечисляются крупнейшие дискаунтеры мира. Также рассматриваются причины, по которым классический вид дискаунтеров не прижился в России. Единственная распространённая форма в РФ -универсамы. Далее проводится изучение конкурентной среды, сильных и слабых сторон российских универсамов. Актуальность данной статьи предопределена тем, что на сегодняшний день потребительская активность населения падает, и покупатель старается совершить более выгодную покупку. Как следствие, уместным было бы открытие магазинов низких цен. Однако, этот формат плохо знаком сегодняшним потребителям. Ключевые слова: розничная торговля, дискаунтер, универсам, конкурентная среда, «Магнит».

ANALYSIS OF THE STATE OF RETAIL TRADE ON THE EXAMPLE OF THE UNIVERSAL «MAGNIT» Melnikova T.F.1, Klopova A.A.2

'Melnikova Tatyana Fedorovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MARKETING, COMMERCE AND ADVERTISING;

2Klopova Anastasia Andreevna — Student, FACULTY OF FINANCE AND ECONOMICS, ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: the article analyzes the state of retail trade by the example of the «Magnit» supermarket, studies the history of the appearance of discs, lists the world's largest discounters. Also, we consider the reasons why the classic kind of discounters did not catch on in Russia. The only common form in the Russian Federation is supermarkets. Then we study the competitive environment, strengths and weaknesses of Russian supermarkets. The relevance of this article is predetermined by the fact that today I am consuming the population's activity, and the buyer is trying to make a more profitable purchase. As a consequence, it would be appropriate to open stores of low prices. However, since this format is badfor today's consumers. Keywords: retail trade, discounter, supermarket, competitive environment, «Magnit».

УДК 339.372.6

Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1].

На сегодняшний день существует множество видов розничной торговли.

Одной из набирающей обороты формой розничной торговли является дискаунтеры.

Первые магазины низких цен появились в Германии в середине 1950-х годов в условиях относительной экономической стабильности и минимальной инфляции. В период экономического кризиса дискаунтеры пользуются повышенной популярностью. Посещаемость и оборот продуктов в этот период вырастает существенно - на 20—40%.

На Западе принято считать, что это - магазины низких цен, и их востребованность возникает лишь в кризисные периоды, когда большое количество людей теряет стабильный заработок. Но, как показывает практика, даже в отсутствие кризисных волнений в экономике дискаунтер пользуется спросом у людей, которые предпочитают экономить денежные средства [2].

Основные направления развития дискаунтерной политики:

— продажа продуктов первой необходимости.

Aldi - один из всемирно известных магазинов-дискаунтеров. Компания принадлежит более чем 10000 торговых точек в 18 странах мира, а совокупный оборот составляет больше 50 миллиардов евро. Сеть создана двумя братьями из Германии Карлом и Тео Альбрехтом в 1946 году.

Торговая сеть специализируется на продаже продуктов первой необходимости, таких как еда, напитки, туалетная бумага, санитарно-гигиенические изделия и другие недорогие предметы обихода.

— продажа обуви

— продажа одежды

Bluefly дискаунтер, известный модникам со всего мира. Магазин основан в 1998 году, является одним из самых первых американских интернет-магазинов, предлагающий своим покупателям исключительно модную дизайнерскую одежду. Здесь представлены около 350 брендов. Вся продукция продается со скидкой в размере 30-70%.

В магазине предлагается большой выбор мужской и женской одежды; обуви и аксессуаров; косметики и парфюмерии; ювелирных изделий; продукции по уходу за телом.

На рынок России эти магазины пришли относительно недавно, в начале 2000 годов. Однако, классический тип дискаунтеров не прижился, чему способствует ряд причин:

1). Особенность российского рынка розничной торговли напоминает европейский 10-15-летней давности. Форматы розничной торговли здесь еще только складываются.

2). Особенности менталитета. Многие эксперты отмечают у россиян повышенную «любовь» к брендам.

3). Классические дискаунтеры представляют собой скорее склад, чем магазин. Покупатель сам должен распаковать товар, достать его из коробки, а наш потребитель настроен на более высокий уровень и никогда не простит магазину, если тот напоминает ему о ненавязчивом советском сервисе.

4). Также в противовес иностранному рынку еще одной особенностью является дешевая рабочая сила и дорогая недвижимость.

Пожалуй, единственной формой дискаунтеров, прижившихся в России, является продуктовые дискаунтеры, так называемые «магазины у дома», специализирующиеся на продажи продуктов первой необходимости. В России они зачастую носят название «универсам».

Наиболее распространённые:

1). «Магнит»

2). «Полушка»

3). «Пятёрочка»

4). «Ринг»

Рассмотрим особенности розничной торговли дискаунтеров на примере дискаунтеров Оренбургской области, а в частности сети магазинов «Магнит».

Первый магазин был открыт в 1998 в городе Краснодаре.

В 2013 году розничная сеть «Магнит» стала абсолютным лидером российского ритейла.

«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 30 сентября 2017 года сеть компании включает 15697 торговых точек, из них: 11743 — в формате «магазин у дома», 236 гипермаркетов, 196 магазинов «Магнит Семейный» и 3522 — «Магнит Косметик». Выручка компании за 2016 год составила 1,07 триллиона рублей.

Ассортиментное предложение сети отличается высокой долей свежих продуктов и алкоголя, а также небольшой долей высококачественных сопутствующих товаров. Ведущими товарными категориями товаров по объему продаж являются алкоголь, фрукты и овощи, кулинария и молочные продукты, сыры, кондитерские товары. В каждую категорию продовольственных товаров входят деликатесные предложения.

Рассмотрим сильные слабые стороны «Магнит» и конкурентов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Анализ конкурентной среды «Магнит», «Пятерочка», «Полушка», «Ринг»

Название конкурентов Специализация магазина Сильные стороны Слабые стороны

«Магнит» Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров - ассортимент товаров - цены - удобное месторасположение - реклама - качество обслуживания - качество продуктов не всегда отвечает заявленным требованиям - график работы

«Пятерочка» Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров - выгодное месторасположение - реклама - цены для любой категории населения - большие очереди в кассу - качество продуктов не всегда отвечает заявленным требованиям - качество обслуживания

«Полушка» Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров - ассортимент товаров — реклама - цены для любой категории населения - качество обслуживания - парковка

«Ринг» Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров - ассортимент товаров - цены - удобное месторасположение - качество обслуживания - парковка

Таблица 2. Сравнительная характеристика конкурентов «Магнит»

Критерии «Магнит» «Пятерочка» «Ринг» «Полушка»

Расположение 4 5 3 4

Репутация компании у потребителя 5 3 2 4

Качество обслуживания 3 3 2 2

Квалификация персонала 3 3 2 3

Цена 5 3 2 3

Система скидок 5 5 3 4

Связь с клиентами 4 4 3 4

Работа маркетинговой службы 4 4 2 3

Обучение персонала 2 3 2 3

Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что конкурентами является сети универсам «Пятерочка», «Полушка» и «Ринг», так как по основным параметрам, они схожи с сетью магазинов «Магнит».

В целом, можно отметить, что сильными сторонами «Магнит» является цены; ассортимент; расположение; реклама, а слабыми являются качество обслуживания отсутствие; качество продуктов; график работы (магазин работает до 22 часов, в некоторых районах нет круглосуточных магазинов, и было бы очень хорошо, если бы магазин работал и ночью).

Для изучения конкурентоспособности универсама «Магнит» был проведен опрос 100 человек, с целью выявить предпочтения покупателей.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1.) Посещаете ли Вы «магазины у дома»? 86% опрошенных предпочитают «магазины у дома» иным видам магазинов, 14% покупателей предпочитаю супермаркеты

2.) Какие дискаунтеры Вы предпочитаете? Большинство респондентов отдают предпочтение магазину «Магнит». На втором месте универсам «Пятёрочка»- 28%, местным базарам и обычным магазинам и это составило 16%. Затем следует сеть магазинов «Ринг»-11%, и на последнем месте универсам «Полушка», его посещают лишь 10% опрашиваемых.

3.) Как часто Вы посещаете «Магнит»? Исследование показало, что большинство опрашиваемых, а именно 32% посещают магазин «Магнит» несколько раз в неделю. 23% посещают магазин каждый день. 17% опрашиваемых покупают товары магазина «Магнит» один раз в неделю, 16% ответили - несколько раз в месяц, и 12% из опрашиваемых посещают его раз в несколько месяцев.

4.) Основные товары, которые вы приобретаете в магазине? Наиболее покупаемым товаром является молочная продукция-50%,19% опрашиваемых предпочитают мучную продукцию, колбасным изделиям отдают предпочтение 11%. 20% опрашиваемых указали свой вариант ответа, наиболее распространенным ответом являлись: фрукты, овощи, алкоголь, напитки.

5.) Устраивает ли Вас качество товаров? Опрос показал, что 51% покупателей устраивает качество товаров, 43% ответили, что могло бы быть и лучше, например, на такие товары, как молочные продукты, колбасные изделия. И лишь 7% опрашиваемых не довольны качеством товара.

Еще один элемент политики является продукт. Ассортимент в дискаунтерах колеблется от 1 до 3 тысяч товаров, в то время как в супермаркетах ассортимент насчитывает порядка 20 тысяч товаров. Дело в том, что супермаркеты привлекают потребителей широким ассортиментом, а дискаунтеры - низкими ценами, продавая товары, без которых не обходится ни одна семья, такие как: мясо, рыба, овощи, фрукты, хлебная продукция, молочная продукция, крупы и макаронные изделия, сахар и кондитерские изделия, многие из которых продаются на разновес. Ассортиментное предложение магазина «Магнит» насчитывает около 1500 наименований.

Огромное значение имеет продвижение товара, как уже говорилось выше, дискаунтеры экономят на рекламе и за счёт этого понижают цену на свои товары, так же они стараются выбирать наименее «раскрученные» марки, чтобы посетители не переплачивали за бренд [3].

В заключение можно сказать, что сейчас происходит бурная трансформация розничной торговли. На данный момент такая форма розничной торговли как дискаунтеры не распространены, однако российская экономика стремительно развивается и, возможно, в скором времени и в России будет развиваться различные виды торговли и дискаунтеры придут на наш рынок.

Список литературы / References

1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской

Федерации: Федеральный закон от 18.12.08 № 381 // КонсультантПлюс: Версия Проф.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения:

04.01.2018).

2. Одинец Т.А., Томко С.А. Чего следует ожидать обществу от системы маркетинга в

современных условиях // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: материалы XI

Междунар. науч. конф. (06-10 апреля 2015, г. Красноярск): в 2 т. / под общ. ред.

Ю.Ю. Логинова. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. С. 325-328.

3. КислицинаВ.В. Маркетинг: учебник для вузов. Киров: Изд-во ВятГТУ, 2011. С. 489.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.