Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АВТОБУСОВ В РОССИИ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АВТОБУСОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО АВТОБУСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина В.А.

В статье анализируется состояние автобусостроения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АВТОБУСОВ В РОССИИ»

построения более точных прогнозов требуется усложнение расчетных прогнозных моделей.

Использованные источники:

1 Федеральная служба государственной статистики РФ //http://www.gks.ru

2 Министерство промышленности и торговли России // http://www.minpromtorg.gov.ru

3 ОАО «АСМ-холдинг» // http://www.asm-holding.ru

4 Маркетинговый автомобильный журнал «Автобизнес» //http://www.abiz.ru

Подхалюзина В.А., к. э. н.

доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет Россия, г. Москва

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АВТОБУСОВ В РОССИИ

Аннотация. В статье анализируется состояние автобусостроения в России.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, промышленность, машиностроение, производство автобусов.

Рынок автобусов существенно отличается от рынка легковых и грузовых автомобилей, являясь при этом частью автомобильного рынка. Прежде всего, это обусловлено тем, что основные потребители автобусов -муниципальные предприятия автотранспорта общего пользования.

Российский рынок автобусов остается внутренним замкнутым сегментом, и его развитие определяется преимущественно отечественным производством автотранспортных средств.

Основные производители автобусов России рассмотрены на рис. 1. «Большая тройка» заводов-изготовителей отечественных моделей в разные годы удерживала более % от общего объема выпуска в стране.

Рис.1. Производители автобусов в России

По данным Росстата изобразим графически динамику объема производства автобусов по годам (см. рис. 2).

Производство автобусов е Производство автобусов в России, тыс.ед.; 2006; 88,8 России, тыс.ед.; 2007; 88,9

■ Производство автобус

Пр°изв°детБЙ,аВ1,обусе;В2Ь05;

России, тыс.ед.; 2004; 75,7

ов в 78,2

Производство автобусов в России, тыс.ед.; 2008; 66,5

Производство автобусов в

России, тыс.ед.; 2012; 58,0

■ Производство автобусов в

России, тыс.ед.; 2013; 52,6

■ Производство автобусов в ПроизводствоРоаэбусовсед.; 2011; 44,2 ,9

России, тыс.ед.; 2010; Производство автобусов в

России, тыс.ед.; 2009; 35,5

Производство автобусов в России, тыс.ед.

Рис. 2. Динамика производства автобусов в России в 2004-2013 гг. Для наглядности и для целей экономического анализа по данным рис. 2 построим табл. 1.

Таблица 1

_Динамика производства автобусов в России_

Производство Абсолютное Относительное изменение, %

Годы автобусов, тыс.ед. изменение, тыс.ед. Темп роста, % Темп прироста, %

2004 75,7 - - -

2005 78,2 2,6 103,38 3,38

2006 88,7 10,5 113,42 13,42

2007 88,9 0,1 100,14 0,14

2008 66,5 -22,4 74,81 -25,19

2009 35,5 -30,9 53,46 -46,54

2010 40,9 5,4 115,19 15,19

2011 44,2 3,3 108,06 8,06

2012 58,0 13,8 131,19 31,19

2013 52,6 -5,4 90,63 -9,37

ИТОГО

за 10 лет 629,4 -23,1 69,50 -30,50

Очевидно, что ситуация в отрасли в целом отражает развитие всей российской экономики. В частности, преодолев экономический кризис 1998 г. на начало рассматриваемого периода, рынок быстро восстанавливался. На

фоне укрепления рубля стали более доступны такие финансовые схемы, как лизинг. Появились новые игроки на рынке автобусов (в первую очередь, Китай). В России открылись сборочные производства и появились импортные автобусы, собранные в РФ. Что касается господдержки отрасли автобусостроения, то шла активная замена микроавтобусов на автобусы большей вместимости на региональном и муниципальном уровнях.

Таким образом, наблюдался устойчивый рост производства вплоть до 2008 года. В результате финансового кризиса 2008 г. производство резко упало на 25%, в 2009 году - еще на 47%. Основная причина этого -сокращение региональных и федеральных программ по обновлению парка. Основным позитивом рынка в 2009 году стала господдержка.

Причинами сложившейся ситуации стали:

• ограниченность собственных финансовых ресурсов;

• удорожание кредитов;

• необходимость платить по ранее взятым в лизинг машинам;

• удорожание автобусов в среднем на 10% из-за ввода норм Евро-3, обусловившего необходимость переоснащения отечественных автозаводов.

Не смотря на это, в 2010 г. производство автобусов стало увеличиваться, сопровождаясь восстановлением рынка. Существующая финансовая политика сделал кредиты более доступными для производителей.

Рост производства наблюдался вплоть до 2012 года, однако, из-за нестабильность и экономической обстановки в целом, с неустойчивым темпом (см. рис. 3).

■ Производство автобусов

Годовой темп прироста производства автобусов в вРоссии^еб 2012;

31,19

■ Производство автобусов в России, тыс.ед.; 2006; 13,42

■ Производство автобусов Производроя иитоЫусед. ; 2005; Производство автобусов в России, ты1с.ед.3238>4; в России, тыс.ед.; 2007;

0,00 0,14

□ Производство автобусов в России, тыс.ед.; 2008; 25,19

□ Произво

Производство автобусов в России, тыс.ед.; 2010;

15,Производство автобусов

|в России, тыс.ед.; 2011; 8,06

□ Производство автобусов в России, тыс.ед.; 2013; -9,37

дство автобусов

в России, тыс.ед.; 2009; 46,54

Рис. 3. Годовой темп прироста автобусов в России в 2004-2013 гг. В 2013 году произошло снижение объемов производства на 9,4%, что обусловлено второй волной мирового экономического кризиса. Согласно

весьма оптимистическому прогнозу, составленному Группой компаний «Транспортный центр» производство автобусов могло достигнуть в 2013 году 56,7 тыс. единиц, тогда как фактический годовой выпуск составил всего 52,6 тыс.ед., что на 7,2% ниже ожидаемого.

В отличие от некоторых смежных отраслей, например, производство легковых и грузовых автомобилей, автобусостроение имеет ряд особенностей:

1. Потребности рынка автобусов в России могут быть полностью закрыты отечественными предприятиями, базовые мощности которых позволяют производить до 30 тыс. автобусов в год и имеют потенциал реального увеличения до 36-40 тыс. единиц.

2. Гарантирован сбыт продукции, т. к. до 2020 года необходимо заменить 80 тыс. автобусов общего пользования в соответствии с программой обновления автобусного парка. Объем госзакупок, которые не прекращались и в период кризиса, по мере укрепления экономики только возрастет.

Ограниченное финансирование муниципальных автопарков, невысокая рентабельность пассажирских перевозок сдерживает развитие рынка автобусов низким платежеспособным спросом, несмотря на постоянно растущие потребности в пассажирских перевозках.

Необходимо отметить, что в качественном отношении на автобусном рынке наблюдается устойчивая тенденция сокращения доли дешевых, а также малых автобусов, что соответствует общей политике постепенной замены в городских пассажирских перевозках малых автобусов на автобусы средней вместимости.

В настоящее время повышенным спросом со стороны перевозчиков пользуются новые, недешевые автобусы средней и выше вместимости, которые являются сегодня лидерами рынка.

Рассмотрим подробнее структурные сдвиги в производстве за последние 5 лет. По данным АСМ-холдинга построим табл. 2.

Таблица 2

_Динамика структуры производства автобусов в России в 2009-2013 гг.

Год 2009 2010 2011 2012 2013

Доля в общем объеме производства, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе:

микроавтобусы 47,0 45,0 46,8 46,2 55,3

вахтовые автобусы на шасси грузовиков 22,5 32,8 23,8 24,5 21,1

городские и междугородние автобусы 30,4 22,2 29,4 29,3 23,6

Доля в общем объеме производства, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе:

отечественные модели 86,5 85,8 77,7 82,4 80,2

модели иностранных марок 13,5 14,2 22,3 17,6 19,8

Для наглядности изобразим данные табл. 2 графически (см. рис. 4 и

рис. 5).

городские и

Доляоисвбщем объеме производства,%

■июшпчтпппш,!« городские и ■ городские и

междугородние автобусы; 2009; 30,4

междугородние автобусы; 2010; 22,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вахтовые автобусы на

шас

си грузовиков; 2009; 22,5

ми

кроавто! 2009; 4

автобусы на

шас

си грузовиков; 2010; 32,8

бусы; [7,0

ми

вахтов

кроавто 2010;

междугородние автобусы; 2011; 29,4

междугородние автобусы; 2012; 29,3

городские и междугородние автобусы; 2013; 23,6

е

вахтовые автобусы на

шас

си грузовиков; шасси 2011; 23,8

45

бусы; ,0

ми

кроавто 2011;

46

бусы; ми ,8

вахтовые

ie и мажо/Городн

ские и м бусы шас

си грузовиков; 2013; 2

2013; 21,1 >Жева втобксы на шасси

фузбвиков

микроавтобусы

кроавтобусы; 2012; 46,2

ДНие

кроав 2013; 5

¡тобусы;

15,3

Рис. 4. Динамика структуры производства в России в 2009-2013 гг.

(по типу автобусов) Из рисунка 4 видно, что около половины общего производства приходится на микроавтобусы. При этом в 2010-2013 гг. наблюдается общая тенденция увеличения этого показателя.

модели

модели

модели ■

модели

модели

иностранных иностранных иностранных иностранных иностранных марок; 2009; марок; 2010; марок; 2011; марок; 2012; марок; 2013;

м

13,5

■ отечеств! одели;

86,5

14,2

¡енны_ отечестве 2009; модели;

85,

Доля в об!

нные

■ отечестве

2010;

22,3

модели; 77,

ем об

2011;

17,6

модели иностранных

марок

82,4

нные отечественны отечеств нные отечественные мо

модели; 2012; модели;

19,8

нные

ые модели

производства,%

80,2

Рис. 5. Динамика структуры производства в России в 2009-2013 гг.

(по моделям автобусов) Структурный анализ также показывает, что в течение рассматриваемого периода происходит общий рост доли автобусов иностранных марок, выпускаемых в РФ (см. рис. 5). По оценкам АСМ-Холдинг, при нынешних темпах в 2020 г. возможно, что в России будет доминировать уже зарубежный бренд.

Использованные источники: 1 Федеральная служба государственной статистики РФ //http://www.gks.ru 2Министерство промышленности и торговли России // http://www.minpromtorg.gov.ru

3ОАО «АСМ-холдинг» // http://www.asm-holding.ru

4Маркетинговый автомобильный журнал «Автобизнес» // http://www.abiz.ru

Подхалюзина В.А., к. э. н.

доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет Россия, г. Москва

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В

2014 ГОДУ

Аннотация. В статье анализируется состояние автомобильной рынка в 2013 году в России и Европе, а также прогнозируется объем продаж в 2014 году.

Ключевые слова: автомобильный рынок, автопром, машиностроение, прогноз.

Как известно, автомобилестроению принадлежит самая ведущая роль в развитии такой отрасли машиностроения, как транспортное машиностроение. Автомобильный рынок России - существенный сектор экономики страны, который включает в себя автомобили, а также товары по обслуживанию автомобиля.

Необходимо отметить, что авторынок имеет следующие смежные рынки и отрасли: рынок деталей и блоков автомобилей, нефтедобывающая промышленность, строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.

Общепринято считать, что автомобиль выполняет следующие функции:

1. Обеспечение мобильности человека.

2. Повышение эффективности труда.

3. Определение современного образа жизни.

Также автомобиль, несомненно, является показателем уровня обеспеченности материальными средствами, как отдельного человека, так и страны в целом.

Важная особенность автомобилей - интеграция в едином процессе перевозки с такими видами транспорта, как водный, железнодорожный, авиационный. В этом случае перевозится не только колесная техника, контейнеры, но и другие виды «юнитизированных» грузовых мест.

Таким образом, можно говорить о существенном вкладе автомобильного транспорта в формирование единой мировой транспортной системы.

На автомобильный рынок России влияют следующие факторы:

• уровень наличной денежной массы,

• уровень монетизации,

• доля скрытого объема производства,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.