Педагогические науки
https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-96-105
А. В. Килина
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Данная статья посвящена изучению «болевых точек» профориентации в вузах России, позволяет понять, имеется ли проблема профессионального самоопределения студентов разных уровней обучения в образовательной практике. В статье приводятся результаты анализа опроса студентов и педагогов вуза, позволяющие определить состояние проблемы профессионального самоопределения студентов. Автором было выявлено, нуждаются ли в профессиональном самоопределении российские и иностранные студенты всех уровней обучения. В статье указывается, какие образовательные возможности выбора имеются у студентов высших образовательных учреждений. Также в исследовании представлены результаты опроса педагогов разнопрофильных вузов Российской Федерации.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, процесс обучения, исследование проблемы профессионального самоопределения, студент, профориентация
A. Kilina
PROFESSIONAL SELF-DEFINITION IN THE STUDENT ENVIRONMENT
The article explores pain points of career guidance in Russian universities. The analysis allows to find out if students face challenges in professional self-definition at difference stages of university training. The article presents questionnaires developed for university students and teachers to identify possible challenges in students'professional self-definition. The study revealed whether Russian and international students at different stages of university training need professional self-definition. The study also presents the results of a survey of university teachers from a range of Russian universities.
Keywords: professional self-definition, learning, challenges of professional self-definition, student, career guidance
Сегодня в системе высшего образования и технологической сфере наблюдаются стремительные изменения. Эти изменения будут способствовать трансформации вузов, что неминуемо приведет к внедрению инновационных методов обучения и появлению сетевых программ нового уровня, направленных на профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения, на использование междисциплинарных программ, разработанных на базе различных вузов и научных центров, адаптивных
технологий в образовательном процессе. Программы обучения уже невозможно будет представить без учета профессиональных интересов студентов и его индивидуальных особенностей.
Говоря о глобальном уровне изменений, которые происходят в сфере высшего образования, становится ясно, что сегодня они проявляются в формировании процессов как образовательного, так и профессионального самоопределения, в новом мировоззрении, которое позволяет человеку делать
профессиональный выбор неоднократно в течение жизни. Если в прошлом веке важно было четко видеть свой профессиональный путь, то сегодня человек может сменять свою профессию до нескольких раз. Поэтому сегодня со стороны Правительства РФ и Президента РФ уделяется большое внимание сетевому взаимодействию вузов, программам обучения, способным встраиваться в профессиональное самоопределение обучающихся, тем самым способствовать появлению выпускников нового поколения.
Профессиональное самоопределение — неотъемлемая часть жизненного самоопределения, то есть выбора образа жизни, выбора профессии на основании самооценки собственных ресурсов и их дальнейшее соотношение с требованиями выбранной профессии.
Как зарубежные, так и отечественные исследователи подробно описывают факторы и условия, влияющие на профессиональное самоопределение. По мнению И. С. Кона, профессиональное самоопределение начинает формироваться еще в детстве путем примерки ребенком на себя различных профессиональных ролей [4, с. 89]. А завершающим этапом становится принятие решения в юношеском возрасте. Одним из таких решений может стать выбор будущей профессии. Е. А. Климов отметил, что выбор профессии вовсе не является легким и кратковременным деянием [3, с. 45]. Поэтому так важно уделять вопросам профессионального самоопределения достаточное внимание.
Зарубежное научное сообщество отмечает высокую важность формирования профессионального самоопределения у учащихся. Исследователями подробно изучаются проблемы профессионального самоопределения детей, школьников и студентов. Так, Шэрон Филд и Алан Хоффман разработали модель, предназначенную для педагогов, при применении которой будет развиваться профессиональное самоопределение обучающихся. Они указали в своих работах, что при организации разработанных ими педагогических
условий в вузах у обучающихся появятся навыки выстраивания дальнейшей траектории образовательного маршрута, принятия решений, а также постановки и достижения целей [6; 8; 9]. Б. Ли, Э. Дж. Порфели, А. Хирски в своих работах отметили, что следует обращать особое внимание на лежащие в основе построения карьерного пути процессы мотивации студентов [10]. М. тэ Вирик, В. Ван Ос и Й. Бисхейзен в своих исследованиях указали, насколько важно профессионально самоопределиться студентам на начальных курсах [12]. Х. Нога в своих исследованиях занимался изучением вопросов влияния учебы в вузе на профессиональную адаптацию студента и его дальнейшую карьеру [11].
Ранее автором было проведено исследование с использованием методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» В. А. Якунина и А. А. Реана по выявлению основных мотивов, которые влияют на решение получения абитуриентом высшего образования. Участниками опроса стали российские и иностранные обучающиеся всех курсов бакалавриата и магистратуры. Студентам вузов было предложено отметить пять формулировок мотивов, которые кажутся наиболее значимыми для обучающихся, из шестнадцати предложенных. Так, была выявлена тенденция динамики изменения мотивации студентов от младших курсов к старшим. Мотив «Стать высококвалифицированным специалистом» трансформировался в мотив «Получение диплома». Автором отмечено, что обучающиеся вузов продолжили придерживаться профессиональной группы мотивов, хоть и произошло изменение от внутренней мотивации к мотивации внешней [2, с.116].
Наблюдая, как меняется мотивация студентов в процессе обучения, хотелось бы также понять, существует ли у них проблема профессионального самоопределения в образовательной практике, нужна ли им помощь и инновационные междисциплинарные программы, специальные сезонные профориен-
тационные школы, которые будут давать выпускнику такой программы возможность найти себя в разных сферах деятельности, возникают ли в процессе обучения у обучающихся разных уровней образования какого-либо рода профориентационные трудности. Также следует зафиксировать, какие образовательные возможности выбора есть у студента или они, эти возможности, отсутствуют вовсе, какого рода профориентационные «болевые точки» имеются в вузах в настоящее время.
За последнее десятилетие был проведен ряд исследований, касающихся профессионального самоопределения обучающихся. Были изучены вопросы профориентации старшеклассников, проведены исследования, направленные на выявление ресурсов вуза, используемых для повышения эффективности профориентационной деятельности, определена степень влияния семьи на принятие анкетируемым решения о выборе профессии, в ряде работ затронуты вопросы трудовой занятости и профессиональной ориентации молодых людей, их психологической готовности к выбору профессий, но не так много исследований посвящено проблеме профессионального самоопределения в образовательной практике.
В ходе исследования данной проблемы, автор применил теоретические методы: была проанализирована научная литература, систематизирован и обобщен материал. Основным эмпирическим методом исследования стало анкетирование с дальнейшей обработкой результатов и проведением их анализа. Для проведения опроса были разработаны две анкеты, нацеленные на исследование по определению существования проблемы профессионального самоопределения у студентов различных уровней обучения. Так, была разработана анкета для педагогических работников и сотрудников вуза, в заполнении которой приняли участие 50 респондентов из вузов разных городов, таких как: Санкт-Петербург, Саратов, Омск. Общее количество опрошенных педагогов составило 50 человек.
В исследовании было задействовано 624 студента, в числе которых были как студенты-бакалавры дневной формы обучения всех курсов с первого по четвертый, так и студенты-магистры и аспиранты. Все обучающиеся являются учащимися на основных образовательных программах высшего образования в вузах различных профилей городов России: Саратова, Санкт-Петербурга, Омска и др.
В число респондентов вошли студенты разных форм обучения. Абсолютным большинством были студенты дневной формы обучения — таковых оказалось более 96%, что обеспечивает возможность получения реального состояния проблемы профессионального самоопределения студентов. Также в анкетировании приняли участие учащиеся вечерней и заочной форм обучения — 3% и 1% соответственно.
Общая выборка респондентов представлена студентами, которые имеют различный уровень образования, обучаются в различных университетах, разных курсах, проходят обучение по различным программам.
Так, по программам бакалавриата проходят обучение около 92% опрошенных. Также есть обучающиеся по программам специа-литета — около 1%, по программам магистратуры — чуть больше 5% опрошенных, остальные проходят обучение по программам аспирантуры — более 2% заполнивших анкету респондентов.
Как уже уточнено, большинство респондентов — студенты бакалавриата. В опросе участвовали все курсы: с 1-го по 4-й. В большинстве оказались студенты 2-го курса — таких студентов 42%, студентов 1-го курса — 14%, 3-го курса — 19%, и обучающихся 4-го курса оказалось 17%. Также учащихся на 1-м и 2-м курсах магистратуры магистерских программ вуза оказалось 4% и 3% соответственно от общего числа респондентов. Также в опросе приняли студенты иных уровней образования.
Разработанная анкета включала в себя вопросы открытого и закрытого типа. Логика развертывания вопросов в подготов-
ленной анкете позволила сделать ряд важных выводов:
• какое имеется представление у студентов различных вузов о проблеме профессионального самоопределение студентов, нужна ли им профориентация;
• предпринимают ли какие-либо действия по самостоятельной подготовке к будущей профессии;
• какие возможности образовательного выбора имеются у студентов на различных уровнях образования и образовательных программах;
• каковы дальнейшие планы студентов после завершения обучения по программе;
• что, на их взгляд, помогло бы им для дальнейшего трудоустройства.
Первое, что необходимо четко понять — каково представление у студентов различных вузов о проблеме профессионального самоопределение студентов, нужна ли профориентация самим студентам по их собственному мнению. Ведь можно предположить, что, если студенты поступили в один из вузов для продолжения обучения, значит, они уже профессионально самоопределились и выбрали свою будущую профессию. Говоря о студентах вуза разных уровней образования, 58% респондентов указали, что профориентаци-онные мероприятия необходимы студентам вузов в процессе обучения для того, чтобы студенты могли лучше понять и себя, и свои перспективы. Меньшее число студентов, а именно 35%, указали, что им также нужна профориентация, но, в первую очередь, на этапе поступления в вуз, чтобы было легче определиться с выбором дальнейшей программы обучения. Также присутствуют студенты, которые указали, что в профориентации не нуждаются, и уже профессионально определились. Но таких обучающихся оказалось всего 7%.
По результатам анкетирования педагогов и сотрудников вузов по данному вопросу, необходимо отметить, что 86% респондентов
считает, что проблема профессионального самоопределения студентов существует и во время обучения необходимо помогать обучающимся. 8% респондентов ответили, что проблемы такой не существует, так как с течением времени студент самостоятельно самоопределится, а 4% также ответили, что, по их мнению, проблемы такой не существует и студент определился профессионально в момент выбора высшего учебного заведения.
Всего 2% ответивших на вопрос считают, что проблема самоопределения студентов существует, но необходимости в помощи ее решения нет — обучающийся должен ее решать самостоятельно.
Если рассматривать мнение студентов бакалавриата касательно профессионального самоопределения, мы можем наблюдать, что 91% студентов-бакалавров отмечает необходимость профориентационных мероприятий в процессе их обучения в вузе.
Интересно, что среди всех студентов бакалаврских программ, которые указали, что не нуждаются в помощи с профориентацией, наиболее уверенными в себе студентами являются обучающиеся 1-го курса бакалавриата — там наблюдается самый высокий процент студентов (12%), которые считают, что нет необходимости предпринимать что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии. Вполне возможно, что это связано с тем, что в недавнее время, в старших классах, они проходили всевозможные про-фориентационные мероприятия. На 2-м, 3-м и 4-м курсах таких, кому не нужно профессионально определяться — 7%, 9% и 10% соответственно.
Отсюда напрашивается вывод, что лишь небольшая часть студентов не видит проблем с профессиональным самоопределением и очень большой процент студентов остро нуждаются в необходимости мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение студентов в процессе их обучения в высших учебных заведениях. Ведь на момент, когда студент поступает в высшее
образовательное заведение, он оказывается совсем не в простом положении. Обучающиеся, которые желали поступить, уже поступили в вуз, вначале создают впечатление вполне удовлетворенных студентов. Но со временем довольно часто возникают сложности у тех, кто сделал свой выбор в пользу той или иной профессии не совсем обдуманно, начинают возникать сложности: часть студентов просто начинает не справляться с учёбой, другая часть разочаровывается в специальности, а еще часть студентов начинает одолевать сомнения касательно правильности выбора учебного заведения, в котором они проходят обучение.
Студенты магистратуры так же отмечают важность профориентационных мероприятий.
Большинство магистров нуждаются в мероприятиях, направленных на профессиональное самоопределение, и лишь 8% — нет.
Говоря о том, предпринимают ли студенты какие-либо действия по самостоятельной подготовке к их будущей профессии, нужно сказать, что студентов, которые желают начать подготовку, но не понимающих, с чего
следует начинать, более 44%. Уже осуществляют частичную подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности — 26% студентов, а понимающих, каким образом и как следует готовиться, — всего 20%, и тех, кто учится, не задумываясь о будущем, — 10%.
Если рассмотреть данный вопрос в разрезе курса обучения студентов бакалавриата, то мы видим, что на первом курсе 48% студентов, желающих включиться в подготовку к профессии, на втором — 39%, на третьем курсе — 56% и на четвертом — 39%, но все испытывают сложности с пониманием, с чего именно следует начинать подготовку к своей будущей профессии (рис. 1).
Если рассматривать данный вопрос в разрезе курса обучения магистров (рис. 2), то можно увидеть, что примерно поровну распределились студенты на первом и втором курсах магистратуры, на тех, кто знает, как готовиться к будущей профессии, и тех, кто не понимает, с чего следует начать. Таких студентов, которые на первом курсе магистратуры не считают нужным как-либо го-
ад
48%
39% 39%
1ГЛь ■ 10% 9%
■ 6% ■
студенты 1 курса студенты 2 курса студенты 3 курса студенты 4 курса
I нет необходимости что-либо предпринимать для подготовки к будущей профессии не знаю, с чего начинать
Рис. 1. Студенты бакалавриата о необходимости проведения профориентационных мероприятий
и подготовки к будущей профессии
Рис. 2. Студенты магистратуры о необходимости проведения профориентационных мероприятий
и подготовки к будущей профессии
товиться к профессии, — 7%, а на втором курсе таковых уже, собственно, нет.
Говоря о возможностях образовательного выбора студентов разных уровней, хотелось бы определить, есть ли возможности для образовательного выбора как таковые, и, если они есть, то что именно может выбирать обучающийся. В связи с этим был задан вопрос, позволяющий это уточнить. Так, большинство студентов, чуть больше 59%, указали, что имеют возможность выбирать мероприятия, соответствующие интересам студентов. 45% респондентов отметили, что могут выбирать место для прохождения практики, что является важным элементом для профессионального самоопределения.
Примерно четверть от всех заполнивших анкету указали, что имеют возможность выбора дисциплины, которые наиболее интересны обучающимся, и 25% отметили возможность выбора заданий для самостоятельного выполнения.
Около 21% всех респондентов ответили, что возможность что-либо выбирать отсутствует, и весь образовательный выбор осуществлен за них.
Образовательный выбор и возможности выбора — одна из важнейших составляющих для самоопределения и самореализации сту-
дента. Выбор, который совершается в процессе профессионального самоопределения, — понятие очень многостороннее [1; 5; 6]. Именно выбор способствует развитию навыка принимать решения, понимать, что именно интересно обучающемуся и в каком направлении хочется далее обучаться или развиваться профессионально, или, наконец, понять свою нужность.
Поэтому, если обеспечить условия занимательности, сочетая их с потребностью выбора и самоопределения, это может стать ступенью к выявлению интереса обучающихся, развить интерес к предмету или процессу обучения что, соответственно, поспособствует переходу обычного интереса студента со стадии простой ориентировки на стадию, где проявляется устойчивое познавательное отношение к предмету или процессу обучения.
Во всех вузах страны проводятся те или иные профориентационные мероприятия. Тем не менее, хотелось бы понять, какие из мероприятий, способствующих профориен-тационному самоопределению студентов, организовываются в высших учебных заведениях. Так, обучающимся был задан вопрос, что именно делается в их вузе для профориентации студентов.
Около 59% респондентов указали, что студенты привлекаются к исследованиям, проектам, 47% студентов указали, что вовлечены в волонтерскую деятельность, организованные в их вузах социально-общественные мероприятия для вуза, сообщества, города. 45% опрошенных отметили, что в их образовательных учреждениях проводятся разнообразные круглые столы, конференции, регулярно организовываются олимпиады по профессиональной тематике.
Вспомнили про организованные вузами мастер-классы и встречи с профессионалами, экспертами, а также представителями профессий и бизнесменами 36% респондентов, а про экскурсии, которые организовывают вузы на предприятия и будущие места работы, — 27% обучающихся.
Такие конкурсы, как «лучший по профессии», «молодые лидеры» и др., проводятся в вузах 16% ответивших на вопрос. Также проводятся психологические консультации по планированию карьеры в вузах у 12% студентов.
Интересно узнать, что уже осуществляется в вузах респондентов для профориентации студентов, по мнению профессорско-преподавательского состава университета. Так, на первое место 78% педагогических сотрудников вузов поставили привлечение студентов к исследованиям, проектам — это то, что активно применяется в вузе в качестве мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение студентов вузов. 65% респондентов отметили, что в вузах на регулярной основе проводятся круглые столы, конференции по разным тематикам, а также олимпиады. А 65% отметили, что проводятся для студентов экскурсии на будущие места работы или предприятия. Встречи, либо мастер-классы с экспертами, профессионалами и представителями профессий и бизнесменами проводятся в вузах 43% сотрудников высших учебных заведений. 35% указали, что в качестве профориента-ционных мероприятий проводятся такие конкурсы, как «лучший по профессии», «мо-
лодые лидеры» и др. Про участие в волонтерских движениях студентов, социально-общественных мероприятиях для сообщества, вуза, города отметили 31% ответивших на вопрос. Психологические консультации по планированию карьеры, проводимые в высших учебных заведениях, указали лишь 2% респондентов.
Таким образом, очевидно, что многими вузами охватываются различные формы профориентирования студентов в процессе учебной деятельности. Было бы интересно понять, что студенты считают важным для себя при трудоустройстве, что именно им помогло бы, чтобы можно было войти в специальность?
Для понимания того, что бы студентам помогло для дальнейшего трудоустройства, был задан вопрос закрытого типа, где предлагалось отметить три наиболее важных пункта.
Большинство студентов, а именно 78%, отметили, что связи вуза с предприятиями, куда можно пойти работать сразу после выпуска, помогли бы респондентам трудоустроиться.
Интересно, что так же большая часть студентов, а именно 65% студентов, отметили, что хорошо бы устраивать консультации или занятия по подготовке к собеседованию, рассказывать про особенности составления резюме, техники трудоустройства и т. п.
Немаловажным для 48% студентов оказалось участие в днях карьеры, где бы происходили встречи обучающихся и представителей предприятий.
Далее 32% обучающихся выразили желание, чтобы вуз организовывал презентации каждого выпускника таким образом, чтобы работодатели поняли, что можно поручить обучающемуся и в чем на этого студента можно положиться.
Чуть меньшее количество студентов (29%) — отметили, что им помогла бы для дальнейшего трудоустройства служба оценки ком-
петенций выпускников и специально организованное карьерное консультирование.
Выразили желание участвовать на встрече с выпускниками других лет, которые рассматриваются, как потенциальные работодатели, 27% студентов.
Если смотреть ответы педагогов и сотрудников вузов на данный вопрос, то по мнению 80% ответивших, налаживание связей с организациями и предприятиями, где смогут в дальнейшем работать выпускники, окажут значительную помощь в трудоустройстве ребятам, окончившим вуз.
На второе место в качестве помощи в трудоустройстве преподаватели ставят задачу вуза сформировать у выпускника осознанную позицию: какой я, чего хочу, чем могу быть полезен. Так ответили 67% педагогов.
Около 33% респондентов отметили, насколько важно развивать связи с выпускниками, как с потенциальными работодателями, а также устраивать дни карьеры, где будут организовываться встречи студентов и представителей предприятий.
31% выразили необходимость проведения специализированных консультаций или занятий по подготовке к собеседованию, технике трудоустройства, составлению резюме.
29% указали на необходимость организации специализированного центра, который ведет мониторинг вакансий на рынке, а 22,4% респондентов предложили презентовать каждого выпускника так, чтобы работодатели понимали, какого рода задачи резонно поручать вновь трудоустроенным.
18,4% считают важным организацию тестирований, а также проведение оценки компетенций выпускников, их карьерное консультирование.
Студенты из разных вузов России, участвовавшие в опросе, считают, что для работодателей важны, в первую очередь, профессиональные знания и навыки, а личностные качества — это очень важно, но вторично. Именно так ответили почти 53% студентов. Более 44% студентов вузов считают, что в будущих сотрудниках важны лидерский
потенциал, «горящие глаза» и самомотивацию, а конкретным навыкам работодатели готовы научить.
Также около 22% студентов думают, что крайне важно, чтобы склад личности человека был подходящим для должности и культуры организации. Этого будет достаточно для трудоустройства.
По мнению педагогов вузов, в первую очередь работодатели обращают внимание именно на профессиональные знания, а также навыки выпускников, на личностные качества уже во вторую очередь. Такой ответ дало большинство респондентов — 55,1%.
Немаловажным фактором отметили 26,5% опрошенных лидерский потенциал студентов выпускающих курсов, их самомотивация, считая, что конкретным навыкам работодатели готовы учить самостоятельно.
И 18,4% респондентов считают, что, в первую очередь, человек должен подходить по складу личности и к культуре организации.
Для понимания общей картины не менее важно знать о планах студентов после завершения обучения по программе. 48% студентов для себя решили, что будут работать по специальности, а продолжать обучение—32% опрошенных студентов. Есть и те, кто планирует работать по другой специальности, не связанной с приобретенной в вузе: таких студентов около 10%. Также есть и те, кто планирует сменить специальность вовсе (5%). Мы видим, что хоть и большая часть респондентов не собирается изменять выбранную изначально специальность, тем не менее, есть значительная часть студентов, не нашедших себя, профессионально не самоопределившихся, тех, кто продолжает сегодня обучение по программе, но четко понимает, что в дальнейшем сменит специальность. Потому возможно предположить, что и мотивация к учению, в том числе, может быть снижена.
Итак, данное исследование позволило отметить имеющиеся в образовательной сфере проблемы профессионального самоопределения студентов различных уровней под-
готовки вузов России и сделать ряд важных выводов:
• абсолютное большинство студентов уже на начальном этапе нуждаются в помощи с профессиональным самоопределением в процессе обучения, студенты хотят лучше понимать, как себя, так и свои перспективы, это необходимо учитывать при построении образовательного процесса;
• поскольку студенты выражают желание начать подготовку к своей будущей профессии с первых курсов, но не знают, с чего начинать, необходима организация, управление и педагогическое сопровождение мероприятий по адаптации студентов к профессиональной деятельности;
• так как на завершающем этапе обучения студенты также отметили, что остро нуждаются в разного рода помощи с трудоустройством, то одной из задач, которые должен решать вуз, будет являться создание такой системы педагогической деятельности в вузе, которая позволит обеспечить качественную подготовку студентов к их будущей профессиональной деятельности (такими условиями могут стать, например, встречи с работодателями, включение обучающихся в реальную практическую деятельность по их будущей специальности или, например, организация университетского образования на базе таких образовательных технологий, которые будут имитировать реальную профессиональную деятельность, условия и средства реализации этой деятельности, специально организованные занятия по подготовке к будущим собеседованиям, где будут рассматриваться особенности составления резюме, рассказывать о технике трудоустройства и прочее).
Обучающиеся отметили, что в большинстве случаев у них имеются возможности
образовательного выбора на различных уровнях и программах образования, но поскольку проблема профессионального самоопределения студентов сохраняется на протяжении всех курсов бакалавриата, будет рациональным предложить студентам программы нового типа — междисциплинарные образовательные программы с большой лабораторной базой, созданные на стыке наук, которые будут способствовать удовлетворению профессиональных интересов студентов и тем самым будут развивать познавательную мотивацию и профессиональное самоопределение студентов бакалавриата.
Поскольку суммарно около 47% студентов, кто планирует или продолжать обучение, или работать по другой специальности, или учиться по другой специальности, то важно, чтобы у студентов была возможность выбора таких образовательных программ, которые позволили бы максимально соответствовать интересам студентов, развивать их познавательную мотивацию, позволять профессионально самоопределяться, иметь возможность выбирать наиболее интересные тематики персонального исследования.
Поскольку в системе высшего образования происходят изменения с очень высокой скоростью, сегодня важно идти в ногу со временем. Важно внедрять инновационные методы обучения, создавать междисциплинарные сетевые программы, специальные сезонные профориентационные школы.
У студента появятся не только новые возможности для проведения собственных исследований, но и возможность выбирать наиболее интересные для него тематики для персонального исследования, он сможет использовать материально-техническую базу нескольких образовательных организаций или научных центров. А выпускнику подобные программы дадут возможность находить себя в разных сферах деятельности после прохождения обучения по таким инновационным междисциплинарным сетевым программам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власенко С. В. Управление мотивацией профессионального самоопределения и профессионального развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3 (10). С. 49-51.
2. Килина А. В. Изучение познавательной мотивации студентов методом исследовательского кейса // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 116-120.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
5. Руднева Е. Н. Особенность формирования готовности к профессиональному самоопределению у студентов технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 180-188.
6. Соловьева И. К. К вопросу о профессиональном самоопределении студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 190-193.
7. Field S., Hoffman A. Development of a model for self-determination // Career Development and Transition for Exceptional Individuals. 1994. Vol. 17. No. 2. P. 159-169. https://doi.org/10.1177/088572889401700205
8. Field S., Hoffman A. Steps to self-determination: A curriculum to help adolescents learn to achieve their goals. 2nd ed. Austin: pro Ed Publ., 2005. 90 p.
9. Hoffman A., FieldS. Promoting self-determination through effective curriculum development // Intervention in School and Clinic. 1995.Vol. 30. No. 3. P. 134-141. https://doi.org/10.1177/105345129503000302
10. Lee B., Porfeli E. J., Hirschi A. Between- and within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 92. P. 125-134. http://dx.doi.org/10.1016/). jvb.2015.11.009
11. Noga H. The careers of the education in technology graduates // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. 2. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies Publ., 2016. P. 223-230.
12. Te Wierik M. L. J., Beishuizen J. J., van Os. W. Career guidance and student success in Dutch higher vocational education // Studies in Higher Education. 2014. Vol. 40. No. 10. P. 1947-1961. https://doi.org/10.10 80/03075079.2014.914905
REFERENCES
1. Vlasenko S. V. Upravlenie motivatsiej professional'nogo samoopredeleniya i professional'nogo razvitiya // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2012. № 3 (10). S. 49-51.
2. KilinaA. V. Izuchenie poznavatel'noj motivatsii studentov metodom issledovatel'skogo kejsa // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 4 (65). S. 116-120.
3. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. M.: Akademiya, 2004. 304 s.
4. Kon I. S. Psikhologiya rannej yunosti. M.: Prosveshchenie, 1989. 254 s.
5. Rudneva E. N. Osobennost' formirovaniya gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu u studentov tekhnicheskogo vuza // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 2 (18). S. 180-188.
6. Solov'eva I. K. K voprosu o professional'nom samoopredelenii studentov vuza // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2013. № 4 (15). S. 190-193.
7. Field S., Hoffman A. Development of a model for self-determination // Career Development and Transition for Exceptional Individuals. 1994. Vol. 17. No. 2. P. 159-169. https://doi.org/10.1177/088572889401700205
8. FieldS., Hoffman A. Steps to self-determination: A curriculum to help adolescents learn to achieve their goals. 2nd ed. Austin: Pro Ed Publ., 2005. 90 p.
9. Hoffman A., FieldS. Promoting self-determination through effective curriculum development // Intervention in School and Clinic. 1995.Vol. 30. No. 3. P. 134-141. https://doi.org/10.1177/105345129503000302
10. Lee B., Porfeli E. J., Hirschi A. Between- and within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 92. P. 125-134. http://dx.doi.org/10.1016/j. jvb.2015.11.009
11. Noga H. The careers of the education in technology graduates // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. 2. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies Publ., 2016. P. 223-230.
12. Te Wierik M. L. J., Beishuizen J. J., van Os. W. Career guidance and student success in Dutch higher vocational education // Studies in Higher Education. 2014. Vol. 40. No. 10. P. 1947-1961. https://doi.org/10.10 80/03075079.2014.914905