Посилання на статтю_
Ганзий Е.А. Анализ состояния организации планирования оборотных средств производственного предприятия / Е.А. Ганзий // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луанськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006. - № 3(19). - С.147-158.
УДК 658.15
Е.А. Ганзий
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Проведен обзор современного состояния организации планирования оборотных средств на производственном предприятии, который направлен на выявление соответствия практики теории, степени достаточности теории организации планирования и нахождение путей совершенствования организации планирования оборотных средств. Рис. 1, ист. 18.
Ключевые слова: организация планирования, оборотные средства, производственное предприятие, функциональные области отделов и служб.
О.О. Ганзш
АНАЛ1З СТАНУ ОРГАН1ЗАЦП ПЛАНУВАННЯ ОБ1ГОВИХ КОШТ1В У ВИРОБНИЧОМУ ПЩПРИеМСТВ!
Проведено огляд сучасного стану оргаызацп планування обтових коштв у виробничому пщприемств^ що спрямовано на виявлення вщповщносп практики до теорп та ступеня достатност теорп оргаызацп планування i знаходження шляхiв удосконалення оргаызацп планування обтових коштв. Рис. 1, дж. 18.
Hanziy H.H.
ANALYSIS OF THE ORGANIZATION THE PLANNING CIRCULATING CAPITAL IN THE MANUFACTURING FIRM
The review of contemporary stage of circulating capital planning organization in the manufacturing firms is made. It's directed to reveal conformity between theory and modern practice, and also to reveal the theorysufficiency, to find out guidelines to improvement the circulating capital planning organization.
Постановка проблемы. Эффективное управление оборотным капиталом одна из важнейших проблем, которые необходимо решать современным украинским предприятиям. В основном проблема управления оборотным капиталом в настоящее время заключается в поиске оптимальной величины и оптимальной структуры оборотных средств предприятия. Правильное планирование и определение потребности в оборотных средствах дает предприятию возможность с наименьшими затратами и лучшими финансовыми результатами обеспечить ритмичную и слаженную деятельность производства предприятия. Поскольку руководители многих промышленных предприятий
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
1
заявляют о недостаточности оборотных средств для ритмичной работы предприятия, а также о том, что у промышленных предприятий с более длительным технологическим циклом большая потребность в оборотных средствах, то и важность вопроса обеспечения качества оборотных средств очевидна. Но чтоб планирование было правильным, оно, по меньшей мере, должно быть. Поэтому руководству предприятия необходимо уделять внимание вопросу самой организации планирования, совершенствование которой позволит обеспечить процесс планирования, что, в свою очередь, положительно повлияет и на качество планирования. Это определило представляемую в статье часть исследования.
Обзор источников. В различных периодических изданиях за последние годы увеличилось количество статей посвященных теме оборотных средств предприятия. Основной проблемой и основным направлением исследования по этой теме является управление (организация, планирование и формирование, эффективное использование) оборотными средствами предприятия. Об этом сказано в работах Бабича А.М. [1], Бланка И.А. [2], [3], Золоторева А. и Волика И. [4],[5], Шило А.П. [6], в которых проведен анализ изменения и состояния оборотных средств промышленных предприятий Украины, и в итоге выявлена необходимость совершенствования планирования оборотных средств производственного предприятия. Этому вопросу посвящена и статья автора [7]. В то же время состояние планирования оборотных средств и состояние организации планирования оборотных средств следует различать как предметы изучения.
Что касается организации планирования оборотных средств предприятия, то этому вопросу уделено меньше внимания как в литературе, излагающей теоретические положения, так и в работах ставящих цели совершенствования теории и практики. Сначала рассмотрим существующие теоретические положения формирования организационной структуры управления предприятием. Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру. Н.А. Сафронов в своей работе [8] определяет ее следующим образом: «под организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления предприятием, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии. На структуру управления влияет значительное число факторов: отраслевая принадлежность предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических процессов, уровень специализации, кооперирования и комбинирования предприятия. От степени рациональности структуры управления в значительной степени зависит уровень технико-экономических показателей производства, оперативность управления, согласованность работы всех структурных подразделений предприятия. Специализированными подразделениями организационной структуры предприятия, как показывает практика, в функции которых включено планирование оборотных средств, являются в основном планово-экономический и финансовый отделы, а также отдел бухгалтерского учета и отчетности. Именно организация работы внутри и
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
между этими подразделениями, а также их взаимосвязь с другими службами предприятия и определяет организацию планирования оборотных средств предприятия. В работе «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции» [9], с участием таких авторов как К.А. Волкова, И.П. Дежкина, Ф.К. Казанова, И.А. Сергеева, функциональная область планирования оборотных средств распределена между назваными отделами следующим образом. Общий состав задач функциональной области планирования оборотных средств описан во многих работах, посвященных различным предметным областям, среди которых можно назвать работы М. И. Бухалкова [10], В. А. Козловского [11], Е. С. Стояновой [12] (это работы по внутрифирменному планированию, производственному менеджменту, финансовому менеджменту, в частности, и конкретно по управлению оборотным капиталом), учебниках по организации, планированию и управлению [13], [14], финансам предприятий [15], [16], а также по экономике предприятия [8], [17], [18]. Систематизация этих задач в виде иерархии или последовательности, а также рекомендации к разделению их по признаку закрепления к подразделениям и службам предприятия во всех этих работах не были представлены.
Задачами планово-экономического отдела являются: руководство работой по экономическому планированию, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Также отдел занимается организацией работы по нормированию и ценообразованию на предприятии; организацией комплексного экономического анализа деятельности предприятия и принимает участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. Сотрудничает с главной бухгалтерией: 1) получает: отчеты по выпуску продукции (в номенклатуре и денежной оценке), сведения о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для планирования и анализа; финансовый план; отчеты о выполнении финансового плана; расчет амортизационных отчислений по цехам и предприятию в целом, копия задания цехам и отделам по снижению запасов оборотных средств; ежедневные сведения по выполнению плана реализации цехами (предприятием); 2) представляет: план производства по номенклатуре на год, квартал и месяц; себестоимость фактически выпущенной товарной продукции; план производства продукции по номенклатуре и объему товарной продукции по цехам. Из выше сказанного видно, что планово-экономический отдел непосредственно принимает участие в планировании нормируемых оборотных средств, а именно в нормировании оборотных средств для создания производственных запасов и в незавершенном производстве.
Финансовый отдел занимается организацией финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий плана, сохранности и эффективного использования основных фондов и оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, своевременности платежей по обязательствам в государственный бюджет, поставщикам и учреждениям банков; составлением проектов финансовых планов предприятия со всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобилизации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального использования основных и оборотных фондов. Участвует в определении потребности собственных оборотных средств по элементам и рассчитывает нормативы оборотных средств; распределяет квартальные финансовые
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
3
показатели по месяцам; доводит показатели утвержденного финансового плана и вытекающих из него заданий, лимитов, норм и нормативов оборотных средств до отделов, служб, цехов предприятия и осуществляет систематический контроль за их соблюдением и выполнением. Осуществляет систематический анализ бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по вопросам, связанным с выполнением финансового, кассового и кредитного планов, соблюдением финансовой и платежной дисциплины; прогнозирует результаты хозяйственно-финансовой деятельности; улучшает использование основных фондов и оборотных средств; выявляет и мобилизирует внутрипромышленные резервы и дополнительные источники финансирования. Участвует в организации работы по анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия и определяет влияния этой деятельности на финансовые показатели; в рассмотрении смет затрат на производство, на освоение новой техники, по расходам будущих периодов, на содержание аппаратов управления, расходов по хозяйственному содержанию зданий, сооружений; в работе по совершенствованию организации и планирования оборотных средств и в осуществлении мероприятий, направленных на ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия. Сотрудничает с планово-экономическим отделом и главной бухгалтерией: 1) получает: план производства по номенклатуре на год, квартал, месяц; план производства продукции по номенклатуре и объему товарной продукции по цехам; списки кредиторов и дебиторов; документы на выплату заработной платы работникам отдела; 2) представляет: финансовый план; отчеты о выполнении финансового плана; копии задания цехам и отделам по снижению запасов оборотных средств; ежедневные сведения о выполнении плана реализации цехами и предприятием в целом. Таким образом, на основании выше сказанного можно сказать, что финансовый отдел участвует в определении потребности собственных оборотных средств по элементам и рассчитывает нормативы оборотных средств такие как расходы будущих периодов и норматив на готовую продукцию, а также занимается ненормируемыми оборотными средствами сферы обращения -средства в товарах отгруженных, денежные средства, средства в дебиторской задолженности.
Отдел бухгалтерского учета и отчетности занимается организацией учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, денежных средств и других ценностей предприятия, издержек производства и обращения, исполнения смет расходов; организацией расчетов по заработной плате с работниками предприятия; составлением отчетных калькуляций себестоимости продукции, балансов и бухгалтерской отчетности. Осуществляет (совместно с другими службами) экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов. Сотрудничает с планово-экономическим отделом: 1) получает: годовые, квартальные и месячные планы производства в номенклатуре; планы производства продукции по номенклатуре и объему товарной продукции по цехам предприятия; 2) представляет: отчеты по выпуску продукции (по номенклатуре и в денежной оценке); материалы о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для анализа и планирования. То есть бухгалтерия занимается непосредственно учетом и предоставлением всей необходимой первичной информации для анализа и планирования оборотных средств предприятия, как нормируемых, так и нет. Все три службы принимают непосредственное участие в углубленном анализе хозяйственной деятельности
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
предприятия, собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей, что предшествует планированию и управлению основными элементами оборотных активов и результаты анализа позволяют скорректировать нормативы отдельных элементов оборотных фондов.
Подводя итог проведенного анализа деятельности выше представленных подразделений относительно планирования оборотных средств предприятия отметим, что все существующие функции планирования оборотных средств выполняются ими. Но при этом между службами нет четко установленного поэтапного распределения задач планирования оборотных средств, что явно бы усовершенствовало систему планирования, нет четкой детализации организации планирования. И это замечание к положениям, изложенным теоретически, не говоря уже о реальной ситуации, сложившейся в практике современных украинских предприятий, организационная структура управления которых должна отвечать следующим требованиям [19]: 1) обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях; 2) быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса; 3) иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления; 4) быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций. Решение многих проблем организации зависит от гибкости и адаптивности применяемой организационной структуры управления, четкого распределения, регламентации и закрепления функций управления за отдельными должностями, производственными подразделениями. Существующая ситуация современных производственных предприятий в части организации планирования оборотных средств вряд ли полностью соответствует этим требованиям, так как нет четкой современной модели взаимосвязи и подчиненности подразделений, разработанной специально для производственных предприятий. В настоящее время, например, все представленные службы производственных предприятий могут подчиняться как директору по экономике (главному экономисту), так и иметь каждая своего руководителя, причем уровень их может быть один и нет, и, опять же, все в зависимости от конкретно выполняемой функции. Это необходимо наиболее четко определить.
Целью статьи является выявление степени достаточности теории организации планирования оборотных средств предприятия, соответствия теории практике и нахождение путей совершенствования организации планирования оборотных средств на производственных предприятиях. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть связь функциональных областей служб предприятия, осуществляющих планирование оборотных средств, детализировать процесс реализации этой функции, определить степень соответствия отдельных составляющих этого процесса общим задачам планирования оборотных средств.
Изложение основного материала. Согласно поставленной цели, обобщив опыт теории и практических наблюдений на производственных предприятиях, подробно рассмотрим взаимосвязь функциональных областей служб предприятия с точки зрения планирования оборотных средств и определим степень соответствия частей этого процесса вопросам планирования оборотных средств. На рис. 1 показано движение информации между планово-экономическим и финансовым отделами, отделом бухгалтерского учета и отчетности и их взаимосвязь с другими отделами и службами предприятия. Информация является основой коммуникаций, коммуникации на предприятии -это процесс, с помощью которого руководители разворачивают систему предоставления информации и передачи сведений внутри организации;
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
5
является инструментом координации деятельности по вертикали и горизонтали. И чем лучше налажен этот процесс, тем быстрее предприятие реагирует на внутренние и внешние изменения.
1 - план производства по номенклатуре на год, квартал и месяц; себестоимость фактически выпущенной товарной продукции; план производства продукции по номенклатуре и объему товарной продукции по цехам.
2 - отчеты по выпуску продукции (в номенклатуре и денежной оценке), сведения о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для планирования и анализа. Передача данной информации бухгалтерией в этом направлении является передачей первичной информации для расчета нормируемых оборотных средств, таких как производственные запасы и незавершенное производство, что входит в этап анализа инструментов формирования структуры оборотных средств.
3 - план производства по номенклатуре на год, квартал, месяц; план производства продукции по номенклатуре и объему товарной продукции по цехам.
8 - списки кредиторов и дебиторов; документы на выплату заработной платы работникам отдела.
Представленная информация в направлениях 3 и 8 передается с целью обеспечения нормирования готовой продукции и управления ненормируемым оборотными средствами, такими как денежные средства и дебиторская задолженность.
6 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
Другие отделы и службы предприятия: 1-отдел главного конструктора
2-отдел главного технолога
3-отдел главного механика 4-технический отдел
5-производственно-диспетчерский отдел 6-отдел сбыта 7-отдел материально-технического снабжения 8-отдел организации труда и зарплаты 9-инструментальный отдел 10-цехи основного производства 11-отдел маркетинга 12-юридический отдел
Обозначения раскрыты в тексте.
Рис.1. Коммуникации служб предприятия
4, 7 - финансовый план; отчеты о выполнении финансового плана; копии задания цехам и отделам по снижению запасов оборотных средств; ежедневные сведения по выполнению плана реализации цехами и предприятием в целом.
Движение информации в вышеперечисленных направлениях является основным в непосредственном формировании оборотных средств предприятия и охватывает все основные этапы планирования.
5.1 - отдел главного конструктора: перспективные и текущие планы развития и внедрения новой техники и улучшения организации производства с расчетами экономической эффективности от внедрения и отчеты об их выполнении; заключения о возможности принятия заказа на экспортные изделия; сметы расходов на освоение новых производств, на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы; отчеты о выполнений проекта задания по снижению себестоимости продукции; отчеты о хозрасчетной деятельности отделов по установленным показателям.
5.2 - отдел главного технолога: проекты перспективных и текущих планов развития и внедрения новой техники и улучшения организации производства и отчеты об их выполнении; материалы и расчеты для экономического анализа работы предприятия; расчеты мощностей цехов и предприятия в целом; заключения о возможности принятия заказа на экспорт; отчеты о выполнении проекта задания по снижению себестоимости продукции; маршрутно-технологические карты.
В направлении 5.1 и 5.2 представленная информация передается с целью обеспечения расчета нормируемых оборотных средств, таких как нормативы на готовую продукцию и расходы будущих периодов, что также входит в этап анализа инструментов формирования структуры оборотных средств.
5.4 - технический отдел: расчеты потребности электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха и других видов энергии по цехам предприятия; отчеты о выполнении задания по снижению себестоимости товарной продукции; специфицированные нормы расхода материалов; сводные нормы расходов; извещения об изменениях норм расхода материалов.
5.7 - отделы материально-технического снабжения и внешней кооперации: основные расчеты к плану развития предприятия по разделу материально-технического снабжения.
Информация направлений 5.4 и 5.7 является необходимой для планирования потребности в материалах, и этот процесс входит в этап составления альтернативных планов обновления оборотных фондов.
5.6 - отдел сбыта: отчеты об отгрузках готовых изделий; годовые, квартальные и месячные планы производства по объему и номенклатуре; ежедневные сводки выпуска готовой продукции.
5.11 - отдел маркетинга: рекомендации дли планирования номенклатуры (ассортимента) на основе прогноза, выданного службой маркетинга; информацию о выборе каналов распределения продукции с учетом минимизации издержек обращения; программу товародвижения на основе плана сбыта продукции; программу маркетинга в соответствии с целями и стратегией предприятия.
Движение информации в направлениях 5.6 и 5.11 является частью процесса планирования нормируемых оборотных средств, таких как готовая продукция, а также данная информация необходима для управления таким ненормируемыми оборотными средствами как денежные средства.
5.8 - отдел организации труда и заработной платы: затраты времени и заработной платы на единицу изделий и сведения об изменении трудоемкости; план снижения трудоемкости изделий и отчет о его выполнении; штатное
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
7
расписание отдела; планы по труду цехов предприятия по кварталам и месяцам; анализ использования фонда оплаты труда; расчеты повышения производительности труда. Передача данной информации является частью этапа анализа инструментов формирования структуры оборотных средств в части нормирования незавершенного производства.
5.9 - инструментальный отдел: годовые и квартальные планы производства инструмента; отчетные материалы о выполнении планов и производственных показателей по инструментальному хозяйству. Данная информация является необходимой для расчета норматива малоценных быстроизнашивающихся предметов, которому выделено особое место в планировании потребности в материалах.
5.10 - цехи основного производства: отчеты о выполнении плана по производству, себестоимости, труду и заработной плате; сведения о расходе материалов на единицу готовой продукции; выходе готовой продукции; использовании рабочего времени, производственной мощности. Эта информация дает основу для расчета нормативов производственных запасов и готовой продукции.
В направлении 9 вся информация передается с целью обеспечения первичного учета и составления отчетности, на основании которой проводится анализ собственных оборотных средств предприятия, что предшествует этапам планирования оборотных средств предприятия:
9 - все цехи и отделы: сведения о затратах на производство по элементам; сведения о выполнении хозрасчетных показателей; разного рода справки, сведения и прочее, связанное с хозрасчетной деятельностью подразделения;
9.2 - отдел главного технолога: сведения о фактическом расходе материалов на единицу изделий основного производства;
9.3 - отдел главного механика: информацию о затратах, произведенных на содержание и ремонт оборудования; информацию о наличии основных и оборотных средств в сопоставлении с нормативом;
9.6 - отдел сбыта: данные об остатках готовой продукции (по видам и типам); сличительные ведомости по результатам инвентаризации; сведения о неплатежеспособности отдельных заказчиков; извещения о применении санкций к покупателям и заказчикам;
9.7 - отделы материально-технического снабжения: счета для акцепта; сведения о материалах в пути; сведения о движении материалов и комплектующих изделий и реализации сверхнормативных остатков на начало месяца и квартала в стоимостной оценке; информацию о неоплаченных счетах с указанием причин; лимиты затрат на телефонные, телеграфные и командировочные расходы; отчетные данные о стоимости материалов, комплектующих изделий, израсходованных цехами и отделами завода;
9.8 - отдел организации труда и заработной платы: сведения о фактически начисленной заработной плате по категориям работающих и структурным подразделениям; сведения об использовании фонда поощрения, материальной помощи и социальных льгот;
9.9 - инструментальный отдел: отчетные данные по инструментальному хозяйству завода; нормы запаса инструмента; счета для акцепта на приобретаемый инструмент, образцы, твердые сплавы и алмазный инструмент; информацию о наличии основных и оборотных средств в сопоставлении с нормативом;
9.12 - юридический отдел: материалы по фактам хищений и взысканий дебиторской задолженности с граждан.
8
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
12.4 - технический отдел: сметно-финансовые расчеты на финансирование капитальных вложений за счет кредитов банка на внедрение новой техники; утвержденные руководством предприятия сметы затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы и расчеты их эффективности.
12.7 - отделы материально-технического снабжения: заключение по претензиям, заявленным поставщиками; отчетные данные о движении материалов и об остатках их на конец месяца.
Информация в направлениях 12.4 и 12.7 является первичной для расчета норматива материалов и затрат будущих периодов, для управления денежными средствами.
12.11 - отдел маркетинга: план сбыта для планирования доходов предприятия и составления оперативных бюджетов; смету расходов на систему формирования спроса и стимулирования сбыта.
12.12 - юридический отдел: решение руководства о перечислении денежных средств по результатам рассмотрения претензий и исков; отметки на банковских документах о поступлении денежных сумм по рассмотренным и удовлетворенным претензиям и искам; поручения на перечисленные госпошлины по арбитражным искам.
Информация представленная в направлениях 12.1 1 и 12.1 2 позволяет управлять ненормируемыми оборотными средствами, то есть управлять показателями денежные средства и дебиторская задолженность предприятия.
Информация в остальных направлениях движется от основных отделов, участвующих в процессе планирования оборотных средств, с целью передачи различных сведений для обеспечения бесперебойной деятельности предприятия:
6.1 - отдел главного конструктора: планы производства продукции по номенклатуре (перспективные, годовые и квартальные), проекты задания по снижению себестоимости продукции; сроки выпуска новых изделий для составления планов и графиков конструкторской и технической подготовки производства;
6.2 - отдел главного технолога: утвержденные перспективные, годовые и квартальные планы производства в номенклатуре; сроки выпуска новых изделий и модернизации серийных для составления графиков технологической подготовки производства; сведения о выполнении организационно-технических мероприятий; указания, методику и расчеты по определению экономической эффективности организационно-технических мероприятий;
6.3 - отдел главного механика: проект задания по снижению себестоимости товарной продукции;
6.4 - технический отдел: план производства продукции по номенклатуре; рекомендации по снижению себестоимости товарной продукции; номенклатуру изделий, подлежащих изготовлению;
6.5 - производственно-диспетчерский отдел: план производства по номенклатуре; проект задания по снижению себестоимости; оптовые и розничные цены выпускаемой продукции; наряды на экспортную продукцию для согласования сроков поставки;
6.7 - отдел материально-технического снабжения: годовые, квартальные и месячные планы выпуска изделий; планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; сведения о нормах и остатках незавершенного производства; сообщения об изменениях в производственном плане;
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
9
6.8 - отдел организации труда и заработной платы: план производства продукции в номенклатуре; план производства по объему валовой и товарной продукции на год, квартал с разбивкой по месяцам;
6.9 - инструментальный отдел: производственные задания на планируемый период (год, квартал, месяц); план выпуска продукции предприятием и методические указания по технико-экономическому планированию инструментального хозяйства;
6.10 - цехи основного производства: производственную программу на год, квартал, месяц и другие хозрасчетные показатели;
6.11 - отдел маркетинга: формирование политики предприятия в области плановой работы; анализ информации, поступающей от цехов основного производства; сведения о планировании производства определенной продукции для удовлетворения выявленных потребностей с учетом производственных возможностей;
10.12 - юридический отделом: результаты рассмотрения по гражданским и уголовным делам;
10 - все цехи и отделы: отчеты выполнения плана работ и услуг в натуральных измерителях; отчеты о движении основных материалов (по установленной номенклатуре); отчеты о состоянии незавершенного производства; необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы, приказы, распоряжения, а также всякого рода договоры, сметы, нормативы;
10.3 - отдел главного механика и главного энергетика: извещения о выполнении заказов; утвержденные в установленном порядке акты на списание оборудования и энергооборудования с баланса; утвержденные в установленном порядке акты на передачу или на продажу оборудования, акты на передачу оборудования из ремонта в эксплуатацию;
10.4 - отдел технического контроля: акты о браке с указанием виновных в образовании брака; заключения на принятые рекламации и расчет потерь в связи с ликвидацией обнаруженных недостатков;
10.7 - отделы материально-технического снабжения и внешней кооперации: ведомость на излишние материалы и неликвиды; инвентаризационные ведомости материальных ценностей; расчеты и другие данные для взыскания с поставщиков пени, штрафов и неустоек, а также заключения по претензиям, заявленным поставщиками; отчетные данные о движении материалов и изделий и об остатках их на конец каждого месяца;
10.8 - отдел организации труда и заработной платы: смету использования фонда поощрения, материальной помощи и социальных льгот; утвержденные положения о премировании рабочих из фонда оплаты труда, а также специалистов и служащих из фонда поощрения, материальной помощи и социальных льгот;
10.9 - инструментальный отдел: отчетную документацию по производству инструмента и оснастки; расчеты по нормам запаса на центральном инструментальном, складе;
11.4 - технический отдел: план финансирования НИОКР на основе утвержденных смет, а также обеспечение необходимыми средствами планов организационно-технических мероприятий; проверенные совместно с главной бухгалтерией правильно составленные, оформленные и утвержденные в установленном порядке сметные и сметно-финансовые расчеты на затраты по внедрению новой техники, сметы на расходование средств целевого назначения;
11.6 - отдел сбыта: извещение учреждений банка о выставленных покупателями и заказчиками аккредитивах, сведения о покупателях,
10
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
допустивших просрочку оплаты счет-платежных требований или отказавшихся от их акцепта, а также извещения о применении банковских санкций к покупателям и заказчикам;
11.7 - отдел материально-технического снабжения, внешней кооперации: счета для акцепта; сведения о материалах, находящихся в пути; информацию о неоплаченных счетах с указанием причин;
11.11 - отдел маркетинга: финансовые условия для крупных, важных сделок; утвержденные основные уступки в цене; анализ сбытовых издержек, издержек на маркетинг;
11.12 - юридический отдел: законченные претензионные материалы и оформленные для предъявления исков в органы арбитража; заключения по претензиям и искам в связи с отказами в оплате счетов, ошибками в их предъявлении и др.; справки о перечислении денежных средств в связи с рассмотрением претензий и арбитражных исков; документы о перечислении госпошлины; заключения по договорам по установлению формы расчетов.
Делая вывод по проведенному анализу взаимосвязи всех подразделений предприятия в части планирования оборотных средств, можно сказать, что все они принимают участие в процессе планирования оборотных средств предприятия, и их деятельность полностью охватывает существующее понятие организации планирования оборотных средств. Но движение всего этого объемного потока информации не прописано во времени, то есть не даны подетальные этапы обработки данной информации. Также встречается дублированная информация, из которой необходимо определить ее именно в том ракурсе, в котором она должна быть рассмотрена определенными отделами для планирования оборотных средств. Закрепление определенных функций планирования оборотных средств предприятия за подразделениями и распределение их во времени позволит усовершенствовать организацию планирования оборотных средств производственного предприятия и, соответственно улучшить качество планирования.
Выводы и направления последующего исследования. В данной работе мы выяснили недостаточность теоретического обеспечения организации планирования оборотных средств предприятия, вследствие чего современным украинским производственным предприятиям не на что опереться в вопросе усовершенствования планирования оборотных средств на основе правильной их организации. В дальнейшем необходимо более детально и последовательно распределить функционал планирования оборотных средств между подразделениями организации и четко прописать функции отделов, обеспечивающие наименьшую величину оборотных средств при достаточном их количестве для обеспечения выполнения производственных заданий, то есть наладить систему планирования оборотных средств производственных предприятий.
Следует также поставить и задачу будущего исследования: моделирования организации планирования оборотных средств в соответствии с современным уровнем развития средств моделирования организации процессов, предполагающем использование современных средств процессного моделирования, например с использованием нотации SADT. Это позволит выявить не только стационарные связи между отделами и закрепление их функциональных обязанностей, обеспечивающих планирование оборотных средств, но и выявить процесс их взаимно обусловленных действий и взаимного обеспечения информацией. Стационарное представление потоков информации между отделами не позволяет выявить и избежать несогласованности в действиях отделов, обусловленной непоследовательностью выявления и
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)
11
разработки необходимых данных и некоординированностью их передачи во временных плановых периодах. Построение процессной модели организации планирования оборотных средств позволит достичь более адекватного представления условий осуществления функции планирования в отношении оборотных средств предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабич А.М. Формирование оптимальной структуры оборотных средств предприятия./ Актуальные проблемы экономики. - 2001. - №9-10. - С. 12-23.
2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - К.: Ника-Центр, Эльга, 1999.
3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - К.: Ника-Центр. 1999. - 528 с.
4. Золотарев А., Волик И. Эффективное использование оборотных средств./ Экономика Украины. - 1998. - №7. - С. 12-17.
5. Золотарев А. Рациональное использование оборотных средств в промышленности./ Экономика Украины. - 2001. - №7. - С. 29-32.
6. Шило А.П. Управление оборотным капиталом предприятий./ Финансы Украины. -2000. - №11. - С. 152-155.
7. Ганзий Е.А. Современное состояние методического обеспечения планирования оборотных средств производственного предприятия// Экономика. Менеджмент. Предпринимательство. - 2005. - № 14 ч.(II). - С. 187-194.
8. Экономика предприятий: Учебник/ Под ред. проф. Н. А. Сафронова. - М.: «Юристь»,
1998. - 584 с.
9. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции./ К.А. Волкова, И.П. Дежкина, Ф.К. Казанова, И.А. Сергеева. - М.: ОАО «Изд-во Экономика», НОРМА, 1997. - 526 с.
10. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФРА2М,
1999. - 392 с.
11. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент. - М.: Спец. лит-ра, 1998.
12. Стоянова Е.С. Управление оборотным капиталом: Учеб.-практич. пособие/ Под ред. Е.С. Стояновой; институт финансового менеджмента. - М.: Перспектива, 1998.
13. Организация, планирование и управление промышленными предприятиями: Учебник для ВУЗов по спец. "Финансы и кредит" и "Бух. учет". - М.: Высшая школа, 1982. -287 с.
14. Организация, планирование и управление промышленным предприятием: Учебник для экон. спец. ВУЗов/ Под ред. Д.М. Крука. - М.: Экономика, 1982. - 375 с.
15. Финансы предпритий: Учебник/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, И.П. Павлова и др. Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 413 с.
16. Финансы предприятия: Учебник/ Рук-ль авторской коллегии и науч. ред. А.М. Поддерегин.- 3-е изд., перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2000. - 460 с.
17. Экономика предприятий: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфиниеля, проф. В.А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 718 с.
18. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 416 с.
Стаття надмшла до редакцп 14.08.2006 р.
12
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 3(19)