Научная статья на тему 'Анализ состояния объектов инженерной инфраструктуры дорожной сети'

Анализ состояния объектов инженерной инфраструктуры дорожной сети Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
335
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ОБЪЕКТ ИНФРАСТРУКТУРЫ / МОСТОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ / ВОДОПРОПУСКНЫЕ ТРУБЫ / ПУТЕПРОВОДЫ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бобышев Евгений Николаевич, Хохлова Валентина Васильевна

В статье рассмотрено состояние объектов дорожной инфраструктуры. Дан анализ количества и качества технических сооружений дорожной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бобышев Евгений Николаевич, Хохлова Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния объектов инженерной инфраструктуры дорожной сети»

УДК 656.016 ББК 39.1

Анализ состояния объектов инженерной инфраструктуры дорожной сети

ANALYSIS OF THE CONDITION OF OBJECTS OF ENGINEERING INFRASTRUCTURE OF THE ROAD NETWORK

Бобышев Евгений Николаевич, преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного инженерно-экономического института

Хохлова Валентина Васильевна, д.соц.н., профессор кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородского государственного инженерноэкономического института.

Evgenie N. Bobyshev, the college-teacher of the chair «Information Systems and Technology » Nizhny Novgorod State Engineering and Economic

Institute

Valentina V. Khokhlova, doctor of sociological sciences, professor of the chair «Organization and Management» Nizhny Novgorod State Engineering and

Economic Institute

Аннотация. В статье рассмотрено состояние объектов дорожной инфраструктуры. Дан анализ количества и качества технических сооружений дорожной инфраструктуры.

Ключевые слова. Дорожная сеть, объект инфраструктуры, мостовые переходы, водопропускные трубы, путепроводы, повышение качества.

Summary. In article the condition of objects of road infrastructure is considered. The analysis of quantity and quality of technical constructions of road infrastructure is given.

Keywords. Road network, object of infrastructure, bridge transitions, water throughput pipes, overpasses, improvement of quality.

Транспортная система относится к одной из ключевых составляющих инфраструктуры страны. Дорожно-транспортный комплекс является основным компонентом транспортной системы и очень важно согласованное развитие инфраструктуры различных видов транспорта.

Самым большим препятствием реализации дорожных программ остается их недофинансирование. Однако даже в этих условиях реализация программы позволила не только сохранить дорожную сеть страны, но и увеличить протяженность внегородских дорог с твердым покрытием, которая возросла с 519 до 584 тыс. км; при этом протяженность федеральных автомобильных дорог увеличилась с 41 до 46,3 тыс. км. [1]

Развитие автомобильных дорог явно отстает от бурного роста автомобилизации, темпы которой составляли от 5 до 7 % в год. Протяженность дорожной сети РФ, которая по экспертным оценкам должна достигать как минимум около 1,5 млн. км, в настоящее время едва приблизилась к 930 тыс. км, что не соответствует социально-экономическим потребностям государства. [2]

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности региона как относительно самостоятельной экономической системы зависит от состояния и степени развитости дорожной инфраструктуры, и прежде всего, ее основного элемента - автомобильных дорог.

По протяженности территориальных дорог общего пользования Нижегородская область занимает 4 место в Приволжском Федеральном округе и 6 место в России. В 2010 году протяженность дорог общего пользования Нижегородской области составила более 19,3 тысяч километров или же 2,5% от общей протяженности дорог по стране. Протяженность дорог в Нижегородской области с каждым годом увеличивается (Рис.1).

годы

♦ всего И в т.ч. с твердым покрытием

Рисунок 1 - Динамика протяженности дорожной сети Нижегородской области

В 2003 году кроме строительства, на баланс было принято 151 километр внутрихозяйственных дорог. В 2010 году было введено в эксплуатацию лишь 15 километров вновь построенных и

реконструированных дорог и принято на баланс 2 километра

территориальных дорог общего пользования (Рис. 2)

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

годы

строительство и реконструкция —■— принято на баланс внутрихозяйственных дорог

Рисунок 2 - Динамика строительства, реконструкции и принятия на баланс территориальных дорог общего пользования Нижегородской области

Балансовая стоимость дорог общего пользования и дорожных сооружений по состоянию на 1 января 2010г. составила 91045,24 млн. руб. Износ составил 41681,51 млн. руб. (45,78%), а остаточная стоимость -49363,73 млн. руб. (54,22%).

Одним из основных технических показателей транспортноэксплуатационного состояния дорог, является тип дорожной одежды. В классификации дорог Нижегородской области общего пользования по типам покрытия основную долю - 97,83% составляют автодороги капитального типа. Следует отметить, что из 50 муниципальных образований области только в 9 дороги имеют покрытие капитального типа - городе Н. Новгороде, Городецком, Бутурлинском, Первомайском, Починковском, Тонкинском, Большемурашкинском, Д. Константиновском и Богородскиом районах.

Грунтовые автодороги имеются в 22 районах и составляют 81,584 км. -

0,62% от общей протяженности. В основном, грунтовые дороги находятся в Сокольском - 32,6 км (32,6%), Ковернинском - 18,16 км (22,3%) и Ардатовском -11,2 км (13,7%) районах.

С цементобетонным покрытием, а также покрытием из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами, в области 30,715 км (0,24%) территориальных дорог общего пользования. Главным образом, такие участки автодорог проходят по территории Гагинского - 8,83 км (28,75%), Уренского

- 3,21 км (10,45%), Шатковского - 2,94 км (9,57%) и Вознесенского -2,5 км (8,14%) районов.

Покрытие переходного типа (щебеночное) имеют только 172,407 км (1,31%) территориальных дорог. Такие дороги есть в 34 районах, но наиболее значительная их доля: 13.8% (23,87 км) в Сокольском районе, 11,1% (19,07 км) в Навашинском районе, 7,0% (12,0 км) в Краснооктябрьском и 6,3% (10,86 км) в Шатковском районе.

С января 2002 г. по январь 2007 г. в сети территориальных автодорог общего пользования к I технической категории относилось 3,2 км дорог -автодорога Московское шоссе - торфопредприятие Н. Новгорода. По состоянию на 01.01.2010г. в сети региональных автодорог общего пользования не числится дорог I технической категории.

Период с 2003 по 2009 годы характеризовался с одной стороны, увеличением протяженности дорог П-1У категории на 1,05% (86,015 км) в

результате нового строительства в 2004-2006гг., 2008-2009гг. и приемки в сеть дорог общего пользования внутрихозяйственных дорог в 2004-2005гг., а также местных дорог в 2009г, а с другой стороны, сокращением протяженности автодорог I, III и Y категории, а именно на 1,14%.

Соответствие действующих объектов дорожной инфраструктуры техническим нормам определит правильность расположения объекта на дороге, эффективность и безопасность услуг придорожного сервиса, а также в некоторой степени качества обслуживания автомобилей. [3]

Следует отметить, что сфера обслуживания на автомобильных дорогах велика и многообразна. В нее входят и услуги для автотранспортных средств - по поддержанию их в работоспособном состоянии, по ремонту и восстановлению, а также услуги для человека - водителя или туриста, которые предлагают распределенные по трассе различные пункты питания, предприятия торговли, мотели и т.д. В условиях рыночной экономики сервис на дорогах - неплохой бизнес, который приносит весьма существенный и стабильный доход.

Однако не следует забывать также о том, что автомобильная дорога является зоной повышенной опасности, поэтому к части предоставляемых услуг предъявляются особенно высокие требования. От качества диагностики и ремонта автотранспортного средства напрямую зависит процент аварий вызванных отказом техники. От водителя - его физического и эмоционального состояния зависит его поведение на дороге, уровень его собранности и быстрота реакции на изменяющуюся ситуацию, а следовательно, и процент аварий вызванных «человеческим» фактором.

Одна из основных задач дорожного хозяйства области - обеспечение безопасности движения на региональных автодорогах Нижегородской области.

По данным УГИБДД ГУВД на региональных дорогах Нижегородской области за 2011 г. произошло 1269 дорожно - транспортных происшествий (ДТП), в которых погибло 303 человек и получили ранения

1792 чел. По сравнению с 2010 г. число ДТП уменьшилось на 111 ед. (8%), число погибших уменьшилось на 53 чел. (14,9%), раненых - на 111 чел. (5,8%).

Из общего числа ДТП - 220 ед. (17,3%) произошло с сопутствующими дорожными условиями, при которых 50 чел. погибло и 316 получили ранения. По сравнению с 2008г. количество ДТП с сопутствующими дорожными условиями увеличилось на 5 ед. (2,3%), число погибших людей увеличилось на 20 чел. (66,67%), раненых уменьшилось на 2 чел. (0,63%).

Основной причиной ДТП с сопутствующими дорожными условиями являются низкие сцепные качества покрытия дорог (30% ДТП). Другими причинами являются:

• недостаточное освещение проезжей части - 16,8%;

• отсутствие горизонтальной разметки - 11,8%;

• занижение обочины по отношению к проезжей части - 6,4%;

• несоответствие параметров дороги её категории - 5,9%;

• дефекты покрытия - 5,9%;

• неисправное освещение - 5,4%;

• неровное покрытие дорог - 3,2%;

• отсутствие дорожных знаков - 3,2 %;

• ограничение видимости -1,8%;

• отсутствие ограждений в необходимых местах -1,8%;

• неудовлетворительное состояние обочины -1,8%;

• плохая различимость горизонтальной разметки - 1,8%;

• отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) - 1,8%;

• наличие снежных валов, ограничение видимости, сужение проезжей части, деревья на обочине - 1,9%;

• неисправность светофора - 0,5%.

На реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на 2009г. было предусмотрено 111,94 млн. руб. Фактически выполнено работ на сумму 110,62 млн. руб., в результате полученной экономии в расходах на электроэнергию, передаваемую на линии наружного освещения.

За период с 2005 г. по 2011 г. тенденция изменения количества ДТП неоднократно меняла свою направленность. С 2005г. по 2007г. наблюдалась тенденция снижения общего количества ДТП, а также по причине плохих дорожных условий. В 2005 году ДТП сократились по сравнению с уровнем 2004 г. на 0,6%, а ДТП, связанные с дорожными условиями, - на 11%. Период 2006г. - 2007 г. характеризуется ростом общего количества ДТП, несмотря на ежегодное увеличение финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения (в 2005г. - 59,57 млн. руб., в 2006г. 94,6 млн. руб., в 2007 г. - 135,22 млн. руб.). Однако в 2009 г. рост ДТП связанных с дорожными условиями удалось остановить, и период 2009-2010 гг. отмечается снижением ДТП с сопутствующими условиями. В 2010 г. продолжилась сложившаяся в 2009 г. тенденция снижения общего количества ДТП. В тоже время, аварийность с сопутствующими дорожными условиями возросла. В определенной степени на данный фактор повлияло сокращение финансирования мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в 2010 г. на 64,36 млн. руб.

На территориальных дорогах общего пользования Нижегородской области расположено 873 мостовых перехода (включая 22 путепровода) протяженностью 33 355 п.м. и 10 368 водопропускных труб протяженностью 137 734 п. м..

В настоящее время наблюдается преобладающая тенденция устойчивого роста количества и протяженности искусственных сооружений, расположенных на территориальных дорогах общего пользования. Только в 2010 г. количество и протяженность водопропускных труб снизились по сравнению с 2009 г. на 8 единиц (0,1 %) и 18 297 п.м. (11,7 %)

соответственно. В целом за последние пять лет количество мостовых переходов увеличилось на 24 единицы (2,8 %) - 3 540 п.м. (11,9 %). Количество водопропускных труб возросло на 611 единиц (6,3 %), а их протяженность уменьшилась на 5 611 п. м.

По протяженности мостов и путепроводов, расположенных на территориальных федеральных дорогах общего пользования Нижегородской области находится на третьем месте в ПФО. Большинство мостов, расположенных на территориальных дорогах общего пользования Нижегородской области находятся в хорошем - 308 единиц (35 %) и в удовлетворительно техническом состоянии - 294 единицы (34 %). В тоже время 231 мост (26 %) находится в неудовлетворительном, а 40 единиц (5 %)

- в аварийном состоянии.

В целом за период с 2005 г. по 2010 г. количество мостовых сооружений возросло на 24 единицы (2,8 %), а их протяженность на 3 540 п.м. (11,9 %).

Изменение количества и протяженности мостовых сооружений и путепроводов в 2010 г. произошло в результате:

• ввода в эксплуатацию двух вновь построенных мостовых переходов на автомобильную дорогу Большое Орловское - Рустай от Березовки до Рустай протяженностью 46,2 п.м.;

• уменьшения протяженности в результате ремонта деревянных мостов в Ветлужском, Шарангском, Тонкинском, Кр.Октябрьском, Воскресенском, Семеновском, Ковернинском, Бутурлинском районах, а также изменения протяженности мостов на основании актов осмотра и паспортизации;

• приемки на содержание Главным Управлением Нижегородской области «Автомобильные дороги Нижегородской области» дорожной части Волжского моста г. Нижнего Новгорода протяженностью 1 608,8 п.м.

На территориальных дорогах Нижегородской области эксплуатировавшихся водопропускных труб 9 350 единиц (90,2 %)

железобетонные и 1 018 единиц (9,8 %) - металлические. Доля

протяженности металлических труб за последние пять лет возросла с 7,32 % в 2008 г. до 9,8 % в 2012 г., в тоже время удельный вес железобетонных водопропускных труб снизился с 92,68 % до 90,2 % соответственно.

Технико-эксплуатационное состояние большинства водопропускных труб (77,86 %) - удовлетворительное. Почти 4 % находятся в хорошем техническом состоянии. Однако доля водопропускных труб, находящихся в аварийном, либо неудовлетворительном состоянии довольно высокая (18,22 %). Аварийные трубы есть почти во всех районах области за исключением Лысковского, Чкаловского, Балахнинского районов, а также г. Н.Новгорода.

□Удовлетворительное ПХорошее

□Авя|>1 ІМНОЄ □ Н єудовлетворі ітель ное

Рисунок 1 - Структура водопропускных труб (по количеству) по уровню технического состояния на 1.01.2010

За 2009г. в рамках реализации мероприятий программы содержания и ремонта автодорог было отремонтировано 6 водопропускных труб в т.ч. 3 аварийные:

- 2 водопропускные трубы на а/д подъезд к с. Васильевка -с.Болховское- д. Ивановка от а/д Работки - Порецкое в Сеченовском районе;

- водопропускная труба на а/д Воскресенское-Русениха-Будилиха в Воскресенском районе (аварийная);

- водопропускная труба на а/д Вад-Новый Мир после кап. ремонта в Вадском районе;

- водопропускная труба на а/д подъезд к д. Кодочиги - Старые Краи от а/д Тонкино - Н.Новгород - Шахунья - Киров в Тонкинском районе (аварийная);

- водопропускная труба в составе работ по ликвидации разрушений зем. полотна на участке а/д Сергач-Гагино в Гагинском районе;

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:

Нижегородская область занимает ведущие позиции по протяженности и обеспеченности территории дорогами общего пользования и

расположенными на них искусственными дорожными сооружениями, как в Приволжском федеральном округе, так и в целом по России. По протяженности региональных дорог общего пользования с твердым покрытием область вторая среди регионов ПФО и пятая среди субъектов РФ.

Количество искусственных сооружений, расположенных на

территориальных дорогах общего пользования Нижегородской области в динамике за пять лет увеличились, повысилась также и их протяженность. Техническое состояние переходов оценивается как хорошее и

удовлетворительное. Произошло существенное снижение количества

деревянных мостовых сооружений. Техническое состояние водопропускных

труб оценивается как удовлетворительное.

Большинство искусственных сооружений (65,83% мостов и 81,04% водопропускных труб) соответствуют нормативным требованиям. Однако в Нижегородской области есть еще не решенные проблемы: в области одна из самых низких доля региональных дорог I - III технических категорий в общей их протяженности - 15,1%; высокая доля деревянных мостов - 14,1%.

Кроме того, почти 4% мостов и более 3% водопропускных труб, расположенных на региональных дорогах области, находятся в аварийном техническом состоянии. Технико-эксплуатационное состояние дорожных объектов требует увеличения финансирования их ремонта.

Литература:

1. Чулкова, Т.А. Разработка инвестиционных стратегий управления движением автотранспорта в ООО «АвтотрансЛос

2. http://www.mirrabot.com/work/work 13467.html

3. http://www.mirrabot.com/work/work 44556.html

4. http://www.mintrans.ru/pressa/FZP 03 2005.^г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.