Научная статья на тему 'Анализ состояния малого предпринимательства на основе метода когнитивного моделирования'

Анализ состояния малого предпринимательства на основе метода когнитивного моделирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
735
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ИМПУЛЬСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балуян Ю. В.

В работе представлены результаты исследования состояния малого предпринимательства в Ростовской области. В целях разработки рекомендаций по проектированию стратегии развития малого бизнеса и совершенствованию управления им была использована современная информационная технология исследования когнитивная. Согласно требованиям методологии была разработана когнитивная модель развития малого бизнеса для региональных условий. Проведение импульсного моделирования на разработанной когнитивной карте дало возможность среди многих импульсных процессов (сценариев развития малого бизнеса) обосновать и рекомендовать в качестве стратегии развития наиболее подходящий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балуян Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния малого предпринимательства на основе метода когнитивного моделирования»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Результаты, полученные таким образом, необходимо сравнить с результатами оценки кредитоспособности с помощью системы финансовых показателей. Значительные отклонения могут свидетельствовать как об ошибках в анализе, так и о недостоверности предоставляемой заемщиком информации.

Для обоснования прогнозов показателей на будущие периоды можно воспользоваться методом интерполяции. Используя данные предприятия, зная среднеотраслевые экономические показатели и показатели роста рынка, рассчитать прогнозные значения по выручке.

Программа контроля зависит от специализации заемщика и принятых методов оценки его кредитоспособности. Возможно применение дифференцированного подхода: наиболее надежные кредиты подвергаются проверке один раз в квартал, тогда как проблемные ссуды требуют постоянного анализа и контроля. В любом случае финансовый мониторинг предполагает наличие достоверной и оперативной информации обо всех изменениях, происходящих у заемщика.

Таким образом, объективной особенностью процесса кредитования заемщика является определенная доля риска невозврата выданной ссуды. В наиболее эффективном механизме управления кредитными рисками используется система инструментов определения кредитоспособности заемщика и совокупности рисков, сопутствующих операциям кредитования, идентифицирующая экономико-математическую модель, позволяющая оценить прогнозное финансовое состояние заемщика на этапе подготовки решения о его кредитовании

ЛИТЕРАТУРА

1. Кетова Н.П. Обновление основного капитала: анализ и оценка возможностей // Экономический вестник Ростовского государственного университета. № 1. 2003.

2. Лаврушин О.И. Банковское дело. М.: КнОРУС, 2006.

3. Новые тенденции в развитии сберегательного дела в южном регионе России. Сб. науч. тр. / Рост. гос. экон. ун-т. Ростов н/Д, 2007.

4. Русанов Ю.Ю., Разина О.М. Методология оценки рисков кредитования малого и среднего бизнеса // Банковское дело. №6. 2007.

5. Тен В.В. Проблемы анализа кредитоспособности заемщиков // Банковское дело. № 3. 2006.

6. www.adship.ru

Коды классификатора JEL: L26, L29

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ МЕТОДА КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

БАЛУЯН Ю.В.

Балуян Ю.в. Технологический институт Южного федерального университета,

г. Таганрог (ТТИ ЮФУ), аспирант, yuriy@baluyan.ru

В работе представлены результаты исследования состояния малого предпринимательства в Ростовской области. В целях разработки рекомендаций по проектированию стратегии развития малого бизнеса и совершенствованию управления им была использована современная информационная технология исследования - когнитивная. Согласно требованиям методологии была разработана когнитивная модель развития малого бизнеса для региональных условий. Проведение импульсного моделирования на разработанной когнитивной карте дало возможность среди многих импульсных процессов (сценариев развития малого бизнеса) обосновать и рекомендовать в качестве стратегии развития наиболее подходящий.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, когнитивные модели, сценарии развития, импульсное моделирование, стратегия

Малое и среднее предпринимательство (МСП) - это основа экономики всех развитых стран. На примере Франции, Германии, США, Японии и Турции видно, что именно малое предпринимательство сыграло существенную роль на этапе перехода экономики от спада к подъему. Малое предпринимательство имеет ряд преимуществ по адаптации к переходной системе. Среди них небольшая капиталоемкость, быстрая окупаемость, высокая производительность труда, относительная независимость действий, приспособленность к местным условиям и т.д. В этой связи поддержка малого предпринимательства не может быть ничем иным, как поддержкой его естественного саморазвития.

В России XXI века малое и среднее предпринимательство играет все возрастающую роль. Экономический ресурс, социальное развитие, человеческий потенциал - все эти составляющие делают предпри-

нимательство значимой частью современного российского общества. Малый и средний бизнес является важнейшим элементом инновационно-ориентированной экономики, развитие которой является одним из главных приоритетов России на современном этапе.

В связи с растущей важностью МСП, меры по поддержке МСП стали одним из приоритетов Правительства России. В 2007 году принят новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [7]. Одной из основных целей принятия нового закона стала необходимость обеспечения сопоставимости законодательств Российской Федерации и стран Европейского союза. Новый закон вводит новую для российского законодательства категорию - «среднее предпринимательство». Мировой, в том числе и европейский, опыт показывает, что для развития экономики среднее предпринимательство имеет не меньшее значение, чем малое. Кроме понятия «среднее предпринимательство», новым законом введена еще одна категория - «микропредприятия».

Таким образом субъекты МСП после принятия нового закона разделены на 3 категории: на микропредприятия - со средней численностью занятых не более 15 человек; на малые предприятия - со средней численностью от 16 до 100 человек; на средние предприятия - со средней численностью от 101 до 250 человек.

Такая дифференциация предприятий регламентирует различные правовые условия для регулирования деятельности различных категорий предприятий, а также для предоставления льгот и преференций, различающихся в зависимости от категории предприятия, однако законодательством еще не установлены предельные значения выручки от реализации товаров, работ и услуг для каждой категории субъектов МСП.

Невключение средних предприятий в российскую статистику, да и в законодательство, касающееся малого бизнеса, долгое время создавало ошибочную картину состояния Российской экономики. Между тем, если использовать европейскую, а теперь и российскую методику, в соответствии с которой к средним относится предприятие, в котором работает от 100 до 250 работников, то согласно исследованиям [6] в России еще четыре года назад в сфере малого и среднего бизнеса работало почти 50% всех занятых в экономике.

Если же использовать американские стандарты отнесения предприятия к категории среднего (от 100 до 500 работников), то выясняется, что более 60% россиян трудятся в секторе МСП. И это не считая теневого бизнеса, «серых схем» и т.д.

Доля малых и средних предприятий в России на тот же период составляла 94% от общего количества всех предприятий в стране. Что также вполне сопоставимо с мировыми стандартами в сфере развития малого и среднего бизнеса. В странах ЕС и США этот показатель колеблется от 94% до 99% [6].

В данной работе проведен анализ состояния малого предпринимательства в Таганроге. Для характеристики состояния МСП в настоящее время чаще всего используются следующие показатели: количество зарегистрированных малых предприятий, среднесписочную численность занятых на малых предприятиях, средняя заработная плата, объем оборота малых предприятий, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий. Именно этим показателям было уделено основное внимание в исследованиях МСП в Таганроге. Анализ был проведен по данным ежегодных публикаций о социально-экономическом состоянии города [5].

В результате анализа была получена следующая картина.

- Количество малых предприятий ежегодно растет и на 2007 год составляет около 3 тысяч единиц, численность индивидуальных предпринимателей за год увеличилась на 1547 человек и составила 11227.

- В сфере малого предпринимательства города занято более 25% от общей численности трудоспособного населения города.

- Среднемесячная начисленная заработная плата на предприятиях малого бизнеса по итогам 2007 года превысила 7 тыс. руб.

- На долю малого предпринимательства приходится около 80% всего оборота розничной торговли (по России - 48-50%).

- Оборот малых предприятий по итогам 2007 года составляет около 7% от оборота малых предприятий области (2 место по области). Примерно 27% малых предприятий с оборотом свыше 10 млн. рублей дают 90% всего оборота малых предприятий - юридических лиц.

- Оборот малых предприятий превысил в фактических ценах показатели соответствующего периода предыдущего года практически на 35 процентов. Это несколько ниже, чем по крупным и средним предприятиям, где оборот предприятий в фактических ценах в 2007 году превысил показатели соответствующего периода прошлого года на 35,7 процента.

Приведенные данные позволяют выявить определенные тенденции, но эта информация недостаточна для обоснования необходимых управленческих решений по направлению совершенствования управления в сфере малого предпринимательства. Необходимо проанализировать факторы, от которых зависит успешность развития малого бизнеса в регионе.

Для этого за основу были взяты факторы, приведенные в исследовании общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» [6]. По результатам общероссийского исследования, проведенного этой организацией совместно с ВЦИОМ и Министерством экономического развития и торговли РФ чаще всего к факторам, формирующим предпринимательскую среду в регионах относят:

- поддержка малого бизнеса;

- правовая защищенность;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

- безопасность;

- политики властей;

- доступность финансирования;

- свобода конкуренции;

- доступность имущественных ресурсов;

- влияние крупного бизнеса.

Для определения возможности использования этих факторов для оценки состояния малого предпринимательства в г. Таганроге был проведен SWOT-анализ, как инструмент быстрой оценки стратегического положения субъекта. SWOT-анализ подчеркивает, что стратегия развития должна как можно лучше сочетать внутренние возможности (сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (отраженную в возможностях и угрозах). SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых для разработки стратегий развития. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз для малого предпринимательства.

Результаты SWOT-анализа были использованы для проведения когнитивного моделирования [1-5] состояния малого бизнеса в г. Таганроге.

Сравнительный анализ подходов и методов, используемых при анализе и принятии решений в сфере управления малым бизнесом, позволил классифицировать их по группам лиц, их использующих. Так, достаточно известные методы экономико-математического моделирования для структурирования и анализа рыночной информации - модели жизненного цикла товара (фирмы), модели маркетингового комплекса 4р (7р), матрица "Бостон-консалтинг групп" и т.д. носят узконаправленный характер и ориентированы на руководителей малых предприятий. Применяемые методика МГУ, методика банка Австрии и т.д. ориентированы больше на стратегических инвесторов. Они не учитывают взаимосвязь малых предприятий с социальной, экономической, политической и т.д. средой региона и не могут быть использованы региональными властными структурами для выявления проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса и принятия решений в этой сфере.

Поэтому для анализа и принятия решений в сфере управления малым и средним бизнесом был применен метод когнитивного моделирования - современная технология системного анализа.

В последнее время методы когнитивного моделирования начинают все шире применяться для изучения слабоструктурированных систем, к которым можно отнести и систему малого предпринимательства. В результате проведенного исследования была разработана когнитивная модель и проведено когнитивное моделирование развития малого предпринимательства в регионе. Формально, когнитивная модель представляет собой знаковый ориентированный граф, вершины которого являются объектами исследуемой системы, а дуги определяют взаимосвязь объектов. Согласно методологии когнитивного моделирования [3, 8] с помощью программной системы когнитивного моделирования [1-4] был проведен формальный анализ разработанной когнитивной модели. Исследование когнитивной модели включало: анализ путей и циклов когнитивной карты (дает возможность проанализировать причинно-следственные связи между факторами, влияющими на эффективность малого бизнеса), анализ условий устойчивости развития малого бизнеса (структурная устойчивость, устойчивость к возмущающим и управляющим воздействиям), импульсное моделирование, которое позволяет рассматривать возможные тенденции развития малого предпринимательства.

Когнитивная карта механизма взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой включает в себя следующие вершины:

• У0 - малый бизнес;

• У1 - инвестиционный климат;

• У2 - наука и инновации;

• У3 - объекты инфраструктуры;

• У4 - крупные предприятия;

• У5 - экономико-географическое положение;

• У6 - бюджет;

• У7 - ВРП;

• У8 - занятность;

• У9 - уровень жизни;

• У10 - межрегиональный и внешнеэкономический обмен;

• У11 - конкуренция;

• У12 - НПО;

• У13 - административные барьеры ;

• У14 - федеральные органы власти;

• У15 - региональные органы власти;

• У16 - уровень преступности.

Анализ результатов вычислительного эксперимента показывает, что без эффективных действий органов власти малый бизнес развивается медленно, это не позволяет ему выполнять основные свои функции -в значительной мере повышать занятость, уровень жизни и доходы бюджета. Поэтому было предложено другая модель механизма взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой, включающая дополнительную вершину - «отраслевые специализированные центры малых предприятий», где связи

между этой вершиной, а также V3 «объекты инфраструктуры», V4 «крупные предприятия», V16 «региональные органы власти» носят регулярный характер. Соответствующие этой модели импульсные процессы позволяют сделать следующий вывод: развиваясь, малый бизнес способствует социально-экономическому развитию региона. Повышается занятость населения, уровень жизни растет, что влечет за собой резкое падение уровня преступности. Сложившаяся в регионе ситуация является привлекательной для инвесторов, т.к. улучшается инвестиционный климат региона.

Проведенное импульсное моделирование позволило выделить сценарий управления развитием малого предпринимательства в Ростовской области, в результате которого, развиваясь, малый бизнес выполняет все социально-экономические функции, возложенные на него.

Анализ чувствительности исследуемой модели позволил сделать вывод, что она чувствительна к изменению структуры, к изменению характера взаимосвязи между вершинами, а также к изменению величины и времени подаваемого сигнала. А это значит, что когнитивная модель взаимодействия малого предпринимательства с внешней социально-экономической средой региона управляема.

На основе проведенного исследования для развития малого бизнеса в Ростовской области было рекомендовано создать специализированные центры малого предпринимательства. В рамках таких центров решались бы все основные проблемы, связанные с образованием малых предприятий и их функционированием в определенных отраслях экономики.

Таким образом, результаты когнитивного моделирования позволили выявить эффективные стратегии поддержки развития малого предпринимательства в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балуян Ю.В. Моделирование процесса принятия решений для малых предприятий потребительского рынка / В сб. материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Перспективные системы и задачи управления». Таганрог: Изд-по ТТИ ЮФУ, 2008. Т2. с.157—159

2. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Гинис Л.А. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем. Ростов н/Дону: Изд-во РГУ, 2005. с. 290.

3. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных проблем социальноэкономических систем: когнитивный подход. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. с. 332.

4. Горелова Г.В., Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю. Системный подход и инструментарное обеспечение управления в территориально-локализованных экономических системах мезоуровня. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. с. 158.

5. «Справочный материал о социально-экономическом состоянии г. Таганрога» // Администрация города Таганрога, 2006-2007 г.

6. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России // Отчет по результатам общероссийского исследования, ОО «ОПОРА РОССИИ», Москва, 2006 г.

7. Федеральный Закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007)

8. Eden C. Cognitive mapping// European Journal of Operational Research. 1998. № 36. pp. 1-13.

Коды классификатора JEL: M31

ВНЕДРЕНИЕ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА РОССИЙСКИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЕРОШИН Ю.А.

Ерошин Ю.А. волгоградский государственный технический университет,

соискатель, erc@vstu.ru

Статья посвящена исследованию вопросов внедрения концепции маркетинга взаимодействия на российские электроэнергетические предприятия. В рамках рассмотрения данной темы определена сущность концепции маркетинга взаимодействия, выявлены барьеры на пути его внедрения в российских условиях, рассмотрена специфика реализации концепции на рынке электроэнергетики.

Ключевые слова: концепция маркетинга взаимодействия, рынок электроэнергетики

Преобразования, происходящие в последнее время в мировой экономике, инновационная направленность экономического роста позволяют говорить о глобальных изменениях среды развития организаций. Конкурентный характер развития рынков, обусловленный глобализацией бизнеса и стремительным разви-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.