2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 197
УДК 656.7:658
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ АЭРОПОРТОВ МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО УЗЛА
А.С. БОРЗОВА, И.П. ЖЕЛЕЗНАЯ
Статья представлена профессором, доктором технических наук Воробьевым В.В.
В статье описывается современное состояние инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла и возможные проекты развития.
Ключевые слова: инфраструктура, аэропорт, Московский авиационный узел, аэродром, светосигнальное оборудование.
Развитие транспортной системы страны в целом и системы воздушного транспорта, в частности, становится не только необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации, но и фактором повышения качества жизни населения и конкурентоспособности национальной экономики.
Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений и конкурирует с железнодорожным транспортом на дальних и средних пассажирских перевозках.
Аэропорты как часть транспортной системы являются важнейшим компонентом национальной, региональной и местной инфраструктуры. Аэропорт - не просто поставщик авиационных услуг, чья деятельность регулируется государством, но и самостоятельный коммерческий комплекс с собственными бизнес-целями и стратегией развития, направленной на рост и экономическую эффективность функционирования.
Российский рынок авиатранспортных услуг стал формироваться в начале 1990-х годов, и первые этапы его развития характеризовались беспрецедентным падением объемов авиаперевозок, приведшем к закрытию многих региональных и местных аэропортов. Общее количество аэропортов сократилось с 1302 в 1992 году до 351 в 2007 году.
В настоящее время инфраструктура выполняет не только вспомогательные функции в сфере производства и оказания услуг, но и может рассматриваться как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.
Инфраструктура транспортной отрасли представляет собой важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а её устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста государства, обеспечения целостности его территории, пространственной безопасности и повышения качества жизни населения. Вместе с тем, в настоящее время состояние и темпы модернизации транспортной отрасли, а также достигнутый технический и экономический уровень транспортной инфраструктуры в Российской Федерации не удовлетворяют возросшие общественные потребности в их развитии. Это проявляется, в частности, в несоответствии между недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры, эффективностью и качеством её функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.
Однако состояние объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры российских аэропортов неудовлетворительно. Уровень оснащения оборудованием авиационной безопасности в аэропортах России в настоящее время также недостаточен. Неразвитость производственной инфраструктуры аэропортов снижает развитие рынка авиатранспортных услуг и реализацию транзитного потенциала России.
Состояние объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры аэропортов характеризуется значительным износом. Особенно это касается искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов и светосигнального оборудования. Лишь две трети имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, известно, что срок службы асфальтобетонного покрытия взлетно-посадочных полос и других элементов аэродрома составляет 10 лет, цементобетонного - 20-25 лет. Искусственные покрытия аэродромов в аэропортах Московского авиаузла имеют износ, существенно превышающий 50 %.
Наиболее значимыми проектами развития объектов инфраструктуры аэропортов Московского авиаузла являются:
• аэропорт Шереметьево - расширение и реконструкция взлетно-посадочных полос со строительством рулежных дорожек скоростного схода;
• аэропорт Внуково - реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов аэропорта, замена светосигнального оборудования;
• аэропорт Домодедово - реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок самолетов.
В настоящее время осуществляется государственное финансирование в развитие инфраструктуры аэропортов, но при этом необходимы дополнительные капитальные вложения для создания опорной сети узловых аэропортов. Как показано на рис. 2 в аэропорты МАУ в 2006-2011 гг. инвестировано 171805 млн. руб. В 2006-2011 гг. на 1 руб. бюджетных средств привлечено 3,3 руб. дополнительных средств.
Перевезено пассажиров в 2011 году
Шереметьево Домодедово
22'5 мЖПасс'^^^^23'9 млнпасс'
Внуково
8,2 млн.пасс.
ад:
Прочие инвестиции 131849 млн. руб.
Федеральный бюджет; 39956 млн. руб.
Рис. 1. Показатели работы аэропортов Московского авиационного узла
Рис. 2. Инвестиции в аэропорты Московского авиационного узла (в целом)
В результате недостаточного финансирования аэропортовой и аэродромной инфраструктуры на протяжении длительного времени не решаются проблемы физического и морального износа. Одной из основных причин создавшегося положения в наземной базе гражданской авиации является недостаточный объем инвестиций, направляемых на поддержание и развитие аэропортов.
Реконструкция аэродромов крупных узловых аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково, выполняющих около 60 % объемов авиаперевозок, позволит увеличить международный транзит через аэропорты, повысить их конкурентоспособность на рынке авиационных услуг, привлечь дополнительные пассажиропотоки и внебюджетные средства на расширение аэровокзальных и топливозаправочных комплексов.
При изменении состава парка воздушных судов российских авиакомпаний и росте интенсивности их движения через аэропорты МАУ недостаточный объем инвестиций в развитие объектов наземной инфраструктуры неизбежно приведет к тому, что аэропорты не смогут обеспечивать сбалансированное развитие авиатранспортной системы России.
Анализ состояния инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла
109
Уровень оснащения оборудованием авиационной безопасности в аэропортах России в настоящее время недостаточен, при этом наблюдается значительный его износ (около 75 %). Без неотложного переоснащения материально-технической базы аэропортов в этой сфере возрастает вероятность террористической угрозы в гражданской авиации. Одновременно значительных дополнительных инвестиций требует обновление материально-технической базы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.
В табл. 1 показано современное состояние аэропортов Московского авиационного узла.
Таблица 1
Наименование показателей Характеристика
Внуково Домодедово Шереметьево
Аэродромная инфраструктура 2 зависимые пересекающиеся ВПП: ИВПП-1:3000х60 ИВПП -2:3060х45 2 независимые параллельные ВПП между осями 2000м: ИВПП-1:3500х60 ИВПП -2:3794х60 2 зависимые параллельные ВПП между осями 283м: ИВПП-1:3550х60 ИВПП -2:3700х60
Состояние аэродромной инфраструктуры Требуется реконструкция ВПП-1 Требуется реконструкция ВПП-2 Требуется реконструкция ВПП-1
Пропускная способность ВПП, млн.пасс в год 14,95 30,0 19,95
Пропускная способность пассажирских терминалов, млн.пасс. в год 15,0 21,0 33,0
Баланс пассажирских терминалов к аэродромной инфраструктуре Соответствует Не соответствует Соответствует с запасом
Ограничение пропускной способности аэродромной инфраструктуры Бизнес авиация и литерные рейса Отсутствует Отсутствует
Доступность автомобильного транспорта Удовлетворительная Удовлетворительная Требуется «дублер» Ленинградскому шоссе
Доступность железнодорожного транспорта Обеспечена Обеспечена Обеспечена
Приближение аэропорта к городским застройкам и населенным пунктам Высокая плотность застройки Отсутствует Незначительная
Для поэтапного развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов в увязке с перспективой развития транспортной системы страны, а также парка воздушных судов, реализации приоритетных мероприятий, включающих реконструкцию взлетно-посадочных полос и замену светосигнального оборудования, а также модернизацию имеющихся мощностей объектов для эффективного транспортного обслуживания и удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиаперевозки и приравненных к ним местностях, необходимо обеспечить:
- формирование опорной сети аэропортов федерального значения, в том числе крупных пересадочных узлов и региональных аэропортов;
- расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов наземной инфраструктуры в аэропортах для осуществления перевозок на самолетах нового поколения российского производства, приема зарубежных самолетов, внедрения современных технологий и новых типов наземной техники для обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей;
- привлечение внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов, в том числе на основе совершенствования управления имуществом, находящимся в федеральной собственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левитин И.Е. Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узла: доклад Министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина 28 марта 2011 г. на совещании в аэропорту Шереметьево, проводимом В.В. Путиным.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
THE MOSCOW HUB AIRPORTS INFRASTRUCTURE CONDITION ANALYSIS
Borzova A.S., Zheleznaja I.P.
The article treats the Moscow hub airports infrastructure existing condition.
Key words: infrastructure, airport, Moscow air traffic, airfield, lights-signal equipment.
Сведения об авторах
Борзова Анжела Сергеевна, окончила Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (1993), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ГА, автор 20 научных работ, область научных интересов - экономика гражданской авиации.
Железная Ирина Петровна, окончила МГТУ ГА (2002), кандидат технических наук, доцент кафедры организации перевозок на воздушном транспорте МГТУ ГА, автор 16 научных работ, область научных интересов - организация перевозок и коммерческая работа авиакомпаний.