Научная статья на тему 'Анализ состояния инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла'

Анализ состояния инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1388
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / АЭРОПОРТ / МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ УЗЕЛ / АЭРОДРОМ / СВЕТОСИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзова Анжела Сергеевна, Железная Ирина Петровна

В статье описывается современное состояние инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла и возможные проекты развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOSCOW HUB AIRPORTS INFRASTRUCTURE CONDITION ANALYSIS

The article treats the Moscow hub airports infrastructure existing condition.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 197

УДК 656.7:658

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ АЭРОПОРТОВ МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО УЗЛА

А.С. БОРЗОВА, И.П. ЖЕЛЕЗНАЯ

Статья представлена профессором, доктором технических наук Воробьевым В.В.

В статье описывается современное состояние инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла и возможные проекты развития.

Ключевые слова: инфраструктура, аэропорт, Московский авиационный узел, аэродром, светосигнальное оборудование.

Развитие транспортной системы страны в целом и системы воздушного транспорта, в частности, становится не только необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации, но и фактором повышения качества жизни населения и конкурентоспособности национальной экономики.

Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений и конкурирует с железнодорожным транспортом на дальних и средних пассажирских перевозках.

Аэропорты как часть транспортной системы являются важнейшим компонентом национальной, региональной и местной инфраструктуры. Аэропорт - не просто поставщик авиационных услуг, чья деятельность регулируется государством, но и самостоятельный коммерческий комплекс с собственными бизнес-целями и стратегией развития, направленной на рост и экономическую эффективность функционирования.

Российский рынок авиатранспортных услуг стал формироваться в начале 1990-х годов, и первые этапы его развития характеризовались беспрецедентным падением объемов авиаперевозок, приведшем к закрытию многих региональных и местных аэропортов. Общее количество аэропортов сократилось с 1302 в 1992 году до 351 в 2007 году.

В настоящее время инфраструктура выполняет не только вспомогательные функции в сфере производства и оказания услуг, но и может рассматриваться как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Инфраструктура транспортной отрасли представляет собой важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а её устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста государства, обеспечения целостности его территории, пространственной безопасности и повышения качества жизни населения. Вместе с тем, в настоящее время состояние и темпы модернизации транспортной отрасли, а также достигнутый технический и экономический уровень транспортной инфраструктуры в Российской Федерации не удовлетворяют возросшие общественные потребности в их развитии. Это проявляется, в частности, в несоответствии между недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры, эффективностью и качеством её функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.

Однако состояние объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры российских аэропортов неудовлетворительно. Уровень оснащения оборудованием авиационной безопасности в аэропортах России в настоящее время также недостаточен. Неразвитость производственной инфраструктуры аэропортов снижает развитие рынка авиатранспортных услуг и реализацию транзитного потенциала России.

Состояние объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры аэропортов характеризуется значительным износом. Особенно это касается искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов и светосигнального оборудования. Лишь две трети имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, известно, что срок службы асфальтобетонного покрытия взлетно-посадочных полос и других элементов аэродрома составляет 10 лет, цементобетонного - 20-25 лет. Искусственные покрытия аэродромов в аэропортах Московского авиаузла имеют износ, существенно превышающий 50 %.

Наиболее значимыми проектами развития объектов инфраструктуры аэропортов Московского авиаузла являются:

• аэропорт Шереметьево - расширение и реконструкция взлетно-посадочных полос со строительством рулежных дорожек скоростного схода;

• аэропорт Внуково - реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов аэропорта, замена светосигнального оборудования;

• аэропорт Домодедово - реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок самолетов.

В настоящее время осуществляется государственное финансирование в развитие инфраструктуры аэропортов, но при этом необходимы дополнительные капитальные вложения для создания опорной сети узловых аэропортов. Как показано на рис. 2 в аэропорты МАУ в 2006-2011 гг. инвестировано 171805 млн. руб. В 2006-2011 гг. на 1 руб. бюджетных средств привлечено 3,3 руб. дополнительных средств.

Перевезено пассажиров в 2011 году

Шереметьево Домодедово

22'5 мЖПасс'^^^^23'9 млнпасс'

Внуково

8,2 млн.пасс.

ад:

Прочие инвестиции 131849 млн. руб.

Федеральный бюджет; 39956 млн. руб.

Рис. 1. Показатели работы аэропортов Московского авиационного узла

Рис. 2. Инвестиции в аэропорты Московского авиационного узла (в целом)

В результате недостаточного финансирования аэропортовой и аэродромной инфраструктуры на протяжении длительного времени не решаются проблемы физического и морального износа. Одной из основных причин создавшегося положения в наземной базе гражданской авиации является недостаточный объем инвестиций, направляемых на поддержание и развитие аэропортов.

Реконструкция аэродромов крупных узловых аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково, выполняющих около 60 % объемов авиаперевозок, позволит увеличить международный транзит через аэропорты, повысить их конкурентоспособность на рынке авиационных услуг, привлечь дополнительные пассажиропотоки и внебюджетные средства на расширение аэровокзальных и топливозаправочных комплексов.

При изменении состава парка воздушных судов российских авиакомпаний и росте интенсивности их движения через аэропорты МАУ недостаточный объем инвестиций в развитие объектов наземной инфраструктуры неизбежно приведет к тому, что аэропорты не смогут обеспечивать сбалансированное развитие авиатранспортной системы России.

Анализ состояния инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла

109

Уровень оснащения оборудованием авиационной безопасности в аэропортах России в настоящее время недостаточен, при этом наблюдается значительный его износ (около 75 %). Без неотложного переоснащения материально-технической базы аэропортов в этой сфере возрастает вероятность террористической угрозы в гражданской авиации. Одновременно значительных дополнительных инвестиций требует обновление материально-технической базы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

В табл. 1 показано современное состояние аэропортов Московского авиационного узла.

Таблица 1

Наименование показателей Характеристика

Внуково Домодедово Шереметьево

Аэродромная инфраструктура 2 зависимые пересекающиеся ВПП: ИВПП-1:3000х60 ИВПП -2:3060х45 2 независимые параллельные ВПП между осями 2000м: ИВПП-1:3500х60 ИВПП -2:3794х60 2 зависимые параллельные ВПП между осями 283м: ИВПП-1:3550х60 ИВПП -2:3700х60

Состояние аэродромной инфраструктуры Требуется реконструкция ВПП-1 Требуется реконструкция ВПП-2 Требуется реконструкция ВПП-1

Пропускная способность ВПП, млн.пасс в год 14,95 30,0 19,95

Пропускная способность пассажирских терминалов, млн.пасс. в год 15,0 21,0 33,0

Баланс пассажирских терминалов к аэродромной инфраструктуре Соответствует Не соответствует Соответствует с запасом

Ограничение пропускной способности аэродромной инфраструктуры Бизнес авиация и литерные рейса Отсутствует Отсутствует

Доступность автомобильного транспорта Удовлетворительная Удовлетворительная Требуется «дублер» Ленинградскому шоссе

Доступность железнодорожного транспорта Обеспечена Обеспечена Обеспечена

Приближение аэропорта к городским застройкам и населенным пунктам Высокая плотность застройки Отсутствует Незначительная

Для поэтапного развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов в увязке с перспективой развития транспортной системы страны, а также парка воздушных судов, реализации приоритетных мероприятий, включающих реконструкцию взлетно-посадочных полос и замену светосигнального оборудования, а также модернизацию имеющихся мощностей объектов для эффективного транспортного обслуживания и удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиаперевозки и приравненных к ним местностях, необходимо обеспечить:

- формирование опорной сети аэропортов федерального значения, в том числе крупных пересадочных узлов и региональных аэропортов;

- расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов наземной инфраструктуры в аэропортах для осуществления перевозок на самолетах нового поколения российского производства, приема зарубежных самолетов, внедрения современных технологий и новых типов наземной техники для обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей;

- привлечение внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов, в том числе на основе совершенствования управления имуществом, находящимся в федеральной собственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левитин И.Е. Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узла: доклад Министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина 28 марта 2011 г. на совещании в аэропорту Шереметьево, проводимом В.В. Путиным.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

THE MOSCOW HUB AIRPORTS INFRASTRUCTURE CONDITION ANALYSIS

Borzova A.S., Zheleznaja I.P.

The article treats the Moscow hub airports infrastructure existing condition.

Key words: infrastructure, airport, Moscow air traffic, airfield, lights-signal equipment.

Сведения об авторах

Борзова Анжела Сергеевна, окончила Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (1993), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ГА, автор 20 научных работ, область научных интересов - экономика гражданской авиации.

Железная Ирина Петровна, окончила МГТУ ГА (2002), кандидат технических наук, доцент кафедры организации перевозок на воздушном транспорте МГТУ ГА, автор 16 научных работ, область научных интересов - организация перевозок и коммерческая работа авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.