Научная статья на тему 'Анализ состояния инфраструктурной обеспеченности как фактора экономического развития Нижегородской области'

Анализ состояния инфраструктурной обеспеченности как фактора экономического развития Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтонов В.И.

Предмет. Влияние инфраструктурной обеспеченности на динамику экономического роста Нижегородской области. Цели. Проанализировать взаимосвязь состояния инфраструктурной обеспеченности и экономического развития Нижегородской области. Методология. Использован анализ статистических данных Росстата и программ социально-экономического развития Нижегородской области. Результаты. Проведенный анализ показал, что экономическое развитие Нижегородской области как региона с преобладанием обрабатывающей промышленности и характеризующегося средним уровнем ВРП на одного занятого находится в зависимости от транспортной инфраструктуры, повышающей возможности реализации деятельности хозяйствующих субъектов. В тоже время, повышению уровня транспортной инфраструктурной обеспеченности региона препятствует перегруженность автотранспортной системы, недостаточно высокий уровень интегральной транспортной доступности, необходимость развития распределительных центров крупных федеральных сетей. Выводы. Принятие программ экономического развития региона в соотношении со специализацией региональной экономики и с упором на соответствующие компоненты инфраструктурной обеспеченности позволит максимизировать показатели, заложенные в программах социально-экономического развития, повысить уровень конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния инфраструктурной обеспеченности как фактора экономического развития Нижегородской области»

Анализ состояния инфраструктурной обеспеченности как фактора экономического развития Нижегородской области

Ахтонов Владислав Игоревич,

аспирант, кафедра государственного регулирования экономики ИГСУ, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 79108739730@ya.ru

Предмет. Влияние инфраструктурной обеспеченности на динамику экономического роста Нижегородской области. Цели. Проанализировать взаимосвязь состояния инфраструктурной обеспеченности и экономического развития Нижегородской области.

Методология. Использован анализ статистических данных Рос-стата и программ социально-экономического развития Нижегородской области.

Результаты. Проведенный анализ показал, что экономическое развитие Нижегородской области как региона с преобладанием обрабатывающей промышленности и характеризующегося средним уровнем ВРП на одного занятого находится в зависимости от транспортной инфраструктуры, повышающей возможности реализации деятельности хозяйствующих субъектов. В тоже время, повышению уровня транспортной инфраструктурной обеспеченности региона препятствует перегруженность автотранспортной системы, недостаточно высокий уровень интегральной транспортной доступности, необходимость развития распределительных центров крупных федеральных сетей. Выводы. Принятие программ экономического развития региона в соотношении со специализацией региональной экономики и с упором на соответствующие компоненты инфраструктурной обеспеченности позволит максимизировать показатели, заложенные в программах социально-экономического развития, повысить уровень конкурентоспособности региона. Ключевые слова: инфраструктура, экономическое развитие, региональное развитие, инфраструктурное обеспечение, транспортная инфраструктура.

о

о

см

О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

Изучение состояния инфраструктурной обеспеченности как фактора экономического развития региона имеет важное значение с точки зрения снятия инфраструктурных ограничений. В настоящее время принятие региональных программ по развитию инфраструктуры того или иного региона определяется заложенными в федеральных программах и планах стратегического развития, в тоже время, учет особенностей специализации экономики региона происходит лишь с точки зрения деления на сельскохозяйственные, промышленные, добывающие и пр. Инфраструктурное обеспечение регионов с ориентацией на обрабатывающую промышленность, сферу услуг, оптовую и розничную торговлю рассматривается на общероссийском уровне без учета специфики прямой и обратной связи с населением, хозяйством, природой и культурой. Проблема оценки влияния инфраструктурной обеспеченности на экономическое развитие является междисциплинарной, рассматриваемой с различных точек зрения в экономико-географических теоретических и эмпирических исследованиях.

Инфраструктура является пространственной категорией и, следовательно, имеет свои особенности в каждом конкретном регионе, определяет отраслевую специализацию. Влияние инфраструктуры определяется особенностями развития того или иного региона. С.Н. Кот-лярова дифференцирует инфраструктуру в урбанизированных и вновь осваиваемых регионах. В первом случае взаимосвязи подсистем уже сформировались, а во второй группе формирование инфраструктуры еще идет под влиянием, главным образом, производственной системы, обусловливающей специализацию региональной экономики [4].

В рамках развития цифровой экономики с широким распространением информатизации всех сфер деятельности понятие инфраструктуры претерпело изменение, особенно в зарубежных исследованиях. Так, Вапу1е (2008) анализирует инфраструктуру как фактор, определяющий успешное распространение и внедрение инноваций на рынке [9]. Значительное число элементов инфраструктуры и их постоянное обновление создает трудности в методологической оценке влияния инфраструктурной обеспеченности на развитие. Кроме того, подобная оценка во многом определяется уровнем экономического развития той или иной территории и, например, компоненты оцениваемые в инфраструктурной обеспеченности стран Европы с высоким уровнем жизни, развитием информационных технологий и пр. будут кардинально отличаться от развивающихся стран и стран переходного типа с их зависимостью от природных ресурсов и промышленности.

И. В. Калтырина указывает на то, что «эффективная реализация основных приоритетных направлений социально-экономического развития региона ... невозможна

без развития соответствующих инфраструктурных составляющих и обуславливает необходимость их идентификации и адресного рассмотрения» [3].

Р.М. Мельниковым выявлена зависимость экономического развития от влияния инфраструктурной обеспеченности в зависимости от специализации региональной экономики: обрабатывающее производство при среднем уровне ВРП на одного занятого, добывающая промышленность, а также специализация на сфере услуг с высоким уровнем ВРП на одного занятого. В работе Р.М. Мельникова с точки зрения влияния на ВРП выделены транспортная, энергетическая инфраструктура и инфраструктура мобильной связи и Интернета [8].

На основе выделенных в вышеуказанной работе видов инфраструктуры, проведем анализ состояния инфраструктурной обеспеченности как фактора экономического развития Нижегородской области. С этой целью необходимо:

- определить специализацию рассматриваемого региона на основе статистических данных по основным экономическим показателям и выявить структурные особенности экономической деятельности;

- определить уровень социально-экономического развития региона касательно общероссийской динамики;

- сформулировать рекомендации по совершенствованию инфраструктурного обеспечения развития Нижегородской области с учетом ее отраслевой специализации и уровня социально-экономического развития.

Основные экономические показатели Нижегородской области в 2018 г. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные экономические показатели области в 2018 г.

Нижегородской

Объем отгруженных товаров Проду Ввод Обор Сальд Инвес

собственного производства, кция в от ирован тиции

выполненных работ и услуг сельс дейст- розни ный в

собственными силами, млн кого вие чной финан основ

руб. хозяй обще торго совый -ной

добыч обраба обесп водосн ства, й вли, резуль капит

а тываю ечени абжени млн площ млрд тат ал,

полезн щие е е; руб. ади руб. (прибы млрд

ых произв элект водоот жилы ль руб.

ископа одства ричес ведени х минус

емых кой е, поме убыток

энерг организ щени ) в

ией, ация й, эконом

газом сбора и тыс.м ике,

и утилиза 2 млн

паром ции руб.

; отходо

конди в,

циони деятел

рован ьность

ие по

возду ликвид

ха ации

загрязн

ений

РФ 184981 439498 55625 107536 51197 75657 31579 13797 17595

85 85 91 2 56 ,7 ,4 163 ,0

Нижег 1165 137682 11205 28544 66902 1351, 739,0 15825 259,0

ородс 9 0 1 4

кая

облас

ть

Источник: данные статистического сборника Росстата «Россия в цифрах - 2019 г.»

Таблица 2

Динамика развития инфраструктуры экономики Нижегородской области в 2010-2016 гг.

ВРП всего, млрд. руб.

ВРП на душу населения, тыс. еуб.

Организации,

использовавшие

глобальные

информационны

е сети (в

процентах от

общего числа

обследованных

организаций

соответствующе

го субъекта

Российской

Федерации)

Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1000 человек населения (на конец года), шт.

Показатели 2010

Отправление грузов и пассажиров железнодорожн ым транспортом общего пользования, млн. тонн

Перевозки грузов

автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности, млн. тонн

Грузооборот

автомобильного

транспорта

организаций

всех видов

деятельности,

млн. тонн

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года; км путей на 1000 км2 территории

Мощность электростанций, млн. кВт

Производство электроэнергии, млрд. кВтч

652,8

190,7

89,7

1570, 4

19,5

27,6

1909

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

196

2,7

10,0

2011 2012 2013 2014 2015 2016

770,8

236,2

92,4

1677, 3

18,5

30,0

2531

199

2,7

9,8

842,2

264,0

92,8

1689, 7

16,9

27,1

2430

280

2,5

9,5

925,2

284,8

95,3

1815, 2

16,6

29,4

2547

288

2,5

1009, 5

309,0

93,3

1805

17,0

31,8

2398

290

2,9

7,6

1104, 6

339,1

94,8

1808, 4

15,5

43,6

2885

290

2,9

9,5

1160, 8

349,9

95,8

1843, 7

16,1

28,4

2872

291

2,9

10,1

2017

1260, 2

388,9

95,1

2250, 8

15,6

23,9

3193

295

2,9

10,4

Источник: Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002-2018 годы.

Согласно представленным показателям, регион в сравнении с общероссийскими показателями характеризуется крайне невысокими объемами добычи полезных ископаемых. Сельское хозяйство, входящее в число лидеров экономики субъектов Приволжского федерального округа в Нижегородской области также слабо развито. Наиболее высокие показатели - по обрабатывающему производству. Валовый региональный продукт в

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

регионе в период 1998-2017 годов стабильно увеличивается за исключением некоторого падения в 2009 году. Самым крупным сегментом экономики региона является обрабатывающее производство, дающее порядка 3032% ВРП Нижегородской области. В целом по Российской Федерации данный показатель в среднем составляет 14-15%. Вторым по значимости элементом экономики региона является оптовая и розничная торговля. Третьим в числе приоритетных отраслей экономики Нижегородской области является проведение операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (11-15%).

Нижегородская область в целом характеризуется средними показателями ВРП на душу населения, индекса дохода и прочих компонентов индекса человеческого развития.

Основные статистические показатели инфраструктурного обеспечения в 2010-2016 гг. представлены в таблице 2.

Нижегородская область как регион со специализацией на обрабатывающей промышленности со средним уровнем ВРП характеризуется зависимостью от транспортной инфраструктуры и от глобальных информационных систем.

По итогам 2017 года, вклад транспортной инфраструктуры в ВВП Российской Федерации составил 5,3%. В Нижегородской области аналогичный показатель составил в 2017 году 9,7% ВРП, несмотря на транзитное положение региона, предполагающее по данным оценкам долю транспорта в ВРП на уровне не менее 12-15%.

Кластерное развитие транспортно-логистического комплекса в Нижегородской области заявлено одной из стратегических целей до 2030 года. Транспортная инфраструктура Нижегородской области, с учетом географического положения в месте слияния крупных судоходных рек и плотностью движения по автомобильным дорогам, превышающей среднероссийские показатели в 2 раза, играет важную роль в экономическом развитии региона.

В Нижегородской области расположены распределительные центры таких крупных логистических транс-портно-экспедиторских провайдеров, как Русская логистическая служба и др. Нижний Новгород входит в число федеральных мультимодальных транспортно-логисти-ческих центров наряду с Калининградом, Санкт-Петербургом, Краснодаром, Екатеринбургом, Новосибирском, Иркутском, Красноярском и Хабаровском. В тоже время, отсутствие динамики в развитии логистической инфраструктуры снижает транзитный потенциал региона.

Автомобильные перевозки составляют 49% от общего объема грузовых перевозок и 92% от пассажирских в Нижегородской области. Однако, перегруженность автотранспортной системы является отрицательным фактором, влияющим на уровень социально-экономического развития региона.

Проблемы методического обеспечения расчета транспортной инфраструктурной обеспеченности регионального экономического развития обусловлены устаревшими моделями упора на статистические данные на основе расчета себестоимости перевозок. При этом не учитываются качественные показатели, такие как, надёжность, стабильность и гибкость транспортной инфраструктуры. Кроме того, несмотря на широкое распространение кластерного подхода при формировании программ в области транспорта, фактически собственно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

транспортная и логистическая обеспеченность рассматриваются как отдельные области региональной экономики.

Разработки различных авторов в данном направлении активно ведутся. Так, И.А. Аксеновым предложена методика расчета интегральных показателей уровня развития транспортной инфраструктуры, позволяющая осуществить идентификацию региональных проблем, выработать методы их решения и определить синерге-тический эффект с учётом социальных показателей [1]. В практике разработки стратегических планов и социально-экономических стратегий развития Нижегородской области подобные методические приемы не применяются.

Полагаем необходимым разработку алгоритма и методики оценки транспортной инфраструктурной обеспеченности с учетом специфики развития экономики Нижегородской области, позволяющей выявить резервы комплексного развития на основе сочетания всех видов транспорта в регионе с учетом эффективности каждого с точки зрения как трансакционных и удельных транспортных издержек, так и влияния на ВРП и транзитный потенциал, а также разработки регионального механизма ГЧП с целью повышения инвестиционной привлекательности отрасли транспорта и сформировать алгоритма привлечения инвестиций в создание новых инфраструктурных объектов.

На основе характеристики социально-экономического развития Нижегородской области предлагается использовать разработанную автором управленческую матрицу для предварительного выявления уровня инфраструктурной обеспеченности.

В целях сравнительной оценки инфраструктурной обеспеченности исследуемого региона и соседних субъектов РФ предлагается применение экспертной методики с расчетом интегрального индекса на базе предложенных ИСЭРТ РАН в 2012 г. компонентов [10].

Таблица 3

Управленческая матрица для сравнительной оценки инфраструктурной обеспеченности исследуемого региона и

Элементы инфраструк туры Оценка уровня развит ия Соседние регионы Оценка уровня развития элемента инфраструктуры в сравнении с соседними регионами

1 2 3 П| 1 2 3 П|

Транспортн ая

Энергетичес кая

Мобильной связи и интернета

Интегральный показатель

Вес характеристик

Источник: составлено автором

Расчет интегрального индекса осуществляется на основе средневзвешенной суммарной оценки индексов подсистем и имеет следующую градацию: 1 - инфраструктура полностью не развита; 1-1,99 - очень низкое развитие; 2 - 2,99 - низкое развитие, инфраструктура

требует изменений; 3 - 3,99 - недостаточно развита, отдельные подсистемы инфраструктуры требуют изменений; 4 - 4,99 - развитая инфраструктура, имеются ресурсы для дальнейшего развития; 5 - абсолютно развита.

С учетом полученных данных составляется управленческая матрица для сравнительной оценки инфраструктурной обеспеченности исследуемого региона и соседних субъектов РФ.

Заключительным этапом использования методики будет определение степени важности каждого элемента инфраструктуры региона на основе превалирующей специализации региональной экономики и с учетом предложенных Р.М. Мельников соответствующих звеньев инфраструктуры, нуждающихся в первоочередном развитии.

Использование предлагаемой методики позволит определять приоритетные с точки зрения экономики региона и конкурентоспособности в территориальном отношении компоненты инфраструктурной обеспеченности, требующих первоочередного управленческого воздействия. В настоящее время в основном в документах по стратегическому планированию выделяется одна основная отрасль экономики региона без учета потенциала прочих. Так, если выделенная в качество приоритетной транспортная инфраструктура учитывается в Стратегии Нижегородской области до 2035 года как одна из ключевых проблем и ограничений развития, то не менее приоритетные информационные сети рассматриваются в данном документе применительно исключительно к отраслям социальной сферы: образованию и медицине. Информационные технологии и связь с учетом значительной доли сферы услуг в экономике Нижегородской области должны быть включены в число приоритетов развития. Сопоставимый объем ВРП сфера услуг обеспечивает в экономике города Москвы и Московской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской и других областях. Информационные сети и технологии в данных регионах не включены в инфраструктуру в рамках стратегического планирования и рассматриваются лишь как кластеры, точки роста. Исключение составляет город Москва, в котором сфера услуг занимает пятое место с максимальном удельным весом в структуре ВРП по сравнению со всеми другими субъектами Российской Федерации - 27,4%. В Стратегии социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года на первом месте в обеспечении сферы услуг стоят бизнес-услуги и информационные технологии. Также информационные сети и технологии включены в программы инновационной инфраструктуры.

Таким образом, инфраструктурная обеспеченность является важнейшим фактором экономического развития регионов. В тоже время учет данного фактора в рамках стратегического планирования за исключением городов федерального значения не производится, прописывается лишь в декларативном порядке. Так, в Нижегородской области инфраструктурная обеспеченность мобильной связью и Интернетом играет важную роль в развитии третьей по вкладу в экономику региона отрасль операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. Однако, в документах по стратегическому планированию и прогнозированию социально-экономического развития региона данная инфраструктура лишь упоминается как точка роста и не включена в программы инновационного поступательного развития.

Решением проблемы может стать стандартизация инфраструктурной обеспеченности регионов на основе нормативно установленного разграничения элементов региональной инфраструктуры с включением новых значимых компонентов, таких как информационные сети и технологии и пр. Также требуется формирование методологии определения приоритетных составляющих инфраструктуры региональной экономики, прежде всего, в количественном выражении.

Литература

1. Аксенов И.А. Развитие транспортной системы в региональной экономике. Монография. Владим. гос. университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир: Изд-во Собор,

2014. - 180с.

2. Государственное управление научно-инновационным развитием: новое в мировой практике: Кушлин В.И., Гапоненко Н.В., Ищенко Е.Г., Мельников Р.М., Фо-ломьев А.Н., Устенко В.С. Москва, 2017. 272 с.

3. Зимакова И.В., Карташов К.А., Овчаренко Н.А. Социально-экономическое развитие региона как результат роста инфраструктурной обеспеченности и конкурентоспособности территории // Экономика устойчивого развития. 2018. № 4 (36). С. 192-197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36806133

4. Калтырина И.В. Институты инновационной инфраструктуры как фактор экономического роста // под ред. Кузнецова Н.Г., Губарь О. В. РГЭУ (РИНХ): Ростов-на-Дону, 2015. ISBN 978-57972-2116-6

5. Котлярова С.Н. Концептуальные подходы к оценке влияния инфраструктуры на региональное развитие // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2012. № 3 (31). С. 19-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17957278

6. Котлярова С.Н. Подходы к исследованию состояния и развития инфраструктуры региона // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 40. С. 23-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16993893

7. Кузнецова А. И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства: геоэкономический подход. М.: URSS, 2010. 456 с.

8. Мельников Р.М. Зарубежные подходы к оценке эффективности инвестиций в инновационную инфраструктуру и возможности их использования в российских условиях // Экономический анализ: теория и практика.

2015. № 41 (440). С. 23-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24400004

9. Мельников Р.М. Инфраструктурная обеспеченность как фактор экономического роста в российских регионах / Р.М. Мельников // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - Т. 17. - № 4 (463). - С. 615-633. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37250270

10. Социально-экономические проблемы локальных территорий : монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - 196 с.

11. Srinivasu B. Infrastructure Development and Economic growth: Prospects and Perspective // Journal of Business Management & Social Sciences Research (JBM&SSR. Volume 2, No.1, January2013. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/8fcd/6cb961185007b6f929 473a716fe588c0ff86.pdf

12. Economic Growth and Demand for Infrastructure Services. National Infrastructure Commission report. URL:

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

https://www.nic.org.uk/wp-content/uploads/2906219-NIC-

Technical-Paper-Economic-Driver-v1_0A-

WEBACCESSIBLE.pdf

13. Palei T. Assessing The Impact of Infrastructure on Economic Growth and Global Competitiveness // Procedia Economics and Finance 23 ( 2015 ) 168 - 175. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/82772001.pdf

14. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/19663.pdf

15. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2018 URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2018.pdf

16. Статистическая база данных Всемирного Банка: http://databank.worldbank.org/data/views/variableselection/ selectvariables.aspx?source=world-development-indicators

Analysis of the state of infrastructure provision as a factor of

economic development of the Nizhny Novgorod region Akhtonov V.I.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Object. The impact of infrastructure provision on the dynamics of

economic growth of the Nizhny Novgorod region. Purposes. To analyze the relationship between the state of infrastructure security and economic development of the Nizhny Novgorod region. Methodology. The analysis of statistical data of Rosstat and programs of social and economic development of the Nizhny Novgorod region is used. Results. The analysis showed that the economic development of the Nizhny Novgorod region as a region with a predominance of manufacturing industry and characterized by an average level of GRP per employee is dependent on the transport infrastructure, which increases the possibility of implementing the activities of economic entities. At the same time, the increase in the level of transport infrastructure provision in the region is hampered by the congestion of the transport system, the insufficiently high level of integrated transport accessibility, the need to develop distribution centers of large Federal networks.

Summary. Adoption of programs of economic development of the region in relation to specialization of regional economy and with the emphasis on the corresponding components of infrastructure security will allow to maximize the indicators put in programs of social and economic development, to increase the level of competitiveness of the region. Keywords: infrastructure, economic development, regional development, infrastructure, transport infrastructure.

о

СЧ

References

1. Aksenov I.A. The development of the transport system in the

regional economy. Monograph. Vladim. state University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov.

- Vladimir: Publishing House Cathedral, 2014. - 180s.

2. State management of scientific and innovative development: new

in world practice: Kushlin V.I., Gaponenko N.V., Ishenko E.G., Melnikov R.M., Foliev A.N., Ustenko V.S. Moscow, 2017.272 s.

3. Zimakova I.V., Kartashov K.A., Ovcharenko N.A. Socio-economic

development of the region as a result of the growth of infrastructural security and competitiveness of the territory // Economics of Sustainable Development. 2018. No. 4 (36). S. 192-197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36806133

4. Kaltyrina I.V. Institutions of innovation infrastructure as a factor of

economic growth // Ed. Kuznetsova N.G., Gubar O.V. RSEU (RINH): Rostov-on-Don, 2015. ISBN 978-57972-2116-6

5. Kotlyarova S.N. Conceptual approaches to assessing the impact

of infrastructure on regional development // Regional Economics and Management: electronic scientific journal. 2012. No. 3 (31). S. 19-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17957278

6. Kotlyarova S.N. Approaches to the study of the state and development of the region's infrastructure // Regional Economics: theory and practice. 2011. No. 40. S. 23-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16993893

7. Kuznetsova A. I. Infrastructure: theory, methodology and applied

aspects of modern infrastructure arrangement: a geoeconomic approach. M .: URSS, 2010.456 s.

8. Melnikov R.M. Foreign approaches to assessing the effectiveness of investments in innovative infrastructure and the possibility of their use in Russian conditions // Economic analysis: theory and practice. 2015. No 41 (440). S. 23-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24400004

9. Melnikov R.M. Infrastructure security as a factor of economic

growth in Russian regions / R.M. Melnikov // Regional Economics: theory and practice. - 2019 .-- T. 17. - No. 4 (463).

- S. 615-633. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37250270

10. Socio-economic problems of local territories: monograph / T.V. Uskova, N.V. Voroshilov, E.A. Gutnikova, S.A. Tanners. -Vologda: ISEDT RAS, 2013. - 196 p.

11. Srinivasu B. Infrastructure Development and Economic growth: Prospects and Perspective // Journal of Business Management & Social Sciences Research (JBM & SSR. Volume 2, No.1, January2013. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/8fcd/ 6cb961185007b6f929473a716fe588c0ff86.pdf

12. Economic Growth and Demand for Infrastructure Services. National Infrastructure Commission report. URL: https://www.nic.org.uk/wp-content/uploads/2906219-NIC-Technical-Paper-Economic-Driver-v1_0A-WEBACCESSIBLE.pdf

13. Palei T. Assessing The Impact of Infrastructure on Economic Growth and Global Competitiveness // Procedia Economics and Finance 23 (2015) 168 - 175. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/82772001.pdf

14. Human Development Report in the Russian Federation for 2018 URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/19663.pdf

15. Rating of the Russian regions by quality of life - 2018 URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2018.pdf

16. World Bank Statistical Database: http://databank.worldbank.org/data/views/variableselection/sel ectvariables.aspx?source=world-development-indicators

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.