Научная статья на тему 'Анализ состояния и тенденции развития регионального автотранспортного комплекса'

Анализ состояния и тенденции развития регионального автотранспортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукетлев Ю.X., Кондратенко В.В.

Нет сомнения, что устойчивый рост экономики региона в значительной степени определяется эффективностью функционирования автотранспортного комплекса (АТК). Экономика формирует спрос на услуги транспортного комплекса, а в свою очередь, развитие АТК усиливает динамику экономического роста. Таким образом, транспорт способствует образованию более эффективного экономического пространства. На это указывает также и существование устойчивой связи между ростом объема грузоперевозок и экономическим ростом. Например, установлено, что рост ВВП пропорционален объему грузооборота. В статье анализируется состояние регионального транспорта на примере Республики Адыгея. Такой выбор объясняется тем, что автомобильный транспорт является базовой составляющей транспортного комплекса республики, которая в силу сложившихся географических условий находится в административных границах Южного федерального округа, являясь при этом самостоятельным субъектом Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и тенденции развития регионального автотранспортного комплекса»

11 (50) - 2007

Экономика и управление

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗБИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Ю.Х. ГУКЕТЛЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономика и управление на предприятии (транспорт)»

В.В. КОНДРАТЕНКО

Майкопский государственный технологический университет

Нет сомнения, что устойчивый рост экономики региона в значительной степени определяется эффективностью функционирования автотранспортного комплекса (АТК). Экономика формирует спрос на услуги транспортного комплекса, а в свою очередь развитие АТК усиливает динамику экономического роста. Таким образом, транспорт способствует образованию более эффективного экономического пространства. На это указывает также и существование устойчивой связи между ростом объема грузоперевозок и экономическим ростом. Например, установлено, что рост ВВП пропорционален объему грузооборота [2].

Чтобы лучше понять происходящие в настоящее время перемены в развитии АТК, проанализируем состояние регионального транспорта на примере Республики Адыгея. Такой выбор объясняется тем, что автомобильный транспорт является базовой составляющей транспортного комплекса республики, которая в силу сложившихся географических условий находится в административных границах Южного федерального округа (ЮФО),

являясь при этом самостоятельным субъектом РФ. Рассмотрим организационно-правовую структуру хозяйствующих субъектов Республики Адыгея — организаций всех отраслей экономики, имеющих автомобильный транспорт (табл. 1).

Поскольку одной из целей проводимых преобразований в экономике и автотранспортном комплексе является повышение эффективности их функционирования посредством действия рыночных механизмов, необходимо детально рассмотреть изменение структуры организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса.

Как видно, число хозяйствующих субъектов за исследуемый период имеет тенденцию к снижению. Так, количество предприятий всех форм собственности в 2005 г. сократилось по сравнению с 2000 г. на 18,1 %. Число государственных предприятий в 2005 г. сократилось по сравнению с 2000 г. на 15,5, %, однако несмотря на это, они занимают доминирующее положение в структуре субъектов рынка транспортных услуг. Количество муниципальных предприятий за исследуемый период изменилось незначительно;

Таблица 1

Распределение субъектов рынка транспортных услуг в Республике Адыгея по форме собственности [1]

Субъекты по форме Годы

собственности 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Государственные предприятия 220 206 195 194 187 186

Муниципальные предприятия 154 152 151 151 152 147

Предприятия общественных организаций 20 16 15 13 11 12

Частные предприятия 193 193 172 151 134 133

Предприятия смешанной формы собственности 34 33 31 30 29 28

Собственность потребкооперации 19 19 18 17 14 13

Иностранная собственность 3 3 3 3 4

Совместная российская и иностранная 6 4 2 2 1

Всего 640 628 589 561 532 524

10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

"5492....."5576"

>3584 _3477 __3149

2470 __2198

1483 -■ 1624 ---

833 814^ 1665 1599 1551

1219 1175 1201 803 757 666 613

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Годы

" Грузовые автомобили

"Автобусы

" Легковые автомобили

"Всего

Рис. 1. Количество автотранспортных средств, находящихся в распоряжении субъектов рынка транспортных услуг

так, их число в 2005 г. уменьшилось на 4,4 % по сравнению с 2000 г. Количество предприятий частной формы собственности сократилось в 2005 г. по сравнению с 2000 г. на 31,1 %.

Подвижной состав субъектов автотранспортного комплекса Республики Адыгея в значительной степени определяет структуру рынка транспортных услуг. На рис. 1 представлены данные, отражающие динамику изменения количества автотранспортных средств, находящихся в собственности у различных хозяйствующих субъектов. Начиная с 2000 г., основной тенденцией является снижение количества всех видов подвижного состава.

Рассмотрим, каким подвижным составом располагают наиболее значимые субъекты рынка транспортных услуг. Анализ статистических данных показал, что количество грузовых автомобилей, находящихся в собственности государственных предприятий, сократилось в период с 2000 — 2005 гг. на 21,1 %. Автобусный парк государственных предприятий за исследуемый период сократился на 1,3 %. Количество легковых автомобилей увеличилось в 2005 г. по сравнению с 2000 г. на 86,8 %.

Парк грузовых автомобилей, находящийся в собственности муниципальных предприятий, за исследуемый период сократился на 24,9 %. Количество автобусов за период с 2000 г. по 2005 г. снизилось на 1,3 %, однако в 2004г. парк автобусов превышал уровень 2000 г на 1,3 %. Количество легковых автомобилей муниципальной собственности в период с 2000 по 2005 г. постоянно увеличивалось, в 2005 г. оно составило 277 автомобилей, что на 35 % больше, чем в 2000 г.

Структура транспортных средств государственных предприятий в период с 2000 по 2005 г. заметно изменилась. Так, на государственных предприятиях в 2000 г основную долю составляли грузовые автомобили — 45,4 %, легковые — 33,4 % и автобусы — 20,8 %, а в 2005 г. доминирующее положение стали занимать легковые автомобили — 52,4 %, грузовые автомобили — 30 %, автобусы — 17,3 %.

Структура транспортных средств муниципальных предприятий за исследуемый период изменилась следующим образом: в 2000 г доминирующее положение занимали грузовые автомобили — 47,8 %, легковые автомобили — 7,4 %, автобусы — 14,7 %, а в 2005 г около половины всего подвижного состава стали занимать легковые автомобили — 50,2 %, грузовые автомобили — 35,7 %, автобусы — 14,2 %.

Структура подвижного состава частных предприятий изменилась в период с 2000 по 2005 г. незначительно. Преобладающим видом подвижного состава являются грузовые автомобили — 71,5 %, легковые автомобили — 17,7 %, а автобусы составили только 10,7 % парка.

Структура автомобильного парка предприятий смешанных форм собственности также претерпела некоторые изменения, главным образом за счет снижения доли автобусов. Доминирующее положение на протяжении всего периода исследования занимали грузовые автомобили. Так, в 2000 г их доля составляла 61,1 %, а в 2005 г. - 57,2 %. Доля автобусов в 2000 г. составляла 21,6 %, а в 2005 г. — 14,5 %. Легковые автомобили в 2000 г. в структуре подвижного состава данных предприятий занимали 17,4 %, в 2005 г. — 27,6 %.

В 2005 г. по сравнению с 2000 г. количество грузовых автомобилей и автобусов частных предприятий уменьшилось на 38,7 % и 28 %, соответственно, количество легковых автомобилей несколько снизилось после непродолжительного роста на 7,6 % по сравнению с 2000 г. Следует отметить, что значительное снижение количества грузовых автомобилей и автобусов в большей степени вызвано сокращением частных предприятий в 2005 г.

Парк грузовых автомобилей, находящихся на балансе предприятий смешанных форм собственности, в 2005 г. значительно сократился по сравнению с 2000 г. на 63,5 %, количество автобусов за исследуемый период сократилось на 73,2 %, парк легковых автомобилей в 2005 г. составил 102 машины, что на 38,2 % меньше, чем в 2000 г.

Следует отметить, что доля частных предприятий и предприятий смешанных форм собственности в

общем парке автотранспортных средств составляет

30.6 %. Они владеют 66,9 % грузового автотранспорта, 40 % автобусов, 26,5 % легковых автомобилей.

Автомобильным транспортом всех отраслей экономики республики в 2005 г. было перевезено 14,1 млн т грузов, грузооборот составил 738,3 млн ткм, что составляет соответственно 108,5 % и 61,6 % к уровню 2004 г.

Относительно высокий уровень тарифов на грузовые перевозки вынуждает организации осуществлять перевозки собственным транспортом. Вследствие этого доля грузовых перевозок собственным автотранспортом предприятий отраслей экономики выросла с 86,9 % в 2003 г. до 87,7 % в 2004 г. При этом удельный вес объемов перевозок грузов специализированными предприятиями автомобильного транспорта снизился с 13,1 % в 2003 г. до 12,3 % в 2004 г.

Автотранспортными предприятиями отрасли и предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, в 2005 г. перевезено 2095 тыс. т грузов, что на 54,7 % больше, чем в 2004 г., при увеличении грузооборота на 0,8 % (табл. 2).

В 2005 г. в общем объеме перевозок грузов

63.7 % приходилось на внутригородские и пригородные перевозки, 36,2 % — междугородные; в 1991 г., соответственно, — 89 % и 11 %.

В структуре грузооборота автомобильного транспорта снижается доля внутригородских и пригородных перевозок (с 42,9 % в 1991г. до 12,5 % в 2005 г.) при росте доли междугородных перевозок (с 57,1 % в 1991г. до 87,4 % в 2005 г.). Среднее расстояние перевозки одной тонны груза увеличилось с 30 км в 1991 г. до 33 км в 2005 г.

В условиях рынка развиваются перевозки, выполняемые индивидуальными предпринимателями — владельцами грузовых автомобилей. Их

доля в общем объеме перевозок грузов невелика, но в грузообороте автомобильного транспорта всех отраслей экономики республики они составляют 8,9 %, так как осуществляют перевозки преимущественно на дальние расстояния.

Определим тенденции развития АТК и составим прогноз на краткосрочную и среднесрочную перспективу (табл. 3). Для осуществления краткосрочного прогноза основных показателей транспортной работы были использованы методы: скользящей средней, взвешенной скользящей средней и метод экспоненциального сглаживания. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что краткосрочный прогноз лучше всего осуществлять методом скользящей средней, а для среднесрочного прогноза наилучшим образом подходит модель кубической параболы. Однако так как прогнозные значения могут быть значительно завышены, более адекватным представляется прогноз, осуществленный по параболической модели.

Аналогично проведены прогнозные расчеты грузооборота автотранспорта общего пользования, из которых следует, что наилучший краткосрочный прогноз дает метод экспоненциального сглаживания при а = 0,6 (прогнозное значение на 2006 г. составило 68104,5 тыс. ткм), для среднесрочного прогноза наилучшим является использование модели кубической параболы (прогнозное значение на период с 2006 по 2008 г. составило соответственно: 77851,3 тыс. ткм, 96757,7 тыс. ткм, 127182,8 тыс. ткм). Полученные результаты прогноза можно принять в случае, если условия, определявшие развитие показателя в прошлом, останутся без существенных изменений на период прогнозирования [3, 4].

Для современного состояния автомобильного транспорта всех отраслей экономики характерны следующие тенденции:

Таблица 2

Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта общего пользования и всех отраслей экономики [1, 2]

Показатель Год 2005 в % к

1991 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2004 1991

Транспортом общего пользования

Перевезено грузов — всего, тыс. т 7437 1717 1617 1395 1744 1138 1353 2095 154,7 28,2

в том числе сообщение: внутригородское и пригородное 6606 978 863 783 1032 545 695 1337 192,4 20,1

Междугородное 831 739 754 612 712 593 658 758 115,2 91,1

Грузооборот — всего, тыс. ткм 223200 80379 83736 68688 86207 59170 67743 68267 100,8 30,6

в том числе сообщение: внутригородское и пригородное 95674 11814 13365 17379 22249 17529 6912 8610 124,6 9

Междугородное 127526 68565 70371 51309 63958 41641 60831 59657 98,1 46,8

Транспортом всех отраслей экономики

Перевезено грузов — всего, млн. т 31,2 11,8 11,4 11,6 11,2 9,9 13,0 14,1 108,5 45,2

Грузооборот — всего, млн ткм 850 285 343 517 375 497 1198 738 61,6 86,7

Таблица 3

Прогноз объема перевозок грузов автотранспортом общего пользования [1, 2]

Вид прогноза

Краткосрочный Среднесрочный

Год Фактическое Сколь- Взве- Экспоненциальное Полином Полином Полином тре- Простая

значение, тыс. т зящее шенное сглажи вание первого порядка (прямая) второго порядка (парабола) тьего порядка (кубическая парабола) экспо-

среднее скользящее среднее а* = 0,2 а = 0,6 нента

1999 1717 1542,45 1809,43 1659,59 1546,9

2000 1617 1554,9 1554,93 1704,75 1548,935

2001 1395 1667 1667 1567,35 1407,21 1557,01 1550,973

2002 1744 1576,3 1522,7 1612,6 1503,8 1579,8 1366,27 1366,19 1553,013

2003 1138 1585,3 1606,5 1638,9 1647,9 1592,25 1432,11 1282,11 1555,056

2004 1353 1425,7 1382,8 1538,7 1342 1604,7 1604,73 1454,59 1557,101

2005 2095 1411,7 1346,5 1501,6 1348,6 1617,15 1884,13 2033,45 1559,149

2006 1528,7 1688,2 1620,3 1796,4 1629,6 2270,31 3168,51 1561,2

2007 1642,05 2763,27 5009,59 1563,254

2008 1654,5 3363,01 7706,51 1565,31

Оценка точности прогноза

Среднее абсолютное от- 342,8 367 352,9 376,9 251 185,9 141,7 248,9

клонение

Средняя относительная 21,7 22,9 23,4 25,8 16,7 12,3 9,3 15,6

ошибка аппроксимации, %

Среднеквадратическое 483,2 525,9 467,2 540 313,3 241,4 189,2 315,5

отклонение

Примечание: * — константа сглаживания (если а близко к 1, это приводит к учету при прогнозе, в основном, влияния последних значений, при а близком к 0 учитываются почти все значения ряда).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) анализ изменения структуры организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса региона показывает, что их количество за исследуемый период постоянно снижается практически по всем формам собственности;

2) наблюдается стабилизация структуры транспортных средств хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Продолжается снижение количества грузового транспорта государственных и муниципальных предприятий и рост его наличия у предприятий частных и смешанных форм собственности, что свидетельствует об их активности на рынке грузовых перевозок;

3) в структуре перевозок и грузооборота удельный вес специализированных предприятий автотранспорта продолжает снижаться из-за относительно высокого уровня тарифов на грузовые перевозки. Наблюдается рост объемов перевозок транспортом всех отраслей экономики, а объем грузооборота существенно снижается;

4) сравнительный анализ моделей прогноза на среднесрочную перспективу указывает на предпочтительность использования квадратичной зависимости при формировании планов развития регионального АТК.

В то же время несмотря на наличие стольких негативных тенденций, грузовой автотранспорт, работая в условиях роста цен на топливные и другие виды ресурсов, практически обеспечивает платежеспособный спрос потребителей и не является сдерживающим фактором развития экономики.

Положительно следует оценить и то обстоятельство, что возникли объективные условия наблюдаемого в последнее время повышения предпринимательской активности, уровня конкуренции и формирования в автотранспортном комплексе транспортных и транс-портно-экспедиционных предприятий нового типа, ориентированных на новую систему организации перевозочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1991-2005 гг. — Майкоп, Комитет госстатистики Республики Адыгея, 2005. — 160 с.

2. Транспорт в России. 2005: Стат. сб. / Росстат. — М., 2005. - 198 с.

3. Дуброва Т. А. Статистические методы прогнозирования в экономике. — М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. 2003. — 50 с.

4. Половников В. А. Анализ и прогнозирование транспортной работы морского флота. — М.: Транспорт, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.