Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗЕТНОЙ БУМАГИ В МИРЕ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗЕТНОЙ БУМАГИ В МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
260
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНАЯ БУМАГА / РЫНОК ПОКУПАТЕЛЕЙ / ПАДЕНИЕ СПРОСА / РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / NEWSPRINT / BUYERS' MARKET / FALLING DEMAND / RUSSIAN PRODUCERS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Горбач Е.А.

В статье рассматривается текущее состояние рынка газетной бумаги в мире, а также прогнозы его развития. Была выявлена зависимость между уровнем производством бумаги и уровнем цен на нее, таким образом обосновано, что в текущем состоянии рынок газетной бумаги является рынком покупателей. Проанализировав общедоступную статистику ООН по производству газетной бумаги, автором были выявлены тенденции сокращения уровня производства по всему миру, что объясняется объективным сокращением уровнем спроса на газетную бумагу в связи с распространением электронных копий бумажных газет. Опираясь на материалы статистики, автором также были сделаны выводы о государствах-лидерах производства, государствах-лидерах импорта и экспорта. В завершении статьи была сформулирована идея о дальнейшей трансформации рынка, а также рисках, сопровождающих процесс производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE NEWSPRINT MARKET IN THE WORLD

The article examines the current state of the newsprint market in the world, as well as forecasts of its development. The relationship between the level of paper production and the level of prices for it was revealed, thus it was substantiated that in the current state the newsprint market is the market of buyers. After analyzing the publicly available UN statistics on the production of newsprint, the author identified trends in the level of production decline worldwide, which is explained by an objective reduction in the level of demand for newsprint due to the spread of electronic copies of paper newspapers. Based on the statistics, the author also made conclusions about the leading states of production, leading states of imports and exports. At the end of the article, an idea was formulated about the further transformation of the market, as well as the risks accompanying the production process.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗЕТНОЙ БУМАГИ В МИРЕ»

Анализ состояния и перспективы развития рынка газетной бумаги в мире

Analysis of the state and development prospects of the newsprint market in the world

Горбач Е.А

Магистрант 2 курса, Института магистратуры, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

РФ, г. Санкт-Петербург zhenya. gor. 95@yandex. ru

Gorbach E.A

2ndyear master's student Institute of Magistracy, Saint Petersburg State University of Economics,

RF, St. Petersburg zhenya. gor. 95@yandex. ru

Аннотация.

В статье рассматривается текущее состояние рынка газетной бумаги в мире, а также прогнозы его развития. Была выявлена зависимость между уровнем производством бумаги и уровнем цен на нее, таким образом обосновано, что в текущем состоянии рынок газетной бумаги является рынком покупателей. Проанализировав общедоступную статистику ООН по производству газетной бумаги, автором были выявлены тенденции сокращения уровня производства по всему миру, что объясняется объективным сокращением уровнем спроса на газетную бумагу в связи с распространением электронных копий бумажных газет. Опираясь на материалы статистики, автором также были сделаны выводы о государствах-лидерах производства, государствах-лидерах импорта и экспорта. В завершении статьи была сформулирована идея о дальнейшей трансформации рынка, а также рисках, сопровождающих процесс производства.

Annotation.

The article examines the current state of the newsprint market in the world, as well as forecasts of its development. The relationship between the level of paper production and the level of prices for it was revealed, thus it was substantiated that in the current state the newsprint market is the market of buyers. After analyzing the publicly available UN statistics on the production of newsprint, the author identified trends in the level of production decline worldwide, which is explained by an objective reduction in the level of demand for newsprint due to the spread of electronic copies of paper newspapers. Based on the statistics, the author also made conclusions about the leading states of production, leading states of imports and exports. At the end of the article, an idea was formulated about the further transformation of the market, as well as the risks accompanying the production process.

Ключевые слова: газетная бумага, рынок покупателей, падение спроса, российские производители.

Key words: newsprint, buyers' market, falling demand, Russian producers.

Производство газетной бумаги относится к отрасли целлюлозно -бумажной промышленности и традиционно развито в странах, обладающих крупными запасами леса и использующих натуральное сырье для производства бумаги (Канада, Россия), а также в странах, где производства активно используют макулатурное сырье (Япония, Китай).

Такая бумага используется для печати газет, календарей и прочих видов продукции. Поэтому главными потребителями газетной бумаги становятся типографии по печати различного вида газет. Отличительная особенность данного типа бумаги - невысокая белизна и относительно небольшая плотность (40-60 г/м2), что делает газетную бумагу более дешевым товаром по сравнению с другими типами бумаг. Из -за того, что газетная бумага не рассчитана на длительное использование, и часто производится для одноразового применения, срок разложения газетной бумаги невелик и составляет в среднем около 2 месяцев, тогда как стандартной бумаге для офисной техники потребуется около 2 лет, чтобы полностью разложиться.

Процесс производства начинается с подготовки сырья: древесину измельчают в щепу, затем щепу пропаривают, размалывают, сортируют, измельчают и отбеливают. В результате произведенных действий

получается термомеханическая масса. Параллельно с этим балансы отчищаются от древесной коры, истираются в дефибрерах, таким образом древесина разделяется на волокна. Затем получившаяся древесная масса сортируется, отчищается, сгущается и подвергается отбелке. Древесная масса смешивается с термомеханической, добавляется целлюлоза и готовая уже бумажная масса поступает на бумагоделательную машину. После прохождения прессовых валов, сушильных цилиндров, бумажная масса превращается в газетную бумагу. Уже готовый продукт чаще всего упаковывают в рулоны и передают на склад.

Среди основных преимуществ газетной бумаги отметим следующее:

1. Экологическая чистота. Из-за своей относительно небольшой плотности, а также использованию в производстве натуральных древесных волокон, газетная бумага является экологически чистым продуктом.

2. Невысокая цена. Из-за невысоких показателей белизны и плотности газетная бумага является самым дешевым материалом для типографий, поэтому её удобно использовать для печати больших объемов тиражей.

В настоящий момент в мире функционирует около ста заводов, производящих газетную бумагу: они могут быть как встроены в структуры крупных холдингов по производству различных видов бумаги, так и быть самостоятельными структурными единицами. Ведущими странами-производителями газетной бумаги в мире являются Канада, Япония, Китай и Россия, их суммарное производство насчитывает 9,5 млн тонн, что составляет около 50% от всего мирового выпуска (подробнее в таблице 1). Отметим, что объем производства в Канаде падает уже шесть лет подряд, также как и в Японии и Китае. Россия является единственной из перечисленных стран, где производство нестабильно: периоды сокращения выпуска сменяются периодами наращивания производства (рисунок 1).

Таблица 1. Страны-производители газетной бумаги, 2019 г.

Страна Производство, тонн % мирового производства % нарастающим итогом

Китай 3027000 15% 15%

Канада 2570000 13% 28%

Япония 2422000 12% 41%

Россия 1 516400 8% 48%

Индия 1 200000 6% 55%

Остальные страны 8942183 45% 100%

В России производство газетной бумаги осуществляется на четырех заводах, расположенных в СевероЗападном Федеральном округе, а также в Приволжском: АО «Кондопога», АО «Соликамскбумпром», АО «Волга» и АО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Такое сосредоточение производств обусловлено доступностью главной сырьевой базы для производства бумаги - лесных насаждений. Российские производители традиционно конкурируют с крупными бумажными производителями, такими как Kruger Иге (Канада), Skog (Норвегия),

Stora Ешо (Финляндия). В России производство газетной бумаги нестабильно: периоды спада сменяются периодами роста производства [5]. Согласно данным статистики ООН, более 80% произведенной в России газетной бумаги уходит на экспорт [2], что можно расценивать как знак того, что газетная бумага российских производителей пользуется спросом по всему миру и является конкурентоспособным товаром. Согласно официальной статистике Таможенной службы Российской Федерации за период с января по июль 2020 года из России было экспортировано 669 тысяч тонн газетной бумаги на общую стоимость 228 миллионов долларов США [1].

200 000

60 000 40 000 20 000

0 I-1-1—I-1-1-1-1-1-1—I-1-1-1-1-1-1-1—I-1-1-1-1-1-1—I-1-1-1-1-1-1-

Рисунок 1. Динамика производства газетной бумаги в России

Экономический кризис 2008-2009 гг. нанес отрасли непоправимый урон, после которого производители каждый год сокращают объем выпуска газетной бумаги в среднем на 4 -10% в год.

Эксперты по всему миру прогнозируют дальнейшее снижение уровня спроса до естественного уровня потребления газетной бумаги. До экономического кризиса 2020 года, вызванного пандемией, аналитики предрекали сокращение выпуска газетной бумаги в среднем на 8% в год. Так, в 2018 году производство действительно сократилось на 8% по сравнению с 2017 годом, а в 2019 году снизилось уже на 11% по сравнению с 2018 годом [2]. Потери рынка в 2020 году еще предстоит оценить, однако уже начиная с марта анонсируются внеплановые закрытия производств, приостановления выпуска продукции и перепрофилирования производств [3,4]. Согласно данным ООН, динамика производства газетной бумаги в мире, начиная с 2000 года, выглядит следующим образом (рисунок 2):

15 000 000 -

10 000 000 -

5 000 000 -

0 -

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 2. Производство газетной бумаги в мире, статистика ООН

Среди значимых факторов, влияющих на спрос и предложение газетной бумаги, является мировая тенденция к сокращению печатных тиражей газет. Очевидной предпосылкой к этому является возрастающая роль Интернета, электронных гаджетов и развитие компьютеризации. В развитых странах Европы и США из-за роста популярности и распространения Интернета печатные газеты уступили место главного источника информации своим электронным копиям. Хотя цифровые версии газет пользуются популярностью у населения, их печатные копии сокращают тиражи, поскольку рекламодатели с нижают расходы на размещение рекламы в газетах и также уходят в Интернет. Однако в других странах мира, таких как Китай и Индия в связи с ростом грамотности

населения спрос на газетную бумагу возрастает.

Поскольку предложение на рынке газетной бумаги в настоящее время превышает спрос, такой рынок является рынком потребителей. Именно потребители формируют тренды на рынке и зачастую играют решающую роль в установлении цен на продукцию. Такой закон рынка можно кратко описать следующим образом: из-за избыточного предложения на рынке цена на товар снижается, что можно увидеть на рисунке 3.

Рисунок 3. Зависимость рыночной цены от предложения Вследствие того, что доминирующим фактом в установлении цены является уровень спроса на

продукцию другие факторы, например, себестоимость не оказывают существенного влияния на уровень цен.

Соответственно, цена на газетную бумагу может повыситься только вследствие сокращения объемов

производства.

Рынок газетной бумаги можно условно разделить на следующие макрорегионы: Азия, Северная Америка и Европа. Европейские производители сосредоточили производства в таких странах как Россия, Германия, Великобритания, Швеция, Норвегия. Страны Евросоюза связаны между собой глубинными экономическими связями, поэтому торговые потоки распределены между странами-участницами альянса. Россия в свою очередь является одним из ведущих экспортеров газетной бумаги, ежегодно продавая около 1 млн тонн в другие страны (другие страны-экспортеры представлены в таблице 2).

Таблица 2. Страны-экспортеры газетной бумаги, 2019 г.

Страна Экспорт, тонн % мирового экспорта % нарастающим итогом

Канада 2413566 27% 27%

Россия 1 245 600 14% 41%

Швеция 702 124 8% 49%

Франция 568236 6% 55%

Корея 445 578 5% 60%

Остальные страны 3564810 40% 100%

Северная Америка также предоставляет собой традиционный торговый альянс США и Канады. Связи между странами настолько крепки, что крупные бумажные холдинги располагаются на территориях обеих стран, а США импортируют газетную бумагу преимущественно из Канады. Однако и американские покупатели ежегодно снижают объемы закупок.

Азия остается единственным макрорегионом, где растет спрос на газетную бумагу. И даже наличие собственных крупных производственных площадок должным образом не покрывает весь имеющийся в регионе спрос, поэтому Индия и Китай являются мировыми лидерами по объемам импорта. Подробно данные об импорте стран в таблице 3.

Таблица 3. Страны-импортеры газетной бумаги, 2019 г.

Страна Импорт, тонн % мирового импорта % нарастающим

итогом

Индия 1 325 227 14% 14%

США 1 277444 13% 27%

Китай 1 208685 13% 40%

Германия 709 873 7% 47%

Италия 499 083 5% 53%

Остальные страны 4532610 47% 100%

Таким образом, производство газетной бумаги относится к отрасли целлюлозно-бумажной промышленности. Основное предназначение данного типа товара - печать газет, а также брошюр и календарей. Из-за специфичных особенностей - газетная бумага отличается более низкими показателями белизны и плотности по сравнению с офисной бумагой - производство такой бумаги выходит дешевле, а конечная цена продукта относительно невысокой. При этом отметим экологичность газетной бумаги. Благодаря все тем же показателям белизны и плотности, газетная бумага быстро разлагается в почве, а также её можно использовать в повторном производстве бумаги в качестве макулатуры.

Опираясь на данные ООН по производству газетной бумаги, сделаем вывод о том, что в мире вслед за спросом падает и предложение газетной бумаги. Бурный рост цифровизации оказал на отрасль сильное влияние, и производство в мире падает уже несколько лет подряд. Особенно сильный удар нанес экономический кризис, вызванный пандемией COVD-19, когда государства запретили рабочим выходить на службу, ограничили распространение печатной продукции из рук в руки, а предприятия закрывали заводы из-за карантина и отсутствия заказов. Рынок поставил производителей перед фактом: необходимо искать пути преодоления кризиса. Некоторые предприятия закрылись навсегда, другие перепрофилируются на выпуск иной продукции.

Таким образом, мировой рынок газетной бумаги можно охарактеризовать как депрессивный: объективными причинами являются продолжающееся снижение уровня спроса, вызванного бурным ростом компьютеризации, а также избыточное предложение, которое подталкивает производителей к еще большему снижению цен. Для преодоления кризиса перепроизводства необходимым шагом является планомерное сокращение объемов производства. В ближайшие годы с рынка уйдет несколько миллионов тонн газетной бумаги, таким образом должен восстановиться естественный уровень спроса. В связи с этим цены должны вырасти, и рынок из избыточного станет равновесным.

Дальнейшее развитие рынка должно способствовать установлению гармоничных отношений между производителем и покупателем, однако не стоит исключать дальнейшего развития экологизации производства и установлению новых норм по выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, это может привести к дополнительным пошлинам со стороны государств-импортеров в отношении тех продуктов, которые будут произведены с нарушениями норм экологичности Таким образом предприятия вынуждены будут переходить к щадящим ресурсосберегающим технологиям, что может повлиять на себестоимость как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Подводя итог, отметим, что газетная бумага давно стала частью нашей жизни, сотни миллионов газет по всему миру были напечатана благодаря ей. В настоящее время отрасль столкнулась с проблемами падения спроса, перепроизводства и низких цен на производимую продукцию. Мир может найти газетной бумаге новое применение, а производители, в свою очередь, совершенствовать технологии производства, отдавая предпочтение экологичным видам техники и использованию экологичного сырья.

Список используемой литературы:

1. Статистика Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/folder/519 (дата обращения: 06.10.2020)

2. Статистка ООН по производству газетной бумаги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fao.org/faostat/ru/#home (дата обращения: 05.10.2020)

3. Kruger stops production at Brompton newsprint and specialty paper mill [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.euwid-paper.com/news/singlenews/Artikel/kruger-stops-production-at-brompton-newsprint-and-specialty-paper-mill.html (дата обращения: 05.10.2020)

4. Norske Skog продолжает сокращать объемы производства бумаги [Электронный ресурс]. - Режим доступа https ://sbo-paper.ru/news/archive_world/43681/ (дата обращения: 05. 10.2020)

5. Статистика Российской Федерации Производство основных видов продукции в натуральном выражении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/57783 (дата обращения: 05.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.