Материал посвящен анализу состояния рынка образовательных технологий, широко применяемых в процессах обучения. Проведенный авторами обзор показал, что в России прикладываются определенные усилия в области разработок с применением технологических решений в обучении. Мировая пандемия нарушила привычный процесс внедрения новых технологий, обозначив необходимость организации обучения дистанционно. Мировой и отечественный рынки образовательных технологий растут высокими темпами, вовлекая значительное количество компаний и потребителей. Однако рост наблюдается в различных сегментах неодинаковый. Предложена расширенная сегментация потребителей, включившая дополнительное к высшему, тренинги и корпоративное обучение. Даны оценки сегментов. Проведен анализ патентования образовательных технологий. Он показал, что количество таких патентов небольшое, но новые разработки в области искусственного интеллекта, машинного обучения, BigDаtа, AR/VR, геймификации и персонализации обучения позволяют надеяться на развитие их применения в образовательных целях. Отмечено, что в отсутствии значительных инноваций в этой области, компании направляют усилия на маркетинговые инструменты брендинга, в частности, фокусируясь на товарных знаках.
Ключевые слова: образовательные технологии; рынок; сегмент; патент; товарный знак.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ*
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-010-00233.
Токарев Борис Евгеньевич,
д.э.н., профессор, кафедра маркетинга, Государственный университет управления; 109542, Москва,
Рязанский проспект, 99
Токарев Роман Борисович,
ведущий специалист по патентам, ООО «Яндекс», 119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16 [email protected]
Образовательные технологии (Education Technology, EdTech сокращенно), в текущий период времени находясь «на слуху», представляют интерес для большого количества групп современного общества. В наши дни с широким развитием разнообразных технологий, и в первую очередь коммуникационно-информационных, востребованность их применения в образовании и обучении сильно выросла.
Под EdTech в общем понимается цифровизация образовательных процессов. Однако, внедрение новых технологий не может ограничиться только новыми решениями в потреблении, но и требует совершенствования существующих бизнес-моделей, а так-
же разработку новых. Принимая во внимание сам инновационный процесс, от разработки продукта до начала продаж и последующего роста, каждый из типовых этапов предполагает поиск и внедрение нового. Например, более удобный с точки зрения обучающегося способ доставки материала, причем двусторонне направленного, как к потребителю, так и к его производителю. В большинстве своем под EdTech подразумевается онлайн обучение.
Глобальная эпидемия коронави-руса обнажила многие прорехи в функционировании образовательных рынков, как технологически продвинутых, так и развивающихся. Несмотря на достаточно продолжительную историю раз-
вития этих рынков, у большинства школ и университетов переход на дистанционное обучение вызвало стресс на всех уровнях. У кого-то онлайн инструменты к тому времени были уже задействованы, у некоторых — практически ничего не было. В таких ситуациях /Т-специ-алисты вынуждены были в срочном порядке в течение нескольких дней внедрять дистанционные инструменты общения с обучающимися.
На уровне руководства учебными заведениями это означало слом привычных схем управления учебными процессами и необходимость пересмотра критериев оценки работы преподавательского и учебного персонала, способов организации взаимодействия
с учащимися, критериев реализации учебных планов.
На уровне преподавательского состава переход на дистанционное обучение обнажил проблемы учебного контента, отсутствие авторского материала, способов активного взаимодействия с учащимися, недоступность по большей части современных образовательных технологий и неумение ими пользоваться, неподготовленность демонстрационных материалов, барьеры перестройки учебного процесса с «голосовых» форм обучения к интерактивному взаимодействию с учащимися.
На уровне обучающихся различных форм дистанционная форма вызвала диаметрально противоположные реакции, с одной стороны возможность меньше напрягаться, когда персональный контроль ослаблен, а с другой неумение добывать знания самостоятельно, без постоянного принуждения.
Ну и в целом неготовность Министерства образования и науки быстро и по существу реагировать на происходящие в мире изменения, а в данном случае в образе «черного лебедя», зарегулиро-ванность требований к учебным организациям, необходимость лицензирования образовательным программам (Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), раздутость законодательных норм не позволяют быстро и эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям.
Политика профильного министерства, которая регламентировала онлайн обучение, на наш
взгляд недостаточно последовательно насыщается возможностями внедрения новых технологий в образовательные процессы. Законодательная база не всегда может стимулировать опережающее развитие цифровых технологий, тем самым существенно тормозя инновационные разработки, их применение в разных формах обучений и не позволяет обучающимся постигать новые возможности. С другой стороны, важно понять, какие возможности имеются на рынке EdTech для внедрений новых, радикальных и модифицирующих, технологий.
Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на все имеющиеся в стране проблемы, руководство отдает высокий приоритет образованию, начиная уделять больше внимания цифровым образовательным технологиям, к сожалению, не ставя их в топ приоритетов. Со стороны Правительства звучат слова о намерениях развивать онлайн обучение.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
СОСТОЯНИЯ РЫНКА EDTECH
Рынок EdTech в мире стремительно развивается. Он может стать одним из самых массовых сточки зрения показателя проникновения, поскольку на разных этапах жизни людям приходится неоднократно проходить обучение, дообучение и переобучение. Концепция непрерывного обучения (lifelonglearning) является мировым трендом.
Согласно данным статистического сборника1 позиции России в публикационной активности в наукометрической системе
Scopus в области наук об образовании находятся на 12-м месте с долей публикаций 2,5%, а в Web of Science в десятке и доля 2,25%. Не самый плохой показатель.
В 2020 году объем мирового рынка образовательных технологий прогнозируется в $220 млрд, а к 2025 году вырастет до $250 млрд2, в то время как глобальный рынок образования в 2019 году имел объем $6,5 трл3. Доля он-лайн-программ обучения составляет около 3% ($165 млрд) от объема рынка всех образовательных услуг и, согласно прогнозам, вырастет до 4,4% к 2025 году.
Доля отечественного рынка относительно мирового незначительная. Мы предполагаем, что рост рынка в текущем году и нескольких последующих будет значительно выше, в связи со взрывным спросом на дистанционные технологии обучения из-за пандемии. Россия показывает около 20% среднегодового роста рынка образования.
Ведущие компании, обслуживающие цифровой сегмент рынка EdTech России, зарабатывают в год до 1 млрд руб.4 Среди них наиболее крупные Skillbox, GeekBrains, Нетология, Skyeng, iSpring, Lingualeo и PuzzleEnglish. Суммарная доля рынка крупнейших по обороту составляет треть российского образовательного рынка5.
Двигателем роста рынка EdTech являлся сегмент обучения в разнообразных форматах взрослых. Согласно данным проекта Интерфакс Академия его объем в 2019 году достиг уровня 315 млрд руб. Сегмент онлайн-обучения для
1 Наука. Технологии. Инновации: 2019 : краткий статистический сборник / Н.В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др. - М.:
НИУ ВШЭ, 2019. - 84 с.
2 IBIS Capital. https://www.prnewswire.com/news-releases/global-report-predicts-edtech-spend-to-reach252bn-by-2020-580765301.html.
3 Global Startup Ecosystem Report 2018 Succeeding in the New Era of Technology // Startup Genome, 2018.
4 Андреева А. Образование: в 14 цифрах и фактах. https://www.rbc.ru/trends/education/5e73ef4b9a7947041e8f9e92.
5 35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК https://www.rbc.ru/trends/education/5d68e8fb9a7947360f1e2e52.
взрослых в 2019 году заработал суммарно около 50 млрд руб. при росте за последние несколько лет 20—256. Видимо, перспективы его роста сохранятся в ближайшие годы.
Наиболее динамично,в среднем на 300% в год, растут сегменты обучения иностранным языкам и профессиональные курсы, включая переподготовку. Другие сегменты, школьного и университетского обучения, растут не столь впечатляюще, всего на несколько десятков процентов в год.
Ретроспектива мировых инвестиций в образовательные и обучающие технологии в мире7 показала бурный рост, максимум которого пришелся на 2015 год, и последующее разочарование, достигшее дна в 2017 году. Объемы инвестиций в Е/ЗТесЬ относительно невелики — около $4 млрд8, а рост неустойчивый. Но надо ожидать, что взлет вложений произойдет из-за пандемии.
Интерес инвесторов к рынку Е/ЗТесЬ тем не менее, после провала, вырос по объему инвестиций к 2020 году, однако абсолютная величина инвестиций в Е/ЗТесЬ мала в сравнении с другими направлениями разработок9. Венчурные инвесторы считают это направление перспективным, но принимают с большой осторожностью.
Инвестиции в инновационные разработки являются хорошим индикатором заинтересованности сторон развивать технологические внедрения. В 2018 году ко-
личество сделок Е/ЗТесЬ в мире составило около 1 087 на сумму $16 млрд10, в Европе — $500 млн, а в России примерно в десять раз меньше по итогам 2019 года.
Политика властей к поощрению новых разработок и стартапов Е/ЗТесЬ в разных странах складывается по-своему. В России эксперты и стартаперы отмечают недостаток эффективных мер, действующих как хорошая «таблетка» для роста рынка11. Минэкономразвития с РВК создали венчурный фонд, задача которого состоит в стимулировании развития данного технологического направления.
Несколько лет назад, когда стала очевидной необходимость цифровизировать школьные дневники, на рынке уже были коммерческие разработки, такие как Дневник.ру и «ЭлЖур». Однако по необъяснимым причинам Департамент образования Москвы за бюджетные средства разработал и внедрил свой проект, который был принят в качестве стандарта электронного дневника. Эксперты указывают, что этот проект не стал самым лучшим, это дело в некоторой степени спорное, кто лучше, но бюджет-то потратился.
Из имеющихся данных следует, что российский рынок Е/ЗТесЬ находится в начале периода наращивания инвестиций, а это означает, что «ростки» будущих технологий проявляются. Машинное обучение, искусственный интеллект, В1дс^а, геймификация, использо-
вание шлемов дополненной и очков виртуальной реальности, наконец, персонализация программ обучения и переобучения, подбор курсов и задач под конкретного обучающегося12 — все это формирует технологический стек, который будет расти и развиваться. Проведенный нами обзор показал направления разработок учебных симуляторов, тренажеров и виртуальных лабораторий. Например, патент Ри 2 271 040 С113 Федерального государственного унитарного предприятия «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»», в котором предложена схема автоматизации средств обучения персонала, обслуживающего сложные авиационные системы.
Закономерен вопрос: В каких сегментах следует ожидать опережающих инвестиций и в какие технологии?
Анализ показал, что в мире перспективными для венчурного инвестирования на текущий момент являются технологии дополненной и виртуальной реальности (АР/УР), искусственный интеллект, робототехника и блокчейн. В 2018—2019 году среди наиболее привлекательных в мире были образовательные стартапы с использованием технологий искусственного интеллекта: в общей сложности только за 2018 год такие компании, их было около 200, получили венчурных инвестиций почти $3 млрд14.
Зададимся вопросом, что же происходит на рынке Е/ЗТесЬ
6 Степанова Ю. Ученье - сайт // Коммерсантъ, №38 от 03.03.2020 https://www.kommersant.ru/doc/4275439.
7 Как развивается рынок образовательных технологий по всему миру https://vc.ru/flood/22078-edutech-investments.
8 Techcrunch. Forget what you've been told about edtech. https://beta.techcrunch.com/2017/09/22/forget-what-youve-been-told-about-
edtech.
9 Агентство инноваций города Москвы EdTech Перспективные направления развития, Сентябрь 2019.
10 EdMarket.Digital. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий http://edumarket.digital, 2020.
11 Бигай К. 5 трудностей для EdTech-стартапов в России https://incrussia.ru/understand/5-trudnostej-dlya-edtech-startapov-v-rossii-no-est-resheniya.
12 Образовательные ресурсы компании Яндекс https://education.yandex.ru/home/; https://academy.yandex.ru/.
13 Патент Интерактивная автоматизированная система обучения https://yandex.ru/patents/doc/RU2271040C1_20060227.
14 Global Startup Ecosystem Report 2018 Succeeding in the New Era of Technology // Startup Genome, 2018.
в России? Бизнес в нашей стране не очень активно развивает технологии Е/ЛвоЬ. Суммарный объем инвестиций в Е/ЛвеЬ вырос с $8,8 млн в 2014 году, до $34,5 млн за 8 месяцев 2019 года, пройдя через кризис более чем четырехкратного падения в 2016 году15. Например, в Москве в 2017 году состоялось всего семь венчурных сделок с продуктами на основе образовательных технологий16.
В России, согласно итогам исследования17, нет явных лидирующих сегментов инвестиций. В частности, школьное и дополнительное к высшему обучение примерно имеют одинаковые доли инвестиций по 27—28%, языковые курсы и программы — 20%, и 11 % — корпоративные. При этом количественные показатели инвестиционных сделок с большим трудом преодолевают двузначное число (12 сделок в области школьного обучения), а в остальных сегментах — менее десяти в каждом, довольно мало. Основными сегментами инвестиций в российский Е/ЛвоЬ являются школьное и языковое обучение, а также дополнительное профессиональное, которые вместе занимают 67% от суммарных финансовых вливаний, а в количественном измерении всего 30 проектов.
Технологические стартапы, в том числе и Ес/ТвсЬ, как в России, так и во всех других странах мира, в большинстве своем не доходят до стадии выхода на рынок. Основными проблемами технологических стартапов, препятствующими их жизнеспособности, являются недостаток финансирова-
ния, неумение использовать маркетинг в создании рыночного продукта, неэффективная защита и управление интеллектуальной собственностью, некачественное командообразование проекта, неумелое построение правильных взаимоотношений с инвесторами. Проблемы технологического стартапа каждый по отдельности и все вместе создают большие барьеры на пути внедрения новых технологий в образовательную практику.
Вполне естественны ожидания, что фактор пандемии окажет позитивное влияние на развитие дистанционных форм обучения. Организации, столкнувшись с необходимостью переходить на он-лайн-взаимодействие, вынужденно будут осваивать новые инструменты общения, и очень вероятно, смогут в конце концов решиться активно и продуктивно внедрять дистанционные формы в учебные процессы.
Существует ли обсуждаемая проблема интереса потребителей к обучающим услугам? Мы провели анализ проявления интереса
потребителей к дистанционным формам обучения на основе статистки запросов.
Исследования показали, что лишь 8% пользователей имели опыт обучения через интернет, но 40% допустили, что будут учиться онлайн18. Средний чек россиян за курсы, тренинги и мастер-классы в интернете год к году стабильно рос более чем на 20%19. Тем самым доказывается проявление самого непосредственного интереса потребителей к таким технологиям.
Проанализируем динамику популярности поисковых запросов «онлайн обучение» в докризисный период, вплоть до начала 2020 года. Google показывал рост количества таких запросов (рис. 1).
Аналогичная динамика поиска в Яндексе также показывала рост, значительно усилившийся в конце 2019 года. Но по сравнению с 2014 количество запросов возросло в 3,5 раза (рис. 2).
На рисунке 3 представлена динамика поисковой выдачи Google ключевыми игроками онлайн-
Рис. 1. Динамика поисковых запросов «онлайн обучение» в Google Источник. Аналитика Google Trends https://trends.google.ru/trends/?geo=RU.
15 Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий https://fu.ngcdn.ru/uploads/inner_file/file/ 13944/edumarket_full_rus_Nov.pdf.
16 Агентство инноваций города Москвы EdTech Перспективные направления развития, Сентябрь 2019.
17 Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий https://fu.ngcdn.ru/uploads/inner_file/file/ 13944/edumarket_full_rus_Nov.pdf.
18 35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК Facebook https://www.rbc.ru/trends/education/5d68e8fb9a7947360f1e2e52.
19 Траты Россиян на онлайн-обучение. РИА Новости. https://ria.ru/20191003/1559381549.html.
обучения в России Geebrain, Не-тологии, Skillbox, откуда следует, что тренд роста в докризисный период вплоть до начала 2020 года имелся, но темп был невысок.
Все изменилось с началом коро-навирусной инфекции. Рисунок 4 характеризует взрывной рост запросов по онлайн обучению в начале карантинного периода с 11 марта по 9 апреля 2020 года.
На основании сказанного можно вполне уверенно утверждать, что кризис инициирует более активные разработки и внедрения образовательных технологий, поскольку это диктует возросший спрос20.
Тема поиска трендов в образовательных процессах интересует не только тех, кто пользуется такими ресурсами, но и тех, и в не меньшей степени, кто их планирует21. Исследование22 показало, что в мире развивается несколько EdTech-направлений разработок, среди которых в перспективе, видимо, будут преобладать следующие:
1) обучающие сервисы и платформы различных типов;
2) системы доставки контента и управления образовательной средой (learning environment);
3) внедрение высокотехнологичных инструментов обучения для повышения эффективности результата (AR/VR, технологии прокторинга, машинное обучение);
4) разработка инновационных методик и образовательных технологий для обучения. Рынок онлайн-образования
можно поделить на два крупных сегмента индивидуальных и кор-
поративных потребителей. Первый сегмент по всем количественным показателям преобладает вследствие многочисленности его потребителей. Статистика показала, что 70% Е/ТесЛ-стартапов предлагают продукты для сегментов В2С.
Мы сопоставили актуальные направления разработок с сегментами рынка с целью определения приоритетности для потребителей. Детализируя представление сегментной структуры рынка, включив дополнительно в анализ краткосрочные курсы и тренинги,
Рис. 2. Динамика запросов «онлайн образование» в Яндексе Источник. Исследование Нетологии и Яндекс кассы https://money.yandex.ru/ page?id=529525.
1 Google Trench Cpama ние < в за | 1
• Hi тол ОГИЙ • экЛОох • GecfeBraH» + Дс5«иггь ерявнммв
ЗаНик * ktuw<«# *
Рис. 3. Динамика поисковых запросов в Google лидеров бизнеса онлайн-
образования в РФ
Рис. 4. Динамика поисковых запросов на онлайн обучение в Google с начала
карантина в РФ
20 Топ-5 технологических трендов, которые подорвут образование в 2020 году. Форбс // https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/ 2020/01/20/the-top-5-tech-trends-that-will-disrupt-education-in-2020the-edtech-innovations-everyone-should-watch/#3e963ae22c5b.
21 Global Startup Ecosystem Report 2018 Succeeding in the New Era of Technology // Startup Genome, 2018. - р.
105.
22 Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий https://fu.ngcdn.ru/uploads/inner_file/file/ 13944/edumarket_full_rus_Nov.pdf.
а также сегмент корпоративных заказчиков, заполнили таблицу экспертными оценками востребованности новых разработок.
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И БРЕНДИНГ
Другой аспект, показывающий возрастающий интерес к области образования в целом — это статистика регистрационных действий, связанных, с защитой своих доменных имён, фирменных наименований и товарных знаков.
Согласно статистики Всемирной организации по интеллектуальной собственности WIPO, отрасль досуга и образования входит в топ-10 отраслей-лидеров по числу заявок на товарные знаки23. Отмечается ускоренный рост получения прав на товарные знаки, начиная с 2015 года, а за прошедшие 14 лет среднегодовой рост составил 15,5%. Однако, следует заметить, что формальное объединение тематики досуга и образования означает, что на заявки от EdTech остается некоторая часть от общего количества. Если предположить, что соотношение заявок составляет 50 х 50, то это сразу значительно опускает рейтинг образовательных заявок на товарные знаки. К сожалению, более детализированной информации об этом соотношении найти не удалось. Но думается, что доля образовательных заявок существенно менее 50% в указанной категории.
Россия не входит в число лидеров по количеству заявок на регистрацию товарных знаков в области образовательных технологий. Ведущими странами в этом направлении, по данным WIPO, яв-
ляются Япония, Франция, США, Великобритания и Германия24.
СОСТОЯНИЕ ПАТЕНТОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЙ EDTECH
Как обстоят дела с новыми разработками в мире и в РФ? Разобраться в этом можно на основе анализа патентования для применения в обучении.
Казалось бы, поскольку предмет изучения данной статьи содержит технологические аспекты, то актуально проанализировать состояние и динамику патентования образовательных технологий. Однако, на этом рынке патентуются новые решения очень мало и довольно редко. Показателен обзор25, в котором представлена история развития технологической части сферы образования на основе анализа ретроспективы выдачи патентов. Автором прокомментированы ключевые патенты, вносившие некоторые принципиальные изменения в ход развития данного рынка. Изменения
важные, но далеко не революционные.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) в своем отчете показала, что в мире на 2019 год было зарегистрировано около 8 тыс. патентных семей в технологиях EdTech, уточним — за весь период составления мировой статистики. В отчете оговаривается, что тот или иной патент может при регистрации попадать одновременно к тому же в несколько классов тематических категорий, например на стыке телекоммуникаций и образовательных технологий26.
По сравнению с другими категориями, EdTech занимает среднее положение, не самое большое, как например, телекоммуникации, транспорт или медицина, но и не последнее, как патентование в области сельского хозяйства.
С технологической точки зрения в сфере EdTech сравнительно немного областей для патентования. В случае защиты решений,
Таблица
Сопоставление сегментов рынка и перспективных технологий EdTech*
Сегмент обучения Новые методики и технологии обучения Управление образовательной средой и доставка контента Обучающие сервисы и платформы HiTech-технологии
Дошкольное
Общее среднее школьное
Дополнительное школьное
Среднее профессиональное
Высшее
Дополнительное к высшему, переподготовка
Языковое обучение
Тренинги и курсы
Корпоративное обучение
'Выделенные цветом клетки означают приоритет для потребителей в таких разработках
23 ВОИС ИС: факты и цифры, 2019 год. https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_943_2019.pdf.
24 World Intellectual Property Indicators 2019. https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_941_2019.pdf.
25 Caufield M.The history of Ed-Tech viapatent applications http://hackeducation.com/2014/06/22/ed-tech-patents
26 WIPO Technology Trends 2019 Artificial Intelligence, р. 50. https://www.wipo.int/publications/en/details.jsp?id=4386.
связанных с EdTech, патенты на изобретения или полезные модели обычно получают на технологии, куда вовлекаются образовательные функции, либо на смежные технологии. Сами по себе подходы, связанные с образовательной деятельностью, часто могут подпасть под так называемые методы «хозяйственной деятельности», что не является изобретением согласно Гражданскому Кодексу РФ (ГК РФ, 4 часть, Статья 1350. Условия патентоспособности изобретения). Похожие ограничения есть и в других юрисдикциях, например, в США и Европе.
Поэтому зачастую «оцифровка действий» преподавателя или ученика, которые те могут выполнять «на бумаге или доске», не подпадают под условия патентоспособности27. При этом если преподаватель и ученик общаются дистанционно, то патентуется само средство связи и обеспечивающие его технологии, но не методика обучения.
Важно отметить, что большая часть технологий и подходов, покрывающих способы удаленной коммуникации и обмена информацией, оказываются давно косвенно запатентованными компаниями, предоставляющими услуги удалённой связи, мессенджинга и видео-конференций (Skype, Zoom и др.). Поэтому само по себе использование, скажем Skype, для процесса удаленного обучения в самом простом виде не является патентоспособным решением без наличия технических особенностей, отличающих от уже известных решений28.
С другой стороны, нельзя однозначно утверждать, что невозможно получить патент на решение или технологию, связанную с обучением. Например, сегодня успешно патентуются технологии, покрывающие способы использования искусственного интеллекта, в частности машинного обучения, в которых процессы обучения и исполнения реализуются, например, на сервере или на устройстве пользователя. В таких случаях в патенте делается упор на технологическую сторону вопроса. Если быть точнее, то чаще всего защищаются способы обработки большого массива данных, способы и системы получения статистической информации о выполнении заданий и неочевидных инсайтах о выполнении работ учащимися. Преподаватель не всегда может сделать вывод по ответам на тест, над какими вопросами обучающийся потратил больше всего времени. Такой вывод можно сделать, проанализировав статистику и время выполнения заданий, а также по переходам на сторонние ресурсы, например,запросы на поиск ответов или обращения за информацией к Википедии.
Преимущество искусственного интеллекта заключается в возможности анализировать большие наборы данных и идентифицировать корреляции и закономерности, в том числе, неочевидную обратную связь от восприятия учеником материала. Далее, на основе собранных данных о выполнении заданий возможно сгенерировать уникальные задания, направленные на улучшение знаний (или устранения пробелов
взнаниях) конкретного обучающегося. Важно отметить, что патентовать в таких случаях возможно именно техническую сторону подхода, в частности компьютерные средства (сервер), который способен агрегировать большие данные, находить в них неочевидные связи, подбирать индивидуальные задания, учитывающие, например, поисковую статистику тематических запросов. Само по себе решение, «цифро-визирующее» то, что преподаватель излагает на доске, на бумаге или вербально в аудитории, в текущий момент времени не патентуется.
Многие патенты, которые выдаются в семействах EdTech — это новые технологии, связанные с подбором оптимальных заданий для обучающегося, учитывая индивидуальные особенности, интересны и т.д. Подавляющее большинство этих заявок основано на технологиях искусственного интеллекта, в частности машинного обучения. Машино-обучаемые алгоритмы позволяют:
а) находить «пробелы» в знаниях учащегося;
б) позволяют подстраивать программу под учащегося для устранения индивидуальных «пробелов» знаний и недостатки их применения в практических задачах.
Мы провели поиск информации по теме патентования EdTech с помощью поисковой системы Lens, и получили следующие результаты29. Статистически полученные данные нельзя трактовать как полностью достоверные, поскольку эта система, как, впрочем, и другие
27 Watters A. Ed-Tech patents: Prior art and learning theories http://hackeducation.com/2016/01/12/patents.
28 Patents based on information and communication technology https://patentbusinesslawyer.com/patents-based-on-information-and-communication-and-technology/#_ednref8.
29 Патентная система Lens https://www.lens.org/lens/ search?n=10&q = (education%20personalisation)&l = en&st=true&preview=true&p=0&dates=%2Bpub_date:20160101-20191231&s=pub_date&d=-&v=analysis.
аналогичные, например, Lexis-Nexis, не обеспечивают полноту информации и ее строгую актуальность с учетом существенной задержки сроков публикаций патентных документов приблизительно в полтора года. Тем не менее, данные демонстрируют наличие тренда на рост применения технологий персонализации онлайн обучения.
Полученная в этой системе статистика цитирования патентов в технологической области EdTech показала невысокую активность цитирования до середины 2018 года, но она быстро угасла в последующие периоды времени. Патентная система Lens показала, что 2019 году было выдано всего (!) 127 патентов и 225 опубликованных заявок, документы на
которые к концу 2019 года еще не были выданы.
ВЫВОДЫ
Жизнь диктует новые требования к процессам образования и обучения. Пандемия предоставила шанс во время длительного пребывания на самоизоляции. Но современные технологии с большим трудом находят дороги к потребителям. Наше исследование показало, что отрасль образовательных и обучающих технологий недостаточно активно развивается. Инвестиции в такие разработки невысоки и не имеют высокого приоритета. Венчурный бизнес проявляет слабый интерес к технологиям ЕСТвеИ. Новые разработки мало патентуются, точнее, патентуются технические реше-
ния, которые обеспечивают работоспособность услуги. Но потребителям новые, удобные, эффективные технологии очень нужны. Мы стремимся к тому, чтобы учиться эффективно (больше результат с меньшими совокупными затратами денег и времени), учиться тогда, когда нам удобнее это делать (кому хочется это делать рано утром, а кто-то предпочитает ночью), учиться, находясь в разных частях города и мира (дома и за городам, во время поездок по стране и во время командировок в других странах мира), учиться, получая обратную связь в том или ином виде. Видимо, в ближайшие год-два пройдет подъем интереса к этой отрасли и будут вкладываться значительно большие объемы инвестиций.
Status Analysis and Prospects of the Educational Technology Market in Russia Tokarev Boris Evgenievich,
Ph.D., Professor, State University of management, Marketing Department; Ryazansky Prospekt 99, Moscow, Russia, 109542 ([email protected])
Tokarev Roman Borisovich,
Head Patent Specialist, Yandex; Lev Tolstoy street 16, Moscow, Russia, 119021 ([email protected])
The research is devoted to the analysis of the state of the market of educational technologies widely used in educational processes. A review by the authors showed that certain efforts are being made in Russia in the field of development of solutions based on application ^a technologies in education. The global pandemic has violated the usual process of implementation of new technologies, indicating the need for distance learning. The global and domestic markets for educational technology are growing rapidly, involving a significant number of companies and consumers. However, growth is observed in different segments unequal. Extended consumer segmentation is proposed, which includes additional higher education, trainings and corporate trainings. Market segment ratings are shown. An analysis of patenting of educational technologies has been made. The analysis shows that the number of patents is comparatively small, while the new developments in the field of artificial intelligence, machine learning, BigData, AR / VR, gamification and personalization of education allows us to hope for the development of their application for educational purposes. It is noted that in view of absence of significant innovations in this area, companies direct their efforts to marketing tools of branding, therefore the intellectual property management of companies in the field of educational technologies is more focused on trademarks.
Keywords: education technology; market; segment; patent; trademark.