Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная система региона / транспортное предприятие / стратегия развития транспортной системы / автомобильный транспорт / железнодорожный транспорт / грузовые перевозки / пассажирские перевозки / transport system of the region / transport enterprise / strategy for the development of the transport system / road transport / rail transport / freight transport / passenger transport

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тохиров Тохиржон Исломжонович

В статье проанализировано состояние транспортной системы Согдийской области Республики Таджикистан, определено её положение в условиях рыночной экономики, выделены основные факторы, влияющие на степень загрузки инфраструктуры автомобильного транспорта транзитными грузопотоками. Приведена динамика изменения удельного веса выполнения транспортной работы различными видами транспорта. Отмечается, что противоречия экономических интересов не только создают предпосылки для возникновения угроз жизненно важным экономическим интересам субъектов хозяйствования автомобильного транспорта на региональном уровне, но и особенности формирования системы управления в данной сфере. Соответственно должна создаваться система субъектов и объектов управления, определяться совокупность методов управленческого воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE AND PROSPECTS OF THE REGIONAL TRANSPORTATION SYSTEM

The article analyzes the state of the transport system of the Sughd region of the Republic of Tajikistan, determines its position in a market economy, highlights the main factors affecting the degree of loading of the road transport infrastructure with transit cargo flows. The dynamics of changes in the specific weight of transport work by various types of transport is given. It is noted that the contradictions of economic interests not only create the preconditions for the emergence of threats to the vital economic interests of road transport entities at the regional level, but also the peculiarities of the formation of a management system in this area. Accordingly, a system of subjects and objects of management should be created, a set of methods of management influence should be determined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА»

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

ANALYSIS OF THE STATE AND PROSPECTS OF THE REGIONAL

TRANSPORTATION SYSTEM

En

УДК 338.47:656 (575.3)

Тохиров Тохиржон Исломжонович, старший преподаватель кафедры, Политехнический институт Таджикского технического Университета имени академика М.С. Осими», г. Худжанд (Республика Таджикистан)

Tohirov T.I. tohirov.82@mail.ru

Аннотация

В статье проанализировано состояние транспортной системы Согдийской области Республики Таджикистан, определено её положение в условиях рыночной экономики, выделены основные факторы, влияющие на степень загрузки инфраструктуры автомобильного транспорта транзитными грузопотоками. Приведена динамика изменения удельного веса выполнения транспортной работы различными видами транспорта.

Отмечается, что противоречия экономических интересов не только создают предпосылки для возникновения угроз жизненно важным экономическим интересам субъектов хозяйствования автомобильного транспорта на региональном уровне, но и особенности формирования системы управления в данной сфере. Соответственно должна создаваться система субъектов и объектов управления, определяться совокупность методов управленческого воздействия.

1536

Annotation

The article analyzes the state of the transport system of the Sughd region of the Republic of Tajikistan, determines its position in a market economy, highlights the main factors affecting the degree of loading of the road transport infrastructure with transit cargo flows. The dynamics of changes in the specific weight of transport work by various types of transport is given.

It is noted that the contradictions of economic interests not only create the preconditions for the emergence of threats to the vital economic interests of road transport entities at the regional level, but also the peculiarities of the formation of a management system in this area. Accordingly, a system of subjects and objects of management should be created, a set of methods of management influence should be determined.

Ключевые слова: транспортная система региона, транспортное предприятие, стратегия развития транспортной системы, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, грузовые перевозки, пассажирские перевозки. Keywords: transport system of the region, transport enterprise, strategy for the development of the transport system, road transport, rail transport, freight transport, passenger transport.

Транспортная система формируют города, регионы, способствуя мобильности людей, оказывают влияние на общество. Правительства играют важную роль в транспорте в качестве инвесторов, политиков и действующих лиц. Политическая роль транспорта неоспорима, что потребности транспорта отвечают экономическим требованиям, оказывает влияние на территориальное единство стран.

Эволюция транспорта (развитие и совершенствование) всегда была связана с развитием экономической деятельности и созданием прямых и косвенных рабочих мест. Транспорт также является экономическим фактором при производстве товаров и услуг. Они добавляют стоимость товарам и

1537

услугам, они позволяют крупномасштабное производство, они также влияют на стоимость земли и позволяют географическую специализацию определенных регионов. Транспорт является как фактором, так и отражением экономической деятельности.

Социальный прогресс, стремится к улучшению условий жизни людей путем изменений в социальной и технологической организации, это явления выступает в качестве экономического базиса общества. С этой точки зрения транспортная система с течением времени под воздействием внутренних и внешних факторов эволюционирует.

Транспортная система региона может быть определена как сочетание взаимосвязанных элементов, обеспечивающих заданную функцию при определенных условиях, концепция устойчивого развития предполагает отсутствие опасности или риска (угроз) функционирования. Функционирование транспортной системы региона - это достижение поставленной перед ней цели или выполнение возложенных на нее народно -хозяйственных задач. Транспорт с позиции системы, представляет собой структурную целостность взаимосвязанных элементов, может, оценивается с позиций потенциала. Транспортная система региона может считаться развитой по отношению к ожидаемым результатам. В этих условиях уровень устойчивого развития может быть определен следующим образом: для данного набора нежелательных событий уровень развития транспортной системы определяется вероятностью того, что эти события происходят в течение определенного периода времени.

Данный вывод коррелирует с наблюдаемыми различиями в уровнях сложности транспортных систем мира и общем уровне их развития: как правило, в экономически развитых странах транспортная система более масштабные и сложные, чем в странах развивающихся.

Становиться очевидным, что объективная оценка уровня развития транспортной системы, зависящего от множества разноплановых факторов,

1538

возможна только при создании системы качественно-количественных показателей, способных адекватно отразить истинное положение транспортной системы и своевременно предупредить как позитивные, так и негативные тенденции движения среды.

Обзор литературных источников о теории развития транспортных систем [1] и развитии транспортной инфраструктуры [2] показал, что связь между сложностью транспортной системы и степенью её устойчивости воздействию различных негативных факторов, является неразрывной.

Устойчивость функционирования транспортной системы региона снижается, с усложнением самой системы, несмотря на тенденции к самоорганизации и адаптации. С развитием транспортная система региона все более усложняется её структура, вопросы устойчивого развития приобретают все большее значение.

Динамический анализ развития транспортной системы Согдийской области Республики Таджикистан свидетельствует о том, что она развивается неравномерно, наблюдаются существенные изменения ее базовых подсистем, элементов и связей по трем направлениям: технологическому, социально-экономическому, управленческому.

Технологические изменения связаны с использованием прогрессивных аналогов подвижного состава, систем навигации, планирования и организации перевозочной деятельности.

Социально-экономические изменения связаны с планом перевода

" 37

экономики страны из аграрно-индустриальной в индустриально - аграрную37.

Управленческие преобразования обусловлены переходом от командно-административной модели управления к рыночным моделям.

Неустойчивость современной экономики многих стран, мировые экономические кризисы, негативно влияют на функционирование

37 Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 26.12.2018 12:21, город Душанбе. http://www.president.tj/ru/node/19089 дата обращения 8.10.2019

1539

транспортных систем, в этих условиях риск ошибок и их цена существенно возрастают, приводят к катастрофическим последствиям. Для снижения негативного влияния этих ошибок транспортная система региона должна иметь определенные резервы.

Наиболее обоснованный с методологической точки зрения подход к оценке (анализу) уровня транспортной системы региона - это определение уровня защищенности приоритетных экономических интересов от угроз. При этом решение задачи, вытекающей из понимания устойчивого развития как выполнят свои функции в народном хозяйстве, представляет собой весьма сложный процесс разработки инструментария количественно-качественной оценки и мониторинга уровня развития.

На основе полученных данных и анализа информации создается реальная возможность количественно оценить уровень ЭБ АТСР и его основной тренд в каждый момент времени.

Транспортная система региона реализуя свои функции пространственного перемещения продукции народно-хозяйственного назначения, обедняет производство и потребление, связывает различные отрасли и регионы в единый комплекс, обеспечивая непрерывный процесс развития производительных сил. Тем самым ускоряет кругооборот материальных благ в общественном производстве, преумножает суммарную продукцию всех отраслей народного хозяйства региона.

Стратегическое месторасположение Республики Таджикистан делает её естественным мостом для перевозки грузов и пассажиров между странами Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии. Сотрудничество республики со странами дальнего и ближнего зарубежья является основным фактором формирования работы транспорта во внешнеэкономической деятельности, которое выражается в увеличении межгосударственных потоков грузов и пассажиров, повышении интенсивности международного движения факторов

1540

производства и усилении взаимосвязи между экономическими системами отдельных государств.

Как утверждается в «Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года», в данный момент достигнута высокая степень открытости национальной экономики. Внешнеторговый оборот в 2020 году составил 11,56 % внутреннего валового продукта [1, 2].

С целью оценки влияния пассажирских перевозок на ЭБ, изучена динамика объема перевозки пассажиров всеми видами транспорта Республики Таджикистан за 2014-2019 годы, таблица 1.

Таблица 1 - Динамика объема перевозки пассажиров всеми видами

транспорта Республики Таджикистан за 2014-2019 гг. (млн. пасс.)

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2019 г. к 2014 г., %

Всего 556,9 564,5 572,9 594,7 614,5 658,1 118,2

Автомобильный легковой 541,3 548,3 554,1 574,3 588,0 619,2 114,4

Таксомоторный 3,9 4,8 6,6 7,9 14,6 16,2 415,4

Троллейбусный 10,2 10,2 10,9 11,1 10,6 21,4 209,8

Железнодорожный 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,6 150

Авиационный 1,1 0,8 0,8 0,9 0,8 0,7 63,6

Источник: Статистический сборник. Транспорт и связь Республики Таджикистан. Душанбе. 2020 - 32 с.

Проведенный анализ (табл. 1) показывает, что из года в год объем перевозки пассажиров автомобильным транспортом имеет тенденцию к увеличению. С другой стороны, согласно статистическим установлено, что за анализируемый период перевозка пассажиров всеми видами транспорта в

1541

целом возросла на 18,2%, а при этом автомобильным легковым транспортом увеличилась на 14,4 %, железнодорожным на 50 %, таксомоторным 315,4 %, троллейбусным 109,8 %, на авиационным транспорте наблюдается снижения пассажирских перевозок, что составило 36,4 %. Автомобильным легковым транспортом перевозится 94 % пассажиров по Республике Таджикистан, таксомоторным транспортом перевозится 2,5 % пассажиров и троллейбусами перевозится 3,3 % пассажиров, а доля железнодорожного и авиационного транспорта является незначительной.

■ Автомобильный легковой ■ Таксомоторный ■ Железнодорожный

■ Троллейбусный ■ Авиационный

Рисунок 1 - Структура пассажирских перевозок всеми видами транспорта Республики Таджикистан за 2019 г, %.

В связи с тем, что 93 % территории Республики Таджикистан занимают горы, среди всех видов транспорта получил развитие автомобильный транспорт, на долю которого приходится 94 % перевозки пассажиров.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом (таблица 2) показывает положительную динамику 14,4 %, а при этом наибольшее увеличение наблюдается в Хатлонской области (88,8%) и ГБАО (41%). Что касается районов республиканского подчинения, то здесь наблюдается

1542

снижение объема перевозки пассажиров автомобильным транспортом на 31,8%. Структура перевозки пассажиров автомобильным транспортом в 2019 году показывает, что удельный вес перевозки пассажиров автомобильным транспортом составляет в Душанбе 45,6%, Согдийской области - 27 %, Хатлонской области - 15,5%, в РРП - 10,6% и по ГБАО - 1,3%.

Так, одним из приоритетных направлений в «Развитие транспортного комплекса Республики Таджикистан на 2010-2025 годы» указывается адекватное совершенствование транспортного комплекса, которое согласуется с целью повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения и включает следующие задачи:

— Формирование единого транспортного пространства путем устранения территориальных и структурных диспропорций;

— Повышение качества и доступности транспортных услуг;

— Повышение конкурентоспособности транспортного комплекса страны;

— Обеспечение устойчивости и комплексной безопасности транспортного комплекса страны;

— Снижение вредного воздействия транспортного комплекса на окружающую среду [3].

Решение перечисленных задач позволит создать на базе транспортной отрасли прочную основу для успешной интеграции Республики Таджикистан в мировое хозяйство и вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей, повышения эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки.

При этом отмечается, что опорная транспортная сеть развивается на принципах транспортных коридоров, в рамках которых обеспечивается

1543

ускоренное продвижение крупных товароматериальных потоков за счет применения современных логистических технологий доставки грузов.

В зонах тяготения к международным транспортным коридорам располагается инфраструктура и коммуникации опорной транспортной сети, по которой осуществляется скоординированное взаимодействие различных видов транспорта на принципах интегрированной логистики.

Основная цель формирования системы международных транспортных коридоров - унификация транспортно-технологических процессов и гармонизация национальных транспортных системы на основе создания глобальной системы, способной обеспечить ускоренное и качественное товародвижение с высоким уровнем сервисного обслуживания, на основе единого товаросопроводительного документа и сквозной ставки тарифов.

Несмотря на свой гористый рельеф, Таджикистан располагает автодорожной транспортной артерией, состоящей из 17 дорог международного значения и более 80 автодорог государственного и местного значения, которые связывают Таджикистан с соседними странами [1, 2].

Через республику проходят три азиатские магистрали (АМ). Душанбе является центральной точкой и узлом коммуникаций для всех магистральных маршрутов. АМ-7 простирается с севера на юг и служит окном в Южную Азию через Афганистан. АМ-65 простирается с востока на запад, связывая таджикско-кыргызские и таджикско-узбекские автодорожные сети. АМ-66 пролегает через центр республики до Душанбе и уходит вверх по направлению к таджикско-китайской границе на перевале Кулма и является самой длинной автодорожной артерией республики [1, 2].

Согласно «Государственной программе развития транспорта Республики Таджикистан до 2025 года» (принятой в 2011 г.), в период с 2014 г. по 2019 г. Правительство планирует осуществить крупные инвестиции в реконструкцию и реабилитацию 734 км. дорог международного значения на сумму 160 млн. долл. США. За этот период оно также намеревается выделить

1544

129 млн. долл. США на ремонт дорог международного и государственного значений. В целом, инвестиции в автодорожные перевозки составят около 500 млн. долл. США до 2015 г. и 680 млн. долл. США до 2020 г [3].

Перевозка грузов за анализируемый период, показала положительную динамику, рост на 14,8 %, в т.ч. на автомобильном 17,8 %. На железнодорожном (- 14,8%) и авиационном (- 67,7%) транспорте наблюдается спад перевозки грузов. По грузообороту положительную динамику показал автомобильный транспорт.

Анализ перевозки грузов автомобильным транспортом в региональном разрезе показал, что лишь Согдийская область показала отрицательную динамику, 2019 год автомобильным транспортом в Согдийской области перевезено 22487,2 тонн грузов, что составляет 28,2 % от общего количество перевезенных грузов по Республики Таджикистан.

Таблица 2 - Перевозка грузов автомобильным транспортом (тыс.

тонн)

Показател и 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2019 г. к 2014 г., %

Всего 67600, 9 68304, 1 78610, 5 79482, 5 84257, 6 79594, 7 117,7

ГБАО 592,2 507,3 578,9 676,3 796,7 753,5 127,2

Согдийская область 25361, 6 21745, 8 23114, 0 22306, 8 23947, 9 22487, 2 88,6

Хатлонская область 18901, 5 23816, 7 25017, 3 23798, 7 24597, 6 25341, 8 134,0 7

г. Душанбе 7583,2 8049,4 8725,3 8178,1 8298,5 8828,6 116,4

1545

РРП 15162, 14184, 21175 24522, 26616, 22183, 146,3

4 9 6 9 6

Источник: Статистический сборник. Транспорт и связь Республики Таджикистан. Душанбе. 2020 - 32 с.

Положительная динамика перевозки грузов автомобильным транспортом наблюдается в РРП (+46,3%), Хатлонской области (+34%) и ГБАО (+27,2%).

Формирование единой транспортной системы и развитие экспорта транспортных услуг путем интеграции автотранспортной системы региона в мировую транспортную систему на основе международных транспортных коридоров обеспечит интенсификацию процессов региональной экономической интеграции, продвижение национальных товаров и услуг на мировые рынки, удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных и конкурентоспособных транспортных услугах.

Цель анализа состояния транспортной системы региона - это своевременное выявление структурных диспропорций развития, обеспечения бесперебойного функционирования и выполнение всех поставленных перед ним целевых задач.

Однако реализация экспорта транспортных услуг на базе интеграции транспортной системы региона в систему международных транспортных коридоров, кроме коммерческой выгоды, имеет и более широкое значение, которое в сложившихся условиях заставляет рассматривать этот процесс с позиции устойчивого развития региона.

При обслуживании экспортно-импортных и транзитных перевозок основными требованиями являются надежность, стоимость и время доставки. Чем больше зависимость страны от импорта, тем более высокие требования, так как в этом случае прерывание поставок может привести к осложнению снабжения населения продовольствием и товарами первой необходимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1546

Интенсификация и удешевление процессов транспортировки при условии интеграции в международные транспортные коридоры позволяет сблизить удаленные друг от друга регионы страны, укрепить территориальное единство государства и создать более благоприятные условия для реализации экономического потенциала регионов.

Повышение требований международной конкуренции и необходимость унификации всех технологических процессов при осуществлении транспортных операций по международным транспортным коридорам оказывают прямое воздействие на технологическую безопасность страны.

Стабильный спрос на качественные и безопасные транспортные услуги обуславливает необходимость интенсификации процессов товародвижения путем применения современных информационных, аналитических, навигационных системы, способных обеспечить синхронное взаимодействие всех видов транспорта, транспортно-логистических комплексов, таможенных и других служб.

В этих условиях транспортные коридоры и транспортно-логистические центры становятся точками технологической активности, заставляющими беспрерывно повышать качество изготовления транспортного и обсуживающего оборудования.

В тоже время, чем больше зависимость экономики страны от импорта, тем важнее роль транспорта в бесперебойном обеспечении народного хозяйства продовольствием в объемах, необходимых для его эффективного функционирования.

Без адекватной транспортной системы, способной отвечать современным требованиям, невозможно экономическое освоение новых территорий месторождений полезных ископаемых, которые являются жизненно необходимыми в условиях роста и структурной перестройки экономики.

1547

Литература

1. Андриянов С.В., Решетнева А.А. Транспортный комплекс как инфраструктурный элемент системы экономической безопасности региона. В сборнике: Инновационный путь развития экономики регионов 2-я Международная научно-практическая конференция. 2014. С. 243-250.

2. Болгаров Н.И. Моделирование условий неопределенности функционирования транспортных систем в целях обеспечения экономической безопасности. Гуманитарный вестник. 2014. № 2 (29). С. 154-159.

3. Гольская Ю.Н. Понятие транспортной инфраструктуры и оценка ее влияния на региональную экономику // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы второй межвузовской научно-практической конференции: в 6 т. - Иркутск; ИрГУПС, 2011. - С. 157162.

4. Горев, А. Э. Теория транспортных процессов и систем : учебник для академического бакалавриата / А. Э. Горев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 217 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02529-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https: //biblio-online.ru/bcode/401401

5. Тохиров Т. Угрозы экономической безопасности развитию автотранспортных предприятий и пути их снижения //Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - №. 2. - С. 34-37.

6. Тохиров Т. И. Ретроспективный анализ состояния автотранспортной системы Согдийской области //Идеи и идеалы. - 2014. - Т. 2. - №. 2 (20).

7. Тохиров Т. И. Оценка экономической безопасности автотранспортной системы региона //Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №. 10 (056).

1548

8. Тохиров Т. И. Концепция транзитного потенциала автотранспортной системы региона //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2014. - №. 2.

9. Тохиров Т. И. Критерии экономической безопасности автотранспортного предприятия и ее уровня //Экономика природопользования. - 2014. - №. 2. - С. 38-42.

10. Комаров В.В. Концепция системы управления рисками в автотранспортных системах. Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2009. Т. 51. С. 24-42.

11. Константинов И.С., Бакаева Н.В., Федоров Д.И., Озаренко О.В. Структура системы мониторинга территориальной автотранспортной системы. Вестник компьютерных и информационных технологий. 2012. № 4 (94). С. 33-37.

Literature

1. Andriyanov S.V., Reshetneva A.A. Transportnyy kompleks kak infrastrukturnyy element sistemy ekonomicheskoy bezopasnosti regiona. V sbornike: Innovatsionnyy put' razvitiya ekonomiki regionov 2-ya Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. 2014. S. 243-250.

2. Bolgarov N.I. Modelirovaniye usloviy neopredelennosti funktsionirovaniya transportnykh sistem v tselyakh obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti. Gumanitarnyy vestnik. 2014. № 2 (29). S. 154-159.

3. Gol'skaya YU.N. Ponyatiye transportnoy infrastruktury i otsenka yeye vliyaniya na regional'nuyu ekonomiku // Transportnaya infrastruktura Sibirskogo regiona: materialy vtoroy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 6 t. - Irkutsk; IrGUPS, 2011. - S. 157-162.

4. Gorev, A. E. Teoriya transportnykh protsessov i sistem : uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / A. E. Gorev. — 2-ye izd., ispr. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2017. — 217 s. — (Seriya : Bakalavr.

1549

Akademicheskiy kurs). — ISBN 978-5-534-02529-3. — Tekst : elektronnyy // EBS Yurayt [sayt]. — URL: https: //biblio-online.ru/bcode/401401

5. Tokhirov T. Ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti razvitiyu avtotransportnykh predpriyatiy i puti ikh snizheniya //Risk: resursy, informatsiya, snabzheniye, konkurentsiya. - 2012. - №. 2. - S. 34-37.

6. Tokhirov T. I. Retrospektivnyy analiz sostoyaniya avtotransportnoy sistemy Sogdiyskoy oblasti //Idei i idealy. - 2014. - T. 2. - №. 2 (20).

7. Tokhirov T. I. Otsenka ekonomicheskoy bezopasnosti avtotransportnoy sistemy regiona //Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. - 2013. -№. 10 (056).

8. Tokhirov T. I. Kontseptsiya tranzitnogo potentsiala avtotransportnoy sistemy regiona //Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment». - 2014. - №. 2.

9. Tokhirov T. I. Kriterii ekonomicheskoy bezopasnosti avtotransportnogo predpriyatiya i yeye urovnya //Ekonomika prirodopol'zovaniya. - 2014. - №. 2. - S. 38-42.

10. Komarov V.V. Kontseptsiya sistemy upravleniya riskami v avtotransportnykh sistemakh. Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossiyskoy akademii nauk. 2009. T. 51. S. 24-42.

11. Konstantinov I.S., Bakayeva N.V., Fedorov D.I., Ozarenko O.V. Struktura sistemy monitoringa territorial'noy avtotransportnoy sistemy. Vestnik komp'yuternykh i informatsionnykh tekhnologiy. 2012. № 4 (94). S. 33-37.

1550

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.