Научная статья на тему 'Анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы региона'

Анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АВТОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ГРУЗООБОРОТ / ПАССАЖИРООБОРОТ / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SAFETY / MOTOR TRANSPORT SYSTEM / CARGO TURNOVER / PASSENGER TURNOVER / TRAFFIC VOLUME / ECONOMIC SAFETY THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тохиров Тохиржон Исломжонович

Представлен анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы Республики Таджикистан, приведена динамика изменения удельного веса различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE OF ECONOMIC SAFETYOF MOTOR TRANSPORT SYSTEM OF REGION

The analysis of state of economic safety of motor transport system of the Republic of Tadjikistan is presented; the dynamics of share of different means of transport during transportation of cargo and passengers is formulated.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы региона»

УДК 339.9

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Т.И. Тохиров

Таджикский технический университет им. академика М.С. Осими E-mail: [email protected]

Представлен анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы Республики Таджикистан, приведена динамика изменения удельного веса различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Ключевые слова: экономическая безопасность, автотранспортная система, грузооборот, пассажирооборот, объем перевозок, угрозы экономической безопасности.

ANALYSIS OF STATE OF ECONOMIC SAFETY OF MOTOR TRANSPORT SYSTEM OF REGION

T.I. Tokhirov

Polytechnic Institute of Tajik Technical University named after M. Osimi E-mail: [email protected]

The analysis of state of economic safety of motor transport system of the Republic of Tadjikistan is presented; the dynamics of share of different means of transport during transportation of cargo and passengers is formulated.

Key words: economic safety, motor transport system, cargo turnover, passenger turnover, traffic volume, economic safety threats.

Транспорт Таджикистана является неотъемлемой частью национальной экономики и играет важнейшую роль, обеспечивая как внутренние перевозки, так и транспортировку экспорта и импорта продукции. Географическое положение Таджикистана в принципе позволяет ему стать транспортным мостом между странами Восточной и Юго-Восточной Азии и государствами Центральной Азии, СНГ и Юго-Западной Азии. Общая протяженность автомобильных дорог в стране составляет 30 563 км [5].

Транспортный комплекс Республики Таджикистан включает в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный.

Анализ динамики и структуры основных показателей перевозки грузов в Республике Таджикистан в 2006-2011 гг. показал, что наибольшее количество грузов перевозится автомобильным транспортом. В Республике Таджикистан на рынке транспортных услуг предприятия многочисленны, в основном они небольшие по размерам и территориально разбросаны, при этом производительность транспортного средства очень низка. Одной из особенностей транспортного комплекса республики является условие опережения темпов его развития потребности в перевозке грузов и пассажиров. Следует отметить также, что резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей пе-

© Тохиров Т.И., 2013

ремещения грузов и пассажиров является сдерживающим фактором в развитии экономики [5].

Одним из экономических критериев оценки экономической безопасности автотранспортной системы являются объем оказанных услуг, их стоимость и затраты на перевозку. Развитие транспортного комплекса Республики Таджикистан прямо пропорционально развитию экономики в целом, о чем свидетельствует показатель валового внутреннего продукта, а одной из основных причин неустойчивой стоимости транспортных услуг является ее зависимость от цены на топливо. В 2011 г на развитие транспорта и связи в республике было использовано 710,9 млн сомон инвестиций в основной капитал. Тарифы на грузоперевозки складывались под воздействием конъюнктуры рынка и государственного регулирования. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. тарифы на грузовые перевозки в среднем возросли на 21,7 %. Тарифы на пассажирские перевозки общегородским автомобильным транспортом возросли на 11,1 %, автобусным транспортом в междугородном сообщении - на 14,2 % [5].

Производственную деятельность автомобильного транспорта Республики Таджикистан можно охарактеризовать следующим образом.

В 2006 г. парк подвижного состава на предприятиях автотранспорта (включая индивидуальный автотранспорт) насчитывал 234,2 тыс. транспортных единиц, что на 11,9 % больше, чем в 2005 г. Удельный вес государственного автотранспорта в 2006 г. составил 14,4 %, 47,7 % находится в технически исправном состоянии. В общем в автопарке республики личный транспорт занимает 85,6 %, транспорт автотранспортных предприятий 8,7 % [5], остальной парк находится в нетранспортных организациях. Динамика наличия автотранспорта по формам собственности выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Динамика наличия подвижного состава автомобильного транспорта по формам собственности в Республике Таджикистан за 2003-2006 гг. (единиц)*

2003 2004 2005 2006 2006 г. в % к 2005 г.

Весь автотранспорт 191524 200339 209204 234189 111,9

В том числе:

государственный 41088 37730 34751 33626 96,8

индивидуальный 150436 162609 174453 200563 114,9

* Разработано по [4].

В общем числе автомобильного парка республики грузовые автомобили составляют 17,1 %; автобусы и микроавтобусы - 7,0; легковые автомобили - 74,1; специальные и прочие автомобили - 1,8 %. Число транспортных средств в личной собственности увеличилось на 26,1 тыс. единиц, причем число автобусов и легковых машин в личной собственности граждан увеличилось соответственно на 0,9 и 23,3 тыс. единиц [4].

В табл. 2 представлено число транспортных средств, реализованных в личную собственность.

Таблица 2

Число транспортных средств, реализованных в личную собственность в Республике Таджикистан за 2001-2006 гг.*

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2006 г. в % к 2001 г.

Всего выкуплено, единиц 1964 737 2743 999 1321 1423 72,45

Грузовые 1225 257 2177 692 971 1132 92,4

Автобусы и микроавтобусы 228 159 159 89 117 131 57,46

Легковые 396 212 220 201 214 247 62,37

Специальные 115 109 18 17 19 48 41,74

* Рассчитано по [4].

По данным Госкомстата Республики Таджикистан, в личной собственности граждан находится 22,7 тыс. грузовых машин, или 55,5 % всего имеющегося грузового автопарка республики [5].

В табл. 3 и 4 представлены динамика изменения объема перевозки грузов различными видами транспорта и их удельный вес.

Таблица 3

Динамика изменения объема перевозки грузов различными видами транспорта в Республике Таджикистан за 2006-2011 гг. (тыс. т)*

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 г. в % к 2006 г. 2011 г. в % к 2010 г.

Весь транспорт 39541,7 44997,5 47732,3 56862,8 59327,4 61656,6 155,9 103,9

В том числе:

Автотранспорт пред- 16849,1 19784,2 20579,1 27961,7 32206,9 33060,0 196,2 102,0

принимателей

Автотранспорт необщего пользования 5445,5 9264,6 9415,8 9054,1 9168,0 10928,2 200,6 119,1

Транспорт общего 16816,2 15373 16936,6 18910,0 17044,5 16467,5 97,9 96,6

пользования

Из них:

Железнодорожный 13934,8 14529,1 14544,2 14545,5 10445,6 9256,7 66,4 88,6

Автомобильный 2879,0 841,8 2390,2 4362,3 6596,7 7208,2 250,3 109,2

Авиационный 2,4 2,1 2,5 2,2 2,2 2,6 108,3 118,1

Международный 430,9 575,7 800,5 937,0 908,0 1200,9 278,6 132,2

транспорт

* Табл. 3-8 рассчитаны автором на основе [5].

Таблица 4

Динамика изменения удельного веса различных видов транспорта при перевозке грузов в Республике Таджикистан за 2006-2011 гг. (уд. вес в %)

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Весь транспорт 100 100 100 100 100 100

Автотранспорт предпринимателей 42,61 44,0 43,1 49,2 54,3 53,6

Автотранспорт необщего пользования 13,8 20,6 19,7 15,9 15,5 17,7

Железнодорожный 35,3 32,3 30,5 25,6 17,6 15,0

Автомобильный общего пользования 7,2 1,8 5 7,7 11,1 11,7

Авиационный 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Международный транспорт 1,1 1,3 1,7 1,6 1,5 2,0

Как видно из табл. 3 и 4, за рассматриваемый период наблюдается увеличение объема перевозок грузов всеми видами транспорта на 55,9 %. При этом наибольший прирост имеет автотранспорт предпринимателей 96,2 %. В целом наблюдается увеличение этого показателя на авиационном транспорте на 8,3 % и уменьшение этих показателей на железнодорожном транспорте на 43,6 % [5].

В последние годы улучшается позиция международного транспорта и частных автотранспортных предприятий. Увеличение объемов перевозки частных автотранспортных предприятий связано с увеличением количества индивидуальных грузовых автотранспортных средств. Так, по сравнению с 2004 г. грузовые автотранспортные средства увеличились на 2080 единиц [4].

Другая причина увеличения объемов перевозок - это реализация индивидуального грузового автотранспорта, работа которого оценивается в ходе выборочного статистического обследования.

Грузооборот всех видов транспорта в 2011 г. составил 5508,8 млн т-км или 111,1 % к 2010 г. (табл. 5).

Таблица 5

Динамика изменения грузооборота различными видами транспорта в Республике Таджикистан за 2006-2011 гг. (млн ткм)

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 г. в % к 2010 г.

Грузооборот, всего: 3034,2 3863,8 4152,9 5012,9 4957,6 5508,8 111,1

В том числе:

Автотранспорт предпринимателей 908,2 1248,3 1265,4 1820,5 2188,5 2099,5 95,9

Автотранспорт необщего пользования 159,4 366,5 216,7 259,6 269,2 468,7 174,1

Железнодорожный 1220,1 1274,4 1281,5 1282,1 808,4 702,9 86,9

Автомобильный 50,1 19,9 63,2 100,1 188,0 249,3 132,6

Авиационный 5,2 4,8 5,1 5,6 5,3 6,4 120,7

Международный транспорт 691,2 949,9 1321,0 1545,0 1498,2 1982,0 132,2

Из табл. видно, что увеличение общего грузооборота в основном происходит за счет автомобильного транспорта, автотранспорта необщего пользования, авиационного и международного транспорта. Динамика изменения объема и удельного веса различных видов транспорта при перевозке пассажиров в Республике Таджикистан за 2006-2011 гг. представлена в табл. 6 и 7 Установлено, что за рассматриваемый период в целом объем перевозки пассажиров возрос на 30,5 %, при этом наибольший прирост перевозок наблюдается автобусами (в 2,15 раза) и авиационным транспортом (в 2 раза). Также увеличение этого показателя имеет автотранспорт предпринимателей (на 9,1 %). В данном сегменте свои позиции теряют международный, таксомоторный, электрический и железнодорожный транспорт [5].

Пассажирооборот автомобильного транспорта в 2011 г. составил 9447,7 млн пасс. км, что на 4,55 % больше показателя 2010 г. [5] (табл. 8).

Таблица 6

Динамика изменения объема перевозки пассажиров различными видами транспорта в Республике Таджикистан за 2006-2011 гг. (млн пасс.)

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 г. в % к 2006 г. 2011 г. в % к 2010 г.

Объем перевозок: 415,4 429,2 455,0 514,6 539,5 542,3 130,5 100,5

Автотранспорт предпринимателей и частных автотранспортных предприятий 282,5 292,6 365,1 365,3 386,3 308,1 109,1 79,7

Автотранспорт необщего пользования 31,2 34,3 19,5 52,8 27,9 58,0 185,8 207,8

Автобусный 75,8 78,3 58,1 84,7 112,0 163,0 215,0 145,5

Таксомоторный 1,8 1,3 0,3 0,1 0,6 1,4 77,7 233,3

Электрический 22,6 21,0 10,1 9,9 10,9 10,2 45,1 93,5

Железнодорожный 0,7 0,8 0,8 0,7 0,6 0,6 85,7 100,0

Авиационный 0,4 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8 200,0 100,0

Международный транспорт 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,2 66,6 50,0

Таблица 7

Динамика изменения удельного веса различных видов транспорта при перевозке пассажиров в Республике Таджикистан за 2006-2011 гг. (уд. вес в %)

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Перевозка всеми видами транспорта 100 100 100 100 100 100

Автотранспорт предпринимателей и частных автотранспортных предприятий 68,0 68,1 80,2 70,9 71,6 56,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автотранспорт необщего пользования 7,51 7,99 4,28 10,2 5,1 10,6

Автобусный 18,24 18,37 12,7 16,4 20,7 30,0

Таксомоторный 0,43 0,3 0,06 0,01 0,11 0,25

Электрический 5,44 4,89 2,2 1,9 2,0 1,8

Железнодорожный 0,16 0,18 0,17 0,13 0,11 0,11

Авиационный 0,09 0,13 0,15 0,13 0,14 0,14

Международный транспорт 0,07 0,06 0,08 0,07 0,07 0,03

Таблица 8

Динамика изменения пассажирооборота различных видов транспорта в Республике Таджикистан за 2006-2011 гг. (млн пасс. км)

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 г. в % к 2010 г.

Пассажирооборот 6526,3 7187,3 8071,7 8590,5 9036,1 9447,7 104,55

Автотранспорт предпринимателей и частных автотранспортных предприятий 4292,4 4381,1 5289,9 5072,0 5259,6 3671,8 69,8

Автотранспорт необщего пользования 283,0 438,7 285,1 668,2 433,5 759,1 175,1

Автобусный 515,3 525,4 298,0 487,4 698,4 2414,2 345,6

Таксомоторный 16,6 12,0 1,9 1,0 8,8 22,0 250

Электрический 100,7 94,7 47,6 46,5 50,9 48,5 95,2

Железнодорожный 49,6 53,0 57,0 45,3 32,8 31,5 96

Авиационный 809,1 1158,6 1500,0 1645,3 1914,6 2148,0 112,1

Международный транспорт 459,6 523,8 592,2 624,8 637,5 352,6 55,3

Как видно из табл. 8, пассажирооборот различными видами транспорта незначительно увеличился. В основном увеличение этого показателя происходило за счет автотранспорта необщего пользования, автобусного, таксомоторного и авиационного транспорта.

Динамика объема перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта в Республике Таджикистан за 2006-2011 гг. представлена на рис. 1 и 2.

Объем перевозки пассажиров и пассажирооборот автомобильного транспорта зависит от подвижности населения, а также от дорожно-клима-тических условий. Таджикистан является горной страной, и в зимний период закрываются автодорожные перевалы в горных районах республики. Это отрицательно влияет на рост объемных показателей.

600

500

и и л

И ч § 8? о а

я В и 2

Он

и с

Я и 1« <о О

400

300

200

100

2006

2007

2008 2009 Годы

2010

2011

Рис.1. Динамика объема перевозки пассажиров всеми видами транспорта Республики Таджикистан за 2006-2011 гг.

70000

60000

£ 50000

я

о

Ь 40000

я О Я

а> а и в

и ь« ю О

30000

20000

10000

2006

2007

2008 2009 Годы

2010

2011

Рис. 2. Динамика объема перевозки грузов всеми видами транспорта Республики Таджикистан за 2006-2011 гг.

Анализ транспортного комплекса Республики Таджикистан показал, что автомобильный транспорт в экономике страны играет большую роль, являясь главным элементом производственной инфраструктуры.

Обеспечение экономической безопасности автотранспортной системы региона представляет собой сложную многоцелевую систему, содержание и структура которой зависят от финансово-экономического состояния ее элементов, воздействие на нее внутренних факторов, окружающей ее среды, определяемые конкретно для каждого элемента автотранспортной системы. Экономическая безопасность автотранспортной системы (экономическая безопасность отдельных ее элементов) может быть обеспечена только в том случае, если будет определена и построена логическая схема своевременного обнаружения и ликвидация возможных опасностей и угроз [1-3].

Об экономической безопасности речь чаще всего заходит тогда, когда нависает угроза в качестве потенциальной опасности, которую можно ослабить или предотвратить. Это обусловлено тем, что в условиях рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект действует на свой страх и риск, применяет механизмы, которые способны информировать о возможных негативных последствиях, об угрозах экономическим интересам, хозяйственным решениям, планам и замыслам задолго до возникновения реальных угроз.

В условиях рыночных отношений, характеризующихся свободным обменом незанятых в производстве и потреблении экономических благ, безопасность является признаком экономического поведения хозяйствующих субъектов, которые призваны самостоятельно защищать свои экономические интересы, оберегать и сохранять условия собственной деятельности. В этом контексте экономическая безопасность входит в понятие автотранспортной системы и рассматривается в качестве поведенческого детерминанта экономических отношений по поводу защиты воспроизводственного (транспортного) процесса.

Автотранспортная система и ее элементы представляют собой организационно-экономическую структуру субъекта рыночных отношений, определяют деловую активность экономической деятельности. Автотранспортная система включает в качестве составной части особую форму управления, содержание которой заключается в координации действий отдельных элементов в целях достижения взаимного соответствия частей целого. Автотранспортная система может быть представлена в виде транспортного комплекса Республики Таджикистан, в которой доминирующее место занимает автомобильный транспорт. Составные части системы тесно взаимосвязаны между собой, а координация их деятельности осуществляется посредством управленческих решений и механизмов. Координация действий внутри автотранспортной системы осуществляется административной структурой управления. В то же время когерентная форма координации экономической деятельности работников внутри каждого отдельного элемента автотранспортной системы отличается от рыночных механизмов.

В автотранспортной системе взаимоотношение индивидов координируется когерентными правилами, а цены играют вспомогательную роль, в то время как на рынке роль цен в координации экономической деятельности является основной, а правилам отводится второстепенное значение.

Литература

1. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИ-ТИ, 2006. 303 с.

2. Гурнак В.Н. Транспортный комплекс региона. М.: Знание,1985. 64 с.

3. Глинский В.В., Серга Л.К. Статистика XXI века. Вектор развития // Вестник НГУЭУ 2011. № 1. С. 108-118.

4. Таджикистан: 15 лет государственной независимости. Статистический сборник. Официальное издание. Душанбе, 2006. 329 с.

5. Таджикистан в цифрах 2012. Статистический сборник. Душанбе, 2012. C. 189.

Bibliography

1. Bogomolov VA. Jekonomicheskaja bezopasnost': uchebnoe posobie dlja vuzov. M.: JuNITI, 2006. 303 p.

2. Gurnak VN. Transportnyj kompleks regiona. M.: Znanie,1985. 64 s.

3. Glinskij VV, Serga L.K. Statistika HHI veka. Vektor razvitija // Vestnik NGUJeU. 2011. № 1. IP 108-118.

4. Tadzhikistan: 15 let gosudarstvennoj nezavisimosti. Statisticheskij sbornik. Oficial'noe izdanie. Dushanbe, 2006. 329 p.

5. Tadzhikistan v cifrah 2012. Statisticheskij sbornik. Dushanbe, 2012. II 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.